24. Подбор оптимального гребного винта для мотора «Ветерок»
Гребной винт лодочного мотора преобразует мощность на валу двигателя в работу по преодолению сил сопротивления воды движению лодки. Правильное согласование упора, развиваемого гребным винтом, и сопротивления лодки — условие наиболее эффективного использования лодочного мотора.
При работе лодочного мотора могут быть два нежелательных случая:
1) двигатель, развивая частоту вращения меньше нормальной, «не добирает», мощность (т. е. мощности двигателя не хватает для того, чтобы винт мог развивать расчетную скорость вращения);
2) двигатель развивая частоту вращения больше нормальной, не полностью использует мощность (т. е, винт не может полностью потребить развиваемую двигателем мощность).
В первом случае мы имеем дело с «тяжелым» гребным винтом, когда мощности двигателя не хватает для преодоления сопротивления воды вращению винта и он не развивает полных оборотов, а следовательно, не обеспечивает заданной скорости. «Тяжелый» винт нежелателен, так как он перегружает двигатель, что вредно сказывается на моторесурсе, и больше подвержен кавитации. Такой винт можно улучшить («облегчить»), обрезав лопасти по длине, т. е. уменьшив диаметр.
Во втором случае двигатель легко вращает винт даже на повышенных оборотах, но упор недостаточен для получения расчетной скорости. Это значит, что винт «легкий». «Утяжелить» его можно, увеличив при сохранении диаметра шаг винта. Эксплуатация «Ветерка» с «легким» винтом при повышенной частоте вращения снижает моторесурс и вызывает выход из строя деталей, в первую очередь — подшипников кривошипно-шатунного механизма и впускных пластинчатых клапанов.
Если мотор эксплуатируется на водоизмещающей лодке со значительной загрузкой, движущейся в режиме плавания, наиболее подходящим является так называемый грузовой винт с увеличенным диаметром и уменьшенным шагом. При использовании на лодке, движущейся в режиме глиссирования, требуется скоростной винт, отличающийся от грузового меньшим диаметром и большим шагом. Лодочные моторы «Ветерок» мощностью 8 и 12 л. с. комплектуются одним гребным винтом полускоростного-полугрузового типа: у «Ветерка-8» винт имеет диаметр 202, шаг 190 мм; у «Ветерка-12» — диаметр 210, шаг 225 мм. Гребной винт «Ветерка-8» может использоваться в качестве грузового винта на 12-сильной модели при эксплуатации на водоизмещающей лодке со значительной загрузкой. Число оборотов мотора при работе с этим винтом возрастает, лучше используется мощность двигателя, мотор работает более устойчиво. Если «Ветерок-8» эксплуатируется на глиссирующей микромотолодке, то можно установить переделанный гребной винт от «Ветерка-12», Концы лопастей следует опилить до диаметра 190 мм, ширину лопасти уменьшить на 8—10 мм, толщину и очертания лопасти на концах и по кромкам довести до профиля штатного винта «Ветерка-8». Все приливы удаляют, поверхность винта, особенно опорную, зачищают и полируют. В результате применения такого винта скорость лодки длиной 3 м с одним водителем достигает 30 км/ч.
По результатам экспериментальных работ, проведенных на лодках с мотором «Ветерок-8», могут быть рекомендованы следующие параметры гребных винтов:
— на деревянной водоизмещающей лодке длиной 7 м винт диаметром 210 мм с шагом 160 мм (скорость с загрузкой 2 чел.— 12,5 км/час);
— на лодке типа «Казанка-6» винт диаметром 202 мм с шагом 190 мм (скорость с загрузкой 2 чел.— 24 км/час)
— на лодке «Казанка-М» винт диаметром 182 мм с шагом 198 мм (скорость с 2 чел.— 19,5 км/час).
Вопрос подбора оптимального гребного винта к судну при определенной его нагрузке достаточно сложен. Но при всех обстоятельствах полезно улучшить и поддерживать в хорошем состоянии тот винт, которым комплектуется мотор. Зазубрины и отгибы металла на острых кромках лопастей, сильная деформация лопастей, неудовлетворительное литье — все это приводит к потерям, пренебрегать которыми не следует. Желательно, предварительно опилив литейные выступы в местах перехода ступицы в лопасти, тщательно отполировать поверхности гребного винта. Такая доработка увеличит упор гребного винта на 10—15 %.
