4d56 клапан вентиляции картерных газов

Авто помощник

Масло, как и любая жидкость, при нагреве частично переходит в газообразное состояние.
Масло в ДВС имеет температуру 90-100 градусов по С. Пары масла вместе с картерными газами выходят из двигателя.
Для того, что бы уменьшить потери масла в виде паров, картерные газы пропускают через маслоотделитель.

В начале покупки Паджеро я обратил внимание на масляный налёт внутри входа в турбину и в трубах интеркулера.
Подумалось о плохой работе маслоотделителя, тк авто было состояния новой машины.
Маслоотделитель у 4Д56Т — это пустой лабиринт в верхней части клапанной крышки.
Лабиринт с помощью заклёпок закрыт стальной пластиной.
Для стёка из маслоотделителя конденсировавшегося из картерных газов масла , между стальной пластиной и клапанной крышкой оставлены зазоры.
Промывка маслоотделителя пользы не принесла — там забиваться нечему — каналы лабиринта слишком большие.
Это я увидел, когда высверлил заклёпки, отделил пластину от крышки, изготовил в крышке по местам заклёпок резьбы М5.
Для увеличения эффективности работы маслоотделителя каналы лабиринта заполнил мягкими металлическими ершами, которыми пользуются хозяйки на кухне, и закрепил пластину на крышке с помощью болтов М5, шайб и гроверов.
Всё установил на место, промыл интеркулер и через пару тыс. км снова заглянул внутрь турбины и кулера.
Как и предполагал, чуда не произошло — внутренние стенки турбины и интеркулера снова были масляными — физика брала своё, пары масла конденсировались в холодных местах.

С тех пор я забил на «проблему», тем более, что масло дизель держит по уровню от замены до замены.

Ну а что бы два раза не писАть, всех с наступающим Новым годом ! )

Содержание
  1. 4d56 клапан вентиляции картерных газов
  2. Re: избыточное давление в картере. помогите диагностироват
  3. Re: избыточное давление в картере. помогите диагностироват
  4. Re: избыточное давление в картере. помогите диагностироват
  5. Re: избыточное давление в картере. помогите диагностироват
  6. Re: избыточное давление в картере. помогите диагностироват
  7. Re: избыточное давление в картере. помогите диагностироват
  8. Re: избыточное давление в картере. помогите диагностироват
  9. Re: избыточное давление в картере. помогите диагностироват
  10. Re: избыточное давление в картере. помогите диагностироват
  11. Re: избыточное давление в картере. помогите диагностироват
  12. Re: 4D56 избыточное давление в картере.
  13. Re: 4D56 избыточное давление в картере.
  14. Re: 4D56 избыточное давление в картере.
  15. Диагностика и ремонт Mitsubishi
  16. Клапан вентиляции картера
  17. Клапан вентиляции картера
  18. Re: Клапан вентиляции картера
  19. Re: Клапан вентиляции картера
  20. Re: Клапан вентиляции картера
  21. Re: Клапан вентиляции картера
  22. Re: Клапан вентиляции картера
  23. Re: Клапан вентиляции картера
  24. Re: Клапан вентиляции картера
  25. Re: Клапан вентиляции картера
  26. Re: Клапан вентиляции картера
  27. Re: Клапан вентиляции картера
  28. Re: Клапан вентиляции картера
  29. Re: Клапан вентиляции картера
  30. Как работает система вентиляции картера, каких подлостей от нее ждать
  31. 🎥 Видео

Видео:L200, 4d56 Картерные газы Как устранить самостоятельноСкачать

L200, 4d56 Картерные газы Как устранить самостоятельно

4d56 клапан вентиляции картерных газов

Сообщение ska_69 » 03 апр 2010, 23:36

из открытой крышки маслозаливной горловины — взвесь столбом.
если вынуть щуп и набрать 1500 оборотов — льется масло, ручьем.

ввиду предстоящего вскрытия(в соседней теме) может еще колечки посмотреть.

Re: избыточное давление в картере. помогите диагностироват

Сообщение SNOOPER » 04 апр 2010, 00:03

ska_69 писал(а): из открытой крышки маслозаливной горловины — взвесь столбом.
если вынуть щуп и набрать 1500 оборотов — льется масло, ручьем.

ввиду предстоящего вскрытия(в соседней теме) может еще колечки посмотреть.

