У каждого дома скорее всего скопилось немало нерабочих винчестеров ПК. И первое, что из него стоит вытащить — скоростной электромоторчик. Что из него сделать? Меня лично больше других заинтересовала миниатюрная шлифовальная машинка. Выписал драйверы к ним и реализовал из того, что было. В качестве корпуса применил обрезок профиля от вертикальных жалюзи.
Вот так выглядит радиатор для MT3608:
Драйвер двигателя на всякий случай тоже разместил на радиаторе, благо там есть металлизация.
Для аккумулятора поставил плату защиты на 15 Ампер (обычная на 1,5 Ампера будет слабовата — уходить в защиту).
Аккумулятор нужен именно сильнотоковый. Там на входе преобразователя ток доходит до 3-х Ампер. Ну и другие имеются возможные применения такого двигателя. На фото заготовка центробежного вентилятора с приводом от двигателя от флопика и привод алмазного диска 30 мм диаметром для заточки мелкого инструмента.
Мощность устройства может достигать 15 ватт. В зависимости от параметров выбранного двигателя, крутящий момент может быть достаточно приличным. Во всяком случае, я бы не сказал, что абразивный диск тормозится от малейшего нажима — работать можно вполне. Эта шлифмашинка вполне справляется с небольшими по объему работами. Не буду утверждать, что использую ее постоянно, но бывает очень удобной.
Аккумуляторный вариант естественно хорош оперативностью. Но на длительную перспективу пожалуй стоит рассмотреть вариант с отдельным питанием. И БП может быть один на несколько устройств. Возможно даже стоит применить блок питания с драйвером в одном корпусе. Правда тогда придется применять трехпроводной разъем и провод.
Видео:❓Как запустить моторчик от жёсткого дискаСкачать
Выбор двигателя HDD
Двигатели с шарикоподшипниками предпочтительней. Двигатели с гидродинамическими подшипниками применять не пробовал пока. Вполне возможно, что будут работать нормально, но только в одну сторону вращения, без реверса. Отличить их достаточно просто: крутанули в одну сторону, потом в другую.
- Если крутится одинаково, то шарикоподшипник.
- Если в одну сторону тормозится заметно быстрее, то гидродинамический.
Двигатели, что я пробовал, обладали ощутимо разной мощностью и крутящим моментом. Поэтому стоит произвести отбор, если есть из чего. В общем случае:
- Больший диаметр магнита обеспечивает, как правило, больший крутящий момент.
- Чем меньше сопротивление обмоток, тем больше мощность (без фанатизма, драйвер может и не потянуть).
Рекомендую при пайке отсоединять шлейф от драйвера. Я так спалил один. Пришлось выписывать отдельно микросхему (она тоже не дешевая, что то около 100 рублей) и заменять.
По опыту. При длительной нагрузке HDD двигатель греется в приспособе. А та ватт 12. При нормальной работе не критично (подточил — отложил), а вот если работать десятками минут, то будет заметно. Потому и поставил на металлический профиль. Какой-никакой, а радиатор.
Видео:#73 Что можно сделать из двигателя жёсткого дискаСкачать
Видео работы устройства
В настоящий момент машинка в работе около года и со временем немного дополнил конструкцию. Поставил индикатор уровня заряда аккумулятора и заглушку отверстия со стороны двигателя. Автор материала — Лекс59.
Видео:Это удивительно, что можно сделать из жесткого дискаСкачать
Что можно сделать из мотора от жесткого диска
Есть на Ютубе такой канал. Называется «Мне интересно». Кроме разного полезного там есть такое видео
Меня лично больше других заинтересовала миниатюрная шлифмашинка.
Выписал драйверы и реализовал из того, что было.
Выглядит это так
В качестве корпуса применил обрезок профиля от вертикальных жалюзи.
Вот так выглядит радиатор для MT3608
Драйвер двигателя на всякий случай тоже разместил на радиаторе, благо там есть металлизация.
Читайте также: Мотор исузу опель астра
Для аккумулятора поставил плату защиты на 15 Ампер (обычная на 1,5 Ампера будет уходить в защиту).
Аккумулятор нужен сильнотоковый. Там на входе преобразователя ток доходит до 2-3 Ампер.
Ну и чтобы два раза не вставать другие возможные применения такого двигателя.
На снимке заготовка центробежного вентилятора с приводом от двигателя от флопика и привод алмазного диска 30 мм диаметром для заточки мелкого инструмента.