- Ветерок-8 (лодочный мотор)
- Характеристики моторов «Ветерок-8»
- «Ветерок-8Э»
- «Ветерок-8М»
- «Ветерок-8Р»
- «Ветерок-8У» и «Ветерок-8РУ»
- Новый подвесной мотор «Ветерок»
- Фотографии моторов «Ветерок-8»
- Фотографии моторов «Ветерок-8Э»
- Фотографии моторов «Ветерок-8М»
- Фотографии гребных винтов
- «Ветерок-8» на видео
- Документация
- Информация о лодочном моторе «Ветерок-8»
- 💡 Видео
Видео:ВЕТЕРОК 8 какой винт лучше СКОРОСТНОЙ или ГРУЗОВОЙ? тесты на воде, замер скорости.Скачать
Ветерок-8 (лодочный мотор)
Видео:Как устроен редуктор лодочного мотора , переключение передач вперед / назадСкачать
Характеристики моторов «Ветерок-8»
Ветерок: | 8 | 8У | 8Э | 8М | 8Р | 8РУ |
Страна производитель | СССР | Россия | ||||
Завод | Ульяновский моторный завод | |||||
Годы выпуска | 64-78 | 69-? | 78-87 | 87-08 | 95-08 | 95-08 |
Мощность на коленвалу, л.с. | 8 | 8 | 8 | 8,25 | 8,25 | 8,25 |
Мощность на гребном валу, л.с. | 7,4 | 7,4 | 7,4 | 7,6 | 7,6 | 7,6 |
Тип двигателя | Двухтактный карбюраторный бензиновый | |||||
Число цилиндров | 2 | |||||
Обороты при максимальной мощности, об/мин | 5000 | 5000 | 4800 | 5000 | 5000 | 5000 |
Рабочий объем цилиндров, см 3 | 173 | |||||
Диаметр цилиндра, мм | 50 | |||||
Ход поршня, мм | 44 | |||||
Эффективная степень сжатия | 6 | 6 | 6 | 7 | 7 | 7 |
Направление вращения маховика при виде сверху | По часовой стрелке | |||||
Система зажигания | МЛ-10 | МЛ-10 | МБЭ-1 | МБЭ-3 | МБЭ-3 | МБЭ-3 |
Напряжение, В | — | — | 12 | 12 | 12 | 12 |
Мощность, Вт | — | — | 30 | 30 | 30 | 30 |
Передаточное отношение редуктора | 13:20 | 12:27* 13:21 | 13:21 | 13:21 | 13:25 | 13:25 |
Гребные винты, DxH, мм | 210×190 | 230×190 250×225 | 202×190 | 210×160 202×190 | 216×170 216×210 | 216×170 216×210 |
Емкость бака, л | 20 | 20 | 20 | 14 | 14 | 14 |
Высота транца, мм | 380 | 510 | 380 | 380 | 380 | 510 |
Вес, кг | 26 | 26 | 25 | 24,5 | 24,5 | 26 |
Читайте также: Mercedes c250 w204 мотор
Примечание: * Усиленный редуктор для тяжёлых лодок и яхт.
Моторы «Ветерок-8» выпускались в СССР и позже в России Ульяновским моторным заводом с 1964 года по август 2008 года.
За годы выпуска мотор «Ветерок-8» несколько раз модернизировался:
Видео:Ветерок-8 на скоростном винте (от В-12)...Скачать
«Ветерок-8Э»
Первая существенная модернизация произошла в 1978 году, в результате которой мотор «Ветерок-8» был оснащен электронным бесконтактным магнето, снабжённым генераторной катушкой, обеспечивающей работу сигнальных огней лодки, суммарной мощностью до 30 Вт. Модернизированный мотор сменил своего предшественника и получил обозначение «Ветерок-8Э».
