Блок цилиндров (фиг. 29) отлит из серого чугуна марки СЧ 21-40 ГОСТ 1412-54 и представляет собой жёсткую коробчатую конструкцию. Блок предназначен для монтажа в нём цилиндровых втулок распределительного вала, рычагов-толкателей, штанг газораспределительных клапанов и крепления цилиндровых крышек.
Блок имеет две горизонтальные плоскости, простроганные параллельно одна другой с точностью 0,25 мм, из них нижняя 5 является фланцем, который при помощи 29 сшивных шпилек 2 и 14 анкерных шпилек 3 крепится к раме двигателя. К верхней плоскости блока шпильками 12 крепятся крышки цилиндров. Внутри блок разделён поперечными перегородками, образующими шесть цилиндрических гнёзд, предназначенных для установки цилиндровых втулок. Для увеличения жёсткости поперечные перегородки с каждой стороны имеют по два вертикальных и одному кольцевому горизонтальному ребру. Втулка цилиндра устанавливается и центрируется в гнёздах двумя точно обработанными поясами, расположенными в верхней и нижней частях блока. В верхней части каждого гнезда блока имеется упорный бурт 25, на который опирается кольцевая плоскость бурта цилиндровой втулки В нижнем поясе 30 втулка уплотняется тремя цельными резиновыми кольцами круглого сечения, устраняющими возможность проникновения охлаждающей воды в раму двигателя. Установленная в блок втулка и стенки блока образуют кольцевое (межруба-шечпое) пространство, служащее для циркуляции охлаждающей воды. Вода центробежным насосом засасывается из холодильника по патрубку 10, проходит внутри блока по узкому каналу, отделённому от гнёзд цилиндров внутренней стенкой, и подходит к круглому отверстию 14, откуда попадает во всасывающий патрубок насоса. Насосом вода нагнетается через прямоугольное отверстие 15 в блок двигателя и через колодец 17, отлитый внутри блока, направляется в его нижнюю часть. Водяные межрубашечные пространства гнёзд цилиндров сообщаются между собой только в нижней части блока через специальные окна в поперечных перегородках, чем обеспечивается подача воды ко всем цилиндрам примерно с одинаковой температурой. Вода охлаждает в первую очередь менее нагретые нижние части втулок цилиндров, а затем, поднимаясь вверх, нагревается сама п омывает более нагретые части втулок. Таким образом, здесь осуществлён принцип противотока, обеспечивающий правильный процесс охлаждения и устраняющий образование трещин во втулках и блоке.
С левой стороны блок образует коробку, имеющую семь вертикальных перегородок с расточенными отверстиями диаметром 115 мм. В отверстия с натягом 0,04-0,11 мм запрессованы подшипники 20 распределительного вала, представляющие собой бронзовые втулки, залитые баббитом. На наружном фланце коробки установлены кронштейны рычагов газораспределения. Окна коробки закрыты двумя люками, уплотняемыми паронитовыми прокладками толщиной 1 мм. Каждый люк крепится на шпильках 19 четырьмя колпачко-выми гайками. На правой (по ходу тепловоза) стенке блока имеются два прилива, в которые на резьбе установлены четыре шпильки 4, служащие для крепления топливного насоса к блоку двигателя. На этой же стенке расположены четыре заглушки 13, через которые удаляют формовочную землю после отливки блока и осматривают водяной канал, очищая его во время среднего и капитального ремонта двигателя. В приливах 7 установлены шпильки крепления комбинированного фильтра очистки топлива.
Отверстие 6 в нижней части блока служит для постановки трубы с вентилем, через которую сливают воду из охлаждающей системы тепловоза. Отверстие, расположенное также в нижней части блока и заглушённое пробкой 1, является контрольным. Открывая пробку, проверяют полный слив воды из блока двигателя. Это необходимо делать в зимнее морозное время во избежание размораживания водяной системы.
На задней торцовой стенке блока имеется прилив, являющийся фланцем для присоединения водяного патрубка 10 и в то же время специальным кронштейном 9 (как и кронштейн 16 на передней стенке), служащим для захвата троса при подъёмке двигателя краном. Прямоугольный канал 18, расположенный на торцовой стенке со стороны генератора, служит приёмником охлаждающей воды из турбовоздуходувки.
Просверленные в верхней плоскости блока отверстия (по два против каждого гнезда цилиндра) служат для установки уплотни-тельных резиновых колец, через которые проходят штанги газораспределительных клапанов.
