Электронный блок управления АКПП или РКПП необходим для определения текущей нагрузки на трансмиссию с последующей подачей сигналов на исполнительные механизмы – именно ЭБУ определяет, когда и на какую передачу переключаться коробке-автомат. Сегодня мы разберем основные признаки и причины неисправности электронного блока управления.
Видео:АКПП. Электрика. Алгоритм поиска и устранения неисправности.Скачать
Причины выхода из строя ЭБУ АКПП: что нужно знать?
Ресурс эксплуатации электронного блока АКПП практически неограничен – при правильном обслуживании трансмиссии данный агрегат свободно отработает до первого или даже второго капитального ремонта коробки передач. Однако при нарушении регламента ТО или в следствии агрессивной эксплуатации авто проблемы с ЭБУ могут возникнуть уже на пробеге от 80 000 км. Типовыми причинами неисправности электронного блока управления АКПП считаются:
- Короткое замыкание или скачки напряжения в электропитании.
- Увеличенная вибронагруженность трансмиссии.
- Последствия механического удара или ремонта.
- Перегрев трансмиссии или самого блока.
- Программная ошибка в ПО или загрузка некорректной прошивки.
Наиболее популярными неисправностям ЭБУ АКПП считается выгорание контакта на плате или выход из строя конденсатора. Подобного рода проблемы могут быть устранены в квалифицированном автосервисе, однако процедура ремонта блока весьма трудоемка и требует наличия специализированного оборудования. При более серьезных проблемах ЭБУ: выгорание чипа ЦП или модуля памяти, критического окисления платы, модуль рациональнее заменить новым.
Видео:Электронный Блок Управления АКПП. Неисправность и решение.Скачать
Как определить проблему с ЭБУ: коротко о главном
Определить проблему в работе электронного блока управления АКПП можно при помощи диагностики дилерским сканером или опираясь на косвенные признаки при эксплуатации автомобилем. Типовыми признаками наличия проблем в ЭБУ трансмиссии считаются:
- Переключение АКПП в аварийный режим – коробка медленно набирает скорость, режимы «Спорт» или «Зимний» полностью отключены, в некоторых случаях невозможно переключение выше 3 передачи.
- Загорание чека на приборной панели – Check Engine или Check АТ также может указывать на возможную проблему с ЭБУ. Помните, некорректная работа блока управления также возможна в результате отказа контрольных датчиков трансмиссии или двигателя, посылающих сигналы на ЭБУ.
- Превышение рабочей температуры АКПП – прогрев трансмиссии выше 100 градусов одновременно может быть, как причиной, так и следствием проблемы с ЭБУ.
- Нестабильная работы трансмиссии – переключение передач с рывками или ударами, появление постороннего звука в подкапотном пространстве или отказ передач и режимов АКПП также могут быть признаками неисправности блока управления.
В некоторых случаях проблемы с блоком управления АКПП могут начаться после установки нового программного обеспечения или замены электронных комплектующих трансмиссии или силового агрегата.
При проявлении любых признаков неисправности ЭБУ рекомендуется в оперативном порядке обратиться в квалифицированным автосервис для диагностики всей электроники автомобиля. Оперативное устранение причины неисправности позволит существенно сэкономить на ремонте трансмиссии и увеличит срок эксплуатации транспортного средства.
Если Вы заметили ошибку, неточность или хотите дополнить материал, напишите об этом в комментариях, и мы исправим статью!
Видео:ЭБУ АКПП. Для чего нужен электронный блок управления.Скачать
Гидроблок. Клапанная плита. Гидроплита. Блок клапанов АКПП. Блок управления.
Первым желанием при ремонте АКПП обычно является — промыть гидроблок. Это часто решает первую причину неисправной работы АКПП — загрязнение.
