Что делает шина медицинская

Переломы — это вид травм, чья опасность увеличивается за счет возможных долгосрочных последствий. Чтобы не допустить таких последствий, пострадавшему необходимо оказать качественную экстренную помощь. В первую очередь, это касается иммобилизации, чей смысл заключается в обездвиживании повреждённой конечности.

Иммобилизация проводится с помощью специального приспособления – шины. Рассмотрим подробнее, как накладывать шину при переломах конечностей.

Видео:Применение иммобилизационной шины ГепоглосСкачать

Применение иммобилизационной шины Гепоглос

Общие правила наложения шин

Шину необходимо подготовить до начала процедуры её наложения. Корректировать параметры шины в процессе будет невозможно (точнее – возможно, но опасно).

Иммобилизация проводится таким образом, чтобы были обездвижены (зафиксированы) два близлежащих сустава (выше и ниже перелома).

Если есть возможность, под шину (по всей длине) необходимо уложить вату или марлю.

Если характер травмы позволяет, конечность нужно привести в такое положение, при котором мышцы напряжены меньше всего.

При закрытых переломах шины накладывается прямо на одежду и обувь.

При открытом переломе категорически запрещено менять положение осколков кости.

Видео:Шины для иммобилизации - обзор и сравнениеСкачать

Шины для иммобилизации - обзор и сравнение

Как использовать шину на разных участках тела

Рассмотрим правила оказания первой помощи при переломах в зависимости от участка травмы.

В этом случае используется проволочная шина. Длина подбирается от кончиков пальцев до локтевого сустава. Руку следует осторожно согнуть под прямым углом (в локте). Шина укладывается на ровную поверхность, а рука опускается сверху. Далее, шины фиксируется с помощью бинта, а руку подвешивают на косынке.

Используют проволочную или сплошную шину. Длина подбирается из расчёта: верхняя треть плеча (выше локтя) – основание пальцев. Рука сгибается под прямым углом, в пальцы укладывается небольшой объем ваты или марли, который пострадавший должен слегка зажать пальцами. Шина прикладывается по внешней поверхности руки и прибинтовывается. Рука фиксируется косынкой.

Используется проволочная шина длиной не менее метра. Размер подбирается так: от плеча, через спину и до основания пальцев противоположной руки.

Повреждённая рука мягко отводится от туловища, локтевой сустав сгибается под прямым углом. В подмышечную впадину следует уложить марлевый валик. Еще немного марли или ваты необходимо уложить в ладонь (пострадавший слегка сживаем его пальцами). Шина укладывается по задней поверхности руки от здорового плеча через спину и до основания пальцев. Шина фиксируется бинтом, а рука подвешивается на косынке.

Иммобилизация производится с помощью бинта или путём оборачивания груди полотенцем.

Используется проволочная шина, которая накладывается от участка чуть ниже колена. Нижний конец шины доводится до основания пальцев. Накладывается приспособление по внешней поверхности ноги (переход от голени к стопе оформляется под прямым углом) и фиксируется бинтом.

Используются две шины (проволочные или сплошные). Одна из них накладывается по наружной поверхности ноги, а вторая – по задней поверхности. Наружная шина накладывается от верхней трети бедра до стопы, где делается Г-образный загиб. Оба приспособления фиксируются бинтами.

Здесь понадобится три шины: задняя, наружная и внутренняя. Правильно установить такую конструкцию можно только с помощником (а лучше – двумя), так как пострадавшего придется приподнимать (для укладки задней шины). Наружная шина укладывается последней. Фиксируется это все бинтами.

Пострадавший укладывается на деревянный щит (причём, все части тела поднимаются одновременно – это затруднительно сделать одному). Под колени подкладывается тканевый валик (из любого подручного материала). Бедра разводятся примерно на 25 см, после чего фиксируются ремнём.

Здесь также участвует деревянный щит и сложная процедура одновременного приподнимания всех частей тела. Под область перелома укладывается тканевый валик (если перелом в области шеи, то используется специальный воротник или ватно-марлевая конструкция).

