Важнейшим условием безопасности эксплуатации любых электрических цепей является наличие надёжной системы заземления, включающей в себя ряд специальных элементов. Одной из таких составляющих и является главная заземляющая шина (ГЗШ), монтируемая на планке вводного устройства подключаемого к линии объекта.
Видео:Держатель шин заземления К-188Скачать
Назначение
Помимо ГЗШ в состав заземляющей системы входит комплект медных соединительных жил, а также специальная конструкция из металлических профилей или арматуры, называемая контуром заземления. Последний вкапывается в землю неподалёку от строения на глубину, обеспечивающую надёжный контакт металла с грунтом.
Основное назначение шины заземления – создать на вводе в сооружение особую зону, имеющую нулевой потенциал по отношению к земле. Кроме того, ГЗШ предназначается для подключения частей электрооборудования, эксплуатируемого в границах данного объекта и нуждающихся в заземлении.
В большинстве случаев заземляющая шина собирает на себе проводники, идущие от следующих конструктивных элементов:
- основной заземляющий контур;
- металлический корпус (корпуса) различного оборудования и трубопроводов;
- система защиты от удара молнии (молниеотвод).
Помимо этого, к главной шине заземления подключается и так называемый «PEN проводник», входящий в состав кабельной подводки питающего напряжения и совмещающий в себе «рабочий ноль» и защитный провод.
На планке ГЗШ заземляющая шина искусственно разделяется на так называемую «нулевую рабочую» (N) и «нулевую защитную» (PE), каждая из которых имеет собственное крепление и используется по своему прямому назначению.
Благодаря такому разделению на стороне потребителя удаётся организовать «повторное» заземление, исключающее опасность поражения током при случайном обрыве PEN проводника.
Отметим также, что обустройство заземления по такой схеме возможно лишь для трансформаторных питающих линий с глухозаземлённой нейтралью.
Видео:Главная заземляющая шина ГЗШ-12 видеообзор BoltaСкачать
Конструкция
Нулевая шина с заземлением может размещаться как внутри вводного устройства (ВРУ), так и отдельно от него. В первом случае в качестве ГЗШ допускается использовать искусственно организованную шину РЕ, имеющую непосредственный электрический контакт с корпусом распределительного шкафа.
Читайте также: Кто изготавливает шины виатти
При размещении вне границ вводного устройства эта сборно-распределяющая конструкция должна находиться неподалёку от него (в удобном для обслуживания и доступном для специалистов месте).
Для ограничения доступа посторонних лиц открытые шины заземления могут укрываться в запирающемся на замок ящике, дверца которого помечается специальным знаком.
Согласно действующим нормативам (ПУЭ, в частности) ГЗШ должна изготавливаться в виде медной или стальной полосы, имеющей определённые размеры. При размещении вне шкафа и в нём они выбираются с учётом того, чтобы на шине уместилось требуемое количество контактных отверстий под болтовые соединения.
Для выпускаемых промышленностью типовых изделий ГЗШ ХХ-УХЛ4 ТВС, например, эти размеры строго нормируются и выбираются из следующего ряда: 3х30, 3х40, 4х40 миллиметров. При этом подходящую рейку выбирают исходя из нормированного количества отверстий под крепление проводников (10, 15 или 20).
Перечисленные выше размеры у разных производителей могут отличаться по своей величине, однако все они должны рассматриваться в качестве параметров ГЗШ, дополняющих уже приведённые ранее характеристики.
Обращаем особое внимание на тот факт, что применение алюминия для изготовления распределительных полос не допускается. Кроме того, при выборе изделия с заданными параметрами всегда следует иметь в виду, что габариты ГЗШ не могут быть менее чем сечение РЕ-шины, организуемой в границах ВРУ.
К этому нужно добавить, что конструкцией реек должна предусматриваться возможность подключения к ним дополнительных проводников с помощью подходящего инструмента (ключа под болтовое соединение, например).
