В предыдущей статье мы поговорили о проблемах в шине передачи данных CAN, возникших в результате износа аккумуляторной батареи и просадки питающего напряжения при запуске ниже порога работоспособности шины. Сегодня продолжим разговор о CAN-шине, но немного в другом ключе: прежде всего вспомним принцип ее работы, а затем рассмотрим один из случаев топологии шины и разберем осциллограмму дефекта.
Эта шина используется чаще всего как средство обмена данными в системах, для которых критично быстродействие и время принятия решения. Таковыми являются, например, система управления движением, объединяющая между собой блоки управления двигателем, автоматической трансмиссией, антиблокировочной системой тормозов, усилителем руля и т.п.
Конструктивно шина представляет собой неэкранированную витую пару. Провода шины называются CAN High и CAN Low.
Шина может находиться в двух состояниях:
- Рецессивное состояние, или логическая единица. Оба провода в этой ситуации имеют практически одинаковый потенциал: и на проводе CAN High, и на проводе CAN Low присутствует около 2 , 5 В. В рецессивном состоянии шина может находиться сколь угодно долго, хотя в реальности этого не происходит, ведь рецессивное состояние – это всего лишь пауза между сеансами передачи информации.
- Доминантное состояние, или логический ноль. В него шина переходит тогда, когда один из входящих в сеть блоков управления начинает передачу данных. Потенциалы на проводах шины меняются следующим образом: на проводе CAN High потенциал повышается на один вольт, на проводе CAN Low наоборот, становится на один вольт ниже.
Рассмотрим форму сигнала шины, чтобы обосновать ее помехоустойчивость:
На рисунке показаны доминантный и рецессивный уровни шины, а также воздействие на шину электромагнитной помехи. Особенностью обработки сигналов шины является то, что в расчет берется не сам уровень сигнала, а разница уровней между проводами CAN High и CAN Low. При рецессивном уровне эта разница близка к нулю, при доминантном уровне она максимальна.
В витой паре провода располагаются очень близко друг к другу. Если возникает внешняя электромагнитная помеха X, то она является синфазной и наводит одинаковый всплеск напряжения в обоих проводах шины. В итоге на обоих проводах появляется наведенный помехой импульс, но разница потенциалов между проводами при этом не меняется. Это позволяет эффективно подавлять внешние помехи, что является большим преимуществом CAN-шины.
На самом деле витая пара – давно известный способ борьбы с помехами. В медицине, например, в кардиостимуляторах, где требуется высочайшая помехоустойчивость, она применяется очень широко.
Сигнал шины поступает в блок управления на дифференциальный усилитель и обрабатывается. Иллюстрация поясняет процесс обработки:
Большинство автопроизводителей придерживаются скорости передачи 500 кБд, соответственно, продолжительность одного бита при этом составит 2 мкс.
Видео:Экспресс диагностика CAN шины на автомобиле. №21Скачать
Поговорим о топологии CAN-шины. Физически у шины нет начала и нет конца, шина – это просто единая сеть. Чаще всего встречаются два типа топологии: линейная топология и топология «пассивная звезда», а также их сочетания.
На современных автомобилях шина CAN очень разветвленная. Чтобы не перегружать линию большим количеством передаваемых данных, шина может состоять из нескольких ветвей, объединенных межсетевым шлюзом, иначе называемым Gateway. В итоге сеть представляет собой несколько ответвлений, в том числе и на диагностический разъем, использующих разную скорость и протоколы обмена.
Читайте также: Размеры шин дисков мазда сх5
Поэтому топология шины – вопрос для диагноста очень актуальный и, к сожалению, довольно сложный. Из тех электрических схем, которыми располагает диагност, не всегда можно понять топологию. Но в документации некоторых автопроизводителей приводится полная и подробная информация, в этом случае задача сильно упрощается.
