- Обзор и технические характеристики силового агрегата МеМЗ-968Н автомобиля ЗАЗ-968М «Запорожец»
- Техническая характеристика силового агрегата МеМЗ-968Н автомобиля ЗАЗ-968М
- Двигатель
- Система питания
- Трансмиссия
- Электрооборудование
- Устройство шатунов, поршней и цилиндров двигателя МеМЗ-968Н автомобиля ЗАЗ-968М «Запорожец»
- 🎬 Видео
Видео:За что водители в СССР не любили "Запорожец" ЗАЗ-968?Скачать
Обзор и технические характеристики силового агрегата МеМЗ-968Н автомобиля ЗАЗ-968М «Запорожец»
Особенностью автомобиля ЗАЗ-968М «Запорожец» является то, что силовой агрегат МеМЗ-968Н размещен в задней части кузова. Это делает трансмиссию довольно компактной.
В состав силового агрегата МеМЗ-968Н входит: V-образный четырехцилиндровый верхнеклапанный карбюраторный двигатель 1 с воздушным охлаждением , коробка передач 4, главная передача с дифференциалом 3, сцепление 2.
Двигатель силового агрегата МеМЗ-968Н с мощностью брутто 30,8 кВт (42 л. с.) обеспечивает максимальную скорость 118 км/ч, время разгона не более 38 сек. от 0 до 100 км/ч.
Мощность брутто — это мощность двигателя, в которой не учитываются потери на приведение в действие вентилятора, воздушного фильтра и глушителя.
Преимуществом воздушного охлаждения двигателя является то, что для его охлаждения не нужна жидкость. Так как заливать и сливать жидкость в радиатор не нужно (что важно в зимнее время), двигатель всегда готов к запуску. Воздушное охлаждение двигателя МеМЗ-968Н удобно при эксплуатации в безводных и жарких районах страны. Тепловые потери у МеМЗ-968Н с воздушным охлаждением довольно невысоки по причине высокой средней температуры цилиндров. При охлаждении тепла отнимается меньше, чем у двигателей с жидкостным охлаждением, в связи с чем эффективный КПД выше при одинаковой степени сжатия. Этим объясняется, что у двигателя с воздушным охлаждением удельный расход топлива небольшой.
Силовой агрегат МеМЗ-968Н автомобиля ЗАЗ-968М Запорожец:
1. Двигатель в сборе с оборудованием.
2. Сцепление.
3. Главная передача с дифференциалом.
4. Коробка передач.
Так как у двигателей с воздушным охлаждением большая разница температур выходящего и входящего воздуха, то для охлаждения цилиндров нужно относительно меньше воздуха (в 1,5-2 раза), чем для двигателя, имеющего жидкостное охлаждение.
При изготовлении двигателя с воздушным охлаждением расход металла меньше, чем для двигателя, имеющего жидкостное охлаждение, из-за отсутствия жидкостного радиатора и трубопроводов.
Цилиндр двигателя с воздушным охлаждением из-за меньшей массы быстрее прогревается, что сильно уменьшает его износ. Наибольший износ цилиндров происходит в момент пуска двигателя, когда стенки цилиндров еще холодные и смазка недостаточна. На холодных стенках цилиндров происходит конденсация продуктов сгорания, что вызывают коррозию, особенно в верхней части цилиндров. Этот период износа у двигателей с воздушным охлаждением намного меньше, что важно при эксплуатации автомобиля в условиях города на коротких участках.
Диаметральный износ зеркала цилиндров двигателя составляет за 1000 км пробега 0,2 мкм.
В двигателе «Запорожца» ЗАЗ-968М каждый цилиндр – это отдельная деталь. Это довольно удобно при ремонте, так как дает возможность быстро снять неисправный поршень или цилиндр и заменить его. В то же время у двигателей с водяным охлаждением дефект даже в одном цилиндре блока требует замены всего блока цилиндров либо его ремонта.
