Как и любое другое техническое устройство, кондиционер имеет принципиальную схему, на которой указаны все его составляющие, а также коммуникации — то есть соединения между ними.
Условно кондиционер можно разделить на две функциональные части:
- холодильный контур
- электрическая часть
Основную функцию — охлаждение, осуществляет холодильный контур, а вот всеми его компонентами управляет электрическая схема (электронная).
В данной статье мы рассмотрим схемы неинверторных кондиционеров.
Видео:Как подключить конденсатор к компрессору кондиционера - Сплит Системы.Скачать
Схема холодильного контура
Ниже размещена схема холодильного контура кондиционера.
Схема взята не из учебника, а из сервисной документации производителя, поэтому и обозначения приведены на английском языке.
Compressor — компрессор, «сердце кондиционера». Компрессор сжимает хладагент и прокачивает его по контуру.
Heat exchanger — теплообменник,
- outdoor unit — внешнего блока, то есть конденсатор, охлаждает сжатый фреон ниже температуры конденсации
- indoor unit — внутреннего блока — испаритель, в нём рабочее вещество испаряется, опуская температуру
Expansion valve — расширительный вентиль
По-другому ТРВ — терморегулирующий вентиль. Обеспечивает подачу необходимого количества хладагента.
В простых кондиционерах его роль выполняет капиллярная трубка, без всякой регулировки, в инверторных системах — электронный расширительный вентиль.
2-Way valve — двухходовой вентиль, то есть обычная задвижка, с двумя положениями — открыто и закрыто
3-Way valve — трёхходовой клапан, в кондиционере это сервисный порт, к которому подключается шланг манометрического манометра для измерения давления или заправки.
4-Way valve — четырёхходовой клапан, обеспечивает реверс хладагента для работы кондиционера в режиме обогрева
Strainer — фильтр, на данной схеме это фильтр-осушитель, так как установлен перед ТРВ (и после, так как система может работать в режиме реверса и хладагент меняет направление движения).
Его задача не допустить попадание влаги в тонкий канал ТРВ — так как влага его закупорит, не давая пройти хладагенту.
Muffler — глушитель
Стрелками указано направление движения фреона по контуру:
- сплошной стрелкой — в режиме охлаждения
- пунктирной стрелкой — в режиме нагрева
Также в более сложных и совершенных кондиционерах устанавливают:
- датчики давления
- отделители жидкого хладагента
- линии перепуска
- системы инжекции (впрыска) в компрессор
- маслоотделители
Видео:Устройство и принцип работы компрессора кондиционераСкачать
Схема мульти сплит системы
Мульти сплит система — это кондиционер имеющий один внешний блок и несколько внутренних
В этом случае добавляются ещё несколько внутренних блоков, а также:
Distributor — распределитель, который расщепляет поток хладагента и направляет его в несколько внутренних блоков.
В схеме также присутствуют элементы, которые используются не только в мульти системах:
Receiver tank — ресивер.
Ресивер имеет несколько предназначений — защита от гидроудара компрессора, слив фреона при ремонте и т.д.
В данном случае это линейный ресивер, который не допускает попадание газообразного фреона в ТРВ
Видео:Устройство, принцип работы и ремонт автокондиционера по технологии производителя.Скачать
Электрическая схема кондиционера
Схема электрических соединений внешнего блока сплит системы:
Terminal — клеммная колодка для подключения межблочного кабеля для соединения с внутренним блоком.
N — электрическая нейтраль
2 — подача питания на компрессор с платы управления внутреннего блока
3 — подача питания на двигатель вентилятора для работы на 1-ой скорости
4 — подача питания на двигатель вентилятора для работы на 2-ой скорости
5 — подача питания на привод четырёхходового клапана для переключения в режим обогрева
C — common — общий вывод обмоток компрессора
R — running — рабочая обмотка компрессора
S — starting — фазосдвигающая обмотка двигателя компрессора, стартовая
Internal overload protector — внутренняя защита от перегрузки
Compressor Capacitior — электрический конденсатор, в данном случае рабочий (бывают ещё и пусковые, в настоящее время в кондиционерах не используются)
Fan motor — двигатель, мотор вентилятора
Thermal protector — защита от перегрева, обычно ставится непосредственно на обмотки двигателя и при превышении температуры разрывает цепь.
Читайте также: Компрессор для шин мерседес a0005831502
Fan motor Capacitior — рабочий конденсатор двигателя вентилятора
SV — solenoid valve — электромагнитный клапан, приводящий в действие механизм четырёхходового клапана.
