В запорной арматуре наибольшее применение получили электроприводы, сочетающие в себе ряд достоинств: общедоступный вид энергии, компактность, возможность создания требуемого крутящего момента и необходимой величины хода, простоту коммуникаций и возможность дистанционного управления.
Для снижения частоты вращения в передаче электродвигатель — приводной вал электропривода используется червячный редуктор. Электроприводы снабжаются электромеханической муфтой предельного момента или реле максимального тока и путевыми выключателями, останавливающими привод при достижении затвором заданного момента (муфты) или положения (выключатели). Имеется также ручное управление, дублирующее электропривод при аварийных условиях в случае отсутствия электроэнергии. Электроприводы могут быть использованы и при позиционном регулировании расхода среды в трубопроводе. Электроприводы предназначены для работы при температуре окружающей среды от — 40 до 4-50° С и относительной влажности до 90%, выпускаются в нормальном и взрывозащищенном исполнениях. Крутящий момент на приводном валу от 0,5 до 850 кгс-м. Каждый электропривод имеет определенный интервал регулировки крутящего момента и частоты вращения приводного вала для полного закрытия арматуры. Последнее определяется типом и маркой коробки путевых выключателей. Ограничение крутящего момента может осуществляться или при помощи реле максимального тока, или путем применения электромеханической муфты ограничения крутящего момента.
Электромеханическая муфта ограничения крутящего момента может быть одностороннего действия, когда ограничивается момент только при закрытии арматуры, или двустороннего действия, когда ограничивается момент при закрытии и открытии арматуры (арматура с верхним уплотнением — отключением сальника). Ограничение крутящего момента при помощи реле максимального тока может быть применено только на приводах для управления задвижками, поскольку вентили имеют малый ход и жесткий упор, в связи с чем при закрытии создается удар под действием инерции масс движущихся деталей после выключения тока. Реле максимального тока позволяет регулировать момент в пределах 100% от начального тока. Для электроприводов арматуры используются электродвигатели переменного тока напряжением 220 380 В, частотой 50 Гц.
Электроприводы позволяют осуществлять следующие действия при управлении арматурой: нажатием пусковых кнопок «Открыто» и «Закрыто» — открытие или закрытие затвора; нажатием кнопки «Стоп» — остановку затвора в любом промежуточном положении; полное открытие или закрытие затвора с использованием путевых выключателей; автоматическое отключение электродвигателя при возникновении на приводном валу электропривода (на шпинделе арматуры) момента, превышающего установленный. Выключение может происходить при любом положении затвора и осуществляться реле максимального тока или электромеханической муфтой предельного момента, в зависимости от конструкции привода. Положение затвора арматуры определяется визуально с помощью местного указателя положения или дистанционно. В последнем случае крайние положения затвора определяются с помощью сигнальных ламп «Закрыто» — «Открыто» на пульте управления. Возможен также дистационный контроль и любых промежуточных положений путем применения соответствующих электрических прибора-датчика на электроприводе и прибора-приемника на пульте управления. Электроприводы позволяют обеспечивать блокировку работы арматуры с работой других агрегатов, механизмов, установок и т. д.
В табл. IV. 10 приведены основные технические характеристики электроприводов, изготовляемых до выпуска конструкций унифицированного ряда, в табл. IV. 11 — основные технические данные электроприводов унифицированного ряда. При выборе электропривода следует иметь в виду, что величина крутящего момента на шпинделе арматуры не должна превышать максимального крутящего момента, развиваемого электроприводом. Обычно крутящий момент на шпинделе арматуры составляет 60 — 100% от максимального момента электропривода. Рабочее положение электропривода при вертикальном расположении приводного вала — кулачками вниз. Допускается его использование при горизонтальном положении приводного вала, если будет обеспечено применение густой смазки червячной передачи, а выключающее устройство типа ВП-701 будет расположено масляными баками вниз.
Помимо величины крутящего момента при выборе электропривода находятся марка и тип коробки путевых выключателей, которая определяет полное число оборотов шпинделя, необходимое для его полного хода — открытия или закрытия арматуры. Для определения полного числа оборотов шпинделя пп необходимо полный ход шпинделя Н разделить на шаг ходовой резьбы шпинделя s:
IV. 10. Основные технические характеристики электроприводов для управления трубопроводной арматурой
IV. 11. Основные технические характеристики электроприводов унифицированного ряда с двусторонней муфтой ограничения крутящего момента для управления трубопроводной арматурой
Продолжительность (мин) открытия или закрытия арматуры зависит от полного хода шпинделя, частоты вращения приводного вала электропривода и шага резьбы шпинделя:
>
где Н — полный ход шпинделя, мм; s — шаг резьбы шпинделя, мм; п — частота вращения приводного вала электропривода, об мин.