Видео:💥БАЛАНСИРОВКА ВИНТА ВЕТЕРОК 8 В ГАРАЖНЫХ УСЛОВИЯХ!!!Скачать
«Ветерок-8М»
Вторая модернизация мотора «Ветерок-8» произошла в 1987 году, в результате которой были усовершенствованы следующие узлы мотора «Ветерок-8Э»:
• верхняя головка шатуна — бронзово-графитовая втулка заменена на игольчатый подшипник;
• новое магнето МБЭ-3 — повышена надёжность за счёт улучшения охлаждения тиристоров;
• ступица гребного винта — увеличена надёжность соединения резинового демпфера с гребным винтом за счёт применения шлицев;
• изменена форма антикавитационной плиты;
• в пусковом механизме исключена возможность образования наклёпа в соединении шестерня — вал;
• увеличена степень сжатия (с 6 до 7);
• изменена конструкция румпеля;
• изменен объем топливного бака (с 20 до 14л);
• мотор «Ветерок-8М» стал комплектоваться двумя гребными винтами: скоростным и грузовым.
Обновленный мотор получил обозначение «Ветерок-8М».
Видео:Опасности на валу винта лодочного мотораСкачать
«Ветерок-8Р»
Третья модернизация моторов «Ветерок-8» произошла в 1995 году, мотор стали оснащать реверс-редуктором, а обновленный мотор получил обозначение «Ветерок-8Р». Из-за небольшого спроса в то время на лодки и лодочные моторы «Ветерок-8Р» выпускались малой серией.
Видео:почему срезает винт у гибрида лодочного мотораСкачать
«Ветерок-8У» и «Ветерок-8РУ»
Начиная с 1969 года, в течении нескольких лет мелкой серией выпускались моторы «Ветерок-8У» с удлинённым дейдвудом и усиленным редуктором для тяжёлых лодок и яхт, эти моторы получили обозначение «Ветерок-8У», но поскольку в то время в СССР практически не было лодок с высотой транца 510 мм, выпуск был прекращен. И лишь в 1999 году был снова возобновлен выпуск таких моторов, получивших обозначение «Ветерок-8РУ», буква «Р» в названии говорит о наличии реверс-редуктора.
Ниже приводится первая статья о моторе «Ветерок-8» опубликованная в журнале Катера и Яхты:
Видео:Гребные Винты ВетерокСкачать
Новый подвесной мотор «Ветерок»
Е.И.Фишбейн, Катера и Яхты, №4, 1965 год
Конструкторско-экспериментальным бюро в г. Ульяновске разработан новый подвесной лодочный мотор «Ветерок-8», предназначенный для замены мотора «Стрела». Модель создана молодым коллективом отдела лодочных моторов КЭБ.
«Ветерок» имеет одинаковый рабочий объем с лодочным мотором «Стрела», но развивает мощность больше на 3 л. с. При разработке и доводке опытных образцов основное внимание было обращено на устранение недостатков, присущих мотору «Стрела» (таких, как затрудненный запуск, повышенная вибрация, резкий шум при работе), и на внешнее оформление. Кроме того, введен ряд узлов и деталей и использованы конструктивные решения, улучшающие эксплуатационные качества (двухцилиндровая схема двигателя; отдельный бензобак; румпель с вращающейся рукояткой; нижний пусковой механизм; устройство свободного выхлопа; муфта холостого хода и т. п.).
Основные технические данные лодочного мотора «Ветерок-8»
Тип двигателя: бензиновый, двухтактный, карбюраторный
Мощность максимальная при 5000 об/мин: 8 л. с.
Число цилиндров: 2
Диаметр цилиндров: 50 мм
Ход поршня: 44 мм
Рабочий объем: 172,6 см 3
Степень сжатия (эффективная): 6
Максимальная тяга на швартовах: 65 кг
Зажигание — от маховичного магнето типа МЛ-10
Карбюратор — поплавковый, типа К-ЗЗА (модернизированный)
Часовой расход топлива: 3,2 кг
Фазы газораспределения (Выпуск/Продувка): 140°/110°
Диаметр гребного винта: 210 мм
Шаг гребного винта: 190 мм
Число лопастей: 3
Передаточное отношение редуктора:13:20
Емкость бензобака: 20 л
Вес мотора: 26 кг
Мотор «Ветерок-8» (рис. 1) состоит из следующих основных узлов: двигателя, дейдвуда с подвеской и подводной части.