Видео:Иммобилизационная шина Rhino SplintСкачать

Иммобилизационная шина Rhino Splint

Чего нельзя делать при иммобилизации

Мы в общих чертах рассмотрели, как оказать первую помощь пострадавшему при переломах. Теперь, разберёмся, как ему не навредить.

Перед иммобилизацией пострадавшего необходимо проверить на предмет кровотечений. Если кровотечение есть – в первую очередь, нужно заняться его остановкой.

После иммобилизации ваши полномочия закончены (даже если вы врач, дальнейшая работа требует специализированных условий медицинского учреждения). Отсюда важный вывод: не нужно пытаться вправлять кости. Также не пытайтесь переносить пострадавшего до фиксации повреждённой конечности.

Видео:Техника иммобилизации нижней конечности «шина Дитерихса»Скачать

Техника иммобилизации нижней конечности «шина Дитерихса»

Что делает шина медицинская

Рисунок 1. Проволочная шина для руки Майора.

Что делает шина медицинская

so было легко пригнать к той или иной части тела и к изгибам суставов, Крамер (Cramer) предложил применение полос «проволочной лестницы» (рис. 5), а Фильбри (Filbry)—металлическую

Что делает шина медицинская

Проволочная шипа для ноги Майора.

Рисунок 3. Фолышаиов-ская шипа.

Что делает шина медицинская

сетчатую ткань (рис. 6 и 7), полученную растягиванием часто и в известном порядке пробитых листов алюминия или оцинкованного железа. При применении из них вырезаются нужной длины и ширины полосы, к-рым придаются нужные изгибы. Прибинтованные мягким бинтом они благодаря своей пружинности (в особенности при транспорте, при тряске) постепенно разбалтывают бинт и фиксации не достигается. Более удовлетворительная фиксация получается при хорошем прилаживании этих Ш. к изгибам тела с подкреплением их крахмальными или гипсовыми бинтами. Огромный опыт с лечением переломов в империалист. войну к обильному шинному инвентарю, вошедшему в учебники, прибавил большое количество новых вариаций фиксационных Ш. Напр. из русских Ш. известны проволочная шинаСапеж-к о, затем раздвижная проволочная, с опорой под таз шина Кравз-Т а р н о в с к о г о (рис. 8), шина Фа ль тин а, Со-зон-Яр ошевичаидр-Как и большинство старых, они оказались мало эффективными. Составленная из них богатая музейная коллек- перед применением при ция, как ЭТО напр. име- ПО жо Ц л И оо б для а го5 е епи еТСЯ етместо в Военно-сани-тарном музее Военно-мед. академии (откуда взяты нек-рые объекты для прилагаемых рисунков), имеет более исторический, чем практический интерес, т. к. огромное большинство из этого арсенала Ш. не может выполнить требований рациональной иммобилизации при первой помощи, транспорте и лечении переломов. В еще меньшей степени пригодны, хотя бы только для первичной иммобилизации перелома, примитивные импровизации из тех или других материалов, ^ находимых в тех или иных условиях под рукой (винтовка,пал-ки, доски, лубок, фанера, связанные прутья, пучки соломы,

Читайте также: Разрядность шины адреса равна 20 бит

Рисунок 4. Задняя проволочная шинаКебота (Cabot);

Что делает шина медицинская

&Ш)ПШ Рисунок 5. Шипа Крамера. мешок с песком и пр.). Подобного рода примитивные иммобилизации допустимы для применения лишь в крайних случаях безвыходного положения. Но и в таких случаях они