Мощность электродвигателя (кВт), затрачиваемая на управление арматурой в моменты создания на шпинделе момента М, определяется по формуле
$
где М — крутящий момент на приводном валу, кгс-м; п — частота вращения приводного вала, об мин; — к. п. д. электропривода.
Видео:Как настроить концевые выключатели и муфты момента ТулаэлектроприводСкачать
Управляемая арматура с механическим электрическим приводом
Стоит отметить, что электроэнергия для управления арматурой используется и в приводах, одним из основных узлов которых является электромагнит, и которые поэтому называют ЭЛЕКТРОМАГНИТНЫМИ.
ЭЛЕКТРОПРИВОДЫ применяют для комплектования запорной и регулирующей арматуры (в последнем случае их часто называют электрическими исполнительными механизмами).
ЭЛЕКТРОПРИВОДЫ могут устанавливаться непосредственно на арматуре или в месте, удобном для обслуживания, а управление арматурой в этом случае производится дистанционно через соответствующие передаточные элементы (муфты, валы и т.п.). В этом варианте электроприводы часто устанавливаются на специальные колонки, в связи с чем их называют колонковыми. Такая схема применяется на тепловых и атомных электростанцияхи в некоторых других случаях.
Использование электроприводов для управления арматурой все больше расширяется. Это объясняется автоматизацией технологических процессов, в которых применяется арматура, повышением параметров рабочих сред, требованиями повышения скорости срабатывания арматуры и рядом других условий, вытекающих из современного уровня технологии в отраслях – потребителях арматуры.
Эти обстоятельства приводят к увеличению спроса на электроприводную арматуру и расширению номенклатуры выпускаемых приводов. Так, наряду с традиционными многооборотными приводами для задвижек и запорных клапанов выпускаются ОДНООБОРОТНЫЕ ЭЛЕКТРОПРИВОДЫ для шаровых кранов, поворотных дисковых затворов и заслонок.
Сейчас более тридцати арматуростроительных предприятий России и других стран СНГ выпускают арматуру, которая предусматривает комплектацию её электроприводами. При этом имеются ввиду приводы не только основного традиционного их изготовителя – специализированного завода «Тулаэлектропривод», но и десятка других заводов в различных регионах страны.
Для того, чтобы электропривод мог осуществлять функции управления арматурой, в его конструкции предусматриваются следующие основные узлы:
- электродвигатель – источник движения для закрывания и полного открывания прохода арматуры, а также для остановки затвора в любом промежуточном положении, которые осуществляются нажатием соответствующих кнопок на пульте управления;
- редуктор, при помощи которого передается движение от электродвигателя к выходному валу привода, соединенному с механизмом перемещения затвора арматуры;
- путевой выключатель – для передачи сигнала на пульт управления о положении затвора и его автоматической остановки в заданном положении;
- устройство (как правило, муфты) ограничения крутящего момента – для защиты электродвигателя от перегрузок путем автоматической его остановки при достижении заданной величины крутящего момента на выходном валу;
- ручной дублер – для ручного управления арматурой при пуско-наладочных работах и при аварийном отсутствии электропитания привода.
Перечисленные здесь узлы могут иметь различные конструктивные исполнения в электроприводах, выпускаемых разными заводами, различных по мощности и предназначенных для разных условий эксплуатации. Однако общим для всех электроприводов является обязательный набор тех функций, которые здесь были названы.
Для электроприводов, которые устанавливаются непосредственно на арматуру, следует отметить два момента:
- соединение привода с корпусными деталями арматуры;
- зацепление выходного вала привода с соответствующим элементом арматуры, передающим движение на ее затвор.
Читайте также: Как завальцевать крестовину карданного вала газель бизнес
Корпус привода имеет фланец (обычно квадратный), который устанавливается на соответствующий фланец, имеющийся на крышке арматуры. Центровка привода относительно оси шпинделя арматуры обеспечивается специальным посадочным пояском. Крепление осуществляется четырьмя шпильками и гайками.
Выходной вал привода имеет на своем торце кулачки, которые входят в зацепление с соответствующей кулачковой муфтой арматуры. В некоторых случаях вместо кулачков на выходном валу привода выполняется внутренний квадрат, в который входит соответствующий наружный квадрат хвостовика арматуры. Сразу отметим, что соединение при помощи квадрата используется для электроприводных клапанов малых DN. На клапанах больших DN и задвижках устанавливаются электроприводы, передающие движение на арматуру через кулачковое зацепление.
