Как и в любой другой узкоспециализированной области, в сфере звукового оборудования и работы со звуком существует своя терминология. Значение многих терминов понятно далеко не всем, кто использует звуковое оборудования для работы или для отдыха. Между тем, имеет смысл разобраться с названиями и функциональным назначением некоторых элементов комплекта звукового оборудования.
Компрессором называют устройство, которое необходимо для динамической обработки. Данное устройство работает по принципу, при котором происходит сжатие звука, согласно с имеющейся динамикой. Отличаются компрессор и лимитер по типу используемого способа для сжатия звукового сигнала. Основная функциональная задача, с которой должны справляться лимитер и компрессор, заключается в динамической обработке сигнала. С помощью этих устройств управлять динамикой звукового сигнала достаточно просто при наличии необходимых навыков работы со звуковым оборудованием.
По своей сути, компрессор является программным либо аппаратным устройством, которое способно уменьшать или сжимать динамический диапазон звукового сигнала при необходимости. Использование этого устройство оправдывает себя полностью при работе с музыкальными инструментами, которые имеют высокий или чрезмерно высокий динамический диапазон. Устройство используется часто при работе с бас-гитарой, ударными инструментами, вокалом и акустическими музыкальными инструментами. Немного реже компрессоры используют для регулировки динамического диапазона звукового сигнала при работе со скрипкой, виолончелью, клавишными инструментами или электрогитарами.
Четыре возможных варианта регулировки, имеющихся в компрессоре звуковой системы, позволяют использовать значимые параметры. Уровни регулировки сигнала используют для входного сигнала, уровня, который является достаточным для компрессии, то есть, имеет возможность компенсировать лишь часть звукового диапазона, а не весь полностью. Измерения параметров проводится в Дб, от самого громкого пикового значения, до значения, которое требуется.
- Что такое лимитер?
- Чем, зачем, когда и как ограничивать сигнал.
- Что такое лимитер и чем он отличается от компрессора
- Типы лимитеров
- Полнодиапазонные лимитеры
- Мультичастотные (многополосные) лимитеры
- BRICKWALL-ЛИМИТЕРЫ
- Когда использовать лимитер, а когда не использовать
- Использование лимитера при мастеринге
- Заключение
- Динамическая обработка: просто о сложном
- 🎥 Видео
Видео:Компрессор, лимитер, клиппер - что общего и в чем различия?Скачать
Что такое лимитер?
Чем, зачем, когда и как ограничивать сигнал.
Закончить работу над миксом — дело, требующее терпения. Даже если вы избавились от любых столкновений частот, создали широкую стереобазу и добились отличного звучания микса, впереди вас ждёт ещё не самая простая процедура мастеринга. Именно на этом этапе все дорожки микса собираются воедино, а трек приобретает цельное, качественное, ясное и громкое звучание. Одним из главных инструментов во время мастеринга становится лимитер, чьи мощные возможности могут как украсить и отполировать микс, так и полностью его разрушить.
Из этой статьи вы узнаете, что такое лимитер, как он работает и в чём его отличия от компрессора, поймете разницу между корректно лимитированным и перелимитированным сигналом, а также разберётесь в том, когда нужно использовать лимитер, а когда про него лучше забыть.
Видео:Что такое Лимитер / Limiter? — Теория ЗвукаСкачать
Что такое лимитер и чем он отличается от компрессора
Лимитер (англ. Limiter — ограничитель) — специальное устройство, выравнивающее уровень громкости до определённого лимита и предотвращающее клиппинг и другие неприятные искажения и перегрузки сигнала. Лимитеры — важная составляющая завершающих этапов работы над миксом, наряду с компрессорами. Подобные устройства делают звук чище и насыщеннее, а сам микс становится более плотным и однородным.
Работа лимитера схожа с работой компрессора. При работе с компрессором мы фокусируемся на отдельных треках микса. К примеру, компрессор на дорожке бочки изменяет громкость, атаку и время затухания её сигнала. Параметр «Threshold» (порог срабатывания) сообщает компрессору, в какой момент он должен изменить сигнал, а выбранное соотношение (англ. Ratio) сообщит ему о том, насколько сильно необходимо ослабить звук. Регуляторы атаки (Attack), спада (Release) и плавности обработки (Knee), в свою очередь, определяют форму изменений, которые могут быть постепенными и плавными или моментальными и резкими. Как только звук достигнет выбранного порога, компрессор возьмётся за дело и оттенит его так, как это задано параметрами.
