Бытовые предметы в форме цилиндра

Бытовые предметы в форме цилиндра

Авто помощник

Тема: «Зарисовки предметов быта цилиндрической формы в вертикальном и горизонтальном положении (цилиндр, кружка, кастрюля и т.д.)».

Преподаватель МБУДО «ДШИ №2»

Тема: Зарисовки предметов быта цилиндрической формы в вертикальном и горизонтальном положении (цилиндр, кружка, кастрюля и т.д.).

Количество часов, отведённое на изучение темы: 8 часа.

Вид урока: комбинированный.

Вид занятий: рисование с натуры.

Развитие пространственного мышления и образного воображения;

Закрепление и совершенствование навыков анализа конструктивных особенностей формы предметов и изображения предметов с натуры на плоскости;

Воспитание усидчивости, аккуратности, любви к изобразительному искусству.

Выполнить зарисовки гипсового цилиндра в вертикальном и горизонтальном положении на формате А3.

Выполнить зарисовки предметов быта на формате А3.

Для учителя: Наглядные пособия в виде таблиц-рисунков с изображением цилиндра в разных положениях и предметов быта; учебная литература по рисунку, соответствующая теме урока; доска, мел.

Для учащихся: Формат А3, зажим для бумаги, карандаши различной мягкости, ластик, точилка.

Самостоятельная работа учащихся

1)Проверить готовность к уроку. Отметить отсутствующих.

2)Сообщить тему урока, цели и задачи.

Объяснение нового материала.

Зарисовки – это «быстрые рисунки», которые являются подготовительным материалом для будущих картин художников. Выполняют зарисовки с целью изучить особенности формы каких-либо конкретных предметов;особенности фигуры человека или животного, её разворот (ракурс); или группу людей; какие-то природные или архитектурные объекты.

(Показ примеров различных зарисовок)

Данная тема по выполнению зарисовок предметов быта цилиндрической формы является подготовительной к следующей теме. Следующий натюрморт будет включать в себя предмет цилиндрической формы в горизонтальном положении.

Поэтому наша задача изучить и изобразить на формате А3 сначала гипсовый цилиндр в вертикальном и горизонтальном положении (первый лист формата А3).

Затем на следующем занятии закрепить построение цилиндрических элементов на примере зарисовок предметов быта (второй лист А3).

На формате А3 нужно выполнить 3-4 зарисовки предмета. Сначала закомпоновать, то есть расположить изображения на листе. Построить, показав конструкцию предметов с лёгкой тональной проработкой (свет, собственную тень, падающую тень).

Изображение формы предмета зависит от его положения относительно линии горизонта.

-Что такое горизонт? (линия, граница между небом и землёй)

-Как мы определяем линию горизонта? Где она находится? (всегда на уровне глаз)

-Цилиндр в своём основании имеет… какую геометрическую фигуру? (круг)

-А когда мы изображаем круг в горизонтальном положении, что с ним происходит? (круг становится овалом)

-Вспомним положение овала относительно линии горизонта (т.е. наших глаз). Что происходит с овалом? (по мере приближения к линии горизонта раскрытие овала уменьшается, на уровне наших глаз овал сливается с линией горизонта в одну линию)

Старые мастера определяли линию горизонта с помощью стеклянного сосуда с водой (демонстрация данного способа).

Теперь повторим этапы построения цилиндра:

Определить пропорции предмета (высоту и ширину).

Построить вертикальную ось симметрии.

Определить ширину раскрытия оснований предмета. Здесь обратить внимание на зависимость ширины раскрытия от положения относительно линии горизонта.

Провести горизонтальные осевые линии для оснований. Обратить внимание на особенность её построения, зависимость от линии горизонта.

Построить овалы, верхний и нижний.

Показать собственную и падающую тени.

Теперь рассмотрим положение цилиндра в горизонтальном положении:

Определить пропорции предмета (высоту и ширину).

Определить угол наклона предмета по нижней боковой стороне (с помощью карандаша).

Построить боковые стороны предмета вместе с осевой линией. Помним, что здесь действует закон перспективы.

Определить ширину раскрытия оснований предмета.

