Пневмотестер или лик-тест — это тестер герметичности цилиндров двигателя. Он позволяет определить, степень износа сопрягаемых деталей поршневой группы путем подачи внутрь сжатого воздуха, показывая на манометре падение давления в процентах из-за утечки воздуха в цилиндре ДВС. Преимуществом пневмотестера перед компрессометром является то, что, во-первых, он способен выявить даже малые утечки, которые стандартный компрессометр выявить не в состоянии, а во-вторых, пневмотестер покажет непосредственно значение утечки (по ее величине делают вывод, в каком узле возникла проблема).
Видео:Вакуумное оборудование для проверки герметичности клапанов и сёдел топливной аппаратурыСкачать
Устройство пневмотестера
Устройство лик-тестера несложное. Представляет собой буквально два манометра и быстросъемные муфты. Разобравшись детальнее, как он устроен, можно понять как сделать пневмотестер своими руками и выбрать готовый прибор, а также непосредственно воспользоваться им для диагностики двигателя.
ПТ-1 состоит из: 1 — корпус прибора; 2 — манометр контроля входного давления (от компрессора); 3 — манометр контроля утечек давления (в процентах); 4 — регулятор давления воздуха; 5 — входной штуцер; 6 — быстросъемная муфта канала входного давления; 7 — быстросъемная муфта продувочного канала.
Итак, рассмотрим устройство на примере пневмотестера ПТ-1 (производства отечественной компании Magic Line), поскольку, во-первых, он является очень распространенной моделью среди автомобилистов на всей территории нашей страны, а во-вторых, его схема является классической, и на ее примере можно без труда разобраться с другими аналогичными приборами (например, пневмотестер FORCE является его полным аналогом).
Также в корпусе прибора 1 имеется специальный жиклер, подобранный таким образом, что он способен пропускать через себя определенное фиксированное количество воздуха, то есть утечку. Ее допустимое значение создает перепад давления на втором манометре, который фиксирует его. На своей шкале он выдает результат о том, находятся ли утечка в допустимых пределах или превышает это значение.
Теперь на основе приведенного устройства и, в частности, конструкции рассмотрим принцип работы прибора.
Видео:Новый способ и оборудование для проверки герметичности .Скачать
Принцип работы лик-тестера
Функционирование пневмотестера базируется на измерении степени герметичности надпоршневого пространства. Делается это путем измерения падения давления подаваемого туда сжатого воздуха через отверстие свечи зажигания (предварительно выкрутив их) для бензиновых двигателей или отверстия форсунки для дизельного мотора.
Пневмотестер герметичности цилиндров подсоединяется входным отверстием к пневмомагистрали (как правило, эту роль играет стандартный компрессор воздуха, способный развивать давление до 5. 10 атмосфер, в зависимости от используемого прибора, точное значение рабочего давления указано в инструкции по эксплуатации). Корпус пневмотестера герметичен, и присоединяется к цилиндру с помощью имеющихся в комплекте переходника и шланга. Далее во входную магистраль от компрессора подается избыточное давление значением 5. 6 атмосфер.
В цилиндрах любого, даже нового, двигателя потери давления всегда будут иметь место. Это вызвано наличием зазоров в конструкции. Однако в новых цилиндрах размер этих зазоров будет незначительным, поэтому и падение давления будет находиться в пределах нормы. Если же цилиндр полностью или частично вышел из строя, то он будет пропускать воздух больше нормы.
Другими словами, если весь воздух, который входит в цилиндр, будет выходить из него в полном объеме (полная разгерметизация, значение 100% на втором манометре), это означает, что система полностью вышла из строя. Соответственно, чем меньше воздуха будет выходить наружу, чем более работоспособной она является. Шкала второго манометра не только проградуирована соответствующим образом, и показывает утечку в процентном отношении, но на нее также нанесены цветные участки, визуально показывающие, в каком состоянии находится тот или иной цилиндр. К вопросу эксплуатации пневмотестера для двигателя мы с вами вернемся немного позже, в соответствующем разделе.
