Четырехтактные лодочные моторы вихрь

«Вихрь» — марка подвесных лодочных моторов производства ОАО «Моторостроитель» (старое название — Куйбышевское моторостроительное производственное объединение им. Фрунзе (г. Самара) с 1966 года по настоящее время.

Четырехтактные лодочные моторы вихрь

На сегодняшний день ОАО ”Моторостроитель” выпускает следующие модификации мотора “Вихрь”: “Вихрь-30Э”, “Вихрь-30Р”, “Вихрь-32” ( 1-е исполнение), “Вихрь-32” ( 2-е исполнение).

Модели мотора «Вихрь», мощностью 20 л.с., «Вихрь-М», мощностью 25 л.с. сняты с производства.

Были изготовлены экспериментальные образцы моторов «Вихрь» мощностью 40, 45 и 60 л.с.

Лодочные моторы «Вихрь» построены по классической схеме с вертикальным расположением узлов. Двигатель — двухтактный двигатель двухцилиндровый. У мотора «Вихрь» продувка дефлекторная, у мотора «Вихрь-М» — петлевая, двухканальная, а у мотора «Вихрь-30» — трехканальная петлевая. Впуск свежей смеси в картер — через золотниковое устройство с дисковыми текстолитовыми золотниками.

Зажигание рабочей смеси осуществляется от маховичного магнето , на ранних моделях — с контактным прерывателем, с начала 80-х годов — бесконтактное.

Охлаждение двигателя — принудительное, забортной водой. Для этого в конструкии мотора предусмотрен насос-дозатор (помпа).

Запуск двигателя осуществляется ручным стартером. Модель «Вихрь-30» может комплектоваться и электростартером (Вихрь-30Э). Предусмотрен также ручной запуск при помощи стартового шнура.

Дейдвудная труба мотора (промежуточный корпус) связывает двигатель и редуктор. С помощью подвески с упругими элементами и струбциной мотор закрепляется на транце лодки.

Редуктор моторов «Вихрь» конический одноступенчатый реверсивный с возможностью включения свободного хода.

Гребной винт трехлопастной. Передача вращения от выходного вала редуктора к винту — через демпфер и срезную шпонку, которые являются самым слабым звеном в силовой передаче от двигателя к редуктору. При ударе винта о подводное препядствие шпонка срезается и предохраняет детали мотора от поломки. Для продолжения движения шпонку необходимо заменить.

Управление мотором осуществляется с помощью румпеля и дистанционно.

Моторы имеют отдельный бензобак, стандартно емкостью 22 литра, который можно размещать в любом месте лодки.

Двигатель закрывается кожухом.

Мотор имеет генератор переменного тока с напряжением 12В и мощностью 30Вт для питания ходовых огней лодки и заряда аккумуляторов.

Документация, руководства, статьи, тесты посвященные моторам «Вихрь».

Руководство по эксплуатации лодочного мотора «Вихрь»
Общие сведения о моторе «Вихрь»; Конструкция мотора; Эксплуатация мотора и уход за ним; Разборка и сборка мотора; Инструкция.

Руководство по эксплуатации моторов «Вихрь-М», «Вихрь»
Краткое описание, руководство по эксплуатации и техническому обслуживанию.

Руководство по эксплуатации моторов «Вихрь-30», «Вихрь-25»
Общие указания; Технические данные моторов Вихрь; Комплект поставки моторов Вихрь; Требования по технике безопасности; Устройство лодочных моторов Вихрь; Подготовка мотора к эксплуатации; Порядок работы; Техническое обслуживание моторов Вихрь; Правила хранения мотора; Возможные неисправности, их причины и методы устранения.

Каталог узлов и деталей подвесных лодочных моторов «Вихрь»
Настоящий каталог представляет 4 модификации лодочных моторов «Вихрь»: “Вихрь-30Э”, “Вихрь-30Р”, “Вихрь-32” ( 1-е исполнение), “Вихрь-32” ( 2-е исполнение).

