Чертеж вала под подшипники

Валы относятся к числу наиболее ответственных элементов приводов. Высокая радиальная податливость валов и их опор могут привести к нарушению работоспособности зубчатых передач и подшипников, вызвать колебания и шум в приводе. Разрушение собственно вала влечет за собой выход из строя всей конструкции.

После определения положений опор приступают к проектированию валов. Размеры валов, диметры и длину посадочных поверхностей берем из

Размеры участков валов, которые не определяются сопрягаемыми деталями, округляются до ближайших значений из ряда нормальных диаметров и длин в машиностроении (табл.1.1).

Диаметры под подшипники округляются до размеров принятых по ГОСТ для подшипников т.е. заканчиваются на 0 или 5 начиная с посадочного диаметра под подшипник d = 20 мм и выше. Фиксация деталей в осевом направлении обеспечивают буртиками (заплечиками), размеры которых зависят от вида насаживаемых деталей и диаметров валов (см. формулы выше). С целью унификации на обе шейки вала обычно устанавливают подшипники одного типоразмера несмотря на то что требуемая работоспособность для них различна. Длина шеек назначается в зависимости от насаживаемой детали, например для зубчатого колеса равной длине ступицы или, при одинаковом диаметре с подшипником, равной длине распорной втулки и ширине подшипника

Между насадными зубчатыми колесами и подшипниками могут быть предусмотрены распорные втулки, длина которых определяется положением зубчатых колес и подшипников. Диаметр заплечика вала и распорной втулки определяется типоразмером подшипника.

Остальные размеры окончательно принимают после конструирования крышек подшипниковых узлов и при конструировании корпуса..( lМТ, lМБ, lКБ, lКТ см. стр..). Участок выходного конца вала диаметром dП .под подшипник и диаметром d1 должен выступать за внешнюю плоскость крышки (или головки винта) на величину l =(0,6…0,8) а, где а -зазор

На чертежах валов задают сопряженные, цепочные, габаритные и свободные размеры. На рис.3.1 показан способ задания основных размеров вала. На этом рисунке обозначены размеры: С1 и С2 – сопряженные (длины шпоночных пазов); Г и Ц— габаритный и цепочный; К1 и К2 — координирующие расположение шпоночных пазов, удобные для контроля штангенциркулем или шаблоном; l1 – длина выступающих концов вала (присоединительный размер), l2 и l3— длины сопряженных поверхностей. Размеры l1, l2, l3, l4 отвечают последовательным этапам токарной обработке вала.

Чертеж вала под подшипники

Рис. 3.1. Расположение размеров, допусков на чертеже вала

В данном примере размеры С1, С2и Ц – функциональные, остальные — свободные.

Функциональные — размерыопределяющие качественные показатели изделия: размеры сборочных размерных цепей, сопряженные размеры , диаметры посадочных мест валов для зубчатых, червячных колес, муфт, подшипников и других деталей, размеры резьб на валах для установочных гаек диаметры расположения винтов на крышках подшипников. Их задают на чертежах деталей, взяв их из чертежа сборочной единицы (редуктора) и из схем размерных цепей.

Читайте также: Замена карданного вала мл 320

Свободные размеры размеры несопряженных поверхностей. Задают с учетом технологии изготовления и удобства контроля.

Справочные — размеры длясправок, которые не подлежат выполнению по данному чертежу. Их указывают для большего удобства пользования чертежом, при изготовлении детали их не контролируют. Справочные размеры отмечают звездочкой и в технических требованиях делают запись типа: « * Размер для справок».

На чертеже вала выноской в масштабе увеличения (4:1) приводят форму и размеры канавок для выхода шлифовального круга, проточек для выхода резьбонарезного инструмента, глубину шпоночного паза.

Размеры шпоночного паза принимаются по таблице П1 в зависимости от диаметра вала.

На сопряженные размеры задают поля допусков в соответствии с посадками, показанными на чертеже редуктора. На свободные размеры задают предельные отклонения чаще всего среднего класса точности.

