Неизбежное зло от езды по неровным дорогам — толчки, тряска и удары, которые требуется смягчать, чтобы обеспечить комфорт людей, едущих в автомобиле, сохранность перевозимых грузов, а также самого автомобиля в целом. Воспринимают удары упругие элементы подвески — пружины, торсионы или рессоры, но, будучи упругими, они неспособны предотвратить раскачку кузова.
А он может раскачиваться не только вследствие езды по ухабам и рытвинам, но и под действием сил инерции во время разгона, торможения или движения в вираже. Однако опаснее всего стремление колеса, также имеющего упругость, подпрыгнуть на неровности и продолжить скакать дальше. Между тем колесо, потерявшее контакт с дорожным покрытием, не может разгонять, поворачивать или тормозить автомобиль, который в подобные моменты фактически становится неуправляемым.
Гасить колебания кузова и колес — главное предназначение демпфирующих элементов подвески. Не исключено, что их именовали бы демпферами, если бы в русскоязычном техническом лексиконе прижилось немецкое, а не французское название этих устройств — амортизаторы.
В чем согласия нет и, по всей видимости, никогда не будет — в наименовании разновидностей амортизаторов. Масляные и газомасляные, гидравлические и газогидравлические, газонаполненные и газовые, с газовым подпором и без него, с подпором низкого давления и им же, но высокого давления, двухтрубные и однотрубные, а ведь, если не принимать в расчет «экзотику» с регулируемой жесткостью и тому подобное, основных разновидностей лишь три. И любая из них, в том числе и «экзотика», является не газовой, а гидравлической конструкцией, выполняющей свое главное предназначение благодаря жидкостному трению, которое сопровождает перетекание рабочей жидкости из одной полости амортизатора в другую через специальные клапаны.
Способностью амортизаторов гасить колебания кузова пользуются при «дедовском» способе проверки их работоспособности. Если амортизатор исправен, то кузов после надавливания на угол, ближайший к проверяемому месту, должен сразу же вернуться в первоначальное положение. Если же кузов сделает несколько колебаний вверх-вниз, амортизатору нужна замена. Как признают специалисты СТО, несмотря на примитивность, по достоверности результата этот метод не уступает профессиональной диагностике на шок-тестерах.
Определяющими для срока службы амортизатора являются четыре фактора — качество изделия, его конструктивные особенности, надежность и долговечность сальника, уплотняющего шток, наконец, манера езды водителя или, другими словами, его отношение к выбору скорости, на которой проезжаются дорожные неровности.
Хотя влиянию на срок службы амортизатора торговой марки производителя и привязанному к ней качеству изготовления многие автомобилисты отводят главную роль, некоторые специалисты по ремонту подвески полагают, что не стоит рассматривать этот фактор в первую очередь. Важнее аккуратность водителя, причем под ней подразумевается не только упомянутый выше выбор разумной скорости переезда препятствия, но и правильная эксплуатация амортизаторов в целом.
Видео:Как проверить амортизаторы на автомобиле за 5 секунд?Скачать
В частности, жидкость во время работы амортизатора нагревается, поэтому ее температура всегда выше температуры окружающей среды. В сильные морозы жидкость становится слишком вязкой, из-за чего первое время после выезда со стоянки двигаться следует медленно, пока на неровностях за счет перетекания через дросселирующие отверстия и клапаны в поршнях жидкость не прогреется.
Читайте также: Замена амортизаторов передней стойки рено меган
Сказывается на сроке службы состояние отбойников и опор амортизатора, а поскольку следить за ними и своевременно менять должен владелец автомобиля, это тоже можно отнести к правилам эксплуатации.
Помимо выбора разумной скорости переезда ям и ухабов значение имеет и то, как препятствия преодолеваются. Не секрет, что кто из-за того, что не заметил вовремя, кто-то в силу манеры вождения резко тормозит непосредственно перед препятствием. Машина «клюет» носом, а затем, когда ход подвески выбран, следует контакт с препятствием. Чем выше скорость в этот момент, тем сильнее удар. Сильные и многократно повторяющиеся ударные нагрузки долго не выдержит даже самый качественный амортизатор.