Хотите ограничить отдельные инструменты или посылы — используйте компрессор.
Лимитер — компрессор на максималках, который работает на более высоких и даже экстремальных значениях соотношения. Основное отличие здесь в том, как эти два инструмента поступают с сигналом, достигнувшим порога. Там, где компрессор плавно ослабит сигнал, чтобы он вернулся в заданные рамки, лимитер безжалостно отсечёт все звуки, выбивающиеся за установленную границу.
Компрессор и лимитер также по-разному работают с параметром Ratio — коэффициентом или степенью сжатия сигнала. Так, компрессор оперирует низкими значениями Ratio, плавно оттеняя сигнал. При этом, при срабатывании компрессора возможно, что сигнал будет минимально превышать пороговые значения, что приведёт к образованию софт-клиппинга. В отличие от компрессора, лимитер работает на высоких показателях Ratio (от 10:1 и выше) и агрессивно отсекает всё, что вышло за рамки. Софт-клиппинг здесь попросту невозможен: ограничитель резко обрубает сигнал, который словно упирается в невидимую и непреодолимую стену.
Несмотря на то, что лимитерами чаще обрабатывают весь микс в целом, этот инструмент иногда применяют для контроля за отдельными сигналами. К примеру, бас, рабочий барабан и даже вокал считаются нестабильными инструментами при живом исполнении: их уровень громкости во многом зависит от силы звукоизвлечения и сильно колеблется по мере исполнения ввиду чисто физиологических особенностей человеческого исполнения. Чтобы избежать резких перепадов и появления искажений и лишнего гула, в цепь прохождения сигнала вводят лимитер, который ограничивает усиление сигнала. В зависимости от инструмента, ограничение может быть разным: так, например, вокалу достаточно ограничения в 1-2 дБ, чтобы не срываться в клиппинг, но и не потерять в динамике, а рабочему барабану требуется ограничение в 3-4 дБ.
Видео:Clipper vs. limiter. В чем разница?Скачать
Типы лимитеров
Как и компрессоры, лимитеры бывают двух типов: полнодиапазонные и мультидиапазонные (многополосные). Оба типа работают по одним и тем же принципам, отличаясь степенью предоставляемого контроля за ограничением сигнала.
Полнодиапазонные лимитеры
Когда мы говорим об эквализации, то часто используем термин «частотный диапазон» — определённый набор частот на всем частотном спектре. В зависимости от ситуации, оборудования и выбранных настроек, диапазоны могут быть узкими или широкими. В свою очередь, под словом «полнодиапазонный» подразумевается весь частотный спектр без каких-либо разделений.
Полнодиапазонные лимитеры не разделяют сигнал на отдельные диапазоны для обработки, а изменяют весь частотный спектр. Такие лимитеры обрабатывают микс в целом, а внесённые ими изменения сказываются на всех элементах микса сразу.
Мультичастотные (многополосные) лимитеры
Мультичастотные лимитеры — более гибкие устройства, позволяющие работать с несколькими диапазонами частот по выбору пользователя. Благодаря такому подходу, звукорежиссер может ограничить только высокие частоты или середину, не повлияв на весь микс. Такой подход позволяет освободить место для остальных участников микса и устранить особо громкие звуки.
Конечно, того же эффекта можно добиться эквалайзером, автоматизировав его работу на всех проблемных участках микса, но это не очень эффективно. Чтобы не тратить часы на вырисовывание кривых автоматизации в каждом спорном моменте, достаточно воспользоваться лимитером, ограничив частоты сразу во всем миксе. Учитывая принцип работы этого инструмента, лимитер самостоятельно ограничит сигналы только в тех местах, где они будут выбиваться за заданные пределы.
Читайте также: У каких холодильников компрессор danfoss
BRICKWALL-ЛИМИТЕРЫ
Brickwall-лимитер (англ. Кирпичная стена) — тип лимитирования с высоким значением атаки и показателем соотношения (ratio). Обычно кирпичной стеной считается соотношение от 20:1 и выше. Такие настройки гарантируют, что сигнал ни при каких обстоятельствах не сможет преодолеть установленный порог громкости.
Видео:Лимитер vs. Клиппер. В чем разница!?Скачать
Когда использовать лимитер, а когда не использовать
Время лимитера — заключительные стадии мастеринга. Причём речь здесь идёт о последних полировках микса перед его выпуском, а не об участии лимитера в цепочке эффектов во время мастеринга.
