Чем отличается вариатор от редуктора

Для более наглядного определения понятия, что такое вариатор, рассмотрим этот механизм в плоскости сравнения с редуктором. Если редуктор, независимо от типа передачи, обеспечивает одно, заложенное при его производстве, передаточное число, то вариатор обеспечивает бесконечное количество передаточных отношений. Причём происходит это бесступенчато. Теоретически можно предположить, что вариатор способен создать передаточное отношение менее 1, то есть служить мультипликатором, рассмотренного ранее в каталоге.

Видео:Почему ставят вариатор на авто, если коробка автомат лучшеСкачать

Почему ставят вариатор на авто, если коробка автомат лучше

Типы вариаторов.

В зависимости от условий эксплуатации и предъявляемых технических требованиях в промышленности применяют следующие типы передач в вариаторах:

1. Фрикционные, которые в свою очередь подразделяются на:

  • Лобовые
  • Конусные
  • Шаровые
  • Многодисковые
  • Тороидальные
  • Волновые
  • Диско-шариковые
  • Клиноременные

2. Вариаторы с зацеплением:

В машиностроении наибольшее распространение получили клиноременные, цепные и конусные конструкции вариаторов.

Преимущества и недостатки вариаторов.

Основным и решающим преимуществом вариатора является его способность бесступенчатого изменения частоты вращения и величины крутящего момента. Отсутствие толчков при работе существенно продлевает срок службы оборудования. В ряде случаев установка вариатора позволяет избежать применения различного дорогостоящего частотно-регулируемого привода.

К недостаткам стоит отнести малые передаваемые мощности и дороговизну технического обслуживания и ремонта.

Видео:Вариатор - устройство и принцип работы бесступенчатой коробки передач (ОСНОВЫ)Скачать

Вариатор -  устройство и принцип работы бесступенчатой коробки передач (ОСНОВЫ)

Что такое вариатор на автомобиле – самое простое объяснение устройства, принципа работы и его недостатков

Чем отличается вариатор от редуктора

Добрый день, дорогие друзья. Сегодня подробно разберем еще одну автоматическую коробку передач – вариатор. Объясню, из чего он состоит, как работает и почему многие бояться этой коробки. Начнем с самого главного – что это за «зверь».

Видео:ВАРИАТОР или СЦЕПЛЕНИЕ кто мощнееСкачать

ВАРИАТОР или СЦЕПЛЕНИЕ кто мощнее

Что такое вариатор в машине

Вариатор в автомобиле – это автоматическая, бесступенчатая коробка передач. Простыми словами – КПП, которая не имеет фиксированных передач. То есть, в ней нет шестеренок, которые отвечают за передачу крутящего момента от мотора к колесам.

Если в классической АКПП есть определенный набор шестерёнок, которые включаются и выключаются на определенных скоростях и оборотах двигателя, то здесь подобной конструкции нет. Все передачи виртуальные. Они запрограммированы в ЭБУ и в зависимости от определенных условий, происходит «магия» изменения передаточного числа. На приборке вы можете видеть цифры «1», «2», «3» – это индикаторы выдуманных передач, чтобы вам было спокойно, и вы знали, что как бы включена какая-то скорость.

Чем отличается вариатор от редуктора

Хотя нет, обманул, есть планетарная передача. Она отвечает за движение автомобиля задним ходом – это задняя скорость. А передача крутящего момента от силового агрегата к колесам происходит через ремень или ролики.

В первом случае – используется ременная или цепная передача. Во втором случае – вместо ремня применяются ролики, он называется тороидальный. Конструктивно такой вариатор немного отличается от клиноцепного или клиноременного (первого варианта).

Роликовая или тороидальная бесступенчатая КПП отличается от классической ременной наличием роликов в механизме передачи момента. Они используются вместо ремня или цепи. В ней конусообразные пластины неподвижные. Изменение передаточного числа осуществляется за счет изменения положения роликов относительно конусных пластин шкивов.

Читайте также: Бортовой редуктор коматсу 200

Чем отличается вариатор от редуктора

Для общего сведения. Вариаторные коробки первыми стали использовать на мопедах и скутерах. Позже они появились на снегоходах, легковых и грузовых автомобилях DAF.

Видео:Вариатор или автоматическое сцепление? на мотобуксировщик! Долгий разговор!Скачать

Вариатор или автоматическое сцепление? на мотобуксировщик! Долгий разговор!