Семь вертикальных каналов 31, просверленных в нижней плоскости блока, вместе с горизонтальными отверстиями образуют каналы, подводящие масло для смазки подшипников распределительного вала. Горизонтальные отверстия, выходящие в боковую часть блока, заглушены пробками.
В верхней плоскости блока вокруг каждого гнезда цилиндровой втулки на равных расстояниях по окружности расположены восемь гнёзд 23, в которые на резьбе с натягом 0,00-0,06 мм установлены шпильки 12 для крепления цилиндровых крышек.
Читайте также: Формула для нахождения площади полной поверхности цилиндра
Верхний упорный бурт 25, служащий для посадки бурта втулки, протачивают со строгим соблюдением его перпендикулярности к нижнему уплотняющему поясу блока. Перекос допускают не более 0,03 мм. Этот перекос проверяют при помощи специального приспособления (фиг. 30), состоящего из диска, укладываемого на верхнюю плоскость упорного бурта 25 (см. фиг. 29), и рычага, опущенного вниз. На конце рычага укреплён индикатор. При вращении диска по плоскости бурта 25 ножка индикатора должна упираться в расточку блока диаметром 358 мм.
Несовпадение осей верхнего и нижнего отверстий блока, в которые устанавливают цилиндровые втулки, допускается не более 0,10 мм по оси блока и 0,15 мм по ходу поршня. Эти величины определяют специальным приспособлением (фиг. 31), состоящим из диска и приваренного к нему кронштейна, на конце которого укреплён индикатор.
Фиг. 30. Приспособление для проверки перпендикулярности упорного бурта относительно уплотнительной части блока: 1-спорный шарик; 2 — проверочная плита; 3 — поручень; 4 — верхнее плечо рычага; 5 — ножка индикатора; 6 — индикатор; 7 -блок; в -упорный бурт блока; 9 — верхний пояс блока 0 302.им; 10 — ось вращения рычага; 11 -нижнее плечо рычага сдатчиком; 1г -уплотпительная часть блока 0 35 8 мм
Ремонт. Для определения состояния блока его подвергают гидравлическому испытанию давлением 5 ати. Появление капель воды или заметное потение не допускается. При наличии неплотностей в отдельных точках эти места уплотняют гужонами (ввёртышами).
Если капли воды или потение появляются на поверхности, где не представляется возможным поставить гужоны, то в таких случаях дефекты устраняют опрессовкой жидким стеклом или заваркой электродами из монель-металла с последующим горячим лужением оловяиистым припоем.
При более крупных пороках в виде трещин, газовых раковин и т. п. применяют горячую заварку чугунным электродом при помощи газовой горелки. При такой заварке блок укладывают в специальную печь или яму, обкладывают его древесным углём или коксом и нагревают до температуры примерно 550°. Затем, не гася горящего угля, заваривают дефектное место, после чего плотно закрывают блок листовым асбестом и дают ему остыть вместе с печью.
После заварки и окончательной механической обработки блок подвергается повторному гидравлическому испытанию давлением 5 ати. При этом испытании блок самым тщательным образом осматривают, причём осмотр ведётся не только по обработанным плоскостям, но и по всем отверстиям. Появление хотя бы незначительного потения не допускается.
После ремонта должна быть проведена проверка совпадения осей центрирующих поясов для втулок. Проверка производится на специальной пришабренной плите, на которую устанавливают блок. В отверстие каждого цилиндра на плиту устанавливается диск, повёрнутый рычагом с индикатором вверх. В нижней части диск своими двумя сухарями касается уплотнительной части блока по диаметру 3581о!оз мм, а торец ножки индикатора, опирающийся в верхний направляющий бурт в блоке, должен описывать диаметр, равный 362±0,03лш. Перед установкой цилиндровых втулок упорные бурты 25 в блоке и на втулке тщательно притирают кольцевым притиром. После притирки отпечатки краски на цилиндрических поверхностях буртов должны составлять по ширине не менее 4 мм и проходить непрерывно по всей окружности.
На верхней плоскости блока и на верхнем торце каждой цилиндровой втулки нанесены риски, которые всегда должны совпадать при постановке втулок в блок.
