Шина MOST (транспорт для медиа-ориентированных систем) была специально разработана для объединения в сеть мультимедийных систем автомобиля (шина информационно-развлекательных систем). Наряду с классическими развлекательными функциями, такими как радиоприем и воспроизведение CD, информационно-развлекательные системы имеют функции видео (DVD и ТВ), навигации, доступа к мобильной связи и информации. Вот о том, как устроена шина MOST, мы и поговорим в этой статье.
Видео:2/5 Практика. Диагностика кузовной электроники. Оптическая шина передачи данных MOSTСкачать
Шина MOST
Шина MOST поддерживает логическое объединение в сеть до 64 устройств и обеспечивает фиксированный и резервный диапазоны передачи. Шина MOST определяет протокол, устройства, программное обеспечение и системные слои. Шина MOST совместно разрабатывается и стандартизируется автопроизводителями и поставщиками в рамках MOST Cooperation
При скорости передачи данных более 10 Мбит/с шина MOST относится к шинам класса D.
Для передачи данных шина MOST поддерживает следующие каналы передачи:
- Канал для команд управления транспортировкой;
- Мультимедийный канал (синхронный канал) для передачи аудио- и видеоданных;
- Канал пакетных данных (асинхронный канал), например, для передачи данных конфигурации для системы навигации и обновления программного обеспечения в блоках управления.
Конструктивные требования к шине MOST
Передача мультимедийных данных, как аудио, так и видео, требует высокой скорости передачи и синхронизации передачи между источником и получателем, а также между несколькими получателями.
Видео:Проверка оптической шины MOSTСкачать
Система передачи MOST
Физический слой MOST
Стандарт MOST определяет, как оптическую, так и электрическую технологии физического слоя (слоя передачи). Слой оптической передачи широко распространен и в настоящее время в качестве транспортной среды использует оптоволоконные кабели (полимерное оптоволокно, POF) из полиметилметакрилата. Они имеют диаметр 1 мм и используются в сочетании со светодиодами и кремниевыми фотодиодами в качестве приемников.
Отличительной особенностью технологии MOST50 является её пригодность для электрической передачи данных. Это позволяет передавать данные по неэкранированным кабелям с витой медной парой (UTP). В то время как технология MOST25 продолжала развиваться в Европе и получила распространение в Корее, японский рынок предпочитает MOST50 — второе поколение мультимедийного стандарта.
Идентификационный номер, например, в случае MOST25, означает скорость передачи около 25 Мбит/с. Точная скорость передачи зависит от используемой системой частоты амплитудно-импульсной модуляции. При частоте амплитудно-импульсной модуляции 44,1 кГц фрейм MOST передается 44100 раз в секунду. Длина фрейма 512 бит означает скорость передачи 22,58 Мбит/с. Для MOST50 та же самая частота амплитудно-импульсной модуляции означает двойную скорость передачи, так как длина фрейма составляет 1024 бита. Сейчас доступны и более высокие скорости передачи данных -150 Мбит/с (MOST150).
Особенности MOST 150
В дополнение к более высокой пропускной способностью -150 Мбит/с, MOST150 содержит изохронный механизм транспортировки для эффективной передачи сжатых данных видео высокого разрешения (HD). Транспортные потоки MPEG (экспертная группа по движущемуся изображению) здесь передаются напрямую. С помощью соответствующего видеокодека на базе MPEG4 можно передавать видео с разрешением до 1080 строк), например, с проигрывателей BluRay. Наряду с этим, MOST150 обеспечивает канал Ethernet для эффективной передачи пакетных данных IP (IP = протокол Internet).
В отличие от протокола МАМАС (асинхронное управление доступом к среде MOST), используемого с технологией MOST25, канал Ethernet способен передавать фреймы Ethernet.
Канал Ethernet передает неизмененные блоки данных Ethernet, что означает возможность эффективной интеграции программных пакетов и приложений в области потребительской электроники и информационных технологий в автомобили за гораздо более короткие инновационные циклы. Таким образом, пакеты ТСР/ IP и протоколы, использующие TCP/IP (TCP = протокол управления передачей) могут сообщаться через MOST150 без изменений.
