Для бесперебойной работы лодочного мотора необходимо обеспечить его питанием топлива. В маломощных моторах (обычно до 6 л.с.) этот вопрос решен наличием в них встроенного бака. В него заливается топливо, что обеспечивает работу двигателя на определенное время. В более мощных двигателях, из-за большего топливного расхода, такого упрощенного варианта питания нет. Для таких двигателей необходима отдельно стоящая топливная система.
Топливная система мотора состоит из топливного бака, заливной горловины, заливного трубопровода, топливного шланга, груши для подачи топлива и фильтрующего элемента.
Топливный бак может быть стационарный или переносной (бак-канистра). Переносной бак (рис. 1) удобен для небольших надувных лодок и катеров. Стационарный бак (рис. 2), как правило, устанавливается на катер c двигателем большой мощности.
Топливные баки имеют различный объем, конфигурацию и опциональные возможности. Очень удобно контролировать наличие в баке топлива, если установить в бак датчик уровня топлива (рис. 4) а на приборную панель катера установить индикатор уровня топлива (рис. 3) При покупке датчика и индикатора нужно помнить, что и у датчика и у индикатора должны быть одинаковые характеристики по сопротивлению. Например, топливные системы произведенные в Европе чаще всего работают в диапазоне сопротивления от 10 до 180 Ом, а Американские приборы чаще всего производятся с рабочим диапазоном сопротивлений от 33 до 240 Ом. Эти характеристики указываются производителем на упаковках приборов.
Обязательно на стационарном баке должен быть выход под воздушник. Воздушник – это вентиляционный штуцер топливного бака, который выводит из бака лишний воздух и испарения. Главное назначение воздушника – снятие избыточного давления паров топлива.
Воздушники бывают с обратным клапаном (рис.5) для предотвращения попадания забортной воды в бак и без клапана (рис.6), для установки на горизонтальную или на вертикальную поверхность, пластиковые и из нержавейки. На рис. 7 показана схема работы воздушника с клапаном. Также есть воздушники, которые встроены прямо в заливную горловину. Воздушник устанавливается на корпусе катера и соединяется со штуцером на топливном баке с помощью резиновой трубки. Правильная прокладка трубки воздушника – от бака до воздушника наверх без перепадов по высоте (вверх – вниз). Такая прокладка не дает возможности скопления конденсата и создания пробки в трубке (рис. 13). На топливном баке большого объема и вытянутой формы обычно устанавливается два выхода под воздушник.
Стационарный бак должен быть обязательно снабжен ревизионным люком для его профилактики и чистки. Многие производители топливных баков устанавливают все коммуникации бака на ревизионном люке (см. рис. 8), что удобно для их монтажа и дальнейшего обслуживания.
1 – переходник заливной горловины с выбором диаметра
2, 3 – штуцер с переходником для дизельной топливной системы
6 – выход топливного шланга
Обязательно нужно отметить, что большого объема вытянутый бак желательно устанавливать по центру и вдоль судна. Если вытянутый бак установить поперек судна, то топливо может перетекать на одну сторону бака и естественно перевешивать судно на эту сторону, что может приводить к заваливанию катера на борт. Можно еще добавить, что при большом объеме топливного бака обязательно наличие в нём внутренних перегородок. Перегородки условно делят весь объем топлива на несколько частей. Они не препятствуют перетеканию топлива, они просто не дают возможности топливу резко перемещаться по баку при маневрировании лодки.
Заливная горловина (рис.9) служит для залива топлива в топливный бак. Горловины могут быть прямые (рис.10) для установки на горизонтальную поверхность, угловые (рис.11) для поверхности со скосом, могут быть выполнены из пластика или из металла.
Также заливная горловина может быть скомбинирована с воздушником (рис.12).
Горловина обычно снабжена внутренней цепочкой, которая соединяется с пробкой горловины для предотвращения ее утери. Пробка может открываться разными способами: простым откручиванием, откручиванием после поднятия заслонки на крышке горловины, ключом. Обычно горловины серийного производства имеют диаметр либо 50 мм либо 38 мм. Диаметр горловины подбирают так, чтобы он был равен диаметру заливного отверстия бака. Можно изменять диаметр входного заливного отверстия бака в меньшую сторону при помощи специального переходника (рис. 8). Для удобного и быстрого залива топлива лучше всего устанавливать горизонтально расположенную горловину с диаметром 50 мм.
