Для домашних нужд чаще всего используют два варианта охлаждения — мобильные (напольные) кондиционеры и сплит-системы. Первые обслуживать на дому несложно — главное, вовремя промывать фильтры. А вот настенные нуждаются в более тщательном уходе.
Видео:Как почистить кондиционер лучше мастера?Скачать
Как понять, что кондиционер пора чистить
На работу кондиционера влияют разные факторы — качество воздуха на улице, его влажность, частота использования устройства и даже расположение (как внешнего блока, так и внутреннего). Чтобы система работала хорошо, производители рекомендуют проводить профилактику два раза в год — перед началом и после окончания жаркого периода.
Но это в идеале, а в реальной жизни обычно достаточно и одного раза. Увы, в большинстве случаев пользователи забывают об этом и бьют тревогу, когда агрегат уже сломался.
На самом деле, вы можете сами обнаружить признаки, по которым будет понятно, что пришла пора почистить кондиционер:
- изменения в работе устройства — неравномерное, нестабильное или слабое охлаждение (либо нагрев, если вы используете эту функцию),
- появление воды или льда на стенках либо на полу (стене) комнаты,
- треск, шум, вибрация, булькающие звуки,
- неприятный запах при работе,
- повышение расхода электроэнергии.
Обледенение внутри блока — один из признаков неисправности
Не стоит ждать появления всех этих «симптомов» — профилактику лучше провести при наличии даже одного из них, а еще лучше — просто по графику (о нем расскажем чуть ниже). Можно не тратить свое время и вызвать мастера. Но иногда это проще сделать самому – например, если почистить кондиционер понадобилось в разгар летнего сезона, когда специалиста можно прождать до осени.
Видео:Регламентные работы при заклинивании компрессора кондиционераСкачать
Как устроен кондиционер
Перед тем, как приступить к чистке кондиционера, более подробно остановимся на его конструкции. Начнем с внутреннего блока.
Устройство внутреннего блока кондиционера
- Крышка и топкейс (передняя панель).
- Фильтр грубой очистки.
- Фильтр тонкой очистки (иногда они совмещены с пунктом 2).
- Вентилятор (создает поток воздуха).
- Испаритель/радиатор (обеспечивает перемещение хладагента, создавая охлаждение или нагрев).
- Горизонтальные жалюзи (отвечают за обдув по вертикали).
- Индикаторная панель.
- Вертикальные жалюзи (обдув по горизонтали).
Внешний блок расположен на уличной стене дома (над/под окном или на балконе) и представляет собой металлическую или пластиковую коробку. Если очень упрощенно, то эта часть сплит-системы состоит из вентилятора, конденсатора, компрессора и фильтра (есть и другие элементы, но при нашей задаче это не столь важно). И да, внешний блок тоже требует ухода.
Видео:Промывка системы кондиционера в авто. Ремонт автокондиционера своими руками. Как промыть кондиционерСкачать
Как разобрать внутренний блок
Начнем с блока, который находится в помещении. Имейте в виду: перед тем, как разобрать прибор, нужно его обесточить. Также желательно надеть средства индивидуальной защиты — респиратор (маску) и перчатки для защиты органов дыхания от пыли и рук от моющих средств.
Сначала нужно поднять вверх крышку. На обратной стороне вы увидите небольшую коробку, прикрученную саморезами — это индикаторная панель, ее нужно открутить.
Индикатор проводом соединен с элементом управления, который находится справа. Не стоит отсоединять провода, лучше просто приклеить эту плашку к блоку скотчем. Затем крышку нужно полностью снять, отщелкнув держатели сверху.
Внутренняя часть со снятой крышкой
Теперь можно извлечь фильтры грубой очистки — для этого приподнимите нижний край сетки и вытащите ее из ограничителя.
Следующий шаг — снять горизонтальные и вертикальные жалюзи. Как это сделать, написано в инструкции к вашему кондиционеру. Крепления жалюзи могут быть разными, поэтому изучите мануал. Если инструкция давно утеряна – скачайте ее копию с сайта производителя.
