Червяк рулевого механизма с валом

Одной из основных систем, обеспечивающих безопасность передвижения на автомобиле, является рулевое управление. Назначение рулевого управления автомобиля — возможность менять направление движения, совершать повороты и маневры при объезде препятствий или обгоне. Эта составляющая также важна, как и тормозная система. Доказательством тому является предписание ПДД, эксплуатация автомобиля с неисправными указанными механизмами категорически запрещена.

Видео:Замена червяка вала руля и его дефектовка.Replacing the worm wheel shaft and Troubleshooting.Скачать

Замена червяка вала руля и его дефектовка.Replacing the worm wheel shaft and Troubleshooting.

Особенности узла и конструкция

На автомобилях используется кинематический способ смены направления движения, подразумевающий, что осуществление поворота происходит за счет смены положения управляемых колес. Обычно управляемой является передняя ось, хотя существуют и авто с так называемой системой подруливания. Особенность работы в таких авто заключается в том, что колеса задней оси тоже поворачиваются при изменении направления, хоть и на меньший угол. Но пока эта система широкого распространения не получила.

Помимо кинематического способа на технике используется еще и силовой. Особенность его заключается в том, что для совершения поворота колеса одной стороны притормаживаются, в то время, как с другой стороны они продолжают двигаться с прежней скоростью. И хоть этот способ изменения направления на легковых авто распространения не получил, на них он все же используется, но в несколько ином качестве – как система курсовой устойчивости.

Этот узел автомобиля состоит из трех основных элементов:

  • рулевая колонка;
  • рулевой механизм;
  • привод (система тяг и рычагов);

Червяк рулевого механизма с валом

У каждой составляющей – своя задача.

Видео:Рулевой механизм типа "червяк-ролик"Скачать

Рулевой механизм типа "червяк-ролик"

Рулевая колонка

Выполняет передачу вращательного усилия, которое создает водитель для изменения направления. Состоит она из рулевого колеса, располагаемого в салоне (на него и воздействует водитель, вращая его). Оно жестко посажено на вал колонки. В устройстве этой части рулевого управления очень часто используется вал, разделенный на несколько частей, соединенных между собой карданными шарнирами.

Такая конструкция сделана не просто так. Во-первых, это позволяет менять угол положения рулевого колеса относительно механизма, смещать его в определенную сторону, что нередко необходимо при компоновке составных частей авто. В дополнение такая конструкция позволяет повысить комфортабельность салона – водитель может менять положение рулевого колеса по вылету и наклону, обеспечивая максимально удобное его положение.

Во-вторых, составная рулевая колонка имеет свойство «ломаться» в случае ДТП, снижая вероятность травмирования водителя. Суть такова – при фронтальном ударе двигатель может сместиться назад и толкнуть рулевой механизм. Если бы вал колонки был цельным, изменение положения механизма привело бы к выходу вала с рулевым колесом в салон. В случае же со составной колонкой, перемещение механизма будет сопровождаться всего лишь изменением угла одной составляющей вала относительно второй, а сама колонка остается неподвижной.

Видео:Вал сошки и ролик рулевой редуктор ваз.Val bipod and roller steering gearbox vases.Скачать

Вал сошки и ролик рулевой редуктор ваз.Val bipod and roller steering gearbox vases.

Рулевой механизм

Предназначен для преобразования вращения вала рулевой колонки в поступательные движения элементов привода.

Наибольшее распространение на легковых автомобилях получили механизмы типа «шестерня-зубчатая рейка». Ранее же использовался еще один вид – «червяк-ролик», который сейчас в основном используется на грузовых авто. Еще один вариант для грузовиков – «винтовой».

«шестерня-рейка»

Распространение тип «шестерня-рейка» получил благодаря сравнительно простому устройству рулевого механизма. Состоит этот конструктивный узел из трех основных элементов – корпус, в котором размещается шестерня и перпендикулярно ей – рейка. Между двумя последними элементами имеется постоянное зубчатое зацепление.

