Моторная лодка — популярный вид водного транспорта для любителей активного отдыха на речке и других водоемах. Но в базовой комплектации лодок не всегда устанавливается мощный или экономный мотор. Современные лодочные моторы 4-тактного типа считаются более продвинутыми благодаря экономичности, мощности, невысокому уровню шума и удобству при заправке.
Современные 4х-тактные лодочные и яхтовые моторы отличаются экономностью ввиду малого расхода топлива и масла для смазки деталей двигателя. Они обладают малым весом и отличаются легкостью установки.
- Особенности и разнообразие моделей
- Как выбрать лодочный мотор 4-тактный?
- Лодочные моторы четырехтактные — преимущества и недостатки, популярные модели
- Чем выделяются лодочные моторы четырехтактные
- Краткое описание и объяснение принципа работы
- Преимущества двигателей четырехтактных
- Недостатки четырехтактников
- Лучшие 4-х тактные лодочные моторы
- HONDA BF2,3D6 SCHU
- Лодочные моторы четырехтактные Yamaha F5AMHS
- Mercury ME F 9.9 M
- Suzuki DF-15
- Nissan Marine NSF 30 EFI
- Как правильно выбрать 4-х тактный лодочный мотор
- 💡 Видео
Особенности и разнообразие моделей
Если вы решили купить 4х-тактный лодочный бензиновый мотор, то важно обратить внимание на ряд особенностей этих двигателей. Цена во многом зависит от производителя. В этом разделе прайс-агрегатора собраны и малоизвестные, и давно признанные на мировом рынке производители. Покупая мотор компании Honda, Yamaha, Nissan, Marlin можно быть уверенным в качестве и технических показателях, ведь такие компании работают на рынке уже не один десяток лет. В зависимости от типа устройства делятся на лодочные и вспомогательные. Первые — используются только на лодках и других плавсредствах, а вторые — подойдут и как дополнительные моторы для яхт.
Система управления лодочным бензиновым мотором 4-тактным бывает трех видов: румпельная, дистанционная и комбинированная. В первом случае лодка управляется при помощи рычага на устройстве, такие подходят для небольших лодок. Дистанционные предполагают управление при помощи внешних органов, такое решение характерно для мощных профессиональных агрегатов. Комбинированные решения поддерживают оба варианта управления, такие агрегаты универсальны, но дороги.
Как выбрать лодочный мотор 4-тактный?
Первым делом важно определиться с типом 4х-тактного лодочного или яхтового мотора и поддерживаемой системой управления. Мощность лодочного бензинового мотора 4-тактного: от 5 до 100 лошадиных сил. Этот параметр важно сопоставить с возможностями лодки и оптимальной скоростью передвижения на ней. Для судов в техпаспорте указывается максимальная мощность двигателя, который можно безопасно использовать. Но при этом оптимальным считается использование агрегата мощностью 60–80% от указанного в паспорте максимума.
Высота транца: 381, 508, 635, более 750 мм. Эта характеристика определяет высоту крепления двигателя. Показатель важно сопоставить с характеристиками самого транспортного средства. Если установить двигатель с неподходящей высотой, то винт будет находиться на нештатной глубине, мощности агрегата будут расходоваться впустую. Как вы хотите устанавливать двигатель — встроить или просто закрепить, тоже важно знать при выборе мотора. Способ включения задней передачи может отличаться, этот факт стоит учитывать.
Видео:Лодочные моторы 2-х и 4-х тактные. Сравнение, плюсы и минусы. Заблуждения и правда.Скачать
Лодочные моторы четырехтактные — преимущества и недостатки, популярные модели
Для водомоторника двигатель на лодку по важности равнозначен самому судну, ведь он отвечает за все ходовые характеристики плавсредства. Так что к выбору мотора лодочники подходят очень щепетильно и ответственно, постоянно взвешивая все за и против. Критериев выбора много, и один из основных – режим работы двигателя. Различают лодочные моторы четырехтактные и двухтактные, причем споры о том, какой тип работы лучше, доводят бывалых лодочников до хрипоты. Мы тоже решили разобраться в этом вопросе, и сегодня выясним, чем отличается подвесной четырехтактный лодочный мотор от двухтактника в лучшую и худшую стороны. Кроме того, приведем небольшой рейтинг популярных 4-х тактных моделей и обсудим нюансы индивидуального выбора.
