Собственный автомобиль в СССР из предмета роскоши со временем превращался в источник головной боли для владельца. И дело не только в дефиците запасных частей. Вопреки стереотипу, некоторые автотовары стоили отнюдь не копейки, да и качество хромало. Наглядный тому пример — ситуация с автомобильными шинами.
- Шина — дефицитный товар
- Недешевое «удовольствие»
- Качество советских шин
- На каких шинах ездили в СССР и сколько они стоили
- Какая зимние покрышки были в СССР
- 5 удивляющих фактов о советских покрышках
- Круглый год на летней резине
- Первая зимняя резина появилась в СССР в 80-х
- Зачем поджигали шины
- МИ-166 была лучше Michelin
- Шипы и протектор… своими руками
- 📽️ Видео
Видео:А вы знали какую резину выпускал СССР?Скачать
Шина — дефицитный товар
Не могло быть иначе в условиях плановой экономики. В СССР функционировали 20 шинных заводов, но статистические показатели не успевали за потребностями народного хозяйства.
Тяжелой была ситуация в государственных автохозяйствах — запчасти по распределению ждали месяцами, но частнику было хуже всего.
В автомагазинах шины в свободной продаже отсутствовали. При поступлении скудных партий такой товар распределялся в первую очередь между «своими», затем для льготников, а редким счастливчикам по предварительной записи или договоренности (не безвозмездной) удавалось купить остатки.
Как следствие, процветал «черный рынок», где шины, как бывшие в употреблении, так и новые, продавались за двойную цену. Туда товар шел несколькими путями:
- наибольшие объемы поступали из тех же магазинов и товарных баз через хищения (реже) либо распределение для «своих» (чаще);
- шины б/у — с автотранспортных предприятий, где имелась легковая техника. Пробег автомобиля искусственно накручивали, после чего покрышки списывали и реализовывали;
- непосредственное хищение с шинных заводов. Этот источник не был основным — попавшемуся приговор выносился крайне суровый.
Видео:Шины со съемным протекторомСкачать
Недешевое «удовольствие»
Покупка шин (даже по государственным ценам) серьезно ударяла по бюджету советской семьи.
В конце 70-х годов ХХ века средняя заработная плата у основной массы трудящихся, занятых в народном хозяйстве СССР, составляла 110–120 рублей.
Покрышка для условно бюджетного «Запорожца» в рознице стоила около 30 рублей (комплект — 120 руб.). С переплатой стоимость возрастала до 45–50 рублей, а это уже 200 руб. за комплект.
На шину для «Жигулей» и «Москвича» государством была установлена цена в размере 55 руб. 50 коп. — здесь и переплата существеннее, а комплект влетит в копеечку.
Переобуть «Волгу» под силу было только обеспеченному автовладельцу. За шину для ГАЗ-21 в магазине просили 83 руб. 50 коп., а за резину для престижной 24-й «Волги» пришлось бы выложить почти 109 руб. за штуку.
Во-первых: так называемые «наварки». Это когда на изношенную шину в заводских условиях наваривали новый протектор.
Во-вторых: шины покупали не комплектом, как сейчас, а поштучно или попарно и переобували сначала задние (ведущие) колеса, а затем — передние.
Ну и, конечно, старались беречь — резко с места не трогались, избегали пробуксовок, ездили аккуратно.
Видео:ШИНЫ ГРАНИТ из СССРСкачать
Качество советских шин
Показатель противоречивый. В розницу иногда поступал для реализации откровенный брак, но, с другой стороны, существуют свидетельства очевидцев о высоких эксплуатационных показателях покрышек из СССР даже в условиях плохих дорог.
Да и времени они не подвластны при условии правильного хранения.
Тогда шины не подразделялись на «летние» и «зимние», ездили на всесезонной резине, которая благодаря глубокому протектору и диагональному рисунку сносно держала дорогу зимой. А вот на льду скользила, и приходилось дополнительно закреплять на колесах цепи.
Но здесь нужно учесть, что скорость автомобилей была тогда меньше, а водителей обучали по системе ДОСААФ, где уделялось должное внимание подготовке к экстремальным ситуациям на дороге, а прежде всего — их недопущению.
