Владельцы «пятерок» частенько мучаются с типичной проблемой «жигулей» — своеобразным рулевым управлением. На кочках и неровностях «жигули» имеют очень неприятное свойство менять направление движения. Опытные водители знают про эту проблему, поэтому стараются не терять бдительности. А вот новички нередко попадают в весьма опасные дорожные ситуации. Немудрено, что многие владельцы решают доработать рулевой редуктор ВАЗ 2105 или хотя бы его правильно настроить, чтобы повысить безопасность и комфорт вождения.
Видео:Рулевой редуктор на ваз 2106 от ваз 2105Скачать
Устройство рулевого управления
По своему устройству рулевое управление ВАЗ представляет собой достаточно простой, но технически продуманный механизм. Самая интересная его часть — рулевая трапеция, которая состоит из весьма большого количества рычагов и тяг. С виду рулевой механизм ВАЗ 2105 довольно хлипкий, но на самом деле он выдерживает даже очень тяжелые дорожные условия. Конструкция не такая уж архаичная, рулевая колонка ВАЗ имеет специальную пластину, благодаря которой вал, состоящий из нескольких ступеней, складывается при аварии, а рулевое колесо не травмирует водителя. Червячная передача редуктора ВАЗ и система рычагов значительно снижают усилие, которое водитель тратит на поворот колеса. Несмотря на это, для вождения «пятерки», да и любой другой «классики», требуется немалая физическая сила.
Внутри рулевой колонки «пятерки» расположена карданная передача, которая ведет к редуктору. Для соединения используется крестовина рулевого вала ВАЗ. Весь механизм достаточно надежен, выдерживает очень продолжительные пробеги. Все части изготавливаются из высококачественной стали и тщательно проверяются перед сборкой или продажей. Благодаря этому аварий «жигулей» из-за полного отказа рулевого управления крайне мало, а ремонт несущих частей требуется только при серьезных повреждениях.
Самая сложная деталь механизма — рулевой редуктор, который основан на червячной передаче. Поскольку червячная передача изначально славится зазорами и подвержена выработке, в корпус редуктора вмонтирован специальный регулировочный болт. Он прижимает вал сошки, не давая зазорам привести к биению колеса.
Механизм рулевого редуктора находится в масляной ванне, за счет этого снижается его износ. Заливается в редуктор обычное трансмиссионное масло, аналог ТАД-17. Тяги рулевого управления «пятерки» крепятся на шарнирах, защищенных резиновыми пыльниками. Постоянного шприцевания и смазки рулевое управление не требует, однако необходимо периодически осматривать пыльники на целостность. Для сборки или разборки тяг понадобятся специальные съемники, их можно изготовить самостоятельно.
Благодаря простой конструкции рулевое управление ВАЗ 2105 можно починить своими руками в гаражных условиях.
Видео:Замена рулевого редуктора(колонки) на ваз классика 2101-2107Скачать
Настройка агрегата
Необходимо отметить, что проблему «рыскания» на дороге после наезда на препятствие на «классике» полностью решить невозможно, однако путем тщательной регулировки ее можно свести к минимуму. В первую очередь необходима регулировка рулевого редуктора. Делается она достаточно непросто, особенно с непривычки. Для ее проведения нужно завести автомобиль на ровную площадку, проследив, чтобы колеса стояли прямо.
Регулировка рулевой колонки
Далее необходимо при помощи специального съемника сделать выпрессовку пальцев и отсоединить сошку. Потом все очень просто — сошку покачивают, руль держат (или наоборот), ловят зазор червячной передачи редуктора ВАЗ. По инструкции угол поворота руля при зажатой сошке не должен превышать 30°. Если люфт имеется, тогда выворачивают гайку, немного завинчивают прижимной винт и снова затягивают гайку.
Читайте также: Редуктор газ 3302 передаточное число
Самое главное — не пережать регулировочный винт, не сорвать резьбу. При сильно завинченном винте рулевое управление будет работать очень туго. Есть специальная норма по усилию рулевого колеса — 25 кгс. Усилие контролируют, когда сошка с тягами установлена и пальцы запрессованы. Проверяется усилие при помощи динамометрического ключа. Если оно очень большое, тогда регулировочный болт нужно немного ослабить.