Схема внутреннего блока кондиционера:
Клеммная колодка
На клеммной колодке кроме межблочных соединений находятся и зажимы для подключения питания (питание может подводиться и наоборот — к внешнему блоку)
L, N — электрическая линия и нейтраль однофазного питания
Filter Board — плата фильтра, уменьшает уровень помех в сети питания
Control Board — плата управления — управляет всеми устройствами, получает данные со всех датчиков, выполняет терморегуляцию, выводит информацию для пользователя на дисплей, выполняет самодиагностику.
Main relay — главное реле — силовое реле, подающее напряжение на компрессор.
Display board — модуль индикации, может представлять из себя линейку светодиодов, которые показывают наличие питания, выбранный режим, код ошибки или дисплей, на котором выводится ещё и температура.
Thermistor — термистор, терморезистор, датчик температуры
Room temp. — датчик температуры воздуха в комнате
Pipe temp. — датчик температуры трубки теплообменника, испарителя
Датчики температуры ещё могут находиться в:
- пульте управления — для поддержания температуры в точке нахождения пульта (например ,режим «I Feel»).
- на входе, выходе и в средней точки испарителя
- выписать точную модель оборудования
- найти сервис мануал в разделе «Техническая документация»
- можно воспользоваться поиском по сайту или в интернете
- получить информацию у производителя, дистрибьютора
- Свежие записи
- Чем отличается двухтактный мотор от четырехтактного
- Сколько масла заливать в редуктор мотоблока
- Какие моторы бывают у стиральных машин
- Какие валы отсутствуют в двухвальной кпп
- Как снять стопорную шайбу с вала
📺 Видео
Как работает компрессор кондиционераСкачать
как проверить любой компрессор кондиционера (на примере компрессора форд фокус 2)Скачать
Компрессор кондиционера - брать неоригинал или ремонтировать оригинал!?Скачать
Как работает кондиционер схема автокондиционера. car air conditioning. aire acondicionado automotrizСкачать
Электромагнитная муфта компрессора кондиционера - принцип работы и проверка катушкиСкачать
Компрессор кондиционера. Электрическая схема подключения. Как найти рабочую и пусковую обмотки.Скачать
Компрессор кондиционера. Электрическая схема, подключение. ДнепрСкачать
Гидравлика на газель Насос НШ из кондиционера кондиционера насос нш на самосвалСкачать
Как проверить компрессор кондиционера по вращению вала: подклинивание компрессора, люфт вала.Скачать
подкачка колес от компрессора кондиционераСкачать
Китайский компрессор кондиционера отзыв спустя годСкачать
Правильный разбор компрессора кондиционера (сплит системы) на медьСкачать
Диагностика наружного блока кондиционера - Сплит СистемыСкачать
Безмуфтовый компрессор кондиционера принцип работы и почему они ломаются.Скачать
Ремонт компрессора кондиционера своими руками. Так можно отремонтировать любой компрессор!Скачать
Step motor — шаговый двигатель,
Применяется для открывания жалюзийной решётки, шторки, закрывающей вентилятор
За один шаг его вал отклоняется на небольшой угол, таким образом получается очень точно контролировать положение вала.
Drain pump motor — дренажный насос, встроенный только у кассетных кондиционеров
Float switch — поплавковый датчик уровня конденсата, только для кассетных кондиционеров
Видео:Компрессор из кондиционеровСкачать
Где взять схему моего кондиционера?
Схемы кондиционера могут отличаться для каждой конкретной модели — где-то могут быть детали, которых нет в приведённых схемах (например датчики или защитные приборы), или наоборот, некоторых деталей не будет.
Для каждой модели кондиционера производитель выпускает сервисную документацию (Service Manual) для ремонтников, обслуживающего и инженерного персонала. В ней находятся не только схемы, но и коды ошибок, способы устранения поломок.
Итак, для нахождения схемы кондиционера необходимо:
Но даже если вы не нашли информацию по необходимому оборудованию, можно воспользоваться другой из этой серии, либо вообще от другого производителя, т ак как схемные решения очень схожи.
Также можно создать тему на профессиональном форуме, коллеги обязательно помогут Вам!
Видео:Диагностика обмоток компрессора кондиционера Сплит Системы.Скачать
Из чего состоит кондиционер? Устройство, схема и принцип работы кондиционера
Из чего состоит кондиционер?
Основные компоненты кондиционера
Печатная плата управления и индикации, датчики температуры, пульт дистанционного управления, фильтры, электродвигатели и крыльчатки вентиляторов, сервисные и 4-х-ходовые клапаны, контакторы и реле, термостаты, конденсаторы — это безусловно основные компоненты кондиционера, узлы и детали, из которых состоит любой кондиционер.
