Частота шины равна частоте памяти

Что нужно знать о видеокартах? Руководство THG для начинающих пользователей, часть II

Архитектура графического процессора: технология

Техпроцесс

Под этим термином понимают размер одного элемента (транзистора) чипа и точность процесса производства. Совершенствование техпроцессов позволяет получить элементы меньших размеров. Например, техпроцесс 0,18 мкм даёт элементы большего размера, чем 0,13-мкм техпроцесс, поэтому он не такой эффективный. Транзисторы меньшего размера работают от меньшего напряжения. В свою очередь, снижение напряжения приводит к уменьшению теплового сопротивления, что даёт снижение количества выделяемого тепла. Совершенствование техпроцесса позволяет уменьшить расстояние между функциональными блоками чипа, а на передачу данных требуется меньше времени. Сокращение расстояний, понижение напряжения и другие улучшения позволяют достигать более высоких тактовых частот.

Несколько усложняет понимание то, что для обозначения техпроцесса сегодня используют как микрометры (мкм), так и нанометры (нм). На самом деле всё очень просто: 1 нанометр равен 0,001 микрометру, поэтому 0,09-мкм и 90-нм техпроцессы — это одно и то же. Как уже отмечалось выше, меньший техпроцесс позволяет получить более высокие тактовые частоты. Например, если сравнивать видеокарты с чипами 0,18 мкм и 0,09 мкм (90 нм), то вполне разумно ожидать от 90-нм карты более высокой частоты.

Тактовая частота графического процессора

Тактовая частота графического процессора измеряется в мегагерцах (МГц), то есть в миллионах тактов за секунду.

Тактовая частота напрямую влияет на производительность графического процессора. Чем она выше, тем больше работы можно выполнить за секунду. Для первого примера возьмём видеокарты nVidia GeForce 6600 и 6600 GT: графический процессор 6600 GT работает на частоте 500 МГц, а у обычной карты 6600 — на 400 МГц. Поскольку процессоры технически идентичны, 20% прирост тактовой частоты 6600 GT приводит к более высокой производительности.

Но тактовая частота — это ещё далеко не всё. Следует учитывать, что на производительность очень сильно влияет архитектура. Для второго примера возьмём видеокарты GeForce 6600 GT и GeForce 6800 GT. Частота графического процессора 6600 GT составляет 500 МГц, но 6800 GT работает всего на 350 МГц. А теперь примем во внимание, что у 6800 GT используются 16 пиксельных конвейеров, а у 6600 GT — только восемь. Поэтому 6800 GT с 16 конвейерами на 350 МГц даст примерно такую же производительность, как процессор с восемью конвейерами и удвоенной тактовой частотой (700 МГц). С учётом сказанного, тактовую частоту вполне можно использовать для сравнения производительности.

Локальная видеопамять

Память видеокарты очень сильно влияет на производительность. Но разные параметры памяти влияют по-разному.

Объём видеопамяти

Объём видеопамяти, наверное, можно назвать параметром видеокарты, который больше всего переоценивают. Неопытные потребители часто используют объём видеопамяти для сравнения разных карт между собой, но в реальности объём слабо влияет на производительность по сравнению с такими параметрами, как частота шины памяти и интерфейс (ширина шины).

В большинстве случаев карта со 128 Мбайт видеопамяти будет работать почти так же, как карта с 256 Мбайт. Конечно, есть ситуации, когда больший объём памяти приводит к увеличению производительности, но следует помнить, что больший объём памяти не будет автоматически приводить к росту скорости в играх.

Где объём бывает полезен, так это в играх с текстурами высокого разрешения. Игровые разработчики прилагают к игре несколько наборов текстур. И чем больше памяти будет на видеокарте, тем более высокое разрешение могут иметь загружаемые текстуры. Текстуры высокого разрешения дают более высокую чёткость и детализацию в игре. Поэтому вполне разумно брать карту с большим объёмом памяти, если все другие критерии совпадают. Ещё раз напомним, что ширина шины памяти и её частота намного сильнее влияют на производительность, чем объём физической памяти на карте.