Определить наклон осевых оснований предмета к плоскости стола. Важно! Осевая основания предмета пересекает центральную осевую под прямым углом.

Ещё раз проверить ширину оснований предмета, уточнить и построить овалы.

Показать собственную и падающую тени.

3)Самостоятельная работа учащихся.

Во время самостоятельной работы учащихся, провести обход класса и,по мере необходимости, сделать замечания по отдельным работам. Если будут типичные ошибки у большинства учеников, прервать самостоятельную работу и сделать дополнительные пояснения. Заострить внимание на особенности построения предмета в горизонтальном положении. В ходе самостоятельной работы по мере необходимости пояснить ход построения рисунком на краю листа работы учащегося.

Организовать просмотр работ. Мольберты поставить в ряд и провести краткий анализ работ.

Критерии оценки первого этапа выполнения работы:

1)Композиционное размещение предметов на листе.

2) Пропорции предметов (ошибки измерений).

3) Тональная проработка (объём).

4) Аккуратность выполнения рисунка.

Домашнее задание: Выполнить зарисовки предметов быта цилиндрической формы в разных положениях (формат А4, 4-5 листов).

В конце урока сообщить учащимся, что эту работу мы продолжим на следующем занятии. После четвёртого урока привести рабочее место в порядок.

  1. Ростовцев Н.Н. Академический рисунок: Учеб. для студентов худож.-граф. Фак. Пединститутов.-3-е изд., доп. и перераб.- М.: Просвещение, Валдос, 1995.- 239 с.: ил.- ISBN 5-09-004262-4
  1. Беда Г.В. Основы изобразительной грамоты: рисунок, живопись, композиция.- М.: Просвещение, 1981.
  1. Терентьев А.Е. Рисунок в педагогической практике учителя изобразительного искусства: Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1981. – 175 с., ил.
  1. Ли Н. Основы академического рисунка. – М.: Эксмо, 2003.

Видео:«Цилиндр-невидимка» скрывает предметы от глаз (новости)Скачать

«Цилиндр-невидимка» скрывает предметы от глаз (новости)

Знакомство с геометрическим телом — Цилиндром.

Екатерина Искаева
Знакомство с геометрическим телом — Цилиндром.

Задачи: 1. Формировать представление о цилиндре, умение распознавать цилиндр в предметах окружающей обстановки.

2. Закреплять счет в пределах 5, геометрические представления детей, умение находить общие свойства предметов.

Материал: картинки с изображением предметов цилиндрической формы, цилиндры разного диаметра и высоты, карточки с «паспортом» цилиндра, модели цилиндров и кубик, цифры 1 – 5, набор геометрических фигур на каждого ребенка.

1. Знакомство с цилиндром и его свойствами.

Воспитатель показывает картинки предметов цилиндрической формы: стакан, колбасу, шляпу-цилиндр, банку цилиндрической формы, клеящий карандаш.

— Что общего у всех этих предметов вы заметили? (У всех предметов похожа форма.)

Если дети затрудняются ответить на этот вопрос, можно задать наводящие вопросы: одинаков ли материал, из которого сделаны эти предметы, их цвет, размер, назначение.

Затем воспитатель сообщает детям, что предметы такой формы называются цилиндрами, и просит их найти цилиндры на своем столе. Вместе с цилиндрами на столе должны быть предметы и других форм (например, шара, параллелепипеда, конуса). Целесообразно показать также картинки, на которых предметы цилиндрической формы являются элементами: пушка, здание с колоннами, дерево и т. д.

Далее дети знакомятся со свойствами цилиндра.

— Знаете ли вы, почему цилиндр так называется? Очень давно, когда никаких машин еще не было, люди передвигали тяжелые предметы при помощи стволов деревьев. Подумайте – как?

Воспитатель дает детям несколько цилиндров одинакового диаметра (например, карандаши) и кубик и предлагает представить, что кубик – это очень тяжелый груз, который надо переместить с одного конца стола на другой, используя цилиндры. После выполнения задачи воспитатель рассказывает, что слово «цилиндр» в переводе с греческого – «каток», «валик». Одним из его свойств является то, что его можно катить.

