Анализ can шины автомобиля

Анализ can шины автомобиля

В предыдущей статье мы поговорили о проблемах в шине передачи данных CAN, возникших в результате износа аккумуляторной батареи и просадки питающего напряжения при запуске ниже порога работоспособности шины. Сегодня продолжим разговор о CAN-шине, но немного в другом ключе: прежде всего вспомним принцип ее работы, а затем рассмотрим один из случаев топологии шины и разберем осциллограмму дефекта.

Эта шина используется чаще всего как средство обмена данными в системах, для которых критично быстродействие и время принятия решения. Таковыми являются, например, система управления движением, объединяющая между собой блоки управления двигателем, автоматической трансмиссией, антиблокировочной системой тормозов, усилителем руля и т.п.

Конструктивно шина представляет собой неэкранированную витую пару. Провода шины называются CAN High и CAN Low.

Шина может находиться в двух состояниях:

  1. Рецессивное состояние, или логическая единица. Оба провода в этой ситуации имеют практически одинаковый потенциал: и на проводе CAN High, и на проводе CAN Low присутствует около 2 , 5 В. В рецессивном состоянии шина может находиться сколь угодно долго, хотя в реальности этого не происходит, ведь рецессивное состояние – это всего лишь пауза между сеансами передачи информации.
  2. Доминантное состояние, или логический ноль. В него шина переходит тогда, когда один из входящих в сеть блоков управления начинает передачу данных. Потенциалы на проводах шины меняются следующим образом: на проводе CAN High потенциал повышается на один вольт, на проводе CAN Low наоборот, становится на один вольт ниже.

Рассмотрим форму сигнала шины, чтобы обосновать ее помехоустойчивость:

Анализ can шины автомобиля

На рисунке показаны доминантный и рецессивный уровни шины, а также воздействие на шину электромагнитной помехи. Особенностью обработки сигналов шины является то, что в расчет берется не сам уровень сигнала, а разница уровней между проводами CAN High и CAN Low. При рецессивном уровне эта разница близка к нулю, при доминантном уровне она максимальна.

В витой паре провода располагаются очень близко друг к другу. Если возникает внешняя электромагнитная помеха X, то она является синфазной и наводит одинаковый всплеск напряжения в обоих проводах шины. В итоге на обоих проводах появляется наведенный помехой импульс, но разница потенциалов между проводами при этом не меняется. Это позволяет эффективно подавлять внешние помехи, что является большим преимуществом CAN-шины.

На самом деле витая пара – давно известный способ борьбы с помехами. В медицине, например, в кардиостимуляторах, где требуется высочайшая помехоустойчивость, она применяется очень широко.

Сигнал шины поступает в блок управления на дифференциальный усилитель и обрабатывается. Иллюстрация поясняет процесс обработки:

Анализ can шины автомобиля

Видео:Анализ CAN шины автомобиля адаптер Канхакер-avto100Скачать

Анализ CAN шины автомобиля адаптер Канхакер-avto100

Большинство автопроизводителей придерживаются скорости передачи 500 кБд, соответственно, продолжительность одного бита при этом составит 2 мкс.

Поговорим о топологии CAN-шины. Физически у шины нет начала и нет конца, шина – это просто единая сеть. Чаще всего встречаются два типа топологии: линейная топология и топология «пассивная звезда», а также их сочетания.

Анализ can шины автомобиля

Анализ can шины автомобиля

На современных автомобилях шина CAN очень разветвленная. Чтобы не перегружать линию большим количеством передаваемых данных, шина может состоять из нескольких ветвей, объединенных межсетевым шлюзом, иначе называемым Gateway. В итоге сеть представляет собой несколько ответвлений, в том числе и на диагностический разъем, использующих разную скорость и протоколы обмена.

Читайте также: Микросхемы для контроллер шины

Поэтому топология шины – вопрос для диагноста очень актуальный и, к сожалению, довольно сложный. Из тех электрических схем, которыми располагает диагност, не всегда можно понять топологию. Но в документации некоторых автопроизводителей приводится полная и подробная информация, в этом случае задача сильно упрощается.

Не зная тонкостей организации шины, найти в ней неисправность бывает достаточно сложно. Например, при наличии окисления контактов в разъеме пропадает связь с целым рядом блоков управления. Наличие под рукой топологии шины позволяет легко находить подобные проблемы, а отсутствие приводит к большой потере времени.