Рис. 1. Продольный разрез лодочного мотора «Ветерок-8»
Двигатель лодочного мотора «Ветерок-8» — двухтактный, с кривошипно-камерной дефлекторной продувкой и впуском смеси через пластинчатые клапаны. Картер двигателя 3 — туннельный, без разъема по оси коленчатого вала. Стальной штампованный коленчатый вал 2 в сборе с крышкой картера 1 вкладывается в картер сверху; он имеет шарикоподшипник в нижней части картера, игольчатый подшипник 4 в средней опоре и два подшипника (шариковый и игольчатый) — вверху, в крышке картера. Шатуны двигателя 5 стальные, штампованные, двутаврового сечения. Кривошипные головки вращаются на свободных иглах 2,5X12 мм. Эти же иглы установлены в игольчатые подшипники коленчатого вала. В верхнюю головку шатуна запрессована втулка из бронзовой ленты.
Читайте также: Сальники для лодочного мотора suzuki
Поршень 6, изготовленный из алюминиевого сплава, имеет три чугунных поршневых кольца, фиксируемых от проворачивания общим стопором. Цилиндр двигателя 9 также отлит из алюминиевого сплава и имеет залитые чугунные гильзы. Впускной патрубок 7 с карбюратором и перегородка В со стальными пластинчатыми клапанами крепятся к передней части картера.
Топливная система лодочного мотора «Ветерок-8» аналогична системе питания мотора «Москва»: имеются диафрагменный бензонасос, работающий от колебаний давления в картере, и отдельный бензобак со шлангом и топливо-подкачивающей грушей. Разъем верхнего 27 и нижнего 29 кожухов мотора выполнен в плоскости свечи нижнего цилиндра, что позволяет без снятия нижнего кожура вывертывать свечи и снимать карбюратор и бензонасос.
Нижний кожух мотора крепится к дейдвуду четырьмя винтами 30. Соединение верхнего кожуха с нижним производится посредством защелки 26 и захвата 28. Верхний кожух выполнен из цветной пластмассы.
Запуск мотора производится с помощью ручного пускового механизма с самоубирающимся шнуром (рис. 2). Нижнее расположение пускового механизма устраняет откидывание мотора при запуске и облегчает доступ к маховичному магнето.
Рис. 2. Пусковой механизм мотора «Ветерок-8»
При вытягивании шнура за ручку 1 начинают вращаться шкив 2 (в двух подшипниках 3 и 4) и шестерня 5 (которая притормаживается пружиной); шестерня входит в зацепление с зубчатым венцом маховика. В результате коленчатый вал начинает проворачиваться, и мотор запускается, а шестерня расцепляется с маховиком.
При отпускании шнура шкив под действием пружины вращается в обратную сторону и наматывает на себя шнур 6. Кронштейн 7 служит для направления шнура. Пусковой механизм легко снимается с мотора, для чего достаточно отвернуть четыре винта 8, которыми подшипники крепятся к впускному патрубку. Без пускового механизма мотор может быть запущен с помощью шнура.
Дейдвуд 10 (рис. 1) верхним фланцем крепится к картеру и блоку цилиндров, а нижним фланцем — к проставке 15 подводной части мотора. К дейдвуду на четырех пружинах (две вверху—11 и две снизу — 12) подсоединяется подвеска 13 с плитой управления и румпелем.
Для улучшения запуска и работы мотора «Ветерок-8» на малых оборотах внутренняя полость промежуточного корпуса сообщается с атмосферой через отверстие «в». Чтобы при работе на среднем и полном открытии дросселя из этого отверстия не выходили выхлопные газы, выполнен водяной затвор. Выходящая из двигателя вода направляется по стенке корпуса в карман «Т» и выливается из отверстия «в», препятствуя выходу выхлопных газов. Пластина 14 служит для направления воды в карман «Т», а также для защиты уплотнений нижнего картера от воздействия выхлопных газов. В верхней части дейдвуда находится отверстие «а», служащее для контроля работы системы охлаждения.
