Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ «О техническом регулировании», а правила применения национальных стандартов Российской Федерации — ГОСТ Р 1.0-2004 «Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения»
1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным унитарным предприятием «Головной институт «Всероссийский проектный и научно-исследовательский институт комплексной энергетической технологии» (ФГУП «ГИ «ВНИПИЭТ»)
2 ВНЕСЕН Управлением атомной науки и техники Федерального агентства по атомной энергии России
Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодно издаваемом информационном указателе «Национальные стандарты», а текст изменений и поправок — в ежемесячно издаваемых информационных указателях «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемом информационном указателе «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет
Видео:Газовый или масляный амортизатор, какой выбрать?Скачать
1 Область применения
1.1 Настоящий стандарт распространяется на испытания и приемку транспортных упаковочных комплектов (ТУК), предназначенных для радиоактивных материалов.
1.2 Настоящий стандарт не распространяется на испытания упаковок, имитирующие нормальные и аварийные условия перевозки, проводимые в соответствии с требованиями российских и международных правил безопасной перевозки радиоактивных материалов, а также на сертификационные испытания ТУК, проводимые в соответствии с документами по сертификации. Испытания упаковок проводят на стадии предварительных или приемочных испытаний ТУК [если иное не определено конструкторской документацией (КД)], а сертификационные испытания — на стадии, определенной КД или нормативными документами по сертификации.
Видео:• Комплект передних амортизаторов от фирмы ATECH LTD комфортСкачать
2 Термины и определения
В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:
2.1 головной образец: Изделие, изготовленное для применения заказчиком с одновременной отработкой конструкции и конструкторской документации для производства и эксплуатации последующих изделий данной партии или серии.
2.2 заказчик: Предприятие (организация или другое юридическое или физическое лицо), по заявке или контракту с которым создают и (или) изготовляют продукцию.
2.3 изделие: Единица промышленной продукции, количество которой может исчисляться в штуках или экземплярах.
2.4 контейнер: Составная часть упаковочного комплекта, предназначенная для размещения и удержания радиоактивного содержимого, находящегося в первичной таре (пенал, чехол, емкость) или без нее.
2.5 опытно-конструкторская работа: Комплекс работ по разработке конструкторской документации на опытный образец, изготовлению и испытаниям опытного (головного) образца (опытной партии), выполняемых для создания (модернизации) продукции.
2.6 опытный образец: Образец продукции, изготовленный для проверки путем испытаний соответствия его заданным техническим требованиям с целью принятия решения о возможности постановки на производство и (или) использования по назначению.
2.7 конструкторская документация: Графические и текстовые документы, которые в отдельности или в совокупности определяют состав и устройство изделия и содержат необходимые данные для его разработки или изготовления, контроля, приемки, эксплуатации и ремонта.
2.8 радиоактивные материалы: Ядерные материалы, содержащие или способные воспроизвести делящиеся материалы (вещества) и радиоактивные вещества (не относящиеся к ядерным материалам вещества, способные испускать ионизирующее излучение). В настоящем стандарте в качестве радиоактивных материалов считают также изделия на их основе и радиоактивные отходы.
2.9 технологические испытания: Испытания, проводимые в рамках испытаний ТУК для отработавшего ядерного топлива (ОЯТ), с целью проверки готовности объекта, оборудования и самого ТУК к загрузке радиоактивных материалов.
2.10 транспортный упаковочный комплект (упаковочный комплект): Совокупность компонентов, необходимых для размещения и удержания радиоактивного содержимого.
Упаковочный комплект может быть в виде сосуда, ящика, коробки, бочки или аналогичных емкостей, может представлять собой грузовой контейнер или резервуар.
2.11 упаковка: Транспортный упаковочный комплект с находящимся в нем радиоактивным содержимым в представленном для перевозки виде.
Видео:Аналоги: Комплект установочный амортизатора Monroe PK 006Скачать
3 Обозначения и сокращения
В настоящем стандарте применяют следующие сокращения:
ТУК — транспортный упаковочный комплект;
ОКР — опытно-конструкторская работа;
ОЯТ — отработавшее ядерное топливо;
КД — конструкторская документация;
ПМИ — программа и методика испытаний;
ТВС — тепловыделяющая сборка;
АЭС — атомная электростанция.
