Численность населения петрова вала

Город расположен на левом берегу реки Иловля (приток Дона), в 185 км от Волгограда, в 14 км северо-западнее районного центра Камышин.

Видео:Население России наглядно за 6 минутСкачать

Население России наглядно за 6 минут

История

Населенный пункт появился в 1942 году во время строительства Волжской рокады (линия Иловля — Саратов — Сызрань — Ульяновск — Свияжск), предназначенной для снабжения войск, принимавших участие в Сталинградской битве.

Название городу дано по недостроенному каналу, получившему название «Петров Вал». В годы правления Петра I была предпринята попытка строительства Волго-Донского канала. По плану канал должен был быть прорыт между притоками Волги и Дона, Камышинкой и Иловлей. Начало работ пришлось на 1697 год. Ими руководил иностранный «специалист» Иоганн Бреккель, который, украв все деньги, выделенные на строительство, сбежал. Стройку продолжил английский инженер Перри. Однако в 1701 году внимание Петра I отвлекла Северная война со Швецией. Финансирование было приостановлено [2] .

Первоначально все жилые, административные и хозяйственные помещения поселка располагались в землянках. Первые кирпичные дома начали появляться в конце сороковых — начале пятидесятых годов XX века.

Видео:Анна Кувычко: Вопрос с водообеспечением жителей Петрова Вала - задача №1 для властей регионаСкачать

Анна Кувычко: Вопрос с водообеспечением жителей Петрова Вала - задача №1 для властей региона

Транспорт

Узловая станция Петров Вал Приволжской железной дороги на пересечении линии Саратов — Волгоград и линии Тамбов — Камышин. Локомотивное депо Петров Вал (построено в 1947 году для обслуживания паровозов, позже тепловозов и электровозов) обеспечивает грузоперевозки по электрифицированной линии Сызрань — Саратов — Волгоград — Сальск.

Видео:ВАЛ ЧИНГИСХАНА. / посольство Ивана ГрозногоСкачать

ВАЛ ЧИНГИСХАНА. / посольство Ивана Грозного

Примечания

Видео:Кто готовил развал СССР?Скачать

Кто готовил развал СССР?

Ссылки

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое «Петров Вал» в других словарях:

Петров Вал — город, Волгоградская обл. В 1698 г. на месте волока между реками Иловля (лп Дона) и Камышинка (пп Волги) по распоряжению Петра I началось сооружение Волго Донского канала. Строительство вскоре было заброшено, но сохранившиеся от него выемки и… … Географическая энциклопедия

ПЕТРОВ ВАЛ — город (с 1988) в Российской Федерации, Волгоградская обл., на левом берегу р. Иловля. Железнодорожный узел. 14,2 тыс. жителей (1993). Предприятия железнодорожного транспорта … Большой Энциклопедический словарь

петров вал — сущ., кол во синонимов: 1 • город (2765) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

Петров Вал — город, Волгоградская обл. В 1698 г. на месте волока между реками Иловля (лп Дона) и Камышинка (пп Волги) по распоряжению Петра I началось сооружение Волго Донского канала. Строительство вскоре было заброшено, но сохранившиеся от него выемки и… … Топонимический словарь

Петров Вал — город (с 1988) в России, Волгоградская область, на левом берегу р. Иловля. Железнодорожный узел 15,1 тыс. жителей (1998). Предприятия железнодорожного транспорта. * * * ПЕТРОВ ВАЛ ПЕТРОВ ВАЛ, город (с 1988) в Российской Федерации, Волгоградская… … Энциклопедический словарь

Петров Вал — посёлок городского типа в Камышинском районе Волгоградской области РСФСР. Расположен на левом берегу р. Иловля (приток Дона). Узел ж. д. линий на Саратов, Балашов, Волгоград, Камышин. 12,8 тыс. жителей (1973). Предприятия ж. д. транспорта … Большая советская энциклопедия

Петров Вал — В Камышинском районе Волгоградской области, в 185 км к северу от Волгограда. Расположен на левом берегу р. Иловля (приток Дона). Узел железнодорожных линий (на Саратов, Балашов, Волгоград, Камышин). Население 14,2 тыс. человек (1992; 13,3 … Города России

Петров Вал — 403840, Волгоградской, Камышинского … Населённые пункты и индексы России

Петров Вал — Петров Вал, город в Камышинском районе Волгоградской области, в 185 км к северу от Волгограда. Расположен на левом берегу р. Иловля (приток Дона). Узел железнодорожных линий. Население 14,9 тыс. человек (1996).Город с 1988. Предприятия… … Словарь «География России»

Петров Вал (станция) — Станция Петров Вал Саратовское направление; Петров Вал Балашов Пассажирский; Петров Вал Камышин I Приволжская железная дорога … Википедия

Видео:«Им дали 72 часа»: волгоградцы опасаются новых стычек с цыганами после конфликта на вокзалеСкачать

«Им дали 72 часа»: волгоградцы опасаются новых стычек с цыганами после конфликта на вокзале

Петров Вал на карте России, где находится, расположение на карте, точное время

Где находится Петров Вал, Камышинский район, Волгоградская область, Россия, расположение на карте России. Точные географические координаты, широта и долгота — 50.1372882, 45.2103405.

Петров Вал расположен в часовом поясе Москва, стандартное время. Численность населения по последним данным составляет — 14.9 тыс. (0% от общего населения России). Официальная валюта — RUB (Русский рубль).

Волгоград Численность населения петрова вала
Волжский Численность населения петрова вала
Урюпинск Численность населения петрова вала
Камышин Численность населения петрова вала
Фролово Численность населения петрова вала
Михайловка Численность населения петрова вала
Большой Исток Численность населения петрова вала
Богатые Сабы Численность населения петрова вала
Спас-Деменск Численность населения петрова вала
Боковская Численность населения петрова вала
Пристень Численность населения петрова вала
Коренево Численность населения петрова вала
Зубова Поляна Численность населения петрова вала
Москва Численность населения петрова вала
Ростов-на-Дону Численность населения петрова вала
Санкт-Петербург Численность населения петрова вала
Казань Численность населения петрова вала
Саратов Численность населения петрова вала
Новосибирск Численность населения петрова вала
Варшава Численность населения петрова вала
Хельсинки Численность населения петрова вала
Осло Численность населения петрова вала
Рига Численность населения петрова вала
Тбилиси Численность населения петрова вала
Таллин Численность населения петрова вала
Астана Численность населения петрова вала
Пекин Численность населения петрова вала
Сеул Численность населения петрова вала
Киев Численность населения петрова вала

Используйте данный HTML-код для установки активной ссылки на вашем сайте или блоге. Вы также можете поделиться страницей с помощью кнопок социальных сетей.

Видео:Численность населения России. Воспроизводство населения. Видеоурок 27. География 8 классСкачать

Численность населения России. Воспроизводство населения. Видеоурок 27. География 8 класс

История родного края «Петров Вал»

Новые аудиокурсы повышения квалификации для педагогов

Слушайте учебный материал в удобное для Вас время в любом месте

Выдаем Удостоверение установленного образца:

Краткий экскурс в историю родного края.

История моего города — Петров Вал начинается с далеких времен и связана непосредственно с городом Камышином и рекой Камышинкой. Поэтому необходимо рассказать, н емного о Камышинском районе , в котором находится Петров Вал.

Камышинский район расположен на правобережье реки Волги. Занимает площадь 3563 км². На территории Камышинского района открыто 9 месторождений нефти и газа, разведано месторождение фосфоритов. В районе образовано Главное Управление «Природный парк „Щербаковский“», где находятся памятники природы, охраняемые ландшафты и объекты.

