Шины с направленным и асимметричным рисунком протектора встречаются довольно часто. А что будет, если установить такое колесо неправильно?
Ответим сразу: колесо не отвалится. Но так, как задумано конструкторами, машина не поедет. Сначала вкратце вспомним, для чего придумали шины с таким хитрым русинком протектора.
Благодаря сложному рисунку протектора конструкторы премиальных шин наделяют их взаимоисключающими качествами
Видео:Всего за 2 минуты определить направление движения у колеса, если нет Никаких ОбозначенийСкачать
Направленный протектор
Такой протектор лучше отводит из зоны его контакта с дорогой то, что мешает хорошему сцеплению – воду, мокрый снег, жидкую грязь. Рисунок спроектирован таким образом, что вместе с вращением колеса вперед вода собирается из тонких канавок в широкие и направляется ими в стороны, за пределы пятна контакта. Обычно протектор с направленным рисунком имеют зимние шины и модели, заявленные производителем как дождевые.
Если такую шину заставить крутиться в противоположном направлении, протектор будет не отводить воду и снежную кашу из под себя, а наоборот, накапливать их в зоне контакта. Вследствие чего наступит раньше аквапланирование (зимой – слашплэнинг) – колесо начнет плыть на слое воды или жидкого снега на меньшей скорости, чем при правильно установленной шине. Это будет заметно не только при быстром движении, но и при торможении.
Направленный рисунок протектора чаще всего используют на зимних и дождевых шинах
У некоторых зимних шин ламели спроектированы таким образом, что во время движения в правильном направлении они “раскрываются”, повышая свою эффективность. Понятно, что в обратном направлении такая нарезка протектора работать не будет.
Особенно опасно, если “против хода” будет стоять одно колесо на оси – тогда автомобиль будет дополнительно разворачивать из-за разного сопротивления качению или из-за разного вектора тяги колес левого и правого борта.
Таким образом получается, что неправильно установленное колесо будет неправильно работать именно в самых опасных условиях движения на мокрой и грязной дороге, или в снежной каше. То есть сцепление шин с дорогой будет ухудшаться. Поэтому так важно монтировать направленные шины правильно.
Если колесо вращается правильно, специально спроектированные канавки быстро направляют воду и снежную кашу за пределы пятна контакта
Одно замечание насчет запасного колеса. Если шина на нем – с направленным протектором, как и на всех остальных колесах, то на одной стороне машины оно будет работать неправильно. В таком случае двигайтесь на запаске с особой осторожностью.
Правильность монтажа шин с направленным протектором надо контролировать и во время обувания на диски на шиномонтаже (должно быть два колеса “левого” вращения и два – “правого”), и при установке колес на автомобиль.
Видео:Зачем менять местами колёса ?Скачать
Асимметричный протектор
Протектор таких шин представляет собой два разных рисунка, каждый из которых обеспечивает свои характеристики. Чаще всего одна сторона такой шины отвечает за отвод влаги из пятна контакта, вторая – за хорошее сцепление с дорогой (на прямых или при маневрировании – это уже особенности каждой конкретной модели). Иногда конструкторы объясняют свое решение иначе: одна сторона протектора у нас отвечает за управляемость на сухой дороге, другая – на мокрой.
При асимметричном протекторе одна его часть обеспечивает высокие характеристики на мокрой дороге, вторая – на сухой
Важный нюанс в том, что обычно ответственная за управляемость половина рисунка расположена на внешней стороне протектора. Потому что именно на внешнюю плечевую зону шина опирается при маневрах, особенно при скоростных. Поэтому с внешней стороны протектор имеет более жесткие шашки. А если поставить в эту более нагруженную зону пятна контакта мягкую дождевую сторону протектора, автомобиль будет хуже слушаться водителя. В зависимости от модели шин, может ухудшиться четкость реакций на действия рулем, ухудшится обратная связь.
Читайте также: По дворам звездят шины
Не все в порядке у установленной “наизнанку” асимметричной шины будет и с курсовой устойчивостью и управляемостью на мокрой дороге. Ведь отвод воды через «дождевую» часть протектора будет нарушен.
Правильно смонтированную на диск асимметричную шину можно устанавливать на любую ось и с любой стороны машины
Контролировать правильность установки асимметричных шин надо только на шиномонтаже – все четыре колеса должны иметь с внешней стороны шины надпись Outside. Если шиномонтажники смонтировать шину на диск правильно, на машину ее можно ставить на любое место. То есть, и запаску можно ставить на машину без оговорок.
Отметим, что иногда асимметричная шина может быть как будто с направленным протектором. Но производители при этом не указывают на боковине направление вращения, предписывая при монтаже руководствоваться только надписями Outside и Inside. В принципе, когда-то шины одновременно с направленным и асимметричным рисунком продавали двух видов — левые и правые. Но такой вариант не прижился из-за сложностей с логистикой.