Читайте также: Ег02 неисправность электромагнитного клапана
Видео:Как проверить герметичность клапанов?Скачать
Пневмотестер своими руками
Некоторых отечественных автомобилистов интересует вопрос о том, можно ли сделать пневмотестер своими руками. Сразу ответим на него — сделать этот прибор самостоятельно можно, однако для этого понадобятся определенные материалы, инструменты, знания и умения. В сети интернет существует немало оригинальных конструкций, разработанных народными умельцами. Однако, во-первых, было бы некорректно заимствовать у них идеи, а во-вторых, их существует достаточно много, и полное описание таких приборов не имеет смысла. Поэтому отметим лишь важные замечания, которые стоит учесть при разработке пневмотестера своими руками. Итак:
- пневмотестер можно собрать на базе двух одинаковых манометров давлением 6. 10 атмосфер (причем желательно, чтобы они были рассчитаны на одинаковое максимальное давление);
- компрессор, к которому будет подключаться пневмотестер обязательно должен быть снабжен регулируемым редуктором давления и ресивером;
- можно использовать различные жиклеры, в том числе из автомобильной топливной системы или даже паяльной лампы, однако их производительность необходимо рассчитывать отдельно (между манометрами нужен жиклер 0,6 мм);
- диаметры быстросъемных штуцеров должны соответствовать друг другу;
- ВАЖНО! отверстие в дросселе не должно быть больше максимально допустимого зазора при износе ЦПГ (в противном случае компрессия в цилиндре будет равна нулю, а прибор будет показывать, что все в порядке);
- помните, что магистральный шланг, который вкручивается в свечные отверстия, не должен быть очень длинным (в идеале не должен быть длиннее одного метра, в противном случае в нем возникнут потери давления, а это негативно скажется на показателях прибора);
- некоторые мастера в качестве штуцера используют свечу зажигания, предварительно разобрав ее и вытащив внутренности.
Интересная идея, которую разные мастера реализовывают по своему состоит в том, чтобы создать пневмотестер с одним манометром и даже без регулятора. В данном случае необходимо использовать современный компрессор, который имеет два упомянутых узла (манометр и регулятор давления). Поэтому входное давление для системы регулируется именно компрессором (без необходимости добавления регулятора непосредственно в корпус прибора).
Видео:проверка герметичности клапанов после притиркиСкачать
Аппарат для проверки герметичности клапанов
Одним из условий работы двигателя внутреннего сгорания является обеспечение необходимой компрессии — давления топливовоздушной смеси (в бензиновых двигателях) или воздуха (в дизельных двигателях) в конце такта сжатия. Давление в конце такта сжатия зависит от:
— наполнения цилиндра перед началом сжатия — зависит от оборотов двигателя и пропускной способности впускных каналов;
— степени сжатия — соотношения объема цилиндра непосредственно перед сжатием (когда поршень в нижней мертвой точке) и объема в конце такта сжатия (когда поршень в верхней мертвой точке). Степень сжатия является расчетной величиной и закладывается при конструировании двигателя, в процессе эксплуатации она не меняется;
— герметичности надпоршневого пространства. Герметичность надпоршневого пространства определяется механическим состоянием двигателя. Основные места негерметичности — клапана, поршневые кольца, прокладка головки блока.
Одним из методов проверки текущего технического состояния является непосредственное измерение компрессии при помощикомпрессометра. Кратко процедура выглядит так:
— из двигателя выкручиваются свечи и отключается топливоподача и зажигание (возможны варианты). Также рекомендуется демонтаж воздушного фильтра и полное открытие дроссельной заслонки;
— поочередно к свечному отверстию каждого из цилиндров подключается компрессометр (представляет из себя манометр с обратным клапаном);
Читайте также: Пружина предохранительного клапана масляного насоса камаз
— после подключения к каждому из цилиндров двигатель прокручивается стартером и определяется максимальное давление в цилиндре;
— анализируется давление в каждом из цилиндров и их разброс.
У этого метода есть свои преимущества и недостатки. Тремя основными недостатками являются:
— зависимость показаний от оборотов двигателя. При этом обороты при прокрутке стартером (250-350 об/мин) существенно отличаются даже от оборотов в режиме холостого хода (700-900 об/мин), не говоря уже о режимах частичных и полных нагрузок.
