Появление цифровых шин в автомобилях произошло позднее, чем в них начали широко внедряться электронные блоки. В то время цифровой «выход» им был нужен только для «общения» с диагностическим оборудованием – для этого хватало низкоскоростных последовательных интерфейсов наподобие ISO 9141-2 (K-Line). Однако кажущееся усложнение бортовой электроники с переходом на CAN-архитектуру стало ее упрощением.
Действительно, зачем иметь отдельный датчик скорости, если блок АБС уже имеет информацию о скорости вращения каждого колеса? Достаточно передавать эту информацию на приборную панель и в блок управления двигателем. Для систем безопасности это ещё важнее: так, контроллер подушек безопасности уже становится способен самостоятельно заглушить мотор при столкновении, послав соответствующую команду на ЭБУ двигателя, и обесточить максимум бортовых цепей, передав команду на блок управления питанием. Раньше же приходилось для безопасности применять не надежные меры вроде инерционных выключателей и пиропатронов на клемме аккумулятора (владельцы BMW с его «глюками» уже хорошо знакомы).
Однако на старых принципах реализовать полноценное «общение» блоков управления было невозможно. На порядок выросли объем данных и их важность, то есть потребовалась шина, которая не только способна работать с высокой скоростью и защищена от помех, но и обеспечивает минимальные задержки при передаче. Для движущейся на высокой скорости машины даже миллисекунды уже могут играть критичную роль. Решение, удовлетворяющее таким запросам, уже существовало в промышленности – речь идет о CAN BUS (Controller Area Network).
Видео:Кан шина, что это? Поймет школьник! принцип работыСкачать
Суть CAN-шины
Цифровая CAN-шина – это не конкретный физический протокол. Принцип работы CAN-шины, разработанный Bosch еще в восьмидесятых годах, позволяет реализовать ее с любым типом передачи – хоть по проводам, хоть по оптоволокну, хоть по радиоканалу. КАН-шина работает с аппаратной поддержкой приоритетов блоков и возможностью «более важному» перебивать передачу «менее важного».
Для этого введено понятие доминантного и рецессивного битов: упрощенно говоря, протокол CAN позволит любому блоку в нужный момент выйти на связь, остановив передачу данных от менее важных систем простой передачей доминантного бита во время наличия на шине рецессивного. Это происходит чисто физически – например, если «плюс» на проводе означает «единицу» (доминантный бит), а отсутствие сигнала – «ноль» (рецессивный бит), то передача «единицы» однозначно подавит «ноль».
Представьте себе класс в начале урока. Ученики (контроллеры низкого приоритета) спокойно переговариваются между собой. Но, стоит учителю (контроллеру высокого приоритета) громко дать команду «Тишина в классе!», перекрывая шум в классе (доминантный бит подавил рецессивный), как передача данных между контроллерами-учениками прекращается. В отличие от школьного класса, в CAN-шине это правило работает на постоянной основе.
Для чего это нужно? Чтобы важные данные были переданы с минимумом задержек даже ценой того, что маловажные данные не будут переданы на шину (это отличает CAN шину от знакомого всем по компьютерам Ethernet). В случае аварии возможность ЭБУ впрыска получить информацию об этом от контроллера SRS несоизмеримо важнее, чем приборной панели получить очередной пакет данных о скорости движения.
В современных автомобилях уже стало нормой физическое разграничение низкого и высокого приоритетов. В них используются две и даже более физические шины низкой и высокой скорости – обычно это «моторная» CAN-шина и «кузовная», потоки данных между ними не пересекаются. К всем сразу подключен только контроллер CAN-шины, который дает возможность диагностическому сканеру «общаться» со всеми блоками через один разъем.
Например, техническая документация Volkswagen определяет три типа применяемых CAN-шин:
- «Быстрая» шина, работающая на скорости 500 килобит в секунду, объединяет блоки управления двигателем, ABS, SRS и трансмиссией.
- «Медленная» функционирует на скорости 100 кбит/с и объединяет блоки системы «Комфорт» (центральный замок, стеклоподъемники и так далее).
- Третья работает на той же скорости, но передает информацию только между навигацией, встроенным телефоном и так далее. На старых машинах (например, Golf IV) информационная шина и шина «комфорт» были объединены физически.