Заливной трубопровод соединяет горловину с баком. Правильная прокладка заливного трубопровода – от топливного бака до горловины трубопровод должен идти под углом наверх без резких перегибов и без перепадов по высоте (вверх-вниз). Ниже указана правильная и неправильная схемы прокладки заливного трубопровода и воздушного трубопровода.
В случае неправильной прокладки заливного трубопровода, в месте снижения по высоте образуется пробка, что замедляет залив топлива, а в трубопроводе под воздушник образуется конденсат и перекрывается выход воздуха.
Рис. 13 Схема прокладки заливного и воздушного трубопровода
Топливный шланг соединяет топливный бак и двигатель, бывает разного диаметра. Наиболее часто используются шланги диаметром 8, 10 и 12 мм. Очень важно правильно подобрать диаметр шланга. При двигателях до 70 л.с. устанавливается топливный шланг диаметром 10 мм, свыше 70 л.с. – шланг диаметром 12 мм. Если при двигателе свыше 70 л.с. установить шланг 10 мм, при работе двигателя на высоких оборотах возможна нехватка топлива и в этом случае двигатель будет глохнуть.
Читайте также: Блок клапанов для газовых котлов
На топливопроводе возможна установка топливного фильтра. При плохом качестве топлива установка фильтра просто необходима. Фильтры классифицируются на стационарные и съемные. После засорения съемного фильтра, следует заменить его на новый. В стационарном же фильтре просто периодически меняется картридж. Фильтры бывают с дополнительным элементом — отстойником для воды и мусора. Необходимо периодически откручивать пробку слива воды и выливать грязную воду из отстойника. Этот элемент значительно увеличивает срок службы съемного катриджа.
Перед запуском мотора всю топливную систему от топливного бака до мотора нужно заполнить топливом. Для этого в средней части шланга имеется подкачивающая помпа-груша, вмонтированная в топливный шланг. Необходимо несколько раз нажать и отпустить грушу, пока вся система не заполнится топливом.
- Бак лодочного мотора клапан
- Топливная система лодочного двигателя.
- Все и немного больше о бензобаках для моторных лодок
- Конструкция и виды топливного бака для моторной лодки
- Разновидности и классификация
- Особенности выбора
- Как сделать бензобак самостоятельно?
- Системы контроля уровня топлива
- Как устанавливать на моторную лодку?
- Немного о крышке топливного бака
- Где и как купить?
- 🎥 Видео
Видео:Про баки, шланги и топливные переходникиСкачать
Бак лодочного мотора клапан
Видео:Клапан в вентиляционный трубопровод топливного бакаСкачать
Топливная система лодочного двигателя.
Для бесперебойной работы лодочного мотора необходимо обеспечить его питанием топлива. В маломощных моторах (обычно до 6 л.с.) этот вопрос решен наличием в них встроенного бака. В него заливается топливо, что обеспечивает работу двигателя на определенное время. В более мощных двигателях, из-за большего топливного расхода, такого упрощенного варианта питания нет. Для таких двигателей необходима отдельно стоящая топливная система.
Топливная система мотора состоит из топливного бака, заливной горловины, заливного трубопровода, топливного шланга, груши для подачи топлива и фильтрующего элемента.
Топливный бак может быть стационарный или переносной (бак-канистра). Переносной бак (рис. 1) удобен для небольших надувных лодок и катеров. Стационарный бак (рис. 2), как правило, устанавливается на катер c двигателем большой мощности.
Топливные баки имеют различный объем, конфигурацию и опциональные возможности. Очень удобно контролировать наличие в баке топлива, если установить в бак датчик уровня топлива (рис. 4) а на приборную панель катера установить индикатор уровня топлива (рис. 3) При покупке датчика и индикатора нужно помнить, что и у датчика и у индикатора должны быть одинаковые характеристики по сопротивлению. Например, топливные системы произведенные в Европе чаще всего работают в диапазоне сопротивления от 10 до 180 Ом, а Американские приборы чаще всего производятся с рабочим диапазоном сопротивлений от 33 до 240 Ом. Эти характеристики указываются производителем на упаковках приборов.