Типы кондиционеров
Устройство кондиционеров различных типов (например, кассетного, канального, потолочного и колонного) приведены в таблице. Как видно, функциональная схема одинакова для всех, отличие вызвано лишь конструктивными особенностями внутренних блоков.
Внутренний блок кондиционера
Схема настенного блока Mitsubishi Electric MSZ-LN25/35/50/60VG(W/V/B/R) серии PREMIUM.
Передняя панель — пластиковая решетка, через которую внутрь блока поступает воздух. Панель легко снимается для обслуживания кондиционера (например, для чистки фильтров и т.п.)
Фильтр грубой очистки — представляет собой пластиковую электростатическую сетку и предназначен для задержки крупной пыли, шерсти животных и т.п. Для нормальной работы кондиционера фильтр необходимо чистить, как правило, не реже двух раз в месяц.
Испаритель — в результате продувки через радиатор воздух охлаждается, в нем происходит нагрев холодного фреона и его испарение.
Читайте также: Запчасти для компрессора небулайзера омрон
Горизонтальные жалюзи — регулируют направление воздушного потока по вертикали с помощью электродвигателей, управляемых лишь с пульта.
Индикаторная панель (дисплей) — на передней панели кондиционера установлены светодиоды, показывающие не только режим работы кондиционера, но и сигнализирующие о возможных неисправностях.
Фильтр тонкой очистки — бывает различных типов. Как правило, используется угольный (удаляет неприятные запахи), электростатический (задерживает мелкую пыль) и т.п. Наличие дополнительных фильтров не оказывает влияния на работу кондиционера, однако, меняет качество воздуха.
Вентилятор — электродвигатель с турбиной, обеспечивает обдув испарителя и имеет, как правило, несколько скоростей вращения.
Вертикальные жалюзи — для регулировки направления воздушного потока по горизонтали. В бытовых кондиционерах положение этих жалюзи можно регулировать только вручную. Возможность регулировки с пульта ДУ есть только в некоторых моделях элитных кондиционеров.
Поддон — расположен под испарителем и служит не только для сбора, но и отвода наружу через дренажный шланг конденсата, образующегося на поверхности холодного испарителя.
Плата управления — блок электроники с центральным микропроцессором, как правило, располагается с правой стороны внутреннего блока. Если компрессор — «сердце» кондиционера, то платы управления (блок электроники) — его мозг.
Штуцерные соединения — расположены в нижней задней части внутреннего блока. К ним подключаются медные трубы, соединяющие блоки.
Внутренний блок комплектуется пультом управления для включения кондиционера, а также выбора режима работы и установки пользовательских настроек. Пульт управления может быть не только дистанционным, но и проводным.
Наружный блок кондиционера
Компрессор — бесспорно, сердце кондиционера: он сжимает фреон и поддерживает его движение по холодильному контуру. Подробнее с компрессорами к кондиционерам можно ознакомиться, например, в разделе компрессоры.
Четырехходовой клапан — устанавливается в кондиционерах с тепловым насосом для того, чтобы менять направление движения фреона в режиме обогрева. При этом внутренний и наружный блок как бы меняются местами: внутренний блок работает на обогрев, а наружный — на охлаждение.
Плата управления — устанавливается не только в инверторных и мульти-сплит-системах, но и в кондиционерах кассетного или канального типа. В обычных сплит-системах, как правило, всю электронику размещают только во внутреннем блоке.
Вентилятор — создает поток воздуха, обдувающего конденсатор. В моделях небольшой производительности электродвигатель вентилятора имеет только одну скорость вращения. Такой кондиционер может стабильно работать лишь в небольшом диапазоне температур наружного воздуха. В моделях более высокого класса и мощности, рассчитанных на широкий температурный диапазон, а также, во всех полупромышленных кондиционерах электродвигатель вентилятора имеет 2 — 3 фиксированных скорости вращения или же плавную регулировку. Электродвигатели используются вместе с пусковыми и рабочими конденсаторами.
Датчики температуры и давления, реле и контакторы — все это бесспорно важные электронные компоненты кондиционера, на показаниях которых постоен весь алгоритм работы системы.
Конденсатор — радиатор, в котором происходит охлаждение и конденсация фреона: продуваемый через конденсатор воздух в результате нагревается.
Фильтр фреоновой системы — устанавливается, как правило, перед входом компрессора и защищает его от медной крошки и других мелких частиц, которые могут попасть в систему при монтаже кондиционера. Разумеется, если монтаж выполнен с нарушением технологии и в систему попало большое количество мусора, то фильтр не поможет.
Штуцерные соединения — сервисные клапаны — к ним подключаются медные трубы, соединяющие наружный и внутренний блоки, а также манометры.