Подвесные лодочные моторы отечественного производства «Вихрь-30» и «Нептун-23»
Хорхордин Е.Г. Подвесные лодочные моторы отечественного производства «Вихрь-30» и «Нептун-23». Справочник. — М.: «Издательский Дом Рученькиных», 2005. — 304 с.
В книге приведены сведения об устройстве подвесных лодочных моторов «Вихрь-30» и «Нептун-23», даны рекомендации по их эксплуатации и ремонту.
Рассмотрены наиболее характерные неисправности моторов, методы их диагностики и устранения. Широко использован долголетний опыт многих любителей по разборке, сборке и усовершенствованию моторов. Приводятся чертежи и схемы приспособлений и устройств, применяемых при ремонте и эксплуатации моторов, а также справочные сведения, необходимые для мастеров-ремонтников.
Пособие предназначено как для любителей-водомоторников, так и для работников ремонтных мастерских.

Усовершенствование и ремонт моторов «Вихрь», «Вихрь-М», «Вихрь-30»
Хорхордин Е.Г. Подвесные лодочные моторы. Усовершенствование и ремонт моторов Вихрь, Вихрь-М, Вихрь-30. Справочник. — М.: «Издательский Дом Рученькиных», 2006. — 176 с.
В книге систематизированы и обобщены рекомендации многих любителей-водномоторников по самостоятельному ремонту и модернизации основных узлов и систем моторов. Рассмотрены методы устранения наиболее характерных недостатков и неисправностей, присущих моторам Вихрь разных модификаций. Приведены технические характеристики и данные по взаимозаменяемости наиболее ходовых деталей моторов.

Пособие предназначено для любителей-водномоторников и работников мастерских по ремонту подвесных моторов.
От составителя

Улучшение эксплуатационных характеристик «Вихрей»
Хорхордин Е.Г. Подвесные лодочные моторы. Улучшение эксплуатационных характеристик «Вихрей». Справочник. — М: «Издательский Дом Рученькиных», 2004. — 112 с.
В пособии систематизированы и обобщены рекомендации многих любителей — водномоторников по самостоятельной модернизации основных узлов и систем моторов семейства «Вихрь». Приведены технические характеристики и способы установки на моторы дополнительного оборудования — генераторов, стартеров, тахометров. Подробно рассмотрены наиболее надежные варианты модификации систем охлаждения, смесеобразования, а также дистанционного управления и электрозапуска моторов. Приведен материал по усовершенствованию подвески и облегчению манипулирования мотором при подходе к берегу и на стоянке. Описаны характерные недостатки, присущие моторам «Вихрь» разных модификаций, и способы их устранения.
Пособие предназначено для любителей — водномоторников и работников мастерских по ремонту подвесных моторов.
От составителя

Читайте также: Мерседес 103 мотор 126

Как облегчить ремонт мотора Вихрь в походных условиях?
Некоторые рекомендации А.М.Лутицкого.
За многие годы и походы я всегда возвращался на стоянку сам, под своим Вихрем. В самых непредвиденных ситуациях я был морально подготовлен к любому неприятному случаю, а затем и технически. В походных услових при соответствующей подготовке возможно делать практически любой ремонт. Приходилось ремонтировать и редукторы, и цилиндро-поршневые группы, золотники, восстанавливать треснувшие от удара поддоны и многое другое. Многое почерпнуто из КиЯ, многое опробировав, оставлял без изменений, многое придумал сам и сконструировал.

Слабое место «Вихря»
Мотор “Вихрь”, который имеет репутацию самого надежного из наших подвесников, все же страдает некоторыми “хроническими болезнями”. Одна из них — частое разрушение резиновой крыльчатки помпы охлаждения. Из-за этого водомоторники возят с собой одну, а то и две запасные,так как перегрев двигателя происходит преимущественно из-за отказа водяной помпы.

«Нептун» против «Вихря»
или почему «Вихрь» «тянет» хуже других моторов.

Регулировка редуктора моторов Вихрь
Р. В. Страшкевич, Катера и Яхты, №54, 1975 год
Редуктор подвесного лодочного мотора — один из самых ответственных и сложных узлов, к тому же и работающий в очень неблагоприятных условиях — под водой.