Читайте также: Шины для бмв х6 ф16
Видео:Рекламный фильм: Арочные шины в СССРСкачать
На каких шинах ездили в СССР и сколько они стоили
Советские автомобильные покрышки никогда не отличались высоким качеством, безопасностью и сцеплением с дорогой: увы, без натурального каучука далеко не уедешь. Более того, серьезные проблемы были и с металлокордом, работа с которым требовала определенных навыков, знаний и сложного оборудования. В результате, шинная промышленность отставала не только от требований мирового рынка, но и от невероятно низких, локальных пожеланий. Домашних, без особого гонора.
Впрочем, на безрыбье и рак — рыба. Рабочую поверхность наваривали — ричем, дважды — проколы ремонтировали «до последнего», но так или иначе советский автовладелец однажды обязан был отправиться за новой резиной. И тут его ожидали целых две проблемы: цена и отсутствие товара на полке. Начнем по порядку.
В 1975 году одна покрышка на автомобиль ЗАЗ — условно, бюджетный класс — в магазине обходилась в 30 рублей. Нужна шина для «Жигулей» или «Москвича»? Извольте — 55 рублей 50 копеек за штуку. Но и это не предел: за покрышку для «Волги» ГАЗ-21 в магазине требовали 83 рубля 50 копеек. Стильная и популярная «Двадцать четвертая», которая «как Ford, только для наших дорог», была обута в «четырнадцатые» шины, цена которых в магазине — 108 рублей 50 копеек. И это при средней зарплате в 120—150 рублей! Грабеж, не так ли?
Однако даже за столь высокую цену приобрести желанную покрышку — о комплекте никто и не мечтал — было практически невозможно. Шины всегда были дефицитным товаром. А любой дефицит мгновенно порождает «черный рынок». На вопрос «откуда дровишки» ответ был всегда один и тот же: с предприятий. В первую очередь — из таксопарков. Пробеги накручивались, бензин и запчасти, в том числе и шины, списывались. Основную часть такого имущества, дабы не попасться под строгие очи ОБХСС, продавали по «своим» или отправляли на авторынки. Например, в Москве — это Южный порт, который испокон веков был прибежищем ворованного и контрафактного автомобильного скарба.
Шина проходила через несколько рук, каждый — понятное дело — зарабатывал, а конечный покупатель в итоге платил два или даже три «номинала». Так, таксист в случае острой необходимости покупал одну покрышку на свою «Волгу» за 150 рублей, а научный сотрудник, получивший «прокол» на даче, вынужден был заплатить за колесо для «Жигуля» около сотни.
Естественно такая атмосфера рождала огромное количество различных преступлений: воровство шин, колес и колпаков. А потому автолюбители вынуждены были озаботиться особыми охранными комплексами, вершиной которых был собственный гараж. Купить его было непросто, стоил он дорого, но только так можно было защитить драгоценный авто от кражи и взлома. Впрочем, об этом портал «АвтоВзгляд» уже рассказывал — все подробности о жизни тогдашних аражных кооперативов можно узнать здесь.
Видео:Как ведёт себя резина СССР в снег и гололёд.Скачать
Какая зимние покрышки были в СССР
На автомобильных форумах часто можно встретить рассказы о том, что еще во времена СССР на рынке вообще не было такого товара, как зимняя резина. Все автомобилисты передвигались даже в зимний период на штатных покрышках. Соответственно, никакой речи о шипах не шло совсем. При этом, многие находят несколько объяснений такому явлению. Якобы, в то время транспортные средства оснащались более слабыми моторами, которые не позволяли разгоняться до 150 км/ч. Кроме того, некоторые водители более аккуратно передвигались зимой на летних покрышках. И такие объяснения имеют место быть, но у водителей той поры были некоторые способы, которые помогали не скользить на дороге зимой.
Читайте также: Зимние шины ханкук винтер рс2
Достать комплект зимних шин для легкового автомобиля во времена СССР — невыполнимая задача. Такое явление наблюдалось у нас почти до 1990-х годов. Кроме того, отечественных зимних покрышек не существовало до Горбачева, а среди импортных были представлены только товары компании Nokian. Последние можно было получить только везунчикам, которые всегда оказывались в нужно время в нужном месте.