Как устроен вариатор

Вариаторная коробка в своей конструкции имеет основные элементы:

  1. Два вала: ведущий и ведомый.
  2. Два шкива, каждый из которых находиться на одном из валов и состоит из подвижных конусов. Если быть точнее, подвижный всего один конус на каждом из шкивов.
  3. Ремень или цепь. Он соединяет два шкива. Через него происходит передача крутящего момента.
  4. Планетарный редуктор. Для движения машины задним ходом.
  5. Набор фрикционов (сцепление) для нейтральной передачи и задней скорости.

Чем отличается вариатор от редуктора

Это основные части вариатора, которые отвечают за передачу крутящего момента от двигателя до колес, «нетралку» и заднюю скорость.

Кроме этого, есть рычаги и винт. К рычагам присоединены противоположные диски шкивов. Они могут двигаться в осевом направлении, изменяя диаметр каждого шкива, изменяя передаточное соотношение.

Шкивы

Каждый из них состоит из двух конусообразных пластин. Одна из них подвижная, двигается в осевом направлении по шлицам на валу.

Чем отличается вариатор от редуктора

Обычно подвижными делаются противоположные пластины двух шкивов. Двигая их, меняется расстояние между пластинами, изменяя диаметр шкива. Разный диаметр – разное передаточное число между ними.

Ремень и цепь

Бывает двух видов:

  1. Клиновидный ремень, состоящий из металлических пластин.
  2. Цепной или клиноцепной. Использует особой конструкции цепь.

Клиновидный или клиноременной

Принцип работы вариатора не допускает применение резиновых или тканевых ремней. При прижатии конусообразного диска он может сложиться, переломиться. КПП начнет «буксовать», прервется передача момента от ведущего к ведомому валу. Все закончиться дорогостоящим ремонтом коробки.

Клиновидный ремень бесступенчатой трансмиссии состоит из одной или двух лент. На них нанизаны металлические сегменты в виде «бабочек» (форма может отличаться от производителя коробки передач). Эти сегменты контактируют с пластинам шкивов. От их формы зависит эффективность передачи момента и износостойкость, долговечность ремня.

Решили разобрать ремень вариатора, чтобы показать его устройство (если видео у вас не воспроизводится, напишите об в комментариях)

Клиноцепной

Она состоит из множества пластинок, соединенные цилиндрическими осями. Подобный тип цепи обеспечивает наименьший угол излома, долговечность. При контакте с поверхностями конусообразных дисков, возникает высокая температура. Поэтому цепь омывается дополнительно смазкой, чтобы продлить срок службы её и всему вариатору.

В отличие от клиновидного ремня, цепь обеспечивает высокий КПД коробке, большой диапазон передаточных чисел. Но стоимость его выше, что увеличивает цену вариаторной КПП.

Чем отличается вариатор от редуктора

Тороидальный или роликовый вариатор

Здесь вместо ременного механизма используются ролики. Шкивов нет, вместо них два конусообразных диска, расположенных друг против друга. Один закреплен на ведущем валу, второй на ведомом.

В отличие от ремня, диски неподвижные. Между ними находятся подвижные ролики, которые могут двигаться в сторону ведомого или ведущего вала. Изменение передаточного числа происходит за счет уменьшения или увеличения плоскости касания роликов конусообразных дисков. Крутящий момент передается только за счет силы трения роликов и поверхности конусов дисков.

Читайте также: Редуктор для кран балки а400

Чем отличается вариатор от редуктора

Видео:Сеялка зерновая. Вариатор или Редуктор. Что выбрать и в чем разница?Скачать

Сеялка зерновая. Вариатор или Редуктор. Что выбрать и в чем разница?

Как работает бесступенчатая CVT коробка передач

Рассмотрим принцип работы двух типов вариаторов – клиноременного и тороидального (роликового) вариатора.

Ременной или цепной

В этом случае принцип работы одинаковый. Отличие только в применении в качестве передачи крутящего момента ременного или цепного привода. Устройство вариаторной коробки не изменяется.

При помощи подвижного механизма, закрепленного на одном из конусов ведущего и ведомого шкива, происходит изменение эффективного диаметра ремня. То есть, на каждом из шкивов меняется внутренний диаметр. Соответственно, изменяется передаточное число между ведущим и ведомым валами.