Управление арматурой включает в себя не только осуществление необходимых перемещений затвора. В запорном органе должны быть созданы усилия, необходимые для обеспечения герметичности при закрывании арматуры и нормального её открывания.
Усилия, развиваемые приводом, должны преодолевать воздействия рабочей среды на элементы запорного органа. Эти воздействия зависят от типа арматуры и конструктивного исполнения запорного органа, но прежде всего – от главных параметров арматуры: диаметра трубопровода и рабочего давления среды. Разумеется, чем больше диаметр и чем больше давление, тем более мощным должен быть привод для управления конкретным типоразмером арматуры. Поэтому для приводного устройства из многих его характеристик главной, определяющей можно назвать характеристику силовую. Выражается эта характеристика величиной крутящего момента (Мкр), который развивается на выходном валу привода и передается на соответствующий механизм арматуры.
Многообразием номинальных диаметров и давлений рабочей среды с учетом конструктивных разновидностей арматуры объясняется очень широкий диапазон величин крутящих моментов, которые должны развивать электроприводы для управления арматурой. Этот диапазон ориентировочно составляет от 2,5 до 1000 кгс. м.
Совершенно очевидно, что технически очень сложно, а экономически абсолютно нецелесообразно пытаться создать такой привод, который мог бы справиться с управлением арматурой любых типов, диаметров и давлений.
Многооборотные электроприводы, которые устанавливаются непосредственно на арматуру (кроме электроприводов для арматуры энергетической) делятся на шесть типов: М, А, Б, В, Г, Д.
Каждый тип привода отличается величиной максимального крутящего момента (Мкр) на выходном валу:
Видео:Электропривод Н-А2-04 (НА-04), электропривод для задвижек воды, Мотор-редуктор-Пром-КРСкачать
Электропривод НА
Тип: Электропривод с двухсторонней муфтой.
Электропривод НА общепромышленного назначения применяется в качестве элемента управления запорной трубопроводной арматурой, устанавливаемой в различных помещения, навесах и сооружениях, а также на открытом воздухе.
Электропривод НА может работать в системах автоматического управления, в том числе с использованием микропроцессорной техники.
Установочное положение электроприводов на трубопроводе: любое.
Электроприводы рассчитаны для работы в повторно-кратковременном режиме с продолжительностью включения (ПВ) — 25%.
Для электроприводов НА стандартное напряжение 380 В, а частота 50 Гц, род тока трехфазный переменный.
По требованию заказчика электроприводы комплектуются электродвигателями частотой 50 или 60 Гц, напряжением от 220 до 660 В.
Электродвигатели должны обеспечивать кратность отношения пускового момента к номинальному не менее 1,7.
Электроприводы позволяют осуществлять:
— автоматическое отключение электродвигателя путевыми выключателями при достижении запорным устройством арматуры крайних положений;
— местное указание крайних и промежуточных положений запорного устройства арматуры на шкале местного указателя;
— дистанционное указание степени открытия прохода арматуры на пульте управления (при наличии датчика положений);
— автоматическое переключение электропривода из положения ручного управления на электрическое или независимое ручное и электрическое управление;
— электрическую блокировку электропривода с работой других механизмов и агрегатов.
Для дистанционного указания степени открытия прохода арматуры электроприводы по заказу потребителя могут поставляться с резистором.
Приемный прибор в комплект поставки не входит.
Пример условного обозначения электроприводов НА
Пример условного обозначения при заказе и в документации другой продукции, в которой он может быть применен, электропривода общего назначения типа А, исполнения по основным параметрам 02, модернизированного (номер модернизации 2), с выходным валом «под кулачки» К, без резистора, климатического исполнения У2 для поставки на внутренний рынок с электродвигателем на напряжение 380 В и частоту 50 Гц:
То же, но для поставки на экспорт: «Электропривод Н-А2-02 Ч Р У2 Э ТУ 26-07-015-89».
То же, но для поставки на экспорт, в страны с тропическим климатом: «Электропривод Н-А2-02 Ч Р Т2 ТУ 26-07-015-89».
То же, но с электродвигателем на напряжение и частоту, отличные от указанных выше: «Электропривод Н-А2-02 Ч Р Т2, 60 Гц, 440 В ТУ 26-07-015-89».
Кроме того, указать: «со штепсельным разъемом» или «с сальниковым вводом» (для электроприводов типов М и А).