На ширину шпоночного паза приводят обозначение поля допуска: для призматической шпонки Р9. А для сегментной шпонки N9.

При простановке размеров на чертеже учтено следующее:

Чертеж вала под подшипники

минимальное число размеров, но достаточное для изготовления и контроля детали;

каждый размер следует приводить на чертеже лишь один раз .

размеры, относящиеся к одному конструктивному элементу, следует группировать в одном месте

не допускать включение ширины фасок и канавок в общую цепочку размеров. Размеры фасок и канавок должны быть заданы отдельно. Удобнее канавки выносить, показывая в масштабе увеличение форму канавки и ее размеры

размеры деталей , обрабатываемых совместно, заключают в квадратных скобки и в технических требованиях записывают: « Обработку по размерам в квадратных скобках производить совместно с дет. N… . Детали маркировать одним порядковым номером и применять совместно».

Видео:Чертежи.Приводные валы с сальниками для мотособаки.Скачать

Чертежи.Приводные валы с сальниками для мотособаки.

Посадка подшипников

  • Чертеж вала под подшипники

Чертеж вала под подшипники

Чертеж вала под подшипники

Чертеж вала под подшипники

Чертеж вала под подшипники

Чертеж вала под подшипники

Чертеж вала под подшипники

Чертеж вала под подшипники

Чертеж вала под подшипники

Выбор правильной посадки, обеспечение требуемой чистоты и значения допусков размеров поверхностей под подшипники является ключевым фактором, обеспечивающим долговечность, надежность механизмов.

Правильная посадка – важнейшее условие работоспособности подшипников.

Исходя из особенностей работы подшипника, кольцо, которое вращается должно закрепляться на опорной поверхности неподвижно, с натягом, а неподвижное кольцо садиться в отверстие с минимальным зазором, относительно свободно.

Чертеж вала под подшипники

Установка с натягом вращающегося кольца не дает ему проворачиваться, что могло бы привести к износу опорной поверхности, контактной коррозии, разбалансировке подшипников, развальцовке опоры, чрезмерному нагреву. Так, в основном, выполняется посадка подшипника на вал, который работает под нагрузкой.

Для неподвижного кольца небольшой зазор даже полезен, а возможность проворота не чаще одного раза за сутки делает износ опорной поверхности более равномерным, минимизирует его.

Чертеж вала под подшипники

Видео:Допуски и посадки под подшипникСкачать

Допуски и посадки под подшипник

Основные термины

Рассмотрим подробнее основные термины и понятия, определяющие посадки подшипников. Современное машиностроение основано на принципе взаимозаменяемости. Любая деталь, изготовленная по одному чертежу должна устанавливаться в механизм, выполнять свои функции, быть взаимозаменяемой.

Читайте также: Компрессор воздушный электрический 220 в 50 литров рейтинг

Для этого чертеж определяет не только размеры, но и максимальные, минимальные отклонения от них, то есть допуски. Значения допусков стандартизованы единой системой для допусков, посадок ЕСДП, разбиты по степеням точности (квалитетам), приводятся в таблицах.

Чертеж вала под подшипники

Их также можно найти в первом томе Справочника конструктора-машиностроителя Анурьева, и ГОСТах 25346-89, а также 25347-82 или 25348-82.

Согласно ГОСТ 25346-89 определены 20 квалитетов точности, но в машиностроении обычно используются с 6 по16. Причем, чем ниже номер квалитета, тем выше точность. Для посадок шарико и роликоподшипников актуальны 6,7, реже 8 квалитеты.

Чертеж вала под подшипники

В пределах одного квалитета размер допуска одинаков. Но верхнее и нижнее отклонение размера от номинала расположены по-разному и их сочетания на валах и отверстиях образуют различные посадки.

Существуют посадки обеспечивающие гарантию зазора, натяга и переходные, реализующие как минимальный зазор, так и минимальный натяг. Посадки обозначают латинскими строчными буквами для валов, большими для отверстий и цифрой, указывающей на квалитет, то есть степень точности. Обозначения посадок:

  • с зазором a, b, c, d, e, f, g, h;
  • переходных js, k, m, n;
  • с натягом p, r, s, t, u, x, z.

