Каретка велосипеда является достаточно простым, но скрытным элементом. Жизнь прекрасна, когда железный конь находится в исправном состоянии и позволяет накручивать километр за километром. Но когда появляется непонятное похрустывание, пощелкивание и другие неприятные звуки, приходится искать причину их появления, дабы предотвратить серьезную поломку.
Велосипедная каретка вкручивается или запрессовывается в одноименный стакан рамы велосипеда. Она оснащена подшипниками, которые приводят в движение шатуны. Это весьма критический элемент велосипедной конструкции, поскольку он расположен близко к земле, из-за чего часто подвергается воздействию воды, грязи и мелкого мусора. У кареток есть своя классификация, и сегодня мы расскажем более подробно об этом маленьком, но очень важном элементе велосипедной конструкции.
Видео:КАРЕТКИ ВЕЛОСИПЕДА // ОСОБЕННОСТИ СТАНДАРТОВСкачать
Составляющие велосипедной каретки
Традиционно она состоит из следующих компонентов:
- Вал – представляет собой подвижную часть, вращающуюся внутри узла.
- Подшипники находятся непосредственно внутри кареточного основания.
- Стакан рамы – то место, где находится вся конструкция.
- Фиксаторы крепления шатунов.
На корпусе закреплены подшипники, вал вставляется в стакан рамы. Чашки необходимы для крепления. Шатуны, в свою очередь, затянуты на валу.
Видео:Основные размеры каретки велосипеда.Скачать
Виды кареток
Классифицировать обсуждаемый элемент можно по особенностям расположения подшипников. В зависимости от этого параметра выделяют следующие типы:
- Открытый. Данная разновидность открыта любому мусору, летящему из-под колес, поэтому все составляющие компоненты нуждаются в частом осмотре. А это – существенный минус. Что касается положительных качеств, то здесь можно отметить простоту обслуживания – с чисткой и разборкой справится даже неопытный мастер. Стандартный вид открытой каретки представлен валом, который вращается на подшипниках, установленных в чашках.
- Закрытый. В этом случае каретка-картридж с подшипниками в корпусе монтируется непосредственно в раму. Чаще всего такой тип встречается в велосипедах среднего ценового сегмента, поскольку обладает наибольшей защитой от попадания грязи. Есть существенный недостаток – деталь при износе или поломке не подлежит ремонту, только замена. В таком механизме искривления подшипников попросту исключены, а работать с картриджем – одно удовольствие.
- Интегрированный. В данном случае шатун со звездами соединен с валом в один сплошной элемент, который введен в чашку каретки. Такой тип также не подлежит ремонту, но отличается хорошими рабочими показателями и надежностью.
У подшипников качения для каретки есть свои стандарты. Выделяют следующие разновидности:
- Насыпные или шариковые. Уже из названия понятно, что в конструкции есть шарики, которые катятся по чашке. Она, в свою очередь, может быть съемной или спрессованной в корпусе механизма. Как правило, это бюджетная сборка. Насыпной механизм регулируется конусной гайкой. Регулировать шарики следует с осторожностью, поскольку при сильном зажатии гайки колесо начнет хуже прокручиваться, что заметно ускорит износ втулки. Если зажать недостаточно сильно, образуется люфт.
- Промышленные. Подшипники представлены неразборным узлом, состоящим из двух колец, между которыми находятся шарики. Механизм впрессовывается в посадочное место и заменяется по мере необходимости. Регулировать такие подшипники нельзя. Если механизм сильно загрязнен – только замена.
Как узнать, какая каретка стоит на велосипеде? Здесь нужно учитывать, что производители придерживаются определенных стандартов, поэтому сложностей с выбором нужной детали возникнуть не должно.