Читайте также: Установка поршня в цилиндр мотоблока крот

Детям предлагается разойтись по группе и найти предметы цилиндрической формы.

Затем дети возвращаются к столу, на котором стоят разные цилиндры. Им предлагается найти фигуры, одинаковые по какому-либо признаку, и у отобранных фигур найти признаки отличия. Например, это могут быть цилиндры, равные по высоте, но разные по толщине, цвету, материалу, из которого они сделаны (цилиндры можно сделать из бумаги, пластилина, взять пластмассовые, металлические цилиндры, деревянные карандаши и т. д.)

2. Физкультминутка: «Кто самый внимательный?»

По команде «Ухо» дети должны схватиться за ухо (можно усложнить, говоря «Правое ухо», по команде «Нос» — за нос. Воспитатель выполняет задание вместе с детьми. Через некоторое время начинает намеренно ошибаться и сбивать детей.

3. Игра: «Паспортный стол».

У детей на столах карточки от 1 до 5. Воспитатель предлагает им рассмотреть фигуры, сделанные из пластилина различных цветов.

Бытовые предметы в форме цилиндра

Дети отвечают на вопросы воспитателя:

— Сколько всего фигур? (Показывают цифру.)

— Посчитайте от 1 до 5 и от 5 до 1.

— Сколько цилиндров? (Хлопают в ладоши.)

— Почему хлопнули 4 раза? (Вторая фигура – не цилиндр.)

— Чем вторая фигура отличается от остальных?

После всех рассуждений дети приходят к выводу, что у цилиндра с двух сторон одинаковые круги, а у второй фигуры – нет.

Воспитатель ставит цилиндр на стол и просит детей присесть так, чтобы фигура была на уровне глаз. Спрашивает детей о том. что они видят, как это можно зарисовать. Затем поворачивает цилиндр несколько раз и спрашивает детей о том же. В результате обсуждения приходят к выводу:

— Значит, если хотят рассказать о цилиндре, это делают так:

Бытовые предметы в форме цилиндра

Это «паспорт» фигуры. О чем по нему можно узнать? (О высоте цилиндра, его толщине).

Воспитатель прикладывает цилиндр к прямоугольнику, а основания цилиндра – к кругам и показывает, как «паспорт» сопоставляется с его обладателем.

На столе у детей разные цилиндры. Каждому ребенку дается «паспорт», по которому он должен найти соответствующий этому «паспорту» цилиндр.

4. Игра: «Числовое лото».

Дети раскладывают на столе карточки с цифрами от 1 до 5 (лицом вниз). Карточки перемешиваются. Затем каждый ребенок должен вытащить наугад какую-нибудь карточку и выложить столько фигур «Геометрического лото», имеющих общий признак, сколько указывает цифра на карточке (например, 3 большие фигуры, или 4 красные фигуры, или 2 круга и т. д.).

После выполнения задания дети с воспитателем ходят по группе и проверяют правильность решения.

Требования к уровню подготовки воспитанников по дисциплине «Математика» во второй младшей группе. Количество и счёт: Счёт наизусть в пределах пяти, сравнивать группы предметов, содержащие до 5 предметов, сравнивать количество предметов,.

Видео:Видеоурок по математике "Цилиндр"Скачать

Видеоурок по математике "Цилиндр"

Рисование бытовых предметов

После освоения рисунка простых геометрических тел и в соответствии с принципами «от простого к сложному» и «от общего к частному» следует перейти к рисованию более сложных форм. К ним, прежде всего, следует отнести предметы быта, такие, как мебель, ящики, коробки, телевизоры, холодильники, книги, посуда и многое другое. Бытовые предметы, простые и ясные по форме и конструкции, наиболее близки в своей основе к простым геометрическим телам. Геометрические тела: шар, куб, призма, цилиндр, конус, пирамида — составляют основу строения любых сложных форм. К наиболее простым из них следует отнести предметы, сочетающие в себе одну или две различные геометрические формы. К примеру, возьмем предметы, имеющие в основе одну геометрическую форму, — кружку и песочные часы, где корпус кружки состоит из цилиндра, а песочные часы — из двух усеченных конусов, направленных друг к другу узкими основаниями. Одну прямоугольную (параллелепипед) геометрическую форму имеют табурет, стол, книга, шкаф, ящик, картонная коробка, холодильник и т.п. Другие предметы содержат в себе две геометрические формы. Например, бидон, основные части которого — корпус и горловина состоят из цилиндров, а их соединяющая часть — из усеченного конуса.