— недостаточная информативность теста для выявления не только проблемных цилиндров, но и первопричины недостаточного давления. Определенные методики для локализации мест неисправностей с помощью компрессометра существуют, но это тема отдельного материала;
— невозможность проведения теста на демонтированном двигателе, частично разобранном двигателе или двигателе с неработающим стартером.
Для того, чтобы устранить эти недостатки существует методика использования пневмотестеров — при этом, во-первых, анализируется непосредственно герметичность надпоршневого пространства (обороты не оказывают никакого влияния на измерения, так как коленчатый вал при проведении теста неподвижен), во-вторых, имеется возможность локализации неисправностей, в-третьих, имеется возможность проведения теста на снятом или частично разобранном двигателе или на двигателе с неработающим стартером, в-четвертых, показания пневмотестера более наглядны и, соответственно, понятны не только диагносту, но и владельцу автомобиля.
Герметичность надпоршневого пространства (один из основных показателей механического состояния двигателя) определяется по падению давления сжатого воздуха, подаваемого в цилиндр через свечное отверстие (на бензиновом двигателе) или отверстие для форсунки (на дизельном двигателе).
Для использования методики требуется наличие специального прибора — пневмотестера, который состоит из:
1 — входного штуцера, в который подается сжатый воздух с давлением 6-10 Атм;
2 — манометра для измерения давления подаваемого воздуха;
3 — регулятора давления подаваемого воздуха;
5 — манометра для измерения давления в надпоршневом пространстве цилиндра, равного давлению подаваемого воздуха за минусом утечек (манометра контроля утечек);
7 — шлангов и адаптеров для подключения к свечному отверстию.
Типичная процедура выполнения теста
1. Прогрейте двигатель до рабочей температуры, заглушите и выключите зажигание.
3. Установите поршень проверяемого цилиндра в положение верхней мертвой точки в такте сжатия.
4. Зафиксируйте коленчатый вал — для автомобилей с механической коробкой передач включите высшую передачу и затяните ручной тормоз, для автомобилей с автоматической коробкой удерживайте коленчатый вал двигателя специальным стопором или ключом.
5. На бензиновом двигателе подключите к свечному отверстию проверяемого цилиндра с помощью шланга и при необходимости адаптеров выходной штуцер пневмотестера. На дизеле подключение производиться через отверстие для форсунки.
6. Установите регулятор давления подаваемого воздуха на минимальную величину (для избежания выхода из строя манометров при подаче воздуха).
7. Подключите пневмотестер через входной штуцер к источнику сжатого воздуха (компрессору или пневмосети) давлением 6-10 Атм.
8. С помощью регулятора давления установите давление подаваемого воздуха на заданном уровне в соответствии с технической документацией на пневмотестер (как правило, 6-10 Атм).
9. Снимите показания давления в цилиндре по второму манометру. Его шкала может быть отградуирована как в единицах давления (Атм. и пр.), так и в процентах утечки от заданной величины давления подачи воздуха. Кроме того, зачастую на шкалу нанесены цветные сектора, показывающие области хорошего, удовлетворительного состояния цилиндра и область критической утечки.
10. При индикации критической утечки проведите дополнительные исследования для выявления места утечки (см. далее).
Читайте также: Момент затяжки гбц 4д56 16 клапанов
11. Перед отсоединением пневмотестера от цилиндра или от источника сжатого воздуха обязательно установите регулятор давления подаваемого воздуха на минимальную величину (для избежания выхода из строя манометров).
12. Отсоедините пневмотестер от свечного отверстия и повторите процедуру измерений для всех цилиндров.
