Блок цилиндров с поршнями 2103

Авто помощник

Размеры блока цилиндров ВАЗ: 2103, 2106, 21213, 21214, 2123, 2130.

Применяемость — на двигателях: ВАЗ-2103, 21043, 21053, 21061, 2107.

Какой размер поршневых колец на ваз 2103:

Блок цилиндров с поршнями 2103

Сколько весит блок двигателя ваз 2106? — Вес — 39,200 кг.

Применяемость — на двигателях: ВАЗ 2106, 21067, 21074, 2121 «Нива».

Применяемость — на двигателях: ВАЗ 21213, 21073, 21214.

Применяемость — на двигателях: ВАЗ 21214, 21073, 21213.

Применяемость — на двигателях: ВАЗ 2123.

Применяемость — на двигателях: ВАЗ 2130.

Все вышеперечисленные блоки применяются на двигателях, которые относятся к линейке моторов «классической» конструкции.

Все эти блоки цилиндров объединяет одинаковые размеры:

— расстояние между осями смежных цилиндров, которое составляет 95,00 мм;

— диаметр постели для опор коленчатого вала.

В таблице приведены основные размеры блоков цилиндров ВАЗ. (размеры ремонта блока)

Модель блока цилиндровDc(мм)H(мм)Lc(мм)d(мм)
ВАЗ 2101 *76.00 +0,05207.10 -0,1595.0054.52-0,013
ВАЗ 21011 *79.00 +0,05207.10 -0,1595.0054.52-0,013
ВАЗ 210376.00 +0,05215.90 -0,1595.0054.52-0,013
ВАЗ 210679.00 +0,05215.90 -0,1595.0054.52 -0,013
ВАЗ 2121382.00 +0,05214,58 -0,1595.0054.52 -0,013
ВАЗ 2121482.00 +0,05214,58 -0,1595.0054.52 -0,013
ВАЗ 212382.00 +0,05214,58 -0,1595.0054.52 -0,013
ВАЗ 213082.00 +0,05215.90 -0,1595.0054.52 -0,013

* — сняты с производства на ОАО «АВТОВАЗ»

Блок цилиндров с поршнями 2103

DcДиаметр цилиндра блока ВАЗ;

HРасстояние между верхней плоскостью блока и осью коленчатого вала (высота блока ВАЗ);

LcРасстояние между осями соседних цилиндров блока (межцилиндровое расстояние);

dДиаметр расточки опор коленчатого вала (под коренные вкладыши).

По результатам окончательной обработки поверхности цилиндров, в зависимости от размеров диаметра, присваивается размерный класс цилиндра. Для цилиндров определены пять размерных групп, которые обозначаются буквами: A, B, C, D, E . Класс цилиндра наносится на поверхность блока, напротив каждого цилиндра. Для каждого номинального диаметра цилиндра, приняты свои размерные классы.

ВАЗ 21213, ВАЗ 21214, ВАЗ 2123, ВАЗ 2130.

Цилиндру с определенным классом, подбирается поршень соответсвующего класса.

Контроль диаметра и износ поверхности цилиндров осуществляется с помощью прибора — нутромера.

Замеры производятся на уровне нескольких поясов, во взаимно перпендикулярных направлениях. В верхней части цилиндра, на расстоянии не более 5 мм от верхней плоскости блока, находится зона где износ отсутствует и размер соответствует номинальному диаметру цилиндра. Если на одном из других контрольных участков цилиндра, будут выявленны отклонения размера на величину превышающую 0,15 мм от номинального, то необходимо произвести расточку цилиндров блока с последующей их хонинговкой до ближайшего ремонтного размера. В зависимости от условий эксплуатации двигателя и соблюдения технических требований, необходимость в расточке цилиндров может возникнуть после 120 — 250 тыс. км. пробега автомобиля.

Для увеличения сроков эксплуатации блоков, определены два ремонтных размера для каждого из номинальных диаметров цилиндра. Каждый ремонтный размер отличается от предыдущего размера на 0,4 мм. В таблице представленны ремонтные размеры цилиндров блока, их промежуточные размеры под расточку и хонинговку.

Ремонтным размерам цилиндров подбираются ремонтные размеры поршней соответствующего класса. В итоге, добиваются величины зазора в 0,05-0,07 мм между цилиндром и поршнем.

Содержание
  1. ВАЗ-2103
  2. Общие параметры [ править ]
  3. Конструкция [ править ]
  4. Блок цилиндров [ править ]
  5. Головка блока цилиндров [ править ]
  6. Коленчатый вал [ править ]
  7. Подшипники коленчатого вала [ править ]
  8. Маховик [ править ]
  9. Поршневая группа [ править ]
  10. Шатун [ править ]
  11. Подшипники шатуна [ править ]
  12. Шатунно-поршневая группа [ править ]
  13. Газораспределительный механизм [ править ]
  14. Распределительный вал [ править ]
  15. Клапаны [ править ]
  16. Направляющие втулки клапанов [ править ]
  17. Пружины клапанов [ править ]
  18. Рычаги привода клапанов [ править ]
  19. Системы двигателя [ править ]
  20. Система зажигания [ править ]
  21. Выключатель зажигания [ править ]
  22. Свечи зажигания [ править ]
  23. Катушка зажигания [ править ]
  24. Распределитель зажигания [ править ]
  25. Датчик-распределитель зажигания [ править ]
  26. Коммутатор [ править ]
  27. Система охлаждения [ править ]
  28. Насос охлаждающей жидкости [ править ]
  29. Электровентилятор [ править ]
  30. Радиатор и расширительный бачок [ править ]
  31. Термостат [ править ]
  32. Система смазки [ править ]
  33. Масляный насос [ править ]
  34. Масляный фильтр [ править ]
  35. Система топливоподачи [ править ]
  36. Топливный бак [ править ]
  37. Топливный насос [ править ]
  38. Воздушный фильтр [ править ]
  39. Система пуска [ править ]
  40. 🔍 Видео

Видео:Поршни гранта на классику, варианты конфигураций ДВССкачать

Поршни гранта на классику, варианты конфигураций ДВС

ВАЗ-2103

Видео:О максимальной расточке блока ВАЗ 2103 | Дневник МотористаСкачать

О максимальной расточке блока ВАЗ 2103 | Дневник Моториста

Общие параметры [ править ]

Двигатель ВАЗ 2103 — Карбюраторный рядный 4-х цилиндровый двигатель объёмом 1,5 литра с верхним расположением распределительного вала. Газораспределительный механизм (ГРМ) двигателя имеет цепной привод. При бережной эксплуатации и своевременном обслуживании ресурс двигателя превышает установленные заводом 125 тыс. км и достигает 180-200 тыс. км. Высота блока двигателя ВАЗ 2103 215,9 мм (на 8,8 мм выше блока двигателя ВАЗ 2101 [207,1мм]). Данное изменение в конструкцию двигателя внесено для возможности установки коленчатого вала с увеличенным ходом поршня, благодаря которому объем двигателя возрос до 1,5л.