Что делает шина медицинская

металлической ткани Filbry— растянутые. могут оказать известную услугу в деле иммобилизации лишь в сочетании с гипсовым или крахмальным бинтом. Империалистская война выяснила, что наилучшим иммобилизационным средством при первой помощи и для транспорта является гипсовая по.вязка, правильно наложенная, с предварительной • установкой фрагментов при помощи форсированного вытяжения в среднем, так наз. физиологическом положении. ‘Но в условиях первой помощи не только на войне, но и в мирное время гипсовую повязку сделать трудно, а в виду возможных осложнений (гематомы, инфекции) и рискованно. Признано, что заменой ее должна служить Ш., но не простая фиксационная шина, а III., идеально выполняющая фиксацию вместе с вытяжением. Принцип фиксации с вытяжением при лечении перелома—довольно старый принцип, известный еще из древности—со времен Гиппократа. Более широкое практическое применение его было осуществлено 200 лет назад в виде двойной наклонной плоскости, когда Пти (Petit, 1719) демонстрировал ее в Парижской академии наук (рис. 9) и рекомендовал ее для лечения переломов ноги. При расслабленных покоем мышцах голень и бедро в силу их тяжести пассивно вытягиваются на подвижном перегибе наклонной плоскости. Идея аппарата Цуппингера (Zup-pinger, 1905) (рис. 10) повторяет идею двойной наклонной плоскости Пти для пассивного вытяжения собственной тяжестью полусогнутой в колене конечности. В дальнейшем Цуппингер сам отказался от идеи лечения переломов пассивным вытяжением. На этих же аппаратах в положении полуфлексии, но с активным липкопластырным вытяжением по принципу Барденгейера (Bardenheuer), с ранними активными движениями и массажем, Цуппингер старался осуществить так называемое Рве. 7. Листы металлической ткаии Filbry— пробитые.

Рисунок 8. Шина Кравз-Тарновского.

Что делает шина медицинская

функциональное лечение, принцип которого был провозглашен Геннекеном (Hennequin). По типу Цуппингера была построена и тина Гейснера (Heusner), к-рый вместо пластыря для активного вытяжения рекомендовал применение с помощью клея бумазейных полос (см. Вытяжение). Вегнер активное вытяжение согнутой в колене голени вместо шины производил на подушках (рис. 11). Коди-вилла и Штейнман (Codivilla, Steinmann) пластырное вытяжение заменили гвоздевым: первый—за пятку, второй—за мыщелки бедра, Однако идея двойной наклонной плоскости с

пассивным вытяжением не умерла, а, претерпев .значительное видоизменение, в империалистскую войну играла роль не только в лечебных госпиталях, но и на фронте — на путях эвакуации. Так, при переломе бедра Фриц Ланге предложил для транспорта довольно громоздкий шинно-гиль-зовый аппарат на металлической основе с папочной гильзой на ремешках. Критикуя эту шину в послевоенном отчете, К. Франц (К. Franz) говорит, что папки от гноя и влаги размокают и шина у немецких хирургов успехом не пользовалась. Подобную же шинную повязку, построенную по принципу двойной наклонной плоскости с фиксацией и пассивным вытяжением на согнутом колене, Рум-мель (Rummel) предложил делать, выгибая ее остов из трех Кра-меровских шин. К. Франц предостерегает от пользования ею при транспорте, так как, не будучи укреплены гипсом, Крамеровские ПОЛОСЫ СИЛЬНО Пру- Рис. 10. Шипа Цушшнгера. жинят, разбалтывают бинты и вся повязка расползается. Т. о. и фиксация с пассивным вытяжением не оправдала себя в транспорте империалистской войны ни на одной из применявшихся Ш. Значительно большую роль при транспорте играла во время последней войны фиксация с активным вытяжением самыми различными способами. Например Вей-сенштейн (Weis-senstein) (рис. 12) в Австрии с этой целью при переломах бедра приспо- ,, _, „ собил обыкновеи- Рисунок 11. Вытяжение по Вегнеру. ные Н0СИЛКИ) а зимой лыжные носилки (рис. 13). В ножной половине с каждой стороны, по бокам палок, в парусине носилок делается 6 прорезов длиной в ширину ладони,через к-рые круговыми ходами бинта нога и таз укрепляются к палке. Стопа прибинтовывается к поперечине носилок. Контртяга проводится через пах и укреп- Что делает шина медицинскаяЧто делает шина медицинскаяЧто делает шина медицинская

Рлс. 12. Носилки-пшна при переломе бедра (по Всй-сенштейиу).

Что делает шина медицинская

ляется у изголовья. Эти носилки шли с раненым до места его стационарного лечения. Помехой для широкого применения в Австрии интересной идеи Вейсенштейна было недостаточное количество и громоздкость носилок, используемых как шина.—Старинная шина Ли-стона-Эсмарха (Liston-Esmarch)(рис. 14) также служила идее фиксации с тягой. Нога, фиксированная круговыми ходами бинта через дырки длинной деревянной доски, вытягивалась за подвижную стопную часть, фиксирующуюся к боковой Ш. при помощи винта. Про-тивовытяжением служит эластическая тяга,

Ряе. 13. Лыжные носилки (руков. по арм. шинам США).