Размеры
Производители рам и деталей для велосипеда соблюдают определенные стандарты. Порой может возникнуть ситуация, когда вроде бы подходящая деталь не состыковывается с другим элементом. Чтобы определить ширину каретки, нужно измерить этот же параметр у кареточного узла рамы. Выделяют несколько распространенных вариантов:
- 73 или 68 мм. Данное значение встречается практически на всех моделях МТБ. Каретку 73 мм можно поставить на 68-миллиметровую раму, если использовать три дополнительных кольца.
- 83 мм. Такой размер встречается чаще на велосипедах, предназначенных для экстремального катания. Данный параметр не совмещается с предыдущим размером.
- 100 и 120 мм. Малораспространенный тип, который применим для новых фэтбайков или велосипедов экстрим-класса.
Размер конструкции различается также и по длине вала. Поэтому для надежности следует измерить и этот параметр. Бывают 128 мм, 122,5 мм, 118,5 мм, 113 мм и 110 мм.
Видео:Как подобрать каретку для велосипеда, длинна вала кареточного узла, ошибки и проблемы со средникомСкачать
Распространенные стандарты
Ввиду того, что существует несколько вариантов крепления шатунов с валом каретки, есть несколько распространенных стандартов:
- Под клин. Состоит из оси с пазами, сквозь которые проходят клинья, вставляющиеся в шатуны. Каждый клин с одной стороны крепится на паз, а с другой – гайкой. Здесь также есть свои стандарты, которые не могут заменить друг друга. Причина в разном исполнении угла клина, несмотря на то, что внешне размер может казаться идентичным.
- Под квадрат. Один из самых известных типов оси – SQR. Его отличает квадратное сечение конусообразных концов вала, на которые надеваются шатуны. Это весьма распространенный вариант среди бюджетных моделей велосипеда. Каретка имеет три стандарта, которые отличаются частичной взаимозаменяемостью – есть отличия в длине и углах конуса.
- Octalink. Стандарт крепления представлен картриджной кареткой с круглым валом. У полой оси на концах есть 8 шлицов. Данная конструкция способна облегчить вес и увеличить прочность. Такой вариант адаптирован для систем Shimano.
- Isis Drive. Шлицевой стандарт для большинства известных брендов. Такая каретка обусловливает надежное крепление и надежность.
- Howitzer. Еще одна шлицевая конструкция, подшипники которой вынесены за основу непосредственно самой каретки – это позволило продлить срок службы механизма. Такая конструкция часто используется в комплектации велосипедов для экстремальных гонок.
- Hollowtech II. Это продукция известного велосипедного бренда Shimano. Конструкция представлена сплошной системой каретки с шатунами. Ее разборку можно выполнять только с одной стороны байка. Компактный стандарт, который отличается повышенной жесткостью, незначительным весом и длительным сроком эксплуатации.
- Giga X Pipe. Аналог Hollowtech II, но с одним нюансом – несовпадение шлицов.
Читайте также: Защита валов токарного станка тв 4
Что касается комплектации, то здесь можно выделить весьма приличное количество вариантов:
- «Испанка». Неплохой вариант в плане сочетания цены и качества. Легковесная модель размером 37 мм. Подшипники впрессованы внутрь рамы.
- BB90 – аналог предыдущей модели, но с 24-миллиметровым валом.
- MID – еще один аналог «испанки», но с разницей в размере посадки (41 мм). Более тяжелая конструкция, но в то же время и более надежная.
- BB86 – аналог MID. Ширина стакана представлена двумя вариациями: 68 мм и 70 мм. Производители выпускают с выносными и внутренними подшипниками.
- BB92 – аналог предыдущей модели, но с различными размерами стакана (68 мм и 73 мм). Многие жалуются на быстрый износ механизма.
- BB30 – относительно новая каретка, в которой подшипники впрессованы в узел. Диаметр – 42 мм. Чаще всего комплектуются горные велосипеды.
- PF30. Вариант представлен двумя чашками без резьбы с подшипниками. Характеризуется стандартным размером стакана – 46 мм.