Годы выпуска1972-2004
Тип рабочего процессаИскровое зажигание/SI
Тактность4
Кинематическая схемарядный/inline
Количество цилиндров4
Количество впускных клапанов на цилиндр1
Количество выпускных клапанов на цилиндр1
Ход поршня, мм80
Диаметр цилиндра, мм76
Степень сжатия8,5
Объем рабочий цилиндра, см3362,7
Объем рабочий двигателя, см31452
Мощность двигателя, кВт52
при частоте вращения коленчатого вала, 1/мин5600
Крутящий момент, Нм104
при частоте вращения коленчатого вала, 1/мин3400
Топливобензин АИ-93
Расход топлива в городе, л/100 км9,4
Расход топлива на трассе, л/100 км6,9
Расход топлива в смешанном режиме, л/100 км8,9
Масса двигателя, кг121
Габаритные размеры двигателя (ДхШхВ), мм565x541x665
Масло10W-30, 15W-40; SF/CC
Объем масла в двигателе, л3,75
Ресурс двигателя по данным завода, км125 000 км
Основное назначение двигателяавтомобильный двигатель/auto

Видео:восстановление ВАЗ 2103 установка поршнейСкачать

восстановление ВАЗ 2103 установка поршней

Конструкция [ править ]

Блок цилиндров с поршнями 2103

Нумерация цилиндров двигателя ведется от вентилятора. С левой стороны головки цилиндров около нижней ее плоскости отлит номер каждого цилиндра, а также порядок работы цилиндров (1-3-4-2). Цилиндры двигателя объединены вместе с верхней частью картера и представляют собой единую отливку — блок цилиндров. При такой компоновке обеспечивается прочность конструкции, жесткость, компактность, надежность и уменьшается масса двигателя. В нижней части блока цилиндров установлен коленчатый вал на пяти опорах. Передний и задний концы коленчатого вала уплотнены самоподжимными резиновыми сальниками. В каждом цилиндре двигателя имеется по одному впускному и одному выпускному клапану. Поршни имеют по два компрессионных кольца и одно маслосъемное с пружиной. Поршень с шатуном соединен поршневым пальцем, запрессованным в верхнюю головку шатуна. Распределительный вал установлен на головке цилиндров в корпусе подшипников и приводится во вращение от коленчатого вала двухрядной роликовой цепью. Достоинством привода являются простота конструкции и меньшая масса по сравнению с другими видами передач. Блок цилиндров является базовой деталью двигателя и служит для установки и крепления механизмов, аппаратов и вспомогательных агрегатов двигателя. Блок отлит из специального низколегированного чугуна. Протоки для охлаждающей жидкости сделаны по всей высоте цилиндров, что улучшает охлаждение поршней и поршневых колец и уменьшает деформации блока от неравномерного нагрева. Для повышения жесткости двигателя нижняя плоскость блока опущена на 50 мм ниже оси коленчатого вала. Цилиндры блока по диаметру подразделяются на пять классов через 0,01 мм, обозначаемых буквами А, В, С, D, Е.

Классы блока цилиндров двигателя 2103
КлассДиаметр цилиндра
A76,000-76,010
B76,010-76,020
C76,020-76,030
D76,030-76,040
E76,040-76,050

Класс цилиндра указан на нижней плоскости блока против каждого цилиндра. Цилиндр и сопрягающийся с ним поршень должны иметь одинаковый класс. В нижней части блока цилиндров расположены пять опор коренных подшипников коленчатого вала с тонкостенными сталеалюминиевыми вкладышами. Подшипники имеют съемные крышки, которые крепятся к блоку самоконтрящимися болтами. Отверстия под подшипники коленчатого вала в блоке цилиндров обрабатываются в сборе с крышками. Поэтому крышки подшипников невзаимозаменяемы и для различия на наружной поверхности имеют риски. Опоры подшипников и соответствующие им крышки отсчитываются от переднего торца блока цилиндров. В задней опоре имеются гнезда для установки упорных полуколец, удерживающих коленчатый вал от осевых перемещений. Канавки, находящиеся на одной стороне полуколец, должны быть обращены к упорным поверхностям коленчатого вала. В левой части блока установлен валик привода масляного насоса, распределителя зажигания и топливного насоса. В отверстия под подшипники валика запрессованы свертные сталеалюминиевые втулки. Совместной их обработкой в блоке обеспечивается необходимая соосность подшипников. В передней части блока цилиндров имеется полость для цепного привода механизма газораспределения. Эта полость закрыта крышкой. С задней стороны к блоку цилиндров прикреплен держатель заднего сальника. В крышку и держатель установлены самоподжимные сальники.

Блок цилиндров с поршнями 2103

Блок цилиндров с поршнями 2103

С левой стороны к блоку цилиндров прикреплены масляный фильтр, топливный насос, установлена система вентиляции картера и электрический датчик давления масла. С правой стороны на блок цилиндров установлен водяной насос и генератор. В нижней части блока цилиндров с правой и левой стороны имеются приливы для установки двигателя на кронштейнах подвески. На верхней плоскости блока в передней левой ее части установлен прерыватель-распределитель. Снизу блок цилиндров закрыт стальным штампованным масляным картером. Картер имеет перегородку для успокоения масла. Между поддоном картера и блоком цилиндров установлена прокладка из пробкорезиновой смеси. Головка цилиндров общая, для четырех цилиндров, отлита из алюминиевого сплава, имеет камеры сгорания клиновидной формы. В головку запрессованы направляющие втулки клапана и седла, изготовленные из чугуна. Размеры седла впускного клапана больше размеров седла выпускного клапана. Между головкой и блоком цилиндров установлена прокладка, изготовленная из асбестового материала на металлическом каркасе, пропитанная графитом, по краям отверстий под цилиндры прокладка имеет окантовку из мягкой стали. Отверстие канала подачи масла к распределительному валу окантовано медной лентой. Головка цилиндров крепится к блоку цилиндров болтами. Сверху головка цилиндров закрыта стальной штампованной крышкой. В верхней части крышка имеет горловину для заливки масла в двигатель. Для устранения течи масла между головкой цилиндров и крышкой установлена прокладка из пробкорезиновой смеси. Крышка крепится к головке цилиндров с помощью шпилек и гаек. Для улучшения прилегания крышки к горловине под гайки установлены широкие жесткие шайбы. Двигатель в сборе со сцеплением и коробкой передач устанавливается на автомобиле на трех эластичных опорах. Опоры воспринимают как массу силового агрегата, так и нагрузки, возникающие при трогании автомобиля с места, разгоне и торможении. Двумя передними опорами двигатель крепится к поперечине передней подвески автомобиля, а задней — к поперечине задней подвески двигателя. Передние опоры имеют резиновые подушки, в которые завулканизированы стальные шайбы с болтами крепления. Для увеличения жесткости в отверстии внутри подушек находятся пружины. Для ограничения ходов применены буфера, которые представляют собой резиновый стержень с завулканизированной стальной втулкой. Подушка крепится к промежуточным пластинам, а те, в свою очередь, к кронштейнам передней опоры двигателя, кронштейны закрепляются на фланце блока цилиндров четырьмя шпильками. Задняя опора двигателя состоит из трех стальных пластин, привулканизированных к разделяющей их резине. Верхняя пластина крепится к задней крышке коробки передач, а нижние — к поперечине задней подвески двигателя. Чтобы не помялись полки поперечины при затягивании болтов крепления опоры, между полками устанавливают дистанционные втулки. Конструкция подвески силового агрегата обеспечивает минимальные колебания двигателя и устраняет передачу вибраций его на кузов.

