Чем охладить мотор насоса

Устройство и принцип работы насоса системы охлаждения двигателя (помпы)

Для обеспечения циркуляции жидкости в системе охлаждения двигателя автомобиля применяется центробежный насос, или помпа. Он может иметь механический или электрический тип привода. Если помпа неисправна, вся система охлаждения будет находиться в нерабочем состоянии, что приведет к перегреву двигателя.

Видео:Система охлаждения двигателя автомобиля. Общее устройство. 3D анимация.Скачать

Система охлаждения двигателя автомобиля. Общее устройство. 3D анимация.

Устройство насоса системы охлаждения

Конструктивно помпа представляет собой классический центробежный насос для перекачки воды и неагрессивных жидкостей. Она состоит из следующих деталей:

  • Герметичный корпус. Он имеет сложную форму и чаще всего изготавливается из алюминиевых сплавов. Для подключения в систему в корпусе выполнены два патрубка – всасывающий и напорный. Первый подключается к магистрали, идущей от радиатора, а второй к магистрали рубашки охлаждения двигателя.
  • Вал – осуществляет передачу вращения от привода к крыльчатке помпы.
  • Крыльчатка, или рабочее колесо. Имеет лопасти специальной формы, с помощью которых осуществляет нагнетание охлаждающей жидкости в систему.
  • Приводной шкив.
  • Уплотнители (сальники) – предотвращает утечку охлаждающей жидкости в местах крепления насоса к магистралям.
  • Подшипники.

Располагается помпа в системе охлаждения двигателя между радиатором и рубашкой. Чаще всего – это передняя часть мотора.

Изначально в качестве охлаждающей жидкости применялась просто очищенная вода, а потому такой насос нередко называют помпа водяного охлаждения двигателя. Сейчас этот термин неактуален, поскольку для охлаждения применяют не чистую воду, а водные растворы с ингибиторами коррозии (в теплом климате) и антифризы (в зимнее время), в состав которых также входит этиленгликоль.

Видео:Система охлаждения двигателяСкачать

Система охлаждения двигателя

Принцип работы помпы охлаждения двигателя

Главной задачей насоса системы охлаждения является создание избыточного давления для обеспечения принудительной циркуляции жидкости в контурах. С практической стороны это ускоряет процесс теплообмена между узлами двигателя и охлаждающей жидкостью.

При запуске двигателя автомобиля привод насоса через ременную передачу и вал передает вращательное движение рабочему колесу. В этот момент на входе (всасывающем патрубке) создается разрежение, способствующее всасыванию жидкости в помпу. Жидкость при этом находится в охлажденном состоянии, так как поступает из радиатора системы охлаждения.

Попадая в центральную часть помпы, жидкость движется по лопастям крыльчатки и под действием центробежной силы нагнетается через выходной патрубок в рубашку системы охлаждения двигателя (к головке блока цилиндров). Под действием высокого давления охлаждающая жидкость проходит по контуру через основные узлы и выполняет отвод тепла. После этого она вновь возвращается к радиатору, где остужается и всасывается насосом для нового цикла охлаждения.

Видео:⚠️Про охлаждение для новичковСкачать

⚠️Про охлаждение для новичков

Виды насосов охлаждающей системы

Используемые в современном автомобилестроении насосы охлаждающей жидкости не имеют принципиальных конструктивных отличий. Но они могут разделяться в зависимости от типа привода, назначения и конструкции корпуса. Привод насоса может осуществляться двумя способами:

  • Механический – вал помпы соединен при помощи ременной передачи с коленвалом или распредвалом мотора. В этом случае она приводится в движение синхронно с запуском двигателя.
  • Электрический – в такой схеме вал насоса приводится в движение дополнительным электродвигателем, работа которого контролируется электронным блоком управления двигателя (ЭБУ).

По назначению помпа автомобильного двигателя может быть:

  • Основной. Такой насос выполняет непосредственную перекачку жидкости в системе охлаждения.
  • Дополнительной. Устанавливается не на всех автомобилях и может предназначаться для вспомогательного охлаждения в регионах с очень жарким климатом, снижения температуры отработавших газов, охлаждения турбонагнетателя в моторах с турбонаддувом, дополнительного охлаждения двигателя после остановки. В отличие от основного насоса, дополнительный приводится в работу индивидуальным электродвигателем.

Читайте также: Мотор 4а ge black top

Сроки эксплуатации насоса для перекачки охлаждающей жидкости зависят от типа конструкции его корпуса. По этому параметру различают:

  • Разборные. Этот тип применяется в старых и отечественных автомобилях. Такая конструкция позволяет выполнить ремонт и промывку помпы.
  • Неразборные. В большинстве стран помпа двигателя считается недорогой расходной запчастью, а потому многие производители перешли к изготовлению неразборных насосов. Их необходимо полностью заменять каждые 60 тысяч километров пробега автомобиля. При установке нового насоса обязательно выполняется замена приводного ремня.