Лимитер также можно использовать для исправления недостатков сигнала. К примеру, с его помощью можно эффективно избавиться от клиппинга: как только сигнал попытается выскочить в зону клиппинга, лимитер быстро вернёт его в общую колею. Несмотря на то, что клиппинг — это недостаток сигнала, которого нужно избегать, некоторые продюсеры используют клиппинг для создания различных звуковых эффектов.
Тем не менее во время сведения лучше не применять лимитер без явной на то необходимости. Если вы хотите сделать сигнал более сочным и хлестким, полагайтесь на компрессор и эквалайзер. Лимитер часто нарушает кропотливо выстроенный баланс микса, поэтому на время обработки и сведения о нем лучше забыть.
Мастер-шина, где собираются все дорожки — единственное место для применения лимитера. Главная цель — повысить громкость микса так, чтобы не испортить песню.
Этим мощным инструментом нельзя злоупотреблять. Неправильное использование лимитера приводит к нежелательным искажениям, отсечению нужных частот и неконтролируемому насыщению всего микса. Главное здесь — не выкручивать ручки на полную и чётко понимать, что и зачем вы ограничиваете.
Видео:Компрессор, лимитер или клиппер?Скачать
Использование лимитера при мастеринге
Итак, мастеринг — лучшее время для использования лимитера. Это один из важнейших инструментов при окончательной полировке микса, но не единственный. Этот процессор используется самым последним и только после того, как микс будет полностью готов.
Ограничивая сигнал, всегда держите перед глазами измеритель LUFS (англ. Loudness Units to Full Scale — громкость относительно цифровой полной шкалы, стандарт, измеряющий громкость звука и нормализующий уровень звука при передаче сигнала). Этот показатель сообщит вам, когда громкость сигнала вышла на должны уровень и сравнялась с большинством современных коммерческих записей. В зависимости от платформы, где будет публиковаться трек, значение LUFS может меняться: к примеру, для Spotify LUFS составляет −14, для Apple Music — −16. Знание этих значений подскажет вам, как сильно нужно изменить итоговую громкость вашего микса.
Большинство лимитеров, как и компрессоры, оснащены ручками Attack и Release. Как только громкость микса выйдет на нужный уровень, можно подстроить звучание трека этими регуляторами. Так, чем быстрее будет атака, тем агрессивнее зазвучит сигнал. В свою очередь долгий спад сделает звук мягче и мутнее.
Наконец, помните о выходном гейне. Несмотря на все ограничения, клиппинг и искажения все равно могут проявиться на определённых аудиосистемах. Чтобы избежать неожиданных перегрузок, следите за тем, чтобы уровень на выходе не превышал 0.0 дБ.
Видео:Уроки звукорежиссуры урок 15: компрессор, лимитерСкачать
Заключение
Аудиолимитеры — мощный инструмент при правильном использовании. Помните, что они вступают в дело только после того, как вы закончите сведение трека. В противном случае риск убить музыкальность и певучесть трека будет слишком велик.
Видео:Правильный ли компрессор вы используете?Скачать
Динамическая обработка: просто о сложном
Сегодня мы поговорим о динамической обработке – неотъемлемой части процесса сведения практически во всех областях работы со звуком, любой композиции, микса, или даже звука к кинофильму.
Очень часто нам необходимо выровнять по громкости прыгающий туда-сюда сигнал, или же жестко ограничить выходной уровень сигнала до определенного порога, или же попросту сделать тихое громким, а громкое тише одновременно. Можно, конечно же, сделать все это руками, лихорадочно дергая фейдером или прописывая сверхсложные многоточечные линии автоматизации для регулировки громкости. Однако, это займет массу вашего драгоценного времени, которое куда как лучше было бы потратить на творчество. И поэтому для данных целей был придуман специальный класс приборов, а такой вид обработки сигнала был назван динамической обработкой.
Динамикой в данном случае называют изменение уровня громкости, то есть динамический диапазон сигнала есть ничто иное, как разница между самым тихим и самым громким его уровнями. Целью приборов динамической обработки является уменьшение или увеличение динамического диапазона сигнала, что, собственно, ведёт к ограничению уровня громкости в пределах этого диапазона.
Что же такое динамическая обработка на практике и с чем ее едят? Какие виды динамической обработки существуют, и какие приборы для этого были созданы? Как ими пользоваться применимо к сведению и мастерингу музыкальных композиций? Именно об этом мы с Вами и поговорим и постараемся выяснить.