Понятно, что это далеко не полный перечень распространенных вариантов. Производители постоянно работают над совершенствованием велосипедной конструкции, предлагая все больше «стандартов» для улучшения показателей. Нельзя сказать, что обычному пользователю принципиально важны миллиметры и граммы каждой детали. Но если речь идет об участии в престижных соревнованиях, то именно этот мизер может сыграть решающую роль.
Видео:Ремонт кареточного узла минского дорожного велосипеда, ММВЗ АистСкачать
Рекомендации по выбору каретки
Здесь есть только один принцип – правильно определить размер и тип конструкции. Чтобы узнать ширину каретки, нужно измерить этот же параметр кареточного узла на раме. Выбирая новую деталь, следует отдавать предпочтение запчастям известных производителей.
И еще один момент – это подшипники. Насыпные – не самый надежный вариант. Они не самые проблемные, но требуют частого внимания к себе. Картриджные подшипники в этом плане гораздо лучше демонстрируют свои рабочие качества.
Видео:О различиях кареток открытого и картриджного типа / Как перейти с каретки на картриджСкачать
Как определить, какая каретка на велосипеде
Мастера настоятельно рекомендуют не затягивать с ремонтом кареточного механизма. О проблемах красноречиво свидетельствует стук в нижней части велосипеда, появление люфта и заклинивание непосредственно самого кареточного узла.
Чтобы понять, какая каретка нужна для замены, нужно обратить внимание на следующие параметры:
- стандарт шатунов;
- тип резьбы;
- ширина кареточного стакана;
- длина вала.
Придется разобрать кареточный механизм, чтобы сделать правильные замеры. Можно сделать это самостоятельно, но лучше обратиться в веломастерскую, где не только подскажут, какая каретка нужна, но и выполнят все работы по ремонту и обслуживанию байка.
Видео:Chain line (Чейнлайн): теория подборки каретки и шатунов.Скачать
Заключение
Каретка для велосипеда – пусть и маленький, но весьма значимый элемент. Ее исправность и безупречная функциональность – залог комфортного катания и безопасности. Выбрать и заменить каретку можно самостоятельно. Однако, учитывая многообразие распространенных стандартов, лучше обратиться к опытному мастеру.
Автор статей. Серьезно увлекаюсь велосипедами и мотоциклами. Интересуюсь всем, что связано с активным образом жизни.
Видео:Каретка на сепараторных подшипниках обзор, люфт каретки шатуна, ответ на вопрос.Скачать
Чертеж вала каретки велосипеда
Гражданский проспект, 118к1
Трасса Юкки 1 (Мега Парнас)
Будни с 10:00 до 22:00
Выходные с 10:00 до 23:00
Видео:Замена каретки советского велосипеда, на современный картридж!Скачать
Каретка велосипеда — уход, ремонт, виды и размеры
Каретка – это фактически сердце велосипеда, которое позволяет преобразовать энергию вращения педалей в обороты заднего колеса.
Узел включает несколько компонентов:
- Ось, на которой фиксируются педали и звездочки;
- Корпус с резьбой для фиксации на посадочном месте рамы;
- Подшипники, минимизирующие трение при вращении.
В зависимости от типа и конструкции комплект может различаться. Рассмотрим основные типы и особенности, в том числе обслуживание данного узла.
Видео:Замена каретки, Замена шатунов под квадрат. how to replace bottom bracketСкачать
Конструкция
Для установки каретки на раме предусмотрено посадочное место с резьбой, по которой вкручивается узел. Через корпус насквозь проходит ось для крепления шатунов. Чтобы минимизировать трение при вращении она опирается на подшипники, которые запрессовываются в каретку.
Первые признаки износа компонентов:
- Похрустывание, скрип при вращении педалей. Начинается при износе подшипников, в этом случае следует разобрать узел и вытащить испорченные компоненты. Немного продлить срок их службы можно за счет обслуживания;
- Затрудненное вращение педалей. Часто происходит, если подвижные элементы сильно стерты или внутрь попала грязь, абразив с дороги;
- Заклинивание. Если степень износа такова, что сепаратор, обойма и шарики рассыпались, шатуны просто заклинивает в одном положении. До такой степени будет заметно биение и люфты при вращении педалей.