Численность населения петрова вала

Видео:Общая Численность Населения По Странам Мира 2024 / Сколько Человек В Стране?Скачать

Общая Численность Населения По Странам Мира 2024 / Сколько Человек В Стране?

Камышинский район был образован в 1928 году. В 1928 году район входил в состав Нижне — Волжского края, с 1934 года — Сталинградского края, с 1936 года — Сталинградской области, с 1961г. Волгоградской. Сегодня в состав Камышинского района входят 18 сельских и одно городское поселение (это Петров Вал). В данное время в районе проживает 45 тыс. человек (городское население — 32,7 %, сельское — 67,3 %). Административный центр город Камышин.

Камышин сегодня — это город на Волге с почти 3,5 вековой историей. Основанный в 1668 году по указу царя Алексея Михайловича на правом берегу Волги, он играл первоначально роль города — крепости для охраны водного торгового пути, а затем крупного торгового и промышленного центра.

Во время Азовского похода 1695 года против турок, в Камышине побывал царь Петр Первый и через два года переименовал его в Дмитриевск в честь прибывшего из Казани и размещенного здесь стрелецкого Дмитриевского полка (а прежнее название ему — Камышин — вернула в 1780 году императрица Екатерина II и учредила его герб, в 1781 году Камышин стал центром уезда, в статусе которого просуществовал около полутора веков).

В 1698 г. на месте переволоки между реками Иловля (левый приток Дона) и Камышинка (правый приток Волги) по распоряжению Петра I началось сооружение Волго-Донского канала. Строительство вскоре было заброшено, но сохранившиеся от него выемки и валы обусловили название нашего города Петров Вал, возникшего на берегу Иловли.

Об истории создания этого гидротехнического сооружения писали один из строителей канала и шлюзов английский инженер Джон Пери, видный историк Н.М. Карамзин, русский специалист Н.Дуров, старший научный сотрудник архива академии наук СССР В.Ф. Гнучева, главный геолог Волго-Донского канала и Сталинградской ГЭС В. Галактионов и другие.

Наименование и дата сооружения памятника истории

Местонахождение памятника истории и культуры

Наименование документа о постановке на государственную охрану

Соединительный канал рек Волга-Иловля (Петров вал). 1698-1701 гг., инж. Перри Дж.

железнодорожной станции, 18 км северо-западнее г. Камышин

Постановление Совета Министров РСФСР от 30 августа 1960 г. № 1327 «О дальнейшем улучшении дела охраны памятников культуры в РСФСР», Указ Президента Российской Федерации от 20 февраля 1995 г. № 176 «Об утверждении перечня объектов исторического в культурного наследия федерального (общероссийского) значения»

Соединительный канал рек Волга- Иловля (Селимов вал), 1697-1998 гг.. инж. Броккелъ И.

пос. Петров Вал. 17 км северо-западнее г.Камышин

Постановление Совета Министров РСФСР от 30 августа 1960 г. № 1327 «О дальнейшем улучшении дела охраны памятников культуры в РСФСР», Указ Президента Российской Федерации от 20 февраля 1995 г. № 176 «Об утверждении перечня объектов исторического в культурного наследия федерального (общероссийского) значения»

В 1717 году произошел крупнейший по своим масштабам набег крымских и кубанских татар на Нижнее Поволжье, в результате которого были разграблены Царицын, Дмитриевск (нынешний Камышин), Саратов и другие города. В неволю было уведено свыше 12 тысяч русских людей. После этого набега было ускорено строительство сторожевой линии.
В 1717 году для укрепления восточных границ государства 6ыл издан указ Петра I о постройке укрепленной сторожевой линии от Царицына до Качалинской. Сооружение ее было начато бригадиром Кропотовым в 1718 году по прямой от Царицына на северо-запад к Дону на самом узком участке Переволоки и основные работы были закончены в 1720 году. На линии были построены земляные крепости.

В 1731 году для несения караульной службы на Царицынской сторожевой линии из донских казаков образовали волжское казачье войско с центром в посаде Дубовка. Всего для охраны данного сооружения по указанию Петра I от 12 декабря 1720 года намечалось содержать 1600 человек регулярных войск при 12 медных и 61 чугунной пушке. Следы этого сооружения местами сохранились до наших дней, в чем посетители смогут и сами убедиться.
Царицынская пограничная укрепленная линия не только защитила южные земли от разбойных нападений татар и калмыков, но и позволила начать постепенное заселение междуречья Волги и Дона.

В XIX — XX вв. с появлением железнодорожного сообщения левобережье Камышинки начало активно застраиваться. Будучи провинцией, Камышин активно приобщался к техническому и культурному прогрессу. На рубеже XIX—XX веков в городе насчитывалось 17 тысяч жителей.

Годы «великих потрясений» — Октябрьская революция 1917 года и Гражданская война — не обошли стороной уездный городок. Классовая борьба и страшный голод 1921 года обернулись для камышан ощутимыми потерями, а впереди предстояли еще более грозные испытания.

На территории Камышинского района в Петровом Вале находиться уникальный исторический памятник Нижнего Поволжья – канал Камышинка-Иловля, сооружённый в конце XVII – начале XVIII веков. Над памятником пронеслись столетия, однако он хорошо сохранил строгие пропорции своих земляных сооружений.
Этот редкостный памятник истории вызывает неизменный интерес у жителей города и района, у пассажиров железнодорожных поездов, всех любителей истории. И сам посёлок и железнодорожный узел основанные в годы Великой Отечественной войны, получили своё название в честь этого знаменитого сооружения петровской эпохи.

Численность населения петрова валаЧисленность населения петрова вала

Численность населения петрова валаЧисленность населения петрова вала

История памятника такова. Летом 1695 года Пётр I, отправляясь в поход против турок, проследовал по Волге до Царицына. Здесь его войска совершили сухопутный переход до села Паньшино ( ныне Иловлинский район), откуда по Дону добрались до Азова. Изучая местность по картам, Пётр обратил внимание на междуречье между Камышинкой и Иловлей. Год спустя, 4 ноября 1696 года, на совещании царя с боярами в Москве было принято решение соединить Волгу с Доном каналом между притоками этих рек – Камышинкой и Иловлей, для чего следовало соорудить систему шлюзов. Соединились бы Каспийское и Чёрное море. В связи с длительными военными действиями с Турцией каналу придавалось большое военно-хозяйственное значение. Об истории создания этого гидротехнического сооружения писали один из строителей канала и шлюзов английский инженер Джон Пери, видный историк Н.М. Карамзин, русский специалист Н.Дуров, старший научный сотрудник архива академии наук СССР В.Ф. Гнучева, главный геолог Волго-Донского канала и Сталинградской ГЭС В. Галактионов и другие. Историк Н. М. Карамзин считал, что первоначальные работы по сооружению канала следует относить к 1569 году, когда, по его мнению, канал был прорыт турецким султаном Селимом II, выполнявшим замысел своего отца Сулеймана Великого. Сооружением такого канала можно было действительно закрепить владычество Крымской орды на Каспийском и Азовском моря, создав этим постоянную угрозу России. Мнение Карамзина было опровергнуто учёным И.Х. Штукенбергом, указавшем в своём исследовании, что султан соединить две реки не мог, так как, по имеющимся сведениям, войска Селима II пробыли в сентябре 1569 года на Камышинке всего восемь дней, совершенно недостаточных для такой огромной работы. Дошедшие до наших дней остатки двух каналов, один из которых нередко называется «турецким», пишут Н. Дуров и В.Ф. Гнучева, легко объяснить ходом выполнения проектов, задуманных Петром I. Техническое обследование, так называемого «турецкого» канала также, как пишет и Штукенберг, убеждает в том, что он мог быть сооружён только на рубеже XVIII века. В 1696 году был уже составлен проект канала и, как сообщает Н. Дуров в своей статье, Пётр послал его на обсуждение во Французскую академию наук. Работы начались в 1697 году под главным начальством астраханского губернатора князя Б.Н. Голицына. Помощником Голицына «по шлюзному и перекопному делу на Камышинке» был назначен инженер Брекель. В 1698 году часть канала была вырыта, а на Камышинке был построен Брекелем шлюз, сообщает Н. Дуров. Но Брекель не сумел достаточно укрепить основание шлюза: когда он был наполнен и ворота заперты, то вода из камеры, размыв основание вышла из закрытого шлюза. Брекель спешно и почти тайно, в отсутствие Петра выехал за границу. Для оправдания он написал Петру I письмо, в котором жаловался на князя Голицына, который по его словам недоброжелательно относился к делу, тормозил работы на канале и так далее. Приглашённый в 1698 году английский инженер Джон Пери приступил к работам на Камышинке и сразу же признал, как указывают выше указанные авторы, направление выбранное Брекелем, неудобным. Он составил проект канала по новому направлению и представил его Петру в том же году. Пётр I утвердил проект Перри, и к работам приступили летом 1699 года. Этим объясняется наличие остатков двух каналов. Однако и Пери не закончил работы. Огромное количество требовавшихся ему денег и, главное, рабочей силы, было несовместимо с расходами на начавшуюся новую войну со Швецией. Работы продолжались с перерывами до 1704 года.