Обязательно на стационарном баке должен быть выход под воздушник. Воздушник – это вентиляционный штуцер топливного бака, который выводит из бака лишний воздух и испарения. Главное назначение воздушника – снятие избыточного давления паров топлива.
Воздушники бывают с обратным клапаном (рис.5) для предотвращения попадания забортной воды в бак и без клапана (рис.6), для установки на горизонтальную или на вертикальную поверхность, пластиковые и из нержавейки. На рис. 7 показана схема работы воздушника с клапаном. Также есть воздушники, которые встроены прямо в заливную горловину. Воздушник устанавливается на корпусе катера и соединяется со штуцером на топливном баке с помощью резиновой трубки. Правильная прокладка трубки воздушника – от бака до воздушника наверх без перепадов по высоте (вверх – вниз). Такая прокладка не дает возможности скопления конденсата и создания пробки в трубке (рис. 13). На топливном баке большого объема и вытянутой формы обычно устанавливается два выхода под воздушник.
Стационарный бак должен быть обязательно снабжен ревизионным люком для его профилактики и чистки. Многие производители топливных баков устанавливают все коммуникации бака на ревизионном люке (см. рис. 8), что удобно для их монтажа и дальнейшего обслуживания.
1 – переходник заливной горловины с выбором диаметра
2, 3 – штуцер с переходником для дизельной топливной системы
6 – выход топливного шланга
Обязательно нужно отметить, что большого объема вытянутый бак желательно устанавливать по центру и вдоль судна. Если вытянутый бак установить поперек судна, то топливо может перетекать на одну сторону бака и естественно перевешивать судно на эту сторону, что может приводить к заваливанию катера на борт. Можно еще добавить, что при большом объеме топливного бака обязательно наличие в нём внутренних перегородок. Перегородки условно делят весь объем топлива на несколько частей. Они не препятствуют перетеканию топлива, они просто не дают возможности топливу резко перемещаться по баку при маневрировании лодки.
Заливная горловина (рис.9) служит для залива топлива в топливный бак. Горловины могут быть прямые (рис.10) для установки на горизонтальную поверхность, угловые (рис.11) для поверхности со скосом, могут быть выполнены из пластика или из металла.
Также заливная горловина может быть скомбинирована с воздушником (рис.12).
Горловина обычно снабжена внутренней цепочкой, которая соединяется с пробкой горловины для предотвращения ее утери. Пробка может открываться разными способами: простым откручиванием, откручиванием после поднятия заслонки на крышке горловины, ключом. Обычно горловины серийного производства имеют диаметр либо 50 мм либо 38 мм. Диаметр горловины подбирают так, чтобы он был равен диаметру заливного отверстия бака. Можно изменять диаметр входного заливного отверстия бака в меньшую сторону при помощи специального переходника (рис. 8). Для удобного и быстрого залива топлива лучше всего устанавливать горизонтально расположенную горловину с диаметром 50 мм.
Читайте также: Зазор клапанов умз 4216 бензин
Заливной трубопровод соединяет горловину с баком. Правильная прокладка заливного трубопровода – от топливного бака до горловины трубопровод должен идти под углом наверх без резких перегибов и без перепадов по высоте (вверх-вниз). Ниже указана правильная и неправильная схемы прокладки заливного трубопровода и воздушного трубопровода.
В случае неправильной прокладки заливного трубопровода, в месте снижения по высоте образуется пробка, что замедляет залив топлива, а в трубопроводе под воздушник образуется конденсат и перекрывается выход воздуха.