Помимо описанных выше конструкций, также существуют отключаемые насосы. Они позволяют отключать поступление охлаждающей жидкости, пока она не прогреется до температуры 30°С. Это позволяет обеспечить более быстрый прогрев двигателя и улучшить показатели расхода топлива.

Видео:Проверка циркуляции помпы без снятия за 1 минутуСкачать

Проверка циркуляции помпы без снятия за 1 минуту

Возможные неисправности помпы системы охлаждения

Поломка насоса охлаждающей жидкости может привести к остановке всей системы. Это может серьезно отразиться на состоянии двигателя. Наиболее частыми проблемами помпы являются:

  • Износ уплотнителя (сальника). В этом случае происходит утечка охлаждающей жидкости.
  • Поломка рабочего колеса. При разрушении крыльчатки нагнетание жидкости становится хуже (падает давление) или вовсе прекращается.
  • Заклинивание подшипников. Если смазка насоса ухудшается, что также может быть следствием подтекания жидкости охлаждения, помпа начинает работать с перебоями.
  • Увеличение люфта между крыльчаткой и валом насоса. В процессе работы рабочее колесо, закрепленное на валу, может разболтаться, что приводит к нестабильной работе помпы и другим поломкам.
  • Химическая коррозия. Чаще всего эта проблема затрагивает рабочее колесо насоса и возникает, если используются жидкости низкого качества.
  • Разрушение под действием кавитации. Пузырьки воздуха, которые могут возникать при работе насоса, интенсивно разрушают его изнутри, что приводит к ломкости деталей и их поражению коррозией.
  • Загрязнение системы. Химические отложения и просто грязь, попадающая внутрь насоса, со временем образуют твердый налет на его деталях, что затрудняет вращение рабочего колеса и прохождение жидкости.
  • Разрушение подшипников. В этом случае при работе насоса появляется характерный свист. Заменить такие подшипники сложно, а потому в этом случае насос просто меняют.
  • Обрыв ремня привода. При использовании некачественного ремня или несвоевременной его замене может произойти разрыв или проскальзывание.

При остановке работы системы охлаждения двигателя всего на 5-6 минут может произойти перегрев двигателя. Действие высоких температур нарушает геометрию головки блока цилиндров и ведет к повреждениям кривошипно-шатунного механизма. Не стоит игнорировать мелкие неисправности системы охлаждения, так как в дальнейшем они могут привести к серьезному ремонту.

Видео:[RU] насос системы охлаждения для двигателей VAG 1,6 л и 2,0 л TDiСкачать

[RU] насос системы охлаждения для двигателей VAG 1,6 л и 2,0 л TDi

Для чего нужна в автомобиле помпа, что это такое и как она работает? Рассказываю на понятном языке

В машине есть много разных запчастей. Когда я купил первую машину, я знал что там есть колеса, кузов, мотор, свечки, фары и всё, что я мог увидеть в салоне. Я не знал когда менять масло или фильтра, я даже не знал зачем какие-то элементы. Через несколько лет я узнал, что такое термостат. Это случилось в тот момент, когда у меня перестала работать зимой печка и мне мастер сказал, что у тебя заклинил термостат. Он гоняет жидкость только по малому кругу и всё, поэтому печка не работает.

Для меня всё это было дикостью, поэтому я начал понемногу разбираться. Не за один день я понял все эти моменты, но через какое-то время стало значительно проще общаться с механиками. Я уже хотя бы понимал основные идеи. И сегодня я хочу поговорить о том, что такое помпа, для чего она нужна, как она работает и как определить её поломку.

Читайте также: Оборот мотор 12 вольт

Видео:🔸 Дополнительный насос в систему охлаждения. Как правильно подключить Вебасто. Ставим точку.Скачать

🔸 Дополнительный насос в систему охлаждения. Как правильно подключить Вебасто. Ставим точку.

Что такое помпа?

Когда мы об этом говорим, нужно понимать, что когда автомобиль работает, он быстро нагревается. У него есть рабочая температура, если же она начинает подниматься выше, то тогда должен включиться дополнительный вентилятор и остужать это. Если же он не сработает и температура будет критично высокой, тогда мотор «закипит».

Чтобы такого не случилось, в каждом автомобиле есть специальная система охлаждения. Она состоит из разных элементов, один из них – это помпа. В общем это цельная система, в которой ходит антифриз или тосол, который остужает систему. Он забирает часть тепла на себя и выводит его через радиатор. Там из-за большого числа ячеек тепло выветривается. Жидкость в это время циркулируется по системе.

