Практически во всех применяющихся фильтрах очистки масла антидренажный и перепускной клапана расположены последовательно, причем, за исключением масляного фильтра ООО «Салютфильтр», перепускной клапан расположен с противоположной стороны от впускных и выпускного каналов.
Такое расположение клапанов при холодном пуске, а это все пуски при температуре ниже +80°C, приводит к вымыванию крупных частичек отфильтрованной ранее грязи через открывающийся при этом перепускной клапан обратно в двигатель, где они перемалываются до размеров, когда они смогут проникнуть в поры фильтровальной бумаги, там они удерживаются.
Попытки параллельного расположения антидренажного и перепускного клапанов делали и ранее, например, фирмой «Purolator» (США), но после того, как фирма «MANN» купила фирму «Purolator», эти попытки, по-видимому, прекратились, и у приобретенных нами фильтров фирмы «Purolator» (выпуск 2015г.) расположение клапанов снова последовательное.
По какому-то странному совпадению немецкие машины выпускаются с фильтрующими элементами очистки масла, при этом расположение антидренажного и перепускного клапанов параллельное, т.е. часть холодного густого масла, которое не может пройти через фильтрующую бумагу проходит из нагнетательного в отводящий каналы через перепускной клапан минуя грязную полость, как в фильтре ООО «НПК «Базальт»
Поэтому приступив к проектированию масляного фильтра ООО «НПК «Базальт» (имея большой опыт конструкторских разработок, в т. ч. на конвейер ОАО «АвтоВАЗ») опираясь на идею фирмы «Purolator» создало пригодную для массового производства конструкцию масляного фильтра с параллельным расположением антидренажного и перепускного клапанов, при этом отфильтрованная ранее грязь никогда не вымывается в двигатель (см. рис., где стрелками показана траектория движения холодного масла в фильтре ООО «НПК «Базальт» и обычном фильтре). Кроме этого ООО «НПК «Базальт» отработал конструкцию антидренажного клапана из термообработанной стальной ленты по ГОСТ 21996-76, что повысило его термостойкость, по сравнению с резиновым или силиконовым антидренажным клапаном, и снизило во много раз его стоимость, к тому же при вырубке антидренажного клапана из его центрального отхода вырубается пластинчатая пружина перепускного клапана. Толщина антидренажного клапана выбрана таким образом, чтобы гидравлическое сопротивление его открытия не превышало 0,15 бар, причем открываясь, он теряет устойчивость (становится волнообразным), и его гидравлическое сопротивление уменьшается до 0,02…0,03 бар. При уменьшении расхода масла примерно до 50 л/час он снова становится плоским, а после остановки двигателя закрывается, исключая вытекание масла из фильтра.
Исключив необходимость обтекания холодного масла вокруг фильтрующего элемента, удалось снизить его высоту и диаметр, разместив 0,12 м 2 фильтровальной бумаги, что позволило использовать этот фильтр на большее количество марок машин.
По мнению специалистов ООО «НПК «Базальт» в ГОСТ Р 53844-2010 необходимо предусмотреть требование параллельного расположения антидренажного и перепускного клапанов: зачем отфильтровывать грязь, если самые крупные ее частицы на следующий день снова вымываются из грязной полости масляного фильтра в двигатель.
Видео:Предохранительный клапан: для чего нуженСкачать
ДРЕНАЖНЫЙ КЛАПАН
Дренажный клапан находится в закрытом состоянии если давление в месте его установки выше некоторого порогового значения, это происходит в момент работы системы полива. При завершении полива давление в трубопроводе падает, дренажный клапан открывается. Открытый дренажный клапан выпускает воду из корпуса дождевателя или из трубы. Таким образом дождеватели и трубы системы полива защищены от заморозков и нет необходимости в работах по зимней консервации системы полива.
Видео:Зачем перепускной клапан в масляном фильтре # bypass valve # 旁通阀Скачать
АНТИДРЕНАЖНЫЙ (ЗАПОРНЫЙ) КЛАПАН
*устанавливается как дополнительная опция на некоторых моделях дождевателей.
Запорный клапан находится в закрытом состоянии пока давление в месте его установки ниже некоторого порогового значения (0.2-0.3 БАР). При повышении давления выше порогового запорный клапан открывается и пропускает воду через себя.
