Многие современные автомобили, особенно грузовые, оснащаются гидравлическим приводом выключения сцепления. Достаточный запас жидкости для работы главного цилиндра сцепления хранится в специальном бачке. Все о бачках ГЦС, их типах и конструкции, а также о выборе и замене этих деталей читайте в статье.
Видео:Замена бачка главного цилиндра сцепления на газелиСкачать
Назначение и функции бачка ГЦС
Бачок ГЦС (бачок главного цилиндра сцепления, компенсационный бачок ГЦС) — компонент гидравлического привода выключения сцепления колесных транспортных средств; пластиковая емкость, в которой размещается достаточное для функционирования гидравлического привода количество рабочей жидкости.
Выключение сцепления в автомобилях с механической трансмиссией (с МКПП) требует от водителя приложения некоторых мускульных усилий, и чем больше и мощнее автомобиль, тем более высоких усилий приходится прилагать к педали. Для облегчения работы водителя на большинстве современных автомобилей всех классов (как легковых, так и грузовых) предусмотрен гидравлический привод выключения сцепления. В простейшем случае он состоит из главного (ГЦС) и рабочего цилиндров сцепления, соединенных трубопроводом, первый из которых связан с педалью, а второй — с вилкой выключения сцепления. В тяжелых автомобилях ГЦС может соединяться с вакуумным или пневматическим усилителем. Для хранения запаса жидкости может использоваться бачок главного тормозного цилиндра, но чаще в систему вводится дополнительный элемент — бачок главного цилиндра сцепления.
На бачок ГЦС возлагается несколько основных функций:
- Хранение запаса жидкости, необходимого для функционирования гидропривода;
- Компенсация теплового расширения жидкости;
- Компенсация незначительных утечек жидкости из системы;
- Выравнивание давления в бачке и атмосфере (впуск наружного воздуха, сброс высокого давления);
- Защита от проливания жидкости на переходных режимах работы гидропривода.
Читайте также: Цилиндры теплоизоляционные минераловатные с покрытием из алюминиевой фольги
Бачок ГЦС относится к критически важным элементам, без которых длительная эксплуатация автомобиля затруднена или вовсе невозможна, поэтому при любых повреждениях его необходимо как можно скорее заменить. Для уверенной замены бачка главного цилиндра сцепления следует разобраться в конструкции и особенностях этой детали.
Видео:Провалилась педаль сцепления, определяем поломку главный или рабочий цилиндр сцепленияСкачать
Типы и конструкция бачков ГЦС
Используемые в гидроприводах выключения сцепления бачки делятся на две группы по месту установки:
- Непосредственно на ГЦС;
- Отдельно от ГЦС.
Бачки различных типов имеют ряд конструктивных отличий.
Видео:Главный цилиндр сцепления на газели, ремонт, замена манжет. Газель, соболь, Волга.Скачать
Конструкция и особенности бачков на ГЦС
Бачки данного типа изготавливаются из пластика, детали делятся на два вида:
- С установкой на верхнюю часть корпуса цилиндра;
- С установкой на торец цилиндра.
В первом случае емкость имеет цилиндрическую, коническую или сложную форму, нижняя ее часть не имеет днища, либо днище представляет собой бурт небольшой ширины. В верхней части бачка сформирована резьба под пробку. Сама пробка в верхней части имеет отверстие для выравнивания давления в бачке. В нижней части пробки предусмотрен отражатель — резиновая или пластиковая гофрированная деталь (либо деталь в виде вставленных друг в друга стаканов), которая предотвращает вытекание рабочей жидкости через отверстие при резких изменениях давления в ГЦС и во время движения по неровностям дороги. Отражатель дополнительно выполняет функции прокладки пробки. Также под крышкой может располагаться сетчатый фильтр, предупреждающий попадание в систему крупных загрязнений при заливке жидкости.
Бачок устанавливается на ГЦС через перепускной штуцер, при этом возможно два типа монтажа:
- Наружный монтаж с фиксацией бандажом (хомутом);
- Внутренний монтаж с прижимом резьбовым штуцером или отдельным винтом.
Первый способ используется для установки бачков на верхнюю часть и на торец ГЦС, второй — только на верхнюю часть корпуса цилиндра. При этом бачки с монтажом на верхнюю часть корпуса ГЦС используется только при горизонтальной установке цилиндра, а монтаж на торец может применяться на ГЦС с любым наклоном.
Читайте также: Цилиндр задний тормозной гранта лифтбек
При наружном монтаже бачок своей нижней частью надевается на соответствующий выступ или торец ГЦС, и фиксируется с помощью бандажа, плотная посадка обеспечивается стяжным болтом. Обычно под бачок для герметизации подкладывается одна или две резиновых кольцевых прокладки.
При внутреннем монтаже бачок своей нижней частью устанавливается на соответствующий выступ на корпусе цилиндра (через прокладку), а внутрь вворачивается штуцер с широким буртом — за счет бурта бачок прижимается к корпусу ГЦС и прочно фиксируется на нем.
Как правило, бачок удерживается на корпусе цилиндра только бандажом или перепускным штуцером, но иногда используется дополнительная фиксация с помощью двух винтов и кронштейнов.
