Двигатель ВАЗ 2103 — Карбюраторный рядный 4-х цилиндровый двигатель объёмом 1,5 литра с верхним расположением распределительного вала. Газораспределительный механизм (ГРМ) двигателя имеет цепной привод. При бережной эксплуатации и своевременном обслуживании ресурс двигателя превышает установленные заводом 125 тыс. км и достигает 180-200 тыс. км. Высота блока двигателя ВАЗ 2103 215,9 мм (на 8,8 мм выше блока двигателя ВАЗ 2101 [207,1мм]). Данное изменение в конструкцию двигателя внесено для возможности установки коленчатого вала с увеличенным ходом поршня, благодаря которому объем двигателя возрос до 1,5л.
Годы выпуска | 1972-2004 |
Тип рабочего процесса | Искровое зажигание/SI |
Тактность | 4 |
Кинематическая схема | рядный/inline |
Количество цилиндров | 4 |
Количество впускных клапанов на цилиндр | 1 |
Количество выпускных клапанов на цилиндр | 1 |
Ход поршня, мм | 80 |
Диаметр цилиндра, мм | 76 |
Степень сжатия | 8,5 |
Объем рабочий цилиндра, см3 | 362,7 |
Объем рабочий двигателя, см3 | 1452 |
Мощность двигателя, кВт | 52 |
при частоте вращения коленчатого вала, 1/мин | 5600 |
Крутящий момент, Нм | 104 |
при частоте вращения коленчатого вала, 1/мин | 3400 |
Топливо | бензин АИ-93 |
Расход топлива в городе, л/100 км | 9,4 |
Расход топлива на трассе, л/100 км | 6,9 |
Расход топлива в смешанном режиме, л/100 км | 8,9 |
Масса двигателя, кг | 121 |
Габаритные размеры двигателя (ДхШхВ), мм | 565x541x665 |
Масло | 10W-30, 15W-40; SF/CC |
Объем масла в двигателе, л | 3,75 |
Ресурс двигателя по данным завода, км | 125 000 км |
Основное назначение двигателя | автомобильный двигатель/auto |
Видео:Разница коленвалов ВАЗ 2103 и 21213. Установка с короткими шатунами в низкий блок.Скачать
Конструкция [ править ]
Нумерация цилиндров двигателя ведется от вентилятора. С левой стороны головки цилиндров около нижней ее плоскости отлит номер каждого цилиндра, а также порядок работы цилиндров (1-3-4-2). Цилиндры двигателя объединены вместе с верхней частью картера и представляют собой единую отливку — блок цилиндров. При такой компоновке обеспечивается прочность конструкции, жесткость, компактность, надежность и уменьшается масса двигателя. В нижней части блока цилиндров установлен коленчатый вал на пяти опорах. Передний и задний концы коленчатого вала уплотнены самоподжимными резиновыми сальниками. В каждом цилиндре двигателя имеется по одному впускному и одному выпускному клапану. Поршни имеют по два компрессионных кольца и одно маслосъемное с пружиной. Поршень с шатуном соединен поршневым пальцем, запрессованным в верхнюю головку шатуна. Распределительный вал установлен на головке цилиндров в корпусе подшипников и приводится во вращение от коленчатого вала двухрядной роликовой цепью. Достоинством привода являются простота конструкции и меньшая масса по сравнению с другими видами передач. Блок цилиндров является базовой деталью двигателя и служит для установки и крепления механизмов, аппаратов и вспомогательных агрегатов двигателя. Блок отлит из специального низколегированного чугуна. Протоки для охлаждающей жидкости сделаны по всей высоте цилиндров, что улучшает охлаждение поршней и поршневых колец и уменьшает деформации блока от неравномерного нагрева. Для повышения жесткости двигателя нижняя плоскость блока опущена на 50 мм ниже оси коленчатого вала. Цилиндры блока по диаметру подразделяются на пять классов через 0,01 мм, обозначаемых буквами А, В, С, D, Е.