Как я понял, мощность устройства может достигать 15 ватт.
В зависимости от параметров выбранного двигателя, крутящий момент может быть достаточно приличным.
Во всяком случае, я бы не сказал, что абразивный диск тормозится от малейшего нажима. Работать можно вполне.
Эта шлифмашинка вполне справляется с небольшими по объему работами.
Не буду утверждать, что использую ее постоянно (ну так пылит же), но бывает очень удобной.
Аккумуляторный вариант естественно хорош оперативностью.
Но на длительную перспективу пожалуй стоит рассмотреть вариант с отдельным питанием. И БП может быть один на несколько устройств.
Возможно даже стоит применить БП с драйвером в одном корпусе.
Правда тогда придется применять трехпроводной разъем и провод.
Добавлено (31.03.2020, 18:26)
———————————————
Выбор двигателя.
Двигатели с шарикоподшипниками предпочтительней.
Двигатели с гидродинамическими подшипниками применять не пробовал пока. Вполне возможно, что будут работать нормально, но только в одну сторону вращения, без реверса.
Отличить достаточно просто.
Крутанули в одну сторону, потом в другую. Если крутится одинаково, то шарикоподшипник.
Если в одну сторону тормозится заметно быстрее, то гидродинамический.
Двигатели, что я пробовал, обладали ощутимо разной мощностью и крутящим моментом.
Поэтому стоит произвести отбор, если есть из чего.
В общем случае:
1. Больший диаметр магнита обеспечивает, как правило, больший крутящий момент.
2. Чем меньше сопротивление обмоток, тем больше мощность (без фанатизма, драйвер может и не потянуть).
Рекомендую при пайке отсоединять шлейф от драйвера. Я так спалил один. Пришлось выписывать отдельно микросхему (она тоже не дешевая, что то около сотни руб) и заменять.
Добавлено (31.03.2020, 18:29)
———————————————
В настоящий момент машинка у меня в работе около года.
Немного дополнил.
Поставил индикатор уровня заряда аккумулятора и заглушку отверстия со стороны двигателя.
Видео:💡Генератор из моторчика жёсткого дискаСкачать
Запуск старых HDD для прикладных применений
При использовании старых HDD приводов в прикладных целях иногда возникает проблема с тем, что шпиндельный двигатель останавливается через некоторое время после запуска. Есть у них такая «фишка» — если с блока головок не поступают сигналы на микросхему-контроллер, то она запрещает микросхеме-драйверу вращать двигатель. На примере несколько моделей приводов попробуем разобраться, как это исправить.
Всё началось с того, что привезли несколько старых винчестеров (рис.1) и сказали, что здесь рабочие вперемешку с «убитыми», хочешь – выбирай, не хочешь – делай что хочешь. Но если разберёшься, как их использовать в качестве небольшого наждака для правки инструмента, расскажи. Ну, вот – рассказываю…
Первый HDD – «Quantum» семейства «Fireball TM» с микросхемой привода TDA5147AK (рис.2). Посмотрим, что он из себя представляет.
Верхняя крышка крепится 4-мя винтами по углам и одним винтом и гайкой, находящимися сверху, под наклейками. После снятия крышки видны сам жёсткий диск, считывающие головки и магнитная система управления положением головок (рис.3). Шлейф отсоединяем, магнитную систему откручиваем (здесь понадобиться специально заточенный шестигранный ключ «звёздочка»). При желании диск тоже можно снять, если открутить три винта на шпинделе двигателя (также нужен шестигранник).
Читайте также: Ямаха четырехтактный лод моторы
Теперь ставим крышку на место для того, чтобы можно было перевернуть HDD для экспериментов с электроникой и подаём в разъём питания напряжения +5 В и +12В. Двигатель разгоняется, работает примерно 30 секунд, а затем останавливается (на печатной плате есть зелёный светодиод – он горит при вращении двигателя и мигает при его остановке).