Интересный факт: на Renault Logan второго поколения и его «соплатформенниках» также физически две шины, но вторая соединяет исключительно мультимедийную систему с CAN-контроллером, на второй одновременно присутствуют и ЭБУ двигателя, и контроллер ABS, и подушки безопасности, и ЦЭКБС.
Физически же автомобили с CAN-шиной используют ее в виде витой дифференциальной пары: в ней оба провода служат для передачи единственного сигнала, который определяется как разница напряжений на обоих проводах. Это нужно для простой и надежной помехозащиты. Неэкранированный провод работает, как антенна, то есть источник радиопомех способен навести в нем электродвижущую силу, достаточную для того, чтобы помеха воспринялась контроллерами как реально переданный бит информации.
Но в витой паре на обоих проводах значение ЭДС помехи будет одинаковым, так что разница напряжений останется неизменной. Поэтому, чтобы найти CAN-шину в автомобиле, ищите витую пару проводов – главное не перепутать ее с проводкой датчиков ABS, которые так же для защиты от помех прокладываются внутри машины витой парой.
Диагностический разъем CAN-шины не стали придумывать заново: провода вывели на свободные пины уже стандартизированной в OBD-II колодки, в ней CAN-шина находится на контактах 6 (CAN-H) и 14 (CAN-L).
Поскольку CAN-шин на автомобиле может быть несколько, часто практикуется использование на каждой разных физических уровней сигналов. Вновь для примера обратимся к документации Volkswagen. Так выглядит передача данных в моторной шине:
Когда на шине не передаются данные или передается рецессивный бит, на обоих проводах витой пары вольтметр покажет по 2,5 В относительно «массы» (разница сигналов равна нулю). В момент передачи доминантного бита на проводе CAN-High напряжение поднимается до 3,5 В, в то время как на CAN-Low опускается до полутора. Разница в 2 вольта и означает «единицу».
Читайте также: Шина для электропилы макита uc3020a
На шине «Комфорт» все выглядит иначе:
Здесь «ноль» — это, наоборот, 5 вольт разницы, причем напряжение на проводе Low выше, чем на проводе High. «Единица» же – это изменение разности напряжений до 2,2 В.
Проверка CAN-шины на физическом уровне ведется с помощью осциллографа, позволяющего увидеть реальное прохождение сигналов по витой паре: обычным тестером, естественно, «разглядеть» чередование импульсов такой длины невозможно.
«Расшифровка» CAN-шины автомобиля также ведется специализированным прибором – анализатором. Он позволяет выводить пакеты данных с шины в том виде, как они передаются.
Сами понимаете, что диагностика шины CAN на «любительском» уровне без соответствующего оборудования и знаний не имеет смысла, да и банально невозможна. Максимум, что можно сделать «подручными» средствами, чтобы проверить кан-шину – это измерить напряжения и сопротивление на проводах, сравнив их с эталонными для конкретного автомобиля и конкретной шины. Это важно – выше мы специально привели пример того, что даже на одном автомобиле между шинами может быть серьезная разница.
Видео:Что такое CAN шинаСкачать
Неисправности
Хотя интерфейс CAN и хорошо защищен от помех, электрические неисправности стали для него серьезной проблемой. Объединение блоков в единую сеть сделало ее уязвимой. КАН-интерфейс на автомобилях стал настоящим кошмаром малоквалифицированных автоэлектриков уже по одной своей особенности: сильные скачки напряжения (например, зимний запуск на сильно разряженном аккумуляторе) способны не только «повесить» ошибку CAN-шины, обнаруживаемую при диагностике, но и заполнить память контроллеров спорадическими ошибками, случайного характера.
В результате на приборной панели загорается целая «гирлянда» индикаторов. И, пока новичок в шоке будет чесать голову: «да что же это такое?», грамотный диагност первым делом поставит нормальный аккумулятор.
Чисто электрические проблемы – это обрывы проводов шины, их замыкания на «массу» или «плюс». Принцип дифференциальной передачи при обрыве любого из проводов или «неправильном» сигнале на нем становится нереализуем. Страшнее всего замыкание провода, поскольку оно «парализует» всю шину.