Видео:УСТАНОВКА АМОРТИЗАТОРА EXA A5 RR1 НА KUGOO G1 #shorts #kugoo #zero10xСкачать
4 Виды и объем испытаний транспортных упаковочных комплектов
4.1 Виды испытаний
4.1.1 Для проверки соответствия ТУК требованиям конструкторской документации устанавливают следующие виды испытаний:
4.1.2 Предварительным и приемочным испытаниям обычно подвергают опытный или головной образец, квалификационные испытания проводят на этапе освоения производства, а периодические, приемо-сдаточные, эксплуатационные и типовые испытания проводят на серийных образцах.
4.1.3 Необходимость проведения тех или иных испытаний (в том числе не включенных в настоящий стандарт) устанавливают в конструкторской документации в зависимости от назначения ТУК, предполагаемого срока службы и объема производства.
Читайте также: Проставки для задних амортизаторов чери амулет
4.1.4 Предварительным и приемочным испытаниям подвергают ТУК для осуществления контроля качества и приемки образцов, создаваемых на этапе проведения ОКР.
4.2 Программа испытаний
4.2.1 Головные (опытные) образцы подвергают испытаниям по соответствующим программам и методикам испытаний, разработанным в соответствии с ТЗ на ОКР, конструкторской документацией с использованием нормативных документов в части организации и проведения испытаний.
4.2.2 В программу предварительных (приемочных) испытаний могут быть включены:
— критерии оценки результатов испытаний;
— условия и порядок проведения испытаний;
— материально-техническое обеспечение испытаний;
— метрологическое обеспечение испытаний;
4.3 Предварительные испытания
4.3.1 Предварительным испытаниям подвергают опытный образец для проверки его соответствия требованиям ТЗ, обнаружения возможных дефектов проектирования и изготовления и определения возможности предъявления образца на приемочные испытания.
4.3.2 Предварительные испытания проводит предприятие-изготовитель совместно с заказчиком и разработчиком. Испытания могут быть поручены сторонней организации (испытательному центру).
4.3.3 Необходимость проведения предварительных испытаний устанавливают в ТЗ. Объем предварительных испытаний устанавливают в соответствии с программой и методикой предварительных испытаний, разработанной предприятием-разработчиком в соответствии с ТЗ на ОКР.
4.3.4 Предварительные испытания организует предприятие-разработчик.
4.3.5 К предварительным испытаниям допускают упаковочный комплект, принятый изготовителем в объеме проверок, необходимых для оценки качества изготовления ТУК и соответствия его КД.
4.3.6 Испытания могут включать в себя:
— проверку на соответствие КД;
— испытание строповых устройств (приложение А);
— испытание на проверку прочности (испытание внутренним давлением) (приложение Б);
— испытание на проверку герметичности (приложение В);
— испытание на проверку собираемости (приложение Г).
4.4 Приемочные испытания
4.4.1 Приемочные испытания проводят в целях оценки всех определенных ТЗ и ТУ характеристик продукции, проверки соответствия образца продукции требованиям ТЗ, а также принятия решения о возможности ее промышленного производства или реализации. Объем испытаний определяют в ПМИ, разрабатываемыми предприятием-разработчиком в соответствии с ТЗ.
4.4.2 Приемочные испытания проводит предприятие-изготовитель совместно с разработчиком и заказчиком или приемочная комиссия, создаваемая заказчиком (государственным заказчиком) разработки ТУК. Организует приемочные испытания предприятие-разработчик. В случае, если работы по созданию ТУК проводят по государственному или муниципальному заказам, а также другим заказам, финансируемым из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации, приемочные испытания организует государственный заказчик, если иное не оговорено договором (контрактом). Испытания могут быть поручены сторонней организации (испытательному центру).