Видео:Как подобрать поршень под рабочий цилиндрСкачать

Как подобрать поршень под рабочий цилиндр

Блок цилиндров [ править ]

Блок цилиндров с поршнями 2103

Блок цилиндров выполнен с межцентровым расстоянием — 95 мм. Диаметр цилиндра — 76,00 мм. Для цилиндра приняты межремонтные размеры — 76,40 мм и 76,80 мм. Высота блока, расстояние от центра коленчатого вала до верхней поверхности блока, составляет 215,9 мм.

Блок цилиндров ВАЗ изготавливают методом литья, используя для этого специальный высокопрочный чугун. Блок имеет четыре рабочих цилиндра. Цилиндры расположены на одной линии, в один ряд. Поверхность цилиндров формируется путем расточки тела блока и с последующей специальной шлифовкой — хонинговкой. Обработанную внутреннюю поверхность цилиндра называют – зеркалом цилиндра.

По результатам окончательной обработки, в зависимости от погрешности изготовления, каждому цилиндру присваивается один из пяти классов: А, В, С, D, Е. Разница размеров между классами составляет – 0,01мм. На нижней плоскости блока, напротив с каждого цилиндра, клеймом наносится маркировка класса цилиндра.

Блок имеет внутренние полости, которые образуют так называемую рубашку охлаждения. При работающем двигателе, в рубашке осуществляется циркуляция охлаждающей жидкости – обеспечивая отвод тепла. При данной конструкции, диаметр цилиндров и межцилиндровое расстояние позволяют иметь полости рубашки охлаждения между соседними цилиндрами. В своем развитии, конструкция «классического» блока претерпевала изменения в основном за счет увеличения диаметра цилиндров. Диаметр в 82,00 мм является предельным, для обеспечения прочностных характеристик, при сохранении полостей рубашки между цилиндрами. Для установки коленчатого вала, в конструкции предусмотренно пять опор. Опоры служат основанием для коренных подшипников(коренные вкладыши). Фиксация коленвала и коренных вкладышей обеспечивается крышками коренных подшипников. Для обеспечения точности, крышки коренных подшипников растачиваются совместно с блоком цилиндров.

При сборке, каждая крышка, должна устанавливаться на опору, с которой она совместно обрабатывалась. Для выполнения этих требований, каждая крышка , имеет специальные метки в виде рисок. Они позволяют установить соответствие крышки той или иной опоре. Нумерация опор осуществляется от передней стенки блока. Кроме того на крышках выбит технологический номер блока цилиндров, с которым они совместно обрабатывались. Такой же номер выбит на нижней поверхности блока в плоскости разъема. Дополнительной страховкой от ошибочной установки, служат отверстия в крышке коренного подшипника. Их не симметричное расположение не позволит провести неправильную установку. Крышки крепятся к опорам специальными самоконтрящимися болтами.

На задней, пятой, опоре имеются специальные выборки, предназначенные для установки упорных полуколец. Полукольца позволяют ограничить осевое смещение коленчатого вала. Максимально допустимой величиной осевого зазора считается величина — 0,35 мм. При увеличении зазора необходимо установить новые полукольца. Если после этого зазор все еще остается больше допустимого – требуется установка ремонтных полуколец с толщиной увеличенной на 0,127 мм. При установке, необходимо , чтобы поверхность полукольца, на которой имеются смазочные канавки, была обращена к стороне упорных поверхностей коленчатого вала.

Высота блока двигателя ВАЗ 2103 — 215,9 мм.

Видео:Капремонт двигателя 2103. Подготовка блока цилиндров. 4 часть.Скачать

Капремонт двигателя 2103. Подготовка блока цилиндров. 4 часть.

Головка блока цилиндров [ править ]

Головка блоков цилиндров двигателя имеет маркировку 21011-1005011-10, отливается из алюминиевого сплава и является общей для всех цилиндров. Высота головки — 112,5 мм, камера сгорания размером 79х51 мм и объемом 33,2 см куб. Внутри камеры имеется фрезерованная ступенька высотой 2 мм.

Блок цилиндров с поршнями 2103

Видео:День 3. В чем просчет? Где ошибки для конфига на 213/23 блок. Не доход поршня до верха 2ммСкачать

День 3. В чем просчет? Где ошибки для конфига на 213/23 блок. Не доход поршня до верха 2мм

Коленчатый вал [ править ]

Блок цилиндров с поршнями 2103

Коленчатый вал отлит из чугуна, имеет пять опорных (коренных) шеек. Массы шатунных шеек уравновешены противовесами. Масло для смазки шатунных подшипников подводится по сверлёным каналам, соединяющим шатунные и коренные шейки. Каналы закрыты колпачковыми заглушками. В заднем конце коленчатого вала имеется гнездо для установки подшипника ведущего вала коробки передач. На двигатель ВАЗ-2103 также устанавливается коленчатый вал модели 21213. Он взаимозаменяем с коленчатым валом модели 2103, но обладает улучшенными механическими характеристиками.

Видео:Дефектовка и закупка запчастей. Ремонт мотора ВАЗ 2103. 2 частьСкачать

Дефектовка и закупка запчастей. Ремонт мотора ВАЗ 2103.  2 часть

Подшипники коленчатого вала [ править ]

Вкладыши коренного подшипника коленчатого вала — тонкостенные, биметаллические, сталеалюминиевые. Вкладыши каждого подшипника состоят из двух одинаковых половинок. От провертывания они удерживаются выступами, входящими в соответствующие пазы шатунного или коренного подшипника. Вкладыши первого, второго, четвертого и пятого коренных подшипников имеют на внутренней поверхности выточку. Они одинаковы и взаимозаменяемы. Вкладыш центрального (третьего) коренного подшипника отличается от остальных вкладышей отсутствием выточки на внутренней поверхности и большей шириной. При ремонте двигателя на вкладышах не производится никаких подгоночных операций. При задирах, рисках или отклонениях необходимо заменить вкладыши. Толщины номинальных и ремонтных вкладышей приведены в таблице.

Толщина вкладышей коренных подшипников, мм
НоминальнаяУвеличенная (ремонтная)
0,250,500,751,00
1,8241,9492,0742,1992,324
1,8311,9562,0812,2062,331

Зазор между шейкой коленчатого вала и вкладышем определяется расчетом. Для этого необходимо измерить диаметр коренной шейки, постели под вкладышем и толщину вкладыша. Номинальный расчетный зазор составляет 0,050–0,095 мм. Если зазор меньше предельного (0,15 мм), то можно снова использовать эти вкладыши.

Видео:Наборка блока двигателя. Ремонт мотора ВАЗ 2103. 3 часть.Скачать

Наборка блока двигателя.  Ремонт мотора ВАЗ 2103.  3 часть.

Маховик [ править ]

Маховик отлит из чугуна и имеет напрессованный стальной зубчатый обод с закаленными зубьями для пуска двигателя стартером. Маховик крепится к фланцу коленчатого вала шестью болтами, под которые устанавливается шайба. Центрируется маховик по наружному диаметру подшипника ведущего вала коробки передач. При установке маховика на коленчатый вал необходимо, чтобы метка (конусообразная лунка) около зубчатого обода маховика и ось шатунной шейки первого цилиндра находились в одной плоскости и по одну сторону от оси коленчатого вала.