Далее откручиваем панель электроники и снимаем топкейс. Блок (не забываем и про индикатор) не нужно снимать полностью, его достаточно просто вынуть из гнезда и убрать в сторону. Устройство остается висеть на проводе, а для удобства можно приклеить коробочку к стене скотчем. Но предварительно тщательно оберните ее пленкой, чтобы внутрь не попала вода.
Если в устройстве есть фильтры тонкой очистки, то вытаскиваем их. Если они многоразовые, их будет достаточно помыть. Если одноразовые – заранее купите новые на замену.
Радиатор внутреннего блока
После этого вытаскиваем радиатор, вентилятор и дренажную ванночку. Не все модели позволяют это сделать, поэтому опять загляните в инструкцию — возможно, разборка вашего аппарата завершена и все эти элементы вы будете мыть прямо на стене.
Видео:Чистка домашнего кондиционера своими руками с использованием очистителя Керри для кондиционеровСкачать
Как почистить фильтры
Нужно сказать несколько слов о фильтрах. Чистить их быстро и просто — достаточно приподнять крышку и извлечь наружу сетчатые пластины. Их рекомендуется очищать раз в неделю, именно они первые стоят на пути к свежему прохладному воздуху.
Чтобы очистить фильтры, нужно замочить их в мыльном растворе (или использовать специальное средство), вымыть и просушить.
Загрязненные фильтры грубой очистки
Также желательно пропылесосить сам блок во время ухода за фильтрами. В кондиционере скапливается много пыли и не будет лишним регулярно ее оттуда удалять. На трубу пылесоса при этом наденьте маленькую насадку со щетиной, чтобы не поцарапать элементы кондиционера.
Видео:Ремонт кондиционера. Замена конденсатора компрессора. Симптомы.Скачать
Чистим внутренний блок
Итак, приступаем к генеральной уборке сплит-системы:
- Пылесосим все, что осталось висеть на стене, при помощи резинового наконечника для труднодоступных мест или щетинистой насадки для мебели.
- Моем все снятые детали. Лучше всего купить специальный спрей для очистки кондиционеров (продается в хозяйственных или строительных магазинах), но можно просто использовать мыльный раствор. Агрессивные хлорные или кислотные составы использовать нельзя — они могут разъесть пластик, а также вызвать коррозию, если на этапе разбора вы сняли и теперь очищаете металлические пластины радиатора. Хорошенько промываем и оставляем сушиться все снятые детали.
Читайте также: Как менять муфту компрессора кондиционера
- При желании фильтры, жалюзи и другие элементы можно продезинфицировать антисептиком (если у вас есть спирт и хлоргексидин, смешайте их пополам и получится антисептический раствор).
- Приступаем к промывке настенной части. Перед этим нужно обязательно закрыть стены и потолок вокруг – например, можно соорудить своеобразный мешок для жидкости, которая будет стекать вниз при мойке кондиционера. Для этого надо загнать полиэтилен под стенки кондиционера и приклеить края пленки к стенам малярным скотчем. К нижнему краю прибора стоит приспособить нечто вроде фартука-воронки из той же пленки, чтобы грязная вода стекала не на пол, а в подставленное заранее ведро. Также можно купить специальный комплект для чистки сплит-систем.
Чехол промышленного производства для защиты от брызг и луж при промывке кондиционера
- Наносим специальное средство или мыльный раствор на оставшиеся в настенном блоке детали, затем промываем все большим количеством воды. Если дома имеется минимойка — замечательно, если нет — можно обойтись распылителем. Только не бытовым (для цветов), так как ему не хватит напора струи. Лучше возьмите строительный помповый. Если вы не снимали вентилятор, то прокрутите его несколько раз вручную для удаления остатков грязной воды.
- Оставляем сушиться, периодически прокручиваем вентилятор. Проветривать прибор необходимо как минимум сутки.
Видео:Очистка внешнего блока кондиционера.Скачать
Как почистить внешний блок
Если у вас есть доступ ко внешнему блоку, например, он закреплен на балконе, то нужно снять крышку, убрать крупный мусор, почистить или заменить фильтр, пропылесосить и далее струей воды промыть вентилятор и конденсатор.