В сети легко находится даташит на микросхему TDA5147K, но по нему не удалось разобраться с сигналом разрешения/запрета вращения. При «подтягивании» сигналов POR к шинам питания добиться нужной реакции не удалось, но при просмотре сигналов осциллографом выяснилось, что при касании щупом 7-го вывода микросхемы TDA5147АK происходит её сброс и перезапуск двигателя. Таким образом, собрав простейший генератор коротких импульсов (рис.4, нижнее фото) с периодом в несколько секунд (или десятков секунд), можно заставить двигатель вращаться более-менее постоянно. Возникающие паузы в подаче питания длятся около 0,5 секунды и это не критично, если двигатель используется с небольшой нагрузкой на валу, но в других случаях это может быть неприемлемо. Поэтому, способ хоть и действенный, но не совсем правильный. А «правильно» запустить его так и не удалось.
Следующий HDD – «Quantum» семейства «Trailblazer» (рис.5).
При подаче напряжений питания привод никаких признаков жизни не подаёт и на плате электроники начинает сильно греться микросхема 14-107540-03. В середине корпуса микросхемы заметна выпуклость (рис.6), что говорит о её явной неработоспособности. Обидно, но не страшно.
Смотрим микросхему управления вращением двигателя (рис.7) — HA13555. Она при подаче питания не греется и видимых повреждений на ней нет. Прозвонка тестером элементов «обвязки» ничего особенного не выявила – остаётся только разобраться со схемой «включения».
Поисковики даташит на неё не находят, но есть описание на HA13561F. Она выполнена в таком же корпусе, совпадает по ножкам питания и по «выходным» выводам с HA13555 (у последней к проводникам питания двигателя подпаяны диоды – защита от противо-ЭДС). Попробуем определиться с необходимыми выводами управления. Из даташита на HA13561F (рис.8) следует, что на вывод 42 (CLOCK) должна подаваться тактовая частота 5 МГц с уровнем TTL-логики и что сигналом, разрешающим запуск двигателя, является высокий уровень на выводе 44 (SPNENAB).
Так как микросхема 14-107540-03 нерабочая, то отрезаем питание +5 В от неё и от всех остальных микросхем, кроме HA13555 (рис.9). Тестером проверяем правильность «порезов» по отсутствию соединений.
На нижнем фото рисунка 9 красными точками показаны места подпайки напряжения +5 В для HA13555 и резистора «подтяжки к плюсу» её 44 вывода. Если же резистор от вывода 45 снять с родного места (это R105 по рисунку 8) и поставить его вертикально с некоторым наклоном к микросхеме, то дополнительный резистор для подтяжки к «плюсу» вывода 44 можно припаять к переходному отверстию и к висящему выводу первого резистора (рис.10) и тогда питание +5 В можно подавать в место их соединения.
На обратной стороне платы следует перерезать дорожки, как показано на рисунке 11. Это «бывшие» сигналы, приходящие от сгоревшей микросхемы 14-107540-03 и старая «подтяжка» резистора R105.
Организовать подачу «новых» тактовых сигналов на вывод 42 (CLOCK) можно с помощью дополнительного внешнего генератора, собранного на любой подходящей микросхеме. В данном случае была использована К555ЛН1 и получившаяся схема показана на рисунке 12.
Читайте также: Схема вращения моторов квадрокоптера
После «прокидывания» проводом МГТФ напряжения питания +5 В прямо от разъёма к выводу 36 (Vss) и других требуемых соединений (рис.13), привод запускается и работает безостановочно. Естественно, если бы микросхема 14-107540-03 была исправна, вся доработка заключалась бы только в «перетяжке» 44-го вывода к шине +5 В.
На этом «винте» была проверена его работоспособность при других тактовых частотах. Сигнал подавался с внешнего генератора прямоугольных импульсов и минимальная частота, с которой привод работал устойчиво — 2,4 МГц. На более низких частотах циклично происходил разгон и остановка. Максимальная частота – около 7,6 МГц, при дальнейшем её увеличении количество оборотов оставалось прежним.
Количество оборотов также зависит и от уровня напряжения на выводе 41 (CNTSEL). В даташите на микросхему HA13561F есть таблица и она соответствует значениям, получаемым у HA13555. В результате всех манипуляций удалось получить минимальную скорость вращения двигателя около 1800 об/мин, максимальную – 6864 об/мин. Контроль проводился с помощью программы SpectraPLUS, оптопары с усилителем и кусочка изоленты, приклеенного к диску так, чтобы он при вращении диска перекрывал окно оптопары (в окне анализатора спектра определялась частота следования импульсов и затем умножалась на 60).
Третий привод – «SAMSUNG WN310820A».