Червяк рулевого механизма с валом

Работает этот вид механизма так: шестерня жестко связана с рулевой колонкой, поэтому она вращается вместе с валом. Из-за зубчатого соединения вращение передается на рейку, которая при таком воздействии смещается внутри корпуса в ту или иную сторону. Если водитель вращает рулевое колесо влево, взаимодействие шестерни с рейкой приводит к тому, что последняя перемещается вправо.

Зачастую на авто применяются механизмы «шестерня-рейка» с фиксированным передаточным числом, то есть диапазон поворота рулевого колеса для изменения угла колес одинаков при всех их положениях. Для примера, предположим, что для поворота колес на угол 15° необходимо сделать 1 полный оборот руля. Так вот, неважно, в каком положении находятся управляемые колеса (крайнее, прямолинейное), для поворота на указанный угол придется сделать 1 оборот.

Но некоторые автопроизводители устанавливают на свои авто механизмы с меняющимся передаточным числом. Причем достигается это достаточно просто – изменением угла положения зубьев на рейке в определенных зонах. Эффект от этой доработки механизма такой: если колеса стоят прямо, то для изменения их положения на те же 15° (пример) требуется 1 оборот. Но если они находятся в крайнем положении, то из-за измененного передаточного числа, колеса повернуться на указанный угол уже через пол-оборота. В результате диапазон поворота руля «от края до края» значительно меньше, чем в механизме с фиксированным передаточным числом.

Читайте также: Датчик выходного вала акпп лачетти

Червяк рулевого механизма с валом

Рейка с переменным передаточным числом

Помимо простоты устройства тип «шестерня-рейка» используется еще потому, что в такой конструкции возможна реализация исполнительных механизмов гидроусилителя (ГУР) и электроусилителя (ЭУР), а также электрогидравлического (ЭГУР).

«червяк-ролик»

Следующий тип – «червяк-ролик», менее распространен и на легковых авто сейчас практически не используется, хотя его можно встретить на автомобилях ВАЗ классического семейства.

В основе этого механизма положена червячная передача. Представляет червяк собой винт с резьбой особого профиля. Этот винт располагается на валу, соединенном с рулевой колонкой.

С резьбой этого червяка контактирует ролик, соединенный с валом, на который посажена сошка – рычаг, взаимодействующий с элементами привода.

Червяк рулевого механизма с валом

Червячный рулевой механизм

Суть работы механизма такова: при вращении вала, винт вращается, что приводит к продольному перемещению ролика по его резьбе. А поскольку ролик установлен на валу, то это смещение сопровождается поворотом последнего вокруг своей оси. Это в свою очередь приводит к полукруговому движению сошки, которая и воздействует на привод.

От механизма типа «червяк-ролик» на легковых авто отказались в пользу «шестерни-рейки» из-за невозможности интегрировать в него гидроусилитель (на грузовых авто он все же имелся, но исполнительный механизм был вынесенным), а также достаточно сложной конструкции привода.

Винтовой тип

Конструкция винтового механизма – еще сложнее. В ней также имеется винт с резьбой, но контактирует он не с роликом, а со специальной гайкой, на внешней стороне которой нанесен зубчатый сектор, взаимодействующий с таким же, но сделанным на валу сошки. Также существуют механизмы с промежуточными роликами между гайкой и зубчатым сектором. Принцип же действия такого механизма практически идентичен червячному – в результате взаимодействия вал проворачивается и тянет сошку, а та в свою очередь – привод.

Червяк рулевого механизма с валом

Винтовой рулевой механизм

На винтовой механизм можно установить гидроусилитель (гайка выполняет роль поршня), но на легковых авто он не применяется из-за массивности конструкции, поэтому и используется он только на грузовиках.

Видео:Замена тефлоновых колец распределителя рулевого механизма ч.3Скачать

Замена тефлоновых колец распределителя рулевого механизма ч.3

Привод

Привод в конструкции рулевого управления используется для передачи перемещения рейки или сошки на управляемые колеса. Причем в задачу этой составляющей входит изменение положения колес на разные углы. Обусловлено это тем, что колеса при повороте движутся по разным радиусам. Поэтому колесо с внутренней стороны при изменении траектории движения должно поворачиваться на больший угол, чем внешнее.