Ну что ж, мы немного освежили в памяти теорию шины, теперь самое время перейти к практике.

Перед нами автомобиль Infinitit Q 50 , оснащенный весьма редким турбированным мотором VR 30 DDT объемом 3 . 0 л и мощностью 400 лошадиных сил. Но проблема заключается не в этом замечательном агрегате, а как раз в CAN-шине: подключив диагностический сканер, не удается установить связь с доброй половиной блоков управления.

Нам повезло – Nissan относится к тому узкому кругу производителей, которые дают диагностам качественную и полноценную информацию. В том числе есть в документации и подробная топология бортовой шины обмена данными. Открываем, смотрим:

Анализ can шины автомобиля

Видео:Подробно про CAN шинуСкачать

Подробно про CAN шину

Следует сказать, что приведенная блок-схема достаточно общая. В документации имеется гораздо более подробная электрическая схема со всеми проводами и номерами контактов в блоках, но сейчас она нам пока что ни к чему, нам важно понять общую топологию.

Итак, первое, что нужно увидеть, это то, что вся сеть разделена на три большие ветви, обведенные пунктиром:

  • CAN communication circuit 1 (Коммуникационная цепь CAN 1 );
  • CAN communication circuit 2 (Коммуникационная цепь CAN 2 );
  • Chassis communication circuit (Коммуникационная цепь шасси).

Первые две цепи связаны между собой посредством CAN gateway (найдите его на иллюстрации). Цепь шасси связана с цепью CAN 2 через блок управления шасси, который также играет роль своеобразного Gateway.

А теперь вновь обратимся к сканеру и посмотрим, какие из блоков управления не выходят на связь. Дилерский сканер предоставляет нам очень удобную функцию: на экран выводятся блоки каждой из цепей по отдельности, а цветом отображается возможность (зеленый) либо невозможность (красный) установить с ними связь. Вот блоки цепи CAN 1 :

Анализ can шины автомобиля

А это – блоки цепи CAN 2 . Как видно, связи с ними попросту нет:

Анализ can шины автомобиля

Также нет связи с блоками цепи шасси, но это и понятно: эта цепь, согласно блок-схеме, подключена к цепи CAN 2 .

Ну что ж, задача почти решена, осталось лишь локализовать неисправность. А для этого воспользуемся мотортестером и снимем осциллограмму на проводах шины сначала в CAN 1 , а затем в CAN 2 и сравним их.

Сделать это очень несложно, ведь обе шины выведены прямо на диагностический разъем. Согласно более подробной схеме, о которой упоминалось выше, на контакты диагностической колодки 6 и 14 выведены провода CAN 1 , а на контакты 12 и 13 – провода CAN 2 .

Снимаем осциллограмму в цепи CAN 1 . Она имеет прямо-таки академический вид:

Видео:CAN шина👏 Как это работаетСкачать

CAN шина👏 Как это работает

Анализ can шины автомобиля

Давайте обмерим ее с помощью линеек.

  • На проводе CAN High в рецессивном состоянии потенциал составил 2 , 26 В, на проводе CAN Low – 2 , 25 В.
  • На проводе CAN High в доминантном состоянии потенциал составил 3 , 58 В, на проводе CAN Low – 1 , 41 В.
  • Ширина импульса, соответствующего одной единице передаваемой информации, составляет 2 мкс (обведено красным прямоугольником).

Читайте также: Зимние шины 255 55 r19 нешипованные

Просто идеальное соответствие теории и практики. Конечно, полосы пропускания нашего прибора явно недостаточно для корректного отображения сигнала, слишком уж широк его спектр. Однако, если закрыть на это глаза, то вполне можно оценить качество сигнала и сделать необходимые выводы.

А теперь делаем ту же операцию на контактах диагностической колодки 12 и 13 , чтобы получить осциллограмму сигнала CAN 2 . Вот она:

Анализ can шины автомобиля

Для наглядности масштаб осциллограмм на обеих иллюстрациях один и тот же.

То, что вы видите на этой осциллограмме, называется «мусор». Часто диагносты так и говорят: блок мусорит в шину. Вот только как найти блок, который это делает? Методика здесь очень проста и сводится она к поочередному отключению блоков и повторному наблюдению за сигналом шины.

