- Замена КХХ и ремонт ECM на Nissan Sunny 2000 года с двигателем QG15. Часть 5 – Обучение ECM
- Часть 5 из 6. Обучение ECM.
- Обучение
- Официальный алгоритм:
- Неофициальный алгоритм
- Адаптация клапана холостого хода ниссан санни
- Проблемы холостого хода Nissan. Решаем проблему своими руками
- Nissan Sunny. Нет холостого хода
- Симптомы возникновения неисправности, в автомобилях Nissan:
- Как возникает эта неисправность, в автомобилях Nissan?
- Проверяем работоспособность ЭБУ двигателя
- Проверяем целостность проводки
- Что делать, если ЭБУ двигателя сгорел?
- Ремонт автомобиля в целом
- Адаптация клапана холостого хода ниссан санни
- 📽️ Видео
Видео:Дроссельная Заслонка для НИССАНА | Обучение - БЫСТРО и ПРОСТОСкачать
Замена КХХ и ремонт ECM на Nissan Sunny 2000 года с двигателем QG15. Часть 5 – Обучение ECM
Видео:Обучение адаптация дроссельной заслонки ,клапана холостого хода,после промывки, ниссан вингроад,QG18Скачать
Часть 5 из 6. Обучение ECM.
Обучение
Иногда после замены КХХ меняются обороты холостого хода. Или слишком высокие, или наоборот низкие. Так точно бывает, если при замене не сбрасывать клемму с аккумулятора. Для этого надо провести так называемое обучение ECM.
Делается это путем следующих процедур:
Официальный алгоритм:
Удостоверьтесь, что все следующие условия удовлетворены. «Обучение КХХ» будет отменено, если любое из следующих условий будет пропущено:
- Напряжение АКБ больше чем 12.9V (при неработающем двигателе).
- Температура антифриза: 70 — 99°C (158 — 210°F).
- Выключатель PNP: on (т.е. парк или нейтраль)
- Потребители электричества: off (кондиционер, фары, стеклоподъемники)
- Двигатель вентилятора: не работает.
- Руль: нейтральный (прямое положение).
- Скорость автомобиля: полная остановка.
- Трансмиссия: прогрето.
Обучения для моделей с трансмиссией A/T без сканера CONSULT-II:
- Включить зажигание и ждать по-крайней мере 1 секунду.
- Выключить зажигание и ждать по-крайней мере 10 секунд.
- Прогреть двигатель до нормальной рабочей температуры.
- Проверить, что все пункты перечисленные выше удовлетворены.
- Выключить зажигание и ждать по крайней мере 9 секунд.
- Завести двигатель и дать ему поработать в течение по-крайней мере 28 секунд.
- Разъединить верхний контакт датчика (коричневый цвет), соединить в течение 5 секунд.
- Ждать 20 секунд.
- Удостоверьтесь, что ХХ — в пределах нормы. В противном случае найдите причину проблемы (см. ниже).
- Увеличить обороты двигателя в два или три раза. Удостоверьтесь, что обороты, приведенные ниже, в пределах нормы.
ХХ M/T: 700 плюс-минус 50 оборотов в минуту
ХХ АТ: 800 плюс-минус 50 оборотов в минуту (в положении селектора в положении «P» или «N»)
Неофициальный алгоритм
- Двигатель должен быть прогрет, все потребители выключены.
- Глушим двигатель и отсчитываем 10 секунд.
- Включаем зажигание (но не заводим), отсчитываем 10 секунд.
- Выключаем, вытаскиваем ключ, отсчитываем 10 секунд.
- Включаем зажигание (но не заводим), идем к двигателю, по пути отсчитываем 30 секунд.
- Под капотом слышно жужжание.
- Сдергиваем верхнюю фишку, ждем, пока жужжание не прекратится.
- Одеваем фишку, отсчитываем 20 секунд.
- Не выключая зажигание, заводим двигатель.
- Едем.
Если это не помогло, то нужно обратиться в фирменный сервис Nissan, где имеется специальное оборудование (по простому называют «Консалт» ). Там ECM проведут «обучение» ( в Москве на 2007 год это стоит около 400 рублей ).
Видео:Настройка и адаптация дросселя Ниссан с двумя разъёмамиСкачать
Адаптация клапана холостого хода ниссан санни
Процедура — ОБУЧЕНИЕ ХХ (обороты холостого хода)
Для данной процедуры подготавливаем автомобиль: двигатель должен быть прогрет, но выключен, напряжение в сети при неработающем двигателе не ниже 12,5 Вольт, все потребители должны быть отключены.
Этап 1 — Обучение педали газа открытому положению.
1. Включить зажигание на 2 секунды.
2. Выключить зажигание ждать 10 секунд.
3. Включить зажигание на 2 секунды.
4. Выключить зажигание ждать 10 секунд.
Этап 2 — Обучение педали газа закрытому положению.