Конструкция привода зависит от используемого механизма. Так, если на авто используется «шестерня-рейка», то привод состоит всего лишь из двух тяг, соединенных с поворотным кулаком (роль которого выполняет амортизационная стойка) посредством шарового наконечника.

К рейке эти тяги могут крепиться двумя способами. Менее распространенным является жесткая фиксация их болтовым соединением (в некоторых случаях соединение осуществляется через сайлент-блок). Для такого соединения в корпусе механизма проделано продольное окно.

Более распространенный метод соединения тяг – жесткое, но подвижное соединение с концами рейки. Для обеспечения такого соединения на конце обеих тяг сделан шариковый наконечник. Посредством гайки этот шар прижимается к рейке. При передвижении последней тяга меняет свое положение, что и обеспечивает имеющееся соединение.

Червяк рулевого механизма с валом

В приводах, где используется механизм «червяк-ролик», конструкция значительно сложнее и представляет собой целую систему рычагов и тяг, получивших называние рулевой трапеции. Так, к примеру, на ВАЗ-2101 привод состоит из двух боковых тяг, одной средней, маятникового рычага и поворотных кулаков с рычагами. При этом для обеспечения возможности изменения угла положения колеса поворотный кулак крепиться к рычагам подвески при помощи двух шаровых опор (верхней и нижней).

Читайте также: Уплотнение вала насоса грюндфос

Большое количество составных элементов, а также соединений между ними делает такой тип привода более подверженным износу и возникновению люфтов. Этот факт — еще одна причина отказа от червячного механизма в пользу реечного.

Видео:Разборка червячного рулевого ВАЗ классика HDСкачать

Разборка червячного рулевого ВАЗ классика HD

«Обратная связь»

Стоит отметить, что в рулевом механизме существует еще и так называемая «обратная связь». Водитель не только воздействует на колеса, а посредством ее же получает информацию об особенностях движения колес по дороге. Проявляется это в виде вибраций, рывков, создания определенно направленных усилий на руле. Эта информация считается очень важной для правильной оценки поведения авто. Доказательством тому является тот факт, что в авто, оснащаемых ГУР и ЭУР, конструкторы сохранили «обратную связь».

Видео:Как устроена рулевая рейка / система ГУРСкачать

Как устроена рулевая рейка / система ГУР

Передовые разработки

Этот узел продолжают совершенствовать, так самыми последними достижениями являются системы:

  • Активного (динамического) рулевого управления. Она позволяет изменять передаточное число механизма в зависимости от скорости автомобиля. Также выполняет и дополнительную функцию – корректировка угла передних колес в поворотах и при торможении на скользкой дороге.
  • Адаптивного рулевого управления (управление по проводам). Это самая новая и перспективная система. В ней отсутствует прямая связь между рулем и колесами, всё работает за счёт датчиков и исполнительных устройств (сервоприводов). Большое распространение система ещё не получила по причине психологического и экономического факторов.

Червяк рулевого механизма с валом

Видео:Центровка рулевого редуктора и рулевого вала! Чтоб легко крутился руль сделай это! ВАЗ 2106Скачать

Центровка рулевого редуктора и рулевого вала! Чтоб легко крутился руль сделай это! ВАЗ 2106

Заключение

В целом механизм является достаточно надежным узлом, не требующим никакого обслуживания. Но при этом эксплуатация рулевого управления автомобиля подразумевает проведение своевременной диагностики для выявления неисправностей.

Конструкция этого узла состоит из множества элементов с подвижными соединениями. А где такие соединения есть, со временем из-за износа контактирующих элементов, в них появляются люфты, которые в значительной мере могут повлиять на управляемость авто.

Сложность диагностики рулевого управления зависит от его конструктивного исполнения. Так в узлах с механизмом «шестерня-рейка» соединений, которые необходимо проверять не так уж и много: наконечники, зацепление шестерни с рейкой, карданы рулевой колонки.

А вот с червячным механизмом из-за сложной конструкции привода точек диагностики значительно больше.