Re: избыточное давление в картере. помогите диагностироват

Сообщение Alessandro » 04 апр 2010, 11:29

Re: избыточное давление в картере. помогите диагностироват

Сообщение ska_69 » 04 апр 2010, 11:45

Re: избыточное давление в картере. помогите диагностироват

Сообщение SNOOPER » 04 апр 2010, 13:43

Re: избыточное давление в картере. помогите диагностироват

Сообщение ska_69 » 04 апр 2010, 14:47

Re: избыточное давление в картере. помогите диагностироват

Сообщение ska_69 » 12 апр 2010, 13:47

продолжим разговор.
погазовать возможность есть.
Не зависимо от того есть ремень на гену или нет, маслице из щупа лезет. ну и еще из под болтов держащих клапанную крышку, из под маслозаливной крышки, и из под прокладки клапанной крышки.

А вакуумный усилитель тормозов туда же подключен.
Если да (хотя судя по трубкам именно так и есть), то разрежение все же есть.
Как можно эту херь проверить.

какие еще причины избыточного давления могут быть — Кольца.
но тогда он бы не ехал. а он едет бодренько, и не коптит даже почти )))))
в книжке написано что предел износа — компрессия 24.
Свою правда еще не мерил, компрессометра подходящего нету чего то.

Re: избыточное давление в картере. помогите диагностироват

Сообщение AntonR » 13 апр 2010, 07:11

Читайте также: Регулировка клапанов двигателя 1az fse

Re: избыточное давление в картере. помогите диагностироват

Сообщение ska_69 » 13 апр 2010, 11:55

Re: избыточное давление в картере. помогите диагностироват

Сообщение AntonR » 13 апр 2010, 15:38

Re: избыточное давление в картере. помогите диагностироват

Сообщение Iron Sid » 17 апр 2010, 09:21

Re: 4D56 избыточное давление в картере.

Сообщение Henry Morgan » 17 апр 2010, 09:54

Re: 4D56 избыточное давление в картере.

Сообщение ska_69 » 19 апр 2010, 20:12

Сегодня разбирал вакуумный насос. Много думал. (очень неохота голову снимать. )
Ничего интересного. ну в масле внутри, ну на лопастях несколько царапинок есть.

Возникли вопросы:
1.
как вакуумный насос работает?
В вакуумный насос приходит три трубки. по 1 в него поступает масло. да?
по 2 масло стекает.
по 3 трубке создается разрежение(трубка с клапаном).

2.
О каком разрежении в картере двигателя от вакуумного насоса может идти речь, если вакуум создается только на усилитель тормозов.
третья трубка подключена (у меня) только к вакуумному усилителю тормозов.
или это неправильность подключения.

3. Так как у меня конструктор (родной 4д55 заменен на 4д56) может быть есть какие то ньансы подключения вакуумного насоса.
Или например в чем отличие 4д56 и 4д56Т.
4д56 без турбины, а 4д56Т с турбиной. или турбины разные??
Может на них стоят разные вакуумные насосы.
Может у меня впускной коллектор от турбированного двигателя. (отлив «turbo» на впускном коллекторе есть)

помогите разобраться, плз, как оно должно быть.

Re: 4D56 избыточное давление в картере.

Сообщение AntonR » 20 апр 2010, 08:04

Очень сожалею, но вы, по моему мнению, сделали ненужную работу. Думаю что вы все-же не до конца понимаете влияния вакумника на повышенное давление в картере. Нужно научиться пользоваться «поиском». От себя скажу, что насос это устройство со входом и выходом. В одну трубку затягивает, а из другой выходит. Если заткнуть вход то и на выходе движения воздуха не будет. Насос создав разряжение на входе просто будет вращаться вхолостую. Теперь о насосе 4D56. На вход(вакуум) этого насоса подключена сеть потребителей вакуума. Это усилитель тормозов, система управления передним приводом, а также ресивер(бочонок на передней балке). Выход насоса подсоединён к картеру т.к при своей работе использует масло которое должно куда то стекать, вот оно и стекает через «выход» насоса в картер. Вернёмся к сети потребителей. Если наша сеть герметична то насос создав разряжение прокачивать больше ничего на будет. Воздух на «выходе» остановиться. А вот если сеть потребителей не герметична (мембрана порвана, слетела трубка) то насос через это отверстие постоянно будет засасывать воздух — Куда это воздух выйдет? В Картер.
Вот отсюда и повышенное давление в картере. Поэтому надо было сначала проверять целостность сети потребителей вакуума, а не насос разбирать.
Вообще то есть разные методики для определения причины повышенного давления в картере которые на требуют сразу глобальной разборки.