Видео:ТОП—7. Лучшие лодочные моторы для лодок ПВХ (2-х и 4-х тактные). Рейтинг 2022 года!Скачать
Чем выделяются лодочные моторы четырехтактные
Для начала разберем основные характеристики, которыми обладает типичный 4-х тактный лодочный мотор, и проведем их небольшое аналитическое сопоставление с параметрами двухтактных моделей.
Краткое описание и объяснение принципа работы
Как уже понятно из названия, двигатель на 4 такта, – это лодочный мотор, в котором подача топлива, процесс прогорания и выхлоп газа происходят ровно за 4 поршневых движения. Такая технология обеспечивает малошумную и более ровную работу агрегата, но требует усложнения конструкции устройства. В отличие от ручного приготовления горюче-масляной смеси для 2-ух тактных двигателей, здесь уже действует полноценная автоматическая система смазки с заливом топлива в картер. Соответственно, такой мотор выходит дороже по себестоимости, а также нуждается в более трудоемком сервисном обслуживании, чем двухтактник.
По ходовым качествам 4-х тактные моторы для лодок обеспечивают стабильное и плавное передвижение при любых оборотах. При этом регулировка скорости максимально простая: нужно просто сбавить «газ», после чего чуткая система моментально отзовется плавным, но быстрым снижением скорости. Такой же принцип действует и для разгона лодки, правда здесь стоит отметить, что четырехтактник набирает обороты немного медленнее двухтактного агрегата. Связано это опять же со стабильной и плавной работой: резкие скачки современному высокотехнологичному оборудованию ни к чему, да и разница по времени разгона не столь существенна. Кроме того, плавные ускорения и ровный ход позволяют существенно экономить на потреблении мотором горючего.
Вот так выглядит работа 4-хтактного движка, если говорить о ней вкратце. Но для тщательного сравнения, конечно же, нужен более детальный анализ, который и предлагаем провести прямо сейчас. Рассмотрим, в чем конкретно выигрывают и проигрывают четырехтактники двухтактным лодочным двигателям, а также постараемся выяснить, влиянием каких факторов объясняется эта разница.
Преимущества двигателей четырехтактных
Итак, 4х-тактный лодочный мотор отличается измененной конструкцией, за счет которой агрегат получает следующие преимущества.
- Малый шум при работе. На холостом ходу движки 4т бесшумны, а при малых и средних оборотах (1000-4000) выдают шумы минимальной силы. Однако, при работе на больших оборотах уровень шума четырехтактников почти сопоставим с аналогичными двухтактными моделями. Разница столь незначительна, что в цифровом выражении составляет порядка 2-3 децибел. Тем не менее не стоит умалять бесшумность работы на малых и средних оборотах, т.к. на максимальных скоростях ходят не так часто, а вот тихий и средний ход используются повсеместно. Кроме того, для рыболовной ловли, особенно троллинга, этот фактор и вовсе может стать решающим.
- Экономия топлива. Как показывает исследовательская статистика, за счет технологичной работы средний расход горючего у японских 4-х тактных моторов снижается на 20%. Это бесспорное преимущество, но также важно отметить уязвимость деталей, узлов и агрегатов двигателей к качеству топлива. Крайне не рекомендуется заправлять лодочный движок 4т низкокачественным топливом, т.к. это негативно повлияет на показатели мощности и стабильности работы. Кроме того, следует оберегать бензобак от попадания воды: даже незначительные брызги могут вызвать коррозию и губительно сказаться на слаженной работе всех механизмов.
- Автоматизм работы. Под этим фактором подразумевается отсутствие необходимости в приготовлении бензино-масляной смеси. Например, для большинства двухтактников нужно заранее вручную смешивать топливо и масло в определенных пропорциях, и только после этого заливать бензин в бак.
