- Все датчики ВАЗ-2112 16 клапанов и их расположение: схема и описание
- Разбираемся с датчиком кислорода
- Основной набор датчиков 16-ти клапанных двигателей ВАЗ-2112
- Где какой датчик находится — подкапотная схема
- Артикулы
- Массовый расход воздуха двигателя ваз 21124
- ДМРВ автомобиля ВАЗ серии 2112
- Последовательность проверки
- ВАЗ 2107
- ВАЗ 2110
- ВАЗ 2112
- ВАЗ 2114
- ВАЗ 2115
- Устройство ДМРВ (английская аббревиатура – MAF)
- Возможные неисправности датчика
- Выход из строя расходомера: признаки и причины неисправности
- Признаки неисправности ДМВР
- Как проверить датчик ДМРВ?
- Как проверить ДМРВ мультиметром
- Типовые параметры работы инжекторных двигателей ВАЗ
- 📽️ Видео
Видео:Проверка датчика ДМРВ без мультиметра - показатели исправного автомобиляСкачать
Все датчики ВАЗ-2112 16 клапанов и их расположение: схема и описание
Эффективная работа инжекторного двигателя обеспечивается набором датчиков. Все они подключаются к блоку ЭБУ. Хэтчбеки «Лада» семейства «2112» выпускались только с инжекторными двигателями, и две разновидности этих ДВС являются 16-клапанными. О них речь пойдёт дальше. Все датчики ВАЗ-2112, их расположение и внешность будут показаны на фото.
Датчик избыточного давления масла, не подключаемый к ЭБУ, у нас показан на видео.
Видео:ДМРВ ВАЗ 2107, 2108, 2112, 2170, 2190 BOSCH ПЕКАР ИТЕЛМА 037, 116, 225Скачать
Разбираемся с датчиком кислорода
Определять артикулы датчиков нужно не по модели двигателя и даже не по нормам Евро, а только по блоку ЭБУ.
Разновидности датчиков концентрации кислорода (ДКК)
Число датчиков кислорода может равняться двум или одному – всё зависит от норм экологии. Также АвтоВАЗ использовал две разновидности датчиков – 0 258 005 133, 0 258 006 537 (артикулы BOSCH). Первые из них совместимы с контроллерами BOSCH M1.5.4, MP7.0 и Январь 5.1. Более новые датчики подключались к ЭБУ BOSCH M7.9.7 (Январь 7.2). Датчики двух разных типов отличаются даже внешне.
Блок ЭБУ в «Десятках ВАЗ» находится под пластиковой крышкой. Она расположена возле ступни переднего пассажира.
Красной стрелкой у нас отмечен первый, то есть основной датчик. Верхнее фото соответствует двигателю 21124 (1,6 л).
Местоположение датчиков (21124 и 21120)
Моторы ВАЗ-21120 (1,5 л) могли отвечать стандарту Евро-3, и тогда за основным датчиком приваривался «удлинённый» катализатор. Второй датчик находился за ним, то есть за «банкой». Уточним:
- Стандарту Евро-2 соответствует конструкция с одним датчиком (основным);
- При переходе к нормам Евро-3 добавился второй датчик (синяя стрелка).
Кстати сказать, 24-й мотор может отвечать нормам Евро-4.
Видео:Обзор датчиков кислорода, автомобили ВАЗСкачать
Основной набор датчиков 16-ти клапанных двигателей ВАЗ-2112
Блок ЭБУ должен контролировать множество параметров сразу. Самой важной информацией будет положение коленвала. Можно отключить все датчики, кроме ДПКВ, и это не приведёт к прекращению работы двигателя.