Блок цилиндров с поршнями 2103

Видео:Сборка двигателя ВАЗ 2103 (он застучал) Показал Свои ХитростиСкачать

Сборка двигателя ВАЗ 2103 (он застучал) Показал Свои Хитрости

Поршневая группа [ править ]

Двигатель комплектуется поршнями и пальцами модели ВАЗ-2101.

Поршень изготавливается из алюминиевого сплава. Его масса — 1680 г. Наружная поверхность покрывается слоем олова для улучшения прирабатываемости. Выемка на днище поршня отсутствует. Поршень должен подбираться того же класса, что и класс цилиндра. Для отверстия под поршневой палец определены три категории точности размеров. Маркировка на днище поршня позволяет определить принадлежность его к определенному классу (буква) и категории отверстия пальца (цифра).

Поршневые кольца, устанавливаемые на двигатель, имеют маркировку комплекта — 2101-1000100-10, под нормальный размер 76 мм. Поршневые кольца изготовлены из чугуна. Верхнее компрессионное кольцо имеет бочкообразную хромированную наружную поверхность. Нижнее компрессионное кольцо скребкового типа, подвергнуто упрочнению путем фосфатирования. Маслосъемное кольцо для поршневой ВАЗ-2103 выполнено не хромированным. Маслосъемное кольцо укомплектовывается пружиной-расширителем. На вазовских кольцах пружина навита с переменным шагом и подвергнута шлифовке по торцам и наружному диаметру.

Блок цилиндров с поршнями 2103

Блок цилиндров с поршнями 2103

Блок цилиндров с поршнями 2103

Номинальные размеры поршня
Условное обозначениеНазваниеЗначение, мм
Dдиаметр цилиндра76
Hкомпрессионная высота37,9
Lвысота поршня76,9
dдиаметр отверстия под палец22
eэксцентриситет2
Bглубина камеры сгорания0
B0диаметр камеры сгорания
fглубина выемки под клапан0

Юбка поршня в поперечном сечении овальная, а по высоте коническая. Поэтому измерять диаметр поршня необходимо только в плоскости, перпендикулярной поршневому пальцу и на расстоянии 52,4 мм от днища поршня. Отверстие под поршневой палец смещено от оси симметрии на 2 мм в правую сторону двигателя. Поэтому для правильной установки поршня в цилиндр около отверстия под поршневой палец имеется метка «П», которая должна быть обращена в сторону передней части двигателя.

Поршни ремонтных размеров с 1986 г. для всех моделей двигателей изготавливаются с увеличенным на 0,4 и 0,8 мм наружным диаметром. До 1986 г. для ВАЗ-2101 выпускались поршни ремонтных размеров с увеличением на 0,2, 0,4 и 0,6 мм.

Видео:Коленвал 2103 в блок 2101Скачать

Коленвал 2103 в блок 2101

Шатун [ править ]

На двигатель ВАЗ-2103 устанавливается шатун модели 2101, масса которого — 700. 730 граммов, длина — 136 мм. Шатун – стальной, кованый, с разъемной нижней головкой, в которую устанавливаются вкладыши шатунного подшипника.

Каждому шатуну соответствует своя крышка шатуна, совместно с которой он обрабатывался. Чтобы исключить ошибки при сборке, на шатуне и крышке шатуна присутствует клеймо номера цилиндра, в который они устанавливаются.

Блок цилиндров с поршнями 2103

Видео:Двигатель ВАЗ 2103 после 400.000кмСкачать

Двигатель ВАЗ 2103 после 400.000км

Подшипники шатуна [ править ]

Вкладыши каждого подшипника состоят из двух одинаковых половинок. От провёртывания они удерживаются выступами, входящими в соответствующие пазы шатунного или коренного подшипника.

Номинальная толщина вкладышей шатунных подшипников 1,730-0,007 мм. Вкладыши ремонтных размеров поставляются под шейки коленчатого вала, уменьшенные по диаметру на 0,25; 0,50; 0,75; 1,00 мм. Толщина ремонтных вкладышей шатунных подшипников равна 1,855-0,007; 1,980-0,007; 2,105-0,007; 2,230-0,007 мм.

Видео:Расточка блока ВАЗ 2103Скачать

Расточка блока ВАЗ 2103

Шатунно-поршневая группа [ править ]

Видео:Расточка блока цилиндров ВАЗСкачать

Расточка блока цилиндров ВАЗ

Газораспределительный механизм [ править ]

К деталям газораспределительного механизма относятся:

  • Распределительный вал с деталями привода;
  • Клапаны и направляющие втулки;
  • Пружины с деталями крепления;
  • Рычаги привода клапанов.

Распределительный вал [ править ]

Двигатель ВАЗ 2103 комплектуется чугунным распределительным валом 2101-1006010-20 с закаленными токами высокой частоты трущимися поверхностями кулачков. Отличительной особенностью вала является одна необработанная шейка, имеющая форму правильного шестигранника. Расположена она между кулачками второго цилиндра.

Блок цилиндров с поршнями 2103

Для привода ГРМ используется двухрядная втулочно-роликовая цепь 2103-1006040 в 116 звеньев. Для привода генератора и водяного насоса применяется клиновый ремень длиной 944мм. с сечением (10х8).

Блок цилиндров с поршнями 2103

В остальном конструкция газораспределительного механизма совпадает с конструкцией ГРМ двигателя ВАЗ 2101.

Клапаны [ править ]

Головка впускного клапана имеет больший диаметр для лучшего наполнения цилиндра, а рабочая фаска выпускного клапана, работающая при высоких температурах в агрессивной среде выпускных газов, имеет наплавку из жаростойкого сплава.

Выпускной клапан выполнен составным: стержень из хромоникельмолибденовой стали с лучшей износостойкостью на трение и теплопроводностью для отвода теплоты от головки клапана к его направляющей втулке, а головка — из жаропрочной хромоникельмарганцовистой стали. Впускной клапан изготовлен из хромоникельмолибденовой стали.

Впускные и выпуск­ные клапаны расположены в головке блока в один ряд под углом 20º к вертикальной оси цилиндров.

Оба клапана азотированы, торцы их стержней (на которые опираются рычаги) закалены по твердости HRс = 55 на глубину 1,5 . 3 мм. В верхней части стержней имеются кольцевые канавки для помещения выступов сухарей. Номинальный диаметр стержней кла­панов 8 мм. Головки клапанов — плоские с углом рабочей фаски 45º30′±5′. Наружные диаметры головок клапанов: впускного — 37 мм, выпускного — 31,5 мм.

Направляющие втулки клапанов [ править ]

Стержни клапанов перемещаются в чугунных направляющих втулках, запрессованных в головку блока цилиндров. Окончатель­ная обработка отверстий втулок выполнена после их запрессовки с высокой точностью.

Для лучшего уплотнения между втулками и стержнями клапа­нов поверхность отверстии втулок имеет резьбу специального про­филя, выполняющую функцию лабиринтного уплотнения. Шаг этой резьбы 1,5 мм. глубина канавки трапецеидального профиля около 0,25 мм. У втулок впускных клапанов резьба имеется только в верх­ней части, а у втулок выпускных клапанов — по всей длине.