Что делает шина медицинская

проведенная через пах, укрепленная у верхнего конца боковой доски. Широко, почти исключительно применявшаяся в первый год войны у англичан при переломе бедра шина Листон-

Рисунок 14. Шина Лжстоп-Эсмарха.

Что делает шина медицинская

Эсмарха получила потом полное осуждение на всех фронтах, когда обнаружилась огромная смертность у раненых с переломом бедра. «Винтовка давала лучшие результаты»,—говорит’

Рисунок 15. Шина Дитерихса.

Что делает шина медицинская

Боулби (Bowlby). По идее Листон-Эсмархов-ской шины построена и шина Дитерихса (рис. 15) с двумя боковыми деревянными полосами и с подвижной стопой. Своей тяжестью и громоздкостью она может конкурировать только с деревянной же шиной Волковича (рис. 1Б), к-рая предназначена автором и для ходьбы при переломе бедра. По идее фиксации с активным же вытяжением в Германии построена была шина Штубенрауха (Stu-benrauch), состоящая из двух Крамеровских шин: задней, обнимающей под колено, голень и подошву, и наружной, идущей к стопе от боковой поверхности туловища и таза. Лишние 12 см стопного конца наружной Ш. загибались с целью прикрепления к нему вытяже-

Читайте также: Как проверить давление в шинах mazda cx 5

Что делает шина медицинская

an шины

Что делает шина медицинская

Рисунок 17. Шина Брауна. ния, сделанного за кожу по бокам колена и голени. Как и в вышеописанных шинах, эластическая противотяга проводилась также через пах. Все эти Ш. однако недостаточно осуществляют принцип «фиксация и активное вытяжение». Последнее недостаточно из-за малого груза, к-рый подобные шинные повязки допускают. Это обстоятельство побудило искать комбинаций из гипса и вытяжения. Появилась т. н. экстензионная гипсовая повязка Ланге; однако гипс и вытяжение имеют совершенно противоположное действие. Загипсованные экстен-зионные тяжи прекращают действие вытяжения и лишаются смысла. Из всех способов шинирования идея двойной наклонной плоскости с активным вытяжением пережила империалистскую войну. Но не при первой помощи и не в транспорте, а при лечении в стационаре идея двойной наклонной плоскости развилась в отдельный метод и вошла и в послевоенную обстановку лечения переломов мирного времени. Еще во время войны (в Германии) появились т. н. укладочны в III. с активным пластырным или гвоздевым вытяжением. Браун (Braun) (рис. 17) первый во время войны, в 1916 г., для лечения переломов бедра предложил железную раму, в к-рую при согнутых тазобедренном и коленном суставах укладываются бедро и голень. В дальнейшем, во время войны, венский хирург Белер (Bohler) (рис. 18) усовершенствовал ее тем, что блоки для активного вытяжения бедра и голени, располагающиеся обычно на кровати, он приспособил на самой Ш. С этой целью Белер приделал к Ш. несколько металлических дуг: одну дугу как продолжение верхней горизонтальной полосы рамы—для вытяжения голени, и две дуги для различно согнутого в колене бедра. Благодаря работам Белера во время и после войны укладочные Ш. по-

Что делает шина медицинская

Рисунок 19. Шана Тихомирова и Апзипа.

лучили большую популярность для госпитального лечения переломов бедра и голени. Помимо Брауновской и Белеровской появились другие модификации укладочных III.—Бейера, Шеде (Ваеуег, Schede), совершенно подобные Брауновской укладочной Ш. для ноги, а также более сложные и громоздкие аппараты Тихомирова и Анзина (Ansinn) (рис. 19) с вытяжением и од- новременным движением в суставах. Заслужи* вает внимания складная укладочная (для транспорта) шина Остен-Сакена (рис. 20) и два деревянных треугольника Кольмерса (Colmers) (рис. 21), укладываемые под согнутое колено; при перевязке раны один из треугольников вынимается. Для госпитального же лечения рядом авторов были предложены еще т. н. суспен-сионные, или подвесные Ш., напр. шина Смита (Smith); вытяжение при подвешивании ноги на косынках к длинной перекладине деревянной рамы, например способ Флоршюца (Florschtitz). Только одна или две Что делает шина медицинскаяЧто делает шина медицинская

Рисунок 20. Складная—для транспорта и лечения— шина Остен-Сакена.