2. Выключить и ждать 10 секунд.
Этап 3 — Обучение Холостого хода.
1. Включить зажигание и ждать 3 секунды. (двигатель не заводить).
2. 5 раз нажать и отпустить педаль газа в пол в течение 5 секунд.
3. Подождать 7 секунд (педаль газа полностью отпущена).
4. Полностью нажать педаль газа и ждать 20 секунд.(через 10 секуд начнёт моргать CE как для процедуры самодигностики, но при этом педаль газа не отпускать, пока CE не перестанет моргать).После того как CE перестал моргать и загорелся, полностью отпустить педаль и в течение трёх секунд завести мотор.
5. Началась процедура обучения холостому ходу.
6. Подождать 20 секунд. Обороты поднимутся до 1500 и плавно опустятся до 500, и потом стабилизируются в нормальные 650.
7. Нажать педаль газа 2-3 раза до 2000 — 3000 оборотов в минуту и после сброса удостоверится, что обороты ХХ стали около 650.
Видео:Адаптация датчика / регулятора/холостого хода. K4M/K4J. двигатель Renault. Троит моторСкачать
Проблемы холостого хода Nissan. Решаем проблему своими руками
Клапан холостого хода.
Одна из самых наболевших проблем поддержанныхавтомобилей, это когда начинают «плавать» обороты двигателя. Автомобиль тоглохнет, то наоборот обороты повышаются, иногда автомобиль вообще не заводится(крайне редкий случай), в результате нестабильная работа двигателя.
Стабильная и ровная работа Вашей машины, точнее двигателя, зависит от чистоты клапана холостого хода (далее будем называть его КХХ). КХХ напрямую влияет на работу и стабильность мотора, легкий и правильный запуск машины, как в морозы, так и в жаркую погоду.
Эффект от этой процедуры, не заставит себя долго ждать.Можно сэкономить, если почистить его самостоятельно. Вся операция проста и нетребует от Вас специальных знаний. Правда если Вы, никогда этого не делали, идаже не представляете, где «это» находится — то лучше конечно обратиться вспециализированный автосервис.
Длясамостоятельного ремонта Вам потребуется:
· Герметик(черный или красный).
Открываем капот, находим КХХ. Откручиваем аккуратноболты. Снимаем все разъемы и трубки воздуховода. Чаше всего болты «прикипели» -заржавели, вот для этого и потребуется универсальная смазка WD-40. Отсоединяемхомуты от шлангов охлаждения. Патрубки поднимаем вверх, чтоб антифриз непобежал.
Между КХХ и впускным коллектором имеется металлическаяпрокладка (не на всех — зависит от модификации и года выпуска). Снимаем вседетали: сам клапан ХХ, компенсирующие клапана для кондиционера и гидроусилителяруля – снимаем аккуратно они находятся под пружинкой и могут вылететь!
После того, как все разобрано, каждую запчасть хорошопромываем жидкостью WD-40.
Далее начинается самый интересный процесс, это собратьвсе обратно, и в правильном порядке Во время сборки, смазываем соединительныеместа герметиком — наносим тонким равномерным слоем.
Во время сборки, закручиваем регулировочный винт,постарайтесь закрутить его на тот же уровень, до которого он был закручен доначала ремонта.
После сборки узла, необходимо отрегулировать холостойход.
Для выполнения этой операции нам понадобится тот самыйрегулировочный винт, отвечающий за холостой ход.
· ЗапускаемДВС и прогреваем его до рабочей температуры (85-92С)
Поднимаем обороты ДВС до 2000 об/мин и держим в такомсостоянии около 2-3 минут (без усилия).
· Потомглушим мотор и делаем самодиагностику.
· Сновазапускаем мотор, и поднимаем обороты до 2000 и держим так же 2-3 минуты (безусилия).
· Газуем2-3 раза и оставляем ДВС работать на холостых оборотах в течении 1-2 минут.
· Двигательглушим и скидываем фишку датчика с положения дроссельной заслонки (ДПДЗ).
· Сновазапускаем ДВС, газуем 2-3 раза и тихонько отпускаем газ. Если на холостом ходумашина заглохнет, нужно выкрутить регулировочный винт и завести двигатель.
· ОборотыХХ должны быть следующими: для РКПП (ручная коробка переключения передач) —575±50об/мин; для АКПП (автоматическая коробка переключения передач) — 650±50об/мин. Если с первого раза не получается попасть в эти цифры, то даем газу еще2-3 раза и регулировочным винтом доводим стрелку тахометра до нужных пределов.
· Послевсего проделанного ДВС глушим и фишку датчика положения дроссельной заслонки(ДПДЗ) одеваем на свое место.