Соединяемые поверхности рамы и блока обработаны только резцом и не имеют какой-либо дополнительной обработки, поэтому между ними допускается местный зазор до 0,2 мм. Для обеспечения требуемой герметичности перед установкой блока на раму на эти плоскости наносят слой специальной пасты «Герметика». Для приготовления, пасты «Герметика» берут 720 см3 спирта, проверки совпадения геометрических осей посадочных поясов блока: 360 г шеллака, 60 г графита, 30 г касторового масла и 10 г охры. После тщательного перемешивания указанной смеси получают хорошую маслостойкую уплотнительную пасту, которую применяют во многих соединениях при сборке двигателей.
Фиг. 31. Схема приспособления для
1-поручень; 2 — стойка индикатора; 3 — индикатор; 4 — ножка индикатора; 5 — блок; 6 — верхний пояс 0 362 мм, 7 — плита приспособления;^- упор; 9 — нижний уплст-нительнын пояс 0 358 мм; 10 — проверочная плита
Привалка блока к раме двигателя. Привалку блока к раме производят следующим образом. Блок устанавливают на раму и через центры первого и шестого цилиндров опускают отвесы. В это время кривошипы коленчатого вала первого и шестого цилиндров должны занимать горизонтальное положение, а разбег в седьмом упорном подшипнике должен быть выбран в сторону генератора. Для точного определения нейтрального положения отвесов необходимо произвести не менее четырёх промеров в верхней и нижней частях обоих цилиндров. Замеры производят специальным микрометрическим угольником, меньший катет которого устанавливается на рабочую поверхность втулки цилиндра, а вершина угольника с микрометрической линейкой чуть заметно должна касаться нити отвеса. Смещение нити отвеса относительно геометрической оси цилиндра допускается не более 0,2 мм. Для определения продольного смещения блока относительно центра шатунных шеек коленчатого вала замеряют расстояния от обеих щёк первого и шестого кривошипов до нити отвеса. Разность замеров не должна превышать + 1 мм. Для определения поперечного смещения блока цилиндров относительно оси коленчатого вала производят замер от шеек первого и шестого кривошипов до нити отвеса; при этом разность допускается до 0,5 мм. После этого промера грузы отвесов приподнимают так, чтобы не сбить их центров, и проворачивают коленчатый вал на 180°, устанавливая кривошипы первого и шестого цилиндров опять в горизонтальное положение, опускают отвесы и повторяют замер с другой стороны рамы двигателя, обращая при этом внимание на то, чтобы коленчатый вал был смещён в сторону генератора. Если при повторных промерах положение блока осталось прежним и не выходит за пределы указанных выше допусков, то блок считается приваленным к раме двигателя правильно. В случае неудовлетворительных результатов промеров блок приходится смещать по плоскости рамы в ту или другую сторону, используя зазоры между сшивными анкерными шпильками и отверстиями для них (разность диаметров составляет 2 мм).
Читайте также: Мерседес 211 нарушение порядок зажигания цилиндров
Блок крепится к раме двигателя 29 сшивными и 14 анкерными шпильками. Усиленное крепление блока к раме придаёт жёсткость всей системе двигателя, способствует благоприятной работе коленчатого вала и создаёт необходимую герметичность в соединении рамы с блоком.
После установки блока на раму все гайки сшивных шпилек затягиваются до упора усилием одного рабочего ключом с рукояткой длиной 400 мм. Затяжка гаек обычно начинается от четвёртого коренного подшипника, где крепятся первые пять шпилек.
Анкерные шпильки в блок ставятся до установки его на раму. Постановка гаек и их предварительная затяжка до упора производятся в процессе привал к и блока. Затяжка гаек также начинается от четвёртой коренной опоры и затем от неё поочерёдно ведут затяжку остальных гаек анкерных шпилек к обоим концам блока. После того как гайки анкерных шпилек затянуты до упора, их затягивают окончательно усилием двух рабочих фигурным ключом с рукояткой длиной 2 000 мм. Окончательная затяжка сшивных шпилек производится усилием двух рабочих ключом с рукояткой длиной 1 200 мм.