Контроллер сетевого интерфейса (NIC) шины MOST — аппаратный контроллер, отвечающий за управление физическим слоем и имеющий важные механизмы передачи.
Видео:BMW E65, шина MOSTСкачать
Организация и топология обмена данными в автомобиле — шина MOST
Характеристики некоторых автомобильных шин не в состоянии обеспечить передачу больших массивов видеоинформации, поэтому производителям пришлось обратить свой взор на то, как эта задача решена в глобальных сетях. Так родилась волоконно-оптическая систем передачи данных. Аббревиатура этой современной системы передачи данных происходит от сокращения названия «Media Oriented Systems Transport (MOST) Cooperation».
Данный стандарт принят у автопроизводителей и согласован с разработчиками программного обеспечения (ПО) и поставщиками мультимедийного оборудования. Протокол устроен таким образом, что в нем используется адресная передача определенному устройству, являющемуся получателем.
В немецких автомобилях развлекательная система,обеспечивающая передачу большого информационно-развлекательного контента, называется Infotainment (от сокращения Informations- und Entertainment).
Скорость передачи данных по шине MOST
Ничего более приемлемого из доступных на сегодня технологий, чем использование оптоволокна для передачи огромного потока информации в цифровом формате с максимальной скоростью на рынке нет. Поэтому производители автомобилей используют то, что надежно работает в системах связи и телевидения.
Чтобы транслировать цифровой ТВ сигнал со стереозвуком, необходима скорость около 6 Мбит/с.
Принятый стандарт позволяет по шине MOST передавать информацию со скоростью до 21,2 Мбит/с. Проверенная на практике высокая помехоустойчивость и надежность как нельзя лучше подходят для применения в автомобиле, где присутствуют сильные электромагнитные помехи. Кроме того, оптоволоконная шина сама никаких помех не создает, что очень важно для надежности автомобиля в целом. Применение данной технологии позволяет отказаться от множества проводов, необходимых для передачи аналоговых сигналов, и значительно уменьшить вес.
Читайте также: Какие шины лучше йокогама или гудиер зимние
Блоки управления и компоненты шины MOST
Приведем основные компоненты, из которых состоит шина MOST (рис. 1).
Рис. 1. Схема расположения блоков управления шины MOST
— Световод (LWL). Собственно проводник, идущий от одного блока управления к другому по кольцевой схеме.
— Оптический разъем (штекер). По сути, это оптическое штекерное соединение. С его помощью световые сигналы попадают в блок управления и транслируются к следующему устройству, сопряженному с шиной MOST.
— Электрический разъем. Обеспечивает подачу питания, процедуру диагностики цепи на наличие разрыва при центральном сопряжении всех блоков управления.
— Внутренний источник питания. Обеспечивает подачу питания к каждому узлу данного блока. При необходимости в режиме экономии (спящем режиме) он позволяет отключать питание отдельных компонентов в блоке управления для уменьшения потребления.
— Приемопередатчик или волоконно-оптический трансмиттер (FOT). Как и во многих бытовых устройствах, он представляет собой оптрон. При приеме сигнала поступающие от светодиода световые сигналы преобразовываются фотодиодом (фототранзистором) в импульсное напряжение, которое далее подается на MOST-трансивер.
При передаче сигнала от блока управления светодиод обеспечивает обратное преобразование импульсного напряжения от MOST-трансивера в световой сигнал, который поступает в световод. Длина волны выработанных световых волн составляет от 650 нм (визуально воспринимается их как красный свет). Данные передаются как последовательность световых импульсов, и этот модулированный свет направляется через световод к следующему блоку управления.
— MOST-трансивер. Он состоит из двух компонентов — трансмиттера и ресивера (приемника и передатчика). Трансмиттер отправляет посылаемые телеграммы в форме импульсного напряжения на волоконно-оптический трансмиттер.
Ресивер принимает сигналы (импульсное напряжение), анализирует и, если они предназначены этому блоку управления, то транслирует принятые данные к центральному процессору блока управления.