Доработка подводной части мотора Вихрь
Чтобы уменьшить гидродинамическое сопротивление подводной части «Вихря», улучшить водозабор системы охлаждения и избавиться от реактивного момента, возникающего на выхлопном патрубке, я несколько перестроил корпус редуктора.

Не ошибусь, если скажу, что почти каждый владелец подвесного мотора сталкивается с перегревом двигателя из-за выхода из строя крыльчатки охлаждения или засорения входных отверстий. На своей мотолодке я смонтировал аварийный выключатель, который уже несколько раз спасал мотор от аварий.

Выпускаемые сегодня подвесные моторы разрабатывались в те времена, когда, кроме старой «Казанки», у нас практически ничего не было. На нее, естественно, и ориентировались моторостроители, рассчитывая параметры своих первых 17—20-сильных подвесников.
Соответствуют ли эти параметры гидродинамическим характеристикам современных мотолодок?
Чтобы получить ответ на этот вопрос, редакция провела сравнительные ходовые испытания.

Моторная лодка «Прогресс» плюс мотор «Вихрь-30»
М. М. Буньков, В. М. Гринпресс, Ю. М. Садовников, Журнал «Катера и Яхты», №5 (057), 1975г.

Для проектирования оптимальных гребных винтов и надежных расчетов скорости мотолодок необходимо располагать данными по сопротивлению воды движению лодки при соответствующих нагрузках. Наиболее надежные данные могут быть получены в результате буксировочных испытаний этих мотолодок в опытовом бассейне. Подобные испытания ряда корпусов моторных лодок были проведены в бассейне ЦНИИ им. акад. А. Н. Крылова. В частности, были испытаны корпуса мотолодок «МКМ», «Крым», «Юг-2500», «Дракон», «Кафа-2500», «Днепр», «Лотос», «Казанка-5», «Прогресс-2» и «Прогресс-4». Ниже представлены результаты испытаний мотолодки «Прогресс-2».

Видео:Пуск мотора вихрь 30Скачать

Пуск мотора вихрь 30

Что дает переделка моторов «Вихрь»? Какой мотор лучше — двухтактный или четырехтактный?

Видео:Тут выпускали лодочные моторы Вихрь. Что стало с заводом?Скачать

Тут выпускали лодочные моторы Вихрь. Что стало с заводом?

Своими мнением делится главный конструктор моторов «Вихрь» Ростислав Страшкевич

Четырехтактные лодочные моторы вихрь

В этом году навигацию долго не заканчивал, погода стояла теплая, разве уйдешь с Волги! Еще раз убедился: моторы у людей стареют, советчиков сейчас полно, а вот знатоков нет. Люди слушают их и корежат имеющиеся. Как могу, советую, объясняю, что хорошо, что плохо. Тем, кто звонит по телефону или пишет письма, также даю советы, но не успеваю всем отвечать. Поэтому отобрал наиболее злободневные вопросы и изложил ответы на них в этой статье.

Вначале несколько слов скажу о современных подвесных лодочных моторах. На сегодня наиболее распространены в водных акваториях двухтактные, поскольку их производство началось в мире тогда, когда о четырехтактных вообще речи не было. Сейчас идет спор, какой мотор лучше — двухтактный или четырехтактный?

Не буду утомлять читателей цифрами, поскольку речь должна идти о принципе работы двигателей. Всем совершенно ясно, что двухтактный мотор намного проще в производстве и обслуживании (в нем нет такого трудоемкого и требующего большого внимания механизма газораспределения, кулачков, пружин, клапанов и т. д.). Четырехтактный мотор любой модели в два раза или около того тяжелее по весу двухтактного и примерно в такой же пропорции выше его стоимость. Однако с точки зрения загрязнения атмосферы, воды, расхода топлива он лучше и экономичнее. Но эти показатели надо оценивать с учетом его стоимости и веса, а это предполагает поиск ответа на вопрос: что выгоднее?

Читайте также: Не греется мотор опель омега а

Если мотор приходится чаще ставить и снимать с транца, то тут вес едва ли не главный фактор в пользу двухтактного, да еще с учетом его более низкой цены. Величина в расходе топлива — в пользу четырехтактного, но она не столь велика, чтобы быть главенствующей, а вот фактор загрязнения атмосферы — его очевидное преимущество.