Наиболее сложными по форме предметами являются те, которые сочетают в себе различные геометрические формы. К ним, как правило, относятся сложные тела вращения. Например, глиняный горшок, выполненный на гончарном круге, представляет собой шар, сочетающийся с цилиндром или конусом. Здесь нижний

Бытовые предметы в форме цилиндра

Предметы, сочетающие в себе различные геометрические формы, имеют более сложную структуру строения. Чем сложнее структура, тем сложнее изображать предмет, так как его конструкция, как правило, скрыта от глаз и выявить ее можно лишь по некоторым характерным признакам. К таким наиболее сложным по форме предметам можно отнести различные элементы архитектуры и человеческого тела, которые имеют скрытую внутреннюю конструкцию. Это предстоит еще рассмотреть, а сейчас перейдем к анализу форм различных предметов быта и их конструктивному построению. корпус есть шар, а горловина — цилиндр или конус. Подставка основания шара представляет собой усеченный конус с определенной толщиной плашки. На рисунке показано изображение кувшина, конструкцию которого можно рассматривать двояко. В первом случае она состоит из двух конусов, направленных широкими основаниями друг к другу (корпус), и цилиндра (горловина), во втором — из шара (корпус) и конуса (горловина). При анализе конструкций различных предметов очень важно приучить себя видеть в них совокупность геометрических тел, соединенных между собой в различных сочетаниях.

Вначале рассмотрим более простые предметы, имеющие в основе одну геометрическую форму, близкую к прямоугольной — кубу или параллелепипеду (ящики, коробки, книги, столы, табуретки и т.п.). По мере освоения простых предметов перейдем к рисованию более сложных, сочетающих две геометрические формы — цилиндра и конуса (бидон, пылесос, банка, бутылка, чашка, термос, кастрюля и т.п.).

Итак, постепенно осваивая один простой предмет за другим, методично и последовательно переходите к все более сложным, включающим в себя две и более геометрические формы : кувшины, вазы и другие сложные тела вращения, и далее к предметам, поверхности которых образованы изогнутыми плоскостями, вроде музыкальных смычковых инструментов типа скрипки и виолончели.

Построение конструкций предметов осуществляют в линейно-конструктивном изображении с учетом пропорции и перспективы с различных точек зрения. Такой метод способствует развитию пространственного мышления и закреплению навыков перспективного построения изображения. По завершении освоения изображений отдельных предметов, студентам следует перейти к рисованию групп предметов (натюрморта), состоящих из нескольких геометрических тел.

Бытовые предметы в форме цилиндра

В предыдущем разделе, посвященном рисованию геометрических тел, мы детально ознакомились с принципами и методами изображения объемных форм и их конструкций. Поэтому не будем подробно останавливаться на простых и ясных по форме бытовых предметах, а сразу перейдем к рассмотрению сложных форм — бидона и гипсовой вазы, так как основные принципы и методы построения изображения всех форм одни и те же, к тому же на рисунке достаточно наглядно и убедительно показаны приемы построения различных по сложности бытовых предметов.

Читайте также: Плавает масло в цилиндрах

При сознательном построении конструкции объемных предметов требуется соблюдение определенной последовательности в работе. Расчленение рисунка на его логические этапы способствует пониманию поставленной задачи, дисциплинирует внимание и систематизирует работу. Поэтапное ведение рисунка дает возможность проследить за ходом работы. Последовательно осваивая один этап за другим, приходят к естественному и единственно возможному способу рисования с натуры. Все это убеждает нас в необходимости разделения процесса учебного рисунка на отдельные, логически вытекающие один из другого этапы.

