За последнее время конструкция электромоторов с коллектором заметно изменилась. Появились сменные щетки, многие двигатели стали разборными. Любому мотору требуется уход, чтобы все время получать от него хорошую производительность. Естественно, речь идет не о дешевых одноразовых экземплярах вроде Speed 400, ценой в 6 долларов, а о более серьезных движках, которые применяются на соревнованиях.
Со временем характеристики любого двигателя ухудшаются. Это естественно, поскольку происходит его износ. Однако современные электромоторы могут стоить довольно больших денег. Например, цена хорошего двигателя для класса «modified» (автомодели) может составлять сотню долларов. Конечно, часто менять весь двигатель целиком — довольно накладно и не всегда оправдано, поэтому моделисты стараются продлить его ресурс.
Видео:Почему искрят щетки в электроинструментеСкачать
Очистка
Чтобы сохранять характеристики мотора на высоком уровне, желательно очищать его после каждых гонок. Сначала очищаются щетки и коллектор. Это можно делать при помощи специальной щеточки из стеклоткани, которая хорошо удаляет всю грязь. Чтобы при очистке коллектора ротор было удобнее вращать, на него можно надеть любую шестеренку из тех, что есть под рукой.
После того, как щетки и коллектор очищены, при помощи спрея промывается весь мотор, чтобы удалить скопившуюся внутри пыль.
Когда мотор промыт, щетки ставятся на место, на втулки капается масло, и щетки прикатываются в течение 30 секунд от 4 банок (либо от 6 банок через регулятор хода, на 1/4 газа). Мотор при этом не нагружается.
Не забудьте после прикатки заново очистить щетки и коллектор.
Видео:Зачем Это Нужно? Притирать Щетки В Новом ИнструментеСкачать
Смазка щеток и коллектора
Да, это не ошибка. Есть специальные смазки для щеток и коллектора, которые позволяют заметно улучшить характеристики электродвигателя. В основе тех смазок лежит нечто вроде присадок к маслу для двигателей внутреннего сгорания. Так что не вздумайте капать на коллектор то масло, что идет на втулки мотора.
Смазки для щеток и коллекторов продаются в маленьких емкостях, как масло, и стоят около 5-10 долларов. На соревнованиях без подобных средств уже никак не обойтись.
Замечание. Особенностью применения таких смазок является то, что придется обязательно промывать двигатель после каждого заезда. Иначе в следующий раз его характеристики станут не лучше, а хуже. Все это довольно муторно, так что на обычных тренировках, возможно, будет проще оставить коллектор мотора в покое.
Видео:Чистка коллектора ротора (якоря) в бытовых условияхСкачать
Замена щеток
При эксплуатации мотора щетки придется менять относительно часто. Существуют разные мнения, как долго можно эксплуатировать щетки. Если речь идет о спорте, то мало кто использует более половины длины щеток. Можно менять щетки и раньше, чем они наполовину сточатся, но это, как говорилось выше, уже дело личного опыта и убеждений.
Провода щеток обычно припаивают к контактам на задней крышке, чтобы уменьшить потери энергии. На относительно маломощных моторах, вроде 27-витковых «стоковых» двигателей, можно использовать механическое соединение при помощи прижимного винта.
После того, как вы заменили щетки, их необходимо прикатать. Это делается очень просто:
- Капните немного масла на переднюю и заднюю втулку (или подшипник).
- Запитайте мотор от 4 банок в течение 5 минут. Если у вас нет отдельной батареи из 4 элементов, то запитайте мотор от стандартной 6-баночной батареи через регулятор скорости, включив его на 1/4 газа. Мотор в это время ничем нагружать не надо.
Для нормальной прикатки коллектор должен быть новым или проточенным. Не забудьте после прикатки очистить щетки и коллектор, тогда они прослужат намного дольше.
Видео:ДВОРНИКИ БУДУТ ЧИСТИТЬ без пропусков, если сделать это...Скачать
Проточка коллектора
Самым тонким местом электромотора являются коллектор и щетки. Щетки постепенно изнашиваются и требуют замены. Ну а коллектор со временем покрывается нагаром. И если щетки заменить относительно несложно, то для обновления коллектора его потребуется проточить на специальном станочке.
