Амортизатор тяги поперечной устойчивости

Стабилизатор поперечной устойчивости – что это такое, устройство и как работает

Амортизатор тяги поперечной устойчивости

Что такое стабилизатор поперечной устойчивости, из каких элементов состоит. Принцип работы, какую роль он играет в устройстве подвески автомобиля . Какие типы применяются в автомобиле и почему. Их недостатки и как с ними бороться.

Видео:Срочно поменяй ВТУЛКИ СТАБИЛИЗАТОРА! Втулки изнашивают стабилизатор! Почему втулки ПЛОХИЕ?Скачать

Срочно поменяй ВТУЛКИ СТАБИЛИЗАТОРА! Втулки изнашивают стабилизатор! Почему втулки ПЛОХИЕ?

Что это такое

Стабилизатор поперечной устойчивости – часть почти любого вида подвески . С виду неприметная труба, но отвечающая за безопасность движения, управление машиной и комфорт в салоне.

Это необязательно должна быть прямая труда. Его форма может быть весьма причудливой. Это обусловлено компоновкой ходовой части и убранства подкапотного пространства авто. Его плавные линии огибают узлы и агрегаты. Он должен соединять две части машины в поперечном направлении. Грубо говоря – он соединяет левые и правые элементы подвески автомобиля.

Стабилизатор поперечной устойчивости выполнен из пружинной стали, той, из которой делаются пружины и рессоры. Он обладает достаточной упругостью, способен изгибаться вокруг своей оси.

То есть, если взять его за противоположные концы (плечи) и крутить их, он будет закручиваться. Конечно, руками трудно это сделать, но массы машины для этого будет достаточно.

Видео:Работа стабилизатора поперечной устойчивостиСкачать

Работа стабилизатора поперечной устойчивости

Для чего нужен стабилизатор поперечной устойчивости

Исходя из названия, стабилизатор поперечной устойчивости отвечает за стабилизацию – слово «стабилизатор». «Поперечной» – стабилизацию в поперечной плоскости. Он делает устойчивым кузов автомобиля при прохождении поворотов.

Современный автомобиль имеет переднюю независимую подвеску, то есть, левое и правое колесо двигаются независимо друг от друга в вертикальном направлении. Этот элемент подвески делает её независимой на половину. Он соединяет противоположные колеса.

Амортизатор тяги поперечной устойчивости

От этого она не становится зависимой. Обладая определённой упругостью, он позволяет колёсам работать независимо друга от друга до определенного момента.

При прохождении поворотов, особенно на большой скорости, автомобиль получает центробежное ускорение. Кузов кренится в противоположную сторону поворота. Внутреннее колесо разгружается, так как центр тяжести перемещается в сторону внешнего колеса.

Амортизатор тяги поперечной устойчивости

Вы сами замечали, что во время поворота вас немного смещает в кресле на наружную сторону. Чем выше скорость, тем сильнее центробежное ускорение. Чтобы вы не чувствовали дискомфорта в креслах устанавливаются валики боковой поддержки.

Без стабилизатора поперечной устойчивости внутреннее колесо может оторваться от дороги. В этот момент теряется не только скорость машины, но и управляемость. В некоторых случаях произойдет опрокидывание автомобиля.

Чтобы авто твердо стояло на дороге в любых поворотах и на любой скорости, для этого нужен стабилизатор поперечной устойчивости.

Видео:ТАК ЛЕГКО СДЕЛАТЬ КАЖДОМУ! 65 ТЫС КМ ПОСЛЕ РЕМОНТА СТОЙКИ СТАБИЛИЗАТОРА (ЛИНКИ) МЕТОД РЕМОНТАСкачать

ТАК ЛЕГКО СДЕЛАТЬ КАЖДОМУ! 65 ТЫС КМ ПОСЛЕ РЕМОНТА  СТОЙКИ СТАБИЛИЗАТОРА (ЛИНКИ) МЕТОД РЕМОНТА

Каких типов бывают

Стабилизатор поперечной устойчивости является обязательным элементом подвески. Различают несколько видов:

В современных авто их роль играет адаптивная подвеска. В ней нет стабилизаторов поперечной устойчивости. Этот элемент подвески заменен регулируемыми амортизаторами.