Чем отличается вариатор от редуктора

При возрастании оборотов двигателя, противоположные конусообразные пластины сдвигаются или раздвигаются, каждая на своем шкиве. Они либо выталкивают ремень наружу при их схождении, либо опускают его вниз, при раздвижении. На картинке показано, как меняется передаточное соотношение при разном положении ремня на шкивах коробки.

Чем отличается вариатор от редуктора

Как видно, здесь нет фиксированных передач, потому что нет набора звездочек. Поэтому, вариатор может иметь неограниченное число передач, а значит, широкий диапазон передачи крутящего момента.

В современных вариативных коробках все же есть две звездочки или дополнительный планетарный механизм. Он предназначен для фиксации пониженной передачи или первой скорости, чтобы момент передавался не через ремень, а через шестерни. Это бережёт ремень от проскальзывания и шкивы от царапин при старте автомобиля под нагрузкой. Например, при заезде с места на бордюр, подъем в гору с минимальной скорости или буксование в грязи.

Задняя и нейтральная передача

Когда рассматривали устройство вариатора, то говорили, что в его конструкции есть планетарная передача и набор фрикционов. Так вот, все это хозяйство отвечает за «нейтралку» и заднюю скорость.

Ведущий шкив жестко соединен с водилом планетарной передачи. На ведущем валу установлена солнечная шестерня, которая двумя рядами сателлитов связана с коронной шестернёй. Они своими осями соединены с водилом.

Чем отличается вариатор от редуктора

Чтобы обеспечить движение автомобиля прямо, нужно зафиксировать коронную шестерню с солнечной шестернёй. За это отвечает первый пакет фрикционов. Он представляет собой набор пластин. Один ряд которых имеет зубья на внешней части,они соединены с коронной шестерней. На втором ряду зубья расположены на внутренней стороне пластины, они жестко связаны с солнечной шестерней. Весь набор пластин может двигаться в осевом направлении по шлицам.

Как выглядят фрикционные диски и как они работают на планетарном механизме

Таких рядов несколько, пластины чередуются между собой. Между ними есть определенный зазор и они свободно вращаются каждый со своей шестернёй. В этот момент включена нейтральная передача. Под действием гидропривода они смыкаются. За счет силы трения между ними, они фиксируя солнечную шестерню с коронной. Теперь вся конструкция движется как одно целое, обеспечивая движения авто вперед.

Чем отличается вариатор от редуктора

При включении задней скорости активируется второй пакет фрикционов и ослабляется первый. Второй набор пластин отвечает за фиксацию солнечной шестерни с корпусом коробки.

Таким образом в работу вступают сателлиты. Коронная шестерня вращается в одном направлении, сателлиты в другом. Так как они жестко связаны с водилом, то оно вращается в противоположном направлении относительно входного вала. Это обеспечивает движение автомобиля задней скоростью.

Читайте также: Редуктор от бетономешалки сб 138б

Видео: Как работает задняя и нейтральная передача в вариаторе

Тороидальный вариатор

Как известно из его устройства, он имеет два неподвижных конуса, направленных друг против друга. Между ними вращаются ролики, которые изменяют свое положение относительно этих конусов.

Механизм изменения положения роликов у каждого производители свой. В некоторых моделях происходит поворот роликов относительно оси конусов. В других вариаторах ролики смещаются вдоль оси вала, а их поворот относительно конусов происходит за счет прижатия к ним. Ролики самостоятельно изменяют свое положение в плоскости за счет центробежной силы.

Чем отличается вариатор от редуктора

Видео:Автомат или вариатор?Скачать

Автомат или вариатор?

Недостатки вариаторов

  1. Они не способны «переваривать» большую мощность двигателя. Это связано с механизмом передачи крутящего момента, не зависимо, установлен ремень или цепь. Она легко может проскакивать, задирая конуса – это уже дорогостоящий ремонт.
  2. По поводу ремонта. Переборка вариатора стоит очень дорого, иногда сравнима по стоимости с капитальным ремонтом двигателя. В большинстве случаев подобный ремонт не целесообразен, проще найти «контрактную» коробку.
  3. Бесступенчатая КПП прихотливая в обслуживании. Её нельзя перегревать, буксовать на одном месте, часто ездить «педаль в пол». Все это ведет к повышенному износу конусов и ремня.
  4. Много датчиков управления и контроля работы вариатора. Выход одного из них приведет к выходу из строя всего агрегата.
  5. Дорогое обслуживание. В ней необходимо чаще, чем в классическом автомате менять масло. Стоимость работы и самого масла выше, чем у «автомата».