Ширина шины памяти

Ширина шины памяти — один из самых важных аспектов производительности памяти. Современные шины имеют ширину от 64 до 256 бит, а в некоторых случаях даже 512 бит. Чем шире шина памяти, тем больше информации она может передать за такт. А это напрямую влияет на производительность. Например, если взять две шины с равными частотами, то теоретически 128-битная шина передаст в два раза больше данных за такт, чем 64-битная. А 256-битная шина — ещё в два раза больше.

Более высокая пропускная способность шины (выражается в битах или байтах в секунду, 1 байт = 8 бит) даёт более высокую производительность памяти. Именно поэтому шина памяти намного важнее, чем её объём. При равных частотах 64-битная шина памяти работает со скоростью всего 25% от 256-битной!

Возьмём следующий пример. Видеокарта со 128 Мбайт видеопамяти, но с 256-битной шиной даёт намного более высокую производительность памяти, чем 512-Мбайт модель с 64-битной шиной. Важно отметить, что у некоторых карт из линейки ATi X1x00 производители указывают спецификации внутренней шины памяти, но нас интересуют параметры внешней шины. Например, у X1600 внутренняя кольцевая шина имеет ширину 256 бит, но внешняя — всего 128 бит. И в реальности шина памяти работает со 128-битной производительностью.

Читайте также: Шины для honda shadow 750

Типы памяти

Память можно разделить на две основные категории: SDR (одиночная передача данных) и DDR (удвоенная передача данных), при которой данные передаются за такт в два раза быстрее. Сегодня технология одиночной передачи SDR устарела. Поскольку у памяти DDR данные передаются в два раза быстрее, чем у SDR, важно помнить, что у видеокарт с памятью DDR чаще всего указывают удвоенную частоту, а не физическую. Например, если у памяти DDR указана частота 1000 МГц, то это эффективная частота, при которой должна работать обычная память SDR, чтобы дать такую же пропускную способность. А на самом деле физическая частота составляет 500 МГц.

По этой причине многие удивляются, когда для памяти их видеокарты указана частота 1200 МГц DDR, а утилиты сообщают о 600 МГц. Так что придётся привыкнуть. Память DDR2 и GDDR3/GDDR4 работает по такому же принципу, то есть с удвоенной передачей данных. Различие между памятью DDR, DDR2, GDDR3 и GDDR4 кроется в технологии производства и некоторых деталях. DDR2 может работать на более высоких частотах, чем память DDR, а DDR3 — ещё на более высоких, чем DDR2.

Частота шины памяти

Подобно процессору, память (или, точнее, шина памяти) работает на определённых тактовых частотах, измеряемых в мегагерцах. Здесь повышение тактовых частот напрямую влияет на производительность памяти. И частота шины памяти является одним из параметров, которые используют для сравнения производительности видеокарт. Например, если все другие характеристики (ширина шины памяти и т.д.) будут одинаковыми, то вполне логично утверждать, что видеокарта с 700-МГц памятью работает быстрее, чем с 500-МГц.

Опять же, тактовая частота — это ещё не всё. 700-МГц память с 64-битной шиной будет работать медленнее, чем 400-МГц память со 128-битной шиной. Производительность 400-МГц памяти на 128-битной шине примерно соответствует 800-МГц памяти на 64-битной шине. Следует также помнить, что частоты графического процессора и памяти — совершенно разные параметры, и обычно они различаются.

Интерфейс видеокарты

Все данные, передаваемые между видеокартой и процессором, проходят через интерфейс видеокарты. Сегодня для видеокарт используется три типа интерфейсов: PCI, AGP и PCI Express. Они различаются пропускной способностью и другими характеристиками. Понятно, что чем выше пропускная способность, тем выше и скорость обмена. Впрочем, высокую пропускную способность могут использовать только самые современные карты, да и то лишь частично. В какой-то момент скорость интерфейса перестала быть «узким местом», её сегодня попросту достаточно.

