Не все знают, какое масло заливать в поршневой воздушный компрессор и нужно ли ему техническое обслуживание. Чтобы прояснить этот вопрос начнем с понятия: что такое воздушный компрессор?
Технологически, это полный антипод двигателя внутреннего сгорания. Речь идет о поршневой конструкции, ибо мембранные компрессоры работают по совершенно иному принципу.
Любой механический агрегат требует смазки, иначе его ресурс будет стремиться к нулю. Для упрощения анализа сравним компрессор с обычным ДВС.
Поршневой двигатель работает по следующему принципу: в цилиндрах образуется давление (благодаря сгоранию воздушной смеси), поршни двигаются, и с помощью коленвала передают крутящий момент на вал отбора мощности.
В компрессоре все наоборот: вращается вал (с помощью внешнего привода), движутся поршни в цилиндрах, создается давление. Ради него (давления) и работает вся конструкция.
- Зачем лить масло в компрессор?
- Можно ли в компрессор залить моторное масло?
- Характеристики, определяющие, какое масло можно залить в компрессор
- Основные требования к характеристикам компрессорного масла
- Как правильно подбирать компрессорное масло?
- Чем заменить компрессорное масло?
- Злободневно. (по маслу для компрессора)
- Компрессорное масло: какое и сколько лить, чем заменить, почему пенится?
- Технические характеристики и эксплуатационные свойства компрессорных масел.
- Плотность и вязкость компрессорного масла при изменении температуры
- Какое масло заливать в компрессор? Отличия компрессорного и моторного масла.
- Особенности выбора смазки для воздушного поршневого компрессора
- Какое масло заливать в винтовой компрессор
- Как и когда заменить масло в компрессоре?
- Замена масла в поршневом компрессоре
- Замена масла в винтовом компрессоре
- Сколько масла заливать в компрессор?
- Почему пенится или выбрасывает масло из компрессора?
- 🎦 Видео
Видео:О чем МОЛЧАТ производители КОМПРЕССОРОВ как продлить срок службыСкачать
Зачем лить масло в компрессор?
На первый взгляд может показаться, что поршни в компрессоре могут работать и без масла. Существуют современные материалы, имеющие минимальный коэффициент трения (тефлон, фторопласт и пр.).
Например, в автомобильных компрессорах поршневого типа отдельная смазка не применяется. Однако есть огромная разница в объемах перекачиваемого воздуха. Вспомним элементарные законы физики: при сжатии газов выделяется большое количество тепловой энергии.
Проще говоря, поршневая группа сильно нагревается в процессе работы: чем выше давление в ресивере, тем сильнее нагрев. Именно по этой причине цилиндры компрессоров оснащены ребрами воздушного охлаждения.
- Масло обладает хорошей теплопроводностью (хотя и меньшей, чем обычная вода), поэтому обмывание поршневой группы в некоторой степени способствует отводу тепла.
- Каким бы низким не был коэффициент трения поршневых колец, нагрев все-таки происходит. Если оставить компрессор без смазки, металл может раскалиться, его «поведет», и геометрия будет нарушена.
- Кроме собственно поршней и цилиндров, поршневая группа состоит из множества элементов: шатуны, коленвал, возможно редуктор. Эти элементы требуют смазки, причем по классическому способу (как в двигателе внутреннего сгорания). То есть к компрессора есть картер, в котором плещется смазочный материал.
Для понимания принципа работы поршневого компрессора, рассмотрим его устройство:
Коленчатый вал (1) свободно вращается с помощью подшипников (2). Необходимость смазки этих узлов даже не обсуждаются: без нее работа невозможна. Шатун (3) и палец поршня (4) не имеют подшипников качения. Так же, как в ДВС, установлены вкладыши. Если эти пары трения не смазывать, компрессор заклинит через несколько минут.
Чтобы масло для воздушного компрессора не вытекало наружу корпуса, используется сальник (8). А как быть с поршнем (5)? Если кольца не будут герметичными, испарения от смазки попадут в рабочую камеру (6). И тогда через клапаны (7) загрязненный воздух попадет в рабочую магистраль.
При такой системе смазки, стенки цилиндра достаточно омываются маслом, чтобы обеспечить нормальное скольжение и дополнительное охлаждение. Для очистки воздуха от возможного попадания паров, устраиваются фильтры.