Читайте также: Валы для ювелирных вальцов

Численность населения петрова вала

Численность населения петрова вала

Сооружение, начатое Петром I, после его смерти было надолго забыто. Только в 1768 году Академия наук дала поручение обследовать реки Камышинку и Иловлю в целях определения возможности их соединению небольшому астрономическому отряду профессора Г. М. Ловица и адъюнка (впоследствии академика) П.Б. Иноходцева. Начатые Ловицем и Иноходцевым в 1771 году и продолжившиеся с большими перерывами до лета 1774 года нивелировочные работы на камышинке были прерваны смертью Г.М. Ливеца 8 августа 1774 года.
Строительство в XVII – XVIII веках шлюзного канала Камышинка – Иловля интересно для истории гидротехники вообще и истории сооружения на Волге в частности.
Сегодня, Петровальский канал уникальный из числа себе подобных сооружений, и, пожалуй, единственный, дорог нам как памятник труду и дерзости наших предков.

В первые месяцы Великой Отечественной войны вся страна встала на защиту Родины, а когда враг шел к Сталинграду, командование поставило задачу не пустить фашис тов к Волге.

Нужна была помощь фронту, требо валась переброска все новых и новых сил и вооружения.

Численность населения петрова вала

23 января 1942 года Государствен ный Комитет Обороны принял реше ние о строительстве Волжской рокады (железной дороги) от Сталингра да через Саратов и Сызрань до Свияжска. В течение февраля-марта проводились изыскания с двух сторон — от Сталинграда до Камышина и от Камышина до Саратова. Уже 17 марта ГКО утвердил проект и сроки строительства рокады. Но при приближении немецких войск к Сталин граду сроки ввода ее в эксплуатацию пришлось сократить. Дата пуска была намечена на 1 октября, а 6 июля пришло предписание сократить строительство участка Иловля-Петров Вал еще на месяц. Приказ обес печить ввод линии был дан, когда бои уже шли в самом Сталинграде.

В Сталинградской области предстояло построить участок протяженностью 144,5 километра от Иловли до Камышина и реконструировать участок Сталинград-Иловля. Первоначально дорогу до Сталинграда планирова лось строить по существующей автомобильной дороге. Но опытные стро ители Наркомата путей сообщения при поддержке наркома Л. М. Кагановича доказали, что целесообразнее строить дорогу вдоль реки Иловля.

Автор книги «На главном ходу» Н. К. Шилин достаточно подробно из ложил развитие железной дороги Волгоградской области, в том числе и строительство Волжской рокады.

За строительство участков вместе с наркомом путей сообщения отвечали и сотрудники НКВД. Проект прокладки трассы сделали желез нодорожники из ГУЛАГа. Старожилы Петров Вала до сих пор помнят полковника Атапина, который постоянно осуществлял контроль за работой и строительством станции.

Строители волжской рокады

«В рабочей силе не испытывали нужды с первого дня, — писал Н. К. Шилин. — Вслед за разобранным БАМом на Волгу перебросили и ее строителей — 10 тысяч заключенных. Скоро на трассе будущей рокады возникли четыре лагеря, названные Сталинградским, Приволжским, Каменским и Восточным. Они отличались особо строгим режимом. Население лагерей стремительно росло и скоро достигло почти 100 тысяч человек».

Эта железнодорожная трасса получила наименование «Волжская рокада». Французский термин «рокада» обозначает дорогу, идущую вдоль линии фронта.

Приволжский ИТЛ строгого режима действовавший до декабря 1944 года. Начальником учреждения был Ф.А. Гвоздевский, его заместителем капитан ГБ М.В. Филимонов. Для размещения спецконтингентов использовались пустые сёла выселенных немцев Поволжья. Свободные от населения сельские поселения были результатом выполнения секретного постановления СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 26 августа 1941 года «О переселении немцев из Республики немцев Поволжья, Саратовской и Сталинградской областей». Этим постановлением было определено переселить всех немцев – всего 479 841 человек, из перечисленных регионов в Красноярский и Алтайский края, а также в Омскую и Новосибирскую области и Казахскую ССР. Переселению подлежали без исключения все немцы, как жители городов, так и сельских местностей, в том числе члены ВКП(б) и комсомола.

Численность населения петрова вала

Руководство переселением возлагалось на НКВД СССР. Сроки были установлены с 3 сентября по 20 сентября 1941 года. 27 августа был подписан приказ НКВД, регламентирующий проведение операции. И только 28 августа принят Указ Президиума Верховного Совета СССР «О выселении немцев из районов Поволжья», который придавал законность операции. Указ был опубликован 30 августа 1941 года в республиканских газетах. Немцы были потрясены тем, что им предъявлены такие тяжелые обвинения, как присутствие среди немецкого населения Поволжья десятков диверсантов и шпионов. Всего к 20 сентября было отправлено из АССР немцев Поволжья по железной дороге 438 280 человек, водным транспортом 8200, а всего 446 480 человек. Было выселено все немецкое население. В разгар уборочной пришлось отвлекать транспорт, рабочую силу, войска НКВД и милицию. Урожай 1941 года выдался хороший, но его судьба была решена. На корню осталось 420 000 гектаров зерновых.

Основной контингент переселенцев были колхозники и около 20% городское население. В вагонах не было спальных мест, туалетов, медперсонала. Тысячи людей заболели в дороге, сотни погибли от болезней, антисанитарии и голода.

Постановлением СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 13 ноября 1942 года начинается формирование трудовой армии, в состав которой в первую очередь мобилизовывались немцы-мужчины. Первая мобилизация началась с 10 января 1942 года, подлежали призыву на все время войны мужчины в возрасте от 17 до 50 лет. С сентября 1942 года в трудармии мобилизовались и женщины-немки в возрасте от 16 до 45 лет. Исключение составляли беременные женщины и имевшие детей до 3-х лет.

Из действующей армии были отозваны и отправлены на спецпоселение 64 644 немцев, они направлялись работать на лесозаготовки и карьеры, строительство крупных предприятий, дорог, нефтепроводов, прокладки мостов через реки. Для их размещения создавались лагеря НКВД, в которых была высокая смертность трудармейцев. Вскоре такая учесть постигла и калмыков, ингушей, чеченцев, крымских татар, курдов и других народов СССР.