Запорный клапан необходим для систем полива смонтированных на участках с уклонами или перепадами высот. Он препятствует вытеканию оставшейся в трубе воды через дождеватель в низине участка после окончания полива. Суммарный объем воды внутри трубопроводной сети может достигать сотен литров, и если дождеватели не снабжены запорными клапанами, то медленное вытекание воды может продолжаться несколько часов. Это приводит к неприятным грязным потекам, размытию грунта, постоянным лужам и даже заболачиванию части участка. У большинства современных моделей дождевателей запорный клапан является обязательной частью конструкции.
Миссия ООО ПоливАС
Домовладелец!
Доверьте нам проектирование, монтаж и обслуживание Вашей ирригационной системы полива участка.
Мы нацелены на создание наиболее эффективной системы орошения вашей территории. Автоматический полив газона или умный капельный полив полевых сельхоз.культур и орошение сада.
Мы используем современные компоненты системы автоматического полива, которые помогут значительно сократить нерациональное использование водных ресурсов.
Cочные зеленые газоны и красивые цветущие сады — с Нами это реально!
Читайте также: Двойной защитный клапан принцип работы
Мы предлагаем комплекс услуг в Крыму: установка системы автоматического полива Hunter, ландшафтный дизайн, рулонный газон , озеленение и благоустройство, посадка крупномеров и кустарников, строительство рокарий (альпийская горка), декоративные подпорные стенки и декоративные водоемы и водопады, японские сады, плюс обследование участка и борьба с вредителями!
Видео:Ливны премьер 05 на Приоре. перепускной клапан.Скачать
Этот многоликий SPIN-ON
Кроме опытных мастеров автосервиса, наш журнал читают начинающие механики, водители и просто любознательные автомобилисты. Все ли знают, как устроен полнопоточный масляный фильтр? Тем более, что конструкций у него несколько? Чтобы помочь в них разобраться, мы публикуем этот небольшой обзор.
Масляные фильтры относятся к изделиям, назначение которых ясно из названия. Как и все в этом мире, они поддаются классификации. Существуют три основных типа конструкции масляных фильтров: неразборные, разборные и модульные (модульно-разборные). Сегодня мы будем говорить о неразборных фильтрах, и только о них.
Хрестоматийный неразборный масляный фильтр spin-on показан на рис. 1. Он состоит из тонкостенного металлического корпуса с присоединительной резьбой, фильтрующего элемента (шторы) и нескольких клапанов. Чаще всего их бывает два – перепускной и обратный. Иногда к ним добавляется третий – противосливной. Кратко познакомимся с ними.
Рис. 1. Принципиальная конструкция некразборного фильтра: 1 — крышка с усилителем; 2 — трубка для усиления прочности фильтрующего элемента; 3 — перепускной клапан; 4 — антидренажный клапан; 5 — фильтрующая штора; 6 — корпус
Обратный клапан часто называют антидренажным (anti-drain valve). Его назначение – перекрывать впускные отверстия фильтра и удерживать масло в его корпусе при заглушенном двигателе. Тем самым предотвращается «сухой» пуск двигателя – ведь на заполнение фильтра маслом потребуется время, при этом пары трения будут испытывать масляное голодание.
Некоторые неразборные фильтры имеют еще один клапан – противосливной (anti-syphon valve). Перекрывая выпускное отверстие корпуса, он не позволяет маслу вытекать при отворачивании фильтра, а сам фильтр становится «чернильницей-непроливайкой». Так обеспечивается чистота рук, двигателя и, конечно, окружающей среды.
Теперь о главном клапане – перепускном. Его еще называют предохранительным или обводным, а в иностранной литературе величают bypass valve.
Назначение перепускного клапана – обеспечить подачу масла к парам трения, если оно не может пройти через фильтрующий элемент. Такое случается при сильном загрязнении шторы, или при холодном пуске двигателя, когда масло загустело, или при резком нажатии на педаль газа, вызывающем резкое повышение давления в системе смазки.
Перепускной клапан в фильтрах spin-on располагают за шторой, как показано на рис 1. Но смотрите: масло при открытии перепускного клапана сначала омывает штору и лишь потом устремляется через клапан в двигатель. Понятно, что накопленная шторой грязь рискует быть смытой в магистраль – и тогда очистку надо начинать заново.
Правда, существует еще одно техническое решение – размещение перепускного клапана вблизи впускных отверстий рядом с антидренажным клапаном (см. рис. 2). При его срабатывании масло направляется в магистраль, минуя штору. Риск смывания грязи при этом существенно меньше.
Рис. 2. Фильтр Premier
Когда-то подобную конструкцию предложила фирма Purolator. Сегодня патент на фильтры с совмещенным перепускным и антидренажным клапанами имеет ОАО «Автоагрегат» (г. Ливны). Оно же серийно выпускает такие изделия под маркой Premier. Подробнее об этих фильтрах можно прочитать в отдельном врезе на с. 53.