Где именно находится тот или иной блок на автомобиле, в документации, как правило, показано. Например, на этом «финике» блоки расположены так:

Анализ can шины автомобиля

Но в нашем случае все проще. Кстати, маленький лайфхак, возьмите на заметку. В автомобилях Nissan и Infiniti чаще всего причиной наличия мусора в CAN-шине является блок ABS. Сняв разъем с блока, сразу получаем нормальный обмен и связь сканера со всеми блоками ветви CAN 2 :

Видео:лекция 403 CAN шина- введениеСкачать

лекция 403  CAN шина- введение

Анализ can шины автомобиля

Обратите внимание на то, что связь в цепи CAN 2 есть со всеми блоками, кроме блока ABS, ведь он отключен.

Завершая разговор, хотелось бы обратить ваше внимание еще на один важный нюанс. Частота следования импульсов по CAN-шине составляет 500 кГц. Поэтому при получении осциллограммы необходимо задействовать максимально возможную частоту дискретизации мотортестера, на какую только он способен.

Если частоту дискретизации вы зададите низкую, то импульсы на осциллограмме будут сильно искажены. В качестве примера посмотрите, как выглядит осциллограмма сигнала CAN-шины при специально сниженной частоте дискретизации прибора:

Анализ can шины автомобиля

Красным прямоугольником обведено время, в которое укладывается одно деление сетки. Оно составляет 0 , 2 мс. А на осциллограмме, которую мы рассматривали ранее, это время было равно 5 мкс, поэтому отображение импульсов было более правильным. Имейте это ввиду и не допускайте ошибок!

Can2sky.com – облачный сервис расшифровки CAN-шины автомобилей

Автомобили, коммерческая техника и спецтехника напичканы электронными модулями, общающимися по шине CAN. Узнать о чем они “говорят” стремятся как компании, которые предоставляют услуги дистанционного мониторинга автопарка (GPS-мониторинг), так и отдельные гики, которым интересно вмешаться в работу личного автомобиля, добавив собственный мультимедийный дисплей или уникальный радар.

Для считывания информации из шины CAN существует большое количество USB-CAN адаптеров, создающих на компьютере текстовый лог из HEX-значений. Хотя профессионалы могут сразу глядя на лог сказать, что “вот есть идентификатор 18FEF207, он отвечает за мгновенный расход топлива, а вот температура масла в этой CAN-шине не передается” – было решено сделать несложный сервис can2sky.com, который переводит записанные CAN-логи в удобно-читаемый формат для простого просмотра и анализа.

Читайте также: Техника наложения стандартных транспортных шин

1. Поддержка нескольких форматов CAN-логов. Среди них самый популярный у нас формат программы CanHacker (trc-файл), текстовые логи утилиты candump, которая является главным инструментом у linux-пользователей, текстовый лог CAN от GPS-трекеров АвтоГРАФ, а также общий формат СSV, в который можно превратить почти любой другой формат CAN-лога. Поддерживается 11-битный CAN (типичный для легковых авто) и 29-битный (коммерческая техника, сельхозтехника).

Пора вставить уже первые картинки.

Видео:поиск нерабочей can шины, часть дваСкачать

поиск нерабочей can шины, часть два

2. Разборка кан-логов с помощью различных протоколов. Если для коммерческой техники общепринятым является протокол SAE J1939, пусть и с недокументированными дополнениями от производителей, то среди легковых авто никакого единого стандарта расшифровки 11-битного CAN не существует. Поэтому работа сервиса основа на подключении различных вариантов парсеров, а также их последующем редактировании пользователем. После загрузки лога сервис предложит выбрать наиболее подходящий парсер.

Сервис указывает в скобках число идентификаторов (CAN-ID), совпадающих в логе и парсере. Первым желанием является выбрать парсер с наибольшим числом совпадающих CAN-ID. Однако, у разных производителей одни и те же CAN-ID могут означать совершенно разные параметры, поэтому рекомендуем использовать парсер от автомобилей того же производителя.

3. Отображение распознанных параметров

4. Средства анализа нераспознанных параметров

Практически в каждом CAN-логе будут неизвестные парсеру параметры. Сервис дает набор простейших инструментов для создания пользовательских парсеров на основе дефолтных и ручного декодирования нераспознанных параметров. Для начала они помечаются красным фоном, и в них подсвечиваются байты, изменяющиеся за период записи лога

Далее мы можем перейти в редактор парсера и добавить вручную правила декодирования идентификатора

Работа парсера основана на DBC-файлах формата Vector Informatik GmbH. Вероятно, кому-то будет удобнее создать свой DBC-файл в редакторе CANdb++ от Vector — его можно загрузить на сервис, и после этого у вас появится свой собственный парсер.