из многих косынок снимаются при перевязке, и конечность продолжает висеть на остальных. Подвесными шинами во время войны пользовались во всех странах. Английские авторы способ этот назвали гамаком. Однако при тяжелых переломах и инфекциях суспенсионные шины, или способ воздушного подвешивания мало пригоден в смысле фиксации, так как при нем создается известная подвижность сломанной ИЕН-фицирован-н о й конечности. Но все же способом подвешивания приходится поль-Рисунок 21. Треугольники Кольмерса. зоваться и главным образом при сильно рваных ранах, к-рые мешают не только наложению гипсовой повязки, но и постоянной Ш. Самое подвешивание лучше всего осуществляется при помощи т. н. Балканской рамы, к-рая хороша и для подвешивания различного рода экстензионных Ш. Из всех же Ш., создающих фиксацию и вытяжение и годных для первой помощи и транспорта при пере- р. ломах бедра и У’Д-_____,_______ голени, пере- п,\) » «Л жила империа- v3*—————————— листскую войну лишь одна шина — шина Томаса(рис. L

Что делает шина медицинская

). Послед- Рис 22. Шина Томаса и одно из НЯЯ СКОНСТру- видоизменений ее—для первой по-ирована Тома- мощи и транспорта при переломах сом незадолго бедра. перед Франко-прусской войной 1870/71 г. и была тогда предложена им французской армии; однако от этого предложения французы тогда отказались. Полстолетия Ш. Томаса вносилась в хир. руководства, мало находя практич. при- шины менения у хирургов. Применяли же ее в виде т. н. аппарата Томаса гл. обр. протезники, желая дать разгрузку тому или другому из 3 боль-

Что делает шина медицинская

МУь.. Рисунок 23. Шина Томаса при печении в госпитале у раненого с переломом бедра. ших суставов нижней конечности (рис. 23, 24). Видя ужасающую смертность от осложнений при огнестрельных переломах бедра в 1-й год

Рисунок 24. Два типа ножной шины Томаса при первой помощи (руководство по арм. шинам США).

Что делает шина медицинская

империалистской войны, крупнейший английский ортопед Р. Джонс (R. Jones) настойчиво рекомендовал применение шины Томаса на месте

Рисунок 25. Ручная шина Томаса.

Что делает шина медицинская

нахождения раненого—поверх штанины и сапога—с вытяжением за спицу, проведенную через разрез сапога по внутренней плоскости Деталь

С последующим приведением плеча

Что делает шина медицинская

Рисунок 26. Шарнирная ручная транспортная шина Томаса (видоизменение Мюррея). подметки. Во второй половине войны тина Томаса стала обязательной для первой помощи и для транспорта при переломах бедра не только в английской, но и американской армии. Ряд авторов, как Синклер (Sinclair), видоизменив шину Томаса, применял ее и для дальнейшего лечения переломов бед- ‘р*т&% pa и голени, а также и ■/®ё при переломах на верх- ней конечности (рис. 25, 26). Т. о. у английских и

Читайте также: Лучшие зимние шины для гололеда

Рисунок 27. Металлическая шина Турнера—при переломах плеча.

Что делает шина медицинская

американских ортопедов она является теперь до известной степени универсальной. Рука значительно реже нуждается в шинировании, чем нога, т. к. во многих случаях первой помощи и транспорта заменой Ш. может служить туловище, к к-рому рука прибинтовывается. Для шинизации переломов верхней конечности существует много вариаций способа, построенного на принципе двойной наклонной плоскости. Так, Миддельдорф (Middel-dorf) при переломе плечевой кости опущенную вниз руку, отведенную в плече и согнутую в локте, предложил фиксировать на треугольнике. Однако это положение руки с резкой ротацией плеча внутрь не может дать правильной установки

Рисунок 28. Шина Тихомирова-Петрова.