Вторым желанием обычно является — заменить гидроблок, чтобы поскорее и не возиться с диагностикой. Это обычно приводит к разочарованию и попыткам вернуть гидроблок продавцу с рекламацией «не работает». Поэтому мы не продаем гидроблоки частным лицам, а только профессионалам с которыми плотно работаем более 2-х лет и знаем их опыт. Гидроблок — очень дорогой узел, который стоит покупать только, если проверен и правильно собран каждый элемент автомата и специалист по гидроблокам абсолютно уверен, что проблема (износ) осталась только в самом гидроблоке.
Что такое Гидроблок АКПП?
— Типичные неисправности гидроблоков |
— Что такое TCM и ECU ? |
— Ремонт платы или гидроблока |
— Чистка гидроблока |
— О проблемах соленоидов |
Гидравлическая клапанная плита (Valve Body, гидроблок, блок клапанов, «мозги») это «диспетчер» АКПП, узел автоматической коробки, состоящий из клапанов, соленоидов, датчиков, аккумуляторов и соединяющих их каналов.
Гидроблок, как плата с транзисторами, преобразует электросигналы от компьютера, распределяет\направляет давление масла от насоса в нужный барабан сцепления для переключения передач в АКПП или блокировки гидротрансформатора .
Можно сказать, что гидроблок исполняет роли — нашей ноги , нажимающей на педаль сцепления и
— нашей руки, переключающей рычаг КПП,
— кроме того он еще является самим таким рычагом
а также еще и мозгом (спинным), передающим команды рукам и ногам.
Отработанные до автоматизма движения автогонщика, мгновенно и безошибочно переключающего передачи вверх или вниз — так запрограммированы «мозги» АКПП и по самому эффективному и экономичному сценарию производятся переключения: выжимание сцепления работающего пакета фрикционов — выравнивание скоростей валов — включение сцепления следующей скорости.
Читайте также: В какую сторону продувается клапан адсорбера
Вся технология переключения на другую скорость отработана конструкторами настолько идеально, что разрыв мощности в самых интеллектуальных 6-ти. 8-ми ступенчатых автоматах при разгоне составляет менее 0.2 секунды. То есть практически бесступенчато.
Настройки компьютера отрегулированы для экономии топлива и оптимизации разгонов таким образом, что водитель может в самых нагруженных и агрессивных режимах выжимать из мотора максимум его возможностей. И малейшие залипания забитых грязью (или изношенных) клапанов приводят сначала к толчкам при переключении, а позже и вообще к проскальзыванию сцепления.
Почему Гидроблок АКПП называют — «Мозги»?
Отчасти это потому, что чисто внешне напоминает мозг с его извилинами. Отчасти — потому, что в 20-м веке гидроблок выполнял функцию «мозга» автомобиля, принимая решения: когда и какому узлу нужно включаться в работу. Действительно, гидроблок был настоящим мозгом гидравлически управляемой трансмиссии, управляя переключениями с помощью простых механических устройств вроде Говерноров (сравните: «гувернер» — управляющий хозяйством).
И тот гидроблок гидравлических АКПП 1980-х был похож на мозг ящериц или рыб. С приходом электроники и электроклапанов-соленоидов, настоящим «мозгом» стал не гидроблок, а ЭБУ (электронный блок управления). А гидроблок стал чем-то вроде «спинного мозга». Объединившись вместе с ЭБУ — компьютером АКПП, гидроблок АКПП является настоящим мозгом трансмиссии.
«Мозги» АКПП состоят из двух важных узлов:
— Электронный блок управления трансмиссии (ЭБУ или ТСМ-анг. — transmission control module — слева — желтый блок) и
— Гидравлическая клапанная плита (valve body, на картинке слева — внизу серая клапанная плита).
И между клапанными плитами — самая капризная деталь, требующая замены — прокладка гидроблока.
Первый (ЭБУ) работает электрическим током и импульсами-командами (как кора головного мозга — посредством нейронов) основываясь на информации от датчиков-сенсоров, а второй (Гидроплита) — работает гидравлическим маслом — «снабжает кровью и вырабатывает химию гормонов», управляя всем организмом.