Датчики, подключаемые к ЭБУ
Перечислим все элементы по одному:
- 15 – ДТОЖ. Резистор, вкручиваемый в корпус термостата. Определяется температура тосола;
- 17 – ДПРВ, он же ДФ (датчик фаз). Принцип работы – эффект Холла. Контролируется положение распредвала. О его проверке здесь.;
- 20 – ДПДЗ. Резистор, закреплённый на дроссельном узле 19. Измеряется угол отклонения дроссельной заслонки;
- 21 – ДМРВ. Датчик, соединённый с корпусом фильтра. Контролирует расход воздуха, основные признаки его неисправности рассмотрены здесь;
- 22 – РХХ. Не датчик, а регулятор (электромагнит). Используется в режиме холостого хода. О его проверке и даигностике здесь. О замене РХХ здесь.;
- 24 – лямбда-зонд или датчик кислорода (см. выше);
- 25 – датчик скорости. Закреплён в прорези КПП. Принцип работы – эффект Холла;
- 26 – ДПКВ. Электромагнитный датчик. Контролируется положение коленвала;
- 27 – ДД (датчик детонации). Пьезоэлемент, закреплённый на внешней стенке блока цилиндров.
Рассмотрим, как все элементы выглядят вживую. Показаны снимки датчиков ВАЗ-2112 (16-клапанный ДВС).
Каждый элемент легко будет найти под капотом
Всё, что сказано выше, справедливо для двух двигателей сразу – для агрегатов 21124 и 21120 (1,6 и 1,5 л).
Нельзя откручивать датчик ДТОЖ, не сливая охлаждающую жидкость. А отключить датчик – значит отключить разъём, но не демонтировать сам датчик.
Где какой датчик находится — подкапотная схема
Посмотрим на ещё одну картинку.
Подкапотное пространство и мотор 21124
Важно понять, где находятся следующие элементы:
Местоположение датчика фаз указано в предыдущей главе.
Никогда не откручивайте датчик скорости. Будет сложно установить его так, чтобы сохранить герметичность.
Видео:Проверка датчика кислорода (лямбда зонда). Курсы обучения автоэлектриков и диагностов ИЦ СМАРТСкачать
Артикулы
Для датчиков кислорода сначала использовалось обозначение 21120-3850010. Затем появился артикул с цифрами 1118 (см. фото). Похоже, он относится к датчику нового типа. Проще будет использовать артикулы BOSCH.
Выхлопная система двигателя ВАЗ-21120
Перечислим артикулы остальных датчиков:
- ДМРВ (21124 или 21120): 21083-1130010-01, -10, -20;
- ДМРВ (мотор 21120 c ЭБУ Январь 4.1): 2112-1130010, -01;
- ДПДЗ : 2112-1148200;
- РХХ: 2112-1148300-02;
- ДПКВ : 2112-3847010, -01, -03, -04;
- ДТОЖ : 2112-3851010, -01, -02, -05;
- Датчик скорости : 2110-3843010-13, -18;
- ДПРВ : 2112-3706040, -02, -03;
- ДД: 2112-3855020, -01, -02, -03;
- Датчик давления масла: 2106-3829010, -01, -02;
- Датчик уровня тосола : 2110-3839310-10, -11, -12, -13, -14;
- Датчик указателя температуры охлаждающей жидкости: 2101-3808600, -02, 2106-3828010.
Три последних датчика к блоку ЭБУ не подключаются. Зато может быть подключён датчик неровной дороги (2123-1413130). На работу двигателя он влияет, хотя и закреплён на кузове.
В составе двигателей с ЭБУ Январь 4.1 датчиков кислорода нет.
Вообще на хэтчбеках ВАЗ-2112 датчики могут использоваться другие – не те, что указаны в списке. Но тогда речь идёт о 8-клапаннике. А всё, что мы указали, относится к 16-ти клапанам, вот схема этого двигателя.
Читайте также: Клапан 2 ходовой материал
Видео:Демонстрация неисправного ДМРВ на Калине, Приоре, Гранте, ВАЗ 2110-2112, 2114-2115Скачать
Массовый расход воздуха двигателя ваз 21124
Современные автомобили ВАЗ 2112 комплектуются различными устройствами и датчиками, обеспечивающими оптимальную работу мотора. Если один из основных компонентов выходит из строя, это негативно отразится на функциональности машинки в целом. Подробнее о том, что представляет собой ДМРВ ВАЗ 2112, где он находится и как произвести его очистку при необходимости, читайте в этой статье.