Видео:ЖУТЬ! БЛОК ЦИЛИНДРОВ ВЕСОМ 4 ТОННЫ! Установка ч3Скачать
Маневровые локомотивы
Видео:ТЕПЛОВОЗНАЯ ГОЛОВКА ИЛИ КРЫШКА ЦИЛИНДРА??? Тонкости при установкеСкачать
Блок цилиндров
Блок цилиндров служит базой для размещения цилиндро-поршневой группы и большинства других сборочных единиц и агрегатов дизеля. Он воспринимает усилия от давления газов на поршни в цилиндрах и силы инерции деталей шатунно-кривошипного механизма, совершающих возвратно-поступательное и вращательное движения. Поэтому прочность и жесткость блока должны быть достаточно высокими, поскольку деформация блока во время работы дизеля в значительной степени влияет на надежность деталей шатунно-кривошипного механизма.
Блок цилиндров дизеля ПД1М (рис. 5) отлит из чугуна СЧ 21-40 и внутри разделен поперечными перегородками 15 на шесть гнезд, в которые вставлены цилиндровые втулки, образующие со стенками блока полости, омываемые водой. Блок имеет две обработанные горизонтальные плоскости: нижнюю (фланец) для соединения с фундаментной рамой и верхнюю, к которой прикреплены крышки цилиндров. Водяные пространства каждого цилиндра сообщаются между собой через окна в нижней части поперечных перегородок блока. В верхней плите блока вокруг каждой цилиндровой втулки предусмотрены устройства для перепуска воды из охлаждающих полостей блока в крышки цилиндров. На блоке в подшипниках установлен распределительный вал, рычаги и штанги толкателей.
Цилиндровые втулки опираются на бурты верхнего пояса. Нижний пояс блока служит для направления втулок в блоке и является опорной поверхностью для их резиновых уплотнительных колец. Для увеличения жесткости поперечные перегородки и стенки блока снабжены вертикальными и горизонтальными ребрами. Цилиндровые втулки не имеют специальных водяных рубашек охлаждения. Они охлаждаются водой, циркулирующей в полости блока. Уплотнение верхней части водяной полости достигается тщательной подгонкой кольцевой плоскости бурта цилиндровой втулки к бурту 23 верхнего пояса блока, а нижней части — тремя резиновыми кольцами на нижнем поясе втулок.
Читайте также: Плохо работает главный цилиндр сцепления
С правой стороны отсек цилиндров отделен продольной перегородкой, за которой размещается распределительный вал, рычаги толкателей и штанги привода клапанов. Распределительный вал уложен в бронзовых подшипниках, залитых баббитом и запрессованных в отверстия перегородок блока. Масло к подшипникам поступает из картера по трубкам, а затем по вертикальным и горизонтальным каналам в блоке. Отсек распределительного вала имеет люки, закрытые двумя крышками и уплотненные паронитовыми прокладками. К приливам 12 с левой стороны прикреплен корпус блока топливных насосов высокого давления, а к приливам 18 — фильтр тонкой очистки топлива. В нижней части блока имеется отверстие 17 для слива воды. Другое такое же отверстие является контрольным: открывая его, проверяют, вся ли вода слита. Вдоль левой стороны блока проходит узкий продольный канал 13 для воды, сообщающийся с отверстиями во фланцах 10 и 22.
К фланцу 6 с отверстием прикреплен нагнетательный патрубок водяного насоса, корпус которого прикреплен к фланцу 7. К фланцу 10 подсоединен всасывающий патрубок насоса. Фланец 22 имеет поверхность 21 для крепления патрубка подвода воды от охлаждающего устройства. Пройдя по продольному каналу в блоке во всасывающую полость насоса через отверстие в фланце 10, вода нагнетается через отверстие во фланце 6 и далее в охлаждающие полости цилиндров. Для перепуска воды из водяного пространства охлаждения цилиндров в охлаждающие полости крышек вокруг каждого цилиндра верхней полости блока проделано по шесть малых отверстий 3 и два больших отверстия 2. Перепускные отверстия уплотнены водотеплостойкими резиновыми кольцами.
На верхней плоскости блока с правой стороны имеются двенадцать отверстий 1 для прохода штанг привода рабочих клапанов. По этим же отверстиям стекает масло из коробки привода клапанов в картер. В соединениях между крышкой и блоком установлены уплотнительные резиновые кольца.
Наиболее серьезными повреждениями блока дизеля могут быть трещины, искажение формы расточек в блоке под втулки цилиндров, кавитационные разрушения и коррозия поверхности блока, охлаждаемой водой.
Трещины блока дизеля возникают в посадочных гнездах втулок цилиндров, выявляют их методами неразрушающего контроля (цветной и магнитопорошковой дефектоскопией).