· Делаем RESET (сброс)ЕСМ и ТСМ. Заводим двигатель и снова даем газу 2-3 раза. После небольшой паузы,когда двигатель выйдет на холостые обороты (ЕСМ демпфирует резкое снижениеоборотов благодаря КХХ): для РКПП — 625±50 rpm; для АКПП — 700±50 rpm.
Ну вот друзья и все! Всем приятной езды, и поменьшепроблем с Вашими железными конями.
Хотим Вам напомнить, что для Вас всегда работаетСПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЙ АВТОТЕХЦЕНТР NISSAN. Это профессиональный ремонтавтомобилей Ниссан за приемлемые деньги. Мы придерживаемся девиза: ЧЕСТНО,ПРОФЕССИОНАЛЬНО, НЕДОРОГО! У нас имеется склад автозапчастей, как новых так иб/у. Также имеется свой авторазбор! Действует гибкая система скидок!
ЗВОНИТЕ, записывайтесь на ремонт: 8 (912)220-85-27
Видео:Адаптация электронного дросселя Ниссан своими руками без сканера.Скачать
Nissan Sunny. Нет холостого хода
Nissan Sunny 2000 года выпуска (Двигатель QG15DE, АКПП, Правый руль). Нет холостого хода.
Читайте также: Устрой сливного клапана унитаза
С проблемой, которая будет описана ниже, может столкнуться каждый владелец автомобиля марки Nissan, с двигателями, имеющих регулировку оборотов холостого хода при помощи шагового мотора (РХХ).
Видео:Регулировка датчика ПДЗ Nissan sunnyСкачать
Симптомы возникновения неисправности, в автомобилях Nissan:
- Плавают обороты, неровная работа двигателя
- После прогрева двигатель глохнет
- Повышенный расход топлива
- Нет холостого хода
- На «горячую» плохо заводится
Видео:Автоматическая регулировка КХХ FB15 (Видео)Скачать
Как возникает эта неисправность, в автомобилях Nissan?
- Изнашивается уплотнительная прокладка между корпусом дроссельной заслонкой и РХХ
- Охлаждающая жидкость попадает в корпус регулятора холостого хода
- РХХ начинает подклинивать и перегревается, вследствие чего происходит межвитковое замыкание обмоток
- На последнем этапе выходит из строя ЭБУ двигателя.
Видео:Почему глохнет на ходу ниссан санниСкачать
Проверяем работоспособность ЭБУ двигателя
Снимаем разъём с клапана холостого хода. Выводы 1, 3, 4 и 6, относительно массы, должны прозваниваться как диоды. Если этого не происходит, то 99%, что ЭБУ сгорел.
Видео:Быстрый способ проверки регулятора холостого хода.Скачать
Проверяем целостность проводки
На выводах 2 и 5, разъёма РХХ (см. фото выше), должно быть +12 вольт, при включении зажигания. Снимаем разъём с ЭБУ двигателя прозваниваем оставшиеся провода на обрыв и замыкание.
Видео:Регулятор холостого хода. РХХ. Где проблемы и как смазать. Проблемы с оборотами двигателя.Скачать
Что делать, если ЭБУ двигателя сгорел?
Как правило в ЭБУ сгорает драйвер управления регулятором холостого хода (в нашем случае была микросхема STA508A) и дорожки под этой микросхемой.
Его ремонт заключается в восстановлении дорожек на плате ЭБУ и замене сгоревшей микросхемы.
Если такой микросхемы нет, можно заменить на аналог uPA1556AH — такая же сборка, но выдерживает большие токи. Либо впаять четыре транзистора с маркировкой IRFZ44N.
Видео:Как отрегулировать дроссельный узел и подружить его с РХХ и ДПДЗ. Зазоры в заслонке и холостой ход.Скачать
Ремонт автомобиля в целом
В целом ремонт данной неисправности заключается в следующих действиях:
- Меняем регулятор холостого хода
- Меняем уплотнительную прокладку
- Чистим (промываем) дроссельную заслонку
- Восстанавливаем работоспособность ЭБУ двигателя
- При помощи диагностического прибора производим адаптацию расхода воздуха на холостом ходу.
Datasheets на микросхемы и транзисторы упоминавшиеся в материалы:
Видео:Завышенные обороты холостого хода Nissan Sanny QG15 Часть 1 Замена датчиковСкачать
Адаптация клапана холостого хода ниссан санни
Очень часты обрывы, межвитковые и короткие замыкания данного клапана.
Но иногда, особенно после короткого замыкания IACV и далее после замены клапана (ремонт в условиях потоковой диагностики считаю нерентабельным), ожидаемой стабилизации оборотов холостого хода не происходит, автомобиль также плохо заводится Почему?
“Разбор полетов” показывает, что причина проблемы кроется в неисправности блока управлении двигателя, а конкретно: в выходе из строя драйвера управления IACV.
Налицо недоработка инженеров фирмы HITACHI, а именно они производят эти блоки, по защите цепей от КЗ обмоток РХХ. Или это кому-то выгодно?