Что делает шина медицинская

Рисунок 29. Шина дли плеча Ситенко.

Что делает шина медицинская

отломков плечевой кости. По этому же принципу, но с более правильным физиол. положением плеча и предплечья, построена и картонная треугольная шина Фальти-и а. Кроме того имеется складная металлическая Ш. Турне-ра(рис.27)ит.н. амбулаторная костыльная шина Борхгревин-ка, црименяе- Рисунок 30. Прямоугольная вытяж- МЕЯ ПО типу бедная шина для плеча. (По Цуппин- ленной ШИНЫ То- «*» маса для лечения. перелома плеча на ходу. Верхний конец шины, «вилка», вставляется под упор в подмышку. Плечо и продплочье висят вниз и опираются на плоскость Ш. Наклеенный по длине плеча и предплечья пластырь производит вытяжение при помощи резиновой трубки. Тихомиров и Н. Н. Петров к шине Борхгре-шнка прибавили отведение плеча (рис. 28). У М. И. Ситенко эта Ш. с отведением сделана складной (рис. 29). Из экстензион-ных Ш., применявшихся в Германии в империалистскую войну при переломе плеча, Мюллер отмечает особенно импровизированную Ш. по Порцельту (Рог-zelt), к-рая припри вытянутом появилась Кра-широкое приме-

Рисунок 31. Вытяжная шина Брауна для плеча с переставным углом.

Что делает шина медицинская

бинтовывалась к туловищу по его длине плече. Когда меровская шина, получила нение прямоугольная экстензионная Ш. по Цуппингеру (рис. 30). Далее, по признанию Мюллера, оказалась очень рациональной переставная угловая экстензионная шина Брауна с пружиной и винтом (рис. 31).—Для фиксации конечности поело резекции сустава применяются различного рода т. н. резекционныеШ. Прибинтованные к ко- Рис 32_ нечности выше и ниже больного сустава 2 части Ш., обычно деревянные, соединены «мостом»—металлической дугой, перекинутой соответственно месту резекции сустава—для перевязки раны (рис. 32). При переломах челюстей в наст, время чаще всего применяются Ш. типа Тигерштедта, состоящие из основной алюминиевой проволоки 2 2 /3 мм толщиной. Каждый зуб отдельно при-

Что делает шина медицинская

вязывается к ней тонкой лигатурной проволокой 0,3—0,4 мм диаметра. Отличие зубных шин Зауера только в том, что они делаются не из алюминия, а из нейзильбера. Зубные Шре-деровскио Ш. отличаются тем, что на крайних зубах имеют припаянные к Ш.» металлические кольца, к-рые фиксируются на зубах цементом. Остальная часть Ш. фиксируется к зубам тонкой лигатурной проволокой (рис. 33).