Телеграммы, предназначенные другим блокам управления, направляются через трансивер без изменений, они посылаются на следующий блок управления.
При этом передачи данных на центральный процессор не происходит.
— Стандартный микроконтроллер (центральный процессор). Он является центральным процессором блока управления и управляет всеми его функциями.
— Компоненты блока. Эти компоненты предназначены для выполнения функций, характерных для конкретного блока управления, например, CD-дисковода, тюнера и т.д.
Главной особенностью шины MOST является ее кольцевая структура (рис. 2). Блоки управления посылают данные в одном направлении по световоду к следующему блоку управления по кольцу. Этот процесс продолжается до тех пор, пока эти данные снова не вернутся в тот же блок управления, который их и отправлял. На этом кольцевая цепь замыкается. Диагностика шины MOST осуществляется через диагностический интерфейс и при помощи CAN-диагностики.
Рис. 2. Кольцевая структура шины MOST
Для управления работой системы шины MOST служат системный администратор и администратор диагностики. Приведем основные функции системного администратора:
— управление состояниями системы;
— отправка телеграмм шины MOST;
— управление пропускной способностью передачи данных.
Состояния системы шины MOST
Обмен данными в шине MOST не происходит. Приборы, подключенные к шине, находятся в режиме готовности и могут быть активированы оптическим запускающим импульсом от системного администратора. Потребляемый ток имеет минимальное значение. Для активации спящего режима необходимы следующие условия:
— все блоки управления в шине MOST подают сигналы о своей готовности переключиться в спящий режим;
— через разъем Gateway не поступает никаких запросов от других шин;
— диагностика не проводится.
Кроме названных условий шина MOST может переключаться в спящий режим администратором батареи через разъем Gateway при разряженной стартерной батарее, а также при активации режима транспортировки через диагностический тестер.
Система шины MOST активирована и находится в режиме ожидания Standby.
При этом у водителя создается впечатление, что система выключена, потому что не активированы все устройства вывода информации (дисплей, радиоусилитель, и т.п.). Этот режим активируется при пуске автомобиля, а также при холостой работе системы.
Кроме этого, система шины MOST активируется в следующих случаях:
— через разъем Gateway другими шинами данных (например, открыванием двери водителя, переводом зажигания в положение EIN (вкл.);
— активация блоком управления в шине MOST, например, входящим телефонным вызовом.
В этом режиме блоки управления полностью включены. По шине MOST происходит обмен данными. Пользователь располагает всем спектром функций.
Условия для рабочего режима (Power-ON):
— система шины MOST находится в режиме готовности (Standby);
— система активируется другими шинами данных через разъем Gateway, например, активирован дисплей;
— система активируется пользователем.
Системный администратор посылает по кольцевой шине MOST отрезки телеграмм (фреймы) с тактовой частотой 44,1 кГц. Тактовый сигнал необходим для синхронной передачи данных.
Частота 44,1 кГц соответствует тактовой частоте, используемой в бытовых устройствах (CD-, DVD-плееры, DAB-радио)и,таким образом, делает возможным подключение этих приборов к шине MOST.
Один отрезок телеграммы (фрейм) имеет длину 64 байта (рис. 3). Каждый байт состоит из 8 бит. Структура любого фрейма такова: начальное поле, поле ограничения, поле данных, два контрольных байта, поле состояния и поле четности.
Рис. 3. Структура фрейма (отрезка телеграммы)
Начальное поле, называемое также преамбулой, обозначает начало фрейма. У каждого фрейма блока есть свое собственное начальное поле, его длина — 4 бита.
Поле ограничения предназначено для четкого разграничения начального поля и следующих за ним поля данных. Его длина также 4 бита.
Читайте также: Зимние шины для ниссан сентра
Иными словами первый байт каждого отрезка занимает начальное поле и поле ограничения.
Далее идет поле данных, в котором шина MOST передает до 60 байтов информации на блоки управления.
Различаются два типа передачи данных:
— синхронная передача звука и видео;
— асинхронная передача изображений, расчетной и текстовой информации.