Видео:Большой расход топлива из-за плохой МАССЫ эбу вазСкачать
ДМРВ автомобиля ВАЗ серии 2112
Традиционно для семейства АвтоВАЗ, 2112 серия комплектовалась целым набором двигателей с различными вариантами контроллеров ЭБУ. Именно от версии этого блока зависит, какой ДМРВ устанавливается на конкретный ВАЗ 2112.
Существуют таблицы совместимости электронных блоков управления двигателем и моделей расходомеров.
Датчики ДМРВ выпускаются различными производителями: BOSCH, Siemens, «Итэлма», «Автэл» и пр. Принципиальной разницы между брендами нет, хотя водители интуитивно «тяготеют» к немецким изделиям. Вне зависимости от логотипа на устройстве, индекс совместимости одинаковый. Зная заводскую классификацию двигателя и версию контроллера ЭБУ, вы всегда сможете подобрать датчик массового расхода воздуха для замены.
Например, на вашем ВАЗ 2112 установлен 16 клапанный двигатель 21124 мощностью 90 л/с, с экологическим стандартом Евро 3. Контроллер ЭБУ на таком моторе — BOSCH M7 9.7. По таблице ему соответствует расходомер с индексом 0 280 218 116, народное название — «сто шестнадцатый».
Информация: некоторые автолюбители утверждают, что этот индекс означает совместимость только с моторами объемом 1,6 л. Это неверное утверждение: заводской классификатор ДМРВ не имеет отношение к объему ДВС.
Видео:Высокие показания МАССОВОГО РАСХОДА ВОЗДУХА с новым дмрв ваз 2111Скачать
Последовательность проверки
Для проверки ДМРВ мультиметром понадобятся навыки применения самого тестера. Методика подойдет для многих моделей марки ВАЗ. Таким образом, если уяснить основной принцип, можно понять, как проверить ДМРВ ВАЗ 2114 или ДМРВ 116. Это относится и к прибору PBT-GF30 марки Bosch. Первым делом на тестере ставят режим, который замеряет постоянное напряжение. Для работы предварительно изучают распиновку. В разных моделях цвета проводов иногда отличаются, но их последовательность не изменяется.
ВАЗ 2107
Как проверить датчик ДМРВ мультиметром? Чтобы осмотреть электрическую схему, не обойтись без распиновки контактов SIEMENS VDO. Прежде всего, проверяют колодку, расположенную со стороны электронного блока управления. Для этого понадобится закрепление минусового провода мультиметра на «массе».
Затем включают зажигание, а плюсовой присоединяют к контакту №5 колодки: нормальный показатель напряжения составляет 12 В. Последовательность действий повторяют с контактом под номером 4 (норма – 5 В). Если цифры отличаются, стоит проверить ЭБУ.
Также стоит учесть, что понижение напряжения в ДМРВ ВАЗ 2107 может произойти из-за коррозионных процессов.
ВАЗ 2110
Как проверить ДМРВ мультиметром? Подробные сведения об этом написаны в инструкции. Но если знать, где находится заземление, а также проводка входящего сигнала, мастер обойдется без книжки с инструкциями для ДМРВ на ВАЗ 2110. Затем включают зажигание и не запускают мотор. Далее на мультиметре выставляют предельную отметку в 2 В. После этого щуп прибора подсоединяют к заземляющему проводку зеленого цвета, красный подсоединяют к желтому.
Щупы выставляют с осторожностью, без дополнительной иголки, чтобы не повредить изоляцию. Затем при проверке 2110 мультиметром смотрят на экран. При новом расходнике напряжение будет составлять 1.01. Постепенно значения растут, поскольку резисторы датчик массового расхода воздуха на ВАЗ 2110 изнашиваются. Если число растет, ДМРВ ВАЗ 2110 8 клапанов все больше подвергается износу.
ВАЗ 2112
ДМРВ на ВАЗ 2112 проверить несложно. Во время диагностики понадобится отключить фишки от питания и вставить щупы прибора. Когда он заработает в аварийном режиме, кислород будет дозироваться по последним значениям. Когда при запуске мотора не замыкается питание, вероятнее всего, проблема в самом приборе.