Защитная быстросъемная крышка — закрывает штуцерные соединения и клеммный разъем, используемый для подключения электрических кабелей. В некоторых моделях защитная крышка закрывает только клеммный разъем, а штуцерные соединения остаются снаружи.
Читайте также: Ремонт компрессоров денсо в москве
Схема кондиционера
Так называемая взрыв-схема с обозначением абсолютно всех деталей и узлов, которые подлежат заказу у производителя, как правило, приводятся в сервис-мануалах на каждую конкретную модель. Знание партномера запчасти, безусловно, облегчает ее поиск при заказе у поставщика.
К примеру, можно посмотреть и скачать вырезки из сервисной инструкции SAMSUNG:
— внутренний блок кондиционера схема
— внешний блок кондиционера схема
Схема циркуляции хладагента
Stop Valve | Запорный клапан |
Ambient temperature sensor | Датчик температуры окружающей среды |
Discharge temperature sensor | Датчик температуры нагнетания |
C-oil temperature sensor | Датчик температуры теплообменника |
Indoor heat exchanger | Теплообменник внутреннего блока |
Indoor unit | Внутренний блок |
Stop Valve | Запорный клапан |
Strainer | Сетчатый фильтр |
Electronic expansion valve | Электронный расширительный клапан |
Outdoor unit | Наружный блок |
Discharge pressure switch | Датчик давления на выходе |
4-Way Valve | Четырехходовой клапан |
Compressor | Компрессор |
Accumulator | Сборник жидкости |
Suction temperature sensor | Датчик температуры на стороне всасывания |
C-oil temperature sensor | Датчик температуры теплообменника |
Ambient temperature sensor | Датчик температуры окружающей среды |
Outdoor heat exchanger | Теплообменник наружного блока |
Defrost temperature sensor | Датчик температуры размораживания |
Электрическая схема сплит-системы
Для поиска и устранения неисправностей инженер безусловно должен уметь читать и понимать электрические функциональные и принципиальные схемы. Однако, не все производители приводят электрические принципиальные схемы в сервис-мануалах. Это может быть вызвано не только требованиями политики конфиденциальности, но и уходом от ремонта на компонентном уровне к замене неисправной платы или узла целиком. Поэтому иногда достаточно определить неисправность на функциональном уровне. К примеру, ниже представлены электрические схемы внутреннего и внешнего блоков сплит-системы DAEWOO DSB-187LH.
Принцип работы кондиционера
Компрессор, конденсатор, дроссель (капиллярная трубка, терморегулирующий аппарат) и испаритель соединены тонкостенными медными трубками и в результате образуют холодильный контур. Внутри контура циркулирует хладагент (скорее всего смесь фреона с небольшим количеством компрессорного масла). В современных кондиционерах прежде всего используются фреоны R22 и R410A.
1 — конденсатор, 2 — терморегулирующий вентиль, 3 — испаритель, 4 — компрессор.
Рассмотрим процесс работы кондиционера, использующего, например, фреон R22. На вход компрессора из испарителя поступает газообразный хладагент под низким давлением в 3—5 атмосфер и температурой от +10 до +20 °C. Компрессор кондиционера сжимает хладагент до давления 15—25 атмосфер, в результате чего хладагент нагревается до +70—90 °C, после чего он поступает в конденсатор.
Благодаря интенсивному обдуву конденсатора, хладагент остывает и вследствие чего переходит из газообразной фазы в жидкую с выделением дополнительного тепла: воздух, проходящий через конденсатор, нагревается. В результате на выходе конденсатора хладагент находится в жидком состоянии, под высоким давлением и с температурой на 10—20 °C выше температуры атмосферного (наружного) воздуха. Из конденсатора тёплый хладагент попадает в терморегулирующий вентиль, который в простейшем случае представляет собой капилляр (как правило, длинную тонкую медную трубку, свитую в спираль). На выходе терморегулирующего вентиля давление и температура хладагента существенно понижаются, часть хладагента при этом может испариться.
После дросселирующего устройства (капиллярной трубки или ТРВ) смесь жидкого и газообразного хладагента с низким давлением поступает в испаритель. В испарителе жидкий хладагент переходит в газообразную фазу с поглощением тепла. То есть, воздух, проходящий через испаритель, остывает и далее газообразный хладагент с низким давлением поступает на вход компрессора и весь цикл повторяется.
Подробное описание принципа работы системы кондиционирования на примере оконного кондиционера. На видео показано не только устройство кондиционера, но и описаны основные процессы протекающие в холодильном контуре, а также принцип фазового перехода хладагента.
Этот процесс лежит в основе работы любого кондиционера, причем, он не зависит от его типа, модели или производителя.