В практике не редко встречаются моторы, отказавшие по причине не правильной обкатки. Стоит ли вообще серьезно подходить к этому? Ведь, нередко, у пользователя совсем нет в запасе 10 часов для полного цикла обкатки, как этого требуют производители подвесных лодочных моторов.
Разные производители по разному регламентируют порядок обкатки, количества масла в топливе и т.д. Некоторые производители рекомендуют лить больше масла и придерживаться щадящего режима с постепенным увеличением нагрузки. Некоторые просто настаивают на постепенном увеличении оборотов.
Попробуем разобраться зачем все это нужно.
И, естественно, предполагаем, что добросовестный покупатель все же прочитает инструкцию по эксплуатации (кому досталась инструкция на английском — может просто картинки посмотреть — обычно нарисовано доходчиво) и поинтересуется у продавца о порядке прохождения обкатки лодочного мотора.
Для своего собственного спокойствия, что бы по ночам спать крепко и не думать о моторе, усвоим, что происходит в нем после первого запуска.
Процессу приработки подвергаются три узла. Это:
— коленчатый вал с его подшипниками,
— пара цилиндров и поршневые кольца,
— шестерни редуктора.
Коленчатый вал подвесного лодочного мотора может быть собран либо на подшипниках качения (обычно двухтактные моторы), либо на подшипниках скольжения (обычно четырехтактные моторы). Учитывая высокое качество подшипников качения — шариковых, роликовых, игольчатых — обкатывать их желания не возникает — в них нет особых усилий на трение. Исключение могли бы составить роликовые подшипники, имеющие «колотые» обоймы (обойма подшипника изготавливается в размер и раскалывается по насечкам или отверстиям — такие подшипники устанавливаются на неразборных коленчатых валах). Но из практики достоверно известно, что ныне выпускаемые роликовые подшипники с колотыми обоймами работают дольше шариковых за счет большего пятна контакта, передающего усилие. Качество скола обоймы при этом таково, что ступеньки не остается при сборке.
На четырехтактных моторах, как правило, используются подшипники скольжения. При этом между движущимися частями находится масло и непосредственного контакта металлических деталей не происходит. Средние и большие подвесные четырехтактные моторы имеют масляный насос, подающий масло для смазки под давлением. Малые четырехтактные моторы насоса не имеют и смазка осуществляется масляным туманом, создаваемым вращающимся коленвалом. При этом нужно иметь ввиду, что применение рекомендованного масла обязательно.
Пара трения — гильза и поршневые кольца.
Сначала заметим, что при правильно выбранном зазоре и сохранении теплового режима (в чем приличных производителей лодочных моторов не упрекнуть) поршень не изнашивается, поэтому и не обкатывается. В процессе эксплуатации изнашивается пара гильз и кольца. Здесь важным моментом при обкатке является наличие просвета между кольцами и гильзой. Теоретически, кольца могут иметь отклонение от правильной окружности, в результате может быть просвет. При этом величина просвета (неприлегания к гильзе) колец более 30 градусов от всей окружности критична и считается браком. В таком случае, действительно, при несоблюдении режима обкатки может появиться проблема. Как это происходит? При наличии просвета во время рабочего хода поршня, после воспламенения газ, образовавшийся после сгорания топлива, создает большое давление (которое и заставляет вращаться коленчатый вал мотора) и имеет высокую температуру.
Если кольца прилегают хорошо, то они:
1. Хорошо отдают тепло цилиндру (который, в свою очередь, охлаждается водой)
2. Не пропускают выхлопные газы, имеющие высокую температуру, соответственно, особенно и не нагреваются.
В противном случае поршневые кольца подвесного мотора сильно нагреваются, в результате чего происходит изменение структуры металла, из которого они изготовлены — происходит «отпускание». Металл становится мягче, переставая прижиматься должным образом к цилиндру. В результате — снижение компрессии, прорыв выхлопных газов, падение мощности, при запущенном процессе — заклинивание поршня. Поэтому. Обкатывать этот узел необходимо. Если кольца не очень качественные. Что вряд ли.
Pедуктор.