Представьте себе простую моторную шину в виде провода, на котором «сидят в ряд» несколько блоков – контроллер двигателя, контроллер АБС, приборная панель и диагностический разъем. Обрыв у разъема автомобилю не страшен – все блоки продолжат передавать информацию друг другу в штатном режиме, невозможной станет только диагностика. Если оборвать провод между контроллером АБС и панелью, мы сможем увидеть сканером на шине только ее, ни скорость, ни обороты двигателя она показывать не будет.
А вот при обрыве между ЭБУ двигателя и АБС машина, скорее всего, уже не заведется: блок, не «видя» нужный ему контроллер (информация о скорости учитывается при расчете времени впрыска и угла опережения зажигания), уйдет в аварийный режим.
Если не резать провода, а просто постоянно подать на один из них «плюс» или «массу», автомобиль «уйдет в нокаут», поскольку ни один из блоков не сможет передавать данные другому. Поэтому золотое правило автоэлектрика в переводе на русский цензурный звучит как «не лезь кривыми руками в шину», а ряд автопроизводителей запрещает подключать к CAN-шине несертифицированные дополнительные устройства стороннего производства (например, сигнализации).
Благо подключение CAN-шины сигнализации не разъем в разъем, а врезаясь непосредственно в шину автомобиля, дают «криворукому» установщику возможность перепутать провода местами. Автомобиль после этого не то что откажется заводиться – при наличии контроллера управления бортовыми цепями, распределяющего питание, даже зажигание не факт что включится.
Видео:CAN шина👏 Как это работаетСкачать
Как узнать есть ли кан шина на приоре
После очередного обновления Приоры в салон машины начали ставить рестайлинговую приборную панель. По центру стал располагаться большой дисплей, на котором может отображаться не только информация бортового компьютера, но и навигация. Расскажем, как поменять старую комбинацию приборов на Приоре или Калине на щиток приборов нового образца.
Видео:Компьютерная диагностика авто. K-линия и CAN шинаСкачать
Потребуется
Панель приборов «Итэлма» с навигацией может быть двух видов (внешне ничем не отличаются):
- 2170-3801010-50 без CAN-шины;
- 2170-3801010-60 с CAN-шины.
Они не взаимозаменяемы, поэтому перед покупкой следует определить, используется ли на вашем автомобиле CAN-шина или нет.
- до 06.2012 года выпускались машины без CAN-шины;
- снять комбинацию приборов и посмотреть артикул или на колодку с проводами (см. распиновку разъемов ниже).
Для Калины (ВАЗ 1117, 1118, 1119) — все машины без CAN-шины.
- Правый подрулевой переключатель с джойстиком (каталожный номер: 1118-3709340-20);
- Антенна (для установки на крышу): 1118-7903074.
Также можно купить готовые комплекты (приборка + антенна + переключатель):
- для Лада Приора — 2170-3801010-55;
- для Лада Калина 1 — 1118-3801010-55.
Видео:Экспресс диагностика CAN шины на автомобиле. №21Скачать
Установка
Замена старой панели приборов без CAN на щиток с навигацией без CAN (2170-3801010-50) выполняется без доработок. Снимаем старую панель и вместо нее устанавливаем новую, вставляем разъем с проводами, подключаем антенну (закрепляем ее на крыше) и при необходимости меняем правый подрулевый переключатель.
Если старая комбинация приборов без навигации, но с CAN и вместо нее планируется установить новый щиток с навигацией с CAN (2170-3801010-60), тогда нужно переставить контакты 10-11 на 28-29 (если после подключения все равно не работает, меняем 28 и 29 местами).
После установки новой панели приборов пробег обнулится.