По системе отверстия для всех квалитетов оно имеет допуск H, а характер посадки определяется допуском вала. Такое решение позволяет уменьшить количество необходимых контрольных калибров, инструмента режущего и является приоритетным. Но в отдельных случая используется система вала, в которой валы имеют допуск h, а посадка достигается обработкой отверстия. И именно таким случаем является вращение наружного кольца шарикоподшипника. Примером подобной конструкции могут служить ролики или барабаны натяжные конвейеров ленточных.

Чертеж вала под подшипники

Видео:Посадка подшипника на вал: самый полный обзор методов и стандартовСкачать

Посадка подшипника на вал: самый полный обзор методов и стандартов

Выбор посадки подшипников качения

Среди основных параметров определяющих посадки подшипников:

  • характер, направление, величина нагрузки, воздействующей на подшипник;
  • точность подшипника;
  • скорость вращения;
  • вращение или неподвижность соответствующего кольца.

Ключевое условие, определяющее посадку – неподвижность либо вращение кольца. Для неподвижного кольца подбирается посадка с малым зазором и постепенное медленное проворачивание считается положительным фактором, уменьшающим общий износ, препятствующим местному износу. Вращающееся кольцо обязательно сажают с надежным натягом, исключающим проворот по отношению к посадочной поверхности.

Следующим важным фактором, которому должна соответствовать посадка под подшипник на валу или в отверстии, является вид нагружения. Различают три ключевых типа нагружения:

  • циркуляционное при вращении кольца относительно постоянно действующей в одном направлении радиальной нагрузки;
  • местное для неподвижного кольца относительно радиального нагружения;
  • колебательное при радиальной нагрузке колеблющейся относительно положения кольца.

Чертеж вала под подшипники

Согласно ГОСТ 520 степени точности подшипников в порядке их увеличения соответствуют пяти классам 0,6,5,4,2. Для машиностроения при нагрузках невысокой и средней величины, например для редукторов, обычным является класс 0, который не указывается в обозначении подшипников. При более высоких требованиях к точности используется шестой класс. На повышенных скоростях 5,4 и только в исключительных случаях второй. Пример обозначения подшипника шестого класса 6-205.

Читайте также: Перекрытие валов что это

Чертеж вала под подшипники

В процессе реального проектирования машин посадка подшипника на вал и в корпус выбирается в соответствие с условиями работы по специальным таблицам. Они приведены в томе втором Справочника конструктора-машиностроителя Василия Ивановича Анурьева.

Чертеж вала под подшипники

Для местного типа нагрузки таблица предлагает следующие посадки.

Чертеж вала под подшипники

При условиях циркуляционного нагружения, когда радиальное усилие воздействует на всю дорожку качения, учитывают интенсивность нагружения:

Pr=(k1xk2xk3xFr)/B, где:
k1 – коэффициент перегрузки динамической;
k2 – коэффициент ослабления для полого вала или корпуса тонкостенного;
k3 – коэффициент, определяемый воздействием осевых усилий;
Fr – усилие радиальное.

Значение коэффициента k1 при перегрузках менее, чем в полтора раза, небольшой вибрации и толчках принимают равным 1, а при возможной перегрузке от полутора до трех раз, сильных вибрациях, ударах k1=1,8.

Значения k2 и k3 подбираются по таблице. Причем для k3 учитывают соотношение осевой нагрузки к радиальной, выраженное параметром Fc/Fr x ctgβ.

Чертеж вала под подшипники

Соответствующие коэффициентам и параметру интенсивности нагружения посадки подшипников приведены в таблице.

Чертеж вала под подшипники

Обработка посадочных мест и обозначение посадок под подшипники на чертежах.