Шестерни редуктора практически всеми производителями выпускаются из качественного металла путем нарезания зубьев. Такие шестерни дают при обкатке минимальное количество металлической стружки и выход из строя редуктора вряд ли возможен. Бывают, конечно, отклонения. Но в принципе, каким бы образом не были выполнены редукторы, сама по себе обкатка или отсутствие таковой практически не сказывается на процессе приработки. Частицы металла, которым суждено стереться с шестерен, сотрутся, все равно за какой срок это произойдет — при меньшей нагрузке позже или при большей нагрузке быстрее. Главное здесь отношение владельца лодочного мотора. Для облегчения жизни редуктора нужно соблюдать несколько простых правил. Первое. Вовремя менять масло. Первый раз сразу после обкатки подвесного мотора, далее раз в сезон или 100 мото часов, в зависимости, что наступит быстрее . Второе. Использовать при смене масло специально для этого предназначенное. Объем требуемого масла очень мал, экономить тут нет никакого смысла (кроме того, использование специализированных масел, чаще всего, снижает расход топлива — до нескольких процентов). Третье. Для некоторых редукторов выпускаются пробки со встроенным магнитом. Если есть такая возможность — используйте их.
Читайте также: Моторы хонда такт скутер
Учитывая вышесказанное, предполагаем, что вряд ли с Вашим лодочным мотором случится что-либо, если Вы не выдержите режим обкатки до конца.
Но, все же, рекомендуем придерживаться его.
Многие спрашивают — как и зачем обкатывать.
Ответ на вопрос «зачем?» — для того, что бы спать спокойно.
Ответ на вопрос «как?».
Используйте только качественное, по возможности рекомендованное производителем масло. Если Вы еще не знаете, чем отличаются масла для подвесных лодочных моторов, поинтересуйтесь.
Придерживайтесь рекомендованного режима обкатки.
2-х тактные моторы: 1-й час неольше половины газа, последующие 9 часов варьируйте — максимальнве обороты, средние обороты, минимальные обороты — продолжительностью 5-7 минут.
4-х тактные моторы аналогично 2-х тактным.
Исключение для мощных 4-х тактных моторов, их нужно обкатывать, начиная с 1-го часа на максимальных оборотах и также варьировать: максимальные, средние, минимальные.
После этого обязательно проведите техническое обслуживание подвесного мотора. Смените масло в редукторе. Не помешает проверка компрессии, величины холостых оборотов. В 4-х тактных моторах замените масло в моторе и фильтры.
При обкатке в холодное время года с увеличенным содержанием масла в топливе, возможно, потребуется чистка свечей зажигания или их замена. Если Вы обкатываете мотор в холодное время и в инструкции по эксплуатации рекомендовано увеличение содержания масла — установите более горячие свечи зажигания. Например, вместо штатных свечей зажигания NGK B8HS-10 можно использовать B7HS-10 (на период обкатки). Даже если в Вашем моторе установлен термостат, средний температурный режим будет ниже, а масла больше. Установка более горячих свечей предотвратит усиленное нагарообразование.
Ну и, в целом, относитесь к мотору по доброму. Не допускайте работы мотора на холостых оборотах длительное время и осуществляйте обкатку только под нагрузкой.
- Обкатка лодочного мотора после покупки: инструкция и рекомендации
- Что будет, если не проводить обкатку лодочного мотора?
- Как проводится обкатка лодочного мотора?
- Манипуляции, предшествующие обкатке мотора
- Манипуляции после обкатки мотора
- Как обкатывать лодочные моторы правильно?
- Какое нужно масло для обкатки лодочного мотора
- Этапы обкатки лодочных моторов
- Видео: обкатка лодочного мотора
- Обкатка ПЛМ — без проблем!
- 💡 Видео
Видео:Не прошел обкатку лодочный мотор Tarpon OTH 9,9Скачать
Обкатка лодочного мотора после покупки: инструкция и рекомендации
Видео:Обкатка лодочного мотора. Мифы и ошибки. Не мучайте моторы в бочках!Скачать
Что будет, если не проводить обкатку лодочного мотора?
Любой двигатель вне зависимости от его типа и сложности нуждается в обкатке.
Процедура достаточно простая, но ответственная и обязательная, выполняется на новой технике.
Лодочные моторы нужно обкатывать обязательно, это нужно чтобы детали притерлись друг к другу и лучше функционировали.