Потери мощности у двигателей с воздушным охлаждением в процессе их эксплуатации меньше, по сравнению с двигателями с водяным охлаждением. Данные потери у двигателей с водяным охлаждением, как правило, связаны с образованием нагара на стенках камеры сгорания. В то же время у двигателей с воздушным охлаждением из-за повышения средней температуры цилиндров (но не максимальной) образование нагара происходит медленнее, а первоначальная мощность дольше сохраняется.
Но у двигателя с воздушным охлаждением есть недостатки, оссновной из которых – повышенный уровень шума при работе из-за отсутствия водяной рубашки. Также приходится более тщательно выдерживать зазоры между цилиндром и поршнем, чья величина больше величины аналогичных зазоров двигателей с водяным охлаждением. Большие колебания температур головок и цилиндров тоже влекут за собой изменение зазоров в клапанах, вследствие чего уровень шума двигателя еще больше увеличивается.
В конструкции двигателя для уравновешивания момента от сил инерции 1-го порядка поступательно-движущихся масс предусмотрен балансирный механизм, который расположен внутри распредвала.
При данной конструкции двигателя применяется небольшой масляный радиатор.
На крышке распределительных зубчатых колес для правильного установления момента зажигания отлит специальный выступ, а на крышке центробежного маслоочистителя стоят метки МЗ и ВМТ.
Читайте также: Abloy cy066c цилиндр замка
Затягивают головки цилиндров в 2 приема, сначала усилием 16-20 Н·м (1,6-2,0 кгс·м) и окончательно 40-45 Н·м (4,0-4,5 кгс·м).
Техническая характеристика силового агрегата МеМЗ-968Н автомобиля ЗАЗ-968М
Двигатель
Модель: МеМЗ-968Н;
Тип: Карбюраторный четырехтактный с верхним расположением клапанов;
Направление вращения коленчатого вала: Правое;
Расположение цилиндров: V-образное с углом развала 90°;
Число цилиндров: 4;
Порядок работы цилиндров: 1—3—4—2;
Диаметр цилиндров: 76 мм;
Ход поршня: 66 мм;
Рабочий объем: 1,197 л;
Степень сжатия: 7,2;
Мощность (по ГОСТ 14846—81) брутто: 30,8 (42) кВт (л. с.);
Мощность (по ГОСТ 14846—81) нетто*: 28 (38) кВт (л. с.);
* Мощность, развиваемая двигателем за вычетом потерь на приведение в действие вентилятора, воздушного фильтра и глушителя.
Частота вращения коленчатого вала при мощности брутто: 4400 мин -1 (об/мин);
Частота вращения коленчатого вала при мощности нетто: 4300 мин -1 (об/мин);
Максимальный крутящий момент брутто: 74,5 Н·м (7,6 кгс·м);
Максимальный крутящий момент нетто: 72,6 Н·м (7,4 кгс·м);
Частота вращения при макс. крутящем моменте брутто: 3000 мин -1 (об/мин);
Частота вращения при макс. крутящем моменте нетто: 2700 мин -1 (об/мин);
Частота вращения на холостом ходу: 950-1050 мин-1 (об/мин);
Минимальный удельный расход топлива: не более 324 г/(кВт·ч) [238 г/(ЭЛС·ч)],
Расход масла на угар: 0,50% от расхода топлива (без учета смены масла);
Допускаемые продольные углы крена силового агрегата: 25°;
Допускаемые поперечные углы крена силового агрегата: 20°;
Сухая масса двигателя в сборе со сцеплением и коробкой передач: 138 кг;
Картер двигателя: Туннельного типа из магниевого сплава;
Цилиндры: Раздельные, взаимозаменяемые, отлиты из чугуна;
Головки цилиндров: Две, из алюминиевого сплава, взаимозаменяемые, оребренные, со вставными седлами и направляющими клапанов;