ВАЗ 2114
Как проверить ДМРВ ВАЗ 2114? Чтобы проверить датчик расхода воздуха ВАЗ 2114 с применением тестера, выполняют такой порядок действий:
- Прежде всего, мультиметр должен заработать в режиме замера до 20 В.
- Затем соединяют красный проводок с контактом №5, черный – с контактом №3.
- После этого поворачивают зажигание (но не заводят машину) и смотрят на дисплей.
Это краткое описание того, как проверить датчик ДМРВ на ВАЗ 2114.
ВАЗ 2115
Для начала стоит подготовить измерительный прибор по примеру, описанному в предыдущих подразделах. Затем на ВАЗ 2115 поэтапно выполняют операции: черный конец тестера коммутируют с контактом №3, а красный – с №5. Можно соединить их булавкой. Следующий шаг – повернуть зажигания без заведения транспортного средства. После этого на дисплее появится информация.
Читайте также: Дополнительные опоры двигателя ваз 2110 8 клапанов инжектор
Важно своевременно проверять, как работает механизм. В некоторых случаях может понадобиться полная диагностика в сервисном центре с применением высокоточного оборудования.
В автосервисе проведут ремонт, проведут чистку, при необходимости заменят неисправные устройства на новые.
Видео:ДАД+ДТВ на ВАЗ-2114. Датчик абсолютного давления вместо ДМРВ. Лаунч-контроль на ВАЗСкачать
Устройство ДМРВ (английская аббревиатура – MAF)
- Корпус выполнен в виде цилиндра, по диаметру совпадающего с воздуховодом впускного коллектора. Устанавливается на выходе из воздушного фильтра (на примере ВАЗ 2112). Собственно корпус является тарированным измерительным каналом.
Чтобы топливно-воздушная смесь работала эффективно, бензин и воздух смешиваются в пропорции 1 к 15. Поэтому важно, чтобы ДМРВ выдавал точные данные.
Видео:Масса дмрв вазСкачать
Возможные неисправности датчика
Неисправностей устройства может быть несколько:
- датчик забился грязью;
- механическое повреждение устройства;
- отсутствие контакта, то есть повреждение проводки питания устройства.
Основные симптомы выхода из строя контроллера:
- На контрольном щитке появился индикатор Check. Как показывает практика, данная лампа чаще всего загорается при поломке контроллера, так что для определения неисправности нужно подключиться к электронному блоку управления.
- Снизилась мощность двигателя. Разумеется, этот симптом косвенный, поскольку снижение мощности может быть обусловлено разными неисправностями, но, тем не менее, его нельзя не брать во внимание.
- Повысился расход горючего. Такую проблему также можно списать на выход из строя бензонасоса или топливного фильтра, однако работоспособность ДМРВ тоже надо проверить.
- Кроме того, динамика разгона автомобиля будет снижена. В результате попадания в камеры сгорания меньшего объема воздуха, качество топливовоздушной смеси в целом будет более низким Соответственно, из-за этого машина не может нормально разгоняться. А если вы нажмете на газ, то при разгоне ВАЗ 2112 может двигаться с рывками.
- Плохой запуск двигателя, в более тяжелых случаях мотор вовсе не заведется. Это, опять же, происходит из-за некачественной горючей смеси. Такая смесь может вызвать детонацию, что способствует плохому запуску мотора. Кроме того, из выхлопной трубы могут доноситься нехарактерные хлопки.
- При движении авто на холосто ходу обороты двигателя будут плавать. Такая проблема обусловлена разным объемом воздушного потока, который попадает в горючую смесь (автор видео — канал В гараже у Сандро).
Видео:Как проверить дмрв признаки неисправности датчика и как проверить ДМРВ простым способомСкачать
Выход из строя расходомера: признаки и причины неисправности
Разумеется, отсутствие датчика или неверные показания не приведут к полной остановке автомобиля. Тем более, что проверка ДМРВ осуществляется в том числе бортовым компьютером. Однако симптомы не позволят нормально перемещаться по дороге:
- потеря мощности двигателя, вплоть до невозможности ехать в гору;
- дерганье двигателя при равномерном перемещении;
- зависание на высоких оборотах после сброса газа (это может быть опасным);
- увеличение расхода топлива до двукратного размера;
- вибрации двигателя, напоминающие «троение», приводящие к повышенному износу механизмов.