На наружной части втулок прорезана кольцевая канавка, в которую устанавливается стопорное кольцо, ограничивающее их перемещение при запрессовке. От попадания в нее избытка масла через зазор между стержнем клапана и отверстием втулки служат маслоотражательные колпачки-сальники, надеваемые на верхнюю часть втулки с натягом и охватывающие стержень клапана. Колпачки изготовлены из специальной термостойкой резины.

Пружины клапанов [ править ]

Каждый клапан снабжен двумя пружинами. Наружная и внутренняя пружины прижимают клапан к седлу и не позволяют ему отрываться от рычага привода. Пружины нижними концами опираются на две опорные шайбы. Верхняя опорная тарелка пружин удерживается на стержне клапана двумя сухарями, имеющими в сложенном виде форму усеченного конуса.

Рычаги привода клапанов [ править ]

Рычаги передают усилие от кулачка распределительного вала клапану. Рычаг одним концом опирается на сферическую головку регулировочного болта, а другим, имеющим специальную канавку для удержания рычага на клапане, на его торец. Регулировочный болт ввернут во втулку, которая, в свою очередь, ввернута в головку цилиндров. Регулировочный болт стопорится контргайкой.

С 1982 по 1984 г рычаги изготавливали из стали 40Х, распределительные валы азотировали для повышения износостойкости вместо закалки токами высокой частоты. С 1985 устанавливаются распределительные валы с отбелом кулачков. Эти валы имеют отличительный шестигранный поясок между З-м и 4-м кулачками.

Видео:Расточка блока цилиндров двигателя ВАЗ. Сколько можно точить блок?Скачать

Расточка блока цилиндров двигателя ВАЗ. Сколько можно точить блок?

Системы двигателя [ править ]

Видео:Гильзовка блока цилиндров ВАЗ-2103Скачать

Гильзовка блока цилиндров ВАЗ-2103

Система зажигания [ править ]

На автомобилях ВАЗ-2103 применяется обычная контактная система зажигания, у которой цепь питания первичной обмотки катушки зажигания 3 разрывается контактами прерывателя, расположенного в распределителе зажигания 2.

Порядок зажигания в цилиндрах 1-3-4-2. Установочный начальный угол опережения зажигания 3-5° для двигателей 2103 и 2106 и 5-7° для двигателей 2101 и 21011.

Блок цилиндров с поршнями 2103

Выключатель зажигания [ править ]

Выключатель зажигания установлен на кронштейне вала рулевого управления, состоит из корпуса с замком и противоугонным устройством и контактной части. Принцип действия устройства заключается в том, что после вынимания из замка ключа, установленного в положение III (Стоянка), запорный стержень замка выдвигается, входит в паз вала руля и блокирует его.

Свечи зажигания [ править ]

На двигателе ВАЗ 2103 используются свечи зажиганив А17-ДВ или FE65P для контактной системы зажигания. Свечи типа А17ДВР, или FE65PR, или FE65CPR для бесконтактно-транзисторной системы зажигания. Последние свечи отличаются от А17ДВ и FE65P более толстыми электродами и зазором между ними 0,7-0,8 мм вместо 0,5-0,6 мм, а также наличием встроенного помехоподавительного резистора 4-10 кОм.

Блок цилиндров с поршнями 2103

19. Изолятор свечи зажигания;

25. Боковой электрод свечи зажигания;

Катушка зажигания [ править ]

В классической системе зажигания применяются катушки зажигания Б117А, а в бесконтактной — 27.3705, различающиеся данными обмоток и некоторыми деталями. Катушка представляет собой трансформатор с двумя обмотками: первичной 4 и вторичной 5, и служит для преобразования тока низкого напряжения (12 В) в ток высокого напряжения (11- 20кВ) для пробоя воздушного зазора между электродами свечей зажигания.

Блок цилиндров с поршнями 2103

Распределитель зажигания [ править ]

Распределитель зажигания 30.3706 служит для прерывания тока в цепи низкого напряжения катушки зажигания и распределения импульсов высокого напряжения по свечам зажигания. Распределитель зажигания установлен в левой передней части двигателя и приводится во вращение от винтовой зубчатой шестерни. Прерыватель состоит из кулачка 51 с четырьмя выступами и стойки 54 с контактами, которые кулачок размыкает при вращении. К верхнему концу втулки кулачка припаяна опорная пластина 38 центробежного регулятора опережения зажигания с грузиками 49. Сбоку к корпусу распределителя прикреплен вакуумный регулятор, состоящий из корпуса 31 с крышкой 33, между которыми зажата гибкая диафрагма 32. К диафрагме крепится тяга 36, связанная с подвижной пластиной 56 прерывателя. Распределитель состоит из ротора 39 и электродов, установленных в пластмассовой крышке 41. На роторе приклепаны центральный 44 и наружный 46 контакты ротора, между которыми в углублении находится помехоподавительный резистор 45. В центральный контакт ротора упирается подпружиненный угольный электрод 43.

Блок цилиндров с поршнями 2103

Датчик-распределитель зажигания [ править ]

Датчик распределения зажигания 37.3706 применяется в бесконтактной системе зажигания. От распределителя зажигания 30.3706 он отличается только тем, что вместо прерывателя на подвижной пластине установлен бесконтактный датчик, а к опорной пластине 38 снизу прикреплен цилиндрический стальной экран с четырьмя прорезями. Бесконтактный датчик работает на основе эффекта Холла и состоит из полупроводниковой пластинки с интегральной микросхемой и постоянного магнита. Между ними имеется зазор, через который проходит стальной экран. Когда в зазоре находится тело экрана, то магнитные силовые линии замыкаются через экран и на пластинку не действуют. Если же в зазоре находится прорезь экрана, то на пластинку полупроводника действуют магнитное поле и с нее снимается разность потенциалов. Микросхема, встроенная в датчик, преобразует эту разность потенциалов в импульсы напряжения.

Коммутатор [ править ]

Электронный коммутатор применяется в бесконтактной системе зажигания для прерывания тока в первичной цепи катушки зажигания по сигналам бесконтактного датчика. Могут применяться взаимозаменяемые коммутаторы различных марок: 3620.3734, HIM-52, ВАТ10.2 или PZE4020. Величина импульсов тока составляет 8-9 А. Предусмотрено автоматическое отключение тока через катушку зажигания через 2-5 сек при неработающем двигателе, но включенном зажигании.

Видео:как замерить выработку поршня и цилиндраСкачать

как замерить выработку поршня и цилиндра

Система охлаждения [ править ]

Система охлаждения — жидкостная, закрытого типа, с принудительной циркуляцией, с полупрозрачным расширительным бачком. Имеет неразборный термостат, радиатор, электровентилятор, насос охлаждающей жидкости с приводом клиновидным ремнем от шкива коленчатого вала, трубопроводы, шланги и сливные пробки. В систему охлаждения подключен радиатор отопителя салона.

Система охлаждения двигателя ВАЗ Система охлаждения заполняется жидкостью Тосол А-40, не замерзающей до минус 40°С и исключающей образование накипи. Плотность охлаждающей жидкости Тосол А-40 — 1,078-1,085 г/см 3 .