Следовательно, отказ от обкатки приведет к быстрому износу деталей и уменьшенному ресурсу двигателя.
К другим проблемам отсутствия обкатки можно отнести:
- быстрый износ цилиндров и поршневой группы;
- возникновение поломок в узлах газораспределительной системы;
- неисправности или износ подшипников, вала двигателя;
- неисправности с системой охлаждения.
Даже многие качественные моторы с хорошей репутацией указывают об обязательной обкатке в инструкции по эксплуатации.
Есть и такие производители, которые уже сделали обкатку на своем оборудовании, но об этом будет указано.
Одни говорят, что новые лодочные моторы можно не обкатывать, но на самом деле лучше придерживаться рекомендаций из инструкции.
И не важно, проводится обкатка двухтактного лодочного мотора или четырехтактного.
Видео:Нужно ли обкатывать лодочный мотор "заранее"?Скачать
Как проводится обкатка лодочного мотора?
Обкатка мотора выполняется неспешно и аккуратно, ведь в процессе трущиеся детали сдирают мельчайшую стружку друг с друга, притираясь постепенно друг под друга.
Для этого двигателю нужно работать плавно, без набора высоких оборотов и перегрева.
Пренебрегая правильной процедуре и работая на больших оборотах, трущиеся детали будут попросту срывать стружку частями.
Вследствие этого получается задиры, царапины и трещины, больше всего они образуются на стенках поршней и цилиндров.
Металл повреждается, и трение проводится недостаточно качественным образом.
В другом случае повышение оборотов выше оптимальных при обкатке способствует нагреву деталей, ведь выделяется тепловая энергия и детали существенно расширяются.
Читайте также: Стук в мотор ланос
Когда поршням расширяться больше некуда, начинают изнашиваться кольца, также они могут западать.
Это влечет уменьшению компрессии и потере масла в течение всего срока эксплуатации.
Видео:Какая лодка подойдёт именно тебе? 🤔X-MOTORS рассказывает, как выбрать лодку 👍Скачать
Манипуляции, предшествующие обкатке мотора
Мотор нужно распечатать и пристроить его на лодку, но имеется еще ряд действий, которые предшествуют проверке лодочного мотора.
Залейте масла в редуктор. Если регулятор станет работать без масла, то выйдут из строя шестерни трансмиссии.
Характерный грохот укажет вам на эту проблему. Тогда, обломки шестерней будут трощить все, что попадается на их пути.
Для того, чтобы правильно залить масло, нужно открутить обе заглушки редуктора, и сверху, и снизу, в вертикально расположенном моторе.
Потом, про помощи большого шприца вводим смесь снизу вверх до той поры, пока масло не покажется с верхнего отверстия.
Не доставая шприц, сначала закрываем верхнюю пробочку, а потом уже нижнюю.
Касательно топливной смеси — ее нужно готовить заранее. Желательно, добавить немного масла в топливо, во время обкатки.
Видео:Лодка RiverBoats 370 и мотор tohatsu 9.8/обкаткаСкачать
Манипуляции после обкатки мотора
Сначала, не выключая мотор, нужно дать ему остыть. Потом перекрываем подачу топлива, и выработаем все что осталось.
Это поможет оставить свечи сухими. Далее сливаем масло с редуктора, открыв оба отверстия одновременно.
Видео:Лодочный мотор Flaizer FZ3.5HS 3.5. л.с.Скачать
Как обкатывать лодочные моторы правильно?
К лодочному двигателю обычно прилагается инструкция с характеристиками и технологии обкатке, ее и нужно придерживаться.
Покупателю нужно понять, что эффективность и ресурс работы двигателя будет зависеть от правильно проверенной обкатки.
Причем чем дольше она проводится, тем двигателю лучше.
На новых лодочных моторах обычно наносится специальная смазка для консервации, которая нужна для защиты деталей от коррозии в течение простоя двигателя.
Первым делом нужно удалить эту смазку, делается при помощи обычного бензина.
Далее обкатка отличается в зависимости от типа двигателя:
- Двухтактные — в инструкции указывается определенные пропорции смеси масла и бензина, созданные специально для процесса обкатки. Количество масла выше обычного показателя, разбавляется смесь в пропорции примерно 1 литр масла на 25 литров топлива. После обкатки данная пропорция повышается примерно до 1 к 70.