Читайте также: Шестерня вала отбора мощности маз
Обслужить промышленный подшипник можно после его демонтажа. Этот метод не является панацеей, но поможет проехать несколько сотен километров до ближайшего сервиса, где уже будет произведена замена. Мы прокате велосипедов , обслуживаем этот узел каждый сезон.
- На боковых сторонах корпуса есть кольца, металлические или пластиковые. При помощи тонкой отвертки или шила его можно поддеть с любого торца и снять. Нужно действовать осторожно, чтобы не проколоть крышку, иначе в отверстие начнет проникать абразив и влага и подшипник очень быстро окончательно развалится;
- Старая смазка удаляется до получения чистой металлической поверхности. Главное убрать из подвижных частей абразив и грязь с дороги, металлическую стружку, которая образуется в процессе износа;
- Внутрь набивается густая смазка, по консистенции можно ориентироваться на Литол-24. Саму эту ГСМ применять не рекомендуется, так как быстро портится под действием влаги.
Состояние подшипника легко оценить, покачав внутреннюю обойму (стальное кольцо) относительно внешней.
Наличие люфта говорит об износе шариков, в запущенном состоянии расходник просто рассыпается
Колечки из металла/пластика защищают подвижные элементы в работе, но стопроцентную герметичность обеспечить не могут. Поэтому используются сальники или дополнительные крышки на корпусе каретки, которые блокируют большую часть грязи с дороги.
Существует 3 вида рассматриваемых узлов по конструктивным особенностям:
- Открытые. В этой форме подвижные части не закрываются дополнительными колпачками и остаются незащищенными для грязи и абразива с дороги. В итоге даже поднятая пыль скапливается на поверхностях, постепенно проникает внутрь подшипников и начинает воздействовать, как наждак, ускоряя стирание шариков, канавок на обоймах, сепаратора. Преимущество этого типа в простоте конструкции и дешевизне. Для обслуживания понадобится буквально несколько ключей;
- Интегрированные. Мало распространенный вариант, встречается на велосипедах советской эпохи. В данном случае на заводе шатуны (соединенные с валом в неразборную деталь) вводятся в посадочное место на раме. Трудности с заменой исключили распространение такого класса, но это не мешало им быть долговечными и надежными;
- Закрытые. В такой форме подшипники находятся в отдельном корпусе, который встраивается в раму. Снаружи все притягивается и закрывается крышками, что дает дополнительную защиту, сам картридж также хорошо гидроизолирован. Обслуживание или замена расходников в узле исключена, потому при ТО его обычно меняют на новый. Защищенность этого типа максимальна, элементы без труда ходят несколько сезонов.
Что касается типа используемых подшипников, то здесь выделяют несколько стандартов, в частности насыпные и промышленные. В любом случае основным элементом, снижающим трение, являются шарики.
Они катятся без взаимосвязи друг с другом по канавкам прижимающихся «конусов», шары могут объединяться в открытом сепараторе. Промышленные имеют корпус: внешнюю и внутреннюю обойму, на которой имеются полукруглые канавки для этих шариков.
Конструкция может быть открытой или оснащаться кольцом с обеих сторон, закрывающих шары
- Насыпные. Это наиболее бюджетный вариант, который подразумевает точную настройку (которая периодически сбивается). За счет прижима выставляется оптимальное усилие качения, необходимо при этом не допустить появления большого люфта, зазора, через который в механизм будет проникать грязь и влага. Для регулировки используется гайка, если свободное вращение каретки исключено, значит узел перетянут, если в поперечном направлении есть «болтание», то недотянут;
- Промышленные. Этот тип не нуждается в регулировке, новые расходники просто запрессовываются в посадочные места. Главное установить их до того момента, пока обойма не упрется в основание.