Торсионные

Такой тип еще называют передним стабилизатором поперечной устойчивости. Он имеет сложную «П»-образную форму. В его конструкции заложен торсион, он же штанга стабилизатора – металлический прут. Двумя краям он соединяется при помощи стоек к амортизаторам или рычагам.

Амортизатор тяги поперечной устойчивости

Достоинством является плавность его работы. Поэтому его применяют в передней подвеске .

Рычажные

Это задние стабилизаторы поперечной устойчивости. Полая труба, их еще называют реактивными тягами. С одной стороны они крепятся к ходовой, второй к кузову. Места крепления оборудованы сайлентблоками – резиновыми шарнирами. В некоторых моделях применяются втулки.

Вместе с задней подвеской , а именно в ней они применяются, образуют треугольник с жестко закрепленными сторонами. При крене кузова «треугольник» сопротивляется. Это удерживает автомобиль в безопасном положении.

Амортизатор тяги поперечной устойчивости

Недостатком этого типа является его большая упругость. Он фактически не изгибается, поэтому его используют в заднем стабилизаторе поперечной устойчивости.

  1. Простота конструкции.
  2. Низкая цена ремонта и замены. Фактически это просто полая труба с набором втулок и крепежом.
  3. Низкая стоимость.

Активные

Его можно настраивать в зависимости от типа поверхности дорожного покрытия или стиля езды.

Существуют три основных режима его работы:

  1. Максимально жесткий – для спортивной езды и быстрых виражей;
  2. Средний – для гражданской поездки, это классический тип;
  3. Отключен – рекомендуется его использовать на плохих дорогах, чтобы независимая подвеска реально стала независимой.

Активный стабилизатор поперечной устойчивости обеспечивает золотую середину между управляемостью и комфортом. Он используется на современных автомобилях с адаптивной подвеской. Его жесткость управляется электроникой или гидравликой.

Амортизатор тяги поперечной устойчивости

Дополнительные элементы стабилизатора поперечной устойчивости этого типа: пневмобаллоны или электрические муфты. Это зависит от конструкции подвески автомобиля.

Читайте также: Амортизатор передний опель астра н z18xer

Сегодня изучим торсионный тип, так как он больше всех требует внимания от владельцев. Он более прихотлив в обслуживании.

Видео:Стойки стабилизатора | Фатальные ошибки при монтаже (18+)Скачать

Стойки стабилизатора | Фатальные ошибки при монтаже (18+)

Из чего он состоит

Основными элементами стабилизатора поперечной устойчивости являются:

  1. Стойка стабилизатора. В некоторых моделях, например «Жигули», её нет.
  2. Втулки. Ими он крепится к кузову.
  3. Штанга. Так еще называют сам стабилизатор, его центральную часть.

Стойка (тяга) соединяет одно плечо штанги стабилизатора с рычагом подвески или амортизатором. Она имеет либо сайлентблоки в точках крепления деталей, либо шаровые соединения. Это обеспечивает подвижность, упругость элементов и смягчает удары от дороги.

Амортизатор тяги поперечной устойчивости

Резинки стабилизатора, они же втулки, дают возможность вращаться штанге. Они защищают её и кронштейны от разрушений. Препятствуют возникновению стуков и скрипов в подвеске. Поэтому, при диагностике автомобильной подвески следует обращать на них особое внимание.

Видео:Как легко проверить стойки стабилизатора за пару минут не снимая колеса?Скачать

Как легко проверить стойки стабилизатора за пару минут не снимая колеса?

Как работает

Принцип работы стабилизатора поперечной устойчивости заключается в связывании противоположных колес одной оси. При изменении положения одного колеса относительно кузова, он пытается привести противоположное колесо в такое же положение, выровняв кузов.

Когда автомобиль крениться в одну сторону, расстояние между колесом и кузовом уменьшается. Через стойку поднимается один край стабилизатора. Он выкручивается и за счет упругости, поднимает другое колесо относительно кузова. Так как он жёстко связан центральной частью с кузовом автомобиля через втулки, то кузов опускается, уменьшая расстояние противоположного колеса относительно машины. Так кузов выравнивается в горизонтальном положении.

Простым языком, благодаря стабилизатору поперечной устойчивости, кузов сопротивляется кренам. Полностью их избежать невозможно. То есть, небольшие наклоны он может компенсировать, а вот большие нет.