Но в описываемом мною случае, первопричиной выхода из строя блока управления двигателя явился . антифриз (а, скорее всего жидкость на него похожая).
При недавнем мелком ремонте двигателя некие “очумелые ручки” не поставили уплотнительную резинку между корпусом IACV и корпусом дроссельной заслонки, а намазали герметиком. Со временем тосол из системы подогрева IACV разъел герметик и стал попадать на клапан (вызвав КЗ обмотки) и через дроссель в двигатель. Итог неквалифицированного ремонта: замена клапана, ремонт контроллера, чистка дросселя, промывка двигателя (эндоскопический осмотр камер сгорания и клапанов выявил большие отложения) .
01.05.07 Система стабилизации холостого хода
С точки зрения теории автоматического регулирования (ТАР), эти системы относятся к замкнутым системам с обратной связью. В чем это выражается?
Как любая система, система АР (автоматического регулирования) имеет замкнутый контур:
рис.1
В обход дроссельной заслонки ставится регулятор холостого хода. Он находится в так называемом байпасном канале (от английского слова by pass – «миновать мимо»):
рис.2
Исполнительным механизмом является регулятор холостого хода. Устройство рассмотрим чуть позднее.
Датчиком (см. рис.1), является датчик скорости вращения двигателя. Неважно, как он устроен. Его задача – определить реальную скорость вращения двигателя. В качестве этого датчика может использоваться:
3.Датчик скорости вращения двигателя.
Объект регулирования – это двигатель, точнее частота его вращения.
Схема сравнения, расположенная в блоке управления двигателем, сравнивает реальную частоту вращения двигателя с той, которая необходима в данный момент (заданную задающим механизмом) и выдает команду исполнительному механизму больше или меньше открыть обходной (байпасный) канал для подачи дополнительного воздуха. Таким образом, обороты холостого хода всегда держатся на заданном уровне.
На экране сканера мы видим следующую картину:
А вот теперь мы нажимаем на педаль газа. Нам уже система стабилизации ХХ не нужна! Нам ехать надо, повышать обороты – а эта система будет стремиться вернуть их к установленным?!
При размыкании контактов холостого хода в датчике положения дроссельной заслонки, петля «обратной связи» размыкается, и система перестает отслеживать установленную частоту вращения двигателя. Более того, регулятор ХХ (холостого хода) по командам с ЭБУ (Электронный Блок Управления) двигает его в сторону увеличения оборотов ХХ. При резком отпускании педали газа (торможении) система «подхватывает» обороты на уровне порядка 1000-1500 об \ мин и плавно опускает их до оборотов холостого хода, не давая двигателю заглохнуть на переходных режимах.
Таким образом, наличие параметра IDLE является основополагающим в работе системы стабилизации холостого хода.
Что мы видим в действительности? Двигатель имеет пониженные обороты ХХ? Вместо чистки каналов дроссельной заслонки давайте накрутим винт регулировки ее начального положения! Обороты возросли? Плати деньги и уезжай! А то, что параметр IDLE изменился с ON на OFF, и система перестала поддерживать обороты ХХ (про TPS — то забыли!) – это уже неважно…
Рязанов Федор Александрович
(father)- руководитель обучающего центра ИнжекторКар
РХХ — регулятор холостого хода IACV — IDLE AIR CONTROL VALVE — AUXILIARY AIR CONTROL (AAC) VALVE
…самолечением заниматься — неблагодарное дело.
Позвонил знакомый электрик, просил записать его соседа по гаражу: автомобиль Машина не заводится, «горит» предохранитель (фото внизу, стрелка):
Машину записал через два дня.
«Ниссаны», конечно, ремонтировал, но в основном «промыть, прочистить, заменить датчик массового расхода воздуха, сгоревший контроллер, РХХ регулятор холостого хода (здесь и далее: IACV — IDLE AIR CONTROL VALVE — AUXILIARY AIR CONTROL (AAC) VALVE) А здесь «не заводится», да еще предохранитель «горит».
Питание, что на катушки, что на IACV шло с одного предохранителя №34 .
Через два дня, когда притащили NISSAN, расспросил у клиента, какие ремонты делались, что с машиной. Он рассказал, что были, с месяц назад, проблемы по холостому ходу, и кто-то ему посоветовал заменить IACV, что он и сделал. Потом, вроде, машина ездила более-менее нормально. Машина была уже без предохранителя, проверять сгорает ли он, я не стал.
При осмотре оказалось, что IACV был со следами тосола. Фишка (разъем) на IACV тоже в тосоле (фото слева) Проверка сопротивления обмоток IACV, подтвердила, что он сгорел (фото справа)
Клиент был очень удивлен, сказал, что он «вроде как недавно менял его, и что девайс «не дешевый».