Читайте также: Резиновые лодки с мотором в стерлитамаке
Во-первых, перед выполнением данной операции нужно решить, насколько она действительно нужна. Если речь идет о соревнованиях, то проточку надо производить каждые 2-10 заездов, в зависимости от двигателя, щеток, и условий эксплуатации. Так, мощный «модифицированный» автомодельный двигатель с жесткими щетками потребует проточки через 2 заезда. А если у вас «стоковый» мотор, то 10 заездов он откатает без заметного ухудшения характеристик. Необходимость проточки определяется визуально, по появлению на коллекторе заметного нагара. Это сложно точно описать, но со временем вы научитесь разбираться самостоятельно.
Для проточки вам понадобится специальный станок, который можно купить в хобби-магазине. Конечно, можно проводить эту операцию и на обычном токарном станке, но многим будет все-таки удобно «обновить» свой движок не выходя из дома, прямо на рабочем столе. Станки для проточки коллекторов делают многие фирмы, и цена колеблется где-то от 150 до 250 долларов, в зависимости от производителя, комплекта поставки и других опций. Как правило, станки различаются механизмами подачи резца и самим резцом (который идет в комплекте). В первом случае, чем дороже станок, тем проще вы сможете регулировать подачу резца, ибо дешевые станки имеют в механизмах подачи резца некоторые люфты. Ну а резец может быть сделан либо из металлокерамики («carbid»), либо из более сложных алмазоподобных композитов («diamond»). Первый вид резцов имеет меньшую скорость резанья и быстрее стачивается, но стоит сравнительно небольших денег (10-20$). Резцы с алмазной режущей кромкой позволяют точить на очень высоких оборотах, имеют большой ресурс, но и стоят, соответственно, под 100$.
Разберите мотор: снимите щетки, открутите заднюю крышку и извлеките ротор и прочие внутренности. Убедитесь, что внутри не осталось никаких прокладок.
Установите ротор на станок для проточки, и не забудьте выровнять основание станка: включите станок и убедитесь, что ротор никуда не съезжает. Если это не так, то подложите под станок прокладки, которые обычно идут в комплекте. И не забудьте сначала капнуть масла в те места, где ротор вращается на станке.
Включите станок и закрасьте коллектор черным маркером. Это поможет легко определить, остались ли на коллекторе непроточенные участки.
Плавно подведите резец и снимите тонкий слой коллектора, каждый раз возврашая резец в исходное положение. Капните на коллектор немного масла, чтобы повысить качество проточки. За один проход следует снимать не более 0.05 мм слоя. Помните, что чем меньше вы снимаете за один проход, тем качественнее получается поверхность и тем дольше прослужит резец. Коллектор протачивают до тех пор, пока не исчезнут все следы от маркера. Во время последнего прохода резец стоит медленно провести в оба конца по несколько раз.
Снимите ротор со станка и не забудьте удалить мусор, который попал между частями коллектора.
На этом проточку можно считать законченой. И не забудьте, что после проточки коллектора желательно заменить щетки или «обновить» их поверхность на специальном станке.
Видео:Как самому смазать моторчик печки автомобиля и чем лучше его смазыватьСкачать
Проверка коллектора
Часто бывает, что дешевые моторы имеют неидеальный коллектор. Коллектор также может быть неровным после неудачной проточки. Проверяется это просто. Мотор запитывют от 4 вольт, а на щетки слегка чем-нибудь надавливают. Если при этом чувствуется вибрация, а мотор увеличивает обороты, значит коллектор недостаточно ровный.
Читайте также: Лодочный мотор для казанка 5м3
Можно попробовать проточить коллектор заново (если, конечно, кривизна вызвана не станком для проточки). Или же ситуацию можно компенсировать более жесткими прижимными пружинами.
Видео:ДВОРНИКИ СТАНУТ КАК НОВЫЕ ЕСЛИ СДЕЛАТЬ ТАКСкачать
Заключение
Здесь были перечислены практически все моменты, с которыми вам придется столкнуться при эксплуатации электромоторов, имеющих коллектор. Остались открытыми только вопросы, касающиеся подбора щеток и прижимных пружин. Но эта тема весьма обширная и заслуживает отдельной статьи.