Асимметричный протектор применяется уже и на бюджетных моделях шин
Рекомендация Авто24
Предписание ставить шину по стрелке Rotation или по надписи Outside нельзя считать рекомендацией – это приказ. Потому что неправильно установленное колесо не просто не реализует своих качеств – оно будет работать нештатно и может создать опасность во время движения, особенно, если водителю придется выполнять энергичный маневр в экстремальной ситуации.
Видео:ЧТО БУДЕТ ЕСЛИ ШИНУ ПОСТАВИТЬ ДРУГОЙ СТОРОНОЙСкачать
masterok
Видео:КАК ВАМ СТАВЯТ РЕЗИНУ НАОБОРОТ! РАЗВОД ШИНОМОНТАЖАСкачать
Мастерок.жж.рф
Хочу все знать
На свои прошлые машины я всегда покупал летнюю резину так сказать «шоссейную», не знаю, есть ли такое официальное обозначение однонаправленной резины. Но сейчас решил поставить вот такую, с более затейливым протектором. Смысл как бы в том, чтобы при выезде на грунтовку или другое не асфальтовое покрытие она хоть как то «цеплялась» получше и не скользила как «шоссейка».
Однако, когда я стал для этой резины делать запаску, то столкнулся с проблемой. Ну, может быть не проблема, а вопрос. Ахтыжблин, а на какую сторону то делать запаску? Что будет если я поставлю такую резину не на ту сторону, для которой делалось направление? Подготовлю для левой, а проколет правую? Я же как раз и меняю запаску и диск на ходовой диаметр и такую же резину+такой же диск для того, чтобы при выходе из строя колеса, поменял, сел и поехал как ни в чем не бывало на любое расстояние.
Оказывается, что этот вопрос уже подробно исследовали…
Шины с направленным рисунком – давно не новинка на рынке. С момента своего появления они преподносились как инновационное достижение шинников; изобретение, оставляющее привычные шины не у дел. Реклама сделало свое дело: однонаправленные шины, по мнению многих автолюбителей, более безопасны.
Читайте также: Шины бриджстоун летние dueler h p sport
Однако, как быть автовладельцу, если вдруг обстоятельства заставляют установить шину против указанного направления вращения или запасное колесо не имеет направленного рисунка протектора?
Тормозит по-любому
К проверке дорожных свойств направленной шины и сравнению свойств шин с направленным рисунком протектора и без него подключилась Европейская техническая организация шин и дисков — E.T.R.T.O. (European Tyre and Rim Technical Organization).
Организация это солидная, ведущая свою историю с 1956 г. Правда, тогда она называлась European Tyre and Wheel Technical Conference (ETWTC) – Европейская техническая конференция шин и колес. Свое нынешнее название организация получила в 1964 г.
Специалистами E.T.R.T.O. были проведены испытания шин трех различных компаний, разных конструкций и марок. Свойства шин оценивались на мокрой дороге при «правильной» и «неправильной» установке. Фиксировались два наиболее важных параметра шины, а именно: тормозные качества и управляемость.
Со сложностями движения в дождь, проявляющимися при торможении и движении в поворотах, сталкивались все водители. Профессионально проведенные испытания шин в контролируемых условиях влажности дорожного покрытия оказались неспособными обнаружить какие-либо различия в поведении шин с разным типом рисунка. Падение коэффициента сцепления у направленных и у ненаправленных шин было сравнимым. Соответственно, и величина тормозного пути на мокрой поверхности, и способность контролировать автомобиль при движении в поворотах изменялись одинаково. Установка одного колеса в обратном направлении вообще никак не изменила поведение автомобиля.
На основании результатов проведенного тестирования специалисты E.T.R.T.O. сделали вывод, что на две важнейшие характеристики, определяющие безопасность движения – тормозные качества и управляемость автомобиля, установка направленной шины в неправильном положении не оказывает никакого влияния.
Большое плавание
А вот эффект аквапланирования возникал по-разному. При выполнении испытаний было отмечено, что аквапланирование у направленной шины, установленной в противоположном направлении, возникало при меньшей скорости. Шины с ненаправленным рисунком и шины с разным рисунком такого эффекта не показали. Но ни в одном из случаев ранний срыв в «плавание» нельзя было рассматривать как фактор, влияющий на безопасность движения, так как зафиксированные различия оказывались слишком малы по отношению к разбросу характеристик шин по этому параметру из тех, что вообще представлены на рынке.
Таким образом, заявления рекламных служб о том, что порог скорости, при которой наступает аквапланирование, для шин с направленным рисунком выше, чем у аналогичной шины с ненаправленным рисунком, может быть правдой. Однако разница в свойствах шин при движении по мокрой поверхности будет очень незначительна, то есть гораздо меньше, чем разница между шинами различных производителей или шин с разным рисунком протектора в пределах того же самого бренда.
Подведем итоги. Установка шины с направленным рисунком в «неправильном» направлении по своей природе не является опасной и вполне может допускаться. Хотя, конечно, характеристики шины будут несколько ниже, чем в случае правильной установки; уровень безопасности, обеспечиваемый шиной, будет сохраняться, и возможность адекватного контроля над автомобилем тоже практически не изменится.