Камера сгорания: Полуклиновая, выполнена в головке цилиндров;
Поршни: Из сплава алюминия, форма юбки конусная и овальная, с плоским днищем и 3-мя канавками под поршневые кольца;
Поршневые кольца: 2 компрессионных — чугунные (нижнее — фосфатированное, верхнее — хромированное) и одно маслосъемное — стальное, хромированное, составное;
Поршневые пальцы: Стальные, пустотелые, плавающие;
Шатуны: Двутаврового сечения, стальные, верхняя головка с бронзовой втулкой, нижняя головка разъемная, со смазыванием разбрызгиванием поршневого пальца;
Шатунные подшипники: Тонкостенные из сталеалюминиевой ленты;
Коленчатый вал: Трехопорный, литой из высокопрочного чугуна, с каналами для подвода смазки;
Маховик: Литой, чугунный, снабжен стальным зубчатым ободом для запуска двигателя стартером;
Коренные подшипники: Толстостенные, из специального алюминиевого сплава;
Распределительный вал: Трехопорный, стальной, расположен над коленвалом, приводится во вращение парой косозубых зубчатых колес;
Фазы газораспределения* впускного клапана, открытие: 20° до верхней мертвой точки (ВМТ);
Фазы газораспределения* впускного клапана, закрытие: 60° после нижней мертвой точки (НМТ);
Фазы газораспределения* выпускного клапана, открытие: 60° до НМТ;
Фазы газораспределения* выпускного клапана, закрытие: 20° после ВМТ;
* Значение углов фаз газораспределения даны при зазоре между стержнем клапана и коромыслом 0,45 мм.
Клапаны: Из высоколегированной жаропрочной стали, верхние, подвесные, по 2 на цилиндр, высота подъема 9 мм, у выпускного клапана рабочая фаска имеет специальную наплавку;
Направляющие втулки клапанов: Из спеченной керамики, запрессованы в головку цилиндров;
Толкатели: Стальные, с наплавленным рабочим торцом, плунжерного типа;
Коромысла клапанов: Литые с регулировочным винтом, стальные;
Уравновешивающий механизм: Расположен соосно с распредвалом, в действие приводится парой цилиндрических зубчатых колес;
Впускной газопровод: Из алюминиевого сплава, литой, с общим входом и разделительными патрубками на каждый цилиндр;
Выпускной газопровод: Разборный, из стальных труб, с двумя коллекторами на каждый ряд цилиндров;
Смазочная система: Комбинированная, с охлаждением масла в радиаторе;
Масляный картер: Коробчатого типа, литой из магниевого сплава, с ребрами охлаждения;
Масляный насос: Односекционный, шестеренный, с неподвижным маслоприемником;
Давление масла при темп. 80° C и при частоте вращения коленвала 3000 мин -1 : 0,2 (2) МПа (кгс/см 2 );
Давление масла при темп. 80° C и при частоте вращения коленвала 1000 мин -1 : 0,05 (0,5) МПа (кгс/см 2 );
Масляный фильтр: Два, сетчатый фильтр грубой очистки масла и полнопоточный маслоочиститель, расположенный на переднем конце коленвала;
Вентиляция картера: Замкнутая, через карбюратор и воздухоочиститель.
Система питания
Карбюратор: К-133, однокамерный с падающим потоком, есть экономайзер принудительного холостого хода;
Насос топливный: Диафрагменный с рычагом ручной подкачки;
Воздухоочиститель: Инерционно-масляный, комбинированный;
Система охлаждения: Воздушная принудительная, нагнетающая;
Вентилятор: Осевой, расположен в развале цилиндров на одной оси с генератором, во вращение приводится клиновидным ремнем от шкива на крышке центробежного маслоочистителя;
Топливо: Автомобильный бензин марки А-76.