Рис. 13 Схема прокладки заливного и воздушного трубопровода
Топливный шланг соединяет топливный бак и двигатель, бывает разного диаметра. Наиболее часто используются шланги диаметром 8, 10 и 12 мм. Очень важно правильно подобрать диаметр шланга. При двигателях до 70 л.с. устанавливается топливный шланг диаметром 10 мм, свыше 70 л.с. – шланг диаметром 12 мм. Если при двигателе свыше 70 л.с. установить шланг 10 мм, при работе двигателя на высоких оборотах возможна нехватка топлива и в этом случае двигатель будет глохнуть.
На топливопроводе возможна установка топливного фильтра. При плохом качестве топлива установка фильтра просто необходима. Фильтры классифицируются на стационарные и съемные. После засорения съемного фильтра, следует заменить его на новый. В стационарном же фильтре просто периодически меняется картридж. Фильтры бывают с дополнительным элементом — отстойником для воды и мусора. Необходимо периодически откручивать пробку слива воды и выливать грязную воду из отстойника. Этот элемент значительно увеличивает срок службы съемного катриджа.
Перед запуском мотора всю топливную систему от топливного бака до мотора нужно заполнить топливом. Для этого в средней части шланга имеется подкачивающая помпа-груша, вмонтированная в топливный шланг. Необходимо несколько раз нажать и отпустить грушу, пока вся система не заполнится топливом.
Видео:Ремонт бака лодочного мотора.Скачать
Все и немного больше о бензобаках для моторных лодок
Непрерывную подачу топлива для передвижения моторной лодки обеспечивает бензобак для лодочного мотора, являющийся неотъемлемой частью топливной системы.
Они бывают разных видов и конфигураций, а также различаются по объему. Более подробно об этом и о том, можно ли изготовить топливный бак своими руками, расскажет данная статья.
Видео:Топливный бак для лодки и катера | Экстрим Технохим 24лСкачать
Конструкция и виды топливного бака для моторной лодки
Стандартный топливный бак для лодочных моторов обычно состоит из нескольких составляющих, а именно:
Эта комплектация присуща всем видам бензобаков. Топливо заливается в емкость, которая закрывается специальной крышкой, оснащенной вентиляционным клапаном или штуцером. Это обусловлено тем, что при воздействии солнечного света и повышенных температур бензин в баке начинает испаряться и его пары создают избыточное давление, что представляет опасность воспламенения бензиновых паров. Избыточное давление стравливается с помощью устройства, монтируемого в крышку бензобака.
С помощью соединительного шланга происходит подача топлива из резервуара непосредственно в лодочный мотор. Объем резервуара определяется исходя из мощности установленного на лодку мотора.
Разновидности и классификация
Существует разделение баков для лодочных моторов по конструктивным особенностям на следующие категории:
- встраиваемые: несъемные резервуары, которые устанавливаются на моторы мощностью до 6 лошадиных сил малых лодок, их монтируют непосредственно под защитный чехол мотора;
- съемные или переносные: используются на надувных лодках и малых катерах, такой тип предпочитают рыбаки и туристы, передвигающиеся на большие расстояния;
- стационарные: такие баки устанавливают на более мощных моторах, они имеют большую емкость и используются на больших катерах и яхтах.
Также существует деление бензобаков на мягкие и жесткие. Мягкие резервуары для топлива производят из специальных непроницаемых материалов повышенной эластичности, обеспечивающих герметичность емкости бака. При наполнении бака они растягиваются, по мере использования бензина их размеры уменьшаются.
Преимуществом данного вида бензобаков является то обстоятельство, что в них не скапливаются бензиновые пары. Малые габариты и способность менять форму позволяют устанавливать их в местах, куда обычный жесткий бак просто не впишется. Главным недостатком подобного бака для моторной лодки является его высокая цена.
Что касается формы топливного бака, то обычно их изготавливают либо в виде канистры, либо как резервуар прямоугольной формы.
По материалу изготовления бензобаки делятся на следующие виды:
Все материалы должны быть бензостойкими. Тканевые (мягкие) бензобаки изготавливаются из многослойных полимерных тканей, обеспечивающих емкости герметичность и химическую стойкость к агрессивному воздействию бензина.
Особенности выбора
Объем топливного бака определяется исходя из того, какой мощности лодочный мотор установлен на лодке. Очень часто перед людьми, совершающими на моторных лодках длительные путешествия (рыбаки, туристы), стоит вопрос об увеличении емкости бензобака.