Раньше ЭБУ находился под капотом или под панелью автомобиля. А с начала века стало принято соединять капризную электронику с гидроплитой внутри АКПП, где рабочая температура считается стабильнее.
То есть интеллектуальный мозг (ЭБУ) АКПП соединился с гидравлическим мозгом (клапанной плитой). Это позволило упростить конструкцию АКПП, но усложнило задачу производителям электроники.
Но это еще не весь «мозг» автомобиля. Существует еще «головной» мозг всей машины — ECU (Engine Control Unit или Module). Некоторые рисковые автопроизводители объединили все компьютеры в один и назвали его по-американски Powertrain Control Module.
Это — «мозги» всего автомобиля. Вернее это сочетание «головного мозга» (ECU), управляющего двигателем и всей машиной и «спинного мозга» (TCM), управляющего АКПП.
Типичные неисправности гидроблоков .
Неисправность проводки
короткое замыкание или обрыв проводов. Любимая неисправность для мастеров, с чего обычно начинают диагностику гидроблока. Легко диагностируется, легко лечится, заменой проводки без дорогого и долгого демонтажа коробки. Справа — самая популярная в ремонте проводка немецкого автомата 01М .
Чистка гидроблока и соленоидов очень часто решает проблемы с переключениями.
Гидромеханическая клапанная плита обычно — весьма отработанная и надежная конструкция, которая призвана служить весь срок жизни автомобиля. Но она требует регулярного ухода: замену масла, как только оно загрязнилось и поддержание «нормальной» вилки температур (у каждой коробки — своя «норма»)
Основной проблемой гидроблоков является «старость» отдельных элементов и грязь каналов-«атеросклероз»:
— забившиеся фрикционной грязью клапаны, золотники и плунжеры не дают пружинам возвращать клапан на место или соленоидам открывать этот клапан, (очистка решает эти проблемы)
— процарапанные абразивным «мусором» поверхности каналов, муфт, золотников износ и протечки масла через них, (проверяется оборудованием Соннакс — № 100301 .)
— износившиеся расходники: ослабевшие пружины, возвращающие плунжер на место, рассыпающиеся бумажные прокладки или изношенные металлические прокладки, шарики, забитые грязью фильтры, задубевшая резина колец и т.д. (замена расходников решает большинство проблем).
Для переборки очень помогает самодельный или специальный поддон ( 100301 ) для сортировки и хранения деталей гидроблока.
Самодельный одноразовый поддон (обычно пару штук: справа и слева) делают из плотного картона, изгибая из него «гармошку», в меха которой складывают детали в том порядке, в каком они стояли в гидроблоке.
Неисправности соленоидов — электроклапанов . ( Подробнее ).
Проверяются диагностическим оборудованием (сопротивление, срабатывание, износ. ). Промываются, ремонтируются с заменой втулок или заменяются полностью. Неисправности соленоидов — подробнее здесь .
Неисправность датчиков. Перегреваются, забиваются намагниченной пылью из масла, перегорают. Легко лечится или очисткой датчиков или заменой, если замер сопротивления указывает на эту неисправность. На странице каждой АКПП, где встречается такая проблема, есть таблица нормального сопротивления датчиков при определенной температуре.
Слева — таблица по проверке АКПП JF414 (Лада Гранта), помогающая через фишку диагностировать все соленоиды и датчик.
Неисправность электроплаты, диагностика производится по кодам ошибок. Большинство электроплат успешно ремонтируется, заменой сгоревших элементов. Чаще всего горят встроенные в плату датчики.
Неисправность (загрязненность или износ) элементов самой гидроплиты, старение расходников — прокладки гидроблока или сепараторной пластины, резиновых уплотнений, металлических элементов, фильтров. Самый частый источник всех проблем, вызванный перегревом и грязным маслом, в основном из-за изношенных фрикционов и клеевого слоя, которым фрикционные накладки приклеены к стальной основе.