Пришлось провести разъяснительную беседу о вреде самолечения с показом, сколько тосола в IACV (фото слева), и показать ему сгоревший контроллер (фото справа)
После промывки дроссельного патрубка, IACV замены прокладки, ремонта контроллера, вставил предохранитель и завел машину.
Обучение ХХ прошло нормально.
Так что пришлось Клиенту за то, что хотел сэкономить, два раза в течение месяца покупать РХХ. А может, это и сгубило контроллер, хотя сгореть он мог и в первый раз.
08.05.07 Системы стабилизации холостого хода
Итак, с чего начнем проверку системы стабилизации холостого хода?
Первым делом проверяем наличие импульсов на регулятор холостого хода (РХХ).
Но мы не знаем, какого типа РХХ установлен на данном автомобиле! Смотрим в район дроссельной заслонки. Мы можем увидеть 3 типа регуляторов:
На разъеме видим всего лишь 2 контакта (2 pin).
Принцип действия очень прост. На соленоид подается напряжение 12 вольт. Он втягивает сердечник, сердечник открывает байпасный канал – подается дополнительный воздух – обороты ХХ возрастают. Напряжение пропадает – сердечник под действием пружины перекрывает байпасный канал – обороты падают.
Но нам не нужен полностью открытый или полностью закрытый байпасный канал. Нам нужно открыть его на необходимую величину. В данных регуляторах для открытия их на необходимую величину применяется метод Широтно-Импульсной Модуляции (ШИМ). На обмотку сначала подается короткий импульс на открытие, затем долгое время импульс отсутствует (клапан закрыт).
Это показано на рисунке (а — «закрыто», б — «открыто» — см. стрелки):
Импульсы подаются с большой частотой и клапан не успевает открываться или закрываться полностью – вибрирует с высокой частотой в каком то среднем положении, задаваемой шириной импульсов. Чем шире импульс (скважность) – тем на большую величину открыт клапан. Изменяя ширину импульсов (скважность импульсов) можно менять степень открытия данного клапана.
В байпасный канал ставится ротор, который либо открывает, либо закрывает канал дополнительной подачи воздуха.
Конструктивно он сделан следующим образом:
Принцип управления очень похож – подавая широтно — импульсно модулированные сигналы в обе обмотки, блок управления меняет степень открытия байпасного канала – меняются обороты.
Схема управления приобретает следующий вид:
РХХ данного типа имеет 3 контакта (3 pin) — один общий провод (+В) и 2 управляющих.
Осциллограммы на них не нормируются, главное наличие импульсного сигнала 12 вольт.
Принцип действия шагового двигателя прост: кольцевой магнит и 4 обмотки, расположенные под углом 90 градусов.
Импульсы подаются последовательно в обмотки 1-4-2-3. Полюса кольцевого магнита поочередно притягиваются к эти магнита последовательно притягиваются к обмоткам – происходит вращательное д движение ротора, которое через червячную передачу открывает или закрывает байпасный канал. Для движения в обратную сторону импульсы подаются в последовательности 1-3-2-4 .
Как мы видим, для первых двух типов регуляторов импульсы подаются постоянно. Для шагового РХХ при установившемся режиме холостого хода без внешних воздействий (когда не требуется корректировка оборотов ХХ) блок управления может и отключить управляющие импульсы (червячная передача остается в том же положении – под действием потока воздуха своего положения не меняет).
Рязанов Федор Александрович (father)
руководитель обучающего центра ИнжекторКар
19.06.07 Системы стабилизации ХХ
Продолжим проверку. Проверяем наличие импульсов на регулятор холостого хода (РХХ)
Без осциллографа нам тут не обойтись. Смотрим величину и скважность этих импульсов.
РХХ у нас не шагового типа. Импульсы мы видим следующего типа:
Вместо прямоугольных импульсов мы можем увидеть заваленные фронты. Это нормально – не забываем про индуктивность обмоток. Скважность импульсов может меняться — нас интересует факт их наличия.
На сканере в разделе DATA STREEM видим следующий параметр:
Параметр IDLE «0 %» соответствует полностью закрытому регулятору холостого хода.
«100 %» — полностью открытому. Значение 50% означает, что система готова отработать обороты холостого хода, как и в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения.
Конкретное значение данного параметра смотрим в мануалах. Например, фирма TOYOTA дает именно 50 %, другие фирмы предпочитают 30%.
Ну а если у нас шаговый двигатель?
Импульсы приобретают следующий вид:
Расположение импульсов не нормируется — главное их наличие по всем каналам. Величина импульсов строго должна соответствовать 12 вольт (5 вольтовые регуляторы встречаются достаточно редко….).
На сканере в разделе DATA STREEM мы видим параметр:
Что это означает? При включении зажигания шаговый двигатель тестирует сам себя.