Обычно это пористый материал, задерживающий любые жидкости. Для получения дыхательного воздуха (например, при набивке аквалангов), применяются более совершенные системы очистки.
Есть и другая конструкция поршневой группы, которая применяется в компрессорах с гарантированной чистотой нагнетаемого воздуха. Смазывается только кривошипно-шатунный механизм, между поршнем и картером установлен ползун, гарантирующий полную сухость в рабочей камере.
Правда, такие системы не могут обеспечивать высокую производительность: нагрузки противопоказаны.
Видео:Можно ли заливать моторное масло в компрессор?Скачать
Можно ли в компрессор залить моторное масло?
Традиционные масла не подходят по нескольким причинам:
- Компрессорное масло имеет более высокие экологические стандарты. Воздух может попасть в дыхательные пути оператора: даже если это механик, пользующийся пневматическим инструментом.
- Состав должен обеспечивать пожарную безопасность. То есть, пары смазки при возможном смешивании с воздухом, не должны создавать угрозу воспламенения. А в таких температурных режимах риск очень высокий.
- Характеристики вязкости принципиально отличаются.
- Компрессор может работать дольше, чем двигатель автомобиля (другие сроки замены отработанного масла).
Опыт дилетанта или что будет, если залить моторное масло в компрессор — видео
Кроме того, установлены единые стандарты для масел, которые можно лить в компрессор. Каждый производитель (аппаратуры) устанавливает свои требования, но подход остается единым.
- Минимальное коксовое число. Это означает, что при термическом разложении смазки (если таковая произойдет), количество твердых осадков должно стремиться к нулю.
- Требуется высокая теплопроводность, недоступная для традиционного моторного масла.
- При повышении температуры и давления (нормальное состояние для воздушного поршневого компрессора), физико-химические свойства не должны измениться. Особенно это касается параметров каплепадения, плавления, застывания и вспышки. Хотя для этого типа масел правильнее использовать термин «температура нагнетания».
Видео:Компрессорное масло | Какое масло подходит для воздушных компрессоров?Скачать
Характеристики, определяющие, какое масло можно залить в компрессор
Именно температура нагнетания является одним из основных параметров (касающийся безопасности работы компрессора).
- категория 1 – щадящие условия работы, до 160°C;
- категория 2 – стандартные условия эксплуатации, до 180°C;
- категория 3 – тяжелые режимы для непрерывной работы компрессорных станций, до 200°C;
- категория 4 – жесткие условия работы, в том числе в агрессивных средах, свыше 200°C.
- Масло подается под давлением с помощью форсунок. Это целая система, имеющая отдельную емкость (пополнение и замена производится прямо в ходе работы). Вязкость выбирается в точном соответствии с условиями эксплуатации, включая температуру окружающего воздуха.
- Нагнетание с помощью внутреннего шестеренного насоса также требует малой вязкости, но при этом нет зависимости от степени нагрева масла.
- Естественное разбрызгивание из масляной ванны картера не требует специальных характеристик, достаточно стандартных значений для трансформаторных масел.
Читайте также: Замена подшипника муфты компрессора кондиционера чери амулет а15
В качестве примера, иллюстрация параметров моторного масла «Лукойл» КС-19.
Основные требования к характеристикам компрессорного масла
Ввиду того, что смазочные материалы для компрессора необходимо отделять от нагнетаемых в цилиндрах газов, важным параметром является испаряемость. Измерение этой характеристики производится при нагревании жидкости до рабочей температуры, которая возникает после 10-15 минут работы агрегата.
Характеристики компрессорного масла Ravenol — видео
- При создании масел, производители вынуждены идти на компромисс. С одной стороны, требуется минимальная вязкость, с другой – слишком жидкое масло как раз склонно к испарению. Поэтому в состав обязательно добавляются вяжущие присадки.
- Еще одно требование, которое предъявляют производители компрессоров – низкий коэффициент окисления. При продолжительной нагрузке, масло может подгореть. Образуется нагар и копоть, которая попадает на стенки цилиндров и приводит к образованию царапин и задиров.
- Степень износостойкости характеризует способность сохранять заданные характеристики до момента замены масла. Если параметры будут постепенно снижаться, обеспечить стабильность работы компрессора невозможно.