Видео:Провалилась педаль сцепления где искать причины?Скачать
Конструкция и особенности отдельных от ГЦС бачков
Бачки данного типа — пластиковые цельнолитые (изготовлены методом экструзии) или собираются из двух литых половин. В верхней части формируется заливная горловина под резьбовую пробку, а на днище или на боковой стенке у днища — один штуцер. На бачках используются пробки, аналогичные описанным выше. Бачок монтируется на кузовные детали или раму транспортного средства (с помощью кронштейнов) отдельно от ГЦС, подача рабочей жидкости выполняется с помощью гибкого шланга, зафиксированного на штуцерах с помощью хомутов.
Отдельно устанавливаемые бачки делятся на две группы:
- Соединяемые с ГЦС через перепускной штуцер;
- Соединяемые с ГЦС через обычный штуцер.
Соединение первого типа применяется в гидроприводах с ГЦС без интегрированной емкости под жидкость. В штуцере предусмотрено два отверстия разного сечения — перепускное и компенсационное, через которые масло перетекает из бачка в ГЦС и обратно в зависимости от режима работы привода сцепления.
Соединение второго типа применяется в гидроприводах, в которых ГЦС имеет интегрированную емкость под жидкость — подобные системы можно встретить на многих автомобилях МАЗ, КАМАЗ и других грузовиках. В таких системах бачок является лишь компенсационной емкостью, из которой масло поступает в основную емкость, либо излишки масла из основной емкости перетекают в бачок (при нагревании, повышении давления). Бачок соединяется с ГЦС через обычный штуцер с одним отверстием.
Читайте также: Как снять главный цилиндр сцепления с педали
Отдельно устанавливаемые бачки могут применяться совместно с ГЦС, имеющими любое пространственное положение — горизонтальное или наклонное. Такая конструкция позволяет размещать компоненты гидропривода в удобных зонах, однако наличие шланга несколько снижает надежность системы и повышает ее стоимость. Отдельные бачки широко применяются на транспортных средствах всех типов и классов.
Видео:УАЗ Патриот. Замена бачка главного цилиндра сцепления и бесплатный лайфхак.Скачать
Выбор и замена бачка ГЦС
Рассматриваемые здесь детали изготавливаются из пластика, который подвержен старению и в процессе эксплуатации может получить повреждения, что требует выполнения ремонта. Обычно ремонт сводится к замене бачка или бачка вместе с пробкой и сопряженными деталями (шлангом, хомутами и т.д.). На замену следует брать компоненты только тех типов (каталожных номеров), что устанавливаются на автомобиль с завода, особенно это относится к бачкам, монтируемым на корпус ГЦС (так как они имеют различные по форме и сечению посадочные отверстия). Ремонтные работы выполняются в соответствии с инструкцией по ремонту и обслуживанию транспортного средства.
Обычно порядок работ следующий:
- Слить рабочую жидкость, или опустошить бачок с помощью шприца/груши);
- Бачок со штуцером — ослабить хомут и снять шланг;
- Бачок на ГЦС — ослабить бандаж либо вывернуть штуцер;
- Проверить все сопряженные деталь, при необходимости удалить старые прокладки и шланг;
- Выполнить установку новых деталей в обратном порядке.
После выполнения ремонта необходимо заполнить бачок предусмотренной для автомобиля рабочей жидкостью и прокачать систему для удаления воздуха. В дальнейшем при каждом ТО гидропривода выключения сцепления необходимо лишь проверять бачок и его пробку. При правильно подобранных деталях и выполненном ремонте бачок сцепления будет надежно работать, обеспечивая комфортное и безопасное управление автомобилем.
🎬 Видео
Бачок сцепления. Резинка бачка сцепления. ВАЗ 2106Скачать
УПАЛА ИЛИ ПРОВАЛИЛАСЬ ПЕДАЛЬ СЦЕПЛЕНИЯ - ЕСТЬ ПРОСТОЕ РЕШЕНИЕ. ЗАМЕНА ГЛАВНОГО ЦИЛИНДРА СЦЕПЛЕНИЯ.Скачать
Уаз Патриот, замена бачка не снимая главный цилиндр сцепленияСкачать
Снятие бачка с главного цилиндра сцепления ГазельСкачать
Как снять бачок главного цилиндра сцепления газели если нет шестигранникаСкачать
Ремонт главного цилиндра сцепления УАЗ, газель, соболь, волга и пр.Скачать
Замена главного цилиндра сцепления ВАЗ, НИВА, Chevrolet Niva. Прокачка сцепления. Подробно в HDСкачать
Бачок главного цилиндра сцепления УАЗ-3303Скачать
Ремонт главного цилиндра сцепления УАЗСкачать
ИЖ Ода (45Т). ГЦС + бачок от ВАЗСкачать
Замена главного цилиндра сцепления ВАЗ 2106Скачать
УАЗ-буханка: треснувший бачок главного цилиндра сцепленияСкачать
УАЗ ПАТРИОТ Замена Главного цилиндра сцепления(ГЦС)/откуда вода под водительским ковриком?Скачать
Ремонт главного цилиндра сцепления БЕЗ СНЯТИЯ ВАЗ классика 2101-07Скачать
Работа рабочего цилиндра сцепления нексияСкачать