Есть несколько вариантов решения проблемы. Можно установить дополнительный топливный бак большей вместительности, брать с собой запас бензина в канистрах и т.д. Но такое решение задачи подразумевает нерациональное использование свободного пространства, которого на лодке или катере и так немного.
Самым оптимальным вариантом является установка дополнительного бензобака на транце лодки, это экономит пространство, предупреждает смещение бака на волне. На надувных лодках подобный бак крепится на подвесном транце, на лодках из ПВХ – на стационарном, а у катеров и лодок жесткой конструкции – на корме. Некоторые умельцы монтируют несколько плоских емкостей, соединенных между собой трубками, под настилом на днище.
Следует помнить о том, что при выборе топливного бака необходимо обращать внимание на следующие моменты:
- комплектация (вся фурнитура и крепеж должны соответствовать комплектации, заявленной производителем);
- качество материала (емкость бака должна быть герметичной, устойчивой к воздействию паров бензина, прочной и стойкой к температурным перепадам);
- дно бензобака должно быть оснащено отсеками для сбора конденсата, чтобы вода не попала в бензопровод.
Читайте также: Обратный клапан для насоса пружинный
Все большую популярность приобретают топливные баки из различных видов пластмасс и мягкие топливные баки, несмотря на их более высокую стоимость.
Как сделать бензобак самостоятельно?
Опытные рыбаки и туристы, имеющие богатый опыт доделки и переделки оборудования в соответствии со своими запросами, делают бензобаки своими руками. В ход идут различные емкости, резервуары. На форумах есть множество полезной информации о том, как смастерить бензобак самостоятельно.
В обычную канистру врезается штуцер для регулировки давления, оснащенный клапаном, а также бензостойкий шланг, преимущественно прозрачный, для подачи бензина в лодочный мотор.
Помимо баков из канистры и емкостей разного рода, своими руками переделывают автомобильные топливные баки для установки на моторную лодку. И даже умудряются установить систему контроля уровня топлива, также взятую из автомобиля. Каждый желающий может перенять опыт и своими руками сделать бензобак, отвечающий личным потребностям.
Системы контроля уровня топлива
Важным моментом является необходимость контроля уровня бензина в топливном баке, т.к. в условиях путешествия по воде дозаправиться будет негде. Существую различные методы для осуществления контроля количества топлива, например:
- визуально – на пластиковом баке нанесены отметки и виден уровень бензина;
- с помощью системы контроля уровня топлива.
Датчики уровня бывают механические и электронные. По аналогии с автомобильными системами, лодки оснащают специальными системами контроля уровня топлива, выводящими данные о наполненности бензобака на его крышку или на приборную панель лодки.
Подобные системы являются дополнительной, но необходимой опцией, которой не следует пренебрегать. Особенно при планировании продолжительных путешествий по воде на дальние расстояния.
Как устанавливать на моторную лодку?
При установке топливного бака необходимо следовать некоторым правилам и ограничениям. Например, надо помнить, что монтировать объемные плоские бензобаки нужно вдоль борта, т.к. при установке поперек, на волне бензин будет перемещаться от края к краю, что может привести к нарушению устойчивости на поверхности воды и опрокидыванию лодки. Также внутреннее пространство бака должно быть разделено на секции, которые будут препятствовать резкому переливанию жидкости из конца в конец емкости.
С мотором бензобак соединяется системой бензопроводов, представляющих собой шланги с фитингами. Важно правильно подобрать диаметр бензопроводного шланга, от этого напрямую зависит работа мотора. Чаще всего устанавливают шланги с диаметром сечения 8, 10 или 12 мм. Важно помнить, что чем более мощный мотор установлен на лодку, тем больше должен быть диаметр бензопровода.
Монтируется система подачи топлива без перепадов по высоте, без резких изгибов и перекручивания шлангов. Также при монтаже под неправильным углом в бензопроводе может возникнуть воздушная пробка и подача топлива прекратится, мотор заглохнет.