Основные технические характеристики электропривода НА
Марка электропривода | Заводское обозначение | Крутящий момент на выходном валу, Н·м в диапазоне | Частота вращения выходного вала об/мин | Число оборотов выходного вала, необходимое для закрывания (открывания) арматуры | Передаточное число силового редуктора | Передаточное число редуктора ручного дублера | Усилие на обходе маховика, Н | Мощность электродвигателя, кВт | |
мин. | макс. | ||||||||
Н-А2-01 | ТЭ099.058-01М1 | 25-60 | 12 | 1 | 10 | 108,1 | 22 | 90 | 0,18 |
Н-А2-02 | ТЭ099.058-02М1 | 25-60 | 24 | 1 | 10 | 108,1 | 22 | 120 | 0,25 |
Н-А2-04 | ТЭ099.058-04М1 | 25-60 | 12 | 10 | 45 | 108,1 | 22 | 90 | 0,18 |
Н-А2-05 | ТЭ099.058-05М1 | 25-60 | 24 | 10 | 45 | 108,1 | 22 | 120 | 0,25 |
Н-А2-07 | ТЭ099.058-07М1 | 60-100 | 12 | 1 | 10 | 108,1 | 22 | 90 | 0,25 |
Н-А2-08 | ТЭ099.058-08М1 | 60-100 | 24 | 1 | 10 | 59,8 | 22 | 90 | 0,25 |
Н-А2-10 | ТЭ099.058-10М1 | 60-100 | 12 | 10 | 45 | 108,1 | 22 | 90 | 0,25 |
Н-А2-11 | ТЭ099.058-11М1 | 60-100 | 24 | 10 | 45 | 59,8 | 22 | 90 | 0,25 |
Н-А2-12 | ТЭ099.058-12М1 | 25-60 | 12 | — | 1 | 108,1 | 22 | 90 | 0,18 |
Н-А2-13 | ТЭ099.058-13М1 | 60-100 | 12 | — | 1 | 108,1 | 22 | 90 | 0,18 |
Н-А2-14 | ТЭ099.058-14М1 | 60-100 | 48 | 10 | 45 | 59,8 | 22 | 90 | 0,37 |
Н-А2-15 | ТЭ099.058-15М1 | 10-35 | 12 | 1 | 10 | 108,1 | 22 | 90 | 0,18 |
Н-А2-16 | ТЭ099.058-16М1 | 10-35 | 24 | 1 | 10 | 108,1 | 22 | 90 | 0,25 |
Габаритные и присоединительные размеры электропривода НА
Состав, устройство и работа электропривода НА
Электропривод НА состоит из следующих основных узлов и деталей: электродвигателя, редуктора планетарного, узла моментной муфты, узла путевых выключателей, узла ручного дублера с маховиком, выходного вала с кулачками или квадратом для присоединения к запорному органу арматуры и корпусных деталей. Для герметизации внутренних полостей электроприводов в местах неподвижных и подвижных соединений деталей предусмотрены уплотнительные устройства.
В корпусе электропривода НА смонтирован планетарный редуктор, состоящий из тормозной шестерни 5, эксцентрикового вала 6, двухвенцового сателлита 7 и ведущей шестерни 8, которая закреплена на выходном валу 9. Узел моментной муфты состоит из вала 30, червяка 11, поджатого с двух сторон пружинами 10 и гайками 13. Опорами валу 30 служат крышки, прикрепленные к корпусу.
На одном из концов вала 30 установлен маховик 31 для ручного управления электроприводом.
Червяк 11 соединен при помощи скобы с зубчатым сектором 33, который через шестерню 32 поворачивает валик 29. На валике 29 установлены моментные кулачки 23 и 28.
Воздействие кулачков 23 и 28 на микровыключатели 21 и 25 осуществляется через промежуточные рычаги 22 и 26.
Присоединительный фланец электропривода НА: а) «под кулачки», б) «под квадрат».
Установка моментных микровыключателей в исходное положение осуществляется посредством блокировочных кулачков 20 и 24, которые установлены на валике 19 и имеют с ним фрикционную связь.
Узел путевых выключателей состоит из шестерни 16, установленной на выходном валу 9, зубчатого колеса 15, червяка 14, червячного колеса 12, которое неподвижно установлено на валике 19. На валике 19 установлены кулачки 17, которые воздействуют на кнопки путевых микровыключателей 18. Валик передает вращение стрелке местного указателя положения 27 и шестерне 35, которая через зубчатое колесо 36 воздействует на резисторный датчик 34.
Читайте также: Крестовина промежуточного карданного вала 21213
Работа электропривода НА при электрическом управлении
Вращение от электродвигателя 1 через кулачковые муфты 2 и 3 передается эксцентриковому валу 6 и сателлиту 7. Так как шестерня 5 заторможена червяком 11 и пружинами 10, то сателлит 7, обкатываясь по ней, вращает ведущую шестерню 8 и жестко связанный с ней выходной вал 9. От вала 9 через колеса 16 и 15, червячную пару 14 и 12, вал 19 вращение передается стрелке местного указателя 27, и через зубчатую передачу 35 и 36 на вал резистора. Моментные кулачки 23 и 28 получают движение от осевого перемещения червяка 11 через зубчатый сектор 33, колесо 32 и вал 29.