Для того чтобы работа продвигалась успешно, необходимо проводить ее, соблюдая следующие этапы:

I. Анализ формы предметов постановки.
II. Композиционное размещение изображения на плоскости листа бумаги. III.Конструктивный анализ формы и перспективное построение рисунка на плоскости.
IV. Выявление объемной формы предметов светотенью.
V. Полная тональная проработка формы.
VI.Подведение итогов работы над рисунком.

I. Анализ формы предметов постановки

Прежде чем начать работу над рисунком группы предметов (натюрморта), необходимо их внимательно проанализировать, рассматривая предметы со всех сторон, выбирая при этом наиболее выгодные с точки зрения композиционной выразительности постановки. Следует обратить внимание на их освещенность. Наиболее выразительно освещены предметы при боковом верхнем освещении. Исходя их этого, выбрав для себя определенную точку зрения, следует подумать, как лучше разместить предметы на листе. При выборе места не следует садиться против света.

II. Композиционное размещение изображения на плоскости листа бумаги

В рисунке под компоновкой следует понимать пропорциональное соотношение изображения массы предметов по отношению к листу бумаги, где масса является целым, а площадь листа — местом его расположения. И от того, насколько верно размещены изображения предметов на листе бумаги, во многом зависит успех работы над рисунком. Прежде всего необходимо научиться видеть предметы в целом, а не по отдельности, мысленно как бы объединяя всю группу предметов в единое целое.

Бытовые предметы в форме цилиндра

Таким образом, наметив группу предметов ограничительными рамками в виде треугольника или четырехугольника, следует проверить, как они расположились на формате. Если они смещены в какую-либо из сторон, то следует их уравновесить. Уравновесив границы рамки группы предметов, нужно наметить внутри нее взаимные расположения отдельных предметов сообразно их натурной постановке. При этом нужно строго следить за пропорциональными величинами предметов по отношению друг к другу, а также за характером формы (узкая, широкая, круглая и т.п.). После чего следует приступить к их построению с учетом дополнительного уточнения размеров, характера форм и взаимного расположения по отношению друг к другу.

III. Конструктивный анализ формы предметов и перспективное построение рисунка на плоскости

Наметив группу предметов, необходимо выполнить проверку. Только после этого можно перейти к анализу и построению форм предметов. Для начала следует определить линию горизонта, а затем, внимательно изучив характер формы предметов, приступить к их построению. Производя построение предметов, следует серьезно отнестись к их пропорциональным отношениям, как друг к другу, так и каждого предмета в отдельности. Тем самым значительно облегчится задача построения рисунка . Наряду с соблюдением пропорций и учетом характера формы предметов при объемно-конструктивном построении изображений следует соблюдать и закономерности перспективы .

Построение формы предметов должно выполняться в линейно-конструктивном изображении, которое начинают с их основания. Это дает возможность правильно определять расстояния между предметами, чтобы они не врезались своими корпусами друг в друга и следки одних фигур не наступали на другие.

Для этого, рисуя с места, нужно ясно представить местоположение следков, учитывая характер выступающих поверхностей близлежащих предметов. Следки некоторых предметов значительно уже их поверхностей, которые, выступая за пределы следка, могут врезаться в поверхности близлежащих форм. Для того чтобы избежать такого рода ошибок, следует время от времени вставать и подходить к натурной модели, стараясь понять расположение предметов и характер форм. При построении форм предметов нужно приучить себя постоянно анализировать, как, куда, почему и зачем. Так, например, строя отдельные предметы, проследите за тем, чтобы они лежали в одной плоскости (стола, подставки). Как показывает практика, всецело сосредоточившись на чем-либо одном, часто забывают, что все предметы находятся на одной плоскости и в определенном ракурсе. В результате некоторые предметы изображаются так, будто находятся в другом ракурсе или врезаются в плоскость стола, а то и вовсе повисают в воздухе и т.п.

Намечая поверхности отдельных предметов, следует прорисовывать невидимые формы (вспомните прозрачные каркасные модели). Производя построение изображения предметов, составляющих группу, нельзя их рисовать по очереди один за другим. Рисовать следует всю группу в целом, идя от общего к частному, не отвлекаясь на детали и подробности.

Таким образом, завершая работу над построением предметов, следует еще раз проверить пропорции, перспективу, характер форм предметов и постановку отдельных предметов на плоскости (стола, подставки), ориентируясь на целое. Замеченные ошибки, не откладывая, должны быть исправлены.