Существует несколько типовых размеров, которые могут различаться в зависимости от типа каретки и особенностей конструкции. Маркировку можно посмотреть на обойме или защитной крышке после снятия. Насыпные шары тоже нужно подбирать в соответствии с размерами, измерить точное значение просто при помощи штангенциркуля.
Типовые размеры
Основной размер каретки – это ее длина, которая измеряется по продольной оси.
Распространенные варианты ширины корпуса:
- 68, 73 мм. Компоненты шире всего распространены в среде МТВ. При использовании 3 дополнительных колец-проставок, большая каретка (73 мм) устанавливается в 68-миллиметровую раму без проблем;
- 83 мм. Этот типоразмер обладает повышенным запасом прочности, потому чаще используется райдерами на профессиональных экстремальных велах. С предыдущим типоразмером не совместим;
- 100, 120 мм. Сравнительно новый тип, встречается на фэтах и экстремальных байках.
Читайте также: Гост 6636 69 для диаметров валов
Второй важный показатель – это длина оси, на которой будут фиксироваться шатуны.
Встречается множество типоразмеров:
Измерение ширины проводится от края резьбовой части без упорного выступа до этого выступа на противоположной стороне детали. Этой площадкой при закручивании узел надежно прижимается к посадочному месту на раме. Длина оси измеряется между крайними ее точками.
На большинстве кареток эти два показателя указываются подробно, что существенно снижает риск ошибки
Тип и размер оси является другим важным аспектом при выборе подходящей каретки. Стоит учитывать форм-фактор шатунов, которые предполагается установить. В основном различия касаются наконечников, которые обрабатываются на производстве для получения нескольких шлицов (их задача в неподвижной фиксации шатунов, которые не должны прокручиваться при педалировании).
Стандарты вала:
- Клин. В данном случае на оси изготовлены пазы, в которых при помощи гаек фиксируются клинья. Существует несколько невзаимозаменяемых стандартов, которые внешне схожи. Однако, подбирать нужно идентичные посадочным местам на прочих компонентах велосипеда;
- SQR или квадрат. Наиболее распространенный вариант, при котором на оси предусмотрены квадратные наконечниками, которые расширяются к каретке, образуя конус. Практически вся линейка бюджетных велосипедов комплектуются в стоке такими узлами. На шатунах имеется квадратное отверстие, притягивается гайкой в торец вала. Есть несколько типоразмеров, но взаимозаменяемы они только частично;
- Octalink. Распространенный тип для навесного оборудования «Шимано». Форма наконечников предполагает наличие 8 шлицов, надежно фиксирующих шатун. Каретки картриджные с полым валом, призваны снизить вес конструкции без потери прочностных характеристик;
- IsisDrive – одна из альтернатив с шлицевым соединением. Часто встречается на брендах средней ценовой категории;
- Howitzer. Отличается максимальной надежностью и прочностью из-за особой конструкции и положения подшипников. Можно встретить на экстремальных велосипедах, которые должны выдерживать максимальные нагрузки, например, при приземлениях после прыжков;
- Hollowtech II. Данная технология используется в качественных линейках «Шимано». В таком виде подшипники запрессовываются только с одной стороны каретки. Метод позволили увеличить жесткость и надежность, но снизить массу компонентов;
- GigaXPipe – этот тип является альтернативой предыдущему, к сожалению, они не взаимозаменяемы.