Видео:Оборвался проводок от щётки. Ремонт графитовой щётки своими рукамиСкачать
Устранение шума двигателя СМА после замены щеток
После замены угольных щеток без замены металлических направляющих этих самых щёток (так дешевле), заметил, что многие двигатели начинают неприятно так пощелкивать и потрескивать, даже ни смотря на качественную притирку щёток и шлифовку коллектора. Долго не мог понять в чем же фокус и как делать правильно пока не опробовал одну догадку. Сразу оговорюсь — речь идет именно о шуме щёточного узла, бывает еще шум подшипников, но это встречается очень редко, а ЩУ (Щёточный Узел) шумит после каждой замены щёток. Соответственно, ресурс такого ремонта выходит сильно меньше ресурса щеток с заводской установки.
Суть: старые щетки во время работы разбалтывают свои направляющие и появляется люфт
1 мм, и как щетку ни притирай в одну сторону мотор вращается тихо, в другую начинает пощелкивать, потрескивать и издавать разные другие неприятные уху мастера звуки. Также, изменяется и угол прилегания угольной щётки к коллектору двигателя в зависимости от вращения двигателя. Отсюда: неприятный звук, повышенный ток потребления, повышенный износ щетки.
Притирать щетки, скорее всего, все мастера умеют. Если кому интересно, напишите в комментариях, я напишу статью и по притирке щёток и шлифовке коллектора.
Что получилось делать с направляющими: я их аккуратно обжимаю плоскогубцами с установленной щёткой внутри чтобы не пережать. Обжимаю только самый кончик направляющей на ширину захвата плоскогубцев
10-12мм. Да так чтобы убрать поперечный люфт щётки, но не пережать ее, чтобы щётка свободно перемещалась по направляющей.
Пришлось немного потренироваться, испортив пару направляющих, но теперь знаю как и на сколько обжать направляющую, чтобы после установки щёток мотор работал тихо, с меньшим током, а щеток хватало надолго. Всем удачи.
PS: была в ремонте hotpoint ariston — очень быстро съедала щетки и во время стирки подбрызгивала подачу воды самопроизвольно во время работы двигателя + иногда открывала замок люка. Что только не делал. Помогло обжать направляющие по данному методу.
Видео:Ремонт и обслуживание шуруповерта. Быстро и просто.Скачать
что за смазка в редукторе дворников
#1 mygolf
- Город: С-Пб. север города
разобрал редуктор дворников лобового стекла, там смазка уж очень густая.
Может от времени такой стала?
еще эта смазка покрывает все контакты, которые отвечают за положения дворников (что бы останавливались вовремя.)
Возникли вопросы:
что за смазка сколько ее должно быть?
можно ли заменить шрусом, солидолом или еще чем?
Разобрал кстати потому, что дворники заборахлили. плохо стали двигаться. медленно. застревать посередине.
Когда доехал, я их выключил.
вроде в положении нормальном остались. прихожу вечером — аккумулятор сел в «0»(8в. без нагрузки). проверил — на дворники уходило.
не отключился до конца,зараза.
вот и стал копать. дай думаю заодно почищу смажу все трущиеся части.
#2 murdoc
- Пол: Мужской
- Город: Mkadburg
да, можно вместо дворников поставить шрус))) валить будет неситово)))
з.ы. людииии. вы прежде чем писать на автомобильных форумах, хоть основные термины изучите! стыдно же должно быть!
Читайте также: Егр в дизельных моторах
з.з.ы. по теме — имхо любой механизм требует смазки, даже часовой.
#3 Ndanila
- Пол: Мужской
- Город: Kirov
#4 lulu
- Пол: Мужской
- Город: Сыктывкар
- Интересы: автоспорт
да, можно вместо дворников поставить шрус))) валить будет неситово)))
з.ы. людииии. вы прежде чем писать на автомобильных форумах, хоть основные термины изучите! стыдно же должно быть!
з.з.ы. по теме — имхо любой механизм требует смазки, даже часовой.
#5 lulu
- Пол: Мужской
- Город: Сыктывкар
- Интересы: автоспорт
разобрал редуктор дворников лобового стекла, там смазка уж очень густая.
Может от времени такой стала?
еще эта смазка покрывает все контакты, которые отвечают за положения дворников (что бы останавливались вовремя.)