За исключением естественного износа (любой механизм имеет срок службы), остальные причины неисправностей связаны с загрязнением сенсоров MAF или попаданием в него влаги и масла. Эти проблемы возникают при безответственном отношении к обслуживанию автомобиля.
- несвоевременная замена воздушного фильтра;
- установка некачественных или «нулевых» фильтров;
- попадание в канал воздуховода воды (проезд лужи с высокой скоростью, небрежная мойка автомобиля);
- проникновение масляных паров в корпус расходомера по причине неисправности системы вентиляции картерных газов;
- мусор и посторонние предметы, попавшие в измерительный канал после ремонтных работ или обслуживания авто.
Совет: не торопитесь менять засорившийся расходомер, его можно попробовать очистить сжатым воздухом или специальным аэрозолем для ДМРВ или карбюраторов.
Видео:Правильная проверка ДМРВ.Не дайте себя обмануть.Скачать
Признаки неисправности ДМВР
Устройство датчика массового расхода воздуха
Признаки неисправности датчика массового расхода воздуха могут быть прямые или косвенные. Рассмотрим, все возможные варианты:
- Загорание на приборной панели Check Engine. В большинстве случаев, индикатор ЧЕК загорается по причине выхода из строя одного из датчиков, поэтому необходимо подключиться к ЭБУ, чтобы точно определить неисправность.
- Падение мощности является только косвенным признаком, поскольку этой неисправности может быть и другая причина.
- Увеличенный расход топлива . Конечно, все можно списать на бензонасос, но ДМВР необходимо также проверить. О нормативных показателях расхода топлива здесь.
- Снижение динамики разгона . Неверное количество воздушной смеси, которое попадает в камеры сгорания, дает плохую зажигательную смесь, что в свою очередь, не дает автомобилю нормально разгоняться и приводит к рывкам при резком нажатии на педаль газа.
- Плохой пуск или его невозможность . Богатая или бедная топливная смесь не может нормально детонировать, что повлечет за собой именно такие проблемы. А также возможно не прогорание топлива и хлопки в глушителе.
- Плавающие обороты на холостом ходу. Разное количество попадающего воздуха в топливную смесь даст эффект, когда обороты будут, то понижаться, то повышаться.
Читайте также: Что такое впускной клапан двигателя
Для точного определения неисправности датчика ДМВР необходимо провести ему диагностику.
Как проверить датчик ДМРВ?
Датчик массового расхода воздуха проверяется при помощи мультиметра
Датчик массового расхода воздуха проверяется достаточно легко. Для диагностики понадобится мультиметр.
Подключаем щупы измерительного прибора: красным к жёлтому, а чёрным к зеленому (на массу датчика).
Видео:Проверка дмрв мультиметром, как не ошибиться, возможно дело не в дмрвСкачать
Как проверить ДМРВ мультиметром
Самостоятельная диагностика не только позволит избежать внезапных проблем, но и подскажет сроки возможной замены расходомера. Объект измерения – контакт № 5 на разъеме. Меряется напряжение покоя относительно минусового контакта № 3.
Глушим мотор, поворачиваем ключ зажигания в положение «ON», но не крутим стартер. Подсоединяем измерительные провода к разъему ДМРВ.
- исправное состояние: напряжение в пределах 0,98 В – 1,02 В;
- износ есть, но он не критичен: 1,03 В – 1,04 В;
- критический износ, скоро предстоит замена: 1,05 В;
- напряжение более 1,05 В – датчик неисправен.
Видео:Какие параметры должны быть на инжекторном двигателе?Скачать
Типовые параметры работы инжекторных двигателей ВАЗ
Для многих начинающих диагностов и простых автолюбителей, которым интересна тема диагностики будет полезна информация о типичных параметрах двигателей. Поскольку наиболее распространенные и простые в ремонте двигатели автомобилей ВАЗ, то и начнем именно с них.
На что в первую очередь надо обратить внимание при анализе параметров работы двигателя?