- Забота об экологии. Теоретически предполагается, что топливо за ход поршня должно полностью прогореть в камере. Но на практике достичь такого эффектам конструкторам ПЛМ пока не удалось: остатки непрогоревшего горючего все равно попадают в выхлопной газ. И если у 4т лодочных моторов доля вредных веществ в выхлопе минимальна, то 2т движки считаются крупными загрязнителями окружающей среды. У них масло для смазки коленвала попадает камеру, не прогорает, и в результате выхлопа попадает прямо водоем! Поэтому в США и ряде стран Европы даже законодательно запрещено использование подобных агрегатов.
- Привлекательный дизайн. В силу того, что моторы лодочные 4х-тактные символизируют новейшие технологии, то и внешний вид им придают соответствующий. В противовес этому двухтактные двигатели, откровенно говоря, дизайном корпуса вовсе не блещут.
Также в число плюсов можно записать тот факт, что ресурс 4т моторов ввиду аккуратной работы менее поддается износу. А это значит, что прослужит такой агрегат дольше двухтактного двигателя, но, естественно, при условии правильной эксплуатации.
Недостатки четырехтактников
Имеет подвесной четырехтактный лодочный мотор и ряд существенных минусов, за счет которых и длится вечный спор о превосходстве 4т или 2т движков. В числе негативных свойств четырехтактников отмечают:
- Увеличенные габариты и вес. Модели двигателей с 4 тактами работы содержат больше комплектующих, за счет чего их размеры и масса больше. И если по габаритам расхождения с двухтактными движками не столь значительны, то по массе 4т моторы тяжелее на 10-20%. Если лодка пластиковая или алюминиевая и хранится на прицепе в гараже, то здесь вес и габариты не играют большой роли. А вот на надувных ПВХ лодках лишний вес сильно сказывается: и мотор нужно постоянно снимать/устанавливать, и на грузоподъемность лишняя масса влияет, и правильное распределение нагрузки на борту становится труднее соблюдать.
- Трудности в хранении и транспортировке. Как уже отмечалось, четырехтактные лодочные моторы лучшие по топливной системе, т.к. масло подается автоматически. Но минус такой технологии в том, что хранящееся в картере масло при неправильном положении мотора может вытекать. Поэтому перевозить и хранить 4т мотор можно только строго в вертикальном положении, как это предписывает инструкция по эксплуатации. Опять же, одним владельцам такое требование вовсе не представляет трудности, а у других нет возможностей для такого специфичного хранения, поэтому лодочный мотор на 4 такта им не подходит.
- Необходимо профессиональное техническое обслуживание. Четырехтактники отличаются усложненной конструкцией, а простая логика дает понять, что чем больше у прибора деталей, тем больше вероятность поломки. Соответственно, нужно ежегодно проводить профилактическую диагностику устройства, чтобы убедиться, что все узлы и агрегаты функционируют нормально. И здесь еще есть нюанс: если японские 4х тактные лодочные моторы берут на диагностику во всех сервисах, то, например, с китайскими малоизвестными брендами могут возникнуть сложности. Не каждый мастер возьмется за профосмотр незнакомого устройства, а о самостоятельном ремонте и говорить нечего. Правда, если в моторах вы «дока», то тогда уже вообще неважно брать 4т или 2т мотор на лодку. В любом случае приборы окажутся в надежных и руках.
- Высокая стоимость.Как следствие новых технологий, мощных параметров и современного дизайна, цены 4-ех тактных лодочных двигателей выше на 15-20%, если сравнивать их со стоимостью аналогичных по мощности двухтактников. Надо заметить, что здесь многое зависит от конкретного бренда, т.к. в одном случае цена моделей может различаться вдвое, а в другой линейке разница между 4т и 2т двигателем составит всего 10 000 – 15 000 рублей. Тем не менее переплачивать за мотор рекомендуется только в том случае, если ключевые отличия четырехтактника реально важны для эксплуатации.
Вот так выглядят приблизительные списки преимуществ и недостатков лодочных двигателей, работающих в 4 такта. Положительная или негативная сторона здесь перевешивает – каждый потребитель решает самостоятельно, т.к. требования к моторам у каждого свои.