По состоянию на 1 октября 1942 года в лагерях находились 33 520 заключённых, на 1 января 1943 года – 27 402 человека, из них 3080 женщин и 5193 осуждённых по 58-й статье. Кроме того, с 11 июля 1942 г. с целью форсирования строительства по приказу заместителя наркома внутренних дел, комиссара госбезопасности 3-го ранга В.Н. Меркулова был развернут Камышинский проверочно-фильтрационный лагерь на 2200 человек для военнослужащих Красной Армии побывавших в плену или вышедших из окружения. Всего на строительстве было задействовано 65 000 человек, включая уже отбывших срок наказания, но по директиве НКВД №185 от 29 апреля 1942 года оставленных на работах по вольному найму в лагерях и колониях до окончания войны (по наградным документам они проходят, как «бойцы строительных батальонов»).

Подконвойные строители получали ежедневно паек в зависимости от выполнения нормы выработки от 400 (менее 50% нормы) до 800 (125% и выше) граммов хлеба, 10 г. подболточной муки, 400 г. картофеля и овощей, 60 г. рыбы, 20 мяса, 12 жиров и 10 г. сахара. За перевыполняющих нормы на 100% и более норма выдачи пайка увеличивалась на 25-30%. Заключённые строители шли на работу под усиленным конвоем, бригадами по 50 человек в каждой. Рабочий день определялся лишь временем выполнения поставленной начальником задачи и фактически не нормировался.

Немецко-фашистские войска рвались к Волге, Кавказу, подошли к большой излучине Дона. ГКО резко сократил сроки ввода дороги в действие – к 1 октября. И уже 6 июля предписано обеспечить ввод линии Иловля – Петров Вал ещё на месяц раньше, а когда бои начались на территории области, было приказано открыть движение в августе 1942 года. К середине июля путь укладывали одновременно восемь колонн, за сутки в строй входило восемь километров пути. В блиндажах и капонирах размещались станции, разъезды, склады с горючим для локомотивов. Начиная с 22 июля, строители работали под непрерывными атаками вражеской авиации, затрачивая много сил на восстановление уже построенных участков и неся при этом большие потери. Заключённым не позволяли искать укрытий, они просто под прицелом автоматов ложились на землю. После захвата противником правого берега Дона в районе Клетской начались артиллерийские обстрелы района станции Иловля. Кроме того, над строительными участками с немецких самолётов сбрасывались листовки с обращением к осуждённым не выполнять требования начальников, организовывать вооружённые восстания. Часть заключенных, враждебно настроенных к Советской власти поддалась этим призывам.

2 октября 1942 года начальник оперативного отдела ГУЛАГа майор госбезопасности Порш послал заместителю наркома внутренних дел, комиссару госбезопасности С.Н. Круглову рапорт о тревожном положении в Приволжском лагере. Круглов в тот же день предписал старшему лейтенанту Никифору Ивановичу Балацкому выехать в штаб Приволжского лагеря «для оказания практической помощи и проверки агентурно-оперативной и следственной работы». Дело в том, что оперативно-чекистский отдел лагеря не в должной мере уделял внимание к вопросам предупреждения побегов и слабо вел агентурную разработку контрреволюционных элементов не только среди спецконтингента, но и среди вольнонаёмных. В рапорте начальнику Сталинградского областного управления НКВД Прошину Балацкий обосновал предпринятые им крайние меры критической оперативной обстановкой: «…в общем потоке эвакуированного населения группами бежали заключенные, дезертировали стройбатовцы со строительства и бойцы Красной Армии с фронта. В то же время наиболее враждебный элемент в лагерях готовился к организованным вооруженным выступлениям против Советской власти. В этом хаосе нелегко было навести порядок, однако, мобилизовав аппараты оперативно-чекистских отделов и военизированную охрану лагерей, мы с поставленной задачей справились».

Но не только страхом перед расстрелами можно объяснить активность строителей железной дороги. Нельзя сбрасывать со счетов фактор героического труда многих заключённых, осознание ими своего долга перед висящей на волоске судьбой Родины. Большое внимание трудовым достижениям уделяла многотиражная газета «Сталинская магистраль» (начальник политотдела В.Е. Перегудов, майор ГБ). В лагерях было организовано стахановское движение. Один из героев боец 4-го батальона А.Е. Бизюк работая на отсыпке насыпи, под лозунгом открытия лицевых счетов помощи Сталинградскому фронту, давал по две-три нормы выработки в день, а таких примеров были сотни.
Отмечая значение построенной магистрали для достижения перелома в Сталинградском сражении, приведём ряд фактов, характеризующих её работу. По участку Иловля – Петров Вал за август-сентябрь 1942 года удалось продвинуть на север свыше 200 эшелонов в составе 23 000 вагонов и 480 паровозов. На юг для Донского фронта по новой линии было пропущено 154 гружёных состава. Число поездов на участке доходило до 80 в сутки, а количество вагонов в отдельных составах достигало 125 единиц. Было замкнуто железнодорожное кольцо: Поворино – Арчеда – Иловля – Петров Вал – Камышин – Балашов – Поворино. Благодаря применению кольцевой езды удалось увеличить пропускную способность этой железной дороги с 16 до 22 пар поездов в сутки. Железнодорожники Волжской рокады переброской крупных армейских резервов и техники обеспечили успех операции «Уран» на окружение и уничтожение 6-й немецкой армии Паулюса, а также отражение деблокирующего удара Э.Ф. Манштейна.

В Петров Вале находился строительный батальон. Этот железнодо рожный узел строило и гражданское население соседних сел. Только для сооружения участка от Иловли до Петров Вала строители перемес тили свыше двух миллионов кубометров грунта. Они построили 209 раз личных сооружений — мостов, водопропускных труб и т. д.

8 мая 1942 года из Камышина на строившуюся станцию машинист па ровоза Яков Иванович Журавлев привел первый состав со строитель ными материалами. Через месяц с небольшим, а именно 28 июня 1942 года станция получила название — Петров Вал.

Материалы для строительства доставлялись с проложенной до войны железной дороги БАМ-Тында. Использовался и некоторый материал, эвакуированный с захваченных врагом территорий. На 102-й день после начала земляных работ, то есть 7 августа, по участку Иловля-Петров Вал пошли поезда, а 11 сентября было открыто движение на участке Петров Вал-Саратов. Уже в первые 20 дней по дороге прошли 26 тысяч вагонов с ценным оборудованием.

Большое значение в успешном решении задач снабжения Сталин градского и Донского фронтов имела быстрейшая сдача в эксплуатацию южного участка железной дороги Камышин-Сталинград. Его строитель ство началось в феврале, а в начале августа было завершено кольцо Поворино-Иловля-Петров Вал-Балашов. Это дало возможность пустить огромное количество поездов на фронт и в тыл страны.

Яков Васильевич Григорьев вспоминал, как к нему, пришедшему с войны инвалиду, приехали военные и вместе с ним ходили по чистому полю. В течение трех дней вбивались в землю колышки, планирова лось, где и что будет построено.

«. а потом привезли стройбатальон— рассказывал ветеран, — и на чалась работа. Эта железная дорога очень тяжело досталась. Люди были полуголодные, а работа слишком тяжелой. Жить было негде, поэтому строили землянки. Две землянки отвели под депо, одна служила вместо вокзала, еще одна для стрелочников. Работали по 24 часа. 12 часов от дыхали; и снова за работу. »

Читайте также: Яблоко рулевого вала прадо 120

Так начинал строиться на чистом ячменном поле город Петров Вал.