Первые отечественные покрышки для легковушек начали производить только в годы перестройки. Заметим, что знаменитый НИИШП разработал такие шины еще в 1960-х годах. Однако, завод сумел довести проект до дела только к началу 1990-х. Именно так на рынке появилась известная АИ-168-У, которая среди автомобилистов получила прозвище «снежинка», из-за характерного рисунка протектора. С самого начала это была резина повышенной жесткости. Устанавливать ее решались только на ведущую ось транспортных средств, которые оборудованы системой заднего привода. И причина была весомая — не каждый водитель мог пережить бешеные удары в рулевое колесо и постоянную вибрацию кузова. А вот комплект «снежинок» устанавливали только на авто с полным приводом. Но владельцы сталкивались со многими проблемами. Машина становилась почти неуправляемой на льду, но показывала отличные результаты в условиях бездорожья. Ошипованные «снежинкой» машины могли проезжать даже там, где сегодня не пройдут многие современные шины.
Стоимость комплекта составляла 200 рублей. На 2 покрышки в те времена можно было поменять диван. Интересно, что изначально шина была нешипованной, а зубья устанавливали сами автовладельцы. Размерность покрышки — 165/65 R13. Их устанавливали на версии, которые выходили с завода АЗЛК.
Через некоторое время состав резины был доработан, а специалисты научились своими силами внедрять в покрышки шипы. На заводе размечали всего 4 ряда, но зубья водители ставили в 6, для этого даже нарезался более агрессивный протектор. Хорошо, что высота покрышки позволяла проводить такие эксперименты. Шипы после установки нужно было прикатывать по асфальту около 200 км, чтобы они зафиксировались на местах. В лучшие времена завод выпускал до 50 000 покрышек за один год, но в 2002 году на рынке стали появляться импортные товары, которые быстро сместили отечественные. Именно так был приостановлен выпуск АИ-168-У. Интересно, что история «снежинок» на этом не закончилась. Приобрести их можно даже сейчас — Алтайский завод выпускает их по смешной цене. Стоит одна шина 1800 рублей.
Итог. В период СССР многие автомобилисты не могли и мечтать о зимней резине. На рынок выходили отечественные покрышки, которые были недостаточно хороши, но водители нашли способ модернизировать их.
Видео:Почему шины со съемным протектором в СССР не стали массовыми?Скачать
5 удивляющих фактов о советских покрышках
Эпоха Советского Союза у многих людей ассоциируется с тотальным дефицитом. Из-за недостатков плановой экономики, отсутствия продвинутых технологий производства каждый человек сталкивался с дефицитом определенных товаров.
Особенно актуальной эта проблема стала для автомобилистов, которые для нормального обслуживания своего автомобиля вынуждены были собирать запчасти, расходные материалы буквально по крупицам. Это касалось и автомобильных шин. Эти 5 фактов о советской резине удивят современное поколение.
Видео:Долговечная шинаСкачать
Круглый год на летней резине
Первые зимние шины для легковых автомобилей советского производства массово стали использовать только в перестроечные годы. Владельцы автомобилей из Советского Союза в своем большинстве использовали круглый год всесезонную или даже летнюю резину. При этом многие из автомобилистов попросту редко выезжали из гаража зимой.
Читайте также: Шины r18 в гомеле
Грузовики, специализированная коммунальная техника из-за маленьких скоростей спокойно обходилась универсальными всесезонными шинами. Государственные автотранспортные предприятия использовали лучшие отечественные образцы протекторов или продукцию скандинавских стран, которые отличались холодными долгими зимами.
Видео:Почему шоферы в СССР не любили зимнюю резину "Снежинка"?Скачать
Первая зимняя резина появилась в СССР в 80-х
Знаменитые советские шины АИ-168-У получили название «Снежинка» из-за рисунка протектора.
Их старались ставить только на заднюю ось автомобилей с задним приводом. Это вызвано тем, что жесткая резина во время движения провоцировала сильные удары, вибрации, которые разбивали подвеску, затрудняли управление автомобилем. На все колеса такие шины устанавливали только владельцы машин с полным приводом.