Чистотой масла при открытом перепускном клапане обеспокоены и другие производители фильтров. Так, одна известная российская компания предложила расположить за перепускным клапаном дополнительный фильтрующий элемент. Когда перепускной клапан открыт, неочищенное масло проходит через него, и загрязнения задерживаются (рис. 3). Решение защищено патентом на полезную модель.
Рис. 3. Дополнительный фильтрующий элемент обеспечивает очистку масла при открытом перепускном клапане 1. Движение масла при фильтрации через основной фильтрующий элемент 2. Движение масла при фильтрации через дополнительный фильтрующий элемент (экстремальная работа двигателя) 3. Основной фильтрующий элемент 4. Дополнительный фильтрующий элемент 5. Перепускной клапан
Проблемой непрерывной фильтрации масла при открытом перепускном клапане много и успешно занимался полтавский инженер-подвижник и изобретатель Анатолий Николаевич Колтунов. Широко известен его фильтр, выпускаемый под маркой «КОЛАН». Это изделие имеет дополнительный фильтрующий элемент, расположенный перед перепускным клапаном (рис. 4). Таким образом, масло фильтруется всегда – и при холодном пуске, и при резком увеличении оборотов двигателя, и при засорении основного фильтрующего элемента.
Читайте также: Регулировка клапанов ваз гранта 8 клапанов инжектор
Фильтр А.Н. Колтунова имеет ряд патентов. В их числе не только оригинальная конструкция, но и возможность диагностики износа двигателя по состоянию загрязнений шторы, возможность сообщить водителю о необходимости замены фильтра, технология утилизации масляных фильтров и ряд других решений. Многие специалисты называют фильтр Колтунова новым словом в деле автомобильной фильтрации.
Количество и расположение клапанов существенно зависят от конструкции двигателя и размещения фильтра на блоке. А вариантов рабочих положений у него немало: горизонтальное, наклонное, вертикальное отверстиями вниз, вертикальное отверстиями вверх…
Так, при расположении отверстиями вверх антидренажный и противосливной клапаны становятся просто ненужными. А если и перепускной клапан установлен в блоке, фильтр может оказаться вообще бесклапанным. И не дай вам бог поставить его на обычный мотор, даже если резьба подойдет… Кстати, такие случаи бывали, и об одном из них мы сейчас расскажем.
На вопрос – как выбирать фильтр, обычно отвечают: по «Руководству по эксплуатации автомобиля». Что ж, заглянем в документ 3100–3902008 рЭ. Там на с. 57 сказано буквально следующее: «…на двигателях ЗМЗ-4062 допускается в послегарантийный период применение масляных фильтров зарубежного производства C102, C113, С117, С149 ».
А что такое фильтр С113? Смотрим в каталог: он имеет антидренажный (A.D.) и противосливной (3V.) клапаны и не имеет перепускного (B.P.) (см. табл. 1)!
Отличный современный фильтр – но (вот беда!) предназначенный для двигателей, у которых перепускной клапан находится в блоке. Не иначе как составители «руководства» подбирали фильтры по габаритам и присоединительной резьбе…
Таблица 1. Выдержка из каталога
Сколько моторов «стукануло» из-за этой ошибки, история умалчивает. Ведь «обводного канала» (перепускного клапана) нет ни в блоке ЗМЗ-4062, ни в фильтре С113. При холодном пуске или загрязненной шторе поток масла упирается в фильтроэлемент, после чего пары трения «объявляют голодовку». Масляную… К счастью, завод довольно быстро исправился и выпустил новое «Руководство по эксплуатации» с правильными рекомендациями. Но прецедент был создан. И прежний документ еще долго гулял по рукам.
Надеемся, история не повторится. И все же, изучая заводские инструкции, не забывайте заглядывать в каталог производителя фильтров.
Рис. 4. Фильтр «КОЛАН»
Но клапаны клапанами, а главный чистильщик моторного масла – это фильтрующая штора. Чаще всего в полнопоточных фильтрах встречается тонкостенная штора в виде многолучевой звезды. Иногда штору укладывают шевронным или спирально-складчатым способами, что позволяет существенно увеличить поверхность фильтрующего элемента.
Как правило, штору изготавливают из специальной бумаги с определенной пористостью и высокими прочностными и термоводостойкими свойствами. Для придания бумаге такого «букета» характеристик ее пропитывают фенолформальдегидными, эпоксидными или акриловыми смолами.