Оценка показаний пневмотестера
Даже на новом автомобиле надпоршневое пространство не может быть полностью герметичным — из-за наличия конструктивных зазоров допускается падение давления подаваемого в цилиндр воздуха на 15-20%. В процессе эксплуатации этот величина утечки может увеличиться до 30-40%. Общая таблица для оценки показаний пневмотестера выглядит следующим образом:
Вывод о герметичности камеры сгорания
Хорошее состояние — утечка минимальная, соответствует допуску для нового двигателя или двигателя с очень хорошим техническим состоянием
Удовлетворительное состояние — величина уточки достаточно велика, необходимо более детальное исследование для выявления места утечки, рекомендуется проведение ремонтных работ
Критическая утечка — в цилиндре присутствуют неисправности, наличие которых с максимальной вероятностью влечет необходимость капитального ремонта
Полная утечка — такая ситуация может быть только если пневмотестер не подключен к двигателю или какая либо из частей, влияющих на герметичность надпоршневого пространства полностью разрушена (клапан, поршень и пр.)
Локализация мест утечки (для отдельного цилиндра)
Если величина утечки превышает 40-60% рекомендуется провести дополнительные исследования для выявления мест утечки. Для этого:
1. Откройте крышку радиатора и расширительного бачка, крышку маслозаливной горловины, выньте масляный щуп, снимите крышку воздушного фильтра (для карбюраторного двигателя) или отсоедините входной патрубок впускного коллектора.
2. Установите давление на входном манометре 2-6 Атм.
3. По шуму выходящего воздуха или визуально определите место или места выхода воздуха:
— выход воздуха из маслозаливного отверстия или гнезда масляного щупа свидетельствует о негерметичности пары цилиндр-поршень (проблема с поршневыми кольцами) или о разрушении поршня.
— выход воздуха из впускной системы свидетельствует о негерметичности в паре: впускной клапан — седло клапана (наиболее вероятная проблема — прогар или неправильная работа клапанного механизма).
— выход воздуха из глушителя свидетельствует о негерметичности в паре: выпускной клапан — седло клапана (наиболее вероятная проблема — прогар или неправильная работа клапанного механизма).
— выход воздуха из соседнего свечного отверстия свидетельствует о негерметичности прокладки головки блока цилиндров или трещине в блоке цилиндров.
— воздушные пузырьки (или резкое увеличение уровня жидкости) в расширительном бачке или радиаторе свидетельствуют о негерметичности или прогаре прокладки головки блока цилиндров или о трещине в головке блока цилиндров или самом блоке цилиндров.
Не исключена возможность сочетания двух и более неисправностей.
Может возникнуть вполне закономерный вопрос — зачем проводить дополнительные исследования, если при неудовлетворительных показаниях двигатель все равно подлежит капитальному ремонту? Дело в том, что:
— дополнительные исследования дополнительно подтверждают заключение данное при анализе показаний пневмотестера.
— дополнительные исследования дают мотористу важную информацию, на что обратить внимание при капитальном ремонте.
Кроме того, провести приведенные тесты можно и вообще не имею пневмотестера, просто поджав сжатый воздух в свечное отверстие, ведь при этих тестах точная величина подаваемого давления значения не имеет.
Вывод. Пневмотестер является одном из важнейших вспомогательных диагностических приборов. Использование его показаний позволяет избежать проведения неоправданного капитального ремонта. А в случае реальной необходимости капитального ремонта за счет максимальной наглядности показаний («стрелка в красной зоне») не возникает каких-либо сомнений в правильности поставленного диагноза со стороны владельца автомобиля.
📺 Видео
Проверка герметичности клапанов автомобиляСкачать
Проверка герметичности клапанов. Керосин на пенсии.Скачать
Проверка герметичности клапановСкачать
Проверка герметичности клапанов!Скачать
Американский способ (диагностика) проверки прогоревших клапанов на двигателеСкачать
Стенд для проверки герметичности клапанов до DN50Скачать
Проверка клапанов ГБЦ на герметичностьСкачать
проверка герметичности клапанов насадка 3Скачать
Проверка клапанов на герметичность 👍Скачать
Проверка герметичности клапанов без снятия головки.Скачать
проверка герметичности клапановСкачать
Проверка клапанов гбц на герметичность ваз2107.Скачать
Проверка клапанов керосином.Как проверить клапана после ремонта ,Скачать
Проверка герметичности клапанов 139 QMBСкачать
Обновление в гараж. Стенд для вакуумной проверки герметичности пары седло, клапанСкачать
Проверка герметичности клапанов с помощью Вакуум-тестераСкачать