Посадочное место под подшипник на валу и в корпусе должно иметь заходные фаски. Шероховатость посадочного места составляет:

  • для шейки вала диаметром до 80 мм под подшипник класса 0 Ra=1,25, а при диаметре 80…500 мм Ra=2,5;
  • для шейки вала диаметром до 80 мм под подшипник класса 6,5 Ra=0,63 а при диаметре 80…500 мм Ra=1,25;
  • для отверстия в корпусе диаметром до 80 мм под подшипник класса 0 Ra=1,25, а при диаметре 80…500 мм Ra=2,5;
  • для отверстия в корпусе диаметром до 80 мм под подшипник класса 6,5,4 Ra=0,63, а при диаметре 80…500 мм Ra=1,25.

На чертеже также указывают отклонение формы места посадки подшипников, торцовое биение заплечиков для их упора.

Пример чертежа, в котором указана посадка подшипника на валу Ф 50 к6 и отклонения формы.

Чертеж вала под подшипники

Значения отклонений формы принимаются по таблице в зависимости от диаметра, который имеет посадка подшипника на валу либо в корпусе, точности подшипника.

Чертеж вала под подшипники

На чертежах указывают диаметр вала и корпуса под посадку, например, Ф20к6, Ф52Н7. На сборочных чертежах можно просто указывать размер с допуском в буквенном обозначении, но на чертежах деталей желательно кроме буквенного обозначения допуска приводить и его численное выражение для удобства рабочих. Размеры на чертежах указываются в миллиметрах, а величина допуска в микрометрах.

  • Свежие записи
    • Чем отличается двухтактный мотор от четырехтактного
    • Сколько масла заливать в редуктор мотоблока
    • Какие моторы бывают у стиральных машин
    • Какие валы отсутствуют в двухвальной кпп
    • Как снять стопорную шайбу с вала
    • Правообладателям
    • Политика конфиденциальности


    🌟 Видео

    FAQ по обозначениям подшипников. Размерные ряды и серии самых ходовых шарикоподшипников.Скачать

    FAQ по обозначениям подшипников. Размерные ряды и серии самых ходовых шарикоподшипников.

    Способ снять подшипник с валаСкачать

    Способ снять подшипник с вала

    Восстановление вала под подшипники.Скачать

    Восстановление вала под подшипники.

    Вал фуганка ремонт.(ремонт посадочных под подшипники)Скачать

    Вал фуганка ремонт.(ремонт посадочных под подшипники)

    подшипниковый узел вала циркулярной пилы чертежиСкачать

    подшипниковый узел вала циркулярной пилы чертежи

    Вал и корпус подшипника.Скачать

    Вал и корпус подшипника.

    Гавкнул передний вал Бурана и ставим крутые подшипникиСкачать

    Гавкнул передний вал Бурана и ставим крутые подшипники

    Чертеж вала. Уровень: профессионал. Часть 2. Допуски и посадкиСкачать

    Чертеж вала. Уровень: профессионал. Часть 2. Допуски и посадки

    Это что то невероятное, Как легко Извлечь ПодшипникСкачать

    Это что то невероятное, Как легко Извлечь Подшипник

    9.2 Подшипники каченияСкачать

    9.2 Подшипники качения

    Проточка вала под подшипник.Скачать

    Проточка вала под подшипник.

    Восстановление убитого вала под подшипник. Микросварка.Скачать

    Восстановление убитого вала под подшипник.  Микросварка.

    Корпус для подшипника (легко и просто)Скачать

    Корпус для подшипника (легко и просто)

    Прочный и ТОЧНЫЙ ВАЛ ТРУБОГИБА в домашних условияхСкачать

    Прочный и ТОЧНЫЙ ВАЛ ТРУБОГИБА в домашних условиях

    Восстанавливаю прослабленный вал под подшипник.Скачать

    Восстанавливаю прослабленный вал под подшипник.

    Посадки под подшипник. Уровень: Профессионал.Скачать

    Посадки под подшипник. Уровень: Профессионал.

    Как правильно сделать посадку под подшипникСкачать

    Как правильно сделать посадку под подшипник
Поделиться или сохранить к себе:
Технарь знаток