При электрическом управлении электроприводом возможно вращение маховика с небольшой скоростью, что не является признаком неисправности.
Работа электропривода НА при ручном управлении
При ручном управлении вращение от маховика 31 через вал 30, червяк 11 передается шестерне 5, которая вращает сателлит 7 вокруг неподвижного эксцентрикового вала 6, заторможенного конусом 3, который поджат пружиной 4, и далее на колесо 8 и вал 9.
Работа муфты ограничения крутящего момента
При достижении запорным устройством арматуры заранее отрегулированной величины крутящего момента в положении «Закрыто» или «Открыто», либо в случае заклинивания в промежуточном положении продолжает вращаться, сателлит 7, обкатываясь по колесу 8, заставит повернуться шестерню 5, которая переместит в осевом направлении червяк 11. Поступательное движение червяка 11 преобразуется во вращательное движение моментных кулачков 23 и 28 с помощью сектора 33 и колеса 32. Кулачки 23 и 28, поворачиваясь, дают возможность рычагам 22 и 26 освободить кнопки микровыключателей 21, 25 и разомкнуть цепь электродвигателя.
Монтажная схема электропривода НА общего назначения с сальниковым вводом (I — плата) (присоединение проводов — шпилька М4 с гайкой) |
Схема внутреннего монтажа электропривода НА со штепсельным разъёмом |
Эксплуатация электроприводов НА
Продолжительность службы электроприводов НА и исправность действия их механизмов, деталей и узлов зависят от правильного обращения с электроприводами и ухода за ними, от правильной подготовки к работе, а также выполнения всех требований инструкции по эксплуатации.
Обслуживающий персонал может быть допущен к обслуживанию электроприводов только после прохождения соответствующего инструктажа по технике безопасности.
При обслуживании электроприводов НА должны соблюдаться следующие правила:
— обслуживание электроприводов должно вестись в соответствии с установленными правилами эксплуатации электрических установок;
— место установки электроприводов должно иметь достаточную освещенность;
— корпус электроприводов должен быть заземлен;
— работа с электроприводами должна производиться только исправным инструментом;
— приступая к профилактической работе, необходимо убедиться, что электроприводы отключены от сети;
— работы по расконсервации должны производиться в соответствии с требованиями ГОСТ 9.014-78.
Порядок монтажа электроприводов НА
Перед монтажом электропривод должен быть осмотрен. При этом необходимо обратить внимание на:
— знак взрывозащиты и предупредительные надписи;
— отсутствие повреждений оболочки;
— наличие всех крепежных элементов(болтов, гаек, шайб);
— средств уплотнения (для кабелей);
— заземляющих и пломбировочных устройств;
— заглушек в неиспользуемых вводных устройствах.
При монтаже необходимо проверить состояние взрывозащитных поверхностей деталей, подвергаемых разборке (царапины, трещины, вмятины и другие дефекты не допускаются), возобновить на них антикоррозионную смазку. Все крепежные болты должны быть затянуты, съемные детали должны прилегать к корпусу оболочки плотно.
Детали с резьбовыми креплениями должны быть завинчены на всю длину резьбы и застопорены.
При монтаже изделия следует обратить внимание на то, что максимальный наружный диаметр кабеля должен быть на 1-2 мм меньше диаметра проходного отверстия в корпусе вводного устройства и диаметра проходного отверстия в нажимном фланце. Уплотнение кабеля должно быть выполнено самым тщательным образом, так как от этого зависит взрывонепроницаемость вводного устройства.
Электропривод НА должен быть заземлено с помощью как внутреннего заземляющего зажима, так и наружного. В качестве заземляющего элемента используются винты (шпильки) с резьбой М6. Место присоединения наружного заземляющего проводника должно быть тщательно зачищено и после присоединения заземляющего проводника предохранено от коррозии путем нанесения слоя консистентной смазки.
Снимавшиеся при монтаже крышки и другие детали должны быть установлены на местах, при этом обращается внимание на наличие всех крепежных элементов и их затяжку. После всего этого производится пломбирование.
Эксплуатация электропривода НА должна осуществляться таким образом, чтобы соблюдались все требования, указанные в разделе «Обеспечение взрыво-защищенности».
В период эксплуатации необходимо следить за цельностью лакокрасочного покрытия.