Итак, приборы динамической обработки бывают четырех основных видов:
- Компрессор (Compressor)
- Лимитер (Limiter, он же Peak Limiter)
- Гейт (Gate)
- Экспандер (Expander)
Все эти приборы (или же программные плагины, но мы в дальнейшем все-таки будем называть их приборами) действуют непосредственно на динамический диапазон (амплитуду, уровень громкости) поступающего сигнала и изменяют его в зависимости от вида обработки.
Оттуда и название такого вида обработки – динамическая.
Все приборы динамической обработки имеют ряд параметров, одинаковых для всех ее видов. Это:
- Threshold (Порог срабатывания)»’ – Уровень сигнала, при превышении которого прибор начинает действовать
- Attack (Время атаки) – время в миллисекундах, по прошествии которого после поступления сигнала превышающего порог, прибор начинает срабатывать. То есть, грубо говоря, если поставить атаку в 0 мс, прибор сработает сразу же, как только поступит сигнал, превышающий порог, а если поставить атаку в 100 мс, то с задержкой в 0,1 секунд.
- Release (Время восстановления) – время, также в миллисекундах, в течение которого прибор продолжит работать уже после исчезновения сигнала превышающего порог.
- Ratio (Степень обработки) –»’ степень уменьшения или увеличения сигнала при обработке, грубо говоря сила обработки. Присутствует не на всех приборах динамической обработки. Этот параметр мы подробно рассмотрим чуть ниже.
- Input Gain (Входной уровень) – входной уровень сигнала. Используется для повышения или понижения уровня сигнала, поступающего на прибор.
- Out Gain, он же Makeup Gain (Выходной уровень)– уровень выходного сигнала с прибора. Используется для усиления или ослабления выходного сигнала с прибора.
- Bypass – обход прибора. Присутствует практически на всех приборах обработки, и не только динамической. При включенной кнопке Bypass сигнал будет проходить со входа на выход прибора в необработанном виде.
Читайте также: Компрессор для кондиционера ваз 2110
Это была теория в общих словах. Но давайте же перейдем к более конкретным и практическим примерам. И начнем мы со всеми любимого «агрегата», называемого компрессор.
Компрессия (Compressor)
Компрессор – это вообще отдельная песня. Про него кричат все кому не лень, мол, это такая штуковина, благодаря которой все начинает качать. А вот как качать и почему – большинство и не знает.
На самом деле, компрессор – нечто вроде автоматического регулятора уровня, который делает звуки, превышающие порог тише на определенный уровень, определяемый степенью компрессии. А поднятие выходного уровня уже сжатого сигнала (Makeup Gain) и создает то самое ощущение плотности звука.
Приведу простой, но очень наглядный пример. Однокомнатная квартира в какой-нибудь хрущевке, вечер. В квартире живет мама, которая любит посмотреть вечером телевизор и маленькие дети, которые рано засыпают. Мама смотрит по телевизору фильм и делает звук достаточно тихо, чтобы детишкам спать не мешать. Представим себе, что комфортный уровень звука, на котором мама смотрит телевизор – порог (Threshold), выше которого звук не должен подниматься.
Но все мы знаем, что когда фильм прерывается на рекламу, громкость увеличивается. Мама тянется к пульту и делает звук тише, так чтобы детишки не проснулись. Так вот, время, за которое мама возьмет пульт и сделает звук тише – время атаки. Мама делает тише, реклама проходит, начинается фильм, маме нужно опять взять пульт и вернуть исходную громкость. Время, за которое она это сделает – время восстановления (Release).
Таким вот образом мама у нас работает в роли компрессора с большим временем атаки и восстановления (релиза).
Однако остается еще один момент – уровень громкости, на который мама понижает звук при включении рекламы. Мама это делает на слух, а вот в компрессоре для этого есть специальный параметр – Ratio (коэффициент сжатия) и обозначается он как дробь – X:1. Например, коэффициент 5:1 обозначает, что при превышении порога на 5 дБ на входе мы получим всего лишь 1 дБ превышение на выходе, при превышении порога на 6 дБ и коэффициенте 2:1 от входных 6 дБ на выходе останутся только 3 и.тд.
И последний важный параметр, который используется при компрессии – это выходной уровень, обозначаемый Makeup Gain или Out Gain. Он используется для поднятия уровня сигнала, обработанного компрессором, т.к. сигнал после компрессии будет иметь в любом случае намного меньший уровень, чем до попадания в компрессор.