Одной из первых перевели на строившуюся станцию Татьяну Ва сильевну Дронкину-Карамышеву. Ей было от роду всего 19 лет. А когда в конце 1943 года прислали билеты на пассажирские поезда, продажа их была поручена именно ей. Проходили через станцию всего два пассажирских поезда: Камышин-Балашов и Камышин-Ста- линград. Вокзала не было, билеты продавались на разъезде в не большом помещении.

В числе «пионеров» был и Павел Евтухович Романчук, прибывший командиром транспортного взвода, в котором насчитывалось 72 чело века и 112 лошадей. Прокладывали однопутку. Землю возили с поля на тачках, строили землянки. Не хватало продуктов, воду подвозили на ло шадях. После двухсменной работы рабочие шли в землянки и падали на нары. Все знали, что от них зависело многое, и в первую очередь — доставка в Сталинград боеприпасов. В те дни родились знаменитые бое- летучки, состоявшие из 3-5 вагонов и паровоза, мчавшихся на фронт. Это были незабываемые рейсы машинистов, водивших поезда нередко под бомбежками немецких самолетов. Составы часто двигались по ночам без света и сигнализации.

Вот что вспоминал И. Камбулатов о тех днях войны: «Нам, железнодорожникам, выпала хоть и тяжелая, но почетная обязанность до ставлять на фронт бесперебойно все необходимое. Хочу расска зать об одном эпизоде. В сентябре 1942 года нам нужно было доста вить на Сталинградский фронт состав с боеприпасами и продоволь ствием. Поезд подошел к ст. Солодча. В это время налетела боль шая группа вражеских бомбардировщиков. Началась бомбежка, за горелись вагоны. Их надо было спасти. Тогда мы отцепили свой паровоз и начали растаскивать состав. Наш труд не пропал даром — были спасены 30 вагонов с ценным грузом».

На строительстве этой дороги царил беспримерный энтузиазм: про летая над линией, начальник областного управления НКВД А. И. Воронин отмечал высокие темпы круглосуточных работ.

Однако и немецкое командование придавало большое значение но вой железнодорожной магистрали. Оно ставило цель парализовать здесь движение поездов, не допустить доставку русскими к Сталинграду тех ники, боеприпасов, продовольствия.

В годы войны многим стал известен героический подвиг дежурной стан ции Иловля-2 комсомолки Антонины Извариной. Когда в небе появились вражеские самолеты, поездная бригада станции вдруг струсила и бро силась в укрытие. Но тут на пути появилась девушка с красной повязкой.

Трусы, а еще зоветесь мужчинами, — зло сказала она и упрямо
пошла к поезду. Бригада вернулась.

На паровоз, — скомандовала Антонина.

Сотни, тысячи вагонов с боепри пасами, боевой техникой и живой силой шли на фронт через станцию Петров Вал, построенную в годы войны. Была организована безаварийная работа паровозов, успешно работала школа ФЗО № 6 по подготовке слесарей-паровозников, столяров.

На железной дороге была созда на первая комсомольско-моло- дежная бригада, многие девушки и женщины заменили ушедших на фронт мужчин. Так, в депо стан ции Камышин Галина Балакшина пришла на место своего отца. Все тогда стремились работать на со весть. На одной из послевоенных городских партийных конферен ций начальник службы движения Потанин отмечал, что Камышинс-кое отделение дороги в период Сталинградской битвы не допустило ни одного случая крушения или аварии. Семидесяти железнодорожникам были вручены правительственные награды за активную работу в пери од Сталинградского сражения.

В годы войны особенно отличился машинист депо Иван Владимиро вич Бульба, который 50 лет проработал на железной дороге, из них боль шую часть машинистом. Еще в годы гражданской войны он водил броне поезда, громившие белогвардейские банды. А в годы Великой Отечественной, особенно в период Сталинградской битвы, в очень тяжелых условиях он доставлял на фронт грузы своим паровозом ОВ № 830, по несколько суток не уходил с него. Родина высоко оценила труд железно дорожника, наградив Ивана Владимировича орденом Ленина.

Накануне войны приехала вместе со своими родителями в совхоз «Ка мышинский» Анна Михайловна Воронина. Это была их малая родина. Здесь Аня окончила школу, а в 1942 году пошла, работать телефонист кой на железную дорогу. Помнит она и первые поезда, шедшие на фронт и возвращавшиеся с фронта. До сих пор не забыть ей и бомбежку стан ции: «Однажды, когда шла бомбежка, все побежали в поле. Это было 24-25 августа 1942 года. Свистели мины, бомбы. Кругом слышались раз рывы. Зрелище — страшнее некуда», — вспоминала ветеран. В те годы на посту при выполнении боевой задачи обеспечения Ста линградского фронта погибли главный кондуктор коммунист Салло, стар ший кондуктор комсомолец Кириллов и др.

Когда немцы приближались к Сталинграду, завод «Красный Октябрь» эвакуировался. Уехала в тыл и семья Галины Михайловны Кононенко, которая училась в ремесленном училище при заводе. Вскоре она при ехала в Петров Вал, где работала стрелочником, кондуктором, весов щиком. Поселили в землянку-общежитие, жила с девчонками дружно.

Практически с первых месяцев строительства станции начали рабо тать Евдокия Ивановна Дронкина, Мария Васильевна Коробова, Ксения Матвеева, Анна Китаева, Мария Вихлянцева. Анна Ивановна Баранни кова вместе со своей сестрой и матерью приехали на строительство стан ции из Сталинграда. Жили, как и все, в землянках.

Многие старожилы после войны долго рассказывали молодежи о боль шой землянке, в которой находилась товарная контора. Ее начальником была Мария Клементьевна Махонина-Рагузина. А разве забудут вете раны те планерки и встречи, которые проходили в красном уголке, рас положенном в этой же землянке? Рабочим кабинетом и его же рабочим местом в землянке была комната начальника станции Григоровича, эва куированного с Украины, и зам. начальника станции Кучера. В отдель ной землянке жил и работал техник станции Евгений Сгибнев.

Еще долго после войны ходили рабочие по дорогам Петров Вала, где вдоль улиц лежали осколки снарядов и мин. Их впоследствии собрали и отправили на переплавку в Сталинград на завод «Красный Октябрь».

А разве можно было подсчитать, сколько тысяч тонн за годы войны было загружено в паровозы топлива работниками угольного склада, руководителем которого был Ф. В. Безверхое. Круглые сутки, в любую по году отправляли они поезда на фронт, но в первую очередь уходили железнодорожные составы, в которых находились раненые.

Жилищные условия в Петровом Вале постепенно улучшались. В 1944 году некоторые семьи перешли жить в грузовые вагоны, ближе к терри тории совхоза «Камышинский».

Наконец война закончилась, но станция Петров Вал оставалась важ ным железнодорожным узлом, через которую проходили поезда со стро ительными материалами, оборудованием.

Любопытна послевоенная судьба некоторых петроввальцев. В1946 году, окончив Михайловское педагогическое училище, приехала на станцию молодая учительница Александра Петровна Степаненко. Сошла она но чью, и поместили ее к стрелочникам. А уже утром начальник ПЧ Китаев заказал столы и доски. Открыли начальную школу, где учили детей в две смены. Занятия проходили в финском домике. Старшеклассников возили на рабочем поезде в Камышин, а жили они в интернате, где продолжи тельное время находился тубдиспансер. Уезжали старшеклассники из дома на целую неделю. Сами не только учились, но и готовили, стирали.