Читайте также: Гильзовка блока цилиндров туарег
Трансмиссия
Сцепление: Однодисковое сухое фрикционное с демпфером (6 спиральных пружин, расположенных по периферии) и гидравлическим приводом выключения. Наружный диаметр ведомого диска составляет 190 мм;
Коробка передач: Трехходовая, механическая двухвальная, с 4-мя передачами вперед и одной назад;
Механизм управления коробкой передач: Смонтирован на туннели пола кузова, рычажный;
Передаточные числа коробки передач:
— первая передача: 3,8;
— вторая передача: 2,118;
— третья передача: 1,489;
— четвертая передача: 0,964;
— задний ход: 4,156;
Главная передача: Пара конических зубчатых колес со спиральными зубьями;
Передаточное число главной передачи: 4,125;
Дифференциал: Коническим, с двумя сателлитами, симметричный.
Электрооборудование
Система проводки: Однопроводная, отрицательный полюс соединен с «массой»;
Номинальное напряжение: 12 В;
Генератор: Типа Г-502А, переменного тока, со встроенными выпрямительными блоками 12 В, 25 А;
Прерыватель распределитель: Типа 17.3706, с центробежным и вакуумным регуляторами опережения зажигания;
Катушка зажигания: Типа Б-115В;
Свечи зажигания: Типа А23-1 с резьбой М14×1,25 с длиной ввертываемой части 12 мм;
Стартер: Типа СТ-368, электрический, с муфтой свободного хода, правого вращения, смешанного возбуждения, мощность 0,81 кВт (1,1 л. с.), с электромагнитным тяговым реле типа РС-904А. Управление реле происходит дистанционно от замка зажигания;
Датчик давления масла: Тип ММ-111Д, отрегулирован на давление 0,04-0,08 МПа (0,4-0,8 кгс/см 2 );
Датчик указателя температуры масла: Типа ТМ-100А.
Подробнее об устройстве отдельных элементов силового агрегата МеМЗ-968Н автомобиля ЗАЗ-968М «Запорожец» смотрите в соответствующих статьях:
Видео:ДВИГАТЕЛЬ-ЛЕГЕНДА - "Запорожец" ЗАЗ 40 л.с.Скачать
Устройство шатунов, поршней и цилиндров двигателя МеМЗ-968Н автомобиля ЗАЗ-968М «Запорожец»
Шатуны двигателя внутреннего сгорания (ДВС) МеМЗ-968Н автомобиля ЗАЗ-968М «Запорожец» — кованые, стальные, имеют двутавровое сечение. Бронзовая втулка 17 запрессована в верхнюю головку шатуна . Шатун в зависимости от внутреннего диаметра втулки маркируется тем или иным цветовым индексом у головки. Во втулке и головке шатуна просверлены отверстия, с целью подведения масла к поверхности трения поршневого пальца.
У двигателя МеМЗ-968Н нижняя головка шатуна является разъемной с тонкостенными вкладышами 14. Шатун и крышка 13 нижней головки растачиваются совместно, а затем центрируются болтами 16, имеющими шлифованные стержни. Изготавливаются болты высокой точности из легированной стали и обрабатываются термически. Шатун и крышку нижней головки заменять можно только вместе.
Цифры у разъема нижней головки на приливах, указывающие номер цилиндра, в случае сборки крышки со стержнем шатуна нужно располагать с одной стороны. При сборке гайки 12 шатунных болтов 16 нужно затягивать с усилием 50—56 Н·м (5—5,6 кгс·м), а затем стопориться гайками 11 с их поворотом на 1,5-2 грани после того, как соприкоснуться с основными.
Шатуны, поршни и цилиндры двигателя МеМЗ-968Н: 1 — Прокладка цилиндра; 2 — Цилиндр; 3 — Поршневой палец; 4 — Поршень; 5 — Кольцо стопорное поршневого пальца; 6 — Кольцо верхнее компрессионное; 7 — Кольцо нижнее компрессионное; 8 — Кольцевой диск маслосъемного кольца; 9 — Расширитель осевой; 10 — Расширитель радиальный; 11 — Стопорная гайка; 12 — Гайка; 13 — Крышка шатуна; 14 — Вкладыш шатуна; 15 — Шатун; 16 — Болт; 17 — Втулка шатуна.