4.4.3 В случае, если до проведения приемочных испытаний ТУК подвергался предварительным испытаниям, к приемочным испытаниям допускают упаковочный комплект в соответствии с актом предварительных испытаний. В ином случае к приемочным испытаниям допускают ТУК, принятый изготовителем в установленном им порядке.
4.4.4 Испытаниям подвергают опытный образец (если предполагается серийное производство) либо головной образец (для несерийного производства). В партии продукции приемочным испытаниям подвергают головной образец, а остальные экземпляры продукции — приемо-сдаточным испытаниям. Головные образцы ТУК для ОЯТ подвергают также испытаниям по прямому назначению (4.4.6).
4.4.5 Испытания могут состоять из:
— испытания строповых устройств;
— испытания на проверку герметичности;
— испытания на проверку прочности (испытания внутренним давлением);
— испытания на проверку собираемости.
4.4.6 Объем и порядок испытаний ТУК для ОЯТ определяется программой, согласованной Государственным компетентным органом по безопасности перевозок радиоактивных материалов, органами государственного регулирования безопасности при использовании атомной энергии и утвержденной заказчиком.
Видео:Как выбрать амортизатор на твой питбайк ? 🤔Скачать
Амортизатор транспортного упаковочного комплекта
Росатом в конце сентября опробовал новый контейнер ТУК‑141О, представленный Федеральным центром ядерной и радиационной безопасности (АО «ФЦЯРБ»). Почему это важно для отрасли? В чем отличительные особенности новых ТУКов? Какие еще контейнеры сегодня существуют, и кто готов производить новые? Ответить на эти вопросы нашему журналу помогли эксперты предприятий госкорпорации «Росатом».
Сделано в СССР
Перевозить ОЯТ с реакторов ВВЭР‑1000 начали в 1985 году. Первым из разработанных и принятых в эксплуатацию комплектов для перевозки облученного топлива стал ТУК‑10В с контейнером ТК‑10, позднее дополненный модификацией ТУК‑10В‑1, применяемый на Нововоронежской АЭС и на атомных станциях Украины.
Второй комплект — ТУК‑13В, состоящий из железнодорожного транспортера ТК-ВГ‑13 и контейнера ТК‑13, производился в 1987–1989 годах на мощностях «Ждановтяжмаша» (ныне — концерн «Азовмаш»), расположенного в украинском Мариуполе. Корпус контейнера был изготовлен из низколегированной стали О6Н2М
В 1990 году производством ТК‑13 занялись «Ижорские заводы», применив альтернативную марку стали — нержавеющую 12Х18Н10Т. Комплект с контейнерами, выполненными из этого материала, получил обозначение ТУК‑13/1В.
Всего в период с 1987 по 1990 год в эксплуатацию был принят 21 комплект ТУК‑13В и ТУК‑13/1В. Они эксплуатируются и сегодня, но уже сняты с производства.
В советское время контейнеры отвечали всем задачам, которые перед ними ставились. Развитие технологий атомной энергетики выдвинуло новые требования к конструктивным особенностям ТУКов. Требовались модификация существующих контейнеров либо разработка принципиально новых проектов.
Читайте также: Ремонт заднего амортизатора мотоцикла урал
Новое топливо — старый контейнер
Конструктивные особенности ТУК‑13 предполагают перевозку ОТВС с начальным обогащением топлива по 235 U до 4,4 %, глубиной выгорания топлива до 58 ГВт·сут/тU и остаточным энерговыделением 1,67 кВт.
В связи с переходом на 18-месячный топливный цикл с использованием топливных сборок второго поколения ТВС‑2М и ТВСА-PLUS изменились характеристики ОТВС. Его начальное обогащение увеличилось до 4,95 %, а глубина выгорания составила от 55 до 68 ГВт·сут/кгU.
Конструкция ТК‑13 предусматривает один барьер герметизации и жидкую нейтронную защиту — заполнение специальных полостей стенок этиленгликолем. Существенное увеличение нейтронной активности и тепловой нагрузки перед установкой ОТВС в ТУК‑13 пропорционально увеличивает время выдержки ОТВС в приреакторных бассейнах, что может послужить причиной остановки энергоблока АЭС из-за уменьшения количества свободных ячеек в бассейне выдержки.