Возникли вопросы:
что за смазка сколько ее должно быть?
можно ли заменить шрусом, солидолом или еще чем?
Сообщение отредактировал lulu: 04 August 2009 — 09:18 AM
#6 DJ_Alexx
- Пол: Мужской
- Город: Msk,Жулебино
#7 mygolf
- Город: С-Пб. север города
Да именно про нее, потому что она очень вязкая, прилипчивая к деталям + водостойкая.
Как я посчитал именно то, что надо для смазывания мест, которые не хочешь разбирать очень часто ?
сомнения были на предмет электрической проводимости.
Просто меня поразило насколько ГУСТО была в смазке токопрводящая, круглая пластина. ну миллиметр а то и два смазки.
Я и подумал, вдруг у этой смазки какие-то чудо свойства, которые мне даже в голову прийти не могут.
Вот и решил спросить.
Спасибо.
Буду добавлять ШРУС-4
Сообщение отредактировал mygolf: 04 August 2009 — 12:52 PM
#8 mygolf
- Город: С-Пб. север города
кстати, когда снял большое пластиковое зубчатое колесо — на его обратной стороне была смазка, которая не участвовала в работе. Так вот она желто-коричневая. по цвету и консистенции как обычный солидол.
#9 SPGEAR
- Пол: Мужской
- Город: Санкт-Петербург
#10 mygolf
- Город: С-Пб. север города
согласно проведенных мною наблюдений, больше всего проблем на осях дворников (привод от трапеции к дворникам)
там вообще смазки замечено не быдо , были задиры и т.д. один вообще пришлось выбивать.
Двигатель и редуктор можно не разбирать, если очень лень или торопитесь.
Но я проделал работу:
1 разобрал все что разбирается по трапеции и приводу к дворникам.
почистил. смазал все что трется смазкой Шрус-4
2. разобрал редуктор, снял всю старую смазку, протер контакты токопроводящей пластины на сухо тряпкой. заменил смазку новую. на новую. тот же Шрус-4. Нарастил стершийся контакт.
3. разобрал двигатель. продорожил ротор зубочисткой(между медными контактами для щеток).
смазал вал (смазки не было вообще.) тот же Шрус-4.
Разница в результате ощутимая.
Теперь не заедает, трет быстрее и, что еще удивительнее, угол отклонения щеток стал больше. (отношу на то, что раньше при движении щеток мотор с редуктором наклоняло сильно, что не удавалось устранить подтяжкой креплений. Так как мотору(с редуктором) было трудно отклонить щетки — отклонялся сам.)
по времени снятие, чистка,ремонт установка и настройка. — полный день
Сообщение отредактировал mygolf: 05 August 2009 — 13:15 PM
- Свежие записи
- Чем отличается двухтактный мотор от четырехтактного
- Сколько масла заливать в редуктор мотоблока
- Какие моторы бывают у стиральных машин
- Какие валы отсутствуют в двухвальной кпп
- Как снять стопорную шайбу с вала
🌟 Видео
замена щёток мотораСкачать
Устраняем скрип щёток двигателя стиральной машиныСкачать
МОТО ЦЕПЬ, не используй эти щётки , чистка и уходСкачать
Смазка редуктора болгарки. Почему нельзя использовать Литол для смазки редуктора УШМСкачать
КРУТАЯ ИДЕЯ для УШМ оправдала себя и ДОСТОЙНА ВНИМАНИЯСкачать
5 случаев когда WD-40 может навредить. Почему нельзя использовать WD40 везде? Практичные советы.Скачать
Искрят щетки на коллекторе! Не спеши менять ротор! Можно починить!!! Циркулярная пила Старт СПЦ-2200Скачать
Техническое обслуживание перфоратора: как не убить инструмент, чем смазывать, перегрев и щетки.Скачать
Это Верх Идиотизма!!!! Не Стоит Так Делать с Своей БолгаркойСкачать
Как притереть щетки к двигателю стиральной машиныСкачать
Автослесарь показал хитрый способ, восстановления зубьев, на косозубой шестерёнке, используя свечуСкачать
Чтобы ДВОРНИКИ НЕ СКРИПЕЛИ. Это ПРОСТО! Скрип дворников пропадёт!Скачать