- После кратковременного нагрева до критической температуры, базовые показатели должны вернуться в исходное состояние.
- Обязательно добавляются присадки, предотвращающие пенообразование. Кривошипно-шатунный механизм работает, как миксер. В картере масло будет просто взбиваться, не создавая прочную рабочую пленку.
Комплекс свойств компрессорного масла, любого производителя, должен обеспечивать:
- надежный пуск оборудования вне зависимости от внешней температуры;
- по возможности снижение энергозатрат на эксплуатацию агрегатов;
- при высоких нагрузках на поршневую группу не должны возникать предпосылки к заклиниванию трущихся пар;
- предотвращение образования эмульсии: при резкой смене давления в поршневой группе, образуется конденсат, который должен связываться деэмульгаторами.
Видео:Какое масло лутше лить в компрессор?Скачать
Как правильно подбирать компрессорное масло?
Большинство производителей компрессоров выдают производителем смазки сертификационные требования. Проводятся испытания, масла получают соответствующий допуск.
В паспортах некоторых агрегатов есть прямое указание на использование масел определенных производителей. В противном случае необходимо сверять параметры допуска с информацией на упаковке.
Видео:Не заливайте компрессорное масло в воздушный компрессор!!Скачать
Чем заменить компрессорное масло?
Если придерживаться технических требований, замена не предусмотрена. То есть, среди других видов смазки, альтернативы нет. Однако из опыта использования компрессоров малой мощности, можно заливать моторное масло для дизелей с вязкостью по SAE 15W40.
Это может быть невыгодно с экономической точки зрения: фирменное масло для компрессора стоит дешевле. А с учетом доступности этих материалов – нет смысла ставить эксперименты над оборудованием.
Видео:Какое масло лить в компрессор | Как поменять масло в компрессоре.Скачать
Злободневно. (по маслу для компрессора)
в КЕМПЕ КС-19 стоит 800р за 10л ребят, зачем его пробовать заменить дизельным при такой
низкой стоимости? Я то думал оно стоит дорого.
400р в пересчете на 5Л. Дизельное что, дешевле?
Осталось найти мелкий литраж, мне литра 2-3 всего купить.
А вот интересно. Почему от моторного дохнут? Почему на зиле/камазе компрессор не дохнет от моторного, а гаражный поршневой дохнет?
+1. Не понимаю, как-то странно. хочется написать «чо за чушь!?» но не пишу.
какой нагар в компрессоре?! там что-то сгорает?!
Т.е. условия ТЯЖЕЛЕЕ чем в ДВС? так что-ли? я понимаю что в компрессоре будет 160.
да хоть 200. А чо, в ДВС меньше что-ли? Сам двигатель
охлажадется, это я понимаю. Но в точке скольжения
по маслу, и тот слой металла что первым встречает
огонь — он что, меньше 160 нагрет что-ли?
я не спорю что в компрессоре маслу тяжело.
но неужели в ДВС ему легче?
ну ладно, специальное, значит специальное.
где его купить то подешевле ? ?
литра 2 про запасик. для редких работ.
Re: Для танкистов повторяем через дуло =))) > Температура железа, по которому размазано масло, отличается почти в 2 раза. Окислителя тоже больше.
ой да ладно. Если температуру железа в дизеле повысить еще в два раза, то все это железо вытечет через выхлопную трубу струйкой, сразу же. И так-то люминевые поршни при удачном стечении обстоятельств проплавляются. Окислителя в дизеле ровно столько же, тот же самый воздух полным цилиндром, только не на 10 атм а на 30, да еще специально сделано чтоб с нагревчиком, чтоб там не масло не вспыхивало а соляра устойчиво загоралась
Продолжаем сравнивать хер с трамвайной ручкой =)))
Как минимум в ДВС система смазки принудительная и масла больше. И в картере практически нет кислорода.
В мануале моего первого компрессора было написано, что специальное масло, при необходимости, можно заменить высококачественным дизельным
[em]Какие марки масел допускается применять взамен
указанных в паспорте компрессорных К-12, К-19?
При эксплуатации компрессорного оборудования ОАО «Бежецкий завод «Автоспецоборудование» взамен компрессорных масел марок К-12, К-19 (КС-12, КС-19) рекомендуемых как основные, разрешается применение моторных дизельных масел, соответствующих SAE 15W40.