Видео:поиск нерабочей can шины, часть дваСкачать
Распиновка щитка приборов Лада Приора/Калина
№ | Подключение КП «Итэлма» с навигацией без CAN | Подключение КП «Итэлма» с навигацией и CAN |
---|---|---|
1 | К электроусилителю руля | К электроусилителю руля |
2 | MUTE | MUTE |
3 | К датчику давления масла | Резерв |
4 | Выключатель стояночного тормоза | Выключатель стояночного тормоза |
5 | К блоку управления иммобилайзера (электропакета) | К блоку управления иммобилайзера (электропакета) |
6 | К блоку управления подушкой безопасности | Резерв |
7 | К модулю управления светом (сигнализатор вкл. освещения) | К модулю управления светом (сигнализатор вкл. освещения) |
8 | Переключатель указателя поворота (правая сторона) | Переключатель указателя поворота (правая сторона) |
9 | Переключатель указателя поворота (левая сторона) | Переключатель указателя поворота (левая сторона) |
10 | К блоку системы управления двигателем | Резерв |
11 | AUDIO OUT — «Aк.атареи» | AUDIO OUT — «Aк.атареи» |
12 | К датчику непристегнутых ремней | Резерв |
13 | К блоку ABS (неисправность EBD) | Резерв |
14 | Подрулевой переключатель «Buttons» | Подрулевой переключатель (Влево, ОК) |
15 | Датчик уровня тормозной жидкости | Датчик уровня тормозной жидкости |
16 | К блоку ABS (неисправность ABS) | Резерв |
17 | К выключателю дальнего света фар | К выключателю дальнего света фар |
18 | К модулю управления светом (регулятор освещения шкал) | К модулю управления светом (регулятор освещения шкал) |
19 | Корпус | Корпус |
20 | Клемма «30» АКБ | Клемма «30» АКБ |
21 | Клемма «15» выключателя зажигания | Клемма «15» выключателя зажигания |
22 | К блоку управления (сигнал расхода топлива) | Резерв |
23 | К подрулевому переключателю «UP» | К подрулевому переключателю (вниз, меню) |
24 | К подрулевому переключателю «DOWN» | К подрулевому переключателю (вправо, вверх) |
25 | К радиоприемнику «AUDIO OUT «+» | К радиоприемнику «AUDIO OUT «+» |
26 | К датчику наружной температуры | К датчику наружной температуры |
27 | К датчику уровня топлива | К датчику уровня топлива |
28 | К датчику скорости | CAN-L |
29 | К датчику температуры охл. жидкости | CAN-H |
30 | К блоку упр. двигателем (сигнал тахометра) | Резерв |
31 | Служебная диагностика | Служебная диагностика |
32 | К клемме «L» реле-регулятора генератора | Резерв |
Читайте также: Federal шины в красноярске
Разъем приборной панели Приора/Калина:
Навигация в панели приборов работает на Windows CE 6.0 вместе с ПО Navitel. Предусмотрено обновление ПО и загрузка навигационных карт с USB-карты через специальный USB вход. Эксплуатация автомобиля станет на много приятней, единственный недостаток — высокая цена.
А вам приходилось ставить на Приору или Калину щиток приборов нового образца с навигацией? Какие трудности у вас возникали в ходе этой доработки? Напомним, на сайте лада.онлайн можно найти другие инструкции по тюнингу и доработке автомобилей Лада Приора или Калина, например, как отрегулировать электронную педаль газа или улучшить тормоза без переделок.
Вопрос такой, моя лада приора оснащена этой самой CAN шиной, кто знает какие отличия в проводке? Хочу перевести авто с Е-газа на тросик, соответственно с заменой мозгов, будут ли у меня проблемы связаные с наличием CAN шины. Вообще возможно ли это? Знаю точно что у людей без CAN шины переход на троссовый газ возможен. Приора максимальной комплектации SE.
Comments 65
))))
Я сейчас всю тему узнаю, штудирую и определяюсь, а ставить буду после окончания определенных обстоятельств! Ждём!
Удачи тебе! Буду ждать всё в бж=)
Я тебя понял. Спасибо, от души!
Задался таким же вопросм. Разжуй пожалуйста чего надо менять приборку?
Вы хотите перейти на трос?
можно на ты, да задумываюсь над этим, для дальнейшего перехода на турбу.
Ты уже определил есть кан или нет?
spawn05 вот у него бж посмотри . у него тоже с кан шиной . и он переходил на трос . ну или спроси .
Может и так, как ни крути все равно много хлопот.
как определить есть can шина или нет
в инете. абит корвет. их надо заказывать, потом переделывать под приоровскую проводку. Короче брать родные мозги и абит и из двух лепить одни. И искать потом кто их настроить. Короче гемора капец
Да, я вот почитал, гемора не меньше чем с переходом на тросик, так что не знаю.
на е-газе можно настроить, только мозги абит нужны, они дорого стоят и настройка тож дорогая
у меня е-газ турбо !
переход на тросик — это гемор !
посмотри www.drive2.ru/users/gosharik73/blog/670496/ пункт 7, больше ни чем не могу помочь
Offtop:
Нифига ты надумал) у меня даже сигнал заменить времени нет)))))
я тебе скажу что замена на тросик ничего не даст.