Подшипник нижней головки шатуна собой представляет два взаимозаменяемых тонкостенных биметаллических вкладыша 14. Вкладыши для предупреждения провертывания и осевого перемещения фиксируются выступами, которые входят в гнезда в крышке и теле шатуна. Биметаллический вкладыш имеет толщину 1,75 -0,08 -0,017 мм.
Поршни 4 двигателя МеМЗ-968Н сделаны из жаропрочного сплава алюминия, имеют плоское днище, луженые. Под поршневые кольца на головке поршня проточены три канавки: нижняя — под маслосъемное, две верхние — под компрессионные.
Юбка поршня 4 выполнена в форме усеченного конуса, чье большее основание расположено у нижнего края юбки. Она в поперечном сечении имеет форму эллипса, разность между малой и большой осью которого равна 0,36 мм.
Чтобы обеспечить монтажный зазор 0,05—0,07 мм между цилиндром и поршнем, поршни подбирают по цилиндрам, по их группам размеров (табл. 1).
Читайте также: Куб цилиндра формула через диаметр объем метрах
Цветовой индекс группы | Буквенный индекс группы | Диаметр, мм | |
---|---|---|---|
Цилиндра | Поршня | ||
Красный | А | 75,99—76,00 | 75,93—75,94 |
Желтый | Б | 76,00—76,01 | 75,94—75,95 |
Зеленый | В | 76,01—76,02 | 75,95—75,96 |
Белый | Г | 76,02—76,03 | 75,96—75,97 |
Синий | Ж | 76,03—76,04 | 75,97—75,98 |
На днище поршня наносится буквенный индекс группы (А, Б, В, Г, Д). Указанный зазор гарантирует нормальную работу двигателя автомобиля ЗАЗ-968М при максимальной тепловой нагрузке.
Ось отверстия под поршневой палец имеет смещение на 1,5 мм относительно продольной плоскости симметрии поршня в сторону, которая противоположна вращению коленчатого вала. Это нужно для устранения стука поршня о стенки цилиндра, когда на непрогретом двигателе проходятся мертвые точки, а также для уменьшения шума.
На днище поршня нанесена стрелка для верного расположения поршня при установке на двигатель МеМЗ-968Н. Направление стрелки при сборке нужно обратить в сторону вентилятора.
Поршни в соответствии диаметра отверстия под палец сортируют на 4 группы, которые обозначаются на бобышке отверстия краской (табл. 2).
Номер группы | Цветовой индекс группы | Диаметр отверстия под палец, мм | Наружный диметр пальца, мм | |
---|---|---|---|---|
В поршне | В шатуне | |||
I | Красный | 21,9875—21,9900 | 21,9945—21,9970 | 21,9900—21,9925 |
II | Желтый | 21,9900—21,9925 | 21,9970—21,9995 | 21,9925—21,9950 |
III | Зеленый | 21,9925—21,9950 | 21,9995—22,0020 | 21,9950—21,9975 |
IV | Белый | 21,9950—21,9975 | 22,0020—22,0045 | 21,9975—22,0000 |
Поршневые пальцы ДВС МеМЗ-968Н плавающие, стальные, полированные, закаленные. Длина пальца равна 65,6 мм, диаметр равен 22 мм. Пальцы от осевого перемещения фиксируются при помощи пружинных стопорных колец 5. Изготовляют пальцы с высокой точностью и сортируют на четыре группы по величине наружного диаметра. Нанесение обозначения размерной группы происходит на внутренней поверхности поршневого пальца. Палец, шатун и поршень при сборке комплектуют из деталей исключительно одной размерной группы, тем самым обеспечивая натяг между поршнем и пальцами 0—0,005 мм и зазор между шатуном и пальцем 0,002—0,007 мм (температура при этом должна быть 20° C).
Чтобы избежать на сопрягаемых поверхностях задиры сборка пальца с поршнем осуществляется только тогда, когда поршень будет нагрет до температуры 50—75° C.