Чистка гидроблока с полной разборкой это такая же рутинная операция для мастера АКПП как чистка автомата Калашникова для солдата после стрельбы.
Нарушение герметичности из-за задубевшей резины, из-за чего масло не попадает туда, куда нужно или наоборот — попадает туда, куда не нужно. Так самыми популярными расходниками стали «очки» у бестселлера ZF6HP или «адаптер» для тех же автоматов, виновные за аварийные протечки масла.
С каждым годом гидроплиты становятся все надежнее, все элементы плиты, подверженные износу, переносятся в конструкцию соленоида. На странице каждой АКПП описаны наиболее вероятные причины по которым гидроблок требует обслуживания.
Современные клапанные плиты в 5-ти и 6-ти ступенчатых акпп, где используются линейные соленоиды, работают в совсем других условиях: Одна из проблем — повышенная температура. С 2003-2005-х годов рабочая температура двигателя (и в АКПП) повысилась с 95°-100º на 20-30 градусов. Электроника быстрее стареет, работая при температуре свыше 120ºС.
Так электроклапан-соленоид, закрывая\открывая канал для масла, изнашивается (слева — увеличенный снимок выходного отверстия) и характеристики расхода и давления меняются, что приводит к нештатным переключениям, толчкам и задержкам.
Когда масло в гидроблоке движется не по полному сечению канала, а через частично открытый клапан, то в этот момент в самом узком месте от трения возникает повышенный износ поверхностей: и золотника-плунжера (слева) и самого металла гидроблока. Тело плиты делается из алюминиевго сплава и эту проблему стали решать анодированием истирающихся алюминиевых поверхностей. В 2000-х годах был найден способ: — перенести это «узкое место» из массивной плиты — в маленький соленоид.
Теперь соленоиды имеют свой клапан-золотник. И более дорогое анодирование значительно облегчило ремонт износившихся клапанов. Стало легче менять износившийся узел (с самим соленоидом).
Из-за этого масло и нагревается быстрее, и фрикционы сорят больше. Загрязнение масла и вызывает «атеросклероз мозга» — отложения спрессованной фрикционной пыли, смешанной с металлической крошкой от износа металлических деталей. Эта грязь откладывается во всех тихих уголках (клапана плиты, золотники, соленоиды) и затрудняет работу клапанов, а также изнашивает поверхности трения и ухудшает охлаждение.
Именно эти свежие отложения вымывает при смене горелого масла которые вместе с отслоившейся фрикционной бумагой забивают каналы такой «старой и больной» плиты.
Конструкцию современных (6-ти ступенчатых) АКПП стали спроектировать таким образом, что гидроблок располагается не снизу, где его довольно трудно обслуживать, а сбоку, и инструкция по доливу масла ( для примера — АКПП A960E Aisin ) выглядит следующим образом:
— На первом этапе, при снятии боковой крышки гидроблока (достаточно для смены соленоидов) — требуется долить всего 1.3 литра масла. — При более сложном ремонте — снятии и чистке гидроблока, потребуется долить 3.9 литра масла. А уже при сложном обслуживании (когда снимается для ремонта «бублик»- гидротрансформатор ) — 5.3 литра масла.
И только при полном демонтаже АКПП производится полная смена масла. Таким образом интеллектуальный лидер производителей АКПП — Айсин Ко, конструктивно подготовила сервисы и владельцев к тому, что обслуживание АКПП делится на этапы:
— первое обслуживание АКПП: чистка-замена соленоидов и ремонт со снятием боковой крышки и чисткой гидроблока (без дорогостоящего демонтажа-монтажа самой АКПП).
— следующий регламентный уровень: Снятие и ремонт Гидротрансформатора с заменой изношенного фрикциона (или 2-3-х фрикционов в некоторых ZF 6HP26-32 или Мерседес).
И только после этих регламентных работ потребуется капитальный ремонт всей трансмиссии с демонтажом.
Что если еще поездить с «пинающимся» гидроблоком?