При превышении этого порога он может переломиться. Замена стабилизатора поперечной устойчивости убережет от переворота автомобиля и дискомфорта по время езды.

Чтобы этого не произошло, в конструкции предусмотрены резиновые упругие элементы. Они выполнены в виде сайлентблоков и втулок на стойках и местах крепления к кузову. Благодаря им, не вся кинематика от одного колеса передается к другому. У нас есть связь между колесами, но она не жесткая, конструкция «играет» и демпфирует. Кроме того, они смягчают удары подвижных элементов, вы не слышите стуков во время езды.

Видео о принципе работы стабилизатора

Видео:Подвеска МакФерсон (MacPherson suspension, "качающаяся свеча")Скачать

Подвеска МакФерсон (MacPherson suspension, "качающаяся свеча")

Недостатки

Основной недостаток реактивного и торсионного стабилизатора – зависимость одного колеса от другого. Даже если речь идет о независимой подвеске. Часть кинетической энергии передается на противоположную сторону.

Этот узел подвески сокращает её ход. То есть, есть большая вероятность «вывесить» колесо при диагональном прохождении пересеченной местности. Особенно это актуально внедорожникам и паркетникам с большим клиренсом, потому что «легковушки» туда вообще не заберутся.

Невозможно регулировать жесткость штанги. Она или работает или сломалась – два режима его работы. В таком случае используют активные стабилизаторы поперечной устойчивости или адаптивную подвеску.

Добавить комментарий Отменить ответ

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Видео:ВТУЛКИ СТАБИЛИЗАТОРА ДИАГНОСТИКАСкачать

ВТУЛКИ СТАБИЛИЗАТОРА ДИАГНОСТИКА

Амортизатор тяги поперечной устойчивости

Амортизаторы. Наибольшие удобства при движении автомобиля достигаются при наличии мягкой подвески. Удары и толчки, которые испытывают колеса автомобиля при движении по неровной дороге, передаются на раму тем меньше, чем мягче рессоры. Чем длиннее рессора и чем большее число листов меньшей толщины в нее входит, тем она мягче. Но мягкие рессоры обладают существенным недостатком — их колебания, имеющие большую амплитуду, затухают очень медленно. Колебания рессор гасятся за счет трения между их листами. Для более быстрого гашения собственных колебаний рессор и повышения их долговечности на автомобиле устанавливают специальные устройства, называемые амортизаторами. Амортизаторы гидравлического типа ставятся на всех легковых п большинстве грузовых автомобилей.

Сопротивление колебательным движениям рамы в гидравлическом амортизаторе создается путем перекачивания жидкости через небольшие отверстия в его корпусе. Увеличение скорости относительных перемещений оси и рамы вызывает резкое возрастание сопротивления амортизатора.

Для заполнения амортизаторов применяются специальные жидкости с минимальным изменением вязкости в зависимости от температуры (например, веретенное масло АП по ГОСТ у 1642-50 или смесь 60% трансформаторного масла и 40% турбинного масла Л).

Рекламные предложения на основе ваших интересов:

Колебание рамы можно представить себе состоящим из двух движений? хода сжатия рессоры, когда рама и ось сближаются, и хода отбоя, когда рама и ось расходятся. Амортизатор одностороннего действия гасит колебания лишь во время хода отбоя. Амортизатор двустороннего действия способствует более плавной работе подвески, так как он поглощает энергию колебаний как при отбое, так и при сжатии. Вследствие этого амортизаторы двустороннего действия почти полностью вытеснили амортизаторы одностороннего действия (амортизаторы такого типа применялись на автомобилях «Москвич-401») и устанавливаются на большинстве современных автомобилей.

Читайте также: Окпд 2 опора амортизатора для автомобиля

Сопротивление, создаваемое амортизатором двустороннего действия, неодинаково при сжатии и отбое. Сопротивление при сжатии составляет 20—50% сопротивления при отбое, так как необходимо, чтобы амортизатор гасил в основном свободные колебания подвески при отбое. В подвесках легковых автомобилей и автобусах ставится четыре амортизатора, а в подвесках грузовых автомобилей — два (в передней подвеске).

Амортизаторы бывают рычажные и телескопические.

На рис. 1 показано устройство рычажного амортизатора двустороннего действия автомобиля ГАЗ -66. В чугунном корпусе амортизатора вверху помещается резервуар, а внизу — цилиндр, имеющий две полости, из которых правая работает при ходе сжатия, а левая — при ходе отбоя.