Как и в чью пользу решится этот вопрос окончательно в мировой практике, покажет время.

Теперь перейду к любительским переделкам деталей и узлов моторов «Вихрь» в погоне за увеличением мощности и уменьшением расхода топлива. В связи с этим хочу поделиться своим мнением, базирующимся на основе большой практики и трудов немецкой фирмы «Man Diezel».

Считаю своим долгом сказать начинающим любителям о расточке диаметров цилиндров, хотя мое мнение будет явно противоречить утверждениям некоторых авторов статей, хвастающихся большими успехами в поднятии за счет этого мощности своих двухтактных моторов. Это не так, и делать расточку категорически нельзя, чтобы не увеличить часовой расход топлива либо не уменьшить мощность, но, в конце концов, просто не испортить свой двигатель. В двухтактных двигателях мощность и экономичность достигаются за счет правильно подобранной системы продувочных каналов для вполне определенного и только одного диаметра цилиндра. Изменение диаметра цилиндра без изменения всей системы продувки (размеров, форм, углов наклона и направления каналов) прироста мощности не дает, а ведет только к значительному повышению расхода топлива. Поэтому расточка имеющихся цилиндров на увеличенный диаметр нецелесообразна, а одновременное изменение перепускных каналов потребует изменения формы и объема кривошипной камеры катера, т. е. практически к созданию нового двигателя.

Растачивать цилиндры имеет смысл только у четырехтактных двигателей. Замер мощности двигателя может вести лишь опытный экспериментатор на сертифицированном стенде, иначе малейшая неточность любого прибора приведет к неизбежной ошибке. Конечно, важным фактором являются точность в работе и, как теперь говорят, «человеческий фактор». Ни в коем случае нельзя определять мощность «по ходу» катера или оборотам работающего гребного винта. Наибольшую ошибку в оценку вносит изменение шума (звука) двигателя после расточки цилиндров.

Теперь о забеднении карбюратора для якобы уменьшения часового расхода топлива. Да, можно забеднить двигатель примерно на 0,5 л/ч, но двигатель при этом будет работать на «точке срыва», что неизбежно приведет к его перегреву. В этом случае просто говорят: «Мотор сгорел». Оплавятся кромки поршней, от высокой температуры образуется «сухое трение» внутри цилиндра, что приведет к заклиниванию поршней, а это практически неисправимо. Рисковать не стоит.

При этом следует учитывать и то, что зарубежные моторы работают на самых лучших и дорогих сортах бензинов и масел, а наши — на самых дешевых. При усреднении их тепловых коэффициентов с зарубежными получается расход топлива нисколько не хуже. К тому же эксплуатация наших моторов «Вихрь» обходится намного дешевле импортной техники, да и заправиться можно не только в больших городах, а на любой станции ГСМ по берегам рек.

Четырехтактные лодочные моторы вихрь

Трудно переоценить ту роль, которую сыграли ныне самые распространенные и популярные в нашей стране моторы восьми моделей семейства «Вихрь» в развитии отечественного малого судостроения и водно-моторного спорта. Именно с появлением моторов «Вихрь-30» и «Вихрь-30Р», благодаря которым возросли скорости судов, стали возможными различного рода соревнования, гонки, ралли, многочасовые переходы и т. д.

Как показали мои личные наблюдения, многие владельцы моторов горят желанием что-то улучшить на серийном образце. Желание понятно, вполне объяснимо, и я это желание одобряю, но. Прежде необходимо все хорошо взвесить, так как, следуя словам великого конструктора самолетов А. Н. Туполева, которые лично слышал: «Любая переделка начинается со слова «улучшение», но не надо забывать, что с этой буквы начинается и слово «ухудшение»». Поэтому-то перед началом работы следует все очень хорошо взвесить!