В зависимости от места неисправности, расплачиваться приходится по-разному.
На схеме Соннакс (слева) показывается, в каком месте возникают проблемы в случае протечек масла в разных местах гидроплиты:
Одни протечки ведут к нештатной работе переключения 1-2, . 3-4 скоростей.
— другие — к неработающей блокировке трансформатора с вытекающими отсюда проблемами перегрева и перерасхода топлива,
— третьи — к общему недостатку давления, что ведет к выработке металла осей и втулок. — Частая проблема для легендарных ZF-ских коробок 6HP26.
Наиболее популярное место ремонтов — клапан включающий блокировку гидротрансформатора и соответствующий соленоид LockUp. Именно здесь проходит самое грязное и горячее масло, пока не очистится и не охладится, пройдя через поддон, радиатор и фильтр.
Чем дольше золотники будут работать с крошкой, попавшей на поверхности скольжения, тем глубже царапины или истирания корпуса гидроблока. Когда тело гидроблока изношено свыше допустимых 30-50 микрон, приходится менять саму гидроплиту.
Ремонт гидроблоков.
Некоторые проблемы гидроблоков решаются «ремонтом на расстоянии» — прочтите о своем гидроблоке на соответствующей странице АКПП. Нажмите на оранжевый номер детали, чтобы узнать о такой возможности.
№ 1: Из наиболее популярных можно отметить Мехатроник для ZF6HP19\21 — 26 — # 181740 .
Заказывают так называемый «Ребилд» — Восстановленный Мехатроник. Восстановление и продажа этих не таких сложных, но очень капризных плат производится самим ZF.
№2. Часто заказывают новую Электроплату Мерседесовского автомата 722.9 — # 194446 .
Проблемы обеих плат связывают с перегревом и нарушением характеристик (температура-сопротивление) некоторых элементов платы (датчиков). После установки эта Плата может требовать прописки у дилера.
№ 3. Еще одна часто ремонтируемая плата гидроблока — Джатковская RE5R05A: — № 319446 , сгорают элементы платы. Ремонт снятой платы производится по кодам неисправностей и занимает обычно 2-3 дня.
Мастера связывают эту проблему с перепадами напряжения, которые обычно случаются при прикуривании или при скидывании клемм аккумулятора на заведенной машине. Цены можно узнать — кликнув на номер детали на оранжевом фоне.
Из самых популярных гидроблоков в замене — Плита управления /Valve Body TF60SN /09G. № 134740 .
Проблемой чаще всего является нештатная работа износившихся соленоидов. Раньше мастера привычно приговаривали сам гидроблок к замене, но сейчас все чаще просто заменяют пару неисправных соленоидов. (подробнее).
В незапущенных случаях, когда сама гидроплита не имеет протечек (смотри тест-продувку — здесь) то замена соленоидов помогает продлить жизнь коробки на несколько лет. (При условии работы с чистым маслом).
Другая популярная в замене гидроплита — от айсиновского бестселлера AW55-50.
Там так же в последнее время мастера стали реже менять саму плиту и чаще заказывать соленоиды (типичным комплектом -3шт. — 351428K ) для замены.
В принципе убить эту плиту очень трудно. Довольно технологична чистка самой плиты. И очень сложная и малопредсказуемая работа по чистке соленоидов. Поэтому и Американцы и Тайваньцы выпустили точные копии оригинальных соленоидов, которые и заказываются в настоящее время вместо замены всей гидроплиты.
На третьем месте по популярности заказов по замене гидроблока — набирающий обороты Гидроблок U660E — № 346740 . И в этом гидроблоке повторяются те же проблемы, что и у 5-ти ступенчатого брата AW55-50.
Самые заменяемые соленоиды, которые обычно решают начинающиеся проблемы гидроблока — Большие : 346421 , 346422 , и малый соленоид блокировки ГДТ: 346425 . Но если каналы при продувке дают многочисленные протечки, то приходится менять весь гидроблок.