Амортизатор тяги поперечной устойчивости

Рис. 1. Рычажный амортизатор двустороннего действия:
А — клапан сжатия; Б — клапан отбоя; 1 — вал; 2 — крышка цилиндра; 3 — винт; 4 — пружина; 5 — опорный сухарь; 6 — кулак; 7 — поршень; 8 — перепускной клапан; 9 — пружина перепускного клапана; 10 — рычаг; 11 — отверстие во фланце; 12 — пробка наливного отверстия; 13 — пробка клапана отбоя; 14 — пробка клапана сжатия; 15 и 16 — пружины клапана сжатия; 17 и 19 — клапаны; 18 — окно клапана отбоя; 20 — пружина клапана отбоя; 21 — стержень клапана отбоя

Полости связаны между собой каналами через клапаны сжатия А и отбоя Б. Цилиндр с торцов закрыт крышками. Корпус амортизатора крепится болтами к лонжерону рамы.

Клапан сжатия, установленный под пробкой, представляет собой стержень с утолщенной частью и тарелкой, нагруженный короткой стальной пружиной и более длинной, но слабой пружиной. Неподвижный направляющий стержень клапана отбоя имеет на рабочей поверхности лыски. Пробка служит опорой для пружины, прижимающей к седлу конусную тарелку трубчатого клапавд с прямоугольным окном.

Амортизаторную жидкость заливают в амортизатор через отверстие, закрываемое пробкой.

Внутри цилиндра амортизатора помещены два поршня, имеющие в торцах опорные стальные сухари, между которыми установлен кулак. Этот кулак сидит на мелких шлицах вала, на выходящем из корпуса амортизатора конце которого установлен рычаг, связанный тягой с передней осью автомобиля. Подшипниками валу служат две бронзовые втулки, а направляющей — пластинчатая пружина. Как одно целое с корпусом отлит фланец, отверстия которого используются для крепления амортизатора на раме. Поршни имеют плоские перепускные клапаны с пружинами, упирающимися одним концом в клапан, а другим —-в стопорное кольцо. Поршни соединяются между собой винтами с пружинами. Цилиндр закрыт крышками со стальными и фибровыми прокладками под ними. Утечке жидкости из корпуса амортизатора препятствует сальник.

Амортизатор тяги поперечной устойчивости

Рис. 2. Схема движения жидкости в рычажном амортизаторе двустороннего действия:
а — при сжатии рессоры; б — при отбое рессоры

При ходе сжатия рычаг, поднимаясь вверх, поворачивает шаровой кулак, который перемещает поршень, а последний перегоняет жидкость из правой полости цилиндра в левую. Жидкость может проходить по двум направлениям: когда давление небольшое, она перетекает через щели, образованные лысками на стержне клапана отбоя; при повышенном давлении жидкость сжимает пружину клапана сжатия А настолько, что клапан отходит на величину зазора между пружиной и пробкой, и в месте косого среза образуется щель для прохода жидкости. В случае более высокого давления пружина сжимается и проходное сечение для жидкости увеличивается. Таким образом, проходное сечение для жидкости, а следовательно, и сила сопротивления амортизатора меняются в зависимости от силы удара колеса о неровности дороги. При отбое жидкость проходит через щели, образованные лысками на стержне клапана Б и через окно, а при сжатии пружины — через кольцевой зазор между клапаном и его седлом. Сопротивление амортизатора при отбое определяется жесткостью пружины и величиной проходных сечений, образованных лысками на стержне.

На рис. 2 показано движение жидкости в амортизаторе при сжатии п отбое рессоры.

Телескопические амортизаторы применяются на автомобилях ГАЗ -5ЗА, ЗИЛ -130, М-21 «Волга» и др. Цилиндр амортизатора и часть окружающего его наружного кожуха заполнены амортизаторной жидкостью. Внутри цилиндра помещается поршень со штоком, к концу которого приварена проушина; другая проушина приварена к кожуху. Шток амортизатора проушиной соединен с рамой или кузовом, а проушина кожуха соединена с балкой моста или рычагом колеса.