При выборе комплекта можно столкнуться со множеством обозначений, которые указывают на комплектацию и размерности использованных компонентов:
- PF30. Комплектация с подшипниками, запрессованными в чашки, не оснащающиеся резьбой. Стакан имеет стандартный диаметр в 46 миллиметров;
- Испанка. Распространенный формат с запрессовкой подшипников в корпус, диаметр 37 мм. Оптимальное соотношение качества и стоимости;
- BB90. От Испанки отличается лишь диаметром оси, который составляет 24 мм;
- MID. Усиленная альтернатива Испанки, которая увеличена в диаметре до 41 мм. Отличается большей массой;
- BB86. Распространенный вариант с двумя типоразмерами, диаметром 68 и 70 мм. Подшипники могут быть расположены внутри корпуса или быть вынесенными снаружи;
- ВВ92. Альтернатива предыдущего класса, но посадочными диаметрами 68 или 73 мм. Считается, что компоненты быстрее приходят в негодность;
- ВВ30. Каретка диаметром 42 мм, появилась сравнительно недавно, но успела стать практически обязательным атрибутом горных моделей велов.
Метод разборки
Для демонтажа детали необходимо выполнить несколько этапов:
- Шаг 1. Очистить поверхности от грязи, как минимум от больших кусков, которые помешают добраться к разъемным соединениям;
- Шаг 2. Откручиваются болты, фиксирующие шатуны. Обычно используется шестигранник или рожковый/накидной ключ соответствующего размера. Педали можно использовать, как рычаг, чтобы не прокручивать ключ;
- Шаг 3. Если обслуживание давно не проводилось, можно залить открывшееся соединение смазкой в аэрозоле, как WD-40. Смазка проникает в каналы резьбы и позволяет упростить демонтаж;
- Шаг 4. После этого нужно взять ключ, соответствующий форме соединения. Нужно помнить, что резьба с мелким шагом и ее легче сорвать. Использовать подручные средства можно только в крайнем случае, например, ударами легко повредить стакан на раме и саму каретку. После откручивания крышки появляется доступ к подшипникам (если они располагаются внутри);
- Шаг 5. Полностью каретка выкручивается с противоположной стороны велосипеда. Если она выполнена в корпусе, то извлекается сразу вместе с подшипниками и осью;
- Шаг 6. На этом этапе ось с подшипниками выбивается с посадочных мест корпусных деталей. Использовать лучше мягкую проставку, чтобы не замять ударами торец вала. Обычно проблем не возникает и элементы разбираются буквально после одного легкого удара. Если компоненты приржавели, стоит использовать WD и повторить процедуру без сильных ударов. Вместо молотка можно работать резиновой или деревянной киянкой, она не способна повредить сталь, но энергии удара хватит, чтобы демонтировать даже захрясшие компоненты;
- Шаг 7. Старые подшипники заменяются на новые в обратном порядке. Первый можно сразу запрессовать на ось и установить ее вместе с подвижным элементом. Второй уже устанавливается на ось, монтированную в корпус, либо аналогичным образом фиксируется на оси до сборки.
- Свежие записи
- Чем отличается двухтактный мотор от четырехтактного
- Сколько масла заливать в редуктор мотоблока
- Какие моторы бывают у стиральных машин
- Какие валы отсутствуют в двухвальной кпп
- Как снять стопорную шайбу с вала
- Правообладателям
- Политика конфиденциальности
Механика © 2023
Информация, опубликованная на сайте, носит исключительно ознакомительный характер🎬 Видео
Как заменить открытую каретку с сепараторными подшипниками на каретку с промышленными подшипникамиСкачать
Ремонт каретки велосипеда: диагностика и замена разних типов кареток велосипеда.Скачать
Разборка и смазка картриджа каретки велосипеда (Disassembly and lubrication of the bottom bracket)Скачать
🔧Как подобрать ШАТУНЫ на ВЕЛОСИПЕД? Каретки, Chainline, офсеты и другие нюансыСкачать
Сравниваем каретку и шатуны квадрат с кареткой на внешних подшипниках и шатунами с пустотелой осьюСкачать
Замена каретки STELS на картриджСкачать
Замена советской каретки на каретку на промах.Скачать
Обслуживание каретки Hollowtech IIСкачать
Каретка под квадрат на старый велосипед ММВЗСкачать
Каретка и кареточный узел. Уход и обслуживаниеСкачать
Каретка под квадрат для ХВЗ.Скачать