- Обкатка 4 тактного лодочного мотора — здесь масло и бензин заливаются отдельно, но для лучшего эффекта лучше немного долить масло в бензин. Доливается совсем немного масла, и лучше это делать уже на заведенном двигателе. 4 Т моторы имеют свойство не заводиться со смесью масла.
Видео:В 30 жизнь только начинается! Чтобы она была ярче - не жалейте время на свои эмоции!#активныйотдыхСкачать
Какое нужно масло для обкатки лодочного мотора
Очень важно подойти к выбору масла для обкатки, ведь оно будет использоваться в увеличенных количествах и требовать лучшие свойства для притирки деталей.
Важно понимать, что масло для 2 Т моторов нельзя использовать для 4 Т моделей, и наоборот.
У них разные свойства и характеристики.
- Для 2 Т моторов — выбирается масло с индексом TC-W3. Учтите, что некоторые моторы с наличием поуровневого сжигания смеси будут требовать другого типа масла, указывается в инструкции.
- Для 4 Т моторов — если мощность не превышает 30 л.с., можно выбирать масло полусинтетика 10W40 или 10W30, моторы мощностью выше 30 л.с. требуют синтетическое масло 5W30 или Также синтетика доступна для двигателей малой мощности.
Видео:Как разводить масло с бензином для 2т, обкатанных моторов.Скачать
Этапы обкатки лодочных моторов
- Заводим двигатель и хорошо его прогреваем, ему нужно поработать на холостых около 15 минут. В процессе работы также проверьте систему охлаждения, струя жидкости должна идти ровно и непрерывно.
- Второй этап — работа двигателя на малых и средних оборотах, проводится около 2 часов. Желательно придерживаться максимальных оборотов в 3 500 об/мин. Причем обороты нужно менять, повышая и понижая каждые 15 мин. Обязательно проверяйте наличие работы системы охлаждения.
- На следующем этапе можно увеличить количество оборотов до 4500 об/мин, при этом нужно как повышать, так и понижать обороты. По иному можно выкручивать ручку газа на 2/3. Процедура проводится следующие 2 часа.
- Завершающий этап — ближайшие 3 часа можно изредка давать ручке полный газ, увеличивая и понижая обороты. Можно сбрасывать ручку газа на ¾.
На всех этапах следует проверять уровень и состояние водяного насоса, также придется манипулировать ручкой газа и менять обороты. Не следует держать на одном показателе обороты.
Читайте также: Лодочный мотор не набирает больше 3000 оборотов
После обкатки желательно проездить еще 3−4 часа с полной ручкой газа, это улучшит притирку деталей и позволит мотору привыкнуть к большой мощности оборотам.
Также производитель указывает рекомендованные обороты, которые лучше не превышать.
После процедуры обкатки крайне рекомендуется провести ТО, можно выполнить как в специальных сервисах, так и самостоятельно при наличии навыков.
Иногда придется удалить образованную стружку вручную. Желательно проверить состояние цилиндров и поршней. Состояние стенок покажет, насколько хорошо удалась обкатка.
Видео:Обкатка лодочного мотора. Для чего обкатывать лодочный мотор? Ремонт лодочных моторов.Скачать
Видео: обкатка лодочного мотора
Видео:[БЦ 18+] Нужна ли обкатка и можно ли на ней вваливатьСкачать
Обкатка ПЛМ — без проблем!
Обкатка ПЛМ — своеобразная «путёвка в жизнь» для любого лодочного ПЛМ, очень важное мероприятие по обслуживанию этого вида техники. От правильного соблюдения режима в полном смысле зависит вся дальнейшая история эксплуатации мотора.
Более того: при грубом нарушении рекомендаций возможна быстрая «смерть» подвеса, от которой, в лучшем случае, спасёт замена «ноги» (а это дорогостоящее и весьма непростое дело, требующее не только рук из плеч, но также специальных знаний и опыта). Пруф:
Почему мы уделяем такое внимание вопросу важности проведения обкатки?