Проходит от одного крайнего положения до другого. Примерное количество шагов колеблется от 100 до 200. STEP 30 означает, что в сторону уменьшения оборотов система способна сделать 30 шагов, в сторону увеличения – максимальное значение минус 30 шагов.
Предположим, у нас загрязнится дроссельная заслонка. Количество проходящего воздуха уменьшиться. Обороты упадут, регулятору холостого хода придется на большее значение открыть байпасный канал.
В DATA STREEM мы увидим совсем другой параметр:
Когда это значение приблизится к максимальному, система потеряет способность корректировать обороты в сторону увеличения. При полностью исправной системе стабилизации холостого хода получим нестабильные обороты.
Чистка дроссельной заслонки и байпасного канала – это не роскошь, а обычное техническое обслуживание.
Ну что же, заслонку в порядок привели, а обороты ХХ по-прежнему нестабильные.
Проверяем сам регулятор ХХ. Проверяем сопротивление обмоток. Данные берем из мануалов, но на практике достаточно того, чтобы оно было. На шаговых регуляторах сопротивление всех обмоток должно быть примерно одинаковым. Обрыв обмоток – достаточно часто встречающийся дефект. Дело в том, что обмотки, как правило, заливаются компаундом с коэффициентом теплового расширения равным коэффициенту теплового расширения самой обмотки. Но идеала не бывает, и при нагреве-охлаждении происходит ее обрыв.
Другой дефект – заедание или люфт самого клапана. Либо грязь, либо механический износ. Теория автоматического регулирования достаточно подробно рассматривает устойчивость системы в этом случае. Не углубляясь в долгие математические расчеты, заметим, что данный дефект способен нарушить работу системы вплоть до автоколебательного режима. Обороты начинают «плавать». Такие регуляторы подлежат замене.
Обычно в таких случаях ставиться диагноз «Замена блока управления». Действительно, выход из строя выходных каскадов, управляющих регулятором – не такой уж и редкий дефект. Но не будем торопиться. Блок управления бракуется только лишь в том случае, если проверены все питания (массы) и все входящие импульсы.
Проверяем питание (массу) на клапане. Далее проверяем входные сигналы. Вспоминаем, что необходимо для работы системы.
1. Данные о реальной скорости вращения двигателя. Они сравниваются с заданными для данного режима, и система стабилизации принимает решение об увеличении или уменьшении оборотов. Эти импульсы берутся с датчиков системы зажигания, и их отсутствие вызывает так же сбой в работе других систем (топливоподача, тахометр и пр.)
2. Датчик температуры охлаждающей жидкости. По его показаниям на холодном двигателе система стабилизации держит повышенные (прогревочные) обороты холостого хода. Сбой в работе этого датчика также вызывает сбой в работе других систем (топливоподачи, например)
3. Датчик положения дроссельной заслонки. Точнее, его контакты холостого хода.
При отпущенной педали газа они должны быть замкнуты.
При небольшом нажатии на педаль газа они должны разомкнуться.
В датчиках, у которых отсутствуют эти контакты, данные об отпущенной педали газа, рассчитываются блоком управления по выходному напряжению самого датчика. Как используется этот сигнал? Дело в том, что при нажатии на педаль газа (мы увеличиваем обороты) необходимость в системе стабилизации холостого хода отпадает (обороты мы регулируем дроссельной заслонкой). Более того, при размыкании этих контактов регулятор (особенно это относиться к регуляторам шагового типа) происходит следующее: регулятор приоткрывается до уровня, соответствующего оборотам 1000 – 1200 об/мин. При резком отпускании педали газа система «подхватывает» обороты на этом уровне и плавно опускает их до уровня холостого хода. Таким образом, сигнал контактов холостого хода является тем сигналом, который включает систему стабилизации ХХ в работу. При постоянно разомкнутых контактах (например, разрегулирована дроссельная заслонка или сбит датчик положения дроссельной заслонки) система стабилизации поддерживать обороты холостого хода не будет.
Заметим так же, что на системах с шаговым двигателем импульсы на него могут отсутствовать в случае стабильной работы двигателя на холостом ходу (нет необходимости какой либо регулировки). Для проверки импульсов в этом случае систему необходимо «спровоцировать»- включить какую-нибудь нагрузку (фары, кондиционер), либо просто сделать перегазовку.
И только после всех этих проверок есть основания для браковки электронного блока управления.
На этом теоретические объяснения Рязанова Фёдора заканчиваются, и мы снова переходим к практической части.
…Машина заглохла. Попытки её завести успехом не увенчались.
В салоне явно чувствовался запах гари – что-то «конкретно сгорело».
А дымок откуда? Дымок из-под «торпеды».
Разобрали, сняли и по запаху и «реальному дымку» определили: дымок вьётся из ECU автомобиля.
На фото вы его видите. И сразу понятно, что там «конкретно» все выгорело, в том числе и дорожки, по которым можно было определить направление к «пинам» и уже оттуда определить нужные цепи.