Что касается ремонтных работ при нарушении работоспособности узла, то наконечники при сильном износе просто заменяются. В рулевом механизме на начальном этапе люфт удается убрать регулировкой зацепления, а если это не помогло – переборкой узла с использованием ремкомплектов. Карданы колонки, как и наконечники – просто заменяются.

Видео:Замена рулевого вала ВАЗ 2106Скачать

Замена рулевого вала ВАЗ 2106

Червяк рулевого механизма с валом

Ремонтировать рулевой редуктор в кустарных условиях дело не благодарное. хорошо не сделать:(
Гдето уже писал, что отремонтированный рулевой редуктор в кустарных условиях ходит 12 месяцев или 20 тыков, потом поноыой.
Это я из личного опыта (руки растут откуда нужно;))

Там кроме замены червяка, ролика, подшипников качения, сальников и прокладок (это как раз легко делается:D) необходимо менять и подшипник скольжения (это фтулка такая пипа как на шкворнях ГАЗа, ЗИЛа, Камаза и т.д.). В ЗиП они почемуто не идут (покрайней мере мне не попадалось), даже если найдёте, запресуете то довольно сложно качественно развернуть её не нарушая соосность.
Ну а без замены этого подшипника вся работа будет мартышкин труд. Рулевое будет течь и в этом узле Вал сошки сей подшипник будет стук, ну а сним о честном ТО можно забыть;)

В авто сервисах этого тоже не делают, а когда тычеш носом в этот узел, то как правило посылают на х. им не интерестно делать хорошо, тогда клиентов меньше будет.

Выход один новое рулевое но оно гарантированно отходит 100 тыков можнт и более, но и его нужно проверять при покупке (всем известно в ЗиП идёт то, что не пошло на конвеер или востановлено в какомноть гараже)

работы не спеша на 3 часа, на каждом своём уазе это проходил, и после ремонта ходит круг, (не крутой спорт), после первых поездок подтягиваешь потихоньку и зацепление червяка и поджим подшипника, втулку правда не менял ни разу, как то не припёрло

Читайте также: Подшипники первичного вала ваз 2107 в маховике

Да примерно так и есть.
Вопрос: можно ли и как спрессовать червяка с рулевого вала?

Да примерно так и есть.
Вопрос: можно ли и как спрессовать червяка с рулевого вала?

Можно. Только лучше всего это сделать прессом. Аккуратно и быстро получается.
Уже пять лет РМ после переборки ремкомплектом(червяк, ролик, подшипники) работает абсолютно без жидкого масла. Перед сборкой смазал все трущиеся поверхности НИОДОЛом (97% Литол-24+3% НИОДа) для эксперимента. Пока все нормально работает. До этого на масле новый РМ с магазина ходил всего пару лет.

зимой то как с литолом в узле? и откуда такая пропорция 97% и 3%

Поверхности трущиеся только смазываются. РМ смазкой не набивается,т.е. совершенно пустой от какого либо масла. В это трудно поверить, но ни ЛИТОЛа, ни жидкого масла — совершенно ничего нет внутри. Только то, что было смазано данным составом. Это триботехнические технологии, можно найти поисковиком в интернете и почитать что это такое. Никого не агитирую, просто написал о том, что на своем автомобиле испытываю. Состав в магазине не продается.

зимой то как с литолом в узле? и откуда такая пропорция 97% и 3%

Забыл написать. Пропорции 97% к 3% — это пропорции производителя. Пишут, что больше не нужно. Этого достаточно для качественного снижения трения вместе с упрочнением трущейся поверхности.

Поверхности трущиеся только смазываются. РМ смазкой не набивается,т.е. совершенно пустой от какого либо масла. В это трудно поверить, но ни ЛИТОЛа, ни жидкого масла — совершенно ничего нет внутри. Только то, что было смазано данным составом. Это триботехнические технологии, можно найти поисковиком в интернете и почитать что это такое. Никого не агитирую, просто написал о том, что на своем автомобиле испытываю. Состав в магазине не продается.

а редуктора колесные ,раздатку,коробку,двигатель.. не пробовали перевести на эту технологию?если нет ,то почему,ведь РР уже давно у вас так работает?