Разделение полей данных является плавающим. Объем поля данных для синхронных данных составляет от 24 до 60 байт (рис. 4). Передача синхронных данных имеет более высокий приоритет, чем передача асинхронных . Асинхронные данные вносятся в зависимости от адресата (отправителя/получателя) и посылаются на приемник в пакетах по 4 байта (квадлеты), объем этих данных может составлять от 0 до 36 байт.
Рис. 4. Передача синхронных и асинхронных данных
Два контрольных байта в каждом фрейме передают:
— адрес приемопередатчика (идентификатора);
— команды управления на приемник (например, «громче/тише» для усилителя).
Контрольные байты из фреймов в контрольных блоках составляются в один контрольный фрейм . Один блок состоит из 16 фреймов (рис. 5). В контрольном фрейме содержатся данные управления и диагностики, которые должны передаваться от отправителя к получателю. Это интерпретируется как адресная передача данных, например: отправитель — блок управления передней информационно-командной панели; получатель — усилитель; управляющий сигнал — «громче/тише».
Рис. 5. Блок контрольных байтов фрейма
Поле состояния фрейма содержит информацию для получателя об отправке фрейма.
При помощи поля «паритета» (поле четности) фрейм в последний раз проверяется на полноту данных.
Протекание процессов в шине MOST
Если шина MOST находится в спящем режиме (Sleep), то процесс пробуждения Wake-up сначала переводит систему в режим ожидания Standby. Если шину MOST активирует один из блоков управления (а не системный администратор), то он посылает модулированный световой сигнал Slave на следующий блок управления. Благодаря приемопередающему блоку, активному в спящем режиме Sleep, следующий в кольцевой структуре блок управления прини-мает световой сигнал Slave и транслирует его дальше, пока сигнал не достигнет системного администратора. мает световой сигнал Slave и транслирует его дальше, пока сигнал не достигнет системного администратора. Принимая световой сигнал Slave, системный администратор инициирует команду на пуск системы. Для этого он отправляет модулированный световой сигнал Master к следующему блоку управления. Все блоки управления транслируют этот световой сигнал Master дальше по кругу. Приняв свой световой сигнал Master в оптоволоконном трансмиттере, системный администратор понимает, что кольцо замкнуто и начинает отправку фреймов.
В первых отрезках телеграммы блоки управления получают команду на самоидентификацию. На основании результатов идентификации системный администратор посылает актуальную последовательность (фактическую конфигурацию) на все блоки управления, включенные в кольцевую структуру, что делает возможным адресную передачу данных. Администратор диагностики сравнивает зарегистрированные блоки управления (фактическая конфигурация) с сохраненным списком встроенных блоков управления (номинальная конфигурация). Если фактическая конфигурация не совпадает с номинальной, администратор диагностики делает соответствующую запись в накопителе ошибок. Процесс пробуждения Wake-up на этом завершается и может начаться передача данных.
Передача синхронных данных — звука и видео
Рассмотрим пример синхронной передачи данных на примере проигрывания музыкального CD (см. рис. 6). Пользователь при помощи пульта управления мультимедиа, а также устройства отображения информации выбирает название желаемой записи на музыкальном CD. Пульт управления передает при помощи шины данных управляющие сигналы на блок управления передней информационно-командной панели — системный администратор. После этого системный администратор добавляет в постоянно посылаемые фреймы блок телеграммы с контрольными данными (16 фреймов):
Рис. 6. Управление данными при синхронной передаче
Адрес отправителя: блок управления передней информационнокомандной панели, позиция 1 в кольцевой структуре.
Адрес приемника источника данных: CD-дисковод, позиция его в кольцевой структуре зависит от расположения и комплектации.
Команды управления: воспроизвести запись 10; распределить каналы передачи данных.
CD-дисковод (источник данных) устанавливает, какие байты в поле данных отвечают за передачу его данных. После этого он добавляет блок с контрольными данными.
Адрес отправителя источника данных: CD-дисковод, позиция его в кольцевой структуре зависит от расположения и комплектации.