Если исторический ход развития идеи шинирования перелома при первой помощи привел к вытяжению на шине, то развитие этого принципа на основе опыта империалистской войны и современного этапа приводит к применению шин типа ободочных рам — как с целью лечения, так и для первой помощи и транспорта. Современные требования к полевой шине таковы: 1) шина должна быть портативной, дешевой, простой и удобной при применении; должна выполнять и фиксацию и вытяжение, допускать перевязку раны без снимания шины и в крайности должна служить не только для первой помощи и транспорта, но и при лечении, и быть пригодна для дегазации. Империалистская война доказала необходимость для всех этих целей стандартизации шин с ограничением типов. В этом отношении в США выбрано 5—7 типов армейских металлических шин-рам: 1. То масонская ручная шина двух видов: одна (рис. 25) с неподвижным кольцом, другая—видоизмененная Мюрреем (Murray), шарнирная—для переломов плеча, локтя и предплечья (рис. 26). 2. Томасов екая ножная шина тоже двух видов: одна с полным неподвижным кольцом (рис. 24), другая—с подвижным (перекидным на 180°) полукольцом— для переломов бедра, колена и голени (рис. 24). 3. Задняя рама Кебота (Cabot)—для повреждений нижнего конца голени и стопы (рис. 4).’4. Бредфордовская рама (Bradford) (рис. 34), представляя удобство и облегчая уход при переломах позвоночника и таза, т. е. для самых тяжелых и самых болезненных переломов, слуяшт той необходимой устойчивой поверхностью, на к-рой соответствующие раненые могут быть транспортированы без перекладки до места лечения. Идеальным же транспортным средством для этих переломов, по признанию Вильсона, были в империалистскую войну н о с и л в и — л ы -не и (рис. 13); в них раненый может быть привязан (запеленай) настолько крепко, что при узких поворотах в траншеях их можно поставить боком — на ребро. 5. Кроме этих ободочных металлических рам среди армейских шин США рекомендуется длинная деревянная Листон’онекая шина (рис. 14)—только для случаев ранения области тазобедренного сустава, при к-рых кольцо Томасовской шины не может получить опоры(в^тазу. Лит.: Куковеров Н., Иммобилизация огнестрельных переломов, Одесса,» 1917; Опокин А., Хирургия военно-полевых ранений, Томск, 1931;Пвтров Н., Лечение инфицированных ран, Л., 1926; Тихомиров, Функциональное лечение переломов, П., 1916; Турне рГ., Руководство к наложению повязок, Л.-—М.,1934; D е 1 о г m e Е., Les enseignements chirurglcaux de la gran-de guerre, P., 1919; Lange, Schede et H о h-m a n n, Ergebm’sse der Krlegsorthopadie, Erg. Chir. u. Orthop., B. XIII, 1921 (лит.). См. также лит. к ст. Ортопедия и Переломы. С Новотедьп^в.

  • Свежие записи
    • Нужно ли менять пружины при замене амортизаторов
    • Скрипят амортизаторы на машине что делать
    • Из чего состоит стойка амортизатора передняя
    • Чем стянуть пружину амортизатора без стяжек
    • Для чего нужны амортизаторы в автомобиле
    • Правообладателям
    • Политика конфиденциальности

    🎬 Видео

    10 Ошибок При Оказании Первой ПомощиСкачать

    10 Ошибок При Оказании Первой Помощи

    Медицинские шины своими руками. В описании характеристики маиериала.Скачать

    Медицинские шины своими руками. В описании характеристики маиериала.

    Первая помощь: шина на бедроСкачать

    Первая помощь: шина на бедро

    Первая помощь: шина на предплечье, косынкаСкачать

    Первая помощь: шина на предплечье, косынка

    ГепоГлос (Gepoglos) - иммобилизационные шиныСкачать

    ГепоГлос (Gepoglos) - иммобилизационные шины

    Наложение вакуумной шины ES-10 на верхнюю конечностьСкачать

    Наложение вакуумной шины ES-10 на верхнюю конечность

    ЗАДУБЕЛА РЕЗИНА? КАК ВОССТАНОВИТЬ ЭЛАСТИЧНОСТЬ и размягчить затвердевшую резинуСкачать

    ЗАДУБЕЛА РЕЗИНА? КАК ВОССТАНОВИТЬ ЭЛАСТИЧНОСТЬ и размягчить затвердевшую резину

    Наложение шиныСкачать

    Наложение шины

    Сколько нужно носить шину для лечения ВНЧС?Скачать

    Сколько нужно носить шину для лечения ВНЧС?

    Наложение лестничных шин при переломе голениСкачать

    Наложение лестничных шин при переломе голени

    Наложение артериального жгутаСкачать

    Наложение артериального жгута

    Первая помощь при открытом переломеСкачать

    Первая помощь при открытом переломе

    Шина воротник Шанца. Воротник Шанца показания для применения (медицинский видеоролик)Скачать

    Шина воротник Шанца.  Воротник Шанца показания для применения (медицинский видеоролик)

    Первая помощь. Мастер-класс по накладыванию шиныСкачать

    Первая помощь. Мастер-класс по накладыванию шины

    Стандарт: Наложение медицинской пневматической шины (ШМП)"Скачать

    Стандарт: Наложение медицинской пневматической шины (ШМП)"

    Наложение ШинСкачать

    Наложение Шин
Поделиться или сохранить к себе:
Технарь знаток