Так! Что-то я не понял, вот это в вашей подписи «мастерская.su | Клуб любителей старых Машин | Эвакуатор | Сааб-клуб» все ваши заведения? И что ваши специалисты не могут вам растолковать как все работает? Что? Нет. А что они там тогда делают? ::-):

Видео:Mitsubishi Pajero Sport 4d56 Картерные газы.Скачать

Mitsubishi Pajero Sport 4d56 Картерные газы.

Диагностика и ремонт Mitsubishi

Видео:Mitsubishi Pajero 4д56т картерные газыСкачать

Mitsubishi Pajero 4д56т картерные газы

Клапан вентиляции картера

Клапан вентиляции картера

#1 Сообщение Pavel88 » 31 окт 2010, 11:10

Re: Клапан вентиляции картера

#2 Сообщение Neos » 31 окт 2010, 20:49

Re: Клапан вентиляции картера

#3 Сообщение Alex58 » 01 ноя 2010, 00:48

Re: Клапан вентиляции картера

#4 Сообщение granda » 01 ноя 2010, 08:51

Re: Клапан вентиляции картера

#5 Сообщение Alex58 » 01 ноя 2010, 17:22

Re: Клапан вентиляции картера

#6 Сообщение Pavel88 » 01 ноя 2010, 22:06

Re: Клапан вентиляции картера

#7 Сообщение Виталик1 » 01 ноя 2010, 23:48

Re: Клапан вентиляции картера

#8 Сообщение Alex58 » 03 ноя 2010, 17:44

Re: Клапан вентиляции картера

#9 Сообщение mek » 04 ноя 2010, 01:55

Re: Клапан вентиляции картера

#10 Сообщение Pavel88 » 04 ноя 2010, 11:35

Re: Клапан вентиляции картера

#11 Сообщение Green063 » 04 ноя 2010, 14:22

Re: Клапан вентиляции картера

#12 Сообщение mek » 04 ноя 2010, 21:02

Re: Клапан вентиляции картера

#13 Сообщение Pavel88 » 04 ноя 2010, 21:54

В смысле бюджетности- поменяйте колпачки. Не поможет- поменяете кольца. Стучать могут и не гидрики.
Вообщето не хотелось бы вы**ачивать, а сделать раз и навсегда:(

Стучать могут и не гидрики.
Поделитесь, что еще может, ссылку на подобный косяк и его исправление если существует. Буду признателен

Читайте также: Из за чего дымит нексия 8 клапанов

Видео:ПЕРЕДЕЛКА САПУНА В КЛАПАННОЙ КРЫШКИ ПАДЖЕРО 4D56!Скачать

ПЕРЕДЕЛКА САПУНА В КЛАПАННОЙ КРЫШКИ ПАДЖЕРО 4D56!

Как работает система вентиляции картера, каких подлостей от нее ждать

4d56 клапан вентиляции картерных газов

Для чего предназначена система вентиляции картера двигателя, понятно из ее названия. Но почему картер необходимо вентилировать? Как показывает практика, точность ответа на этот вопрос сильно зависит от того, приходилось ли раньше тому или иному владельцу сталкиваться с проблемами, которые система вентиляции способна создавать. Если не приходилось, случается, что о том, из-за чего картер нуждается в вентиляции, равно как и том, как она реализуется, автовладелец может и не догадываться.

4d56 клапан вентиляции картерных газов

Все упирается в прорыв газов в картер. Как бы ни были хороши поршневые кольца, полную герметизацию пространства над поршнем, где происходит рабочий процесс, они обеспечить не могут. В результате под действием высокого давления из надпоршневого пространства в картер проникают не только продукты сгорания горючей смеси, но на такте сжатия и некоторая часть самой горючей смеси.