Читайте также: Пыльники задних амортизаторов опель инсигния

Сверху цилиндр амортизатора закрыт направляющей штока, а снизу — днищем, являющимся одновременно корпусом клапана сжатия. В поршне по окружностям разного диаметра равномерно расположены два ряда отверстий, из которых наружный ряд соединен сверху кольцевым

желобом и закрыт перепускным клапаном со слабой звездообразной пружиной, натяг которой можно регулировать шайбой, а внутренний — соединен снизу кольцевым желобом и закрыт клапаном отдачи. Клапан отдачи состоит из двух стальных дисков, прижимаемых к поршню через шайбу пружиной. Кольцевой желоб соединяется с подпоршневой полостью несколькими дроссельными прорезями, сделанными на одном из дисков. В корпусе клапана сжатия также сделан ряд отверстий, закрываемых сверху перепускным клапаном, нагруженным пружинной звездочкой. На верхнем торце корпуса прорезаны две канавки. В корпусе помещается клапан сжатия с седлом и пружиной. В верхней части клапана с двух сторон имеются две прямоугольные щели.

Амортизатор тяги поперечной устойчивости

Рис. 3. Телескопический амортизатор МКЗ :
1 и 8 — проушины; 2 — направляющая; 3 — шток; 4 — цилиндр; 5 — кожух; 6 — поршень; 7 — корпус клапана сжатия; 9 — войлочное кольцо; 10 — резиновый сальник; 11 — обойма сальника; 12 — пружина сальника

Для работы амортизатора большое значение имеет герметичность его полостей. Поэтому верхний конец штока уплотняется резиновым сальником, заключенным в обойму и поджатым пружиной. Другой резиновый сальник установлен в направляющей штока и создает уплотнение между цилиндром и кожухом амортизатора. Сальник защищен от попадания пыли и грязи войлочным кольцом, установленным поверх обоймы,

Амортизатор тяги поперечной устойчивости

Рис. 4. Схема работы телескопического амортизатора

Колебания, происходящие при работе рессорной подвески, вызывают возвратно-поступательные перемещения поршня в цилиндре.

На рис. 4, а показана работа амортизатора при плавном сжатии рессоры в случае наезда колеса на небольшое препятствие. Шток и поршень, опускаясь вниз, вытесняют жидкость из пространства под поршнем в пространство над поршнем через перепускной клапан. Однако часть над-поршневого пространства занята штоком, поэтому оно не может вместить всю жидкость, вытесняемую из-под поршня. Вследствие этого часть жидкости, объем которой равен объему вводимой в цилиндр части штока, вытесняется в кольцевую полость трубы через дроссельные канавки на верхнем торце и отверстия в корпусе. В это время под действием давления жидкости и пружины перепускной клапан остается закрытым.

При движении по плохой дороге в случае резкого сжатия рессоры жидкость не может быстро

пройти через малые сечения канавок. Вследствие наличия высокого давления жидкости под поршнем клапан сжатия открывается, и сопротивление амортизатора сжатию рессоры уменьшается.

В случае плавного отбоя рессоры поднимающиеся вверх шток и поршень вытесняют жидкость из надпоршневого пространства через отверстия в поршне и прорези в диске в пространство под поршнем. Дополнительно часть жидкости проходит из кожуха под поршень через перепускной клапан. При проходе жидкости через малые проходные сечения отверстий клапана создается гидравлическое торможение, вследствие чего гасятся колебания рессоры.

При резком отбое рессоры пружина сжимается под действием давления жидкости, диски клапана отдачи отходят от отверстий в поршне, в результате чего проходные сечения увеличиваются. В этом случае жидкость перетекает в пространство под поршнем без дросселирования.

Стабилизатор. Уменьшение крена кузова легкового автомобиля на повороте без изменения мягкости подвески достигается применением стабилизатора поперечной устойчивости. Он представляет собой стальной П-образный стержень, расположенный поперек автомобиля и скручивающийся при наклоне кузова. В укрепленных на лонжеронах рамы обоймах помещаются резиновые втулки, сквозь которые проходит П-образный стержень. Стойки, на которых закреплен этот стержень, установлены в чашках пружин.