Если автоДиагност частый посетитель Интернета, он должен был видеть на том или ином сайте подобные фото и сразу определить ЧТО сгорело и к ЧЕМУ это относится. А если с такой
проблемой он сталкивается не часто, то тут на помощь должна прийти логика и методика поиска.
…при такой неисправности не может не быть «технической подсказки» в виде сгоревших предохранителей. Действительно, предохранитель IG1 был сгоревшим.
Вот тут надо посмотреть общую схему и определить, за что он отвечает и какие цепи питает.
Определяем: клапан IACV, клапан EGR и система зажигания – красные стрелки.
А потом смотрим под капотом и сразу же находим причину – это IACV, клапан холостого хода.
Фото его разъема справа. Видно, что он «реально обожрался тока»,-☺
При поиске неисправности может возникнуть и другой вариант: «… все, вроде исправно, но есть сомнения…»
Если есть сомнения в исправности IACV, то проверять его можно по такой методике,- рис. внизу
Сопротивление обмоток должно составлять 20-24 Ома при 20 градусах Цельсия.
При неисправности IACV возникает код неисправности
IDLE AIR CONTROL VALVE (IACV) — AUXILIARY AIR CONTROL (AAC) VALVE
Проверка IACV осуществляется так:
— двигатель прогрет до 80 градусов Цельсия
— селектор выбора передач в положении N или P
— нет нагрузки на двигатель
На ХХ сканер должен показать от 5 до 20 step\ «шагов» IACV
Для примера: можно посмотреть оригинальную электрическую схему управления IACV
Обратите внимание на электрические цепи, которые контролируются ECU (Detectable)
с этой неисправностью разбирался
Белов Сергей Александрович
Московская область, г. Лосино-Петровский
Можно позвонить в рабочее время: 8 – 903 – 774 – 11 — 82
А вот другой пример из города УФА
Заурядная ситуация на Nissan, типах двигателя QG15: «Отказ работы клапана холостого хода» .
Но не всем так везёт, как повезло этому клиенту, обычно при такой проблеме как «прохудившееся прокладка клапана холостого хода» , антифриз попадает на сам клапан и закорачивает обмотку, а дальше сгорает драйвер клапана холостого хода в блоке управления двигателя.
Здесь произошло обратное: на клапан попало не так много, это видно по рисунку справа, Проверка и замер сопротивления на обмотке это подтвердило, в клапане пострадала только одна обмотка, но не полностью, а частично.
При этой ситуации блок управления не выдавал никакой ошибки и это затруднило поиск в других автосервисах, где ещё не сталкивались с такой ситуацией.
Так как видно было, что узел клапан ХХ пробовали ремонтировать, пересаживали его на герметик, а в в конце, не справившись с ситуацией, накрутили винт регулировки дроссельного узла, что бы поднять искусственно холостой ход.
Потом, со слов клиента, автомобиль стал еще и глохнуть после отпускания акселератора или после движения на остановках. Но это и понятно, так как на этих двигателях стоит датчик дроссельной заслонки двухуровневый, один отвечает за работу отклонения дроссельной заслонки — это чёрный разъём, а второй, коричневый отвечает за отключение и включения клапана холостого хода, в зависимости от того в каком положение ДДЗ.
В этом случае обошлось заменой самого узла холостого хода, но во многих случаях я ещё и менял или драйвер который не составляет труда купить его в магазинах электроники, по крайней мере, у нас в Уфе, или замена самого блока ЭБУ.
с неисправностью разбирался
Автоцетр «ESSO», автодиагност-автоэлектрик
територия бывшнго ремзавода
ник на форуме Легион-Автодата – «рома»
ниже ссылка на карту: «Как найти и проехать»
Автомобильный Диагност из г. Волгодонска ДМИТРИЙ КАБАНОВ (ник на форуме Легион-Автодата Fack4D) тоже делится опытом решения подобных проблем: (… чаще с этой проблемой сталкивался на ММС) :
Диагностировать данную неисправность достаточно несложно (наверное). Для начала сканер — читаем коды, смотрим параметры (положение дросселя, признак хол. хода) и делаем выводы.
Далее диагностика в ручном режиме. Очень важно, особенно начинающим, научится(заставить себя) не пользоваться «контролькой».
Итак: нужно отстыковать 6-ти контактный разъём от IACV и проверить +U на двух средних выводах, при вкл. зажигании.
Далее снимаем сам IACV и измеряем сопротивление обмоток между центральным и крайними выводами каждого ряда. Сопротивление в зависимости от марки авто должно быть примерно 20-40 Ом. Обращаем особое внимание на одинаковость сопротивления всех четырёх.