это точно и проверенно.
т.к е-газ настроен на плавное открытие дроссельной заслонки чтобы двигатель работал четко и ровно.
вот как раз из-за плавности тебе и кажется что машина тупит с е-газом.
я бы даже не подумал менять на тросик, зачем наоборот портить машину?
Е-газ сам по себе меня устраивает и принцип работы мне известен, просто так на тросик я переходить бы не стал, но вот турбомотор не настроить на Е-газе в этом вся проблема.
найди толкового прошивальщика он тебе е-газ под турбо прошьет
Нет таких возможносте еще, не умеют е-газ онлайн настаивать, да и оборудования тоже еще такого нету.
вроде у нас в городе один уже делает,
спорить не буду не видел в живую, но слышал.
Если не трудно уточни, будет очень интересно.
если буду ехать мимо заеду спрошу
вроде у нас в городе один уже делает,
спорить не буду не видел в живую, но слышал.
Про кого ты говоришь это павел логинов, моя была вторая машина на е газе в сибири
именно, это он. и насколько мне известно он делает турбо на е-газ.
На абите сделает, а втт с кан шиной не сделает точно, с приборкой будут проблемы
коса в панели и приборка, это все? я так понимаю нужно искать проводку тоже от максимальной комплектации? И наверно еще надо проводку подкапотную тоже менять.
Подкапотную проводку менять полюбому нужно, независимо есть кан или нет!
А вот косу в панели и саму приборку можно не менять если авто без кан щины. а если с кан то тоже под замену…
а подскажите пожалуйста поподробней как определить есть кан шина или нету! если можно с картинками!
Вот эти датчики под номером 2 и 3
Если подключены оба датчика как здесь
А если подключён только один из датчиков то как-шина ЕСТЬ.
Читайте также: Расценка фер шина заземления
Вот эти датчики под номером 2 и 3
Если подключены оба датчика как здесь
А если подключён только один из датчиков то как-шина ЕСТЬ.
то есть если кан шина то кабель обычный для диагностики не подойдет? а если нет брать обычный ваг кабель, правильно понимаю, просто кабель хочу взять.
K-линию для диагностики оставили, независимо есть кан или нет!
Тесть в ЛЮБОЙ приоре есть к-линия
поэтому обычный к-лайн адаптер для диагностики подойдет!
Кан в приоре используется для связи между:
Блок ЭСУД — Блок комфорта — Приборная панель
Мне нужен просто нормальный кабель для полной диагностики приоры, вот и спрашиваю какой кабель брать)
Вот я тебе и говорю, что к-лайном можно диагностировать любую приору, поэтому бери любой к-лайн адаптер и вперед…
я уже на эту информацию натыкался и сразу посмотрел, датчик заглушен соответственно.
Меня тоже интересует этот вопрос у меня правда без кан шины
Без кан шины люди делают, тут есть информация на этот счет, в интернете даже есть комплекты для перехода на тросик, у тебя все проще нужно заменить косу мозговой проводки вместе с мозгами датчики под капотом рессивер, и педальку газа.
Ресивер то мне кажется не нужно менять и датчики тоже
Нужно, у е-газа ресс на 3х шпильках у троса на 2х, ДПДЗ РХХ стоят на дросселе и ДМРВ точно нужно менять,
Ясно а то я тут думал менять мне хватило того что эбу нужно менять и я отказался от этой затеи а тут еще оказывается есть еще подводные камни
если уж так хочеться давай поменяемся, ниче ненадо делать все уже готово, а я так и быть с твоей помучаюсь)
если уж так хочеться давай поменяемся, ниче ненадо делать все уже готово, а я так и быть с твоей помучаюсь)
Смысл в том что автомобиль будет подвержен установке турбонаддува, а Е-газ онлайн пока никто не шьет.
Тогда надо было изначально брать тросиковую, список переделок очень уж большой получится, либо искать битого донора и снимать все с него.
Когда брал, уже не было тросиковых в продаже, да и не думал об этом на тот момент. Возможно и донор как вариант.
Смысл в том что автомобиль будет подвержен установке турбонаддува, а Е-газ онлайн пока никто не шьет.