Расконсервацию электропривода НА следует проводить непосредственно перед установкой его на арматуру.
Перед монтажом электроприводов проверить:
— наличие и состояние техдокументации;
— легкость перемещения подвижных деталей при работе от маховика.
Условные обозначения схемы управления элекропривода НА
М Электродвигатель; SQ1 Путевой выключатель (реле) открывания; SQ2 Путевой выключатель (реле) закрывания; SQ3 Моментный выключатель (реле) открывания; SQ4 Моментный выключатель (реле) закрывания; Sl; S2 Дополнительные путевые выключатели (реле); КМ1 Магнитный пускатель открывания; КМ2 Магнитный пускатель закрывания; ЕL1 Лампа сигнальная «Открыто»; ЕL2 Лампа сигнальная «Закрыто»; SВ1 Кнопка управления «Открыто»; SВ2 Кнопка управления «Закрыто»; SВ3 Кнопка управления «Стоп»; ЕL3 Лампа сигнальная «Муфта»; R Резистор; SА Автомат; FU Предохранитель; Х1,Х2,Х6,Х7 Клеммники. |
Принципиальная электрическая схема электропривода НА со штепсельным разъёмом |
Подключить электропривод НА к сети согласно схеме, предварительно установив запорное устройство арматуры в среднее положение при помощи маховика.
После монтажа проверяются:
— работа электроприводов от маховика;
— работа электроприводов от электродвигателя;
— настройка на открывание и закрывание и четкость срабатывания сигнализации (для чего делают 2-3 цикла «ОТКРЫТО» – «ЗАКРЫТО»);
— сопротивление между элементами заземления и доступными для прикосновения металлическими нетоковедущими частями электроприводов, которые могут оказаться под напряжением, не должно превышать 0,1 Ом.
Внимание! Перед пуском электропривода проверьте правильность подсоединения фаз к электродвигателю. Для чего, ручным дублером выведите запорный орган в промежуточное положение; нажмите кнопку «Закрыто» («Открыто») и проверьте направление движения запорного органа: стрелка местного указателя должна вращаться в сторону закрывания (открывания).
Пуск осуществлять на короткое время, позволяющее определить направление движения. Время движения ограничивать нажатием кнопки «Стоп». Если стрелка будет вращаться в направлении обратном заданному, поменяйте местами фазы электродвигателя и повторите проверку.
Регулировка и настройка электропривода НА
Арматура, на которой возможна установка электроприводов, делится по способу уплотнения на три вида:
— не требующая принудительного уплотнения в положениях «ЗАКРЫТО», «ОТКРЫТО»;
— требующая принудительного уплотнения только в положении «ЗАКРЫТО»;
— требующая принудительного уплотнения в положениях «ЗАКРЫТО» и «ОТКРЫТО».
В электроприводах НА, установленных на арматуре первого вида, необходимо:
— отрегулировать путевые выключатели для автоматического отключения электропривода и сигнализации крайних положении запорного устройства арматуры;
— муфту ограничения крутящего момента настроить на максимальный момент в обе стороны вращения.
При этом муфта выполняет роль автоматической блокировки электропривода на случай аварийного заедания затвора арматуры или отказа путевых выключателей в крайних положениях.
В электроприводах, установленных на арматуре второго вида, необходимо:
— отрегулировать моментную муфту для автоматического отключения электропривода в положении «ЗАКРЫТО» и на случай аварийной перегрузки по пути в сторону открывания;
Читайте также: Изготовление карданных валов в красноярске
— настроить путевые выключатели для сигнализации в положении «ЗАКРЫТО» и автоматического отключения электропривода и сигнализации при достижении запорным устройством положения «ОТКРЫТО»;
— моментную муфту в сторону открывания настроить так же, как для арматуры первого вида.
В электроприводах установленных на арматуре третьего вида, необходимо:
— настроить моментную муфту на величины, требуемые для автоматического отключения электропривода в положениях «ЗАКРЫТО», «ОТКРЫТО» иди в случае аварийной перегрузки по пути;
— настроить путевые выключатели для сигнализации крайних положений.
Регулировка путевых выключателей проводится в следующем порядке:
— положение «ЗАКРЫТО» или «ОТКРЫТО»;
— подвести соответствующий кулачок закрывания или открывания к выступу соответствующего рычага до срабатывания контакта микровыключателя (при этом должен быть слышен характерный щелчок) и получения соответствующего сигнала на пульте управления, закрепить кулачок в этом положении .