При выборе отечественных или зарубежных аналогов дизельного масла следует руководствоваться параметрами вязкости и температуры воспламенения в открытом тигле.
Читайте также: Компрессор для кондиционера fujitsu внешний блок
Вязкость масла должна составлять 17-19 сСт; температура воспламенения в открытом тигле не должна быть ниже +230оС.
Количество масла заливаемого в картер компрессорных головок:
Для поршневых компрессоров, сделанных на базе компрессорных головок Fini подойдут дизельные масла М8Г2, М10Г2.[/em]
Угу. Оно. > Вязкость масла должна составлять 17-19 сСт; температура воспламенения в открытом тигле не должна быть ниже +230оС.
Надо поглядеть инфу по моторным маслам.
> Для поршневых компрессоров, сделанных на базе компрессорных головок Fini подойдут дизельные масла М8Г2, М10Г2.
Тааак, ну и с чем мы тут трамвай сравниваем? C М8?
Температура вспышки, °С 217
У меня форд фиеста, насчет масла в него могу сказать что народ на форуме профильном пытался найти инфу,
что же это за масло такое от форда?
с вероятностью в 99% производитель — РАВЕНОЛ, масло
очень среднего класса, полусинтетика. Стоит по сути
дела копейки но продается как «фирменное от самого
его Величества ФОРДА» за цену, выше чем хорошая
синтетика.
Я лично залил себе Эльф синтетика в Фиесту. Ухудшений
не вижу, цена масла копеечная (около 900р за 5л до
кризиса, брал в Ашане).
Видео:про компрессор, какое лучше масло заливать и при каких условиях, вязкость какая? и какое лучше?!Скачать
Компрессорное масло: какое и сколько лить, чем заменить, почему пенится?
Компрессорные масла – это смазочные материалы с особыми техническими характеристиками (малой испаряемостью, низкой склонностью к вспениванию, коксуемости, самовоспламенению), которые обеспечивают корректную работу и в разы продлевают срок службы воздушных компрессоров, уменьшают взрыво- и пожароопасность производства.
По типу основы они делятся на:
- минеральные – самые дешевые, применяются для мало- и средненагруженных устройств, эксплуатирующихся внутри помещений;
- синтетические – сохраняют вязкостные свойства в широком диапазоне температур и давлений, за счет чего обеспечивают легкий пуск и наиболее длительный срок эксплуатации тяжелонагруженного оборудования, работающего на открытом воздухе. Их единственным недостатком являются высокие первоначальные затраты;
- полусинтетические – при доступной цене обладают хорошими вязкостно-температурными характеристиками, эффективно защищают смазываемые поверхности от коррозии и преждевременного износа.
Видео:Сколько заливать масла в воздушный компрессор?Скачать
Технические характеристики и эксплуатационные свойства компрессорных масел.
Согласно ГОСТ 12.1.007 класс опасности компрессорных масел по вредному воздействию на организм человека:
- в жидком состоянии – 4-й;
- при образовании масляного тумана – 3-й.
Теплота сгорания компрессорного масла составляет около 40 МДж/кг, поэтому в соответствии с ВНТП 4-89 помещения, в которых используются воздушные компрессоры, по взрывопожарной и пожарной опасности относятся к категории В/Д (при содержании в единице оборудования более/менее 60 кг масла).
Для улучшения эксплуатационных свойств минеральных компрессорных масел в их состав вводят антиокислительные, противокоррозионные, противопенные, моющие и другие присадки. Характеристики разных видов масел приведены в Таблице 1.
Кинематическая вязкость, мм2/с, при температуре: 100°С
Температура, °С: вспышки в открытом тигле, не ниже
Содержание, % (маc. доля), не более: водорастворимых кислот и щелочей
Стабильность против окисления, не более: осадок, % (маc. доля)
Коррозия: на пластинках из стали
на пластинках из свинца, г/см2, не более
* Показатель нормируется для базового масла. ** Стабильность определяется по методу ISO 6617.
Плотность и вязкость компрессорного масла при изменении температуры
С повышением/понижением температуры вязкость и плотность компрессорного масла уменьшаются/возрастают (рис.1), что может стать причиной ухудшения его смазывающих и герметизирующих свойств/сложностей с запуском оборудования в холодное время года.