Если одна и более обмотка ( катушка), имеет отклонение в нижнюю сторону (витковое замыкание), IACV выбрасываем и можно сразу переходить к вскрытию и внешнему осмотру внутренностей ECU (50% неисправностей обнаруживаются внешним осмотром, ещё 25% обнаруживаются более тщательным внешним осмотром, и лишь оставшиеся 25% приходятся на скрытые (внутренние) отказы электронных компонентов).- Моё мнение.
Хотя некоторые IACV имеют разборную конструкцию и при наличии желания и времени обмотку(и) можно перемотать.
Лично у меня такой опыт имеется, но это было давно.
При перемотке особое внимание нужно уделять фазировке (начало-конец).
Подключаем IACV, держим его в руке и просим помощника включить – пауза — выключить зажигание, при этом исправный IACV должен выдвинуться — задвинуться или наоборот, неважно. Если этого не происходит, под подозрение попадает ECU, дальнейшие действия я описал выше, ещё ни разу не попадалось обрыва эл. проводки.
Спасибо, Дмитрий. А ниже мы можем видеть поэтапно, КАК
Дмитрий Кабанов решает этот вопрос, смотрим:
Участник форума Легион-Автодата Nikola, город Магадан, эту же проблему решает немного по-другому:
Павлюченко Николай Фёдорович
А вот какие пояснения нам даёт Малахов Игорь Олегович, автомобильный Диагност из города Калининграда, ник на форуме Легион-Автодата shpuntik
Каков «активный тест» на этом моторе, график
Тест такой. Можно открывать или закрывать клапан пошагово, по одному шагу каждым нажатием кнопки на сканере.
В чем заключается взаимодействие угла опережения зажигания с параметрами регулировки IACV — ?
ЭБУ после обучения запоминает минимальное количество шагов, соответствующее нормальному ХХ. При этом проверяется соответствие показаний MAF сенсора эталонному, наверное, хранящемуся в памяти. По мере загрязнения дроссельной заслонки, ЭБУ меняет положение регулятора холостого хода в сторону увеличения и одновременно переобучается. После чистки ДЗ, блок не может понять таких изменений в количестве поступающего воздуха при установлении на РХХ последнего из запомненых положений клапана и начинает уменьшать обороты изменением УОЗ в сторону «позже». Для SR20DE этот сдвиг примерно 15 градусов. То есть, должен быть УОЗ 15, а в реальности 0. Запуская процедуру обучения, мы заставляем ЭБУ найти новое значение РХХ при котором УОЗ будет 15 градусов и обороты 700.
Какие есть варианты адаптации для этого мотора – варианты
Вариант только через сканер, педалью там не делается. Есть куча нюансов, на лист печатного текста, которые описываются в мануале и в TSB Ниссана. Не знаю как на «правильных» (автомобили с правым расположением руля) машинах, но на левых ЭБУ при выполнении всех необходимых условий обучается САМОСТОЯТЕЛЬНО! Припятствовать этому могут разные вещи, например, погнутый упор ДЗ, установленные под клапаном РХХ алюминевые прокладки одна или две (заслонка-то изнашивается со временем и прокладки под клапаном, установленные на заводе, становятся лишними) . Увидеть эти проблемы можно в дата-стрим, когда шагов на РХХ — 15, а обороты всё ещё выше 700, допустим 750 и выше. В этом случае и УОЗ будет в районе 0 градусов. Вот сразу и проверяешь наличие прокладок под РХХ или «погнутость» упора ДЗ. Такое же влияние окажет и подсос во впуске, который при грязной заслонке не давал о себе знать.
Как реагирует прокладка IACV на многочисленные циклы нагрева-охлаждения + протекание ОЖ?
Я думаю, что вся проблема в агрессивности используемого антифриза. Видно мешают какую-то хрень производители, чтобы не замерзала в ущерб качеству.
Что можно сказать в заключение:
— все эти проблемы возникают не на пустом месте, основная причина чисто русская:
«надежда на «авось», то есть, «человеческий фактор»
— вовремя не проведенное техническое обслуживание автомобиля – прямой путь к неминуемым финансовым расходам владельца автомобиля
— вовремя и регулярно проводите положенное техническое обслуживание своего автомобиля
— доверяйте диагностику и ремонт своего автомобиля только проверенным специалистам
📽️ Видео
Замена прокладки клапана холостого хода QG15 DEСкачать
nissan almera Регулятор холостого ходаСкачать
Настройка датчика дроссельной заслонки и холостого хода (винт IAS) Nissan .Скачать
Как убрать повышенные обороты за минуту, на примере ЛачеттиСкачать
Как отрегулировать винт упора дроссельной заслонки. И не нажить больших проблем.Скачать
Регулировка датчика положения дроссельной заслонки на QG15DE QG13DE. Обороты больше не прыгаютСкачать
Базовая настройка КХХ (клапана холостого хода) Nissan PrimeraСкачать
НИССАН ЖРЁТ БЕНЗИН! Разгадка найдена! Вингроад QG18DE. Диагностика.Скачать