5. Первые инструменты совместной работы над CAN-логом нескольких пользователей сервиса. Пока есть только функция сделать лог публичным, то есть доступным для всех пользователей сервиса для просмотра и комментирования.

Существующие инструменты анализа CAN-шины создавались для одиночной работы профессионалов, в рамках данного проекта хотелось бы объединить усилия энтузиастов этого направления. Для этого будем добавлять средства совместного создания и редактирования парсеров группой пользователей. Требуется добавлять поддержку бОльшего числа форматов CAN-логов для быстрой загрузки их на сервис.

Для эффективной расшифровки параметров будем добавлять инструменты поиска возрастающих и убывающих параметров, сравнения нескольких логов между собой.

В текущем виде, и даже с описанными доработками сервис can2sky.com был и будет оставаться бесплатным для всех пользователей — хотя бы потому, что этот проект несложно сделать. Его разработкой занимаются 2 человека — я (автор идеи) и один программист. Финансирование разработки ведется компанией, на которую внутри сервиса указана ссылка. Вероятно, когда-нибудь повесим баннер. Предполагаю, что в будущем платными функциями проекта будет API конвертации CAN-данных «на лету» для встраивания сервиса в качестве модуля в системы регистрации и расширенного анализа CAN-данных. А пока основным профитом от проекта является созданный телеграм-чат

куда я приглашаю всех энтузиастов, занимающихся анализом автомобильной шины CAN.

Видео:Экспресс диагностика CAN шины на автомобиле. №21Скачать

Экспресс диагностика CAN шины на автомобиле. №21
  • Свежие записи
    • Нужно ли менять пружины при замене амортизаторов
    • Скрипят амортизаторы на машине что делать
    • Из чего состоит стойка амортизатора передняя
    • Чем стянуть пружину амортизатора без стяжек
    • Для чего нужны амортизаторы в автомобиле


    🎦 Видео

    Кан шина, что это? Поймет школьник! принцип работыСкачать

    Кан шина, что это? Поймет школьник! принцип работы

    Простая проверка CAN шины. Сканер не видит автомобиль через OBD2. Как правильно выбрать изоленту.Скачать

    Простая проверка CAN шины. Сканер не видит автомобиль через OBD2. Как правильно выбрать изоленту.

    Как работает LIN шина автомобиля. K-Line L-Line шины данных. Лин шина автомобиля. Lin-bus networkСкачать

    Как работает LIN шина автомобиля. K-Line L-Line шины данных. Лин шина автомобиля. Lin-bus network

    Как проверить CAN шину Используем симулятор ElectudeСкачать

    Как проверить CAN шину  Используем симулятор Electude

    Поиск неисправности в шине CAN мультиметром. Suzuki Grand Vitara. U1073, P1674, B1553.Скачать

    Поиск неисправности в шине CAN мультиметром. Suzuki Grand Vitara. U1073, P1674, B1553.

    Компьютерная диагностика авто. K-линия и CAN шинаСкачать

    Компьютерная диагностика авто. K-линия и CAN шина

    Анализ CAN-шины Гранта. CAN-hacker.Скачать

    Анализ CAN-шины Гранта. CAN-hacker.

    LIN шина - пример работы. LIN bus exampleСкачать

    LIN шина - пример работы. LIN bus example

    MCP2515, контроллер CAN шины с интерфейсом SPIСкачать

    MCP2515, контроллер CAN шины с интерфейсом SPI

    Урок №18. Цифровые интерфейсы современного автомобиля: шины данных CAN и LINСкачать

    Урок №18. Цифровые интерфейсы современного автомобиля: шины данных CAN и LIN

    Вебинар: Как найти любые данные из CAN-шины любого автомобиля?Скачать

    Вебинар: Как найти любые данные из CAN-шины любого автомобиля?

    CAN-шина, простой поиск данных в кан шине автомобиля. Как расшифровать и найти данные в кан шине?Скачать

    CAN-шина, простой поиск данных в кан шине автомобиля. Как расшифровать и найти данные в кан шине?

    Проверка исправности CAN шиныСкачать

    Проверка исправности CAN шины

    Оживление по шине LIN блока кнопок стеклоподъемников от Mercedes Benz W220Скачать

    Оживление по шине LIN блока кнопок стеклоподъемников от Mercedes Benz  W220
Поделиться или сохранить к себе:
Технарь знаток