Не зная тонкостей организации шины, найти в ней неисправность бывает достаточно сложно. Например, при наличии окисления контактов в разъеме пропадает связь с целым рядом блоков управления. Наличие под рукой топологии шины позволяет легко находить подобные проблемы, а отсутствие приводит к большой потере времени.
Ну что ж, мы немного освежили в памяти теорию шины, теперь самое время перейти к практике.
Перед нами автомобиль Infinitit Q 50 , оснащенный весьма редким турбированным мотором VR 30 DDT объемом 3 . 0 л и мощностью 400 лошадиных сил. Но проблема заключается не в этом замечательном агрегате, а как раз в CAN-шине: подключив диагностический сканер, не удается установить связь с доброй половиной блоков управления.
Нам повезло – Nissan относится к тому узкому кругу производителей, которые дают диагностам качественную и полноценную информацию. В том числе есть в документации и подробная топология бортовой шины обмена данными. Открываем, смотрим:
Следует сказать, что приведенная блок-схема достаточно общая. В документации имеется гораздо более подробная электрическая схема со всеми проводами и номерами контактов в блоках, но сейчас она нам пока что ни к чему, нам важно понять общую топологию.
Итак, первое, что нужно увидеть, это то, что вся сеть разделена на три большие ветви, обведенные пунктиром:
Видео:CAN шина👏 Как это работаетСкачать
- CAN communication circuit 1 (Коммуникационная цепь CAN 1 );
- CAN communication circuit 2 (Коммуникационная цепь CAN 2 );
- Chassis communication circuit (Коммуникационная цепь шасси).
Первые две цепи связаны между собой посредством CAN gateway (найдите его на иллюстрации). Цепь шасси связана с цепью CAN 2 через блок управления шасси, который также играет роль своеобразного Gateway.
А теперь вновь обратимся к сканеру и посмотрим, какие из блоков управления не выходят на связь. Дилерский сканер предоставляет нам очень удобную функцию: на экран выводятся блоки каждой из цепей по отдельности, а цветом отображается возможность (зеленый) либо невозможность (красный) установить с ними связь. Вот блоки цепи CAN 1 :
А это – блоки цепи CAN 2 . Как видно, связи с ними попросту нет:
Также нет связи с блоками цепи шасси, но это и понятно: эта цепь, согласно блок-схеме, подключена к цепи CAN 2 .
Ну что ж, задача почти решена, осталось лишь локализовать неисправность. А для этого воспользуемся мотортестером и снимем осциллограмму на проводах шины сначала в CAN 1 , а затем в CAN 2 и сравним их.
Сделать это очень несложно, ведь обе шины выведены прямо на диагностический разъем. Согласно более подробной схеме, о которой упоминалось выше, на контакты диагностической колодки 6 и 14 выведены провода CAN 1 , а на контакты 12 и 13 – провода CAN 2 .
Снимаем осциллограмму в цепи CAN 1 . Она имеет прямо-таки академический вид:
Читайте также: Давление в шинах шкода рапид 2020 r16
Давайте обмерим ее с помощью линеек.
Видео:Почему я продал Шевроле Эпика? Минусы б/у Chevrolet Epica с пробегомСкачать
- На проводе CAN High в рецессивном состоянии потенциал составил 2 , 26 В, на проводе CAN Low – 2 , 25 В.
- На проводе CAN High в доминантном состоянии потенциал составил 3 , 58 В, на проводе CAN Low – 1 , 41 В.
- Ширина импульса, соответствующего одной единице передаваемой информации, составляет 2 мкс (обведено красным прямоугольником).
Просто идеальное соответствие теории и практики. Конечно, полосы пропускания нашего прибора явно недостаточно для корректного отображения сигнала, слишком уж широк его спектр. Однако, если закрыть на это глаза, то вполне можно оценить качество сигнала и сделать необходимые выводы.
А теперь делаем ту же операцию на контактах диагностической колодки 12 и 13 , чтобы получить осциллограмму сигнала CAN 2 . Вот она:
Для наглядности масштаб осциллограмм на обеих иллюстрациях один и тот же.