Видео:Лодочные моторы от 2 до 15 для лодки ПВХ. Выбираем ПЛМ для лодки пвх под моторСкачать
Лучшие 4-х тактные лодочные моторы
А теперь для тех читателей, кто точно остановил свой выбор на покупке четырехтактного двигателя для лодки, представляем небольшой рейтинг популярных моделей. Не станем громогласно заявлять, что это лучшие четырехтактные лодочные моторы, но одни из самых востребованных уж точно!
HONDA BF2,3D6 SCHU
Японский маломощный движок, отлично подходящий для использования на малых одно- и двухместных лодках. Прибор отличается скромными и удобными габаритами (вес 12,4 кг), сочетающимися с относительно мощными показателями. Данная модель марки Honda имеет 2, 3 л.с. и один цилиндр, способный работать на 5 000 – 6 000 оборотов. Устройство оснащено карбюратором, транзисторным зажиганием, трехлопастным гребным винтом и системой водяного охлаждения. Управление румпельное, с возможностью переключения 3 передач: вперед – нейтральное положение – назад. Топливный бак встроенный, объемом на 1 литр бензина. Цена изделия: 70 000 рублей.
Лодочные моторы четырехтактные Yamaha F5AMHS
Лодочные моторы на 5 л.с. 4-тактные – особо популярный сегмент, ведь лимит в 5 лошадей позволяет не регистрировать лодку в ГИМС. Претендентов на лидерство здесь очень много, но мы выбрали для обзора модель от старейшего японского бренда.
Yamaha F5AMHS – настоящая рабочая лошадка с одноцилиндровым двигателем объемом в 139 кубов. Максимальное число оборотов находится в диапазоне 4 500 – 5 500, топливная система карбюраторная, охлаждение жидкостное. Тип управление – румпель, количество передач – 3. При установке на судно длиной 3,2 м мотор способен перевозить пассажиров со скоростью до 25 км/ч, а также быстро и легко выходить на глиссирование. Стоимость Ямахи 5 л.с. стартует от 70 000 рублей.
Mercury ME F 9.9 M
Мощныt двухцилиндровыt лодочные моторы четырехтактные от американского бренда Mercury. Рабочий объем движка превышает 200 кубов, лошадей насчитывает 9.9, число выдаваемых оборотов достигает показателя в 6 000. Управление мотором румпельное, коробка передач с реверсом, запуск ручной, топливный бак выносной, емкостью на 12 литров. Также в модели присутствуют системы безопасности: сигнализация о низком уровне масла и ограничитель оборотов. Возможно подключение генератора с напряжением 50 Вт. Цены на 4-х тактный лодочный мотор данной модели находятся в пределах 130 000 – 140 000 рублей.
Suzuki DF-15
Универсальный и надежный лодочный мотор, без претензий на эксклюзивность и высокие технологии премиум-класса. Движок с 2 цилиндрами, рабочим объемом 327 см 3 и 4 тактами работы. Система впрыска топлива инжекторная, что обеспечивает экономный расход горючего и удобство пользования прибором. Вес ПЛМ насчитывает 44 кг, заявленная мощность – 15 лошадиных сил. Электроники в Suzuki DF-15 используется по минимуму, что повышает надежность агрегата и облегчает ремонт. Кроме того, долговечность прибора обеспечивает многослойное защитное покрытие, предохраняющее корпус от коррозии, а также царапин и мелких механических повреждений. Цена – 150 000 рублей.
Возможно будет интересно почитать:
Nissan Marine NSF 30 EFI
Еще один мощный, практичный и экономичный четырехтактный движок японского производства. Оснащен 30 лошадями, 3 цилиндрами с общим рабочим объемом на 492 куба, генератором и выносным топливным баком на 25 литров. Также для данной модели Nissan Marine предусмотрели дистанционное румпельное управление, 3 режима передач и электронную систему впрыска топлива. Движок выдает 5000-6000 оборотов и способен безопасно передвигаться на мелководье. Стоимость агрегата начинается от 200 000 рублей.