Самая медленная шина, для которой выпускались видеокарты, это PCI (Peripheral Components Interconnect). Если не вдаваться в историю, конечно. PCI действительно ухудшала производительность видеокарт, поэтому они перешли на интерфейс AGP (Accelerated Graphics Port). Но даже спецификации AGP 1.0 и 2x ограничивали производительность. Когда стандарт увеличил скорость до уровня AGP 4x, мы начали приближаться к практическому пределу пропускной способности, которую могут задействовать видеокарты. Спецификация AGP 8x ещё раз удвоила пропускную способность по сравнению с AGP 4x (2,16 Гбайт/с), но ощутимого прироста графической производительности мы уже не получили.

Самая новая и скоростная шина — PCI Express. Новые графические карты обычно используют интерфейс PCI Express x16, который сочетает 16 линий PCI Express, дающих суммарную пропускную способность 4 Гбайт/с (в одном направлении). Это в два раза больше, чем пропускная способность AGP 8x. Шина PCI Express даёт упомянутую пропускную способность для обоих направлений (передача данных на видеокарту и с неё). Но скорости стандарта AGP 8x было уже достаточно, поэтому мы пока не встречали ситуации, когда переход на PCI Express дал прирост производительности по сравнению с AGP 8x (если другие аппаратные параметры одинаковы). Например, AGP-версия GeForce 6800 Ultra будет работать идентично 6800 Ultra для PCI Express.

Сегодня лучше всего покупать карту с интерфейсом PCI Express, он продержится на рынке ещё несколько лет. Самые производительные карты уже не выпускаются с интерфейсом AGP 8x, и решения PCI Express, как правило, найти уже легче аналогов AGP, да и стоят они дешевле.

Решения на нескольких видеокартах

Использовать несколько видеокарт для увеличения графической производительности — идея не новая. В ранние дни 3D-графики копания 3dfx вышла на рынок с двумя видеокартами, работающими параллельно. Но с исчезновением 3dfx технология совместной работы нескольких потребительских видеокарт была предана забвению, хотя ATi выпускала подобные системы для профессиональных симуляторов ещё с выхода Radeon 9700. Пару лет назад технология вернулась на рынок: с появлением решений nVidia SLI и, чуть позднее, ATi Crossfire .

Читайте также: Шины в рассрочку в петрозаводске

Совместное использование нескольких видеокарт даёт достаточную производительность, чтобы вывести игру с высокими настройками качества в высоком разрешении. Но выбирать то или иное решение не так просто.

Начнём с того, что решения на основе нескольких видеокарт требуют большое количество энергии, поэтому блок питания должен быть достаточно мощным. Всё это тепло придётся отводить от видеокарты, поэтому нужно обратить внимание на корпус ПК и охлаждение, чтобы система не перегрелась.

Кроме того, помните, что SLI/CrossFire требует соответствующей материнской платы (либо под одну технологию, либо под другую), которая обычно стоит дороже по сравнению со стандартными моделями. Конфигурация nVidia SLI будет работать только на определённых платах nForce4, а карты ATi CrossFire — только на материнских платах с чипсетом CrossFire или на некоторых моделях Intel. Ситуацию осложняет и то, что некоторые конфигурации CrossFire требуют, чтобы одна из карт была специальной: CrossFire Edition. После выхода CrossFire для некоторых моделей видеокарт ATi разрешила включать технологию совместной работы по шине PCI Express, причём с выходами новых версий драйверов число возможных комбинаций увеличивается. Но всё же аппаратный CrossFire с соответствующей картой CrossFire Edition даёт более высокую производительность. Но и карты CrossFire Edition стоят дороже обычных моделей. На данный момент вы можете включить программный режим CrossFire (без карты CrossFire Edition) на видеокартах Radeon X1300, X1600 и X1800 GTO.

Видео:Частота процессора, множитель и системная шинаСкачать

Частота процессора, множитель и системная шина

Помогите разобраться с частотой шины мамы, памяти и процессора

5200 МГц, а в свойсвах чипсета написано СИСТЕМНАЯ ШИНА HyperTransport 3.0, 1000-2600 МГц (в 2 раза меньше) — ТАК КАКАЯ ШИНА ЧТО ОЗНАЧАЕТ И НА КАКУЮ ОРИЕНТИРУЕТСЯ ПРОЦ И ПАМЯТЬ? Дальше.