а редуктора колесные ,раздатку,коробку,двигатель.. не пробовали перевести на эту технологию?если нет ,то почему,ведь РР уже давно у вас так работает?

а у меня уже второй год (тыщ 40 точно) РР работает на воде, однажды утопил и залил, потому как рр ремонтный, а сальника в продаже я не нашёл, а воду сливать мне впадлу, т.к. есть новый рр,, а сливной пробки нет. жду, когда этот накернится, а ему похрен, работает пока. только зимой с утра плохо, руль льдом прихватывает, не свернуть по началу. подобное в мосту закончилось выплавленными подшипниками.

так слить мона,выкрутив нижний болт в крышке ,где регулировка червяка.
.
кстати если мне ставить сошку короткую от 469 то тягу нуно обрезать.не знаю как у тя стоит короткая сошка,возможно в паре с другим рычагом на правом ПК.

о, это гут, солью — может ещё годик протянет.
.
у меня 31519-037 там безгур с завода, сошка прямая, рычаг кулака для вояк, свой. и у меня 3160, на старых, узких мостах спайсер (на хантере мост шире, а диски +40, поэтому колея у нас одинаковая), там рычаг пк обычный, колхоз, кулаки 3160, сошка прямая 469 на гуре стоит, а тяга от обычного козлика. а на хантере тяга видимо длинная, и сошка гнутая поэтому.

а редуктора колесные ,раздатку,коробку,двигатель.. не пробовали перевести на эту технологию?если нет ,то почему,ведь РР уже давно у вас так работает?

Здесь только про РМ спрашивали. А так, все по кругу обработано. На двигателе после обработки поднялись холостые с 700 примерно жо 1000 (трение же уменьшилось). До сих пор такие же обороты. В мостах стоят самоблоки. Сначала люфтов не было (мост еще тогда не обрабатывал). Потом постепенно стал увеличиваться круговой люфт. Поленился сразу обработать Составом. После обработки все люфты остались на одном уровне до сих пор. Ступичные подшипники тоже
Это все субъективно, но вроде все работает без проблем. Продолжаю дальше испытывать

  • Свежие записи
    • Чем отличается двухтактный мотор от четырехтактного
    • Сколько масла заливать в редуктор мотоблока
    • Какие моторы бывают у стиральных машин
    • Какие валы отсутствуют в двухвальной кпп
    • Как снять стопорную шайбу с вала


    📸 Видео

    Ремонт рулевого механизма ВАЗ 2101-07Скачать

    Ремонт рулевого механизма ВАЗ 2101-07

    [Восстановление] рулевого редуктора TLC80//TimelapseСкачать

    [Восстановление] рулевого редуктора TLC80//Timelapse

    Замена карданного рулевого вала ГАЗ ГАЗель СобольСкачать

    Замена карданного рулевого вала ГАЗ ГАЗель Соболь

    Рулевой карданчик,Замена нижней крестовиныСкачать

    Рулевой карданчик,Замена нижней крестовины

    Рулевой механизм грузового автомобиля.Скачать

    Рулевой механизм грузового автомобиля.

    как устранить стук рулевого вала за 3 секунды Део МатизСкачать

    как устранить стук рулевого вала за 3 секунды Део Матиз

    Замена рулевого редуктора и вала на Жигули ВАЗ 2104 "классика". ч.1Скачать

    Замена рулевого редуктора и вала на Жигули ВАЗ 2104 "классика". ч.1

    Снятие, ремонт и регулировка рулевого редуктора УАЗ 469.Скачать

    Снятие, ремонт и регулировка рулевого редуктора УАЗ 469.

    Центровка рейки,как выставить рулевую рейку в нольСкачать

    Центровка рейки,как выставить рулевую рейку в ноль

    Технология ремонта рулевых реек от PST Service.Скачать

    Технология ремонта рулевых реек от PST Service.

    червяк рулевого механизмаСкачать

    червяк рулевого механизма

    Рулевой механизм Газ-52 , Газ-53 53-3400013-01Скачать

    Рулевой механизм Газ-52 , Газ-53 53-3400013-01
Поделиться или сохранить к себе:
Технарь знаток