Если возможности дотянуться до уличной части кондиционера нет, то это практически невыполнимая задача, поэтому как раз для обслуживания уличной части предпочтительнее вызвать специальную службу.
Существует несколько рекомендаций по частоте профилактики наружных блоков кондиционеров:
- если вы живете не выше 4 этажа, то мыть прибор нужно перед каждым сезоном — загрязнения на такой высоте значительные;
- чем выше этаж, тем реже можно чистить агрегат (с 4 по 8 этаж — каждые 2-3 года, выше — уже раз в 3-4 года), но все зависит от чистоты окружающей среды;
- важно помнить про снег и сосульки на блоках в зимнее время — их нужно по возможности убирать.
Видео:Лайфхак/Как избежать замены Компрессора Кондиционера!Скачать
Итоги
На первый взгляд, ничего сложного в самостоятельной чистке кондиционера нет (кроме внешнего элемента для жителей многоэтажек). Разобрать, промыть детали и собрать внутренний блок или хотя бы просто почистить фильтры сможет даже очень далекий от техники человек. Но это не самое быстрое занятие — кроме мойки, нужно время на сушку и уборку всей окружающей кондиционер территории. Поэтому многим пользователям удобнее вызвать специалиста, а не тратить на очистку кондиционера время и силы. В крупных городах России такая услуга стоит от 2000 до 4000 рублей.
Но если вы спохватились в разгар жаркого сезона, то время ожидания мастера может вас неприятно удивить. Тогда можно попробовать решить проблему самостоятельно. Самое главное — помнить про электронику (заворачивать приборные панели в пленку), использовать мыльный раствор или специальные средства и не слишком усердствовать с пылесосом и струей воды при чистке кондиционера.
Видео:Промывка автокондиционера самостоятельно. Компрессор "погнал" стружку.Скачать
Как правильно почистить кондиционер самостоятельно?
Чтобы качественно почистить домашний кондиционер обычно приглашают специалиста в этом деле.
А можно ли выполнить мойку самостоятельно с минимальным набором инструментов и химии?
Приходит мастер, открывает крышку, выбивает фильтра об колено, пару минут шипит парогенератором без демонтажа беличьего колеса.
Смачивает наружку керхером, забрызгивая все стены грязной водой (соседи снизу скажут вам спасибо ?).
Берет свои денюжки и уходит с чувством выполненного долга.
А через пару месяцев кондиционер опять начинает вонять и зарастать плесенью.
Качественная чистка внутреннего блока со всеми процессами разборки-сборки занимает не менее 2-3х часов. Процедура эта не быстрая и подходить к ней нужно обстоятельно.
В общем от слов к делу. Покажем вам поэтапно разбор всех узлов и те нюансы, с которыми придется столкнуться, а вы уже на основании этого сделаете выводы — сможете вы провести чистку своими руками или лучше пригласить профессионала.
Все-таки после попытки самостоятельно разобрать и собрать кондиционер количество обращений в специализированный сервис-центр резко увеличивается)))
Порой даже подробные видеоинструкции на ютубе не особо помогают.
В крайнем случае с почерпнутыми из статьи знаниями сможете легко проконтролировать работу мастера.
Заметим, что речь будет идти только о внутреннем блоке, а не о внешнем!
Чтобы безопасно добраться до него, кроме спец.инструмента иногда требуется еще и спец.техника.
Первым делом вытаскиваете вилку из розетки и отключаете прибор от сети.
После отключения дайте ему отдохнуть 30 минут. Это время не входит в общую продолжительность ремонта, указанную ранее ?
Данные полчаса необходимы для охлаждения разогретых элементов системы. Еще один полезный совет тем, кто будет чистить агрегат не себе, а заказчику.
Вдруг он окажется неисправным. Потом никогда не докажите, что вы не виноваты в его поломке.
Читайте также: Треугольник скоростей для ступени осевого компрессора
Итак, отщелкиваете верхнюю крышку и достаете воздушные фильтра.
По инструкции их рекомендуется чистить каждые две недели. Проще всего их намылить чем-то вроде фэйри и промыть губкой под теплой водой.
Просто под струей воды из-под крана по-настоящему грязные сеточки не отмыть.
