1. В 1974г. М.Б.Масеевым и Э.Л.Чумаковым в опытовом бассейне ЦАГИ (Центральный Институт Аэро — Гидродинамики) были проведены испытания подвесных лодочных моторов «Нептун-23» (23л.с.) и «Вихрь-М» (25 л.с.). Результаты испытаний были опубликованы в журнале «Катера и Яхты». Приводимые ниже графики и пояснительный текст к ним взяты из №1 за 1975г. (№53 по сквозной нумерации).
. Представляет интерес сопоставление пропульсивных качеств подвесных моторов «Нептун-23» и «Вихрь-М», штатные скоростные винты которых имеют одинаковые диаметр и шаг, а мощность почти одинакова.
При движении с большими скоростями комплекс мотор-корпус дейдвуда-винт «Нептуна-23» и по эффективному упору и по КПД имеет заметное преимущество перед «Вихрем-М» несмотря на то, что максимальная мощность последнего на 2 л.с. больше.
Дополнительными исследованиями было установлено, что одна из причин этого — худшее взаимодействие винта и корпуса дейдвуда мотора «Вихрь-М» из-за малого расстояния между ними.
2. Ниже приведены данные заводских испытаний мотолодки «Крым-3», которые были опубликованы в журнале «Катера и Яхты» №6 за 1976г. (№76 по сквозной нумерации), достаточно убедительно свидетельствующие о преимуществе «Нептуна-23» перед «Вихрем-М».
Скорости мотолодки «Крым-3» c различной нагрузкой под разными моторами
Моторы | Полезная нагрузка, кг | Скорость, км/ч |
---|---|---|
«Нептун-23» | 180 | 30 |
350 | 26 | |
2X «Нептун-23» | 180 | 43 |
500 | 40 | |
«Вихрь-М» | 180 | 30 |
350 | 25 | |
2X «Вихрь-М» | 180 | 43 |
500 | 39 | |
«Вихрь-30» с подобранным винтом | 180 | 40 |
350 | 35 | |
450 | 30 |
3. Подобных свидетельств в своё время немало приводилось на страницах «КиЯ». Казалось бы, разница в тяге и скоростях невелика. Но на деле, при той же, или несколько меньшей скорости более мощный «Вихрь-М» расходует в час более литра «лишнего» горючего по сравнению с «Нептуном-23». За установленный срок моторесурса в 500 часов «Вихрь-М» напрасно сожрёт почти три бочки горючего! Разумеется, эта цифра возрастёт в случае применения более мощного лодочного мотора «Вихрь-30». Годами «Вихрь» будет понапрасну тянуть деньги из кармана владельца, годами понапрасну «коптить небо и воду»! Многие водномоторники, узнав о причине столь низкого КПД системы винт-редуктор «Вихря», принялись модернизировать мотор и добились неплохих результатов.
Что же можно сделать для исправления столь серьёзного недостатка конструкции «Вихря»?
# Сделать новый, более длинный гребной вал. Достаточно удлинить вал на 25мм.
# Изготовить новый или переделать винт от другого мотора, имеющий больший угол откидки лопастей назад.
# Осторожно снять немного металла с торца стойки редуктора, обращённой к винту.
# В дополнение к перечисленным мерам, заполнить отверстия крепёжных винтов нижней половины редуктора герметиком и отполировать поверхность редуктора.
На «Вихрях», доработанных спортсменами, выигрывались чемпионаты, ставились мировые рекорды. Но далеко не каждый из водномоторников-любителей обладал достаточными знаниями, возможностями и желанием заниматься серьёзными доработками моторов.
Поражает другое. Каким равнодушием к потребителю и защите окружающей среды отличался завод- изготовитель «Вихрей», наверняка прекрасно осведомленный об этой проблеме! Только в конце 90-х годов самарские конструкторы разработали новый мотор «Вихрь-30МА», редуктор которого имеет форму, благоприятную с точки зрения гидродинамики. Остается лишь надеяться, что будет наконец налажен их серийный выпуск.
Видео:Мотор Вихрь 30//Вихрь 20//Нептун 23//Проверка компрессии.Скачать
Надежный лодочный мотор made in USSR
«В Советском Союзе не делали хороших подвесных моторов. Один металлолом, который мы с радостью поменяли на японские и американские моторы». Так ли? Я бы не стал так категорично судить. И если моторы «Вихрь», «Ветерок», «Стрела» и проч. вспоминают по разному (кто то хвалит, большинство — ругают). То «Нептун 23», большинство старых водномоторников, вспоминают исключительно добрыми словами.
Недавно, на канале «Лодочник», мы обсуждали советский ПЛМ — которому поставили памятник. Как выяснилось (в комментариях) — что даже не один памятник и в разных местах России. Ссылка на публикацию о памятнике будет в конце текста.