Особенно чувствителен к силе удара, сопровождающего проезд дорожных выбоин или выступов, донный клапан.
Однако самый значимый для долговечности узел — сальник, уплотняющий шток.
Он тоже может пострадать от сильного удара, но при сопоставимом качестве сальников, а стало быть, и качестве самих амортизаторов, а также одинаковых условиях эксплуатации все зависит от износа.
Видео:Признаки неисправности амортизаторовСкачать
Признаком предельного износа сальника является течь жидкости из амортизатора. Если амортизатор газонаполненный, газ из него выходит. Тем временем грязь проникает к направляющей штока, что способствует еще более интенсивному износу направляющей и самого штока.
Шток истирается и начинает подвергаться коррозии.
На нем появляются «язвы», которые еще быстрее портят сальник. Попутно засоряется жидкость, после чего грязь переносится в клапаны и нарушает их правильную работу.
В этой связи значение для долговечной работы амортизатора приобретает не столько сальник, сколько его пылезащитный чехол. Каким бы качественным ни был сальник, в случае проблем с чехлом долго сальник служить не будет.
Тем не менее даже при самом благоприятном раскладе рано или поздно замены потребует любой амортизатор. Если придерживаться хронологии, то самой старой из существующих ныне конструктивных разновидностей амортизаторов является двухтрубный масляный.
Как понятно из названия, состоит такой амортизатор из двух труб, вставленных друг в друга. Наружная труба — корпус, внутренняя — рабочий цилиндр, а полость между ними выполняет функцию компенсационного резервуара.
Видео:Амортизаторы | Симптомы износа | Как проверить состояние амортизаторовСкачать
За демпфирование отвечают две клапанные системы. Первая находится в поршне штока.
Вторая и есть упомянутый выше донный клапан, который названием обязан тому, что закреплен в нижней части рабочего цилиндра. Он разграничивает рабочий цилиндр и компенсационный резервуар. Жидкость, или, иными словами, масло, при работе амортизатора через клапаны циркулирует из полости под поршнем в надпоршневую полость рабочего цилиндра и компенсационный резервуар либо обратно в зависимости от того, на сжатие или отбой работает в этот момент амортизатор.
Отличительная особенность газонаполненного амортизатора (другие названия — газомасляный, газогидравлический, с газовым подпором низкого давления), также имеющего двухтрубную конструкцию, заключается в том, что в его компенсационный резервуар под давлением 2-3 атмосферы закачан азот. Это позволяет избавить амортизатор от склонности масла при активном перемещении поршня вверх-вниз и в связи с нагревом вспениваться, после чего клапаны не могут нормально функционировать. Газовый подпор предотвращает преждевременное появление в жидкости пузырьков, что расширяет диапазон надежной работы газонаполненного амортизатора по сравнению с масляным.
В однотрубном амортизаторе единственная труба совмещает обязанности корпуса и рабочего цилиндра. Компенсационного резервуара и донного клапана нет, зато имеются два поршня. Один из них не связан со штоком, из-за чего называется плавающим. Плавающий поршень не оборудован клапанной системой, а разделяет масло и сжатый азот, чем опять-таки «уплотняет» масло и препятствует появлению в нем пузырьков пены. Другие названия однотрубного амортизатора — газовый или с подпором высокого давления. Азот внутрь такого амортизатора действительно закачан под давлением, которое превышает давление в газонаполненном амортизаторе в 5-8 раз. В результате пена в «однотрубнике» может образоваться разве что только теоретически.
Читайте также: Устройство амортизаторов задней двери
Конструктивные различия сказываются на всех характеристиках амортизаторов. Например, из-за отсутствия донного клапана в однотрубных амортизаторах они менее чувствительны к сильным ударам и должны быть долговечнее двухтрубных. Также однотрубные амортизаторы лучше охлаждаются, что имеет значение для надежности при эксплуатации в тяжелых условиях.