Видео:Как устроена коробка Приуса?Скачать

Как устроена коробка Приуса?

Достоинства CVT

  1. Плавный разгон и торможение. Отсутствие рывков, при исправном вариаторе.
  2. Современные бесступенчатые КПП умеют экономить топливо лучше классических автоматов. В некоторых случаях экономия достигает уровня механической коробки .
  3. Низкий уровень шума при исправном агрегате. Вариатор не имеет фиксированных шестерен передач, поэтому он издает меньше шума при движении автомобиля.
  4. Исключена пробуксовка ведущих колес. Это повышает безопасность на обледенелых дорогах. С другой стороны, современные автомобили оснащены системами курсовой устойчивости, авто будет уверено стоять на льду, неважно, какая коробка в нем установлена.

Видео:Коробка автомат или вариатор, что лучше? Как не убить АКПП и Вариатор?Скачать

Коробка автомат или вариатор, что лучше? Как не убить АКПП и Вариатор?

Подведем итог

Многие автолюбители боятся подобных трансмиссий. Зная устройство и принцип работы вариатора, можно легко понять автовладельцев, так как вы знаете, почему у него так много противников. Плюс ко всему, подобная коробка имеет достаточно недостатков. Все они носят финансовый характер, то есть, все что связано с ней, несет затраты больше, чем другие типы КПП.

Например, обрыв ремня приведет к капитальному ремонту вариатора. Чаще её нет смысла ремонтировать, слишком дорого. Многие после этого ищут коробки на разборках, где никто не дает гарантию на них.

Вы являетесь счастливым обладателем вариатора? Напишите в комментариях, как вы с ней живете. Всем будет полезно узнать об этом.

Добавить комментарий Отменить ответ

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.


🎥 Видео

Гидромуфта и гидротрансформатор. Как работают гидродинамические передачи?Скачать

Гидромуфта и гидротрансформатор. Как работают гидродинамические передачи?

Вариаторы для мотобуксировщиков. Делаем правильный выбор.Скачать

Вариаторы для мотобуксировщиков. Делаем правильный выбор.

Чем отличается механическая коробка передач, автомат, вариатор и роботизированнаяСкачать

Чем отличается механическая коробка передач, автомат, вариатор и роботизированная

Автоматическое сцепление: плюсы и минусыСкачать

Автоматическое сцепление: плюсы и минусы

ЧТО ЛУЧШЕ? Механика, автомат, вариатор или роботизированная коробка передач ?Скачать

ЧТО ЛУЧШЕ? Механика, автомат, вариатор или роботизированная коробка передач ?

ставить ли спортивный вариатор на скутер/ (sports variator)/принцип работы и настройкаСкачать

ставить ли спортивный вариатор на скутер/ (sports variator)/принцип работы и настройка

Развеиваем мифы о вариаторе. Вдумчиво и последовательноСкачать

Развеиваем мифы о вариаторе. Вдумчиво и последовательно

Какая коробка передач ЛУЧШЕ? Механика или автомат, вариатор или робот?Скачать

Какая коробка передач ЛУЧШЕ? Механика или автомат, вариатор или робот?

Всё о ПОНИЖАЮЩЕМ РЕДУКТОРЕ С АВТОМАТИЧЕСКИМ СЦЕПЛЕНИЕМ для самодельной техники и мотоблокаСкачать

Всё о ПОНИЖАЮЩЕМ РЕДУКТОРЕ С АВТОМАТИЧЕСКИМ СЦЕПЛЕНИЕМ для самодельной техники и мотоблока

Что ломается, разваливается и изнашивается в вариаторе Audi Multitronic (01J)?Скачать

Что ломается, разваливается и изнашивается в вариаторе Audi Multitronic (01J)?

Простые трансмиссии - вариаторы TAV2-30. TAV2-40, сухие сцепления, шкивы с сухим сцеплением.Скачать

Простые трансмиссии - вариаторы TAV2-30. TAV2-40, сухие сцепления, шкивы с сухим сцеплением.

Коробка на гибридном автомобиле (Тойота, Лексус) Планетарный редуктор, не вариатор, не автомат!Скачать

Коробка на гибридном автомобиле (Тойота, Лексус) Планетарный редуктор, не вариатор, не автомат!
Поделиться или сохранить к себе:
Технарь знаток