При движении по глубокому снегу, бездорожью данные протекторы показывали себя очень хорошо, но выезд на асфальт с участками гололеда сопровождался практически полной потерей управляемости.
Покрышки имели размерность только 165/65 R13. Комплект такой резины стоил 200 рублей (заоблачная сумма по тем временам). До сегодняшнего дня Алтайский шинный комбинат производит такую продукцию, и она из-за относительно низкой цены пользуется определенным спросом.
На некоторые протекторы устанавливали металлические шипы. Это улучшало сцепление со скользкой поверхностью дороги. С другой стороны, качество резины оставляло желать лучшего. Под воздействием низких температур шины дубели и буквально рассыпались из-за нагрузки.
Видео:5 САМЫХ НЕУДАЧНЫХ АВТОМОБИЛЕЙ СССР.Скачать
Зачем поджигали шины
В сети интернета можно найти старые фотографии, на которых водители подпаливают шины своего автомобиля. При этом они даже не снимают колеса. Такие действия имеют довольно простое объяснение.
Для производства шин в СССР использовался натуральный каучук, который на морозе становился «дубовым», терял свою прочность. Под воздействием отрицательных температур и сильной нагрузке колеса довольно часто попросту взрывались.
Чтобы предотвратить такие явления, протекторы обливали бензином и поджигали. При больших морозах резина не загорается, поэтому такая процедура для нее не представляет опасности. В результате шина хорошо прогревается, приобретая мягкость, эластичность.
Зимой 60-70-х годов данная процедура перед поездкой была обязательной для водителей грузовиков. Нередко в дороге ее приходилось повторять несколько раз.
Видео:На какой резине ездили автомобили в СССРСкачать
МИ-166 была лучше Michelin
С момента появления на рынке автомобиля ВАЗ-2105 стала появляться и другая резина, созданная по новым технологиям. Здесь использовался металлический корд внутри брекера в качестве основания покрышки. Мягкость, долговечность, меньшее сопротивление качению на фоне высокого сцепления с дорожным покрытием были очевидными преимуществами для автомобилистов. Особенно хорошо шины зарекомендовали себя в условиях зимней эксплуатации.
В 1979 году по своим техническим характеристикам протекторы МИ-166 превосходили знаменитые французские шины Michelin.
Видео:10 МЕГА МАШИН СССР.Скачать
Шипы и протектор… своими руками
Со временем отечественные автомобилисты научились профессионально устанавливать металлические шипы. Правда, их нужно было обкатывать по асфальту. Для этого требовалось проехать около 200 километров. Только после такой процедуры металлические элементы становились на свое место и могли продержаться весь зимний сезон.
Кроме того, народные умельцы научились нарезать более агрессивный рисунок протектора, который обеспечивал лучшее сцепление на скользкой дороге. Благодаря такой технологии, железные зубья устанавливались в 6 рядов.
Во времена Советского Союза автомобилисты только мечтали о качественной зимней резине. Чтобы решить данную проблему, они научились модернизировать отечественные покрышки, которые не отличались высоким качеством.
- Свежие записи
- Нужно ли менять пружины при замене амортизаторов
- Скрипят амортизаторы на машине что делать
- Из чего состоит стойка амортизатора передняя
- Чем стянуть пружину амортизатора без стяжек
- Для чего нужны амортизаторы в автомобиле
📽️ Видео
СССР вечные шины ! История как это было!Скачать
Как водители в СССР всю зиму ездили на летней резине?Скачать
5 РЕДКИХ ГРУЗОВИКОВ СССР, О КОТОРЫХ ВЫ НЕ СЛЫШАЛИ.Скачать
Почему в СССР ездили на одной резине летом и зимой ?Скачать
20 забавных ПРОЗВИЩ автомобилей СССР, смешные НАЗВАНИЯ народных автомобилей СССРСкачать
Колёса Страны Советов (5 серия) Вездеходы СССРСкачать
45 ЗАРУБЕЖНЫХ АВТОМОБИЛЕЙ В СССР.Скачать
8 САМЫХ УНИКАЛЬНЫХ МАШИН СССР.Скачать