4d56 клапан вентиляции картерных газов

Если прорвавшиеся газы не отводить, давление в картере повышается, в результате чего картерные газы способны выдавить щуп масломера с последующим выбрасыванием масла из двигателя в моторное отделение и вызвать появление течей масла по прокладкам и сальникам. Вентиляция обеспечивает выравнивание давления в картере с атмосферным давлением, что позволяет избежать этих негативных последствий прорыва газов. Это и есть основная причина оснащения любого двигателя вентиляцией картера.

4d56 клапан вентиляции картерных газов

Однако в целую систему PCV (Positive Crankcase Ventilation) вентиляция превратилась благодаря экологии. Картерные газы токсичны. Поэтому широко применявшаяся некогда вентиляция с помощью сапуна с вытяжной трубкой, отводившей газы из картера прямо в атмосферу, примерно с середины 1960-х годов была запрещена сначала в США, а затем и в Западной Европе.

4d56 клапан вентиляции картерных газов

Сейчас сапуны открытого типа можно увидеть лишь на коробках передач, раздаточных коробках и других агрегатах, где их наличие обусловлено способностью воздуха от нагрева во время работы агрегата расширяться, из-за чего увеличивается давление внутри узла, что также чревато выдавливанием уплотнений и появлением течей.

4d56 клапан вентиляции картерных газов

В закрытых системах вентиляции, коими оборудованы все современные моторы, картерные газы отводятся во впускной коллектор, после чего возвращаются в цилиндры двигателя. Закрытые системы не сообщаются с атмосферой, а стало быть, не загрязняют окружающую среду углеводородными соединениями — несгоревшим топливом, продуктами неполного сгорания топлива, масляными парами, которыми насыщены картерные газы, а позволяют им с пользой догореть в цилиндрах.

4d56 клапан вентиляции картерных газов

Но только этим достоинства закрытой вентиляции не ограничиваются. Открытая вентиляция работала за счет разряжения, возникающего у среза вытяжной трубки, однако обязательным условием создания достаточного для интенсивной вентиляции разряжения было движение автомобиля — чем быстрее, тем разряжение выше. Работу закрытых систем обеспечивает разряжение во впускном коллекторе, поэтому вентиляция начинает функционировать сразу же с запуском двигателя. При этом небольшое разряжение создается и в картере, что повышает надежность уплотнений.

4d56 клапан вентиляции картерных газов

В недостатках — усложнение конструкции двигателя. Закрытая система вентиляции требует наличия каналов в блоке и головке цилиндров, а также патрубков и шлангов, по которым циркулируют картерные газы.

4d56 клапан вентиляции картерных газов

В картерных газах присутствует масляная взвесь, которую во избежание высокого расхода моторного масла на угар и загрязнения узлов системы питания, находящихся во впускном тракте, необходимо отделять. Поэтому должен быть предусмотрен маслоотделитель, иногда также называемый маслоуловителем, или маслоотстойником, и каналы, по которым собранное масло возвращается в поддон.

4d56 клапан вентиляции картерных газов

Помимо этого, сообщение картерного пространства с впускным коллектором оказывает влияние на работу двигателя по причине снижения разряжения в коллекторе и добавления к воздуху, поступающему в цилиндры двигателя, того или иного количества картерных газов, которое существенно изменяется в зависимости от режима работы силового агрегата.

4d56 клапан вентиляции картерных газов

Наконец, для нормального функционирования системы вентиляции требуется подвод свежего воздуха в картерное пространство, иначе вместо повышенного давления в картере, с которым вентиляция призвана бороться, возможен обратный эффект — чрезмерное разряжение.

Это общие положения, относящиеся к системам вентиляции, но что касается их исполнения на том или ином двигателе, то тут, как говорится, сколько производителей, столько и вариантов. Кроме того, на исполнение влияет экологический класс силового агрегата, тип двигателя — бензиновый или дизельный, наличие турбонаддува.

4d56 клапан вентиляции картерных газов

Например, маслоотделители могут быть встроенными в двигатель и при этом располагаться внутри клапанной крышки либо в блоке цилиндров, а могут быть выполнены как отдельный узел, расположенный на моторе.

4d56 клапан вентиляции картерных газов

В маслоотделителях используются лабиринтные и инерционные принципы улавливания масла. В первом случае поток картерных газов движется по каналам, резко изменяющим направление. При этом капельки масла оседают на стенках лабиринта, затем объединяются в крупные капли и стекают вниз, где попадают в сливные каналы и возвращаются в поддон двигателя.