Читайте также: Адаптация мотора ауди а6 с5

Слов нет, наш «Вихрь» отстает по качеству внешней отделки от зарубежных. В этом — вина литейщиков. Устранить этот недостаток можно только полировкой корпусных деталей, в первую очередь гребного винта и редуктора. Этим вы уменьшите сопротивление, что заслуживает внимания. Фактически увеличится скорость, тем самым уменьшится расход топлива.

Далее ни в коем случае нельзя снимать глушитель и менять патрубок настроенного выхлопа (в дейдвуде), иначе проиграете в мощности. Геометрия этих каналов очень тщательно проверялась и подгонялась в ходе большого числа разных проверок. У четырехтактного мотора, наоборот, сняв глушитель, выиграете в мощности, хотя шума прибавится немало.

Некоторые усиленно рекомендуют сделать то-то и то-то, чтобы моторы стали намного мощнее. Еще раз серьезно предупреждаю: делать только расточку цилиндра на двухтактном моторе нельзя — загубите мотор. Авторы, рекомендующие это, путают двухтактные моторы с четырехтактными, где расточка действительно осмысленна. На двухтактном она ко всему резко увеличивает вибрацию, так что затяжка гаек ослабеет.

Ни в коем случае не ставьте поршни от автодвигателей, форма их наружного контура отлична от формы на «Вихре», где она очень сложно подбиралась и состоит из двух цилиндрических поясов и двух конусов, что связано с различными температурными режимами при работе лодочного и автомобильного двигателя. Нельзя ставить автомобильные кольца на поршни, они более жесткие и могут задрать хонингованную поверхность чугунного цилиндра. В то же время головку поршня полировать рекомендуется.

Никаких изменений карбюратора и бензонасоса советовать не могу, так как вероятно неожиданное забеднение или обогащение смеси, что одинаково вредно.

На рынке появилось много самодельных деталей, изготовленных всевозможными ООО под видом «улучшенных». Не торопитесь приобретать их: кто может доказать, что они начинаются с нужной буквы «у»?

Закаленные детали можно проверить надфилем, пытаясь поцарапать поверхность. На каленой следов не должно быть, если будут царапины — это плохо. Особенно тщательно следует отнестись к шестерням редуктора, их поверхность должна быть только черного (оксидированного) цвета, надфиль должен скользить без «зацепа», в противном случае они, очевидно, не закалены до должной величины.

Ниже позволю себе рассказать читателям и владельцам моторов «Вихрь» кое-что из теории, практики ухода и ремонта моторов, в том числе и при низких осенних температурах, например при возвращении с охоты, рыбалки или по дороге в затоны на зимний период.

В холодный осенний период с низкими и даже отрицательными температурами воздуха необходимо изготовить из красной меди прокладку под карбюратор в месте его крепления к фланцу катера для увеличения теплопередачи от горячего картера к карбюратору. Прокладку можно изготовить по очерченному на листе меди профилю (паронитовой) и той же толщины.

Иногда можно услышать рекомендацию установить на двигатель второй карбюратор и бензонасос. Такое предложение для меня новость. Производительность насоса — до 12,5 л/ч. Отверстия в жиклере карбюратора согласованы с потреблением двигателя и его расходом топлива. Так для чего удваивать эти агрегаты? Для повышения стоимости двигателя? Считаю, что этим предложением пусть воспользуются сами авторы.

Пару слов о расточке цилиндров и причине повышения вибрации двухтактного двигателя. На практике именно это послужило причиной снятия с дальнейших разработок мотора «Вихрь-40». Читал, что один автор хочет увеличить диаметр шпилек с 8,0 до 10,0 мм — не получится, вибрацию силой не уничтожить.

Не спешите все услышанное претворять в жизнь. Когда я начинал работать на двухтактных моторах, мне тоже казалось: снял глушитель — и мощность станет больше, расточил цилиндр — то же, забеднил смесь — тем более. Поверьте моему опыту и фирме «Man Diezel Krupp» — это не так. Имейте в виду, что, во-первых, газодинамические процессы в двухтактном двигателе очень сложны, как и системы газодинамических потоков, и все это, к сожалению, не поддается самым точным расчетам. В последние два-три года появились в печати статьи, рекомендующие переделывать по своему усмотрению «Вихри», читал даже, что, например, на стоянке в Киеве появились сотни (!) трехцилиндровых моторов с расточенными цилиндрами, суда с которыми обгоняют всех. Это весьма и весьма сомнительно.