При подаче питания микросхема-драйвер – HA13561 начинает сильно греться, двигатель не вращается. На корпусе микросхемы заметна выпуклость (рис.14), как и в предыдущем случае. Проводить какие-либо эксперименты не получится, но можно попробовать запитать двигатель от платы с микросхемой HA13555. Длинные тонкие проводники были подпаяны к шлейфу двигателя и к выходным контактам разъёма платы электроники – всё запустилось и работало без проблем. Если бы HA13561 была целой, доработка для запуска была бы такой же, как и для «Quantum Trailblazer» (44-й вывод к шине +5 В).
Четвёртый привод — «Quantum» семейства «Fireball SE» с микросхемой привода AN8426FBP (рис.15).
Если отключить шлейф блока головок и подать питание на HDD, то двигатель набирает обороты и, естественно, через некоторое время останавливается. Даташит на микросхему AN8426FBP есть в сети и по нему можно разобраться, что за запуск отвечает вывод 44 (SIPWM) (рис.16). И если теперь перерезать дорожку, идущую от микросхемы 14-108417-02 и «подтянуть» вывод 44 через резистор 4,7 кОм к шине +5 В, то двигатель не будет останавливается.
И напоследок, вернувшись немного назад, были сняты формы сигналов на выводах W и V микросхемы HA13555 относительно общего провода (рис. 17).
Самое простое прикладное применение старого HDD – небольшой наждак для правки свёрл, ножей, отвёрток (рис.18). Для этого достаточно наклеить на магнитный диск наждачную бумагу. Если «винт» был с несколькими «блинами», то можно сделать сменные диски разной зернистости. И здесь хорошо бы иметь возможность переключения скорости вращения шпиндельного двигателя, так как при большом количестве оборотов очень легко перегреть затачиваемую поверхность.
Наждак, конечно, не единственное применение для старого HDD. В сети легко находятся конструкции пылесосов и даже аппарата для приготовления сладкой ваты…
В дополнении к тексту находятся упомянутые даташиты и файлы печатных плат внешних генераторов импульсов в формате программы Sprint-Layout 5-ой версии (вид со стороны печати, микросхемы устанавливаются как smd, т.е. без сверловки отверстий).
Андрей Гольцов, r9o-11, г. Искитим, апрель 2018.
- Свежие записи
- Чем отличается двухтактный мотор от четырехтактного
- Сколько масла заливать в редуктор мотоблока
- Какие моторы бывают у стиральных машин
- Какие валы отсутствуют в двухвальной кпп
- Как снять стопорную шайбу с вала
📺 Видео
Подключение двигателя жесткого диска(HDD) без драйвера. (УСПЕШНЫЙ ЗАПУСК) Часть 2Скачать
СЕКРЕТЫ СТАРЫХ ЖЁСТКИХ ДИСКОВ, ЧТО МОЖНО СДЕЛАТЬ С НЕНУЖНЫМ HDD, ПОДЕЛКИ, ЧТО ПОЛЕЗНОГО В ВИНЧЕСТЕРЕСкачать
Я в шоке !!! 3 идеи - что можно сделать из старого HDD/3 ideas - what can be made from an old HDDСкачать
Драйвер мотору не нужен. Запускаем HDD моторСкачать
DIY Дикий вентилятор охлаждения с мотором из старого жесткого диска / Как использовать старый HDDСкачать
💽Наждак из жёсткого диска своими рукамиСкачать
Четыре простые самоделки из жесткого диска.Скачать
Готовый трехфазный драйвер моторов из HDD-жесткого диска.Тест с разными моторамиСкачать
Индукционная плитка из HDD жесткого диска. Что можно сделать из жесткого диска HDD.Скачать
НЕ ВЗДУМАЙ ВЫБРАСЫВАТЬ СТАРЫЙ ДИСК от компьютера! а сделай сам ОТЛИЧНЫЙ ИНСТРУМЕНТ своими руками!Скачать
😱Ты не поверишь, на что способен жёсткий диск!Скачать
💡 Генератор из моторчика жёсткого диска 🔨 Как AlexGyver зрителей обманул.Скачать
Узнав этот секрет, ты больше никогда не выбросишь моторчик от микроволновки!Скачать
Вентилятор из HDDСкачать
Бесколлекторный радиальный электродвигатель из болта своими руками (ЧАСТЬ#2!)Скачать
Запускаем бесколлекторный мотор из жесткого диска с помощью ардуино своими руками DIY без драйвера!Скачать