При наличии в здании нескольких вводов линии питания, шина заземления обустраивается на каждом из них. Образующееся при этом соединение шин должно быть подключено к уравнителям потенциала.
И, наконец, при организации системы заземления не следует путать ГЗШ с РЕ-шиной, организуемой с целью получения повторного заземления на приёмной стороне. Хотя они и имеют электрический контакт, но назначение у них разное.
Можно ознакомиться с рисунком, на котором приводится внешний вид и обозначение ГЗШ.
В следующих разделах на конкретных примерах будут рассмотрены возможные места монтажа шины заземления с учётом удобства организации заземления и обслуживания всей системы в целом.
Читайте также: Размерность шин фольксваген поло р14
Видео:Контур заземления. Подробный монтаж! + нормы и правилаСкачать
Выбор места для монтажа ГЗШ
На столбе воздушной линии
Если на участке подводки питающей линии к основному ВРУ, расположенному на обслуживаемом объекте, имеется дополнительное вводное устройство (на столбе, например), то ГЗШ может монтироваться непосредственно на нём.
Требования действующих нормативов (того же ПУЭ, например), обязывают соединять смонтированную на столбе заземляющую шину с основной распределительной планкой, располагаемой во внутреннем вводном устройстве.
Также не следует забывать об организации повторного заземления PEN проводника на столбе посредством выделения из него отдельной шины заземления PE. Последнее означает, что указанный конструктивный элемент должен электрически соединяться с ещё одним заземляющим контуром, обустраиваемым непосредственно под опорой.
В шкафу ВРУ
Шкаф со смонтированной в нём главной шиной может размещаться непосредственно на фасаде дома в заранее предусмотренном для этого месте. На объектах производственного назначения и в зданиях различных организаций установка ВРУ, как правило, предполагает использование для этих целей специальной щитовой комнаты.
При наружном (уличном) расположении распределительного устройства корпус шкафа должен иметь индекс IP, соответствующий условиям его эксплуатации.
Монтаж элементов конструкции, реализующих шину функционального (рабочего) заземления, предполагает целый набор специальных операций, при проведении которых необходимо учитывать следующие моменты:
- для удобства монтажа главная шина фиксируется болтами на стальном корпусе шкафа;
- при монтаже шина заземления должна соединяться с «нулевой» рейкой посредством стальной (медной) перемычки;
- её размеры должны быть сравнимы с сечением защитного и нулевого рабочих проводников;
- их размещение относительно друг друга никак не оговаривается действующими нормативами.
Сечение заземляющей пластины РЕ должно быть не менее 10 мм2 (в том случае, когда она изготовлена из меди). Для стального проводника это значение не может быть менее75 мм2.
Установка вне шкафа
Вне шкафа планка главной шины заземления должна устанавливаться в местах, защищённых от постороннего доступа и вмешательства.
Она фиксируется в границах твёрдой плоской поверхности на изоляторах из достаточно прочного материала. В качестве примера открытого размещения ГЗШ рассмотрим монтаж типовой пластины на19 дюймов торговой марки «TLK».
Широко распространенные в электротехнике заземляющие шины TLK-ERH-CU – это сертифицированный продукт от «TLK», соответствующий всем оговоренным ранее требованиям. При их изготовлении на медную рейку с типоразмером 19 дюймов (19”) размещают от 14-ти до 18-ти крепёжных болтов для подключения подводящих проводников.
Согласно требованиям, предъявляемым к конструкциям этого класса, такую 19 дюймовую рейку с 14 (18) разъемами положено устанавливать в специальных шкафах, выпускаемых той же торговой фирмой. И лишь после этого готовая конструкция подключается к системе заземления посредством медного провод ПВЗ соответствующего сечения.
Дополнительная информация. Используемый для размещения 19-дюймовой рейки шкаф имеет соответствующее обозначение – «№19».
Читайте также: Обкатка зимних шин с шипами hankook
Ещё одним вариантом обустройства шины заземления является использование для этих целей специальных DIN реек, относящихся в категории типовых электротехнических изделий, объединяемых в одном шкафу.