- Threshold – порог срабатывания. Уровень при достижении которого компрессор начинает обрабатывать сигнал
- Attack – время атаки. Время, в миллисекундах, спустя которое компрессор начнет обработывать сигнал после достижения сигналом порога срабатывания.
- Ratio – глубина компрессии. Коэффициент разницы между уровнем входного и выходного сигнала.
- Release – время восстановления сигнала. Определяет, сколько времени потребуется компрессору на то, чтобы вернуть сигнал в исходное состояние
Теперь от теории перейдем к практике. Для начала рассмотрим интерфейс компрессор C1, входящего в пакет Waves.Лично я пользуюсь именно этим компрессором, так как он дает очень мягкий и приятный звук:
Самый первый индикатор под надписью Comp/Exp, на скриншоте он красный – это Gain Reduction, он показывает то, насколько глубоко срабатывает компрессор. Второй индикатор показывает уровень входного сигнала, а ползунок справа от него – наш порог срабатывания. Непосредственно параметры компрессора задаются левее от этих двух индикаторов. Далее следует графический индикатор срабатывания компрессора, после чего следует фейдер выходного уровня и непосредственно индикация выходного уровня.
Все очень просто и удобно.
В музыке компрессоры используются повсеместно, начиная от компрессии бочки с басом и заканчивая финальной компрессией всего микса.
Можно выделить две основные области применения компрессоров:
выравнивание «прыгающей» по уровню записи, например вокала, дабы он звучал ровно и разборчиво во всех частях песни. Такой вид компрессии помимо голоса также повсеместно применяются при записи и сведении живых инструментов, которые по своей сути не могут иметь ровный и неколеблющийся уровень;
изменение огибающей (envelope) звука, что позволяет, например, заострить ударные и придать им большей злобности (послушайте, как например, звучит бочка в Psy Trance); или же напротив, смягчить слишком жестокую атаку баса, дабы он зазвучал приятнее и мягче.
Давайте разберемся, как и зачем компрессировать различные элементы композиции инструменты:
- Вокал. Когда я работал звукорежиссером в Останкино и занимался озвучкой кино, был у нас один актер, которого мы прозвали Человек-компрессор, потому как он читал тексты всегда абсолютно ровным и не прыгающим голосом. Однако на практике, особенно, если говорить о вокале в музыки, диапазон голоса исполнителя может очень существенно прыгать, грубо говоря, от шепота до крика. Вокал обычно пишут уже с компрессией, но дабы не пережать драгоценную запись, компрессия при записи минимальна, и после, в процессе сведения вокал требует дополнительной компрессии. В данном случае атаку следует ставить очень маленькую (1-2 мс), релиз в районе 150 мс, степень сжатия не больше чем 4:1 (я ставлю 3:1, либо 4:1, больше обычно не надо). Ну а Threshold и Makeup уже соответственно в зависимости от исходной громкости записи и необходимого уровня в вашем миксе.
- Гитара и другие живые инструменты. В принципе, метод компрессии здесь аналогичен вокалу. В первую очередь проанализируйте разницу между самым тихим и самым громким звуками партии, и исходите уже из них.
- Бас-бочка (Kick) и малый барабан (Snare). Это как раз и есть случай с изменением огибающей (envelope), о котором я говорил чуть выше. Для усиления бочки или снейра, придания агрессивности и злобности звучанию, надо выставлять больше атаку (от 10 до 50 мс) и меньше release (50-100 мс). Степень сжатия можно ставить от 4:1 и выше, Threshold на слух и Makeup соответственно тоже. Эффект будет заключаться в том, что самое начало звука удара бочки (его атака) останется в нетронутом виде и поднимется на уровень Makeup компрессора, в то время как вся остальная ее часть будет прижата. Вследствие этого, ударные и начинают «качать», «мочить», ну и все тому подобное.
- Синтезированные инструменты. Синтезированные инструменты не имеют особенности прыгать по уровню звука, так как выходной уровень их сигнала четко задается на инструменте и компрессия к ним применима в основном в качестве изменения огибающей. Например, для придания агрессивности атаке баса, или же, напротив, ее смягчения, либо для придания сустейновости (тягучести) лидам (выставляется очень большой релиз – 300 мс или больше).