Он должен просохнуть самостоятельно.
Иначе у вас получится квест – “как разобрать кондиционер и жить дальше без него” ?
LG, Samsung и разного рода китайские no name модели разбираются относительно сносно. А вот с японцами приходится раскурочивать все до винтика.
Поэтому поставьте рядом с собой одного из членов семьи, дабы он записывал весь процесс на камеру смартфона. Это очень сильно поможет в последующей сборке конструкции в обратной последовательности.
За воздушным фильтром в отдельных моделях может находиться дезодорирующий элемент.
Это штука, которую опрыскивают разными ароматами, и вся комната наполняется соответствующими запахами. Снимаем и его.
Спускаемся ниже. Открываете нижнюю заслонку и отщелкиваете ее по бокам.
Не бойтесь, она очень хорошо гнется. Смело оттягиваете ее вниз по середине и вытаскиваете из пазов по краям.
Если сразу не выходит, попробуйте ее прокрутить. Там может быть “замочек” (у моделей Toshiba), который выходит из пазов только в одном положении.
Еще заслонка может быть связана с направляющими лопастями потока воздуха. Отщелкиваете и с них.
Те, кто хочет сэкономить время, чаще всего подобным образом и ломают направляющие жалюзей.
Далее отверткой откручиваете крышку, за которой спрятаны электрические контакты и вводной кабель.
После чего раскручиваете шурупы в нижней части кондиционера. Данные винтики могут быть спрятаны под заглушкой.
Внешний кожух корпуса обычно на всех кондиционерах держится на:
Плоской отверткой поддеваете и отсоединяете защелки. Вы должны услышать характерный звук щелчка.
От кожуха также придется отсоединить электрический разъем на датчики или электронные схемы, встроенные в этот корпус.
Пластиковый корпус отправляется в чистку.
Иначе пластмассу поведет и изменит ее цвет (пожелтеет). Это не только не эстетично, но и не практично.
Ни к одной защелке через годик не прикоснетесь. Все начнет ломаться и крошиться.
Сняв корпус, добираемся до ионизатора воздуха (в вашей модели его может и не быть). Сначала отключаете от него разъем с проводами питания, а потом откручиваете крепежный шуруп.
На радиаторе отсоединяете озоновый датчик (при наличии).
В общем вам по максимуму нужно отключить и демонтировать все питающие электрические шлейфа.
Направляющая шторка через маленький шаговый моторчик также подключена к плате управления. Снимаете защитную крышку, прослеживаете куда от нее идут провода и отсоединяете быстросъемный штекер.
Либо откручиваете сам моторчик.
Можно приступать к чистке радиатора.
Вся внешняя пыль сначала убирается пылесосом. Зачем ее смачивать и заталкивать во внутрь?
Сильная химия (Super Clean) + мини-мойка низкого давления Karcher OC3 в домашних условиях требуются очень редко.
Другое дело, когда сплит-система установлена в каких-то пром.помещениях или специализированных зданиях.
Вот там случается реальная “попа”.
Парогенератор для “относительно” чистого домашнего кондёра — это лишнее. А в реально грязном он наоборот, забивает отдельные кусочки грязи как можно дальше, где они и коксуются.
После этого кондей через пару месяцев начинает вонять как старый носок.
Кто-то использует автомобильную химию для бесконтактной мойки машин. Разводят этот концентрат с водой и обычным ручным распылителем наносят на радиатор.
Гоните в шею советчиков типа — “возьмите ЛЮБОЕ чистящее средство для ванн”. Всегда изучайте этикетку и состав.
Поэтому, чтобы не экспериментировать, при простом домашнем обслуживании набираете в тазик теплую воду с добавлением безопасного чистящего средства (можно даже Fairy) и МЯГКОЙ мелковорсистой щеткой поступательными движениями ВНИЗ очищаете поверхность и щели между ламелями.
У него слишком тонкие и нежные ребра, которые при малейшем механическом воздействии можно легко деформировать и сломать.
После первоначальной мойки все нужно обработать дезинфицирующим раствором. Как говорится — требуйте пролива после отстоя пены ?