Иногда регулировка редуктора ВАЗ может ничего не дать. Если совсем износился механизм, что тут поделаешь? Ремонтировать его особого смысла нет, да и времени уйдет много. Поэтому, чтобы не возиться с ремонтом, самый разумный выход — полная замена рулевого редуктора ВАЗ. Учитывая, что его можно купить за копейки на разборке, это правильное решение. При желании можно приобрести и новую деталь, ее ресурса точно хватит до конца жизни автомобиля.
Предпочтителен ремонт рулевого редуктора только тогда, когда нужно устранить утечку масла или сделать еще какую-то простую процедуру. Многие владельцы делают регулировку рулевого управления на глаз, не снимая сошки. Но в этом случае зазор может оказаться еще выше, чем он был изначально.
Без строгого соблюдения инструкций и наличия инструментов ремонт и регулировку рулевого управления лучше не начинать.
Видео:Как правильно выбрать рулевой редуктор на ваз.How to choose the steering gearbox on the vases.Скачать
Типичные поломки
«Пятерка» может известить своего владельца о проблемах с рулевым управлением не только потерей управляемости и появлением ощутимых люфтов, но и стуками, которые появляются при повороте руля или пересечении неровностей. Чаще всего стучит рулевая колонка ВАЗ 2105, а именно какая-то из износившихся крестовин. Раньше находились умники, которые выпрессовывали крестовину и делали ее ремонт. Сегодня лучший выход — полная замена рулевого вала, вместе с карданом. Так надежнее, быстрее и разумнее. Замена занимает очень немного времени, буквально нужно выкрутить два болта. При покупке не стоит переживать, ведь размеры вала у всего семейства «классики» одинаковы.
Если стуки образуются в нескольких местах, то лучше всего поменять все управление полностью, включая рулевой редуктор. Тем более что сегодня предлагаются более качественные запчасти, чем стоят изначально. Например, у нового редуктора ВАЗ более удобная система смены масла и отсоединения сошек, с ним в будущем будет гораздо меньше проблем, чем со старым.
При выявлении повреждений пыльников или зазоров необходимо менять наконечники. Для их замены тоже понадобится специальный съемник. Некоторые владельцы «классики» раз в несколько лет перебирают рулевое управление, измеряют штангенциркулем износ пальцев и других деталей. Это дает уверенность, что машина в дальней поездке не подведет.
Более серьезные поломки — это деформации рычагов и тяг. Они случаются при наезде на препятствие, бордюр, лежачего полицейского на высокой скорости. Иногда очень трудно определить, требуется замена рулевой тяги или нет. Деформации нередко увидеть сложно, поэтому тоже приходится прибегать к измерительным инструментам. Опять же ремонт сводится к простой замене деформированных или изношенных деталей. Пытаться их выправить или восстановить нет никакого смысла.
Если при повороте управление не стучит, а хрустит, значит, рассыпался какой-то из подшипников. Он может находиться как внутри рулевой колонки, так и в редукторе. В обоих случаях замена является довольно сложной операцией, усилия для разборки нужны невероятные. Редуктор, конечно, стоит поменять целиком, а вот ремонт колонки лучше доверить мастерской. Стоит помнить, что после того, как произведен ремонт рулевого управления, необходимо отрегулировать развал и схождение колес.
Видео:ВОЛШЕБНЫЙ-МУЖИЧЁК УСТРАНЯЕТ 16-ЗАВОДСКИХ ПРОБЛЕМ РУЛЕВОГО РЕДУКТОРА ВАЗ 2101Скачать
Тюнинг управления ВАЗ
Задумываясь о доработке рулевого управления, нельзя забывать о том, что любые вмешательства в данную часть машины запрещены. Конечно, за замену рулевого редуктора на более новую модификацию ничего может и не быть. Но вот с глобальными изменениями пройти техосмотр будет нереально. Конструкция классики хорошо изучена, ее досконально знает любой эксперт. Поэтому скрыть это не техосмотре будет невозможно. Тем не менее тем, кто решит сделать тюнинг на свой страх и риск, можно посоветовать несколько направлений для творчества.