- Конечный микс.Конечный микс также следует компрессировать для уравнивания его динамического диапазона и придания общей плотности, но делать это надо очень аккуратно и с умом. Главное, как говорится, без фанатизма. Коэффициент сжатия лично я ставлю 2:1, атаку самую минимальную (0.1 мс), чтобы компрессор начинал срабатывать сразу, Release также небольшой, в районе 50 мс. Порог срабатывания выставляем таким образом, чтобы компрессор не пережимал более чем на 2-3 дБ (шкала Gain Reduction), а Makeup Gain так, чтобы выходной уровень компрессора составлял в среднем 0 дБ с небольшими выбросами в некоторых местах не более 1 дБ (они в любом случае будут). После прохождения такой компрессии, окончательным звеном в линию мастер-секции устанавливается лимитер, который и подрежет эти самые небольшие выбросы. О нем мы и поговорим ниже.
Читайте также: Блок управления компрессором 12 вольт
Лимитер (Limiter) и Максимайзер (Maximizer)
Лимитер является по сути тем же самым компрессором, степень сжатия которого – бесконечность к единице, он представляет собой нечто вроде непробиваемой железной стены, за которую ничего не проходит. Лимитер имеет по сути один основной параметр – порог срабатывания (Threshold), выше которого сигнал на выходе не поднимется. Лимитер не имеет такого параметра, как время атаки (Attack) и срабатывает моментально.
Максимайзер представляет собой прибор состоящий из того же самого лимитера, только оборудованного усилителем выходного сигнала (аналогично Makeup компрессора).
Лимитер наиболее часто используется при мастеринге, где ставится в линию мастер-обработки самым последним звеном, дабы срезать непрогнозируемые выбросы, например, более 0 децибел.
Казалось бы, как хорошо, повесил лимитер на клипующий по полной программе микс, и, вуаля: ровная запись на выходе.
Но на самом деле работать с лимитером нужно очень аккуратно и самое главное без фанатизма, так как очень сильные степени срабатывания лимитера (когда он прижимает сигнал, превышающий порог более чем на 3-4 дБ) порядочно искажают сигнал, и если неопытный слушатель таких искажений может и не заметить, то любой профессионал, услышав такую запись, начнет сразу же плеваться, и отправит Вас куда подальше (пересводить).
Из программных лимитеров лично я пользуюсь плагином L2 из пакета Waves, но на вкус и цвет, как говорится, товарищей нет, равно как на слух и звук.
Экспандер (Expander)
Обычный экспандер является чем-то противоположным компрессору. Обычным экспандером называют ослабляющий экспандер, уменьшающий уровень сигнала, не превышающего заданный порог. Такой вид экспандера может применяться, например, для мягкого шумоподавления.
Настраиваемые параметры экспандера аналогичны параметрам компрессора, это:
- Threshold – порог. Сигнал ниже данного порога будет ослабляется. Сигнал выше порога не изменится.
- Ratio – коэфициент ослабления. Коэфициент экспандирования обозначается точно так же, как и коэффициент компрессии, X:1. Например, коэффициент 5:1 ослабит сигнал не превышающий порог (Treshhold) в пять раз.
- Attack – время атаки экспандера. Полностью аналогично времени атаки компрессора, т.е. это время в миллисекундах, которое экспандер не будет действовать после появления сигнала.
- Release – время восстановления (релиза) экспандера. Также полностью аналогично времени релиза компрессора.
Экспандер точно так же как и компрессор может иметь встроенные индикаторы степени ослабления (Reduction), входного и выходных уровней. Зачастую компрессор и экспандер совмещают в одном и том же приборе. Например, плагин Waves C1 имеет такую возможность, если ставить коэффициент со знаком минус (т.е. не 5:1, а -5:1).
Усиливающий экспандер (Upward Expander)
Усиливающий экспандер, в отличие от своего обыкновенного коллеги, не понижает, а напротив, увеличивает уровень сигнала, превышающего заданный порог. Данный вид обработки применяется, как правило, для увеличения (расширения) динамического диапазона.
Параметры усиливающего экспандера аналогичны параметрам компрессора и обычного экспандера, это:
- Threshold – порог срабатывания. Сигнал, превышающий порог, будет усилен. Сигнал ниже порога не изменится.Ratio – коэффициент усиления (экспандирования). Коэффициент экспандирования обозначается точно так же, как и коэффициент компрессии, X:1. Например, коэффициент 5:1 увеличит сигнал, превышающий порог (Treshhold) в пять раз.