Малая вместимость (12 ОТВС), устаревшая конструкция и невозможность перевозки современных типов топлива делают его не конкурентоспособным, в том числе на зарубежных рынках.
ТУК‑141О (ТУК — транспортно-упаковочный комплект), представленный АО «ФЦЯРБ», призван заменить контейнеры ТК‑13. ТУК‑141О успешно прошел сертификацию, «горячие» испытания на Балаковской АЭС и ПО «Маяк» и готов к использованию на АЭС.
Реакторы ВВЭР‑1000 различных модификаций эксплуатируются на 35 энергоблоках АЭС в мире. На Горно-химическом комбинате накоплено более 6,3 тыс. тонн ОЯТ реакторов ВВЭР‑1000. Ежегодно на АЭС России образуется еще более 200 тонн ОЯТ такого типа. Сегодня мощности ФГУП ПО «Маяк» позволяют перерабатывать ежегодно до 400 тонн отработавшего ядерного топлива различных видов, в том числе ВВЭР‑1000.
ТУК нового поколения позволит атомным станциям и ПО «Маяк» существенно экономить время на операциях по обращению с топливом, гарантировать безопасное состояние находящегося внутри контейнера ОЯТ в любых условиях эксплуатации, а также значительно повысить уровень радиационной и экологической безопасности.
ТУК 14-й серии
Актуальные задачи, поставленные в Основах государственной политики в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности Российской Федерации на период до 2025 года, — обеспечение оптимального темпа вывоза ОЯТ с площадок эксплуатирующих организаций, их переработка или размещение на длительное хранение.
Для их реализации отраслевые и внеотраслевые предприятия создали ряд проектов контейнеров, отвечающих современным требованиям транспортировки отработавшего ядерного топлива реакторов ВВЭР‑1000/1200. Большинство из них осталось лишь проектами.
АО «ФЦЯРБ» представило головной образец контейнера, получивший обозначение ТУК‑141О. Он полностью готов к эксплуатации на атомных станциях: получен сертификат-разрешение на конструкцию, перевозку ОЯТ, успешно проведены все необходимые испытания, осуществлен первый вывоз отработавшего ядерного топлива.
Увеличенная вместимость ТУК‑141О (18 ОТВС) позволяет единовременно перевозить в 1,5 раза больше ОТВС, чем при использовании ТУК 13-й серии, что в итоге сокращает время проведения планово-предупредительного ремонта блока. Оптимизация процесса — ключевой фактор повышения экономической эффективности внедрения нового ТУКа в эксплуатацию на атомных станциях.
Твердая нейтронная защита между внутренней и наружной крышками контейнера повышает безопасность и экологичность транспортировки ОЯТ. Она выполнена из двух фрагментов, что обеспечивает безопасный доступ персонала к крышке клапана для выполнения технологических операций. Каждый фрагмент нейтронной защиты состоит из каркаса, выполненного из нержавеющей стали, и блоков из высокомолекулярного полиэтилена.
Улучшенные параметры ядерной и радиационной безопасности позволяют сократить время выдержки ОТВС в приреакторном бассейне АЭС почти вдвое. ТУК‑141О рассчитан на транспортировку ОЯТ с повышенным (до 36 кВт на упаковку) тепловыделением, что дает возможность транспортировать топливо для перспективных АЭС с энергоблоками ВВЭР‑1200, ВВЭР-ТОИ.
С 1970 годов Siempelkamp изготавливает контейнеры для транспортировки и хранения радиоактивных отходов и отработавшего ядерного топлива. Siempelkamp в числе прочего производит контейнеры из высокопрочного чугуна с шаровидным графитом и уже много лет является лидером на этом рынке.
Разработка и адаптация конструкции контейнеров происходят в соответствии со специфическими национальными и международными требованиями. Многие корпуса контейнеров и контейнеры в сборе Siempelkamp производит для фирмы ядерного сервиса Gesellschaft für Nuklear-Service mbH, Essen, Germany (GNS), дочерней компании ведущих немецких энергетических фирм. Под названием CASTOR ® для GNS производятся корпуса контейнеров для отработавших тепловыделяющих элементов.