Читайте также: Easypact ezc мотор редуктор
Итак, самое банальное — это установка рулевой колонки от более современной модели ВАЗа. Процедура крайне трудоемкая, но в результате нее колонка ВАЗ 2105 приобретает возможность регулировки по высоте. Для тех, кто любит ездить далеко и имеет нестандартную комплекцию, это очень удобная опция. Новая колонка ВАЗ 2105 с регулировкой по высоте может потребовать лишь дополнительного переходника. Такие переходники имеются в магазинах по тюнингу.
Главный недостаток, который хотели бы устранить абсолютное большинство владельцев «пятерки», — тяжелое рулевое управление. ГУР поставить на ВАЗ очень сложно и практически нереально, а вот электроусилитель руля — запросто. Продаются специальные комплекты, даже колонка ВАЗ 2105 не нуждается в доработке. Вот только электроусилители не всегда надежны. Известны случаи, когда после их отказа машину начинало швырять на встречную полосу, да еще на полной скорости. Поэтому установка не очень оправдана. А если брать ЭУР от иномарки, то, возможно, придется ставить другой рулевой редуктор и переделывать половину машины. Может понадобиться и замена рулевого вала ВАЗ 2105.
Хорошо смазанный, отрегулированный и исправный рулевой механизм «пятерки» практически не нуждается в дополнительном усилении и доработках. Но если есть желание, можно доработать и его. Узаконить переделку тоже можно, если пройти испытания и получить сертификат в НИИ.
Осень 2012 года рулевой редуктор был изрядно изношен, подтягивание гайки редуктора уже результата не приносило. В итоге назревал вопрос замена рулевого редуктора. Друг с кем я переделывал рулевую предложил переделать через кардан, те рулевая ВАЗ 2105, оргументировал тем что будет проще все выставить и не надо ловить большую соосность. Особенно это актуально если лонжерон лопнул и там наварена пластина. А так же можно отрегулировать рулевую колонку по высоте и горизонтали.
Что потребуется:
1) Рулевой редуктор ВАЗ 2105 (БУ после переборки, тк не знал что лить, залил жидкость из амортизаторов в конечном итоге летом 2014 года он начал закусывать от ржавчины. )
2) Кардан
3) Бинокль ВАЗ 2105
Покупал все это на авторынке.
Места обведенные были спилены балгаркой, тк упиралось в приборную панель.
Родной редуктор уже сильно люфтил и просился на замену.
Руль смещается вниз, но лично мне кажется это даже удобнее. В комплекте с пятёрочным рулевым валом не дали болт затяжки шлицов, еле нашёл такой. Прочность у него должна быть 10.9, подошёл от шаровой опоры нивы 2121. Ну вот собственно и всё, в шестёрку внедрена ещё одна нанотехнология, чему я очень рад.
🔍 Видео
Какой редуктор лучше?Скачать
Как отрегулировать рулевую колонку ВАЗ.Скачать
Регулировка рулевого редуктора. #червяк #ваз #ниваСкачать
РУЛЕВОЙ РЕДУКТОР ОТ СЕМЁРКИ В НИВУ - ИЗ ВАЗ 2107 В ВАЗ 2121.КУПИЛ НИВУ ЗА 35 000Скачать
Центровка рулевого редуктора и рулевого вала! Чтоб легко крутился руль сделай это! ВАЗ 2106Скачать
Установка кронштейна рулевого редуктора нового образцаСкачать
Густая смазка в рулевой редуктор ВАЗ , а что так можно было?Скачать
Вся Правда про Усилитель рулевой колонки (редуктора) ВАЗ 2101-07 где купитьСкачать
Ремонт рулевого редуктора ваз 2101-2107Скачать
МАЯТНИК,ЧТО ВНУТРИ,КАКОЙ МАЯТНИК ЛУЧШЕ,СОВЕТЫ.Скачать
Как отрегулировать рулевую колонку ВАЗ. Регулировка рулевого редуктора ВАЗ-2106. Редуктор руля ВАЗ.Скачать
Механизм рулевой (редуктор, колонка) ВАЗ 2101, 2102, 2103, 2106 АвтоВАЗ (новая упаковка)Скачать
Делаем жигули быстрее за 4к. Сравнение редукторов 3.9 и 4.3. Максимальная скорость/разгонСкачать
Рулевые тяги Ваз, Диагностика, советы.Скачать
Как отрегулировать рулевую колонку ВАЗ-классика. Убираем люфт руля.Скачать
Замена рулевой колонки ВАЗ 2106Скачать