4d56 клапан вентиляции картерных газов

В маслоотделителях центробежного типа капельки масла под действием сил инерции отбрасываются и прилипают к стенкам, а далее опять-таки стекают вниз.

Читайте также: Тормозные колодки ларгус 16 клапанов какие лучше с абс

4d56 клапан вентиляции картерных газов

Способы согласования работы системы вентиляции с работой двигателя тоже бывают разными. В карбюраторных моторах, двигателях с моновпрыском и нередко при распределенном впрыске вопрос решался с помощью двух каналов подвода картерных газов, один из которых выводили перед дроссельной заслонкой, а второй, заканчивающийся калиброванным отверстием (жиклером), — за ней. При работе на холостом ходу газы поступали по каналу с жиклером за дроссельной заслонкой, но когда по мере открытия дроссельной заслонки и увеличения оборотов коленвала разряжение за заслонкой уменьшалось, но количество газов, прорвавшихся в картер, увеличивалось, из-за чего этот канал переставал справляться со своими обязанностями, в дело вступал первый канал.

4d56 клапан вентиляции картерных газов

Однако наибольшее применение получили клапанные системы регулирования. В них проходное сечение в трубопроводе подвода картерных газов изменяется с помощью клапана в обратной зависимости от разряжения во впускном коллекторе — чем сильнее разряжение, тем меньше проходное сечение клапана и наоборот.

4d56 клапан вентиляции картерных газов

Клапаны PCV в свою очередь бывают золотниковые и мембранные. С точки зрения более точного дозирования количества картерных газов мембранные считаются лучшими, но, впрочем, это не так уж и важно. Важно, что неисправность клапана ведет к нарушению состава горючей смеси. Отсюда начинаются проблемы, которые в эксплуатации способна создавать вентиляция картера.

4d56 клапан вентиляции картерных газов

Клапаны, как известно, могут потерять подвижность или, говоря проще, заклинить в каком-то положении. У мембранных клапанов сомнение вызывает также надежность и долговечность материала мембраны. Заклинить клапан может из-за засорения. В картерных газах присутствуют мелкодисперсные частички сажи и нагара. Чем хуже техническое состояние двигателя, тем их больше. Опять же в мелких капельках масла могут находиться еще более мелкие инородные включения. Чем хуже обслуживается двигатель, тем включений больше. Эта грязь откладывается не только в клапане PCV, но и в калиброванных отверстиях, патрубках системы вентиляции. Опять же патрубки могут прорваться — их материал отнюдь не вечен.

4d56 клапан вентиляции картерных газов

Коварство системы вентиляции заключается в том, что неполадки в ней могут не оказывать сильно заметного влияния, а если и начинают сказываться уменьшением мощности, увеличением расхода топлива, слишком быстрым загрязнением дроссельной заслонки, регулятора холостого хода, замасливанием воздушного фильтра и прочими проблемами, то их списывают на неисправности других систем, прежде всего систем питания и зажигания.

По словам специалистов, некоторые модели двигателей, отвечающих экологическим требованиям от Евро-4 и выше, при неполадках с вентиляцией способны «свалиться» на работу в аварийном режиме, однако и при этом компьютерная диагностика не указывает на истинного виновника. Поэтому чаще всего лишь когда система засорилась настолько, что картерным газам не остается ничего другого, как выдавить щуп масломера и выгнать масло из двигателя, на вентиляцию наконец-то обращают внимание.

4d56 клапан вентиляции картерных газов

Но в зимний период эксплуатации вентиляция способна на настоящие подлости. Ко всему прочему в картерных газах содержатся водяные пары. Откуда им взяться? Из атмосферного воздуха, поступающего в двигатель, разумеется.

4d56 клапан вентиляции картерных газов

Перемещаясь по системе, пар может конденсироваться в «закоулках», после чего при низких температурах окружающей среды влага изменяет агрегатное состояние, превращаясь в лед. Он в свою очередь закупоривает какое-то «узкое место» системы. Картерным газам опять-таки не остается ничего другого, как выдавить щуп масломера и начать выгонять наружу моторное масло. Причем если засорения системы вентиляции нагаром при исправной работе силового агрегата и его своевременном обслуживании качественными расходными материалами можно ждать бесконечно долго, то обмерзание — вопрос очень короткого времени.