- Attack – время атаки экспандера. Полностью аналогично времени атаки компрессора, т.е. это время в миллисекундах, которое экспандер не будет действовать после появления сигнала.
- Release – время восстановления (релиза) экспандера. Также полностью аналогично времени релиза компрессора.
Экспандер точно так же как и компрессор может иметь встроенные индикаторы степени ослабления (Reduction), входного и выходных уровней. Зачастую компрессор и экспандер совмещают в одном и том же приборе.
В случае применения усиливающего экспандера, степень экспандирования (Ratio) ставят минимальной, а атаку и релиз так же очень короткими.
Гейт (от англ. Gate – ворот) – прибор, пропускающий исключительно сигнал, превышающий заданный порог и подавляющий все, что находится ниже заданного порога.
Как пример можно привести ворота с охранником, который проверят у входящих людей пропуска. На пропуске написана цифра и если она ниже положенной (порога Threshold), то охранник попросту не пропустит.
Используется гейт, как правило, для жесткого шумоподавления, скажем в паузах между словами, или отрезания ненужных частей в готовых лупах. Параметры гейта аналогичны параметрам экспандеров с той лишь разницей, что гейты не имеют коэффициента подавления, но имеют такой параметр как Hold – это время, также в миллисекундах, в течение которого гейт остается открытым, в не зависимости от уровня подаваемого сигнала. Итак, основные параметры гейта:
- Threshold – порог. Сигнал, не превышающий этот порог, будет подавляться. Сигнал выше порога не изменится.
- Hold – Время в миллисекундах, в течение которого гейт остается открытым, скажем после атаки или перед релизом. Позволяет сделать работу гейта более мягкой и избежать резких дерганий.
- Attack – время атаки экспандера. Полностью аналогично времени атаки компрессора, т.е. это время в миллисекундах, которое экспандер не будет действовать после появления сигнала.
- Release – время восстановления (релиза) экспандера. Также полностью аналогично времени релиза компрессора.
Подводя итог всему сказанному
В данном материале мы разобрали все основные приборы динамической обработки, основополагающим из которых является, конечно же, компрессор. Именно на нем мы и заострили особое внимание, потому как правильное понимание того, каким образом работает компрессор, что он делает, и его параметров, позволит Вам не только существенно повысить плотность ваших композиций, но и без труда разобраться со всеми остальными приборами динамической обработки.
Но главное, не забывайте об одном из самых главных правил сведения и звукорежиссуры: используйте обработку только там и тогда, где это действительно нужно и улучшает качество звучания. Во многих случаях инструменты звучат хорошо сами по себе и обработкой их можно легко испортить.
Оригинал взят с сайта Звукпрофи.рф
- Свежие записи
- Чем отличается двухтактный мотор от четырехтактного
- Сколько масла заливать в редуктор мотоблока
- Какие моторы бывают у стиральных машин
- Какие валы отсутствуют в двухвальной кпп
- Как снять стопорную шайбу с вала
🎥 Видео
ПРОСТЫМИ СЛОВАМИ #2: АТАКА ЛИМИТЕРА ЭТО НЕ АТАКА КОМПРЕССОРАСкачать
Как себя ведут педальные компрессора?Скачать
17 из 17 - ЛимитерСкачать
Секрет ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ГРОМКИХ миксов: Клипперы против ЛимитеровСкачать
ЧТО ТАКОЕ КОМПРЕССОР И КАК ЕГО ИСПОЛЬЗОВАТЬ? Подробный гайдСкачать
ЧТО ТАКОЕ LIMITER| ДЕЛАЕМ ГРОМКИЙ МАСТЕРИНГ | СВЕДЕНИЕ МУЗЫКИСкачать
Компрессор в FL, что к чему (Fruity compressor)Скачать
Как работает компрессор, просто и доступноСкачать
ПРОВЕРЕНО ВРЕМЕНЕМ: КОМПРЕССОР DBX 266 | ОБЗОР И ТЕСТ | СВЕДЕНИЕ МУЗЫКИСкачать
ТУРБИНА И КОМПРЕССОР. Устройство, анимация, советы эксплуатации.Скачать
О чем МОЛЧАТ производители КОМПРЕССОРОВ как продлить срок службыСкачать
Приборы обработки звука: эквалайзер, подавитель обратной связи, компрессор, лимитерСкачать
Как узнать производительность компрессора на ВЫХОДЕ. Часть 2.4.1Скачать