Еще одна история успеха — это контейнеры MOSAIK ® и чугунные контейнеры, которые также производятся по заказу GNS. В зависимости от типа контейнера и пожеланий клиентов они производятся разного объема и с разной толщиной стенок. Эти контейнеры используются для радиоактивных отходов — от низко- до высокоактивных. Siempelkamp выпускает по собственным разработкам и в сотрудничестве с фирмами-партнерами контейнеры по специальным заказам клиентов с международного рынка.
Компания Siempelkamp производит толстостенные контейнеры из высокопрочного чугуна с шаровидным графитом весом от 30 до 160 тонн. Помимо отливки, компания выполняет механобработку. Siempelkamp выпустила более 400 контейнеров CASTOR ® для немецкой компании GNS (Gesellschaft für Nuklear-Service mbH, Essen, Germany).
Читайте также: Артикул опор передних амортизаторов приоры
«ТУК‑141О обладает высокими ядерными и радиационными защитными характеристиками, высокими характеристиками отвода тепла от отработавших сборок, способностью противостоять серьезным внешним динамическим воздействиям; все это гарантирует безопасное состояние находящегося внутри ОЯТ и как следствие — более высокую экологическую безопасность для окружающей среды и обслуживающего персонала», — комментирует главный конструктор ТУК‑141О Анатолий Зубков.
Главным вызовом при разработке проекта стала необходимость увеличения вместимости контейнера с обязательным условием сохранения габаритных значений для возможности эксплуатации на действующих АЭС без дополнительной переоснастки транспортно-технологических участков. Задача была решена посредством оптимизации конструкции и применения новых материалов.
Корпус ТУК‑141О выполнен из высокопрочного чугуна с шаровидным графитом (ВЧШГ).
В современных условиях серийное производство контейнеров возможно на производственных мощностях завода «Петрозаводскмаш» при условии проведения необходимой дооснастки, предполагают эксперты.
«Для того чтобы ускорить внедрение ТУКа такой конструкции, корпус для головного образца был закуплен в Германии, но сейчас мы можем выпускать их и сами, в России. Стоит вопрос о том, чтобы серийно освоить производство этой конструкции у нас. «Петрозаводскмаш» может изготавливать отливки такого размера и такой массы. Последняя такая отливка массой 80 тонн была изготовлена в 2012 году, а в 2016–2017 годах была отлита тепловая защита реактора МБИР из высокопрочного чугуна. Там были тоже кольцевые отливки, очень похожие, тоже весом каждая порядка 80 тонн», — комментирует кандидат технических наук, ведущий специалист АО «АЭМ-технологии» Юрий Кириллов.
Испытания
Обоснование надежности и безопасности контейнера предполагает проведение ряда испытаний, в том числе бросковых: падение с высоты девяти метров и падение с высоты одного метра на острый конус.
ТУК‑141О прошел бросковые испытания на полигоне АО «КБСМ» с применением конструктивно родственного контейнера линейки ТУК‑140, оснащенного аналогичным чугунным корпусом. В итоге контейнер получил все необходимые сертификаты.
В марте-апреле 2015 года были получены санитарно-эпидемиологическое заключение и заключение АО «ГНЦ РФ-ФЭИ» по ядерной безопасности транспортирования ОТВС ВВЭР‑1000 в ТУК‑141О, а в июне 2015 года — сертификат-разрешение на конструкцию контейнера. Параллельно с работами по созданию контейнера шло создание нового железнодорожного транспортера — необходим был полноценный комплекс, способный действовать в составе типового спецэшелона.
АО «ФЦЯРБ» решило эту задачу. К настоящему моменту три железнодорожных транспортера ТК-У‑141, разработанных Центральным конструкторским бюро транспортного машиностроения (АО «ЦКБ ТМ»), построены на Брянском машиностроительном заводе (АО «УК БМЗ»). Успешно пройдя испытания по 46 пунктам технического регламента на соответствие требованиям Таможенного союза, новые транспортеры были сертифицированы ФБУ «РС ФЖТ», зарегистрированы в системе РЖД, приписаны к ФГУП «ПО «Маяк» и обслуживаются там.