Проблема обмерзания известна разработчикам двигателей, о чем свидетельствует наличие встроенных в систему вентиляции обогревов. На приведенной выше схеме системы вентиляции дизелей 1.6 и 2.0 TDI Volkswagen функцию обогрева выполняет нагревательный резистор. К сожалению, нередко этими обогревами оборудуется вентиляция картера только тех моторов, которые предназначены для автомобилей, продающихся в странах с холодным климатом, — так называемое северное исполнение. Если подогрев не предусмотрен или он неисправен — жди сюрпризов.

4d56 клапан вентиляции картерных газов

И опять-таки, к сожалению, не во всех инструкциях по эксплуатации есть указания по уходу за системой вентиляции картера. Он должен заключаться в периодической очистке полостей вентиляционных шлангов, маслоотделителя, калиброванных отверстий и других узких мест в системе.

4d56 клапан вентиляции картерных газов

При этом обслуживание системы в существующих указаниях по уходу рекомендуется проводить одновременно с очередной заменой масла в двигателе либо через одну замену. Однако как часто подобные рекомендации используются на СТО, в гаражах, владельцами, самостоятельно обслуживающими свои машины? Как в такой ситуации говорят философы, вероятность есть всегда, в данном случае она равна нулю.

Сергей БОЯРСКИХ
Фото автора
ABW.BY

Благодарим за помощь в организации фотосъемки Ресурсный центр на базе автомеханического колледжа имени академика М.С.Высоцкого

🎥 Видео

Вентиляция картерных газов 4M40 Mitsubishi PAJEROСкачать

Вентиляция картерных газов 4M40 Mitsubishi PAJERO

Делика картерные газыСкачать

Делика картерные газы

Mitsubishi Pajero 4д56т картерные газы ч 2.Скачать

Mitsubishi Pajero 4д56т картерные газы ч 2.

Картерные газы D4BH (4D56)Скачать

Картерные газы D4BH (4D56)

Приборы для проверки картерных газов которые нигде не продаются, но Вы сами их можете изготовить.Скачать

Приборы для проверки картерных газов которые нигде не продаются, но Вы сами их можете изготовить.

Mitsubishi Montero Sport замена клапана вентиляции картерных газов ( сапун )Скачать

Mitsubishi Montero Sport замена клапана вентиляции картерных газов ( сапун )

Состояние поршневой - картерные газыСкачать

Состояние поршневой - картерные газы

L200, 4d56 Картерные газы Как устранить самостоятельноСкачать

L200, 4d56 Картерные газы Как устранить самостоятельно

ЧТОБЫ ДВИГАТЕЛЬ НЕ ДЫМЕЛ ПРОВЕРЬ КЛАПАН ВЕНТИЛЯЦИИ КАРТЕРНЫХ ГАЗОВСкачать

ЧТОБЫ ДВИГАТЕЛЬ НЕ ДЫМЕЛ ПРОВЕРЬ КЛАПАН ВЕНТИЛЯЦИИ КАРТЕРНЫХ ГАЗОВ

Дополнение к видео про маслоуловитель на L200Скачать

Дополнение к видео про маслоуловитель на L200

Картерные газы в дизеле.Все о них, все о последствиях повышенного давления картерных газав.Скачать

Картерные газы в дизеле.Все о них, все о  последствиях повышенного давления картерных газав.

Картерные газы в дизеле ,химия для удаления картерных газов.И КАК ВАС НАКАЛЫВАЮТ.Скачать

Картерные газы в дизеле ,химия для удаления картерных газов.И КАК ВАС НАКАЛЫВАЮТ.

Течь масла отовсюду на Mitsubishi L200 4D56.РазбираемсяСкачать

Течь масла отовсюду на Mitsubishi L200 4D56.Разбираемся

Вентиляция картерных газов - доработка системыСкачать

Вентиляция картерных газов - доработка системы

одна из причин почему турбина кидает масло двигатель 4м40,Мицубиси паджеро(Mitsubishi Pajero)Скачать

одна из причин почему турбина кидает масло двигатель 4м40,Мицубиси паджеро(Mitsubishi Pajero)

Причина картерных газов и большой расход масла ! Не спешите капиталить двигательСкачать

Причина картерных газов и большой расход масла ! Не спешите капиталить двигатель
Поделиться или сохранить к себе:
Технарь знаток