То, что вы видите на этой осциллограмме, называется «мусор». Часто диагносты так и говорят: блок мусорит в шину. Вот только как найти блок, который это делает? Методика здесь очень проста и сводится она к поочередному отключению блоков и повторному наблюдению за сигналом шины.
Где именно находится тот или иной блок на автомобиле, в документации, как правило, показано. Например, на этом «финике» блоки расположены так:
Но в нашем случае все проще. Кстати, маленький лайфхак, возьмите на заметку. В автомобилях Nissan и Infiniti чаще всего причиной наличия мусора в CAN-шине является блок ABS. Сняв разъем с блока, сразу получаем нормальный обмен и связь сканера со всеми блоками ветви CAN 2 :
Обратите внимание на то, что связь в цепи CAN 2 есть со всеми блоками, кроме блока ABS, ведь он отключен.
Завершая разговор, хотелось бы обратить ваше внимание еще на один важный нюанс. Частота следования импульсов по CAN-шине составляет 500 кГц. Поэтому при получении осциллограммы необходимо задействовать максимально возможную частоту дискретизации мотортестера, на какую только он способен.
Если частоту дискретизации вы зададите низкую, то импульсы на осциллограмме будут сильно искажены. В качестве примера посмотрите, как выглядит осциллограмма сигнала CAN-шины при специально сниженной частоте дискретизации прибора:
Видео:Поиск неисправности в шине CAN мультиметром. Suzuki Grand Vitara. U1073, P1674, B1553.Скачать
Красным прямоугольником обведено время, в которое укладывается одно деление сетки. Оно составляет 0 , 2 мс. А на осциллограмме, которую мы рассматривали ранее, это время было равно 5 мкс, поэтому отображение импульсов было более правильным. Имейте это ввиду и не допускайте ошибок!
Шевроле эпика 2008г шелчки в isu
Здравствуйте. Установил А93v2 2can 2lin спрошивкой alphav, с реализацией бесключевого запуска, при выключеным зажигании шелкает блок isu если востанавливаш провод лин шелчки проподают но перестает работать автозапуск что можно сделать? Подключение все аналогом.
Ответы 11
В качестве решения добавьте реле на провод LIN с управлением от розового провода. В нормальном режиме LIN штатный, а при автозапуске включится реле и подаст наш сигнал в автомобиль.
При таком подключении щелчки не уходят. Рвали НЗ группой Лин через 1сек , на 1сек после каждого выключения зажигания. Пробовал 2кан2лин ранних выпусков и в4. Перебрал все доступные прошивки как для данной машины так и от прочих аналогов. Если Лин не рвать сожрёт акб.
Читайте также: 407001ll0b датчик давления шин
Рвали НЗ группой Лин через 1сек , на 1сек после каждого выключения зажигания. Пробовал 2кан2лин ранних выпусков и в4.
При довольно сходных проблемах на HONDA ( там правда было зависание CAN-адаптера сигнализации) вопрос решался тоже РАЗРЫВОМ LIN-провода. НО суть разрыва не в том, чтобы НА короткое ВРЕМЯ ПОРВАТЬ провод (а всё время он цел и прицеплен к проводке авто), а в том, чтобы ВРЕМЕННО его подключить в нужную цепь машины только на момент обхода иммо. То есть использовался НР-контакт например релейного канала №8 в настройке «дублирование розового провода» и «активность обходчика 30 сек» — это для старых А93.
Проблема наблюдалась в ранних версиях прошивок CAN с обходом иммо для Honda. Позднее она была исправлена и такой разрыв (врЕменное подключение LIN) стал не нужен для Honda.