Фильтры серии ЕВРО для автомобилей западного производства
Из чего изготавливают корпус масляного фильтра? Как правило, из обычной «черной» стали, что вполне оправдано. Во-первых, это удешевляет само изделие. Во-вторых, в отличие от фильтра топливного, коррозия корпусу изнутри не грозит: его защищает моторное масло. Что касается защиты снаружи, сталь легко окрашивается. Но лучше всего себя зарекомендовало порошковое покрытие.
Важно подобрать толщину стенок, чтобы корпус выдерживал нормативное давление при испытании и не раздувался подобно мячику. Для российских условий это давление равно 15 кг/см2. Кстати, на двигателе его достичь очень трудно, поэтому фильтры испытываются на стенде.
Корпус соединяется с крышкой и усилителем. Эти элементы защищают от коррозии гальваническим способом. Тут же отметим, что форма и расположение впускных отверстий роли не играют – лишь бы обеспечивалась суммарная площадь входной магистрали (см. фото на заставке). Правда, следует знать: чем больше отверстий, тем меньше жесткость усилителя.
Фильтроэлемент для двигателей Citroёn, Ford, Peugeot
И наконец, о резьбе и уплотнителе. Если резьба окажется прослабленной, фильтр может сорвать. Впрочем, качественным фильтрам это не грозит, равно как и слишком тугое закручивание: их резьба попадает точно в середину диапазона. Тут же отметим, что холоднокатаная резьба предпочтительнее нарезной.
Что касается уплотнительного кольца, его выполняют из специальной маслостойкой резины. Этот материал исключает подтекание масла и самопроизвольное отворачивание фильтра при вибрации двигателя. Кольцо должно выступать над торцом примерно на 1,5 мм.
Определить на глаз эффективность работы фильтра невозможно. Но это и не требуется, поскольку все допущенные к эксплуатации «расходники» и запчасти имеют «паспорт» – сертификат.
«Изделие сертифицировано». Разумеется, за этой фразой стоят испытания. Строгие и бескомпромиссные. Узаконенные нормативной документацией.
Во всем мире основным инструментом оценки фильтров являются лабораторно-стендовые испытания. Они проводятся на аттестованном оборудовании по методикам и нормативам ISO 4548 «Методы испытаний полнопоточных масляных фильтров ДВС».
Читайте также: Ваз 2109 цокотят клапана
Ассортимент масляных фильтров Ливненского завода «Автоагрегат»: фильтры серии PREMIER, КЛАССИК, STANDART, ЛЮКС, MAGNETIC; каждая серия со своими особенностями конструкции
Масляные фильтры легковых автомобилей оцениваются по десяти параметрам. Все перечислять не будем, укажем лишь основные, увязав их с реальным двигателем.
1. Начальное гидравлическое сопротивление. Фактически это перепад давления на входе и выходе масляного фильтра при заданном расходе масла. Данная характеристика показывает, как влияет на давление в системе смазки сам фильтр. Это особо важно при работе двигателя на холостом ходу.
Если сопротивление фильтра велико, а оборотов мотора недостаточно, чтобы открыть перепускной клапан, давление в системе падает ниже нормы. Двигателю грозят задиры и прочие последствия масляного голодания.
Норматив начального гидравлического сопротивления менее 0,03 МПа (
0,3 технической атмосферы). Если норматив выполняется, падения давления на холостых оборотах не будет.
2. Показатели эффективности очистки (тонкость и полнота отсева загрязняющих примесей).
Ну, показатели эффективности, они и есть показатели эффективности – что на стенде, что на двигателе. Впрочем, кое-какие объяснения все же потребуются.
Важно знать, что показатель «тонкость отсева» без уточнения «какая именно тонкость» ни о чем не говорит. Речь может идти о средней, номинальной или абсолютной тонкости отсева.
Так, «средняя тонкость отсева» означает, что фильтр задержит 50% частиц монодисперсного загрязнителя указанного размера.
«Номинальная» – что фильтром «тормозятся» 95% загрязнений указанного размера.
И наконец, «абсолютная» – что отфильтровываются все 100% частиц указанного размера.
При сертификационных испытаниях фильтров обычно оценивают номинальную тонкость отсева.
Кроме тонкости отсева, нормативные документы содержат и другие важные показатели, в частности полноту отсева. Для полнопоточных фильтров она должна быть не менее 25%. Как это связано с номинальной тонкостью? Никакого секрета: имеются методики пересчета. Так, при номинальной тонкости 95% размер частиц не должен превышать 57 мкм.