Другие популярные в замене гидроблоки — из той же серии Айсин для неубиваемых машин: U150F № 341740 и TF80-SC № 354740 . И благодаря тем же вечнозеленым Вольво в этот рейтинг по популярности заказов уверенно входит американский гидроблок 4T65E — № 206740 . Гидроплиты меняются когда каналы съедены горячим и грязным маслом из гидротрансформатора.
Другие гидроблоки меняются гораздо реже. Смотрите на странице конкретной АКПП. Цену можно узнать — кликнув на номер детали на оранжевом фоне.
Ремонт и чистка
Ремонт современных гидроблоков начинается со сбора данных компьютера — кодов ошибок и чаще всего заключается в переборке гидроблока.
Разборка и сборка с чисткой и заменой расходников — регламентная работа, которую каждый день делают во всех сервисах АКПП и которую производители автоматов рекомендуют делать одновременно с ремонтом гидротрансформатора и заменой фильтра.
Не дожидаясь, когда фрикционы износятся до клеевого слоя, чтобы окончательно забить плунжера и истереть каналы плиты до недопустимых люфтов. Это как с тормозными колодками — если ездить до писка «железом-по-железу», то придется менять все.
Чистку гидроблока многие делают самостоятельно, если запастись терпением, фотографиями и собрать опыт интернет-форумов по ремонту вашей трансмиссии.
Реставрация гидроблоков — это работа совсем другого уровня. Гуру ремонта АКПП — американская компания Соннакс выпускает множество материалов, инструкций, инструментов и деталей, с помощью которых специалисты с золотыми руками и мозгами делают сложные операции по восстановлению работы изношенной гидроплиты.
Но это настолько сложная работа с непредсказуемым результатом, что у большинства специалистов она кончается заменой гидроблока на новый. А замена «мозгов» — всегда недешевое удовольствие для тех, кто легко к ним относится.
Самый легкий случай ремонта гидроблока — на раннем этапе болезни. Когда достаточно прочистить и промыть гидроблок, заменить его расходники и если понадобится — соленоиды.
Нет, еще более легкий случай — это когда неисправна проводка, запитывающая соленоиды и датчики. Это — вообще делается за несколько минут и стоит совсем недорого.
ATPshop.ru — запчасти для ремонта АКПП всех легковых автомобилей
Мы работаем на рынке запчастей АКПП с 2006 года
🎥 Видео
Вышел из строя ЭБУ сбои двс и пинки-удары в акппСкачать
Блок управления АКПП Х5 Е53Скачать
Признаки неисправности ЭБУСкачать
ЭБУ акпп 722.7 Мерседес A-класс, Vito Viano w638. Секреты электроники блока и ремонтаСкачать
1коробка автомат ошибка на соленоид 1Скачать
Блок управления АКППСкачать
Мазда Фамилия не работает АКПП. Ошибка Р0758. Ремонт ЭБУСкачать
Ремонт АКПП Hyundai. Бюджетное решение проблемы.Скачать
Обнуление блока управления двигателем (эбу). Сброс ошибок ЭБУ с инициализацией и без инициализацииСкачать
ЭБУ АКПП Opel Vectra A/ Эбу АКПП. Блок управления автоматичиской коробки Опель.Скачать
17147,P0763, Ремонт ЭБУ акпп Audi A6 C5Скачать
Ремонт блока акпп MazdaСкачать
Mercedes-Benz S320 (W220) блок управления акпп, блок EGSСкачать
90 Toyota Rav4 2001-2003 годов выпуска был дефект эбу!!Как отремонтировать самостоятельно.Скачать
Решение поломок умирающего блока управления(ЭБУ) на Опель астра, зафира, вектра и ШевролеСкачать
Блок Акпп ecu EGS Bmw E34 E36 E39 GS7.21 GS7.11 GS7.3Скачать
Блок управления двигателя и акпп на СОЛЯРИС что случилось и сколько стоит заменаСкачать