IV. Выявление объемной формы предметов светотенью

На этом этапе работы над рисунком необходимо выявить объем предметов светотенью — тоном. Для выявления объемных форм предметов тоном прежде всего необходимо определить самые светлые и самые темные места на натуре. Исходя из разницы светотональных контрастов, от самого светлого до самого темного и их промежуточных тонов, необходимо внимательно проследить направление световых лучей, падающих на поверхность предметов. Определив границы света и теней на формах предмета, найдите положение падающих теней. Наметив границы собственных и падающих теней, приступайте к прокладке тона. Тон следует прокладывать постепенно, начиная от самых темных мест, одновременно по всему участку рисунка, при этом сопоставляя силу тонов по отношению друг к другу и в целом, в том числе, учитывая силу тона фона. Затем постепенно переходите к полутонам на тех поверхностях предметов, где лучи падают под скользящими углами. Работая тоном, Вы должны знать, что самое главное — умение работать отношениями, без чего вся работа сведется лишь к поверхностному срисовыванию видимых тоновых пятен. Накладывая полутона, усиливайте тон в теневых участках: собственные и падающие тени, а также их границы с учетом окраски предметов (темный, коричневый, зеленый и т.п.). Таким образом, постепенно усиливая тона, переходите к детальной прорисовке форм.

V. Полная тональная проработка формы

Приступая к детальной прорисовке форм, необходимо внимательно проследить за всеми оттенками светотеней на деталях формы и их переходами с одной поверхности на другую. Моделируя форму предметов, очень важно правильно работать тоновыми отношениями, начиная от самого светлого до самого темного и их промежуточных тонов (блик, свет, полутень и тень). Чтобы правильно взять тоновые отношения, следует исходить от натуры, от двух противоположных по силе контрастных пятен на ней. Самым светлым местом на натуре будет блик и его окружение, а самое темное — собственная и падающая тени. Эти два контрастных пятна должны служить ориентиром в последующей работе над свето-тональным рисунком при определении правильных тоновых отношений. Ориентируясь на самые светлые и самые темные места на натуре, постоянно сравнивая одну силу тона с другими, находите все остальные оттенки светотени. Пытаться повторить абсолютную светлоту и темноту в натурной постановке невозможно, да и не имеет смысла по той причине, что сила тона блика на бумаге и яркость светового блика на предмете не имеют ничего общего. Точно так же сила темноты карандаша, даже самого мягкого, не сравнима с силой черноты предмета или его темных пятен.

Читайте также: Откуда считаются цилиндры ваз 2114

Бытовые предметы в форме цилиндра

Следовательно, впечатление света может быть достигнуто в однотонном рисунке вследствие выдержанности тонального масштаба. Рисунки по тону могут быть как светлыми, так и темными. Поэтому в тональном рисунке очень важно верно установить тональный масштаб между светлым тоном белизны бумаги и силой тона темноты графитного карандаша. При этом тональный масштаб, независимо от мягкости карандашей, за исключением твердых, может быть верно установлен. Для наглядности и для получения полного представления о тональном масштабе хорошо поупражняться на отдельном листочке из ватмана. Проложите штрихами тон в виде полосок из нескольких прямоугольников, составленных в один ряд ( тональный спектр), где сила тонов , правильно соподчиняясь по всему диапазону, от светлоты бумаги плавно и постепенно, еле различаясь, переходит к самому темному тону карандаша. Такого рода практические упражнения дают возможность прочувствовать на бумаге светотональные градации и их тончайшие переходы, которые помогут уверенно вести в рисунке работу со светотенью . При этом количество полосок, составленных в ряд должно быть не менее 7.

Детальную проработку форм отдельных фигур или их частей не следует вести в отрыве от окружающих их предметов. Следует постоянно работать отношениями, сопоставляя силу тона на одной поверхности с другой и с натурой. В противном случае целостность изображения может быть нарушена. Только при взаимном соподчинении тональных отношений (света, теней, полутонов и их пропорциональных тоновых различий) можно добиться целостности рисунка, убедительности передачи формы и ощущения той или иной освещенности.