Вы должны не просто почистить поверхность от грязи, но и убить все грибки и бактерии.
Они оставляют некоторую липкость после высыхания. А это только будет способствовать отложению пыли и грязи в дальнейшем.
Вместо народных методов (спирт с водой (50/50) или хлоргексидин) лучше прикупить спец.средства. Например, Алмадез.
Он не содержит вредной химии, хорошо убивает бактерии. После него вы действительно будете дышать чистым воздухом.
За меньшее время убить бактерии не получится. Средства дезинфекции смывать водой не требуется.
Особое внимание уделяйте обоям в нижней части кондиционера. Это место нужно защитить от грязных потоков и капель.
Стенку от попадания грязи это не спасет. Нужно приделать внизу блока что-то вроде фартука.
Продаются даже заводские пакеты со всем необходимым. Подробнее
В самом экономном варианте снизу блока можно закрепить укрывную пленку с малярной лентой.
Возле пола собираете ее в пучок и приклеиваете скотчем к ободку ведра.
Если кондиционер находится слишком близко к потолку, то защиту от грязи желательно сделать и на нем.
Добираемся до дренажной ванночки, в которую собирается конденсат.
Ванночка помимо шурупов держится на защелках и подсоединена к сливной трубке.
Сливная трубка сидит довольно плотно. После отстегивания защелок демонтируете и ее.
Читайте также: Электроклапан для компрессора кондиционера
Там иногда собираются такие сопли, что могут дать фору любой грязи. А еще бывает со стороны улицы в ней селятся осы и внутренний блок начинает течь.
Если слив забит, и вода не уходит, его можно почистить тросиком или каким-либо жидким средством для удаления засоров.
Ее придется мыть непосредственно внутри кондиционера, либо демонтировать конструкцию совместно с беличьим колесом и двигателем, оставляя на стене только испаритель, подвязанный на веревочках.
Без ее извлечения вы не отстегнете корпус от испарителя.
Многие опытные монтажники изначально снимают эту планку еще на этапе установки блока на стену, дабы в последствии было меньше проблем с обслуживанием.
А вообще такую работу (полный демонтаж со стены) лучше уже доверить профессионалам.
Нужно ли целиком снимать электрический блок? Некоторые этого не делают, а просто заворачивают его в полиэтиленовый пакет, защищая от брызг и воды.
Очень хорошо подходят бахилы.
В других моделях без его демонтажа невозможно добраться до двигателя вентилятора и крепежного шурупа на валу.
Чтобы снять электрический блок, отключаете провода заземления с металлических решеток радиатора.
Снимаете датчик температуры.
Сначала вытягиваете металлическую скобу, потом датчик. В противном случае могут возникнуть проблемы с обледенением.
Далее блок можно отстегнуть с защелок и свесить вниз на эл.проводке.
Перед мойкой внутренностей кондиционера оберните этот блок сухой тряпкой.
Переходим к роторному вентилятору или как его называют, беличьей турбине.
Так, поверхностное протирание. Именно он является главным разносчиком пыли, плесени и бактерий.
В самых запущенных ситуациях, когда заканчивается место внутри, плесень постепенно начинает вылезать наружу!
Даже чистый на первый взгляд вентилятор имеет на поверхности лопастей множество черных точек. А это как раз и есть грибок.
Подобраться к нему не так просто, придется изрядно повозиться.
Для начала ослабляете фиксирующие элементы испарителя. Это может быть защитная боковая планка, ну и шурупы по сторонам.
Сам испаритель никогда не демонтируется. Крепеж ослабляют, чтобы можно было аккуратно приподнять его вверх и получить доступ до нижнего барабана.
При чистке задней стенки и заднего лотка для сбора конденсата теплообменник раскручивают полностью.
Только будьте осторожны с крепежом всей конструкции, чтобы не сломать трубки.
Есть несколько вариантов демонтажа “беличьего колеса”, спрятанного под теплообменником.
Первый – прокрутите барабан и посмотрите, есть ли в нем техническое отверстие между лопастями с правой стороны. За ним должен находиться фиксирующий болт.
Выкручивать его целиком не обязательно, можно просто ослабить.