Кроме того, газовые амортизаторы благодаря наличию плавающего поршня и сжатого высоким давлением азота могут работать подобно газовой пружине, что позволяет им оперативно реагировать на дорожные неровности и противостоять кренам кузова. Это благотворно сказывается на поведении автомобиля во время маневрирования на высоких скоростях. В то же время газовые амортизаторы самые жесткие. Жесткость делает выгоды, получаемые после установки газовых амортизаторов, неочевидными для обычных условий эксплуатации. Главное — потеря ездового комфорта, которая может сильно разочаровать покупателя. Кроме того, не исключено, что после оснащения подвески однотрубными амортизаторами чаще в замене будут нуждаться шарниры подвески.
Благодаря наличию двух разнесенных клапанных систем проще примирить комфорт с управляемостью автомобиля в двухтрубных конструкциях. При этом наиболее комфортными будут масляные амортизаторы, в которых при отсутствии газового подпора и его противодействия перетеканию масла в компенсационный резервуар обеспечивается самый мягкий ход сжатия. Недостаток масляных амортизаторов — в узком диапазоне скоростей, дорожных условий и температур, при которых такие амортизаторы качественно справляются со своими обязанностями, по сравнению с другими типами амортизаторов. Газонаполненные амортизаторы по характеристикам занимают промежуточное положение между масляными и газовыми.
Видео:Как проверить амортизаторы.Скачать
Разумеется, особенности амортизаторов отражаются на их цене. Отсутствие газового подпора делает обычные масляные амортизаторы наименее требовательными к точности изготовления и самыми недорогими в производстве. Если взять ассортимент амортизаторов одной торговой марки для одного и того же автомобиля, скорее всего, газонаполненный амортизатор окажется примерно на 20-30% дороже масляного. В свою очередь однотрубный газовый будет дороже двухтрубного газонаполненного как минимум на те же 20-30%.
4 причины, из-за которых амортизаторы автомобиля мгновенно выходят из строя
Амортизаторы выполняют важную функцию при движении автомобиля: гасят колебания (демпфируют) и поглощают удары колёс и кузова. Благодаря их работе езда становится плавной и комфортной. Но несмотря на значимость устройства, многие водители не задумываются, почему амортизаторы выходят из строя и возможно ли этого избежать.
Как работают амортизаторы
Если говорить просто, амортизатор — это масляный насос. Устройство представляет собой цилиндр, целиком заполненный маслом, в который заведён шток с поршнем. В поршне есть отверстия небольшого диаметра. Корпус амортизатора соединяется с подвеской, а шток — с кузовом и по умолчанию находится в среднем положении.
Читайте также: Kdx 125 задний амортизатор
Существуют различные вариации и улучшения амортизаторов, но их конструкции в современных автомобилях почти одинаковы
Когда автомобиль наезжает на камень, шток уходит глубже в цилиндр. Под давлением масло медленно перетекает через отверстия в поршне: кинетическая энергия переходит в тепло и происходит гашение колебания. Движение подвески затормаживается. Когда колесо попадает в выбоину, шток выходит из цилиндра, запуская тот же механизм.
Сопротивление амортизатора растёт при увеличении скорости движения подвески. Иными словами, на поздно замеченной неровности дорожного полотна лучше не тормозить.
Почему устройство выходит из строя
Поломка амортизатора не случается без причины. Можно выделить главные из них.
Заводской брак
Хотя это обстоятельство указано первым, оно редко является самостоятельной причиной выхода устройства из строя. Современное оборудование и контроль качества позволяют свести брак на производстве к минимуму. Конечно, риск есть всегда, и он повышается при покупке изделий неизвестных фирм или подозрительно дешёвой продукции. Но грешить на производителя, не исключив иных причин поломки, неправильно.