Как это ни удивительно, но некоторые владельцы лодочных моторов воспринимают обкатку в качестве некоего мифа, который якобы служит корыстным целям продавцов водно-моторных смазок и масел (отметим, масла для обкатки действительно нужно использовать больше — в 2 раза, но это разовая мера, которая точно не разорит рыбака). По опыту работы нашего сервисного центра, ответственно заявляем: необкатанные моторы — первые кандидаты в металлолом.
Даже самым продвинутым японским моделям обкатка нужна в обязательном порядке, без неё мотор будет работать некорректно и точно сломается! Поясним почему:
В первые часы работы мотора происходит приработка внутренних движущихся частей. Они находятся в состоянии рабочего соприкосновения и «притираются» друг к другу, именно для того, чтобы это происходило правильно, чтобы все детали качественно смазались и «приточились» нужно больше масла.
Три узла, которым жизненно необходима приработка: коленчатый вал с подшипниками, пара «цилиндр — поршневые кольца» и шестерни редуктора.
Точное время обкатки и подробные условия её проведения, подходящие для конкретной модели, должны быть указаны в Руководстве к мотору. Если вы купили мотор с рук, у друга или знакомого, Руководство можно найти в Интернете.
Порядок обкатки 2-тактного лодочного мотора —>
1) Начнём с расчёта необходимого количества масла. Для подавляющего большинства 2-тактных лодочных моторов используется следующее соотношение: 25:1 — т.е. на 25 мл бензина замешивается 1 мл масла. Условный расход бензина можно прикинуть, зная, что 25-сильный 2-тактник расходует около 10 л бензина на максимальных оборотах. Так что в первую очередь запасите необходимое кол-во бензина и масла и приготовьте топливную смесь:
2) Далее. Ни в коем случае не включайте ПЛМ «насухую», без воды, даже на несколько секунд: в лучшем случае вы отделаетесь лёгким испугом и перегревом, в худшем у вас «крякнет» водяная помпа. Обратите внимание: согласно правилам, мотор должен обкатываться под нагрузкой, на судне, а не просто в бочке.
- Следите за главной индикацией работы системы охлаждения: контрольная струя должна выпускаться равномерно и неразрывно, а не отрывисто выстреливающими струйками.
3) Первые полчаса мотор работает на холостой. Наблюдаем за контрольной струёй — если всё ОК, можно переходить к следующему шагу.
4) Ставим таймер на 2 часа. Потихоньку ускоряемся, наращивая до 3500 оборотов, откручивая не более половинки ручки газа. Обороты держим по возможности ровно, без перепадов, смотрим контрольку.
5) На отрезке 2 ч — 4 ч поднимаемся до 4500 об., крутим ручку на 2/3.
6) 4 ч — 7 ч —> остаёмся на том же уровне, но периодически (каждые 10-15 минут) газуем в полную силу.
7) Перед выключением ставим на тихий ход, корректно отключаем подачу бензина и вырабатываем весь бенз из карбюратора.
- Сразу по завершению обкатки 2-тактного мотора меняется масло в редукторе !
Отсутствие нештатных шумов от работы ПЛМ, дымления, неразрывная контрольная струя нормальной интенсивности — признаки того, что обкатка выполнена правильно.
В следующий раз расскажем об обкатке 4-тактных моделей.
Рыбаки, берегите свою технику: меньше проблем на рыбалке — веселее отдых! ?
- Свежие записи
- Чем отличается двухтактный мотор от четырехтактного
- Сколько масла заливать в редуктор мотоблока
- Какие моторы бывают у стиральных машин
- Какие валы отсутствуют в двухвальной кпп
- Как снять стопорную шайбу с вала
💡 Видео
Обкатка лодочного мотора #роялавто #роялшоп #усть_каменогорск #сервисный_центрСкачать
Сколько масла добавлять в бензин для лодочного мотора?Скачать
Yamaha на обкатку или об этом не принято говорить вслухСкачать
Как правильно обкатать лодочный мотор и не ушатать его - на примере моторов HideaСкачать
Обкатка мотораСкачать
Как правильно обкатать новый лодочный мотор Объясняем по шагамСкачать
Лодочный мотор Пуля 5 л. с. Обкатка пройдена.Скачать
Обкатка лодочного мотора (1 часть)Скачать
Обкатка мотора! Как подготовиться и как обкатать, что может пойти не так.Скачать
Обкатка лодочного мотора | Советы специалистаСкачать