Подводная часть лодочного мотора «Ветерок-8»
Подводная часть мотора Ветерок-8 состоит из проставки 15, к которой крепятся корпус помпы 16 и стакан 17 с сальником и подшипником вертикального вала, корпуса редуктора 18 с шестернями и гребного винта 19 с резиновым демпфером. Муфта холостого хода расположена в верхней половине подводной части — выше верхнего подшипника ведущей шестерни. Привод муфты осуществляется тягой 20 и вилкой 21, выполненной из капрона. При износе кулачков ведомой муфты 22 (после длительной эксплуатации) муфту можно перевернуть другой стороной, на которой тоже выполнены кулачки «К».
Муфта холостого хода не связана с шестернями редуктора; это позволяет избежать посадки скольжения шестерни на валу и тем самым улучшает условия работы конических шестерен. Верхнее расположение муфты холостого хода облегчает также запуск мотора при низких температурах, так как при запуске отключается весь редуктор с загустевшей смазкой.
Стакан сальника 23 свободно вставляется в корпус редуктора и прижимается к резиновому кольцу 24 пружинным, кольцом 25. Такая конструкция облегчает разборку и сборку редуктора.
Разработка внешнего вида лодочного мотора «Ветерок» (рис. 3) была произведена учебно-производственными и научными мастерскими Московского высшего художественно-промышленного училища в контакте с конструкторами нашего бюро.
Рис. 3. Проект оформления мотора «Ветерок-8», разработанный Московским высшим художественно-промышленным училищем
Опытные образцы мотора «Ветерок-8» прошли полный цикл лабораторных и эксплуатационных испытаний. Внешняя характеристика двигателя приведена на рис. 4. Образцы мотора прошли длительные испытания на гарантийный срок службы (500 часов) и эксплуатационные испытания на Волге и Свияге, богатой мелями и перекатами. Испытания показали хорошие пусковые качества мотора и надежность его узлов. Начаты работы по увеличению моторесурса до 1000 часов; уже в настоящее время мы нашли возможность увеличить гарантийный срок для мотора «Ветерок» с одного до полутора лет.
Читайте также: Рено сандеро замена масла в моторе
Рис. 4. Внешняя характеристика подвесного мотора «Ветерок-8»
На стандартной моторной лодке «Казанка» при нагрузке 80— 160 кг (1—2 человека) мотор обеспечивает скорость 23— 27 км/час, а при увеличении нагрузки до 240—320 кг — 15—17 км/час.
В начале 1964 г. была изготовлена первая партия моторов «Ветерок-8» (30 шт.), которая направлена в опытную эксплуатацию в туристские и спортивные организации Москвы, Ленинграда, Киева и других городов. На трех моторах конструкторы и испытатели КЭБ завода с успехом провели длительное маршрутное испытание.
Серийный выпуск мотора «Ветерок» начнется в 1965 г.
От редколлегии журнала «Катера и Яхты»
Разработанный коллективом КЭБ УЗМД (нач. Г. Е. Пономарев) подвесной мотор «Ветерок-8» стал, наконец, серийной продукцией. Масштабы его производства (первая серия 15 000 шт.) еще далеко не соответствуют потребности, но мы надеемся, что они будут значительно увеличены, несмотря на понятные первоначальные трудности освоения новой продукции. Заводские испытания, отзывы лиц и организаций, эксплуатирующих моторы опытной серии, и, наконец, длительный туристский поход с полной очевидностью показали, что «Ветерок-8» — это вполне надежный, современный и удобный в эксплуатации лодочный мотор отечественной конструкции. Дело чести всего заводского коллектива обеспечить высокое качество серийной продукции — полную надежность работы всех узлов лодочного мотора. Можно лишь приветствовать увеличение гарантийного срока до полутора лет, но следует отметить, что сейчас многие зарубежные фирмы дают двухлетнюю гарантию. Вместе с тем нельзя допускать, чтобы заводская гарантия вылилась в обязанность лишь бесплатного ремонта вместо гарантии подлинного высокого качества своей продукции. Нужно внимательно анализировать причины неполадок, которые наблюдались в опытной серии, и устранять их. Нужно прислушиваться к высказываемым разумным пожеланиям. Необходимо ввести электроосвещение, которое уже разработано; должен быть снижен вес мотора (в основном за счет применения пластмасс); обычный винт мотора часто наматывает водоросли, но известно, что существуют специальные винты, у которых этот недостаток отсутствует. По экономичности «Ветерок-8» уступает многим зарубежным лодочным моторам. Мы понимаем, что это сложный вопрос, но о нем нельзя забывать, ибо расход топлива—слишком важный фактор для массовой продукции. Наконец, теперь же надо запланировать выпуск (в достаточном количестве) запасных частей к мотору «Ветерок-8», ведь в ряде случаев они специфичны для данной конструкции. Необходимо улучшить подводную часть.