При изображении предметов, имеющих темную окраску, следует для начала проложить по всей их поверхности необходимый тон штрихами, соотнося силу тонов с окружающими предметами. При этом не следует класть сразу максимально темный тон, а приберечь предельную силу тона для последующего усиления, уточнения деталей. Работая светотенью, сосредотачиваясь на закономерностях света и теней и их градациях, не следует забывать, что главное в рисунке тоном — это построение конструкции формы светотенью. Иначе говоря, выражение формы в тональном рисунке — это, прежде всего правильное понимание структуры предмета, а работа тоном есть средство выражения объемных форм и передачи пространства на плоскости листа бумаги.

Бытовые предметы в форме цилиндра

Таким образом, внимательно прорисовывал каждую деталь предмета, нужно выявить характер ее структуры, одновременно увязывая составные элементы между собой и с целым. Работая тоном, важно соблюдать чистоту, то есть не последнее место в искусстве рисования должна занимать аккуратность штриховки. Здесь следует заметить, что под аккуратностью прежде всего следует понимать культуру рисовальщика. Такие, благородные, выполненные с огромной любовью, старанием и уважением к своему искусству рисунки не следует путать с сентиментальными, слащавыми, приближенными к фотографическим изображениям и запачканными, явно выполненными так от недостатка определенного технического мастерства. Кроме владения основными элементами рисунка, знания закономерностей строения форм, перспективы, пропорции, композиции и образа в рисунке необходима и техническая сторона, чистота исполнения, словом, в искусстве рисунка важно все. Только по мере кропотливого труда, последовательно и методично усваивая все более сложные объекты, приобретаются определенные технические навыки. Задача не из легких, поэтому, чтобы добиться определенных результатов в искусстве рисования, необходим целенаправленный систематический труд, огромная любовь к рисованию, характер, воля и, конечно, время.

Для чистоты исполнения рисунка работу следует начинать с подбора качества бумаги, карандашей и, разумеется, приобретения определенных знаний и умений в технике штриховок. Бумагу следует натягивать на планшет. Это дисциплинирует и способствует организованности, собранности и аккуратности в работе. Здесь не лишним будет вспомнить замечательного художника и педагога А.Дейнеку, который позволял ученикам работать только на хорошо натянутой на планшет бумаге. П.П.Чистяков по поводу аккуратности и чистоты исполнения рисунка писал: «Чистота в тушевке, если смотреть на нее правильно, совсем не вредит, а напротив — она есть необходимость всякого осмысленного рисования«.

VI. Подведение итогов работы над рисунком

На завершающем этапе работы необходимо проверить общее состояние рисунка. Для этого следует отойти от рисунка на некоторое расстояние и внимательно рассмотреть его. Придирчиво оценивая выполненную работу, постарайтесь обнаружить ошибки, допущенные на предыдущем этапе. Такой ошибкой может быть перечерненность тонов на участках в тени, в свету, рефлексах, на фоне. Сила тонов рефлекса может быть чрезмерно высветлена или предметы, находящиеся на дальнем плане, недостаточно удалены и вырываются вперед, а ближние недостаточно выступают и т.п. Если сила тона рефлекса чрезмерно затемнена, ее следует ослабить, если наоборот, то усилить. Если предметы, находящиеся в глубине, вырываются вперед, их следует ослабить, смягчить. Если передний план недостаточно выступает вперед, его следует, подчеркивая, выделить. Таким образом исправив допущенные ошибки, следует еще раз проверить рисунок с расстояния, стараясь найти элементы, которые мешали бы цельному восприятию рисунка. Здесь перед Вами стоит основная задача — привести рисунок в единое целое, подчиняя ему все второстепенные детали. Под второстепенными деталями следует понимать предметы, расположенные вокруг главного. Поэтому, во избежание создания впечатления раздельного восприятия предметов в рисунке, необходимо смягчить второстепенное и выделить главное. При этом зрительный центр (центр основания зрительной пирамиды) не всегда может совпадать с композиционным центром, тем не менее, если второе не смещается далеко от первого, то следует их уравновесить. Для этого можно использовать тон или четкость прорисовки форм предметов с тем, чтобы оттянуть композиционный центр ближе к зрительному, совмещая и уравновешивая их.