Видео:ТОП проблем Шевроле Эпика | Самые частые неисправности и недостатки Chevrolet EpicaСкачать
Попробуйте использовать НР-контакт в логике «управление обходом иммо на 30 сек», встроенный в LIN-провод сигнализации. Тогда эта линия сигнализации будет подключаться к проводке автомобиля за 2 сек до активации зажигания, формировать код обхода иммо, а затем отключаться. Думаю — это решит проблему со щелчками в штатных блоках и с незасыпанием машины.
Спасибо, пробовали. после аз -таже песня. Машину делали в середине мая. До сих никаких проблем нет. Диагностика систем ошибок не выдает.
Не могу состыковать Машину делали в середине мая. До сих никаких проблем нет. со Спасибо, пробовали. после аз -таже песня. (в смысле «при выключеным зажигании шелкает блок isu» ?)
Так проблему со щелканьем блока ISU решили? Если да, то как?
А. кажется я понял! Решение именно в том, чтобы
Рвали НЗ группой Лин через 1сек , на 1сек после каждого выключения зажигания.
И это было проверено на разных версиях CAN-модулей и со всеми сработало.
А рвали именно LIN провод сигнализации? Или ШТАТНЫЙ провод LIN в машине?
Сначала поменяли V4 На 2кан2лин старого образца т.к. к нему гора прошивок для данной машины, затем попробовали может подойдет прошивка от др. авто. Лин подключается в разрыв(по схеме) пробовали замыкать межу собой, пробовали в обе стороны запускать лин через реле с упр от розового провода. эффекта не дало. глушишь машину(не важно чем) начинает щелкать реле в блоке ису. Помог только разрыв ШТАТНОГО лина. Щелкать начинает после обучения обхода иммо. Эпика 2008 год, акпп.
П,с. забыл добавить; по кану машина не видит ничего. Все цепляли мясом. Точки подключения кан пробовали разные.
Спасибо за все уточнения. Главное за инфу Помог только разрыв ШТАТНОГО лина. Вдруг когда заедет в работу (у нас в основном Корея и Праворульная Япония). Да и другим коллегам может пригодиться.
)) обращайтесь, по япам тоже много чего могу рассказать. Удачи! и Будь здоров!
решил данную проблему путем трех реле,два реле держат разрыв обоих проводов лин.одно с нз контактами замыкает оба провода у блока,управление сделал реле цз в режим обхода(все три реле одновременно при авто запуске)
- Свежие записи
- Нужно ли менять пружины при замене амортизаторов
- Скрипят амортизаторы на машине что делать
- Из чего состоит стойка амортизатора передняя
- Чем стянуть пружину амортизатора без стяжек
- Для чего нужны амортизаторы в автомобиле
💡 Видео
CHEVROLET EPICA - ПРИСМОТРИСЬ! МОЖЕТ ЭТО ТО, ЧТО ТЫ ИЩЕШЬСкачать
Обзор и отзыв о Chevrolet Epica! Шевроле Эпика - брать, или не брать?Скачать
Что такое CAN шинаСкачать
Chevrolet Epica R-18 Правильные катки.Скачать
Chevrolet Epica (2.0) - Капиталка ЭПИЧНОГО...Скачать
Была одна неисправность, стало две. И это еще нормально. Гаражная диагностика Chevrolet EpicaСкачать
Все косяки и преимущества народного бизнес класса - Chevrolet EpicaСкачать
Крутилка для Chevrolet Epica. Надежная CAN-моталка для Шевроле ЭпикаСкачать
Почему большой расход бензина на #Chevrolet #Epica? Как найти причину? #EGRoff+TUN+E2Скачать
сбалансированная работа двигателя Chevrolet epicaСкачать
Chevrolet Epica ПЛЮСЫ И МИНУСЫСкачать
Честный Обзор на Chevrolet EpicaСкачать
Почему мы не возим двигатели на Chevrolet EpicaСкачать
Chevrolet Epica. Мне только арочки подкрасить...Скачать
Шевроле Эпика слабые места | Недостатки и болячки б/у Chevrolet EpicaСкачать