Видео:Как определить неисправность амортизаторовСкачать
Гарантия производителя на амортизаторы действует только при их правильной эксплуатации
Аварийные ситуации
Некоторые повреждения автомобиля, полученные при столкновении с препятствием, диагностируют не сразу. То же бывает и с амортизаторами. Сегодня кузов и бампера изготавливают так, чтобы они максимально гасили силу удара. В результате небольшой аварии получается помятый передок и полное отсутствие неполадок в остальной части автомобиля.
В некоторых случаях амортизаторы не подлежат ремонту
Но не стоит забывать, что амортизаторы всегда участвуют в столкновении, поскольку связаны и с кузовом, и с колёсами. Небольшой изгиб штока практически невозможно заметить, неисправность могут пропустить даже в сервисе. А трещины в корпусе цилиндра приведут к травлению масла или газа, и тогда неправильная работа узла даст о себе знать.
Песок, реагенты и другие вещества
На отечественных дорогах предостаточно грязи и реагентов. Их крупные частицы особенно опасны для полированного штока. Они оставляют на металле бороздки. Рано или поздно наступает накопительный эффект: по капиллярным зазубринам на шток начинает выдавливаться масло, давление в трубке падает, сопротивление амортизатора уменьшается и он перестаёт выполнять свои функции в полной мере.
Защитный кожух, или пыльник, в какой-то степени защитит амортизатор от песка и химических веществ
Манера езды
Агрессивный стиль езды приводит к ускоренному износу всех узлов автомобиля: двигателя, тормозов, коробки передач. Система амортизации страдает не меньше. При резком торможении автомобиль «клюёт носом». В этот момент передние амортизаторы испытывают сильную нагрузку. Прохождение неровностей дороги на больших скоростях могут вызвать изгибы штоков и повреждения корпуса амортизатора. Отчасти на это узлы подвески и рассчитаны. Но одно дело — стандартные бугорки и ямки на скорости 110 км/ч, совсем другое — «лежачий полицейский» или глубокая выбоина на 180 км/ч. Такой удар на высокой скорости ощутимо отзывается на всём механизме, и живучесть амортизатора уменьшается ступенчато.
При агрессивной езде можно не только повредить корпус амортизатора, но и сломать пружину
Автомобиль, за рулём которого сидит внимательный водитель, реже требует ремонта. А лихачество на дороге приводит не только к авариям, но и к преждевременным поломкам.
- Свежие записи
- Нужно ли менять пружины при замене амортизаторов
- Скрипят амортизаторы на машине что делать
- Из чего состоит стойка амортизатора передняя
- Чем стянуть пружину амортизатора без стяжек
- Для чего нужны амортизаторы в автомобиле
📹 Видео
Проверка нового амортизатора | Выявление бракаСкачать
✔Восстановление стойки амортизатора за 5 мин. без снятия с авто. Не выбрасывай СТАРЫЙ амортизатор!Скачать
Может ли стойка амортизатора стучать....?Скачать
Эксперимент с ПРОКАЧКОЙ ШТОКОМ ВНИЗ стойки амортизатора. ВЫСТРЕЛ И ПРОВАЛ ШТОКА амортизатораСкачать
Самый легкий способ восстановить стойку или амортизаторСкачать
Что делать если шток амортизатора прокручивается???Скачать
Что делать, если газовый упор не держит дверь багажника: Бюджетный вариант.Скачать
Как проверить амортизатор на работоспособность,или простейший способ определить неисправность.Скачать
Прокачивание новых стоек перед установкойСкачать
причина выхода из строя газового лифта.Скачать
устранение ударов стоек на отбой на Chevrolet aveoСкачать
Амортизатор: устройство и неисправности. Курсы ИЦ СМАРТ ecSmartСкачать
Правильная прокачка масляного амортизатораСкачать
Одна из причин стука стойки.Скачать
Как отличить плохой амортизатор от хорошегоСкачать