Там же, в обсуждении памятника, читатели высказали, что «Нептун 23» — это самый надежный советский подвесник. Так ли это?
Далее будут аргументы, которые приводились читателями.
Справка: Его производили с конца 60-ых, по 2008 год.
4 модификации: «Нептун», «Нептун М», «Нептун 23» (у всех трех рабочий объём 346,6 см³). И «Нептун 25» (410 см³). Как видно из недавних обсуждений (и горячих споров) — «Нептун 23» был и остаётся самым любимым и уважаемым мотором советского прошлого. Почему?
Посмотрим комментарии от разных людей и обсудим их.
boris borisov : Из наших только Нептун-23 заслуживает одобрения Но слабовата шпонка винта частенько срезает.
Читайте также: Моторы для мотоблоков викинг
Анатолий Исаев : Ходил на «Вихре», в т.ч. и с эл. запуском. Нет, не мой — шумный, тяжелый, не надежный. А вот «Нептун-23» это мой. Ходил с ним лет 12. На зиму брал домой и профилактически разбирал до винта. И летний сезон он не подводил, обычно. Бывали капризы при заводке, но очень редко. Да и заводить его стартером намного легче, чем Вихрь 30 крутить.
Справка: При весе 44кг., «Нептун 23» потреблял 9 литров 76-го бензина (с маслом). Контактное зажигание. Топливный насос — тот же, что и на «Вихре» и «Привете». Легко снимается и ремонтируется редуктор. Самый мягкий звук мотора (за счет резиновых амортизаторов).
Но иногда заливало водой свечи. Втулка крыльчатки требовала доработки. Быстро «кончался» нижний коренной подшипник вала.
Возможно, секрет надежности «Нептуна» в том, что производили его на авиационном заводе. Всё таки, более серьёзное отношение к качеству. Вот ещё — комментарии из прошлой статьи, о «Нептуне»:
аркадий : «Нептун 23» — мечта, а не мотор. Переводил его на керосин, тогда еще дешевый, и ездил. Но переделка была серьезная. Запускался и прогревался на бензине на холостом ходу, а потом автоматически открытием заслонки карбюратора переключался на подогретый в змеевике керосин. Работал отлично.
beliy : Для своего времени был хороший мотор. Но капризный. У меня Нептунчик был 23-й. Вот, с-ка, безотказный! Вихрь, правда, помощнее был.
Молодым водномоторникам странно слышать, что мы возили запас шпонок. Что после обкатки «Нептуна» — удаляли ограничитель из карбюратора.
И что винты различались так: «Белый винт» , «Красный винт» . Кто помнит, какой из этих винтов был грузовой? И для чего были нужны куски электродов? Пишите в комментариях. Обсудим.
Если нравится тема — жмите «лайк». Обещанная ссылка на статью — Лодочный мотор, которому поставили памятник .
Видео:ВИХРЬ-20 / НЕПТУН-23 / ПРИВЕТ-22. Что лучше?Скачать
Что лучше мотор нептун или мотор вихорь
Репутация: 1
Зарегистрирован: 19.03.2008
Сообщения: 19
Откуда: Днепропетровск
[ КЛМ »Прогресс» ] |
Добавлено: 20.03.2008, 11:21 Заголовок сообщения: Двигатель для Прогреса 2м — вихрь или нептун |
Приветствую всех кто єто прочитал |
💥 Видео
Мотор Нептун 23 в отличном состоянии! Стоит ли покупать? Честный обзор от менеджераСкачать
Нептун 23 Лодочный моторСкачать
Топ 5 лодочный моторов. Какой отечественный мотор предпочтительнее?Скачать
Вихрь - проблема длинною в век.Скачать
ЧТО БУДЕТ, если поставить НЕПТУН 23 на 3х метровую лодку????Скачать
Вихрь и НептунСкачать
О Советских лодочных моторах .Скачать
НЕПТУН 23 ДОРАБОТАННЫЙСкачать
Tohatsu30 против Вихрь30Скачать
Вихрь на максималках. Колхоз-тюнинг.Скачать
Лодочный мотор Вихрь 20//Запуск после 11-ти лет простоя!!!Скачать
Тюнинг лодки МКМ - установка дистанции от мотора Вихрь на мотор НептунСкачать
Лодочный мотор Вихрь 20/25/30/45/60Скачать
Вихрь 30 спасает Нептун 23. Навигация продолжается. Отправился в заброшку на несколько дней. 5 серияСкачать
Вихрь 25 Ямаха 15Скачать
Пуск мотора вихрь 30Скачать
Лодочный мотор НЕПТУНСкачать