В процессе тщательной прорисовки деталей, как правило, допускают некоторую дробность рисунка. Для устранения этого следует обобщить мелкие подробности, подчеркивая и выделяя более крупные общие формы. В результате рисунок приобретет большую целостность.

В статье использованы материалы с сайта Энциклопедия Искусства

📹 Видео

Построение развертки цилиндра. Урок 37.(Часть2.ПРОЕКЦИОННОЕ ЧЕРЧЕНИЕ)Скачать

Построение развертки цилиндра. Урок 37.(Часть2.ПРОЕКЦИОННОЕ ЧЕРЧЕНИЕ)

Проекции точек на поверхности цилиндра. Урок 36.(Часть2.ПРОЕКЦИОННОЕ ЧЕРЧЕНИЕ)Скачать

Проекции точек на поверхности цилиндра. Урок 36.(Часть2.ПРОЕКЦИОННОЕ ЧЕРЧЕНИЕ)

Врезка | Цилиндр и конус | Автор Прохоренко КонстантинСкачать

Врезка | Цилиндр и конус | Автор Прохоренко Константин

ГЕОМЕТРИЯ 11 класс: Цилиндр. Площадь поверхностиСкачать

ГЕОМЕТРИЯ 11 класс: Цилиндр. Площадь поверхности

ГИДРАВЛИЧЕСКИЙ ПРЕСС СЖИМАЕТ ПРЕДМЕТЫ В ЦИЛИНДРЕСкачать

ГИДРАВЛИЧЕСКИЙ ПРЕСС СЖИМАЕТ ПРЕДМЕТЫ В ЦИЛИНДРЕ

Вращающиеся цилиндрыСкачать

Вращающиеся цилиндры

VFXLAB: 3D ТРЮКИ. КРУГИ И ЦИЛИНДРЫ.Скачать

VFXLAB: 3D ТРЮКИ. КРУГИ И ЦИЛИНДРЫ.

Линейно-конструктивное построение бытовых предметов. Средние классы.Скачать

Линейно-конструктивное построение бытовых предметов. Средние классы.

усеченный цилиндр-ортогональные проекции-изометрия-разверткаСкачать

усеченный цилиндр-ортогональные проекции-изометрия-развертка

Окружающие предметы - МОЙ ДОМ. Урок 14. Предметы быта в доме и вокруг него. Развивающее видео детямСкачать

Окружающие предметы - МОЙ ДОМ. Урок 14. Предметы быта в доме и вокруг него.  Развивающее видео детям

ЦИЛИНДР. ШТРИХОВКА. ВСЕ ПРАВИЛА. ПОДРОБНЫЙ ПРАКТИЧЕСКИЙ УРОКСкачать

ЦИЛИНДР. ШТРИХОВКА. ВСЕ ПРАВИЛА. ПОДРОБНЫЙ ПРАКТИЧЕСКИЙ УРОК

Рисование простыми карандашами. Цилиндр. Часть 2: штриховка.Скачать

Рисование простыми карандашами. Цилиндр. Часть 2: штриховка.

Задание 38. Как построить УСЕЧЕННЫЙ ЦИЛИНДР. Построение НВ фигуры сечения. Часть 1Скачать

Задание 38. Как построить УСЕЧЕННЫЙ ЦИЛИНДР.  Построение НВ фигуры сечения. Часть 1

VFXLAB || 3D ТРЮКИ. ОТВЕРСТИЯ В ЦИЛИНДРАХ.Скачать

VFXLAB || 3D ТРЮКИ. ОТВЕРСТИЯ В ЦИЛИНДРАХ.

Конструктивный технический рисунок предметов кубической формы.ОНЛАЙН школа рисования. Пример заданияСкачать

Конструктивный технический рисунок предметов кубической формы.ОНЛАЙН школа рисования. Пример задания

Осевая и силовая проба (Подбор астигматизма)Скачать

Осевая и силовая проба (Подбор астигматизма)
Поделиться или сохранить к себе:
Технарь знаток