В марте 2016 года на первом блоке Калининской АЭС были проведены транспортно-технологические испытания ТУК‑141О, подтвердившие возможность его использования в составе оборудования АЭС, предназначенного для обращения с ОЯТ.
В марте 2017 года госкорпорация «Росатом» выдала АО «ФЦЯРБ» сертификат-разрешение на перевозку ОТВС реакторов ВВЭР‑1000 в ТУК‑141О на транспортерах ТК-У‑141. Новый контейнер был готов к проведению «горячих» испытаний с отработавшим ядерным топливом на Балаковской АЭС.
«Испытания доказали, что расчетные параметры контейнера соответствуют действующим нормативам. После загрузки отработавшего ядерного топлива контейнер был дезактивирован, измерены его радиационные характеристики и температура на поверхности. Все параметры существенно ниже допустимых, что свидетельствует о высоких эксплуатационных характеристиках нового ТУКа», — прокомментировал итоги работ Константин Твиленев, директор по проектам АО «ФЦЯРБ».
19 сентября 2017 года был проведен первый вывоз ОТВС с Балаковской атомной станции с использованием железнодорожного транспортера и контейнера ТУК‑141О. ОТВС были успешно доставлены на радиохимический завод ПО «Маяк» для продолжения «горячих» испытаний нового контейнера. ТУК‑141О был перегружен на внутриобъектовый железнодорожный транспортер и перевезен в цех № 5 радиохимического завода. 26 сентября, после необходимых технологических операций, была произведена выгрузка ОТВС из нового контейнера в бассейн-хранилище цеха.
По словам Николая Шахова, начальника участка комплектации ядерных материалов ПО «Маяк», использование контейнера ТУК‑141О не требует модернизации существующей транспортно-технологической схемы на заводе, созданной под ТУК‑13. «Это очень важно, так как технологическая схема разгрузки контейнеров на „Маяке» отработана, и весь процесс с ТУК‑141О не вызвал трудностей», — отметил эксперт.
«Горячие» испытания на ФГУП ПО «Маяк» прошли без замечаний. «Успешный вывоз ОЯТ в ТУК‑141О — лучшее доказательство того, что он безопасен, соответствует всем необходимым требованиям и может быть использован для замены текущего контейнерного парка», — отметил Андрей Голиней, генеральный директор АО «ФЦЯРБ».
- Свежие записи
- Нужно ли менять пружины при замене амортизаторов
- Скрипят амортизаторы на машине что делать
- Из чего состоит стойка амортизатора передняя
- Чем стянуть пружину амортизатора без стяжек
- Для чего нужны амортизаторы в автомобиле
🎬 Видео
амортизатор реставрация перекачка переделкаСкачать
Амортизаторы передние для электического самоката kugoo m4 / m4 proСкачать
Передние амортизаторы нива Шевроле, выигрываем масло, сделали газомасло #автомобили #ремонтавтоСкачать
Задние Амортизаторы 284.420 кмСкачать
Защитный комплект амортизатора ВАЗ 2108-099 Sachs 900001Скачать
ПОСЛЕ ЭТОГО Амортизаторы будут служить долго! #shortsСкачать
Вот почему стучит амортизатор!Причина стука в ходовой.Скачать
Замена пружин и амортизатор на усиленный лифт комплект Риф.Скачать
Стук в передней стойке амортизатораСкачать
Амортизаторы | Симптомы износа | Как проверить состояние амортизаторовСкачать
Что делать если не держат амортизаторы капота...Скачать
Амортизатор для вагонаСкачать
Поставили 4 амортизатора на Chevrolet gentra! Полное видео на канале! ZRA Uzbekistan - Лучшие аморы!Скачать
AS-2177 комплект задних амортизаторов Arnott/AS-2177 air shock set ArnottСкачать
А ваш велосипед так может? Звезды решаютСкачать