Для высоконагруженного оборудования требуемую вязкость смазочного материала рассчитывают по формуле:
где υp и υ0 – динамическая вязкость при рабочем (р) и атмосферном (0) давлении; α – постоянный коэффициент для конкретной марки.
Плотность масла при температуре t можно быстро определить простым способом: умножить разность между ней и +20 °С на температурную поправку (таблица 2), вычесть/прибавить полученное произведение из значения плотности при +20 °С (указывается в технических характеристиках), если t выше/ниже +20 °С.
Температурная поправка на 1 °С
Температурная поправка на 1 °С
Видео:Обслуживание компрессора, замена масла и чистка фильтров.Скачать
Какое масло заливать в компрессор? Отличия компрессорного и моторного масла.
Какое масло можно лить в компрессор, указывается в его паспорте. Аналог можно подобрать с помощью специальной таблицы, например:
Gazpromneft Compressor VDL-46
Gazpromneft Compressor VDL-68
Gazpromneft Compressor VDL-100
COMPRESSOR OIL EP VD-L 100
Gazpromneft Compressor VDL-150
COMPRESSOR OIL EP VD-L 150
Gazpromneft Compressor VDL-220
Для компрессорных агрегатов высокого давления лучше всего подходит синтетика (выбор производится по вязкости и температуре вспышки).
Перед тем, как залить в компрессор новое масло, необходимо слить старое, очистить от его остатков пневматические и масляные шланги, охладители, сепараторы, клапаны, поменять фильтры.
Использовать моторное или дизельное масло для поршневых компрессоров нежелательно, но допустимо, в винтовые льется только специальное. Однако, лить моторное масло в воздушный компрессор может быть опасно – при той же температуре вспышки, что и у компрессорного, оно имеет более низкую температуру воспламенения.
Решая, какое масло наливать в компрессор при дозаправке, учтите: при смешивании легированной минералки, полусинтетики и синтетики разных производителей присадки могут оказаться несовместимыми и выпасть в осадок.
Особенности выбора смазки для воздушного поршневого компрессора
Компрессорное масло для поршневых компрессоров контактирует с горячим воздухом, поэтому должно иметь высокую стойкость к термоокислению и температуру воспламенения не ниже +350°С. Классы вязкости – 100, 150 по ISO.
Читайте также: Малошумные компрессоры 220 в
Основную техническую характеристику масла отечественного производства (вязкость), легко определить по маркировке. Обозначение смазочных материалов этой категории выглядит таким образом: К-12, КС-19, К4-20 и т. п.
Буква К означает, что данный продукт относится к компрессорным смазкам, следующая за ней цифра – группу по условиям эксплуатации (при первой группе цифра не ставится). Число после дефиса – это кинематическая вязкость в мм 2 /с при t +100 ˚С. Буква С указывает на то, что материал производят из сернистой нефти, П – на наличие присадок.
С целью экономии в механизм движения компрессорных устройств с раздельной системой смазки можно заливать индустриальное масло.
Если использовать для компрессора с электрическим двигателем смазку с вязкостью выше рекомендуемой, из-за колебаний напряжения в сети возможны проблемы с его запуском.
При круглогодичной эксплуатации воздушного поршневого компрессора в уличных условиях целесообразно заменить минералку синтетикой (заливается только после тщательной промывки маслосистемы и замены фильтров).
Какое масло заливать в винтовой компрессор
Масло для винтовых компрессоров должно быть устойчивым к старению, иметь вязкость не менее 7 сСт (46, 48 класс по ISO), улучшенные охлаждающие, моющие, антикоррозийные, противоизносные, противопенные и деэмульгирующие свойства, температуру воспламенения выше +180°С.
Какое компрессорное масло лить в винтовой компрессор, напрямую зависит от условий эксплуатации: в теплое время года и в отапливаемых помещениях вполне подходит минералка, идеальный вариант для всесезонной работы под открытым небом – синтетика.
Видео:Какое масло заливать в компрессорСкачать
Как и когда заменить масло в компрессоре?
Информация о том, как часто производить замену масла в компрессоре и как проверить его уровень, содержится в сервисной книжке.