Вместимость системы охлаждения 9,6 л, включая отопитель салона. Уровень жидкости на холодном двигателе должен быть на 3-4 см выше риски «MIN» на расширительном бачке.

Температура жидкости в системе прогретого двигателя при температуре окружающего воздуха 20-30°С с полной нагрузкой и при движении автомобиля со скоростью 90 км/ч должна быть не более 95°С. Для контроля температуры имеется датчик, ввернутый в рубашку охлаждения головки цилиндров. Указатель температуры жидкости установлен на шитке приборов в салоне.

Устройство системы охлаждения показано на рис. 8. Работа системы заключается в поддержании температурного режима двигателя — 80-94°С.

Насос охлаждающей жидкости [ править ]

Насос центробежного типа. Корпус 1 и крышка 6 изготовлены из сплава алюминия. В двухрядном шариковом подшипнике 2, стопоренном винтом 5, установлен валик 7 насоса, выполняющий роль внутренней обоймы подшипника. Смазочным материалом подшипник заполняется только при сборке и в дальнейшем не смазывается. На передний конец валика 7 напрессована ступица 4 шкива 3 привода насоса, на задний конец — крыльчатка 9 насоса. К торцу крыльчатки, закаленной токами высокой частоты на глубину 2-3 мм, прижимается уплотнительное кольцо сальника 8, изготовленное из графитовой композиции. Неразборный сальник 8 запрессован в крышку насоса.

Электровентилятор [ править ]

Устанавливается в сборе на трех резиновых втулках и крепится гайками на шпильках кожуха 5. Четырехлопастная крыльчатка 3 изготавливается из пластмассы и закреплена на валу электродвигателя 4 гайкой. Для лучшей эффективности работы крыльчатка помещена в кожухе 5, который крепится на кронштейнах радиатора в четырех точках. Лопасти крыльчатки имеют переменный по радиусу угол установки и для уменьшения шума переменный шаг по ступице.

Включение и выключение электровентилятора осуществляется в зависимости от температуры охлаждающей жидкости датчиком 6 типа ТМ-108, ввернутым в нижний бачок радиатора 1 с левой стороны.

На двигателях в вариантных исполнениях могут устанавливаться механические вентиляторы, крыльчатка которых крепится к ступице 4 шкива 3 привода насоса.

Радиатор и расширительный бачок [ править ]

Радиатор 1 устанавливается на две резиновые опоры (подушки) и крепится к передку кузова четырьмя болтами. Он состоит из верхнего и нижнего штампованных латунных бачков, двух рядов латунных трубок и охлаждающих пластин. Бачки имеют подводящий и отводящий патрубки, нижний бачок — сливную пробку 7. Заливная горловина закрывается пробкой 2 радиатора. Патрубок заливной горловины через впускной и выпускной клапаны пробки радиатора соединяется шлангом с расширительным пластмассовым бачком. Впускной клапан не прижат к прокладке (зазор 0,5-1,1 мм) и допускает впуск и выпуск охлаждающей жидкости.

На работающем двигателе при резком повышении температуры или закипании жидкости пропускная способность через впускной клапан становится недостаточной и под воздействием возросшего перепада давлений впускной клапан закрывается, разобщая систему охлаждения с расширительным бачком. Давление в системе повышается, обеспечивая более лучшую теплоотдачу через радиатор. При нарастании давления до 0,05 МПа выпускной клапан открывается и охлаждающая жидкость выпускается в расширительный бачок. Температура жидкости при этом будет 118- 120°С. Избыток пара выходит в атмосферу через резиновый клапан пробки расширительного бачка, срабатывающий при давлении, близком к атмосферному. Давление, при котором открывается выпускной клапан с 1983 г. было повышено до 0,08 МПа (0,8 кгс/см 2 ).

Термостат [ править ]

Ускоряет прогрев двигателя и поддерживает оптимальный тепловой режим работы. Состоит из корпуса 7 и крышки 10, которые завальцованы вместе с седлом 14 основного клапана 5, поджимаемого пружиной 13. Термостат имеет три патрубка: входной патрубок 4 входа охлажденной жидкости из радиатора, входной патрубок 8 входа горячей жидкости из рубашки охлаждения двигателя и выходной патрубок 9 подачи жидкости в насос системы. Основной клапан 5, прижатый к седлу 14, запрессован в стакан 2, в котором завальцована резиновая вставка 3. В резиновой вставке находится стальной полированный поршень 11, закрепленный на неподвижном держателе 15. Между стенками стакана и резиновой вставкой имеется твердый термочувствительный наполнитель 1. На основном клапане закреплены две стойки, на которых установлен перепускной клапан 6, поджимаемый пружиной 12.

При работе двигателя, когда температура охлаждающей жидкости ниже 80°С, основной клапан термостата, поджимаемый пружиной 13, закрыт, а перепускной 6 открыт (величины температур указаны на донышке термостата). Охлаждающая жидкость циркулирует по малому кругу, минуя радиатор: из рубашки охлаждения двигателя в патрубок 8 термостата, через перепускной клапан 6 и патрубок 9 всасывается насосом и вновь подается в рубашку охлаждения, обеспечивая быстрый прогрев двигателя.

Если температура жидкости становится выше 94°С, термочувствительный наполнитель термостата расширяется и за счет сжатия резиновой вставки 3 поршень 11 выдвигается. При этом основной клапан 5 будет полностью открыт, а перепускной 6 закрыт. Охлаждающая жидкость начинает циркулировать по большому кругу: из рубашки охлаждения двигателя в радиатор, из него по шлангу в патрубок 4 термостата, через основной клапан в патрубок 9 и далее насосом вновь возвращается в рубашку охлаждения. В радиаторе жидкость охлаждается потоком воздуха, создаваемым электровентилятором, который при понижении температуры жидкости отключается автоматически.

В пределах температур 80-94°С охлаждающая жидкость циркулирует по обоим кругам, так как клапаны термостата находятся в промежуточном положении. Увеличение степени открытия основного клапана обеспечивает постепенное увеличение количества охлажденной в радиаторе жидкости по отношению к более горячей, чем поддерживается наилучший тепловой режим работы двигателя.

Видео:Можно ли точить блок 2106 на 82 мм.Скачать

Можно ли точить блок 2106 на 82 мм.

Система смазки [ править ]

Система смазки комбинированная — под давлением и разбрызгиванием. Нормальное давление масла в системе при температуре 85°С и частоте вращения коленчатого вала 5600 мин-1 — 3,5-4,5 кгс/см2. Минимальное давление при минимальной частоте вращения коленчатого вала (850-900 мин-1) должно быть не менее 0,5 кгс/см2. Вместимость системы, включая масло в масляном фильтре, составляет 3,75 л.

Система смазки двигателя ВАЗ В систему смазки входят масляный картер 2, указатель уровня масла 23, масляный насос 1, приемный патрубок насоса с мелкой фильтрующей сеткой, полнопоточный масляный фильтр 24, редукционный клапан, указатель давления масла, датчики 20 давления масла и контрольной лампы недостаточного давления масла в системе, каналы подвода масла.

Под давлением смазываются подшипники коленчатого и распределительного валов, подшипники вала привода вспомогательных агрегатов, подшипник шестерни привода масляного насоса и распределителя зажигания, а разбрызгиванием — стенки цилиндров, поршни с поршневыми кольцами, поршневые пальцы в бобышках поршня, цепь привода распределительного вала, опоры рычагов привода клапанов и стержни клапанов в направляющих втулках.