2. Вот проц: написано ЧАСТОТА ШИНЫ CPU 4000 МГц, а в характеристиках ядра написано ЧАСТОТА СИСТЕМНОЙ ШИНЫ = 2000 Mhz, опять второе значение в 2 раза меньше, так КОТОРОЕ из них?

3. Теперь память: частота функционирования 1333 Mhz, тут вроде проще, наверное(+ если две планки, то ещё на х2 люди умножают не знаю почему и получается типа 2666 частота), хотя вот у меня стоит DDR2 PC 6400 — типа 800 Mhz (выставлено в биосе 800), а CPU-Z показывает: ЧАСТОТА DRAM 400 Mhz (АААААА! почему опять в два раза меньше?) и какая реальная частота будет с 1333 Mhz тогда?

И что за соотношение такое FSB:DRAM — CPU/7, у других обычно вместо CPU какое то число, впринципе на соотношение мне наплевать, но CPU/7 я что то не понял + почему у процессора FSB 200 Mhz (атлон х2 5600+), или она закреплённая у каждого проца своя? Чем больше тем лучше или нет?

4. (выдох) Фув, в общем, что я знаю, если опираться на то, что частоты всех устройств в идеале ДОЛЖНЫ работать на схожих частотах для баланса, то, если я правильно понял: те самые 1000-2600 Mhz это реальная шина МАМЫ? HyperTransport 3.0 — типа реальная пропускная способность? И если всё правильно, то тогда 2000 Mhz моего процессора укладываются, и память 2666 тоже? Всё пучком
(или считать всё же как одну планку 1333 — ведь это маловато, или пофиг? а процессор будет работать на сниженной частоте шины до 1333? — это ведь плохо (ААААААААА! моя голова!), или она не влияет на проц, всё не так? а покупать память с частотой 2000 нужно уже и мать дорогую, да и цена самой такой памяти АЙ!, так что как так, да и процов которые я хочу частоты ниже 4000 или 2000 нету)

Видео:Частота процессора или частота системной шины?Скачать

Частота процессора или частота системной шины?

Частота шины или коэффициент умножения?