Немного о крышке топливного бака
Крышка бензобака является важной частью его конструкции, выполняющей важные функции, такие как:
- предотвращает утечку или выплескивание бензина при движении лодки и на виражах;
- не допускает попадание внутрь топливного бака механических загрязнений, атмосферных осадков и т.д.;
- регулирует давление бензиновых паров внутри бака;
- предотвращает излишнее испарение бензина.
Любая, даже самая простая крышка, оснащена специальными уплотнителями для герметичности бензобака. В нее также монтируется специальный клапан для стравливания топливных испарений и снижения давления внутри резервуара.
Опытные пользователи не рекомендуют терять крышки, входящие в комплект бензобака, т.к. в случае утери и замены крышки, может нарушиться герметичность бензобака.
Где и как купить?
В настоящее время на рынке предлагается множество различных бензобаков для моторных лодок, катеров и яхт на любой вкус и кошелек покупателя. Нужно только определиться с тем, какой бензобак нужен, из какого материала, какова емкость резервуара и т.д. Наличие дополнительных опций, таких как контроль уровня бензина, топливный фильтр и т.д., тоже увеличивает стоимость бака, равно как и фирма-производитель.
Лидерами по продажам лодочных моторов и аксессуаров к ним являются такие фирмы как Ямаха, Хонда, Тохатсу, Сузуки и т.д. Эти наименования являются гарантией высокого качества изделия, а это очень важно при выборе бензобака и топливной системы.
На российском рынке работает множество фирм, занимающихся продажей лодочных моторов и аксессуаров. Помимо предприятий розничной торговли они создали интернет-магазины, в которых можно в несколько кликов выбрать наиболее выгодную цену на нужный товар, оплатить и оформить доставку.
Ниже в таблице приведены диапазоны цен на топливные баки в различных интернет-магазинах.
Интернет-магазин | Диапазон цен, руб. | Ссылка на сайт в интернете |
---|---|---|
«ALLIGATOR» | 3824,00 – 16399,00 | http://alligator-boat.ru/internet-magazin/folder/stacionarnye-toplivnye-baki |
«Алиэкспресс» | 2961,81 – 6398,78 | https://ru.aliexpress.com/popular/fuel-tank-boat.html |
«TIU.RU» | 1645,00 – 30150,00 | https://moskva.tiu.ru/Toplivnyj-bak-lodochnogo-motora.html?category=12070607&sort=-price |
«1000 размеров» | 1645,00 – 11127,00 | https://vodnik.1000size.ru/perenosnye-i-stacionarnye-toplivnye-baki-dlya-lodochnyh-motorov |
Предлагаемый интернет-магазинами ассортимент разнообразен, покупатель может выбрать оптимальный вариант, подходящий по цене. К тому же многие продавцы устраивают акции и распродажи, что поможет получить дополнительную скидку при покупке. А те любители, кто любит все делать своими руками, всегда смогут найти советы и рекомендации по тому, как сделать топливный бак для лодочного мотора своими руками.
🎥 Видео
Топливные баки для ПЛМ. Плюсы и минусы. Почему отрывает горловину у китайских баков.Скачать
бензобак плм ремонтСкачать
Клин мотора из-за бака? Обкатка на 1:34Скачать
бак для лодочного мотора своими руками. Канистра для лодкиСкачать
Каждый раз новое, бензобак YamahaСкачать
Бак 5 литров для лодочного мотораСкачать
Обратный клапан, вместо Тохатсу. Часть 3.Скачать
Внешний топливный бак для лодочного мотораСкачать
РЕМОНТ БЕНЗОБАКА ДЛЯ ЛОДОЧНОГО МОТОРА.Скачать
Бак плм своими рукамиСкачать
Бак своими руками для лодочного мотора.Скачать
Yamaha 25 30 топливные клапанаСкачать
Топливный бак для лодочного мотора своими рукамиСкачать
Чуть не сожгли лодку! Это важно знать! Пожар в лодке, возгорание топливного бака!Скачать
⛽ Топливный бак для лодочного мотора, объем 12 лСкачать
Топливный бак для лодочного мотора, из старой канистрыСкачать