Схема настройки путевых выключателей электропривода НА
Схема расположения кулочка открывания и закрывания
Регулировку моментной муфты проводить в следующем порядке:
— вращая маховик, установить запорное устройство арматуры в любом промежуточном положении, поворачивая маховик в обе стороны от 30 до 50 °С, убедиться, что силовые элементы муфты ограничения крутящего момента находятся в среднем положении, т.е. не нагружены;
— ослабить крепление моментных кулачков 6, 7 гайкой 5, установить кулачки так, чтобы риски на кулачках совпали с делением шкалы, соответствующим требуемому моменту, руководствуясь графиком настройки, приведенным в паспорте электропривода;
— перед пуском, при необходимости, заблокировать моментный рычаг 3 нажатием на рычаг 3 в направлении стрелки или вращением блокировочного кулачка 4 в направлении стрелки;
— при нарастании крутящего момента кулачок через рычаги 1, 3 освободит кнопку микровыключателей. Цепь электродвигателя разомкнется. Это положение сохранится до тех пор, пока электропривод не будет запущен в противоположную сторону. При этом блокировочный кулачок 4 нажмет на рычаг 3, а рычаг 1 под действием пружины 2 займет свое первоначальное положение.
Блокировочный кулачок 4 одновременно служит для предотвращения отключения электродвигателя муфтой ограничения крутящего момента в момент пуска, при этом он удерживает рычаг 3 на кнопке микровыключателя.
Расположение микровыключателей в узле путевых и моментных выключателей электропривода
Для настройки местного указателя необходимо:
— установить запорный орган арматуры в положение «Закрыто»;
— снять стекло, закрывающее стрелку местного указателя;
— ослабить винт, крепящий стрелку, установить последнюю против — знака «Закрыто» и закрепить стрелку винтом;
— перевести запорный орган в положение «Открыто»;
— установить стекло, совместив знак «Открыто» с положением стрелки и закрепить стекло;
— проверить настройку местного указателя и сигнализацию на пульте управления, произведя 2-3 пуска электропривода в обоих направлениях.
Техническое обслуживание электроприводов НА
К обслуживанию электроприводов допускается только проинструктированный надлежащим образом персонал.
Обслуживание электроприводов НА должно вестись в соответствии с действующими «Правилами технической эксплуатации электроустановок потребителей». Во время эксплуатации арматуры с электроприводами проводить периодические осмотры в сроки, установленные графиком, в зависимости от режима работы установок, но не реже одного раза в три месяца.
Капитальный ремонт проводить один раз в 5 лет. Планово-предупредительный ремонт и капитальный ремонт проводить в соответствии с рабочими чертежами и техническими условиями.
Отремонтированный электропривод НА установить на арматуру, испытать во взаимодействии с ней в эксплуатационных условиях и сдать в эксплуатацию по акту.
При осмотре обратить внимание на цельность оболочки, наличие всех крепежных деталей и их элементов, наличие пломб, предупредительных надписей, заземляющих устройств, заглушек в неиспользованных вводных устройствах, на уплотнение вводных кабелей, снять крышки с коробки путевых и моментных выключателей и, при необходимости, удалить конденсат из внутренних токоведущих полостей.
При профилактическом осмотре провести чистку электропривода, замену смазки, проверить взрывозащитные поверхности, сопротивление изоляции.
Ремонт, связанный с восстановлением взрывозащиты, проводить в соответствии с «Инструкцией по ремонту взрывозащищенного электрооборудования».
При разборке и сборке электроприводов возможность их загрязнения и попадания посторонних предметов во внутренние полости электропривода и арматуры должна быть исключена.
Перед сборкой детали очистить и промыть в бензине Б-70 ГОСТ 1012-72 или уайт-спирите ГОСТ 3134-78 и протереть чистой ветошью. Детали из резины и картона протереть сухой ветошью. Перед сборкой обработанные поверхности узлов и деталей смазать тонким слоем смазки ЦИАТИМ-201 ГОСТ 6267-74, подвижные соединения металл-резина — смазкой ЦИАТИМ-221 ГОСТ 9433-80.
Примечание. Смазочные масла, не рекомендованные инструкцией по эксплуатации электроприводов НА, могут применяться только после официального подтверждения их пригодности предприятием-изготовителем.
При установке узла выключателя необходимо обеспечить полное зацепление зубчатой передачи, после чего винты надежно закрепить.
Для исключения повреждения кабелей и разъемов датчиков положения и момента при демонтаже коробки выключателей необходимо:
— отвернуть гайки крепления коробки выключателей;
— приподняв коробку выключателей, не допуская при этом натяжения кабелей, произвести расстыковку двух разъемов типа «РС»;
— снять коробку выключателей.
При установке коробки выключателей операции проводить в обратном порядке.