Тем не менее, такой установки следует избегать и считать допустимой, только в качестве временной меры. Длительная эксплуатация неправильно установленной шины может привести к неравномерному и более быстрому износу протектора. Кроме того, установка шины «против стрелки» может увеличить уровень шума и вибрации. А в качестве запасного колеса для временного пользования шина с направленным протектором годится по всем статьям, даже по европейским требованиям к запасным колесам (UN/ECE Regulation No. 64), из-за которых весь сыр-бор с испытаниями и затевался.
Читайте также: Комплект для накачки шин
Вот такие дела. Теперь буду знать и пусть будет запаска на правую сторону — она наиболее подвержена проколам.
Видео:НАДО ЛИ МЕНЯТЬ ШИНЫ МЕСТАМИ | СЕЗОННЫЙ ШИНОМОНТАЖСкачать
Опасно ли ездить с направленными шинами, установленными не той стороной
К написанию этого материала подтолкнул необычный личный опыт автора этих строк. Неожиданно, уже под конец теплого сезона, выяснилось, что почти всю коронавирусную весну, а затем и лето я проездил на личной машине, обутой в резину, установленную «задом наперед»! Работник шиномонтажа, «переобувавший» несколько месяцев назад мою легковушку в летнюю направленную резину, видимо, ошибся и установил все (!) колеса так, что они вращались в противоположную сторону, против «стрелочек», изображенных на боковинах. А я не проверил…
Но самым поразительным обстоятельством в этой истории оказалось то, что я абсолютно никаких изменений в поведении машины не ощутил! В том числе, намеков на страшное-ужасное аквапланирование, для борьбы с которым, собственно, и придуман направленный рисунок протектора. Как там отводилась вода из пятна контакта колеса с дорогой даже в самый сильный дождь, я не представляю. Однако никаких отсылов на потерю управляемости в лужах скоростного шоссе я за все лето езды на «неправильной» резине ощутить так и не смог.
Изрядно удивившись этим своим ощущениям, стал искать соответствующую информацию и обнаружил, что несколько лет назад базирующаяся в Бельгии организация под названием — European Tyre and Rim Technical Organization (ETRTO) — «Европейская техническая организация по ободам и покрышкам» — провела специальное исследование на эту тему.
Специалисты заморчились и организовали объективные дорожные испытания, сравнив поведение направленных покрышек на мокрой дороге при правильной установке и монтаже «наоборот». Результаты тестов, как оказалось, полностью соответствуют субъективным ощущениям автора этих строк: значимых различий коэффициента сцепления колес с мокрой дорогой при разных вариантах монтажа зафиксировано не было.
Причем это оказалось справедливо для всех марок и моделей покрышек, участвовавших в эксперименте. А вот склонность машины к аквапланированию от правильности установки колеса все-таки зависит. Но гораздо в меньшей степени по сравнению с тем, как это преподносят производители автомобильной резины.
При установке колес «наоборот», когда отвод воды из-под колеса фактически искусственно затруднен, аквапланирование наступает лишь при чуть-чуть меньшей скорости. Получается, что специальный рисунок протектора все-таки помогает отводить влагу. Но в реальной жизни, судя по всему, этот эффект нивелируется износом резины, состоянием подвески и прочими факторами.
А то, что корреспондент портала «АвтоВзгляд» все лето гонял на неправильно установленных колесах и ни разу не столкнулся с пресловутым аквапланированием, говорит о следующем: единственной надежной защитой от аквапланирования может быть только голова на плечах водителя.
- Свежие записи
- Нужно ли менять пружины при замене амортизаторов
- Скрипят амортизаторы на машине что делать
- Из чего состоит стойка амортизатора передняя
- Чем стянуть пружину амортизатора без стяжек
- Для чего нужны амортизаторы в автомобиле
🎦 Видео
Правильное перестановка колес, шин и зачем это важноСкачать
ЖРАТЬ РЕЗИНУ БОЛЬШЕ НЕ БУДЕТ ЕСЛИ СДЕЛАТЬ ТАКСкачать
Нужно ли менять местами передние и задние колеса?Скачать
Что будет, если поменять высоковольтные провода местамиСкачать
Что делать если перепутал бугеля местамиСкачать
Асимметричные шины с ненаправленным рисунком. Как правильно установить автошиныСкачать
Как отличить впускной и выпускной распредвал | что будет если перепутать местами распредвалСкачать
тонкости шиномонтажа сторона inside внутренняя и outside - наружная!!!!Скачать
Левые и правые шины. Асимметричные и направленные. Разница?Скачать
НИКОГДА НЕ МЕНЯЕТЕ ШИНЫ МЕСТАМИ . . ?Скачать
Как правильно устанавливать шины при шиномонтажеСкачать
Направленные шины: а если «против шерсти»?Скачать
Полный гид по ротации колёс: схемы для разных приводов и рисунков протектораСкачать
Как переключать комплекты колес Зима, Лето. Касается всех у кого есть датчики (Тойота.Лексус)Скачать
Сделайте так и колесо больше не будет спускать..Скачать