Посмотри мою машина, е газ и 280 лошадей, а с кан шиной на трос у тебя даже если что то получится, то ты самый лучший на этом сайте будешь)))
Я уже твой бортовик проштудировал, сильная заморочка, если я правильно понял с проводкой ничего не надо делать, только мозги другие заказать?
Короче, если с каном тачка то если поставить абит, все будет работать кроме приборки, это единственный касяк, и чтобы все заработало надо найти дурака кто все это сделает, но увы никто не берется, приборка работает через кан а именно через комп, а раньше на старых от каждого датчика шла проводка, так вот… Тут придется, заново щапитывать датчик температуры о.ж. Не будет зарядки чек, тахометр, аороче твпо будет работать спидометр, подсветка и все
Я так понимаю ты не смог решить эту проблему.
Короче, если с каном тачка то если поставить абит, все будет работать кроме приборки, это единственный касяк, и чтобы все заработало надо найти дурака кто все это сделает, но увы никто не берется, приборка работает через кан а именно через комп, а раньше на старых от каждого датчика шла проводка, так вот… Тут придется, заново щапитывать датчик температуры о.ж. Не будет зарядки чек, тахометр, аороче твпо будет работать спидометр, подсветка и все
Можешь вспомнить точную маркировку своего абита?
Посмотри мою машина, е газ и 280 лошадей, а с кан шиной на трос у тебя даже если что то получится, то ты самый лучший на этом сайте будешь)))
Опции темы
Поиск по теме
Видео:Как работает LIN шина автомобиля. K-Line L-Line шины данных. Лин шина автомобиля. Lin-bus networkСкачать
Смена cигналки. Как определить есть ли CAN шина ?
Хочу сменить сигналку, на что-то более адекватное. Официалы говорят, что в машине CAN шина, и нужно ставить, что-то не ниже Pandora 3500.
Подскажите как определить есть ли CAN шина?
был TD01W AT, 1996
был QASHQAI, 2010
Патриот, 2014, зеленый как УАЗ
Еще более развернутый ответ будет?
Был уже. Одни разводят другие тупят.
По проводам в диагностической колодке вывод о наличии CAN шины сделать можно?
Какой еще нужен развернутый ответ ?
Не веришь мне, найди в сети Service Manual для JB420 и посмотри схемы.
был TD01W AT, 1996
был QASHQAI, 2010
Патриот, 2014, зеленый как УАЗ
слушай, ну так сигналку обычную без can шины можно воткнуть на эскуду или все таки нужно ставить только с поддержкой can?
слушай, ну так сигналку обычную без can шины можно воткнуть на эскуду или все таки нужно ставить только с поддержкой can?
И простую сигу можно воткнуть и с кан-шиной на твою машину.
Напиши с какого ты города, может конкретно, что посоветуют.
слушай, ну так сигналку обычную без can шины можно воткнуть на эскуду или все таки нужно ставить только с поддержкой can?
можно с саN, можно без кан. без кан пандора не будет на брелке отображать несколько параметров. не помню уже какие (температуры и еще чтото). ну и понятно дело не будут работать некоторые функции. у меня 3000-я была.
Последний раз редактировалось ++1; 30.08.2011 в 09:01 .
- Свежие записи
- Нужно ли менять пружины при замене амортизаторов
- Скрипят амортизаторы на машине что делать
- Из чего состоит стойка амортизатора передняя
- Чем стянуть пружину амортизатора без стяжек
- Для чего нужны амортизаторы в автомобиле
🎥 Видео
Простая проверка CAN шины. Сканер не видит автомобиль через OBD2. Как правильно выбрать изоленту.Скачать
Can Bus - что это такое ? Зачем нужен ? Как настроить ?Скачать
Для чего служит CAN-шина в сигнализацииСкачать
Как проверить CAN шину Используем симулятор ElectudeСкачать
Магия CAN-шиныСкачать
Подробно про CAN шинуСкачать
Приборка Приора на CAN-шине. Не работает стрелка.Скачать
С чего начать ремонт ЭБУ: Типы шин данных, CANСкачать
Как проверить К-линию.Скачать
лекция 403 CAN шина- введениеСкачать
LIN шина - пример работы. LIN bus exampleСкачать
Can-шина в десяткеСкачать
Ремонт ошибок CAN шины Check Engine u0001 , u0141 , u1403 , u1110 , u110cСкачать