Возможные неисправности электропривода НА и способы их устранения
Неисправность | Причина | Способ устранения |
На пульте управления одновременно горят лампы «ЗАКРЫТО» и «ОТКРЫТО». | Короткое замыкание между проводами, идущими к путеаому выключателю. | Найти место замыкания и устранить неисправность. |
Во время хода электропривода стрелка местного указателя не вращается. | Отвернулся винт, крепящий стрелку местного указателя. | Установить стрелку в положение, соответствующее положению арматуры и надежно закрепить стрелку винтом. |
Недопустимые утечки между уплотнительными поверхностями арматуры. | Недостаточен крутящий момент. | Подрегулировать муфту ограничения крутящего момента. |
Между уплотнительными поверхностями попали твердые частицы. | Прочистить проход арматуры. | |
Рот закрывании или открывании вручную маховик вращается с трудом или не вращается. | Заедание подвижных частей арматуры или электропривода. | Вращая маховик в обратном направлении, проверить закрывание или открывание. Если после этого заедание остается, то выявить причину и устранить неисправность. |
При нажатии пусковых кнопок ротор электродвигателя не вращается. | Неисправна силовая цепь или магнитный пускатель. | Проверить силовую цепь и магнитный пускатель и устранить неисправность. |
Нет напряжения щите управления. | Подать напряжение на щит управлени. | |
При достижении затвором арматуры положения «ЗАКРЫТО» и «ОТКРЫТО» электродвигатель не отключается. | Разрегулировался путевой или моментный кулачок закрывания (открывания). | Отрегулирова путевой или моментный кулачок закрывания (открывания). |
Отказал путевой или моментный кулачок закрывания (открывания). | Заменить путевой или моментный кулачок закрывания (открывания). | |
Во время хода на закрывание арматуры электропривод остановился и на пульте управления загорелась лампа «Муфта». | Заедание подвижных частей арматуры или электропривода. | Включить электропривод в обратном направлении и повторить пуск электропривода в том направлении, в котором произошло заедание. Если при повторном пуске произойдет остановка электропривода, то надо выявить причину и устранить неисправность. |
В крайних положениях затвора арматуры на пульте управления не горят лампы «ЗАКРЫТО» и «ОТКРЫТО». | 1. Перегорели лампы. | 1. Заменить лампы. |
2. Разрегулировались путевые кулачки. | 2. Отрегулировать путевые кулачки и надежно закрепить их. | |
3. Отсутствует напряжение в цепи управления. | 3. Проверить цепь управления, устранить неисправность и подать напряжение в цепь управления. |
Хранение электроприводов НА производится в упаковке предприятия-изготовителя в складских помещениях, обеспечивающих сохранность упаковки и исправность электроприводов в течение срока хранения.
Условия хранения электроприводов: 6(ОЖ2) по ГОСТ 15150-69.
Транспортирование электроприводов НА может производиться железнодорожным, автомобильным, речным и морским транспортом с соблюдением следующих требований:
— электроприводы должны быть закреплены способом, исключающим возможность перемещения их внутри ящика;
— при погрузке и разгрузке не бросать и не кантовать ящики;
— при перевозке ящики должны быть надежно закреплены от перемещения.
- Свежие записи
- Чем отличается двухтактный мотор от четырехтактного
- Сколько масла заливать в редуктор мотоблока
- Какие моторы бывают у стиральных машин
- Какие валы отсутствуют в двухвальной кпп
- Как снять стопорную шайбу с вала
📸 Видео
Классификация трубопроводной арматурыСкачать
Последовательность монтажа электропривода однооборотного с контроллером КИМ3 на арматуруСкачать
КАКАЯ БЫВАЕТ ТРУБОПРОВОДНАЯ АРМАТУРА? | ТЕОРИЯ #1Скачать
Задвижка с электроприводом 30ч39р тип GQE IDRAСкачать
Видео-лекция: Современные приводы для трубопроводной арматурыСкачать
37 Электропривод арматурыСкачать
3.Установка электропривода на арматуру.Скачать
Привод запорной арматуры посадка тип "В"Скачать
КИП и А Электропривод запорной арматуры Электрическая схема электроприводаСкачать
Настройка электропривода AUMA клпана регулирующего КР Ду50Скачать
Что означают надписи на задвижках, клапанах и проч.?Скачать
Электроприводы для запорной арматуры, электропривод видео обзор от UKSPARСкачать
Электроприводы для трубопроводной арматурыСкачать
Электропривод взрывозащищенныйСкачать
Пневмоприводы для запорной арматуры. Типы пневмоприводов, принцип работыСкачать
Часть 1. Установка электропривода задвижки на арматуруСкачать
Предохранительная арматураСкачать