Р. В. Страшкевич, «КиЯ», 2007 г.

Поделитесь этой страницей в соц. сетях или добавьте в закладки:

  • Свежие записи
    • Чем отличается двухтактный мотор от четырехтактного
    • Сколько масла заливать в редуктор мотоблока
    • Какие моторы бывают у стиральных машин
    • Какие валы отсутствуют в двухвальной кпп
    • Как снять стопорную шайбу с вала


    🎥 Видео

    Лодочный мотор Вихрь 20//Запуск после 11-ти лет простоя!!!Скачать

    Лодочный мотор Вихрь 20//Запуск после 11-ти лет простоя!!!

    Лодочный мотор Вихрь 25. Казанка//Замер скорости.Скачать

    Лодочный мотор Вихрь 25. Казанка//Замер скорости.

    Tohatsu30 против Вихрь30Скачать

    Tohatsu30 против Вихрь30

    Лодка Казанка//Лодочные моторы Вихрь и не только//Водномоторная жизнь!Скачать

    Лодка Казанка//Лодочные моторы Вихрь и не только//Водномоторная жизнь!

    Лодочные моторы 2-х и 4-х тактные. Сравнение, плюсы и минусы. Заблуждения и правда.Скачать

    Лодочные моторы 2-х и 4-х тактные. Сравнение, плюсы и минусы. Заблуждения и правда.

    ⚙️🔩🔧Делаем из Вихря Ямаху. Переделки, доработки, модернизация.Скачать

    ⚙️🔩🔧Делаем из Вихря Ямаху. Переделки, доработки, модернизация.

    Лодочный мотор Вихрь 20/25/30/45/60Скачать

    Лодочный мотор Вихрь 20/25/30/45/60

    Лодочные моторы Вихрь 20//Сохранившиеся оригинальные документы по эксплуатации.Скачать

    Лодочные моторы Вихрь 20//Сохранившиеся оригинальные документы по эксплуатации.

    ⚙️🔩🔧Старые лодочные моторы [часть 5]. Вихрь 20Скачать

    ⚙️🔩🔧Старые лодочные моторы [часть 5]. Вихрь 20

    Лодочный мотор Вихрь 25 vs Johnson 25Скачать

    Лодочный мотор Вихрь 25 vs Johnson 25

    ⚙️🔩🔧Испытание нашего модернизированного ВихряСкачать

    ⚙️🔩🔧Испытание нашего модернизированного Вихря

    ВИХРЬ 40 и КАЗАНКАСкачать

    ВИХРЬ 40 и КАЗАНКА

    Расход бензина на лодочном моторе ВИХРЬ 20. Лодка Казанка. 1 литр бензина.Скачать

    Расход бензина на лодочном моторе ВИХРЬ 20. Лодка Казанка. 1 литр бензина.

    Подвесные моторы 2Т и 4ТСкачать

    Подвесные моторы 2Т и 4Т

    Лодочные моторы вихрь-30; вихрь-20 и не только. "Стратегический запас"))Скачать

    Лодочные моторы вихрь-30; вихрь-20 и не только. "Стратегический запас"))

    Гибрид Вихрь. Вихрид. Двигатель с вертикальным валом Loncin LC1P92F-1. Часть 2 Инструкция по сборкеСкачать

    Гибрид Вихрь. Вихрид. Двигатель с вертикальным валом Loncin LC1P92F-1. Часть 2 Инструкция по сборке

    Б/У японец или новый китаец? Какой японский мотор лучше НЕ покупать под ремонт? Как искать запчасти?Скачать

    Б/У японец или новый китаец? Какой японский мотор лучше НЕ покупать под ремонт? Как искать запчасти?

    Топ 5 лодочный моторов. Какой отечественный мотор предпочтительнее?Скачать

    Топ 5 лодочный моторов. Какой отечественный мотор предпочтительнее?
Поделиться или сохранить к себе:
Технарь знаток