Искажение формы расточек под втулки цилиндров у блока дизеля происходит в основном в верхней части в плоскости, перпендикулярной оси коленчатого вала. Устраняют искажение формы расточек под втулки цилиндров наращиванием отдельных участков электроискровым способом.
При выполнении ремонта ТР-3 производят осмотр вставных колец блока дизеля, которые могут быть установлены при капитальном ремонте. Коль-
ца, имеющие ослабления, трещины, овальность, выпрессовывают и заменяют. Постановку колец производят с применением эпоксидных смол. Герметичность блока после запрессовки втулки проверяют опрессовкой водой при температуре 50-60 °С и давлении 0,30-0,35 МПа (3-3,5 кгс/см 2 ) в течение 20 мин. Течь воды в соединениях не допускается.
Кавитационные разрушения стенок блока и втулок цилиндров дизеля наблюдаются в зауженных сечениях охлаждающей поверхности блока. Свищи от коррозии в блоке устраняются путем заварки или постановки гужонов (штифтов) или накладок. Разрешается устранение свищей в блоке с применением эластомера ГЭН-150(В) или эпоксидных смол.
Допускается оставлять дефекты некоррозионного характера на посадочном гнезде блока при сохранении ширины притирочного пояска не менее 2 мм.
Рис. 5. Блок цилиндров дизеля ПД1М:
1 — отверстие для прохода штанг толкателей; 2,3 — большое и малое отверстия для подвода воды; 4,22-фланцы с буртами для запаливания; 5 — отверстия для шпилек крепления крышки цилиндров; 6, 7,10 — поверхность для присоединения водяного насоса; 8 — угловой штуцер для слива воды из турбокомпрессора; 9 — кронштейн крепления привода распределительного вала; 11 — заглушка для очистки водяного канала (на торце); 12 — приливы для крепления блока топливных насосов высокого давления; 13 — водяной канал; 14, 16, 19 — ребра жесткости; 15 — поперечная перегородка; 17-сливное отверстие; 18 — приливы для крепления фильтра тонкой очистки топлива; 20 — отверстие под передний подшипник распределительного вала; 21-поверхность крепления патрубка подвода воды; 23 — бурт для упора цилиндровых втулок
📸 Видео
Устройство дизеля Д 49Скачать
ЖЕСТЬ!!! В КАКОМ ВИДЕ ПРИХОДЯТ НА РЕМОНТ ТЕПЛОВОЗЫ! ч2Скачать
ЖУТЬ!!! ОГРОМНЫЙ ТЕПЛОВОЗНЫЙ БЛОК ЦИЛИНДРОВ! УстановкаСкачать
ОГРОМНЫЙ КОЛЕНВАЛ СТАВИМ В ТЕПЛОВОЗНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ч2Скачать
DIESEL. Ремонт дизеля Д-50. Переборка цилиндра (замена резиновых уплотнений)Скачать
163 ЛИТРа ОБЪЕМА!!! 6KS310DR БЛОК ЦИЛИНДРОВ. МОНТАЖ. ч.4Скачать
ТЕПЛОВОЗНЫЕ РАДИАТОРЫ, КАКИЕ ОНИ? Сборка тепловоза ТЭМ2У ч1Скачать
Блок цилиндров дизеля типа Д49Скачать
проверка работы цилиндров дизеля тэм2.Скачать
ВВК тепловоза тм2Скачать
ГОЛОВКА ЦИЛИНДРА ВЕСОМ 150 КГ. МОНТАЖ. ч5Скачать
Работа 4 х тактного дизеля тепловозов серии ТЭМСкачать
Тепловоз в разносСкачать
Обзор высоковольтной камеры (ВВК) тепловоза ТЭМ2УМ (ТЭМ2)Скачать
Корпус газоприемный 1311.03.101.0 для Турбокомпрессора ТК30Н17 на двигатель Д50 Тепловоза ТЭМ2Скачать
ПОЛНАЯ ЖЕСТЬ!!! ЗАПУСТИЛИ ТЕПЛОВОЗНЫЙ ДИЗЕЛЬ БЕЗ ВЫПУСКНОГО КОЛЛЕКТОРА!!!Скачать
Запуск дизеля тепловоза ТЭМ2УМСкачать
DIESEL. Большой ремонт, переборка тепловозного дизеля Д-50, замеры, работы, запускСкачать