Установка поршневых колец производится на каждый поршень по три штуки. Два компрессионных кольца сделаны из специального чугуна: нижнее 7 — фосфатированное и имеющее по наружному диаметру острые кромки, верхнее 6 — хромированное и имеющее по наружному диаметру притупленные кромки.
У наружной поверхности нижнего компрессионного кольца имеется прямоугольная фаска. Кольцо при постановке на поршень ставится фаской вниз.
На кольцах есть прямые вырезы, которые называют замками и которые позволяют им пружинить.
Маслосъемное кольцо сделано из стали. Оно состоит из 4-х элементов: радиального 10 и осевого 9 расширителей и двух стальных дисков 8.
При установке в цилиндр зазор в стыке поршневых колец такой: для дисков маслосъемных колец составляет 0,9—1,5 мм, для компрессионных колец составляет 0,25—0,55 мм.
Нижнее компрессионное кольцо и верхнее компрессионное кольцо обладают различной толщиной: нижнее — 1,978—1,995 мм, верхнее — 1,478—1,490 мм.
При монтаже зазор между поршневыми компрессионными кольцами и канавками поршня равен 0,025—0,057 мм для второго кольца и 0,045—0,077 мм для первого кольца.
Расположение замков поршневых колец и порядок их установки на поршень изображены на схеме. Замки I и II — на компрессионных кольцах; замки III и VI — на дисках маслосъемного кольца; замки IV (на осевом) и V (радиальном) на расширителях. На участках «а» поршня замков I, II, III, VI не должно быть.
Цилиндры, имеющие оребренную наружной поверхность, взаимозаменяемы и отлиты из чугуна. Диаметр цилиндра равен 76 +0,04 -0,01 мм.
Между цилиндром и картером для уплотнения ставится бумажная прокладка 1, имеющая толщину 0,27—0,33 мм. Между головкой цилиндров и цилиндром прокладка не ставится, уплотнение происходит упором торца цилиндра в плоскость головки. На торце цилиндра для улучшения уплотнения проточена канавка.
Цилиндры по диаметру для обеспечения монтажного зазора делят на 5 групп. У каждой группы есть своя цветовую маркировку (красная, желтая, зеленая, белая, синяя), которая находится на верхнем ребре. На картер цилиндры устанавливают таким образом, чтобы плоские ребра 1-го и 3-го были направлены в сторону крышки распределительных зубчатых колес, а 2-го и 4-го — в сторону маховика.
🎬 Видео
Поршневая группа ВАЗ на ЗАЗ-968 (ЗАПОРОЖЕЦ). Установка ГБЦ. Трамблер от волги.Скачать
Тюнинг головки блока цилиндров автомобиля ЗапорожецСкачать
Разбор двигателя ЗАЗ 968МСкачать
Самый необычный Запорожец!Скачать
МеМЗ-968 часть 2: картер и его внутренностиСкачать
МеМЗ-968 часть 1: разборкаСкачать
ДВС ЗАЗ 968МСкачать
Частичная сборка запорожского двигателя (МЕМЗ 968Н)Скачать
Капитальный ремонт двигателя ЗАЗ-965. Часть 1Скачать
Цилиндры под поршни 82,0 на заз-968 1,4 как их делалиСкачать
Инжекторный двигатель на Заз 968. Часть 3 (запуск "Сто сороковки")Скачать
🤓 Первый запорожец обзор #запорожец #заз968 #ретроавто #раритет #ссср #первыйавтомобиль #обзоравтоСкачать
Заз 968 мСкачать
Запорожец на off-road! Водоплавающий #заз968Скачать
Сколько стоит заз 968Скачать
😳 Починил двигатель запорожца и сразу топить😂 #заз968 #запорожец #ретроавто #ремонтавто #раритетСкачать
Авторынок. ЗАЗ-968.Скачать
Улучшение охлаждения ЗАЗ-968М "Запорожець" "Запорожец"Скачать