Широкое общественное обсуждение и постоянная забота о совершенствовании — вот основная гарантия высокого качества продукции.
Видео:Какой винт поставить? Скоростной или грузовой? Ремонт лодочных моторов.Скачать
Фотографии моторов «Ветерок-8»
«Ветерок-8» первых годов выпуска
Бензобак 20л от мотора «Ветерок»
Видео:Советские моторы на максималках(винты).Скачать
Фотографии моторов «Ветерок-8Э»
«Ветерок-8Э» на лодке «Романтика»
Видео:Чем отличаются "скоростной" от "грузового" и от винта на "ветерок 12"Скачать
Фотографии моторов «Ветерок-8М»
«Ветерок-8» (199X-20XX годов выпуска)
«Ветерок-8» (199X-20XX годов выпуска)
Видео:обтачивание винта ветерок для гибридаСкачать
Фотографии гребных винтов
Видео:Ветерок 8 12. Отличия валов гребного винта.Скачать
«Ветерок-8» на видео
Ветерок-8М на лодке «Романтика»
Видео:Вращение гребного винтаСкачать
Документация
Видео:Миф о винтах Как подобрать гребной винт для лодочного мотора Реальные замеры. Перекрут НедокрутСкачать
Информация о лодочном моторе «Ветерок-8»
Изложены сведения об устройстве подвесных лодочных моторов «Ветерок», даны рекомендации по их эксплуатации и ремонту. Рассмотрены наиболее характерные неисправности моторов, способы их обнаружения и устранения. Обобщен опыт многих любителей по самостоятельной разборке, сборке и усовершенствованию узлов мотора, приведены чертежи и схемы специальных приспособлений и устройств, применяемых при разборке и сборке моторов. Имеются справочные сведения, необходимые для мастеров-ремонтников.
Подвесные лодочные моторы отечественного производства «Ветерок», «Салют»
В справочнике изложены сведения по устройству подвесных лодочных моторов «Ветерок» и «Салют» различных модификаций. Приведены технические характеристики моторов и рекомендации по их грамотной эксплуатации, ремонту и обслуживанию. Рассмотрены наиболее типичные неисправности, методы их диагностики и устранения своими силами. Широко использован долголетний опыт многих водномоторников по усовершенствованию и ремонту различных узлов и систем подвесных моторов.
Приводятся чертежи и схемы приспособлений и устройств, применяемых при ремонте, а также справочные сведения, необходимые для мастеров-ремонтников.
- Свежие записи
- Чем отличается двухтактный мотор от четырехтактного
- Сколько масла заливать в редуктор мотоблока
- Какие моторы бывают у стиральных машин
- Какие валы отсутствуют в двухвальной кпп
- Как снять стопорную шайбу с вала
💡 Видео
Ветерок 8 м не развивает полную мощность. В чем проблема?Скачать
Скоростной винт Ветерок 12. Делаем демпфер.Скачать
Винт 9-го шага убьет ваш мотор! Что такое перекрут?Скачать
СКОРОСТЬ ЛОДКИ ШАГ ВИНТА МОТОРА ПРОСТОЕ ОБЪЯСНЕНИЕ НА ОСНОВЕ ВЕЛОСИПЕДАСкачать
РАБОТА ВИНТА ПЛМ ПОД ВОДОЙ. КАВИТАЦИЯ.Скачать
Гребной винт для лодочного мотор москва-мСкачать