1. Двигатель остановлен. 1.1 Датчики температуры охлаждающей жидкости и воздуха (если есть). Проверяется температура на предмет соответствия показаний реальной температуре двигателя и воздуха. Проверку лучше производить с помощью бесконтактного термометра. К слову сказать, одни из самых надежных в системе впрыска двигателей ВАЗ – это датчики температуры.
1.2 Положение дроссельной заслонки (кроме систем с электронной педалью газа). Педаль газа отпущена – 0%, акселератор нажали – соответственно открытию дроссельной заслонки. Поиграли педалью газа, отпустили – должно также остаться 0%, ацп при этом с дпдз около 0,5В. Если угол открытия прыгает с 0 до 1-2%, то как правило это признак изношенного дпдз. Реже встречается неисправности в проводке датчика. При полностью нажатой педали газа некоторые блоки покажут 100% открытия (такие как январь 5.1 , январь 7.2), а другие как например Bosch MP 7.0 покажут только 75%. Это нормально.
1.3 Канал АЦП ДМРВ в режиме покоя: 0.996/1.016 В — нормально, до 1.035 В еще приемлемо, все что выше уже повод задуматься о замене датчика массового расхода воздуха. Системы впрыска, оснащенные обратной связью по датчику кислорода способны скорректировать до некоторой степени неверные показания ДМРВ, но всему есть предел, поэтому не стоит тянуть с заменой этого датчика, если он уже изношен.
2. Двигатель работает на холостом ходу.
2.1 Обороты холостого хода. Обычно это – 800 – 850 об/мин при полностью прогретом двигателе. Значение количества оборотов на холостом ходу зависят от температуры двигателя и задаются в программе управления двигателем.
2.2 Массовый расход воздуха. Для 8ми клапанных двигателей типичное значение составляет 8-10 кг/ч, для 16ти клапанных – 7 – 9,5 кг/час при полностью прогретом двигателе на холостом ходу. Для ЭБУ М73 эти значения несколько больше в связи с конструктивной особенностью.
2.3 Длительность времени впрыска. Для фазированного впрыска типичное значение составляет 3,3 – 4,1 мсек. Для одновременного – 2,1 – 2,4 мсек. Собственно не так важно само время впрыска, как его коррекция.
2.4 Коэффициент коррекции времени впрыска. Зависит от множества факторов. Это тема для отдельной статьи, здесь только стоит упомянуть, что чем ближе к 1,000 тем лучше. Больше 1,000 – значит смесь дополнительно обогащается, меньше 1,000 значит обедняется.
2.5 Мультипликативная и аддитивная составляющая коррекции самообучением. Типичное значение мультипликатива 1 +/-0,2. Аддитив измеряется в процентах и должен быть на исправной системе не более +/- 5%.
2.6 При наличии признака работы двигателя в зоне регулировки по сигналу датчика кислорода последний должен рисовать красивую синусоиду от 0,1 до 0,8 В.
2.7 Цикловое наполнение и фактор нагрузки. Для «январей» типичный цикловой расход воздуха: 8ми клапанный двигатель 90 – 100 мг/такт, 16ти клапанный 75 -90 мг/такт. Для блоков управления Bosch 7.9.7 типичный фактор нагрузки 18 – 24 %.
Теперь рассмотрим подробнее, как на практике ведут себя эти параметры. Поскольку для диагностики я пользуюсь программой SMS Diagnostics (Алексею Михеенкову и Сергею Сапелину привет!) , то все скриншоты будут оттуда. Параметры сняты с практически исправных автомобилей, за исключением отдельно оговоренных случаев.
📽️ Видео
Как ЭБУ выставляет ошибки по высокому или низкому сигналу с датчикаСкачать
Осторожней с датчиком температуры двигателя,он может навредить/наглядный признак неисправности дтожСкачать
Масса ДМРВСкачать
Датчики ВАЗ 2108, 2109, 21099, 2110, 2112, 2113, 2115, 2115, ВАЗ классика 2101, 2107.Скачать
Новый ДМРВ показывает 1.05/НЕТ МАССЫ ЭБУСкачать
Диагностика ВАЗ (параметры диагностики)Скачать
Какие должны быть показатели параметров при диагностике исправного автомобиляСкачать