В 1947 году приехал в Петров Вал Петр Герасимович Алексеев, устроился работать в камышинском депо. В этот же год его дочь пошла в тре тий класс учиться. Выросла, да так и осталась в родном для нее городе.

В августе 1948 года сошла с поезда Мария Денисовна Колосова. Сту пив на петроввальскую землю, она сразу же спросила: «Где же посе лок?» «Вот здесь он и есть», — услышала в ответ. Оглядевшись, Мария увидела, что кругом были почти одни землянки. Удивило ее то, что вокруг не было ни одного деревца. Когда пришла в амбулаторию, которая нахо- дилась также в землянке, ее поразили белизна, чистота и порядок. Более, полувека своей жизни посвятила Мария Денисовна любимому городу.

Немного раньше на станцию прибыла Ирина Игнатьевна Гусева — уч- мед. Работала и обслуживала линию от Карамышево до Качалино. Только через три года амбулаторию перевели из землянки в двухэтажное здание.

Вспоминают старожилы и свой клуб, где они собирались в свободное от работы время. Он тоже представлял собою большую землянку, где в углу горела всего одна свеча, тускло освещавшая помещение. Здесь молодежь танцевала и пела песни, здесь же демонстрировались филь мы. Движок киноаппарата работал от паровоза, который стоял в депо. Когда просматривали половину фильма, паровоз останавливался, и чис тили топку. Через полтора часа фильм продолжался.

Уже гораздо позже всеми жителями станции строился клуб железно дорожников.

А первым построенным после войны кирпичным домом стало здание управления депо, сохранившееся до сих пор. Тогда на станцию приезжали с детьми молодые матери-одиночки, потерявшие на фронте мужей. В 1949 году были сформированы первые детские ясли. Вскоре из Камышина в Петров Вал приехала Анна Семеновна Попова, поступив шая работать в ясли, где отдала воспитанию детей тридцать лет.

В годы войны работала на Камышинском консервном заводе Екатери на Иосифовна Некляева. Перед этим она училась в железнодорожной школе, которую заканчивал Алексей Маресьев. Отец даже говорил, что его сестра была в родстве с Маресьевыми. Работали на заводе по 18- 20 часов. Нужно было перерабатывать и отправлять на фронт продукты. И так до конца войны. Когда бомбили город, все прятались в вырытые траншеи, которые были у каждого дома. Помнит Екатерина Иосифовна бомбежки завода и нефтебазы, помнит, как горели город и Волга. А когда приехали жить в Петров Вал, то заселились на разъезде, в комнатке из 11 кв. метров на пять человек. Работала Катя тоже в садике.

Сегодня нет в живых первых петроввальцев Ивана Федорови ча Нежинского, Ивана Михайлови ча Болотова, Иосифа Дмитриеви ча Стеганцева. Вспоминают сегодня и перво- строителей Ивановых, Строгано вых, Алексеевых, Мамулиных, Крайневых.

А сколько в Петровом Вале жи вет ветеранов!

В 1942 году ушел на войну из с. Лебяжье учитель Борис Алексее вич Трифонов. А через год призва ли и его сына Герольда. Семнад цатилетним парнем ушел он из Камышинского военкомата на Ле нинградский фронт. Вместе с ним были призваны и земляки Миха ил Летов, Василий Кобзев. Все трое попали в зенитную артилле рию. После курса молодого бой ца ребята приняли присягу. Охра няли небо над Ленинградом до са мого Дня Победы. После войны служил еще четыре года. Отец вернулся инвалидом. Работал и жил в Петровом Вале. Сюда же приехал и его сын, трудовой стаж которого в депо — 35 лет.

Сорок девять лет трудового стажа у Василия Александровича Попо ва, приехавшего на станцию более пятидесяти лет назад и проработав шего экскаваторщиком и бульдозеристом на строительстве практически всех объектов.

По призыву Сталинградского обкома комсомола 17 ноября 1942 года ушел на фронт Василий Дмитриевич Пугин. В Сталинграде попал под начало Родимцева — 13 стрелковая дивизия, 530 отдельный батальон связи. Война для него закончилась на Дальнем Востоке. Почти сорок лет он проработал в локомотивном депо электросварщиком.

Всегда на День Победы одевает ордена и медали ветеран войны Васи лий Иванович Выпов. Среди его наград — орден Красной Звезды, орден Славы III степени, ордена Отечественной войны I и II степеней и меда ли. Два раза был ранен, дважды контужен, инвалид войны. Вот таким пришел в свое родное село Дворянское фронтовик, защитник Родины.

Работал председателем сельского Совета, председателем рабочего комитета, заместителем директора совхоза.

В 1989 году приехал в Петров Вал, да так и живет здесь ветеран Миха ил Федорович Рагузин. В составе первой артиллерийской дивизии он встретил День Победы в Берлине, его боевой путь в логово врага пролег от самого Сталинграда.

Кавалеристом до мая 1943 года воевал Дмитрий Яковлевич Ларио нов , ушедший на фронт из Камышина. После ранения вернулся на свою родину — в Лебяжье.

В июле 1942 года под Сталинград в составе 92 бригады морской пехо ты прибыл Виктор Акимович Ингулов, ранее служивший на сторожевике «Красный вымпел». В уличных боях в областном центре он был дважды ранен, но всегда возвращался на фронт. 22 ноября 1942 года после тя желой контузии поступил в госпиталь, После лечения вновь фронт, по ход на Запад. Войну закончил в Берлине.

Под Сталинградом в составе 73-го полка в 8 батарее бил врага Анато лий Михайлович Ерошин. С первых дней войны защищал Родину и Ульян Григорьевич Галыш.

Сегодня Петров Вал продолжает оставаться важным стратегическим железнодорожным узлом. В городе проживают 15 тысяч человек. Пост роены три школы, заслуженно пользуется авторитетом школа искусств Расширяется строительство жилья, растут новые микрорай оны. Все это стало возможно благодаря победе, доблести ветеранов войны и труда, строителей важнейшего стратегического объекта, обес печившего перелом битвы под Сталинградом.

Читайте также: Угловая скорость вала муфты

Роль Петрова Вала в Сталинградской битве и в Великой Отечественной войне.

Отмечая значение построенной магистрали для достижения перелома в Сталинградском сражении, можно привести ряд фактов, характеризующих её работу. По участку Иловля – Петров Вал за август-сентябрь 1942 года удалось продвинуть на север свыше 200 эшелонов в составе 23 000 вагонов и 480 паровозов. На юг для Донского фронта по новой линии было пропущено 154 гружёных состава. Число поездов на участке доходило до 80 в сутки, а количество вагонов в отдельных составах достигало 125 единиц. Было замкнуто железнодорожное кольцо: Поворино – Арчеда – Иловля – Петров Вал – Камышин – Балашов – Поворино. Благодаря применению кольцевой езды удалось увеличить пропускную способность этой железной дороги с 16 до 22 пар поездов в сутки. Железнодорожники Волжской рокады переброской крупных армейских резервов и техники обеспечили успех операции «Уран» на окружение и уничтожение 6-й немецкой армии Паулюса, а также отражение деблокирующего удара Э.Ф. Манштейна.

За самоотверженное и геройское выполнение своих обязанностей медалью «За оборону Сталинграда» было награждено 500 вольнонаемных и освободившихся строителей железной дороги и сотрудников лагерной охраны, из них 107 бойцов-стахановцев. (из статьи Болотова Н.А. профессор, доктор исторических наук )

Александр Побожий в своей книге «Сквозь северную глушь» вспоминал, как удивлялись изыскатели, когда им было поручено разведать трассу будущей рокады от Сталинграда до Сызрани. Ведь только что была одержана победа под Москвой. Рокада — это ведь прифронтовая дорога. А до фронта в начале 1942 года от Сталинграда было более полутысячи километров. Полуголодным людям, не имевшим экскаваторов и вообще никакой техники, кроме тачек, грабарок и лопат да взрывчатки, предстояло в небывало короткий срок построить железную дорогу! Невольно закрадывалось сомнение: смогут ли? Ведь на постройку железной дороги от Сталинграда до Саратова отпущены месяцы, а не годы».