Адрес приемника системного администратора: блок управления передней информационно-командной панели, позиция 1 в кольцевой структуре
Команда управления: передача данных музыкального контента CD в каналы 01, 02, 03, 04 (стерео).
Управление данными при синхронной передаче
После предыдущих событий блок управления передней информационно-командной панели при помощи блока с контрольными данными посылает следующую телеграмму.
Адрес отправителя: блок управления передней информационнокомандной панели, позиция 1 в кольцевой структуре.
Адрес приемника: блок управления цифрового звукового пакета Digital Sound Paket, позиция в кольцевой структуре зависит от расположения.
— прочитать данные из каналов 01, 02, 03, 04 и воспроизвести через громкоговорители;
— актуальные звуковые параметры (громкость, микшер, баланс, тембр и т.д.);
— выключить бесшумное включение;
Данные музыкального CD остаются сохраненными в поле данных до тех пор, пока фрейм вновь не достигнет по кольцу CD-дисковода, т.е. источника данных. Только теперь данные заменяются новыми, и цикл повторяется снова. Это позволяет каждому устройству вывода (звуковой пакет Sound Paket, разъемы для наушников) в шине MOST применять синхронные данные. Системный администратор при помощи отправки соответствующих контрольных данных определяет, какое устройство принимает и обрабатывает эти данные.
Читайте также: Всесезонные шины обозначения маркировка
Для передачи звука и видео требуется несколько байтов в каждом поле данных. Источник данных резервирует число байтов в соответствии с видом сигнала. Зарезервированные байты обозначаются как каналы. Один канал содержит один байт данных. Для звуковых сигналов резервируется следующее количество каналов: моно — 2, стерео — 4, surround — 12.
Резервирование этих каналов делает возможной одновременную передачу синхронных данных от нескольких источников данных.
Передача асинхронных данных — изображения, текста и функций
Данные для составления карт системы навигации, навигационных расчетов, интернет-страничек, электронной почты E-mail, передаются асинхронно (рис. 7).
Рис. 7. Управление данными при асинхронной передаче
Источники асинхронных данных передают их через нерегулярные промежутки времени. Помимо этого, каждый источник сохраняет свои асинхронные данные в буферной памяти. Источник данных теперь ожидает получения блока телеграмм с адресом приемника. Источник вносит данные в блок телеграмм, а именно — в свободные байты поля данных. Данные вносятся пакетами (квадлетами) по 4 байта каждый. Приемник считывает пакеты данных в поле данных и производит оценку информации. Асинхронные данные остаются в полях данных до тех пор, пока блок телеграмм вновь не достигнет источника данных. Источник данных забирает данные из полей данных и заменяет их новыми.
Как уже отмечалось, кроме системного администратора у шины MOST есть администратор диагностики. Он осуществляет диагностику обрыва контура цепи и передает данные диагностики блоков управления, включенных в шину MOST, на диагностический тестер.
Если в каком-либо месте шины MOST передача данных будет нарушена, то в силу кольцевой структуры шины это говорит об обрыве контура цепи Ringbruch.
Причинами обрыва контура цепи могут быть следующие:
— сбои в подаче питания на блок управления отправителя или приемника;
— повреждения в приемопередающем блоке отправителя или приемника.
Диагностика обрыва контура цепи Ringbruch
Ввиду того что при обрыве контура цепи передача данных в шине MOST невозможна, то обрыв диагностируется при помощи диагностической проводки (рис. 8). Диагностическая проводка подключена к каждому блоку управления шины MOST через центральный соединитель проводов. Для локализации обрыва контура цепи необходимо провести диагностику обрыва контура цепи, она является составной частью диагностики исполнительных элементов администратора диагностики.
Рис. 8. Диагностическая проводка шины MOST
Признаки обрыва контура цепи:
— при воспроизведении пропадает звук и видеоизображение;
— не работает управление и ввод параметров через пульт управления;
— в накопитель ошибок администратора диагностики записывается сообщение «Optischer daten-bus Unterbrechung» (обрыв оптической шины данных).