Фильтр для Hyundai, KIA, Mitsubish, Mazda, Opel
Можно сказать и по-другому: при полноте отсева 25% фильтр обязан задерживать 95% монодисперсных загрязняющих частиц размером 57 мкм.
Полнота отсева задает предельные значения загрязнений с учетом не только размеров, но и концентрации частиц. Так, полнота отсева менее 25% приводит к резкому увеличению интенсивности износа пар трения в двигателе.
Однако «тоньше» вовсе не означает «лучше» – так и штору забить недолго. Иными словами, при чрезмерно большой полноте отсева срок службы фильтра будет крайне малым. Значит, нужен некий оптимум – его-то и должен обеспечить производитель фильтра, подбирая фильтровальную бумагу для своего изделия.
3. Герметичность фильтра и отсутствие остаточных деформаций при давлении масла 1,5 МПа (
Полагаем, с этим показателем все понятно. Полтора мегапаскаля примерно соответствуют пятнадцати техническим атмосферам. Такого давления в системе смазки двигателя достичь трудно даже при неисправном редукционном клапане в масляном насосе. Если испытатели выносят вердикт «Фильтр герметичен, остаточные деформации отсутствуют», значит, корпус прочен, а закатка выполнена безупречно.
О качественной сборке корпуса и внутренностей изделия свидетельствуют и другие «силовые» показатели – в частности, предельные перепады давления, не вызывающие разрушения фильтра и фильтроэлемента.
Словом, прошедшим испытания масляным фильтрам не грозят «раздувание» и деформации при небрежной транспортировке.
4. Работа перепускного и антидренажного клапана (при их наличии).
Перепускной клапан настраивают на определенный перепад давления до и после фильтрующей шторы, а конкретные нормы задаются моторным или автомобильным заводом. Так, стандартный «жигулевский» фильтр открывает клапан при перепаде давления в диапазоне от 0,075 до 0,1 МПа. Извольте, что называется, соответствовать.
Что касается антидренажного клапана, он должен быть герметичен, и этим всё сказано.
5. Габаритные размеры и присоединительная резьба фильтра.
Габаритные размеры должны обеспечивать возможность легкого монтажа и демонтажа фильтра в подкапотном пространстве. И несколько слов о резьбе. Слишком тугая затруднит упомянутый монтаж, прослабленная не обеспечит герметичности соединения. Диаметр резьбы для масляных фильтров автомобилей ВАЗ должен быть в пределах от 17,323 до 17,678 мм. А кольцевое резиновое уплотнение должно не допускать подтекания масла и самопроизвольного отвинчивания фильтра при вибрации двигателя.
И в заключение подчеркнем особо: официальная методика обеспечивает важнейшую характеристику – воспроизводимость результатов, без которой не бывает ни науки, ни практики. Испытывай изделия десять, сто, тысячу раз – итоговые цифры будут совпадать в пределах погрешности измерений. Вот почему сертифицированным фильтрам можно верить. И рекомендовать их потребителю.
- Юрий Буцкий
- Владимир Волков, канд. техн. наук, директор ИЦПА ФГУП «НАМИ»
📹 Видео
Масляные фильтра и их клапана - как проверить клапан масляного фильтра-чтоб не звенела моторная цепьСкачать
разбор ошибок монтажа клапанов для автополиваСкачать
Противодренажный (обратный) клапан фильтра масляного фильтра Mahle OC204Скачать
Подвесная установка с антидренажным клапаном в комплекте с туманобразователямиСкачать
Неправильная работа предохранительного клапана VT.1831: что делать? #shortsСкачать
насос син35 Предохранительный клапан ца-320Скачать
Что такое нормально открытый и нормально закрытый соленоидный клапанСкачать
Предохранительные водяные клапаны, клапан для аварийного сброса давленияСкачать
Чем лучше заменить пластиковый колпачок на термостатическом клапане? #shortsСкачать
#клапан #гидравлический двойного действияСкачать
Работа обычного шарового клапанаСкачать
Электромагнитный клапан нормально закрытый непрямого действия 2х ходовой, соленоидный клапан ODEСкачать
как вытащить редукционный клапан за две секунды!!!Скачать
НПО ПМП Вентиляция. Дроссель клапан регулирующий, трех лепестковый, ручное управление.Скачать
Простой способ проверки канализационного обратного клапанаСкачать
Для чего нужен обратный клапанСкачать
Почему нужно выбирать обратный клапан производства Татполимер? Ответ в видео!Скачать