Классы блока цилиндров двигателя 2103 | |
---|---|
Класс | Диаметр цилиндра |
A | 76,000-76,010 |
B | 76,010-76,020 |
C | 76,020-76,030 |
D | 76,030-76,040 |
E | 76,040-76,050 |
Класс цилиндра указан на нижней плоскости блока против каждого цилиндра. Цилиндр и сопрягающийся с ним поршень должны иметь одинаковый класс. В нижней части блока цилиндров расположены пять опор коренных подшипников коленчатого вала с тонкостенными сталеалюминиевыми вкладышами. Подшипники имеют съемные крышки, которые крепятся к блоку самоконтрящимися болтами. Отверстия под подшипники коленчатого вала в блоке цилиндров обрабатываются в сборе с крышками. Поэтому крышки подшипников невзаимозаменяемы и для различия на наружной поверхности имеют риски. Опоры подшипников и соответствующие им крышки отсчитываются от переднего торца блока цилиндров. В задней опоре имеются гнезда для установки упорных полуколец, удерживающих коленчатый вал от осевых перемещений. Канавки, находящиеся на одной стороне полуколец, должны быть обращены к упорным поверхностям коленчатого вала. В левой части блока установлен валик привода масляного насоса, распределителя зажигания и топливного насоса. В отверстия под подшипники валика запрессованы свертные сталеалюминиевые втулки. Совместной их обработкой в блоке обеспечивается необходимая соосность подшипников. В передней части блока цилиндров имеется полость для цепного привода механизма газораспределения. Эта полость закрыта крышкой. С задней стороны к блоку цилиндров прикреплен держатель заднего сальника. В крышку и держатель установлены самоподжимные сальники.
С левой стороны к блоку цилиндров прикреплены масляный фильтр, топливный насос, установлена система вентиляции картера и электрический датчик давления масла. С правой стороны на блок цилиндров установлен водяной насос и генератор. В нижней части блока цилиндров с правой и левой стороны имеются приливы для установки двигателя на кронштейнах подвески. На верхней плоскости блока в передней левой ее части установлен прерыватель-распределитель. Снизу блок цилиндров закрыт стальным штампованным масляным картером. Картер имеет перегородку для успокоения масла. Между поддоном картера и блоком цилиндров установлена прокладка из пробкорезиновой смеси. Головка цилиндров общая, для четырех цилиндров, отлита из алюминиевого сплава, имеет камеры сгорания клиновидной формы. В головку запрессованы направляющие втулки клапана и седла, изготовленные из чугуна. Размеры седла впускного клапана больше размеров седла выпускного клапана. Между головкой и блоком цилиндров установлена прокладка, изготовленная из асбестового материала на металлическом каркасе, пропитанная графитом, по краям отверстий под цилиндры прокладка имеет окантовку из мягкой стали. Отверстие канала подачи масла к распределительному валу окантовано медной лентой. Головка цилиндров крепится к блоку цилиндров болтами. Сверху головка цилиндров закрыта стальной штампованной крышкой. В верхней части крышка имеет горловину для заливки масла в двигатель. Для устранения течи масла между головкой цилиндров и крышкой установлена прокладка из пробкорезиновой смеси. Крышка крепится к головке цилиндров с помощью шпилек и гаек. Для улучшения прилегания крышки к горловине под гайки установлены широкие жесткие шайбы. Двигатель в сборе со сцеплением и коробкой передач устанавливается на автомобиле на трех эластичных опорах. Опоры воспринимают как массу силового агрегата, так и нагрузки, возникающие при трогании автомобиля с места, разгоне и торможении. Двумя передними опорами двигатель крепится к поперечине передней подвески автомобиля, а задней — к поперечине задней подвески двигателя. Передние опоры имеют резиновые подушки, в которые завулканизированы стальные шайбы с болтами крепления. Для увеличения жесткости в отверстии внутри подушек находятся пружины. Для ограничения ходов применены буфера, которые представляют собой резиновый стержень с завулканизированной стальной втулкой. Подушка крепится к промежуточным пластинам, а те, в свою очередь, к кронштейнам передней опоры двигателя, кронштейны закрепляются на фланце блока цилиндров четырьмя шпильками. Задняя опора двигателя состоит из трех стальных пластин, привулканизированных к разделяющей их резине. Верхняя пластина крепится к задней крышке коробки передач, а нижние — к поперечине задней подвески двигателя. Чтобы не помялись полки поперечины при затягивании болтов крепления опоры, между полками устанавливают дистанционные втулки. Конструкция подвески силового агрегата обеспечивает минимальные колебания двигателя и устраняет передачу вибраций его на кузов.
Видео:О максимальной расточке блока ВАЗ 2103 | Дневник МотористаСкачать
Блок цилиндров [ править ]
Блок цилиндров выполнен с межцентровым расстоянием — 95 мм. Диаметр цилиндра — 76,00 мм. Для цилиндра приняты межремонтные размеры — 76,40 мм и 76,80 мм. Высота блока, расстояние от центра коленчатого вала до верхней поверхности блока, составляет 215,9 мм.
Блок цилиндров ВАЗ изготавливают методом литья, используя для этого специальный высокопрочный чугун. Блок имеет четыре рабочих цилиндра. Цилиндры расположены на одной линии, в один ряд. Поверхность цилиндров формируется путем расточки тела блока и с последующей специальной шлифовкой — хонинговкой. Обработанную внутреннюю поверхность цилиндра называют – зеркалом цилиндра.