На материнской плате объединено множество вычислительных устройств. Для синхронизации их работы, на материнской плате располагают тактовый генератор, который по множеству тактируемых линий сообщает вычислительным устройствам, о необходимости начинать или завершать обрабатываемую операцию. Это, что касается вычислительных устройств, но нас больше интересует другой вопрос.
Доставка данных, её скорость и пропускная способность(ПСП) шины. Основной характеристикой шины является её пропускная способность, которая определяется пропускной способностью шины за 1 такт, и соответственно тактовой частотой шины, и равна их произведению. ПСП шины за 1 такт чётко определена производителем, вернее физическими особенностями шины. Но рукам пользователей предоставлена такая возможность, как манипуляция тактовыми частотами. Сразу следует отметить, что не смотря на обилие самых разных частот, к примеру: Athlon 64 2.4GHz, НТ, DDRII, PCI-e, AGP, PCI и т.д. вся система работает на одной частоте, задаваемой тактовым генератором. Далее вопрос о ПСП шин буду рассматривать на примере процессоров семейства Athlon 64, т.к. в результате расположения контроллера памяти на кристалле процессора, это вызвало некоторые особенности в работе эффективной частоты шины памяти.
Итак системы на базе процессоров семейства AMD Athlon 64 работают на частоте 200МГц. А такие показатели как НТ 1000, DDR2-667, PCI(33МГц),… это всего лишь показатель возможностей конкретной шины, который достигается с помощью использования коэффициентов умножения(КУ) и делителей. В случае если шина медленная, и не успевает за частотой генератора, используются делители с коэффициентом «к», т.е. данные передаются 1 раз в «к» тактов. Если же шина поддерживает частоту выше частоты тактового генератора, то используют КУ. Но тут встречаются подводные камни, из-за несоответствия частот команды чтения/записи обрабатываются с реальной частотой тактового генератора. Т.е. не смотря на то, что данные передаются «к» раз за 1 такт, команды чтения/записи обрабатываются ровно 1 такт, т.е. все «к» раз в течении 1 такта команды чтения/записи из/в конкретную ячейку дублируются. Теперь объясним смысл использования этих коэффициентов. Не смотря на то, что главную роль бесспорно играет реальная частота шины, эффективная частота так-же не маловажна для работы шины, ну и в основном шины оперативной памяти. Т.к. в случае если нам потребуется считать/записать большой участок кода, то команда будет выполняться столько реальных тактов, сколько потребуется для выполнения поставленной задачи. Именно для этой цели, а именно выполнения 1 команды, за 1 реальный такт и используют КУ. Кстати подводный камень о котором я говорил заключается в том, что для боле производительной работы системы требуется большая реальная частота, а не эффективная, так опять же на примере АМД заметим, что компания искусственно затягивала с вводом новой памяти DDR2. т.к. реальная частота первых экземпляров DDR2 памяти: DDR2-400MHz, DDR2-533MHz, DDR2-667MHz – была ниже чем реальная частота DDR400, а на ряду с тем, что долгое время АМД пыталась уменьшить доступ процессора к данным оперативной памяти, результатом чего стала интеграция контроллера памяти на ядро процессора. Т.е. АМД стремилась к низкой латентности, а память DDR2 по сравнению с DDR таковой не отличается, поэтому несмотря на большую пропускную способность память DDR2 с частотой ниже 800МГц, на определённых задачах имеет либо не значительный прирост, либо отставание в производительности системы.
Возвращаясь к теме отмечу, что из всего выше сказанного очевидно, на показатель производительности большую роль играет значение реальной частоты, а не эффективной(полученной с помощью КУ).
Кстати вспоминая о особенности работы оперативной памяти на процессорах семейства AMD Athlon 64, скажу, что эффективная частота работы вычисляется по более сложной формуле, т.е. память DDR2 имеет КУ равный 4. И при реальной частоте 166МГц, память работает как DDR2-667MHz. Но эффективная частота шины памяти так-же зависит от процессора. Процессор синхронизирует частоту памяти, с своей частотой. SPD чип отсылает информацию о установленных модулях памяти в BIOS, т.о. процессор определяет делитель. В результате этого, в зависимости от частоты процессора, шина памяти при некоторых частотах работает на частотах ниже заявленных.
К примеру:
памяти DDR2-667 соответствуют следующие частоты:
частота процессора/делитель/частота шины памяти
1600МГц/5/320МГц*2=DDR2-640
1800МГц/6/DDR2-600
2000МГц/6/DDR2-667
2200МГц/7/DDR2-628
2400МГц/8/DDR2-600

Читайте также: Как сделать дорожку из автомобильных шин

Т.е. частота шины памяти равна частота процессора разделить на коэффициент «к», а т.к. память у нас DDR2, то полученный результат умножаем на два. Все коэффициенты определяются системой, нам же приходится использовать «метод научного тыка» в случае если полученная частота оказалась выше заявленной производителем, значит мы ошиблись, и коэффициент надо уменьшить на единичку, замечу, что коэффициентами являются только целочисленные числа с шагом равным единице 1,2,3,4,5,6,7….

К написанию этой статьи, меня побудил вопрос «Как более эффективно разогнать процессор».
Теперь говоря о разгоне процессора, отметим, что каждый процессор имеет предельную частоту работы и ряд близ лежащих частот, которые никогда не выставляются производителем, т.к. у всех свои приоритеты, и приоритетом производителей является стабильность системы. Как мы убедились, для определённых частот процессоров от АМД, частота шины часто даже занижается. Поэтому при разгоне процессора более эффективным является разгон по шине, чем разгон КУ. Следует заметить, что частота процессора является произведением шины на КУ, и в равной степени зависит от обоих показателей, а т.к. разгон по шине, может быть ограничен КУ, рекомендуется выставить все показатели КУ на минимум, после чего достигнуть предела, либо желаемого результата по шине, после чего выставлять коэффициенты.