После начала диагностики обрыва контура цепи администратор диагностики посылает по диагностической проводке импульс на блоки управления. На основе этого импульса все блоки управления при помощи своих передатчиков в волоконно-оптическом трансмиттере посылают световые сигналы.
При этом все блоки управления проверяют следующие позиции:
— свое энергоснабжение, а также свои внутренние электрические функции;
— прием световых сигналов от предыдущего блока управления в кольцевой структуре шины.
Каждый блок управления, включенный в шину MOST, отвечает через промежуток времени, установленный его программным обеспечением. На основании промежутка времени между началом диагностики обрыва контура цепи и ответом блока управления, администратор диагностики распознает, какой именно блок управления дал ответ.
Блоки управления шины MOST после начала диагностики обрыва контура цепи выдают два информативных пункта:
1. Электрическая часть блока управления в порядке. Это означает что функции блока управления выполняются, соответственно, и питание блока в норме.
2. Оптическая часть блока управления в порядке. Это означает что его фотодиоды принимают световой сигнал от блока управления, находящегося перед ним в кольцевой структуре шины.
Благодаря этой информации администратор диагностики распознает, есть ли в системе сбой электрического характера(сбой в электроснабжении) или между какими блоками управления прервана оптическая передача данных.
Диагностика обрыва контура цепи с увеличенным затуханием
Диагностика обрыва контура цепи делает возможным лишь распознавание обрыва в передаче данных. При диагностике исполнительных элементов администратора диагностики проводится дополнительно диагностика обрыва контура цепи с сокращенной мощностью светового сигнала для распознавания увеличенного затухания (рис. 9). Диагностика обрыва контура цепи с сокращенной мощностью светового сигнала соответствует описанной выше. Блоки управления включают свои светодиоды в волоконно-оптическом трансмиттере с затуханием 3 dB, т.е. с сокращенной на половину мощностью светового сигнала. Если у световода увеличенное затухание, то на приемник приходит световой сигнал с низким уровнем. Приемник выдаст сообщение «Optisch nicht in Ordnung» (оптическая часть не в порядке). Таким образом, администратор диагностики распознает место повреждения, и диагностический тестер выдает соответствующее сообщение.
Рис. 9. Диагностика обрыва контура цепи с увеличенным затуханием
1. Николай Пчелинцев. CAN-шина в современных автомобилях. «Ремонт и Сервис», 2009, №4.
2. Михаил Митин. Применение локальной шины LIN в современном автомобиле. «Ремонт и Сервис», 2010, №1.
3. Servise Audi. Новые технологии обмена данными — LIN, MOST, BluetoothTM. Программа самообучения 286.
Автор: Михаил Митин (г. Москва)
Мнения читателей
Нет комментариев. Ваш комментарий будет первый.
Вы можете оставить свой комментарий, мнение или вопрос по приведенному выше материалу:
💥 Видео
Шины! Как Выбрать!Скачать
Michelin показала безвоздушную шину для серийных автоСкачать
CAN шина👏 Как это работаетСкачать
Заглушка оптической шины MOST (Разъем: Мама) (Разъем: Папа)Скачать
Маркировка внедорожных шин: U/T, H/T, A/T, M/T – что это значитСкачать
Можно ли ставить на авто разные покрышки?Скачать
2/5 Теория. Диагностика кузовной электроники. Оптическая шина передачи данных MOSTСкачать
Шина с индексом С - стоит ли брать для легкового авто?Скачать
Как выбрать шины? | Что надо знать при покупкеСкачать
Как ставить асимметричные #шины? #автоСкачать
Как выбрать тихую резину на лето?Скачать
Осторожно: разные шины! Почему надо быть на чеку?? #bmw #бмв #авто #автошкола #советы #лайфхаки #carСкачать
Почему шины автомобилей черныеСкачать
Как продавать старую шинуСкачать
Разные ШИНЫ на Ведущих Колесах что будет ?Скачать
ТОП-10. Лучшие летние шины для легковых автомобилейСкачать
Вот вам и китайская резинаСкачать