Дело в том, что данный болтик у отдельных моделей (самсунг, дэу и подобные) дополнительно посажен на клей!
Чтобы его сорвать придется воспользоваться торцовой головкой и трещеткой.
Другой вариант подразумевает запрятывание этого болта под защитный кожух двигателя, который, собственно говоря, и вращает барабан.
Придется снять либо защитный кожух с движка, либо сам двигатель с роторным вентилятором.
Если при обратной сборке случайно сместите вал вправо или влево от его заводского положения, это приведет к тому, что лопасти начнут задевать корпус, появится дополнительный шум.
Также посторонние шумы возникают при повторной посадке саморезов и винтов крепления двигателя на свои места. Проблема решается резиновыми проставками или проклейкой изоленты между ушками и местами крепления саморезов.
Приподнимаете радиатор вверх и вытаскиваете вентилятор наружу из его посадочного места, либо снимаете с турбины сам движок.
На многих моделях вал турбины сидит очень туго, чтобы его вытащить приходится прикладывать значительное усилие! При монтаже в обратной последовательности, он наоборот, не хочет до конца заходить на свое место.
В этом случае попробуйте пройтись по нему наждачкой.
Еще не забудьте смазать техвазелином или силиконовой смазкой с фторпластом маленькие подшипники, в которые вставляется вал, а также сам вал.
Лучше всего лопасти вентилятора очищаются мойкой высокого давления. Если у вас ее нет, можете отвезти вал на автомойку.
Без специальных чистящих средств обычной теплой водичкой и тряпочкой качественно отмыть вентилятор проблематично. Чего только не придумывают для оптимизации процесса в домашних условиях ?
Например, ершик с шуруповертом. Но это все равно долго и нудно.
На один вот такой участок уходит около 10 минут!
Это может сломать лопасти.
Повреждение лопасти приводит не только к худшему выдуванию воздуха, но и к дополнительной вибрации внутри блока.
Крыльчатка изначально хорошо сбалансирована, там даже есть специальные грузики для этого. Представьте, что с ней будет при изломе одной или нескольких пластинок.
Даже если все детали выглядят сухими. Дайте ему отстояться несколько часов и только потом смело запускайте в дело.
Дольше всего сушится испаритель. Чтобы ускорить процесс можете воспользоваться феном.
Ну что, все еще хотите почистить кондиционер самостоятельно ? Дабы не заморачиваться с удалением плесени и грибков каждый год, выполняйте одну простую рекомендацию.
После КАЖДОГО использования сплит-системы ставьте аппарат на обычную вентиляцию на 20-30 минут. Это осушит весь конденсат.
Плюс не забывайте почаще промывать фильтра. В итоге сплит-система до очередной капитальной мойки будет служить вам годами.
Ну и на последок рекомендую просмотреть очень полезное видео, почему при чистке все таки реально стоит полностью разбирать кондиционер, а не обходиться какими-то полумерами (парогенератор, аккумуляторный кёрхер + химия).
- Свежие записи
- Чем отличается двухтактный мотор от четырехтактного
- Сколько масла заливать в редуктор мотоблока
- Какие моторы бывают у стиральных машин
- Какие валы отсутствуют в двухвальной кпп
- Как снять стопорную шайбу с вала
🎦 Видео
установка для промывки системы автокондиционера своими руками.Скачать
Как не переплатить за обслуживание кондиционера. Виды технического обслуживанияСкачать
Чистка и замена компрессора в сплит-системе dantex 24Скачать
Кондиционер, как почистить внешний блок.Скачать
промывка системы кондиционера после замены компрессораСкачать
Заклинил компрессор кондиционера. Нужно ли промывать систему?Скачать
Ремонт компрессора сплит-системыСкачать
Как проверить ФРЕОН В КОНДИЦИОНЕРЕ без инструментовСкачать
✅ Как снять кондиционер без потери фреона / Полезные советыСкачать
Промывка контура кондиционера автомобиля своими рукамиСкачать
Замена компрессора кондиционераСкачать
Как правильно установить компрессор кондиционера? В каких случаях нужно промывать систему?Скачать