  • Свежие записи
    • Нужно ли менять пружины при замене амортизаторов
    • Скрипят амортизаторы на машине что делать
    • Из чего состоит стойка амортизатора передняя
    • Чем стянуть пружину амортизатора без стяжек
    • Для чего нужны амортизаторы в автомобиле
    • Правообладателям
    • Политика конфиденциальности


    📺 Видео

    Какая частота памяти нужна играм... или тайминги?Скачать

    Какая частота памяти нужна играм... или тайминги?

    РАЗРУШИТЕЛЬ МИФОВ / ОПЕРАТИВНАЯ ПАМЯТЬ: ЧАСТОТА, ОБЪЕМ И ДВУХКАНАЛСкачать

    РАЗРУШИТЕЛЬ МИФОВ / ОПЕРАТИВНАЯ ПАМЯТЬ: ЧАСТОТА, ОБЪЕМ И ДВУХКАНАЛ

    Как разогнать процессор и память? Гоним по шине и множителю.Скачать

    Как разогнать процессор и память? Гоним по шине и множителю.

    Нужно ли разгонять оперативную память на AMD ryzen ? ТЕСТ 1600,1866,2133,2666,2999,3200 MHzСкачать

    Нужно ли разгонять оперативную память на AMD ryzen ? ТЕСТ 1600,1866,2133,2666,2999,3200 MHz

    Как узнать частоту оперативной памяти компьютера или ноутбукаСкачать

    Как узнать частоту оперативной памяти компьютера или ноутбука

    🔧Проверь свою ОПЕРАТИВНУЮ ПАМЯТЬ, она работает не на все 100!Скачать

    🔧Проверь свою ОПЕРАТИВНУЮ ПАМЯТЬ, она работает не на все 100!

    Как узнать частоту оперативной памятиСкачать

    Как узнать частоту оперативной памяти

    Как заставить память работать на заявленной частоте?Скачать

    Как заставить память работать на заявленной частоте?

    Что даёт частота памяти больше 4000mhz на бюджетном и топовом процессоре? Тест на Pentium и i7!Скачать

    Что даёт частота памяти больше 4000mhz на бюджетном и топовом процессоре? Тест на Pentium и i7!

    Как правильно выбрать оперативную память. Частота, тайминги, ранги, каналы, чипы. Самый полный гайд.Скачать

    Как правильно выбрать оперативную память. Частота, тайминги, ранги, каналы, чипы. Самый полный гайд.

    Влияние частоты оперативной памяти на Ryzen 5600XСкачать

    Влияние частоты оперативной памяти на Ryzen 5600X

    Как работает процессор: частоты, шины и т.д.Скачать

    Как работает процессор: частоты, шины и т.д.

    Влияние частоты оперативной памяти в играхСкачать

    Влияние частоты оперативной памяти  в играх

    НУЖНА ЛИ ТЕБЕ БЫСТРАЯ ОПЕРАТИВНАЯ ПАМЯТЬ? 2666Mhz vs 3200Mhz vs 4000MhzСкачать

    НУЖНА ЛИ ТЕБЕ БЫСТРАЯ ОПЕРАТИВНАЯ ПАМЯТЬ? 2666Mhz vs 3200Mhz vs 4000Mhz

    Влияние частоты оперативной памяти на производительность в играх (часть 1)Скачать

    Влияние частоты оперативной памяти на производительность в играх (часть 1)

    Разные планки оперативной памяти. Можно ли совмещать в одном ПК?Скачать

    Разные планки оперативной памяти. Можно ли совмещать в одном ПК?

    Разгон кольцевой шины и кэша L3 процессораСкачать

    Разгон кольцевой шины и кэша L3 процессора

    РАЗРУШИТЕЛЬ МИФОВ / РАЗГОН ПРОЦЕССОРА И ОПЕРАТИВНОЙ ПАМЯТИСкачать

    РАЗРУШИТЕЛЬ МИФОВ / РАЗГОН ПРОЦЕССОРА И ОПЕРАТИВНОЙ ПАМЯТИ
Поделиться или сохранить к себе:
Технарь знаток