Циркуляцию масла в системе обеспечивает масляный насос, который засасывает масло из картера и по каналу 3 в блоке цилиндров подает его в полнопоточный фильтр 24. Выходя из фильтра, очищенное масло через главную масляную магистраль 19 и каналы 21 в блоке цилиндров поступает к коренным подшипникам и подшипникам вала привода вспомогательных агрегатов. От коренных подшипников масло через внутренние каналы 22 в коленчатом валу поступает к шатунным подшипникам. Часть масла через отверстия в нижних головках шатунов разбрызгивается и смазывает цилиндры и детали поршневой группы двигателя. Через каналы 17 и 18 в блоке и головке цилиндров, далее через магистральный канал 13 в распределительном валу масло подается к подшипникам и кулачкам вала. Цепь привода распределительного вала смазывается маслом, выходящим из передних опор распределительного вала и вала привода вспомогательных агрегатов.

Датчик давления масла и датчик контрольной лампы недостаточного давления установлены на блоке цилиндров и соединены с главной масляной магистралью. Контрольная лампа зажигается в момент пуска двигателя, когда недостаточно давление масла, и должна гаснуть при работающем двигателе. В отдельных случаях при нагретом масле лампа может гореть, когда двигатель работает на малых частотах вращения коленчатого вала при холостом ходе.

Масляный насос [ править ]

Насос шестеренчатый, с маслоприемником и редукционным клапаном в крышке, располагается в картере двигателя и крепится двумя болтами к блоку цилиндров.

В корпусе насоса установлены шестерни: ведущая — неподвижно на валике насоса и ведомая — свободно на оси, запрессованной в корпус. Привод насоса осуществляется цепной передачей от звездочки коленчатого вала на звездочку вала привода вспомогательных агрегатов, который установлен в блоке цилиндров в сталеалюминиевых втулках. Валик имеет винтовую шестерню, находящуюся в зацеплении с шестерней привода масляного насоса и распределителя зажигания, которая вращается в металлокерамической втулке. На последних выпусках автомобилей валик привода вспомогательных агрегатов устанавливается также в металлокерамических втулках.

Масляный фильтр [ править ]

Фильтр полнопоточный, неразборный, навертывается на штуцер блока цилиндров и соединяется каналами с масляным насосом и главной масляной магистралью. Для его снятия используется приспособление А.60312. При установке фильтр рекомендуется завертывать вручную без помощи приспособления. В стальном корпусе фильтра установлен фильтрующий элемент из специального картона. Фильтр имеет противодренажный и перепускной клапаны. Противодренажный клапан не позволяет стекать маслу из системы при остановке двигателя, перепускной — перепускает масло при засорении фильтрующего элемента из насоса в главную масляную магистраль.

Вентиляция картера двигателя

Вентиляция принудительная, закрытая, не допускающая выделения картерных газов в атмосферу. Осуществляется за счет разрежения в цилиндрах двигателя и включает в себя шланг 4 , маслоотделитель 2, вытяжной коллектор 6, размещенный снизу воздушного фильтра.

Картерные газы при работе двигателя отсасываются в вытяжной коллектор через маслоотделитель 2 с крышкой 3, где масло отделяется и стекает вниз по трубке 1. В шланге 4 установлен пламегаситель 5, не допускающий прорыва пламени в картер при «хлопках» в карбюратор. Из вытяжного коллектора газы далее могут проходить двумя путями: в воздушный фильтр, минуя фильтрующий элемент 7, и через карбюратор в цилиндры двигателя с горючей смесью, а также через шланг 8 в золотниковое устройство карбюратора и далее в задроссельное пространство карбюратора. Золотниковое устройство регулирует режим отсоса картерных газов при различной частоте вращения коленчатого вала и состоит из золотника 10 на оси 9 дроссельной заслонки первой камеры и калиброванного отверстия 12. Золотник имеет канавку 11.

При малой частоте вращения коленчатого вала (при закрытых дроссельных заслонках) разрежение на входе в карбюратор незначительное, и основная масса газов отсасывается по шлангу 8 через калиброванное отверстие 12 в задроссельное пространство карбюратора. Калиброванное отверстие ограничивает количество отсасываемых газов, и вентиляция оказывает малое влияние на величину разрежения за дроссельной заслонкой.

С повышением частоты вращения коленчатого вала при открывании дроссельной заслонки золотник 10 поворачивается и открывает дополнительный путь для газов по канавке 11. Газы отсасываются как по шлангу 8, так и в воздушный фильтр. Общее количество отсасываемых газов увеличивается.

При высокой частоте вращения коленчатого вала (дроссельные заслонки открыты) основная масса газов отсасывается в воздушный фильтр в пространство за фильтрующим элементом.

Видео:Расточка блока двигателя Ваз 2106Скачать

Расточка блока двигателя Ваз 2106

Система топливоподачи [ править ]

Система питания состоит из приборов, обеспечивающих подачу топлива, воздуха, приготовление горючей смеси и выпуска отработавших газов. К приборам подачи топлива относятся топливный бак, топливный насос 1, топливопроводы 4 и 11 и шланги. Подача воздуха в цилиндры двигателя осуществляется через воздушный фильтр, карбюратор 3 и впускную трубу. Отработавшие газы выбрасываются в атмосферу через выпускной коллектор, В последующие годы на шлангах перед топливным насосом 1 стали устанавливать неразборный топливный фильтр тонкой очистки топлива.

Топливный бак [ править ]

Бак штампованный, сваренный из двух стальных листов. Для повышения коррозионной стойкости бак освинцован. Бак устанавливается в багажном отделении с правой стороны автомобиля и крепится двумя хомутами 10 с помощью стяжного болта. Топливный бак через патрубок соединяется вентиляционной трубкой 7 с атмосферой. Топливо, находящееся в этой трубке, уменьшает испарение бензина из бака. Сверху топливный бак имеет датчик 5 указателя уровня топлива и контрольной лампы резерва топлива, который крепится к баку через прокладку в сборке с топливоприемной трубкой, имеющей сетчатый фильтр.

Топливный насос [ править ]

Насос диафрагменного типа, с механическим приводом от эксцентрика валика привода вспомогательных агрегатов, с рычагом ручной подкачки. Производительность насоса 60 л/ч при частоте вращения валика 2000 мин -1 . Между насосом и блоком цилиндров устанавливаются теплоизоляционная проставка и регулировочные прокладки.

Топливный насос состоит из нижнего корпуса 13 с рычагами привода, верхнего корпуса 3 с клапанами и патрубками, диафрагменного узла и крышки 5. Между корпусами 3 и 13 устанавливаются три диафрагмы: две верхние рабочие для подачи топлива; нижняя предохранительная для предотвращения попадания топлива в картер двигателя при повреждениях рабочих диафрагм. Между рабочими и предохранительной диафрагмами располагаются наружная 15 и внутренняя 14 прокладки. Наружная прокладка имеет отверстие для выхода топлива наружу при повреждениях рабочих диафрагм. Диафрагмы с тарелками устанавливаются на шток 7 и крепятся сверху гайкой. На штоке под диафрагмами находится сжатая пружина. Шток 7 Т-образным хвостовиком вставляется в прорезь балансира 11, который позволяет, не разбирая, снимать узел диафрагм.