Роль помпы в заключается в том, чтобы гонять эту жидкость как насос. Сама она двигаться не может с нужной скоростью, поэтому есть насос (помпа), которая гоняет её по системе. Это единственная цель помпы. Они есть на всех автомобилях и если она выходит из строя зимой, то машина не так быстро, но минут за 15 доходит до максимально температуры. Если же это жаркое лето, то несколько минут для этого достаточно.

Видео:Установка вентилятора охлаждения двигателя обратной стороной, снижает его эффективностьСкачать

Установка вентилятора охлаждения двигателя обратной стороной, снижает его эффективность

Из чего собрана помпа?

Там есть много разных запчастей. Вся конструкция собирается в металлическом корпусе, который чаще всего сделан из алюминия. На ней же есть крепление, с помощью которого всё прикручивают к мотору. Внутри корпуса установлен вал, который крутит вентилятор и движет жидкость по системе.

Видео:Как НЕ ПЕРЕГРЕТЬ двигатель. Как проверить водяную помпу насос охлажденияСкачать

Как НЕ ПЕРЕГРЕТЬ двигатель. Как проверить водяную помпу насос охлаждения

Практика автоматизации: Принудительное охлаждение электродвигателя

Как мы знаем, основное назначение асинхронного электродвигателя – преобразование электрической электроэнергии в механическую. Также мы знаем, что законы физики едины вне зависимости от силы научной и технической мысли, и данный процесс неизбежно сопровождается выделением тепла и, как следствие, нагревом электродвигателя.

Повышенная температура в меньшей степени несёт вред для металлических конструкций электродвигателя и в большей степени для изоляции обмоток, собственно, предельная рабочая температура электродвигателя определяется нагревостойкостью изоляции.

В соответствии с ГОСТ Р МЭК 60085-2011 существует классификация нагревостойкости изоляции и соответствующая этим классам фактическая температура изоляции: Y (90°C), A (105°C), E (120°C), B (130°C), F (155°C), H (180°C), N (200°C), R (220°C), 250 (250°C).

В части буквенного обозначения классов нагревостойкости вышеуказанный ГОСТ схож (но не идентичен) с классификацией, установленной национальной ассоциацией производителей электрооборудования (NEMA).

Как обеспечивается охлаждение электродвигателя

Современная конструкция асинхронных электродвигателей технически выверена, технологична и эстетически прекрасна. Пассивное охлаждение осуществляется за счёт отвода тепла в атмосферу через корпус. Не случайно корпус двигателя имеет продольные ребра и фактически выполняет роль радиатора. Активное охлаждение и отвод тепла от корпуса осуществляется за счёт крыльчатки (осевого вентилятора) на валу двигателя с нерабочей стороны, вентилятор закрывается защитным корпусом.

Таким образом, электродвигатель во время работы сам себя охлаждает, что очень удобно и в большинстве случаев при номинальных режимах работы достаточно, иногда такую систему вентиляции называют самоохлаждением или зависимой.

Читайте также: Лодка под мотор нсо

Мы ведь с вами понимаем, что тема данной стати родилась не случайно

Простота конструкции самоохлаждения двигателя иногда играет с нами злую шутку и не позволяет использовать оборудование в желаемых нами режимах работы, в таких случаях на помощь приходит независимая вентиляция электродвигателя.

В каких случаях может потребоваться независимая вентиляция:

  • Продолжительный режим работы* , характеризуется работой электродвигателя при неизменной нагрузке длительное время, за которое все части машины достигают установившейся (неизменной) температуры. В том случае если температура окружающей среды близка к верхней границе по паспорту устройства, то высока вероятность перегрева электродвигателя. Иными словами, нарушен теплообмен частей электродвигателя и окружающего воздуха.
  • Режим работы с частыми пусками и остановами* – это последовательность рабочих циклов, длительность циклов такова, что электродвигатель не успевает достигнуть максимальной температуры, но при останове не охлаждается до температуры окружающей среды. Вероятность перегрева так же высока, как и в предыдущем случае.
  • Частотно регулируемый режим работы с понижением частоты вращения . Понижение частоты (читай – скорости вращения вала) с глубиной перестройки более 10% несет опасность перегрева двигателя в следствии уменьшения потока воздуха с крыльчатки, расположенной на валу электродвигателя.
  • Частотно регулируемый режим работы с повышением частоты вращения . Следуя логике из прошлого пункта, повышение частоты вращения вала должно снять риски перегрева оболочки электродвигателя, и это действительно так.
  • Проблема в данном случае кроется в том, что крыльчатка вентилятора не рассчитана на работу при скорости отличной от номинальной, и если при понижении скорости вращения опасность кроется в снижении воздушного потока, то при незначительном повышении скорости вала вентилятор может создавать дополнительное аэродинамическое сопротивление, вызывая вибрацию и повышенную нагрузку на подшипники.
  • Установка на вал электродвигателя энкодера и/или тормоза возможна только на нерабочую часть вала, как раз на место штатного вентилятора.