Согласно действующим стандартам (ГОСТ, в частности) комплект из таких DIN реек может предназначаться и для других целей (они могут использоваться в качестве планок для подключения фазных и нулевых проводников).
Видео:ПР11 400А 2 ввода 12 групп DEKraft пункт распределительный ПР11 v.00Скачать
Итоги
В заключении отметим, что довольно распространённым способом сопряжения отдельных элементов шины заземления является сварка.
Она полностью удовлетворяет требованиям ГОСТ на обустройство надежных контактов. Одновременно с этим применение сварочного устройства для целей сборки обеспечивает прочность соединения с гарантией высокой проводимости.
Отметим также, что качество болтовых сопряжений обеспечивается надёжной опрессовкой кабельных наконечников подводящих проводов. Подобным же образом (посредством болтового крепления) шина в наконечнике соединяется с корпусом шкафа.
Видео:А Вы знаете как затягивать колесные гайки? Сомневаюсь.Скачать
шина заземлениЯ
Шина заземления PE, Cu 2 x (1 x 16 мм2 + 3 x 6 мм2)
Шина нулевая с заземлением 6х9мм 8/2 крепление по краям
Шина нулевая с заземлением 6х9мм 8/1 крепление по центру
Шина нулевая с заземлением 6х9мм 14/2 крепление по краям
Шина нулевая с заземлением 6х9мм 14/1 крепление по центру
Шина нулевая с заземлением 8х12мм 14/1 крепление по центру
Шина нулевая с заземлением 8х12мм 14/2 крепление по краям
Шина нулевая с заземлением 63.08 латунь
Шина нулевая с заземлением 63.08 изолятор на DIN-рейку латунь
Шина нулевая с заземлением 63.10 латунь
Шина нулевая с заземлением 63.12 латунь
DK Шина заземления 15x5x450 мм
Шина нулевая 63.14 изолятор на DIN-рейку латунь
Шина нулевая в корпусе 2х7 100А
Шина нулевая в корпусе 2х15 125А
Шина нулевая в корпусе 2х11 125А
Шина нулевая в корпусе 4х7
Шина нулевая в корпусе 4х15 125А
Шина нулевая 63.12 изолятор на DIN-рейку латунь
Компания ЭТМ — член ассоциации «Честная позиция».
Член ассоциации независимых европейских дистрибьюторов IDEE . Входит в Реестр надежных поставщиков
- Свежие записи
- Нужно ли менять пружины при замене амортизаторов
- Скрипят амортизаторы на машине что делать
- Из чего состоит стойка амортизатора передняя
- Чем стянуть пружину амортизатора без стяжек
- Для чего нужны амортизаторы в автомобиле
- Правообладателям
- Политика конфиденциальности
Автоподбор © 2023
Информация, опубликованная на сайте, носит исключительно ознакомительный характер📽️ Видео
Шина заземления и шина зануленияСкачать
Шины заземления 1Скачать
Почему чаще отгорает ноль, а не фаза? #энерголикбезСкачать
Шина медная ГЗШ-3М в корпусе для установки на фасад зданияСкачать
10.03.18 Подготовил шины заземленияСкачать
Искрит шина заземления. Почему? #Shorts #молниеносный #энерголикбезСкачать
ПИТАНИЕ. ч.2 СОЕДИНЕНИЕ, МЕДНЫЕ ШИНЫ И БОЛТЫСкачать
Что будет если ток молнии попадет на шину заземления?Скачать
Штыревое заземление? Только нержавеющая сталь!Скачать
14.03.18 Соединение частей шины заземленияСкачать
Заземление в частном доме самостоятельноСкачать
Заземление. Кто придумал? Зачем? Какие бывают системы заземления. Мощный #энерголикбезСкачать
Гидроизоляция шины заземленияСкачать
Монтаж электрощитка. Как не надо делать!Скачать
ЧТО ТАКОЕ ЗАЗЕМЛЕНИЕ И ЗАЧЕМ ОНО НУЖНОСкачать