В нижнем корпусе имеются рычаги подкачки топлива: ручной 8 и механической 12. При освобождении рычагов 8 и 12 пружины возвращают их в исходное положение. В верхнем корпусе устанавливаются всасывающий 6 и нагнетательный 16 текстолитовые клапаны, которые пружинами прижимаются к латунным седлам. Сверху насоса центральным болтом крепится крышка 5. Между крышкой и верхним корпусом 3 располагается пластмассовый сетчатый фильтр 2. В верхний корпус запрессованы нагнетательный 1 и всасывающий 4 патрубки насоса.

При работе двигателя эксцентрик валика привода вспомогательных агрегатов через толкатель, расположенный в теплоизоляционной проставке, воздействует на рычаг 12 и поворачивает балансир 11, который оттягивает вниз за шток 7 диафрагмы насоса. При этом пружина диафрагмы сжимается, диафрагмы создают разрежение в рабочей полости над диафрагмами, в результате которого топливо через всасывающий клапан 6 заполняет рабочую полость. При сбеге эксцентрика с толкателя освобождаются рычаг 12, балансир 11 и шток с диафрагмами. Диафрагмы под действием сжатой пружины создают давление в рабочей полости, всасывающий клапан закрывается, а топливо через нагнетательный клапан 16 подается в поплавковую камеру карбюратора. При небольшом расходе топлива двигателем ход диафрагм будет неполным, поэтому ход рычага 12 с балансиром 11 частично будет холостым.

При ручной подкачке топлива нажимают на рычаг 8, кулачок 10 действует при этом на балансир и оттягивает диафрагмы — происходит всасывание топлива в рабочую полость. При отпускании рычага 8 пружина 9 возвращает рычаг и кулачок в исходное положение, а диафрагмы нагнетают топливо в карбюратор.

Топливопроводы 4 и 11 изготавливаются из стальных освинцованных или оцинкованных трубок, которые соединяются с топливным насосом 1, с баком и между собой резиновыми шлангами в тканевой оплетке и закрепляются хомутами. Топливный насос с карбюратором соединяется резиновым шлангом 2.

Воздушный фильтр [ править ]

Фильтр сухого типа со сменным фильтрующим элементом. Состоит из корпуса, крышки и фильтрующего элемента. Корпус фильтра устанавливается на четыре шпильки карбюратора, уплотняется резиновой прокладкой и закрепляется самоконтрящимися гайками. Корпус и крышка отштампованы из стали толщиной 0,8 мм и окрашены черной грунтовкой ФЛ-093. Крышка крепится к корпусу тремя гайками. Герметичность между ними обеспечивается уплотнительной прокладкой из пенополиуретана, приклеенной к крышке клеем 88НП-35.

Фильтрующий элемент изготавливается из специального картона, на который одевается элемент из синтетической ваты для предварительной очистки воздуха (предочиститель), увеличивающий пылеемкость фильтра, устанавливается в корпус и герметично прижимается крышкой. Корпус имеет патрубок для забора холодного воздуха в летний период и патрубок для забора воздуха, подогретого выпускным коллектором в зимний период и всасываемого через гофрированный шланг. В зависимости от времени эксплуатации крышка воздушного фильтра переставляется в нужное положение. С нижней стороны корпуса фильтра приварен вытяжной коллектор с патрубком для подвода картерных газов.

Видео:Теория ДВС: ВАЗ-2103 доработка ГБЦСкачать

Теория ДВС: ВАЗ-2103 доработка ГБЦ

Система пуска [ править ]

Блок цилиндров с поршнями 2103

Надежным пуск двигателя возможен только в том случае, если его коленчатый вал разовьет не менее 60—80 мин -1 .

Примененный на автомобиле электрический стартер имеет электромагнитное включение, дистанционное управление и развивает мощность, достаточную для проворачивания коленчатого вала двигателя даже при низких (до —25° С) температурах с пусковым числом оборотов.

Стартер установлен на двигателе в его нижней правой части и крепится фланцем к картеру сцепления с помощью трех шпилек и гаек.

Техническая характеристика стартера:

Электрическая схема стартера приведена на рис. 1, а его характеристика на рис. 2.

Блок цилиндров с поршнями 2103

Стартер снабжен четырьмя полюсами, на которых расположены катушки возбуждения. Его якорь (рис. 5) вращается в двух подшипниках скольжения, установленных в передней (со стороны привода) и задней крышках (рис. 4), прикрепленных к корпусу двумя стяжными болтами.

Блок цилиндров с поршнями 2103

На задней крышке (рис. 3) укреплены четыре щеткодержа­теля в которых находятся четыре щетки, имеющие гибкие канатики. Щетки прижимаются к коллектору 1 (рис.5) пружинами. Щеткодержателя с усилием 0,9—1,1 кг. На конце вала якоря находится привод 4 стартера с обгонной муфтой и шестерней, которая может перемещаться по шлицам вала. Муфта свободного хода предохраняет якорь стартера от вращения, когда при пуске двигателя венец маховика становится ведущей шестерней.

Блок цилиндров с поршнями 2103

Привод снабжен буферной пружиной 5, которая облегчает ввод шестерни стартера в зацепление и смягчает удары. Перемещение привода по шлицам вала и ввод шестерни стартера в зацепление с зубчатым венцом маховика производится электромагнитным тяговым реле, установленным на корпусе стартера.

Блок цилиндров с поршнями 2103

Работает стартер следующим образом. При повороте ключа зажигания в положение ток от аккумулятора поступает на контакты тягового реле стартера (см. рис. 4). Якорь тягового реле под воздействием магнитного поля и через рычаг перемещает шестерню 8 вправо и вводит ее в зацепление с венцом маховика.

В конце хода якоря 4 контактный диск 3 замыкает главные контакты 1 и 2 реле и включает таким образом стартер.

После пуска двигателя, когда ключ зажигания переводится в положение , ток к обмотке реле не подводится и якорь реле 4 под действием пружины 5 возвращается в исходное положение, размыкая при этом контакты 1 и 2 (см. рис. 4) и выводя через рычаг 6 шестерню 8 из зацепления с венцом маховика.

В процессе эксплуатации автомобиля через каждые 30 000 км пробега следует разбирать стартер, очищать от загрязнения, зачищать (а при необходимости протачивать) его коллектор, проверять состояние щеток и при необходимости заменять их.

Одновременно с этим нужно смазывать маслом для двигателя втулки обеих крышек и шестерню включения, а стальной диск муфты привода — консистентной смазкой.

Блок цилиндров с поршнями 2103

Необходимо помнить, что в схеме включения стартера нет дополнительного реле, предохраняющего стартер от вращения с большим числом оборотов и включения при работающем двигателе. Поэтому после пуска двигателя следует немедленно переводить ключ зажигания в положение «работа» и при работающем двигателе не переводить ключ в положение «пуск».

🔍 Видео

Собираем мотор Жигулей. Серия 1. Подготовка блокаСкачать

Собираем мотор Жигулей. Серия 1. Подготовка блока
Поделиться или сохранить к себе:
Технарь знаток