И это только малая часть популярных ПЛМ. Не обязательно покупать именно двигатель, входящий в 5 лучших четырехтактных моторов, перечисленных выше. Также можно приобрести лодочные моторы 4-х тактные от Mikatsu, Hidea, Tohatsu, Hangkai, Toyama и ряда других известных производителей. Может варьироваться и лошадиная сила: от 2, 5 л.с. для небольших одноместных ПВХ лодок до 300 л.с. для роскошных спортивных яхт. Все зависит от того, под какие требования и условия эксплуатации подбирается двигатель на лодку.
Видео:ЛОДКИ ПВХ под мотор от 280 до 420. ЧТО ВЫБИРАЮТ ПОКУПАТЕЛИ? Какой размер лодки ПВХ нужен ВАМ?Скачать
Как правильно выбрать 4-х тактный лодочный мотор
И напоследок озвучим несколько рекомендаций по выбору четырехтактника под конкретное плавсредство.
Прежде всего стоит обратить внимание на ограничение мощности ПЛМ, которое имеет данная моторная лодка. Например, обычно на миниатюрные надувные лодки разрешены моторы до 5 л.с., на двухместные суда до 10-15 л.с., а для крупногабаритных лодок и катеров это значение увеличивается до 30, 40 и более лошадиных сил. Точное значение максимальной мощности ПЛМ написано в техпаспорте лодки.
Далее обратите внимание на еще ряд ключевых особенностей движка:
- Объем бензобака – влияет на автономность судна;
- Длина ноги – подбирается под высоту транца, размер указывается в буквенном выражении или метрических единицах;
- Тип управления – румпель, дистанционное, с возможностью контроля 1 рукой, ножная педаль и т.п.;
- Количество передач – желательно наличие 3 направлений: вперед-назад и нейтральная передача, которая позволяет остановить движение лодки, но не глушить мотор;
- Тип запуска – ручной, электростартер и смешанная система. Электростартер удобнее и быстрее, но в экстренной ситуации не помешает и наличие ручного режима.
Выберите четкие условия под каждый параметр и останется только подобрать модели, соответствующие выдвинутым требованиям. Когда сформируете список на 5-7 агрегатов, сравните их характеристики и изучите отзывы. Потихоньку отсеивая худших, вы и придете к выбору подходящего 4-ех тактного мотора для своей лодки.
💡 Видео
Как подобрать мотор к лодке? Подбор лобочного мотора. Выбирайте лодочный мотор правильно!Скачать
ТОП—7. Лучшие лодочные моторы [от 2 до 10 л.с]. Рейтинг 2023 года!Скачать
Сравнение 2-х и 4-х тактных лодочных моторов. ▶ По стакану бензина каждому и погнали!Скачать
ЛУЧШИЕ китайские лодочные МОТОРЫ 2023. Parsun, Hidea, SeaPro, Seanovo, Gladiator.Скачать
Выбираем размер лодки ПВХ или как выбрать размер надувной лодки? Выбор лодки.Скачать
Выбор электромотора для надувной лодки ПВХСкачать
Почему я выбрал лодочный мотор 5 л.с. Моё мнение о комплекте Sharmax 5 и лодка пвх Флинк 290Скачать
Выбор мотора для лодки ПВХ.Скачать
Мотор Yamaha 5 л.с. и ПВХ лодки 340/360/400 см - посмотри результаты теста!Скачать
Б/У японец или новый китаец? Какой японский мотор лучше НЕ покупать под ремонт? Как искать запчасти?Скачать
Почему я выбрал комплект мотор 6 л.с. 4 такта + лодка ПВХ НДНД 350Скачать
ЛОДКИ ПВХ и МОТОР Какие Выбрать??? Мои Грабли!!! Не Повторять?Скачать
Какой лодочный мотор выбрать от 2 до 18 л.с для лодки ПВХСкачать
Ямаха с Озона за копейки!!! Или кидалово????Скачать
Лодки ПВХ под мотор от 260 до 430. Что выбрать? Какой нужен размер лодки ПВХ под какой мотор ?Скачать
Купили Лодку и Мотор GLADIATOR 370/ 9.9 PROСкачать