Подробнее о режимах работы электродвигателей S1-S10 можно узнать в ГОСТ Р 52776-2007 (МЭК 60034-1-2004) Машины электрические вращающиеся.

Чем опасен перегрев электродвигателя

Воздействие повышенной температуры на изоляцию обмоток электродвигателя приводит к ухудшениям ее эксплуатационных характеристик: высыханию и растрескиванию электроизоляционных пропиток, повреждению керамических элементов, потери диэлектрических свойств. Как итог, межвитковое замыкание, потеря мощности или полный выход из строя электродвигателя.

Важно понять, что чем больше превышение температуры эксплуатации, тем быстрее протекает процесс снижения ресурса устройства, по некоторым непроверенным нами данным длительное превышение температуры эксплуатации на 10°С снижает ресурс электродвигателя вдвое, при незначительном превышении температуры этот процесс может протекать медленно, постепенно снижая производственный ресурс.

Что мы предлагаем?

Независимая вентиляция – проверенное временем решение для двигателей габарита от 63 до 200.

Независимая вентиляция представляет собой кожух (как правило, алюминиевый цилиндр) с вентилятором внутри, скорость вращения которого не зависит от скорости вращения вала электродвигателя, что обеспечивает эффективное охлаждение независимо от режима работы электродвигателя.

Важно, что независимая вентиляция устанавливается на место штатного кожуха, крепится штатными винтами и не требует никакой доработки или модернизации электродвигателя.

Какие преимущества нашего предложения?

  • Большой ассортимент по наличию (уточняйте у менеджеров компании);
  • Большая глубина защитного кожуха, позволяет монтировать на двигатели с тормозом и датчиком угла положения (энкодером);
  • Универсальное крепление по стандарту DIN, соответствует отечественным двигателям АИС;
  • Клеммная коробка с классом защиты IP55.
  • Свежие записи
    • Чем отличается двухтактный мотор от четырехтактного
    • Сколько масла заливать в редуктор мотоблока
    • Какие моторы бывают у стиральных машин
    • Какие валы отсутствуют в двухвальной кпп
    • Как снять стопорную шайбу с вала


    📸 Видео

    Как работает помпа двигателяСкачать

    Как работает  помпа двигателя

    Система охлаждения ЗМЗ 402(доработка!)Скачать

    Система охлаждения ЗМЗ 402(доработка!)

    ⚙️🔩🔧Контролька охлаждения работает, но мотор перегреваетсяСкачать

    ⚙️🔩🔧Контролька охлаждения работает, но мотор перегревается

    МОДЕРНИЗАЦИЯ СЕСТЕМЫ ОХЛАЖДЕНИЯ 402 МОТОРАСкачать

    МОДЕРНИЗАЦИЯ СЕСТЕМЫ ОХЛАЖДЕНИЯ 402 МОТОРА

    ⚙️🔩🔧Почему пропадает охлаждение при добавлении газа? При глиссировании? На примере HANGKAI 9.9Скачать

    ⚙️🔩🔧Почему пропадает охлаждение при добавлении газа? При глиссировании? На примере HANGKAI 9.9

    Как можно переделать систему охлаждения на автомобиле МАЗСкачать

    Как можно переделать систему охлаждения на автомобиле МАЗ

    После этого фильтра Печка всегда будет Греть - эксперимент с системой охлаждения двигателяСкачать

    После этого фильтра Печка всегда будет Греть - эксперимент с системой охлаждения двигателя

    фильтр для антифриза в системе охлаждения двигателя. Зачем, Ставить или нет.Скачать

    фильтр для антифриза в системе охлаждения двигателя. Зачем, Ставить или нет.

    Делаем из Ветерка идеальный мотор. Установка крыльчатки охлаждения от Yamaha.Скачать

    Делаем из Ветерка идеальный мотор. Установка крыльчатки охлаждения от Yamaha.

    Что такое помпа? Признаки неисправности помпы. Замена помпы и ремня грм.Скачать

    Что такое помпа? Признаки неисправности помпы. Замена помпы и ремня грм.

    Не каждый знает! Двигатель греется и кипит. Воздух в системе охлажденияСкачать

    Не каждый знает! Двигатель греется и кипит. Воздух в системе охлаждения

    Система охлаждения двигателя устойство принцип работы основные неисправностиСкачать

    Система охлаждения двигателя устойство принцип работы основные неисправности
Поделиться или сохранить к себе:
Технарь знаток