В героической Сталинградской эпопее свою и весьма весомую роль сыграли воины Железнодорожных войск. Именно они под вражеским огнём и бомбёжками обеспечивали бесперебойную работу стальных магистралей и станций, прокладывали новые линии, по которым на фронт шли пополнение, вооружение, боеприпасы, продовольствие, а в тыл санитарные эшелоны.

Многое зависело от личного мужества машинистов и их выдержки. «Вспоминает старшая нарядчица локомотивного депо Петров Вал Надежда Федорова: «Мой отец, Федор Савин, водил паровозы ОВ, или, как их тогда называли, «овечка», или «Ольга Васильевна». Однажды на станции Солодча стоял эшелон с нашими ранеными. Вдруг появились вражеские самолеты. Отец тут же тронул состав, пытаясь вывести его из опасной зоны. Фашисты погнались следом. То, набирая, то сбрасывая скорость, эшелон ускользал от прямого бомбового удара. Одна бомба разорвалась рядом с паровозом. Осколок вонзился отцу в ногу. Кровь заливала сапог. Но реверс оставался в руках отца. На ближайшей станции он потерял сознание. Все же раненые были спасены. А тот кусочек железа до сих пор хранится в нашем доме» (из книги Владимира Гузий «Роль железнодорожников в Сталинградской битве» ).

Всего летом и осенью фашистские бомбардировщики сбросили на Сталинград и прифронтовую зону более 90 тысяч бомб. Но новая дорога работала. В сентябре в Сталинград поступили 22 тысячи вагонов с оперативными и снабженческими грузами. В ноябре — в два раза больше. С июля до конца декабря 1942 года железнодорожники доставили в район Сталинграда четыре с половиной тысячи эшелонов.

Командующий Сталинградским фронтом А. И. Еременко писал после Сталинградской битвы в НКПС: «Я очень высоко оцениваю самоотверженный труд железнодорожников. Железнодорожная линия была для защитников города поистине дорогой жизни».

А фашистский генерал Йодль, отмечая случаи провалов в работе немецкой разведки, признал: «Наиболее крупным является ее неуспех в ноябре 1942 года. Тогда мы полностью просмотрели сосредоточение крупных сил русских на фронте 6-ой армии (Паулюса)».

Численность населения петрова валаЧисленность населения петрова вала

Петроввальцы помнят тех, кто в жесточайших условиях и в предельно сжатые сроки построил дорогу, давшую жизнь их станции и городу. На вокзале станции Петров Вал установлена доска со словами: «Железная дорога Сталинград—Саратов—Сызрань построена летом 1942 года за 100 дней ускоренного строительства. Ускорению строительства всемерно содействовал писатель Михаил Шолохов»

Во время строительства от осколков бомб и пуль пулеметов фашистских летчиков погибло немало строителей рокады. Похоронены они были рядом с насыпью. Девятого мая 1965 года останки военных строителей были перезахоронены со всеми воинскими почестями на привокзальной площади станции Петров Вал. И каждый год у памятника погибшим воинам проходят военные парады и шествия жителей города, родившегося благодаря рельсам и изыскателям БАМа в самые суровые дни войны.

Численность населения петрова вала

Высоко оценивали роль железнодорожников в одержанной победе в Сталинградской битве маршал Советского Союза В.И. Чуйков, командующий 64-й армией М.С. Шумилов, командующий Сталинградским фронтом А. И. Еременко. И.В. Ковалев, генерал-лейтенант технических войск, в годы войны начальник Центрального управления военных сообщений, подводя итог Сталинградской битвы, отметил: «Если на Сталинградское сражение посмотреть как на единоборство двух транспортных систем (а такой взгляд в известных пределах вполне правомерен), то эту битву противник проиграл, его транспортная система даже в условиях сильной поддержки военной авиацией оказалась менее способной к величайшему напряжению всех сил, какое только требовали масштабы исторического сражения!» ( Взято из сборника докладов «Сталинградская битва в истории России» от 20 апреля 1999 года.)

В страшное время появился Петров Вал. Появился благодаря Волжской рокаде. Без сомнения, можно сделать вывод о трагическом начале пути нашего города. Но Великая Победа в самой страшной войне показывает насколько уверенно можно жить нам, сегодняшнему поколению города железнодорожников. Именно благодаря великому подвигу всего населения и страны и области, и простых граждан и заключенных, и генералов и рядовых продолжается жизнь в нашей стране и в нашем маленьком российском городке. Если люди того времени смогли прожить и выстоять в жесточайших условиях, то нам молодому поколению просто стыдно не знать и не ровняться на наших потомков. Мы очень хорошо понимаем смысл слов написанных на обелиске в центре нашего города, где лежат наши защитники «НИКТО НЕ ЗАБЫТ И НИЧТО НЕ ЗАБЫТО!»

Нам необходимо понять, что мы, потомки тех, кто отстоял в тяжелых сражениях наше право на мирную и счастливую жизнь.

Город вырастал из-под земли

Численность населения петрова вала

..Город вырастал из-под земли. Поселение первых петроввальцев сплошь состояло из землянок, вырытых посреди голой степи, рядышком с недавно проложенной железнодорожной магистралью. (Кстати, тогда полотно проходило, в грубом приближении, по левой стороне проспекта Пионеров и через железнодорожный клуб: если копнуть сейчас землю в тех местах, в подтверждение вы обнаружите «залежи» угля). В землянках размещались все немногочисленные тогда службы (ПЧ, военизированная охрана, вокзал, медчасть), партком, школа. В них и жили.

С землянками у многих старожилов Петрова Вала связаны и грустные, и отрадные воспоминания, с годами приобретающие ореол поэтичности. и комичности.

Нину Ивановну Толчееву, приехавшую сюда после войны и проработавшую всю жизнь на медицинском поприще, ее будущий супруг-железнодорожник в прямом смысле слова откопал себе в жены из-под снега! Тогда снегопады были — не чета нынешней зимней слякоти. И вот в одно прекрасное утро девушки оказались в своей землянке под толщей снега — не выбраться. А снаружи — ни окон, ни дверей. Кричали, стучали, плакали и смеялись одновременно (опоздали на работу). Попотеть тогда

пришлось машинисту Толчееву, чтобы увидеться с любимой: может, оттого и живут до сей поры дружно.

А вот Мария Ивановна Аристова (Сумерская), заслуженная учительница России, не видевшая прежде землянок, однажды просто-напросто среди них заблудилась в темноте. Кругом собаки лают, а она бегает туда-сюда и ревет. Утром оказалось, что бегала по земляным крышам. В Лебяжьем, где она работала, были обычные, «нормальные» дома. Потому, наверное, такое тягостное, почти гнетущее впечатление произвела на нее первая петроввапь-ская школа-землянка. Небольшое помещение, разделенное на учительскую и классную комнаты (в классной было окошко), 10 грубо сколоченных столов, за которыми по трое сидели первые ученики — закутанные в платки, поджавшие под себя ноги, чтобы не замочить их на сыром в межсезонье земляном полу.