Амортизатор тяги поперечной устойчивости

Рис. 5. Стабилизатор поперечной устойчивости:
1 — стойка; 2 — обойма; 3 — втулка; 4 — П-образный стержень; 5 — чашка пружины

Амортизатор тяги поперечной устойчивости

Рис. 6. Подвеска ведущих мостов трехосных автомобилей-а-подвеска без балансиров; б – подвеска с балансирами

При вертикальных колебаниях кузова во время движения автомобиля стержень поворачивается во втулках — стабилизатор не работает. В результате бокового крена кузова при повороте автомобиля пружины подвески сжимаются на различную величину, поэтому концы стержня поворачиваются в разные стороны, т. е. он закручивается. Сопротивление стержня закручиванию препятствует сжатию рессоры, и крен кузова уменьшается.

  • Свежие записи
    • Нужно ли менять пружины при замене амортизаторов
    • Скрипят амортизаторы на машине что делать
    • Из чего состоит стойка амортизатора передняя
    • Чем стянуть пружину амортизатора без стяжек
    • Для чего нужны амортизаторы в автомобиле

    📹 Видео

    Секреты перекупа - ремонт тяги стабилизатора своими руками лайвхакСкачать

    Секреты перекупа - ремонт тяги стабилизатора своими руками лайвхак

    Новая доработка Рено Логан | стойки стабилизатора поперечной устойчивостиСкачать

    Новая доработка Рено Логан | стойки стабилизатора поперечной устойчивости

    Поставил стойки НЕТ ИЗНОСА - лучше оригинала!Скачать

    Поставил стойки НЕТ ИЗНОСА - лучше оригинала!

    Устройство и принцип работы амортизаторов Стабилизатор поперечной устойчивостиСкачать

    Устройство и принцип работы амортизаторов Стабилизатор поперечной устойчивости

    Стабилизатор поперченой устойчиваости. Что это и зачем он нуженСкачать

    Стабилизатор поперченой устойчиваости. Что это и зачем он нужен

    Ремонт обломанной шпильки стабилизатора Ваз/ Обломилась шпилька стабилизатора калинаСкачать

    Ремонт обломанной шпильки стабилизатора Ваз/ Обломилась шпилька стабилизатора калина

    СЕКРЕТ УПРАВЛЯЕМОСТИ РАСКРЫТ! Продольные тяги под тюнинг на УАЗ Патриот.Скачать

    СЕКРЕТ УПРАВЛЯЕМОСТИ РАСКРЫТ! Продольные тяги под тюнинг на УАЗ Патриот.

    Стойки стабилизатора Hyundai/KIA. Какие ставить? MOBIS, CTR, GMB, SANGSIN, MASUMA, PILENGA, MILESСкачать

    Стойки стабилизатора Hyundai/KIA. Какие ставить? MOBIS, CTR, GMB, SANGSIN, MASUMA, PILENGA, MILES

    ВТУЛКИ СТАБИЛИЗАТОРА СТАНУТ ВЕЧНЫМИСкачать

    ВТУЛКИ СТАБИЛИЗАТОРА СТАНУТ ВЕЧНЫМИ

    КАК ЛЕГКО ВОССТАНОВИТЬ СТОЙКУ СТАБИЛИЗАТОРА СВОИМИ РУКАМИ.Скачать

    КАК ЛЕГКО ВОССТАНОВИТЬ  СТОЙКУ СТАБИЛИЗАТОРА СВОИМИ РУКАМИ.

    КАК ЛЕГКО ДОМА ВОССТАНОВИТЬ СТОЙКИ, ЛИНКИ, СТАБИЛИЗАТОРА СВОИМИ РУКАМИ.Скачать

    КАК ЛЕГКО ДОМА ВОССТАНОВИТЬ СТОЙКИ, ЛИНКИ, СТАБИЛИЗАТОРА СВОИМИ РУКАМИ.

    НЕ ВЫБРАСЫВАЙ СТАРЫЕ СТОЙКИ СТАБИЛИЗАТОРА! Ремонт линковСкачать

    НЕ ВЫБРАСЫВАЙ СТАРЫЕ СТОЙКИ СТАБИЛИЗАТОРА! Ремонт линков

    СЕКРЕТ ВТУЛОК СТАБИЛИЗАТОРА о котором ВЫ ДАЖЕ НЕ ДОГАДЫВАЕТЕСЬСкачать

    СЕКРЕТ ВТУЛОК СТАБИЛИЗАТОРА о котором ВЫ ДАЖЕ НЕ ДОГАДЫВАЕТЕСЬ
Поделиться или сохранить к себе:
Технарь знаток