По результатам окончательной обработки, в зависимости от погрешности изготовления, каждому цилиндру присваивается один из пяти классов: А, В, С, D, Е. Разница размеров между классами составляет – 0,01мм. На нижней плоскости блока, напротив с каждого цилиндра, клеймом наносится маркировка класса цилиндра.
Блок имеет внутренние полости, которые образуют так называемую рубашку охлаждения. При работающем двигателе, в рубашке осуществляется циркуляция охлаждающей жидкости – обеспечивая отвод тепла. При данной конструкции, диаметр цилиндров и межцилиндровое расстояние позволяют иметь полости рубашки охлаждения между соседними цилиндрами. В своем развитии, конструкция «классического» блока претерпевала изменения в основном за счет увеличения диаметра цилиндров. Диаметр в 82,00 мм является предельным, для обеспечения прочностных характеристик, при сохранении полостей рубашки между цилиндрами. Для установки коленчатого вала, в конструкции предусмотренно пять опор. Опоры служат основанием для коренных подшипников(коренные вкладыши). Фиксация коленвала и коренных вкладышей обеспечивается крышками коренных подшипников. Для обеспечения точности, крышки коренных подшипников растачиваются совместно с блоком цилиндров.
При сборке, каждая крышка, должна устанавливаться на опору, с которой она совместно обрабатывалась. Для выполнения этих требований, каждая крышка , имеет специальные метки в виде рисок. Они позволяют установить соответствие крышки той или иной опоре. Нумерация опор осуществляется от передней стенки блока. Кроме того на крышках выбит технологический номер блока цилиндров, с которым они совместно обрабатывались. Такой же номер выбит на нижней поверхности блока в плоскости разъема. Дополнительной страховкой от ошибочной установки, служат отверстия в крышке коренного подшипника. Их не симметричное расположение не позволит провести неправильную установку. Крышки крепятся к опорам специальными самоконтрящимися болтами.
На задней, пятой, опоре имеются специальные выборки, предназначенные для установки упорных полуколец. Полукольца позволяют ограничить осевое смещение коленчатого вала. Максимально допустимой величиной осевого зазора считается величина — 0,35 мм. При увеличении зазора необходимо установить новые полукольца. Если после этого зазор все еще остается больше допустимого – требуется установка ремонтных полуколец с толщиной увеличенной на 0,127 мм. При установке, необходимо , чтобы поверхность полукольца, на которой имеются смазочные канавки, была обращена к стороне упорных поверхностей коленчатого вала.
Высота блока двигателя ВАЗ 2103 — 215,9 мм.
Видео:Коленвал 2103 в блок 2101Скачать
Головка блока цилиндров [ править ]
Головка блоков цилиндров двигателя имеет маркировку 21011-1005011-10, отливается из алюминиевого сплава и является общей для всех цилиндров. Высота головки — 112,5 мм, камера сгорания размером 79х51 мм и объемом 33,2 см куб. Внутри камеры имеется фрезерованная ступенька высотой 2 мм.
🎥 Видео
Нивасик: #10 Сборка блока ВАЗ-2106 объёмом 1,7 литраСкачать
Наборка блока двигателя. Ремонт мотора ВАЗ 2103. 3 часть.Скачать
#Строимкорчадляралли Блок цилиндров 2106 в полусбореСкачать
Как правильно установить коренные вкладыши и упорные полукольца коленвала .Скачать
Ремонт ( шлифовка ) коленвала после неправильной установки упорных полу колец ( боковых вкладышей )Скачать
Гильзовка блока цилиндров ВАЗ-2103Скачать
Поршни гранта на классику, варианты конфигураций ДВССкачать
Как без станка проточить шатунные шейки коленвала 2103Скачать
День 3. В чем просчет? Где ошибки для конфига на 213/23 блок. Не доход поршня до верха 2ммСкачать
Поршни ТРТ со смещением пальца на 7 мм. Ставим коленвал 2103 в блок 2101Скачать
Место маркировки для определения объема двигателя ВАЗ 2101, 2103, 2106, 2107 и другой "классики"Скачать
Короткие шатуны 129 мм и коленвал 2103 / 21213 ТАЙГА на классику - РЕЗАТЬ ИЛИ НЕТ?Скачать
Как увеличить объем двигателя Ваз? (Расточка цилиндров, замена коленвала, короткие шатуны).Скачать
Сборка двигателя ВАЗ 2103 (он застучал) Показал Свои ХитростиСкачать
Расточка блока двигателя Ваз 2106Скачать
Двигатели ваз 2106-03 различия и.т.дСкачать
Какой коленвал лучше для увеличения объема? Какой ход коленвала лучше?Скачать