Сейчас эти ученики, сами уже седые бабушки и дедушки, приносят цветы и поздравления в праздник своей первой учительнице — Александре Петровне Степаненко, почти 35 лет отдавшей петроввальской школе. Из хутора Фастов Иловлинского района она приехала по комсомольскому заданию — организовать школу в новом поселке. Гордостью молодой учительницы и роскошью в убогой землянке был настоящий звонок — металлический

колокольчик, который в поле когда-то нашел ее отец (видно, корова потеряла). Прозвонит колокольчик конец занятий — и ребятня сломя голову мчится домой: обувь в семьях зачастую была одна на всех детей, и отучившийся передавал ботинки тому, кто пойдет во вторую смену. Первые ученики добирались до школы по грязи, по Сугробам со своими матерчатыми сумками. И сколько их не возвращалось домой, подрываясь на минах, которыми были нашпигованы волжские степи.

И все-таки — юность! Юность, которая списывала и нищету, и голод, и вшей. В поселке быстро становилось многолюдно, и приезжающие из числа эвакуированных, железнодорожников, специалистов были молодыми и полными сил. Девушки настолько увлекались вышивкой, что Молодые учительницы бросали тетрадки, чтобы закончить узор «козликом». Сейчас эти «картины» (тогда Их вставляли в рамку) можно увидеть в домах некоторых жителей: внучке Александры Петровны они, например, служат. как одеяла для кукол.

Если многие мои собеседникй-первопоселенцы» приехали сюда строить новую жизнь из сел, рабочих городов и поселков, то Мария Ильинична Колосова — одна из первых пётроввальских врачей — представляла собой самую, что ни на есть русскую интеллигенцию. Она появилась здесь из северной столицы. Само определение «ленинградка» было тогда символом сочетания «культурности» и стойкости. Окончившая Ленинградский стоматологический институт; пережившая в пригороде яростные, полностью уничтожившие поселок бомбардировки; побывавшая в сибирской эвакуации с «врагами народа» из раскулаченных, немцев и поляков, запомнившая жестокость финской кампании. двадцатипятилетний зубной врач прибыла в Петров Вал с большим чемоданом и терапевтическим справочником 46-го года: «Вдруг будут использовать как врачей широкого профиля». Чтобы молодой специалист не удрал по приезду, встречать ее и снять с поезда «командировали» (телеграммой из Сталинграда) санитарку амбулатории Анну Шакулину. А удрать был повод — еще какой! «Железнодорожный узел с большим будущим» (как ей обрисовали поселок) предстал перед Марией Ильиничной в виде сплошных железнодорожных путей. «А поселок. » — спросила с замиранием сердца, в котором теплилась надежда: сейчас они пройдут подальше — и увидят поселок. «А вот он!» — повела вокруг рукой провожатая. А поезд, на котором приехала М. И. Колосова, уже ушел.

Землянок коренная горожанка в глаза /не видела и боялась заходить внутрь -вдруг там грязно и неуютно. Но внутреннее убранство амбулатории совсем не соответствовало ее внешнему неказистому виду: чистота и аккуратность. С этого дня и до 1951 года ленинградка М. И. Колосова, теперь жительница Петрова Вала, будет избавлять горемык от зубной боли под землей. Работала она ножной бормашиной, при свете, падающем из окна, которое находилось вровень с землей. А тут еще коза повадилась пастись перёд самыми окнами! Только врач склонится над больным — козья морда (а то и не морда) в окне маячит и закрывает весь свет. Бросала инструмент, хватала веник и мчалась отгонять зловредное животное. Зато пациенту такая картина — почище обезболивающего. Сколько раз было: ему надо зуб лечить, а у него рот в ухмылку растягивается-. .

В зарождающемся поселке был свой клуб — тоже в землянке, и кино, и танцы. В соседний Камышин (откуда родом, кстати, были многие петроввальские рабочие, особенно железнодорожники)ездили в театр или просто «прошвырнуться» по аллеям и Парку. Петров Вал в то время был скуден растительностью: М. И. Колосовой сразу бросилось в глаза отсутствие деревьев. Некоторые места были заболочены, отчего вспыхивала в поселке малярия. Особенно сильное поветрие было в 47-м, сразу за эпидемией мышиного тифа (туляремии). Больным бесплатно выдавали лекарства и пологи. Ликвидировать тогда страшное заболевание удалось во многом благодаря начальнику организованной малярийной станции Валентине Васильевне Барышевой.

Ну, а Камышин в то время, каким помнит его М. И. Колосова, был самой настоящей «островщиной»: с попрошайками и кликушами на каждом шагу.

В 1951-м Сталин отдал приказ разрушать землянки: предстояло строить новую, «наземную» жизнь. Людям бы радоваться, а они лили слезы по обжитым, ставшим родными землянкам. Да и было отчего: жилья не хватало, с подселением возникало множество проблем, люди все прибывали, а землянки все равно уничтожались.

На фотографии из альбома М. И. Колосовой (больше таких фотографий мне, к сожалению, найти не удалось) ее рукой сделана надпись: «20 мая 1950 год. Наша земляночка. ». Она так и останется «их земляночкой» — немой, ушедшей в небытие свидетельницей их яркой, хоть и бедной юности. Останется несмотря нё то, что вся остальная жизнь будет проходить у них в благоустроенных домах.

  • Свежие записи
    • Чем отличается двухтактный мотор от четырехтактного
    • Сколько масла заливать в редуктор мотоблока
    • Какие моторы бывают у стиральных машин
    • Какие валы отсутствуют в двухвальной кпп
    • Как снять стопорную шайбу с вала


    💡 Видео

    Путин восхитил арабов, подняв упавшую фуражку офицераСкачать

    Путин восхитил арабов, подняв упавшую фуражку офицера

    Изменение численности населения республик СССР.Инфографика.Статистика.Сравнение стран.1913-1991Скачать

    Изменение численности населения республик СССР.Инфографика.Статистика.Сравнение стран.1913-1991

    Москва.Национальный состав.Численность населения.Этнический состав Москвы.Статистика.ИнфографикаСкачать

    Москва.Национальный состав.Численность населения.Этнический состав Москвы.Статистика.Инфографика

    Ленинградская область.Национальный состав.Численность населения Ленинградской области 1959-2021Скачать

    Ленинградская область.Национальный состав.Численность населения Ленинградской области 1959-2021

    Численность населения | География 8 класс #6 | ИнфоурокСкачать

    Численность населения | География 8 класс #6 | Инфоурок

    Каким будет население стран мира в 2100 году по прогнозам ООН. Россия удивилаСкачать

    Каким будет население стран мира в 2100 году по прогнозам ООН. Россия удивила

    Численность населения России. Видеоурок по географии 8 классСкачать

    Численность населения России. Видеоурок по географии 8 класс

    Какие #туалеты#ВАКЗАЛ #в #Волгоградской обл.#Петров-ВалСкачать

    Какие #туалеты#ВАКЗАЛ #в #Волгоградской обл.#Петров-Вал

    $9 "Численность населения России", География 9 класс, ДомогацкихСкачать

    $9 "Численность населения России", География 9 класс, Домогацких

    Каковы реальные результаты переписи населения в РоссииСкачать

    Каковы реальные результаты переписи населения в России

    10 класс - География - Численность, воспроизводство, половой и возрастной состав населенияСкачать

    10 класс - География - Численность, воспроизводство, половой и возрастной состав населения

    Численность и воспроизводство населения. Видеоурок по географии 10 классСкачать

    Численность и воспроизводство населения. Видеоурок по географии 10 класс

    Топ регионов России и РСФСР по численности населения 1959-2019Скачать

    Топ регионов России и РСФСР по численности населения 1959-2019
Поделиться или сохранить к себе:
Технарь знаток