При работе оборудования в тяжелом режиме периодичность смены смазки сокращается. Масло следует внепланово менять, когда оно мутнеет или меняет цвет (белеет из-за попадания воды, темнеет вследствие сильного перегрева).
При заправке компрессора необходимо точно соблюдать инструкцию – в маслосистему не должны попасть воздух, влага, пыль.
Перед тем, как поменять масло в компрессоре, нужно удалить старую смазку, залить в него промывочную жидкость и включить на 10-15 минут.
Эффективнее смазать пары трения помогает лубрикатор (распылитель масла, подающий его в виде масляного тумана).
Чтобы лучше понять, как заменить масло в компрессоре, можно посмотреть следующую видео-инструкцию.
Замена масла в поршневом компрессоре
Менять масло в воздушном поршневом компрессоре обязательно после первых 500 ч работы, далее – в зависимости от режима нагрузки и качества всасываемого воздуха, но не реже 1 раза в год.
После каждых 4000 ч эксплуатации следует заменить не только масло, но и поменять масляный фильтр, фильтр-сепаратор, при необходимости – ремень привода.
Замена смазочной жидкости производится при постоянном контроле уровня заполнения (должен находиться между центральной и верхней меткой смотрового окна компрессора).
Замена масла в винтовом компрессоре
Первая замена смазки в винтовом компрессоре производится после 500 ч эксплуатации, в дальнейшем – с периодичностью до 8000 ч (точный интервал зависит от марки устройства и условий эксплуатации).
Заливать свежего масла нужно столько же, сколько было слито старого. Необходимость в доливе определяется после кратковременного включения оборудования.
Видео:Какое масло заливать в компрессор? Категории - Компрессорное масло | Холодильное масло | МАРКОНСкачать
Сколько масла заливать в компрессор?
Заправочный объем масла зависит от модели устройства и может составлять от 150 мл до сотен литров.
Сколько лить масла в воздушный поршневой компрессор? Оптимально – на высоту уровня около 2/3 смотрового стекла: недостаток смазки приводит к масляному голоданию устройства, что чревато его заклиниванием, избыток – к повышенному уносу в систему, риску гидроудара.
В моделях без смотрового стекла проверка уровня производится щупом.
Определить, сколько масла нужно заливать в компрессор винтового типа, проще всего по количеству слитой отработки.
Видео:Замена масла в компрессор своими рукамиСкачать
Почему пенится или выбрасывает масло из компрессора?
В винтовом компрессоре масло пенится при неправильном подборе, попадании посторонних примесей, смешивании разных марок. В поршневом оно вспенивается по тем же причинам, а также, когда забит сапун или изношен поршень.
Винтовой компрессор выплевывает масло в воздушный фильтр вследствие неисправности клапанов (разгрузочного, всасывающего, минимального давления). Особенно сильный выброс смазки происходит при резком останове или аварийном отключении двигателя.
Искать ответ на вопрос, почему идет выброс масла с поршневого компрессора, нужно начинать с проверки его уровня (при превышении слить излишек). Другие причины, по которым с компрессора выбрасывает масло: избыточное давление в картере, неправильная установка или залегание маслосъемного кольца.
кидает масло через сапун при засорении его отверстия, забитом воздушном фильтре, неисправности впускных и/или выпускных клапанов, износе цилиндропоршневой группы (ЦПГ);
плюется маслом, если оно имеет низкую вязкость или залито выше допустимого уровня, накапливается в ресивере из-за неисправности сепаратора;
гонит масло в воздушную систему при снижении пропускной способности воздушного фильтра или впускного патрубка, износе ЦПГ.
Если компрессор погнал масло в ресивер, это возможно из-за переполнения картера, повреждения маслосъемного кольца.
- Свежие записи
- Чем отличается двухтактный мотор от четырехтактного
- Сколько масла заливать в редуктор мотоблока
- Какие моторы бывают у стиральных машин
- Какие валы отсутствуют в двухвальной кпп
- Как снять стопорную шайбу с вала
🎦 Видео
Замена масла в компрессоре и ТО (какое масло лить)Скачать
Обслуживание компрессора, замена масла и фильтра. Компрессор плохо качает. Поиск причины и ТО.Скачать
Смена масла в компрессоре без сливной пробки и какое масло литьСкачать
Компрессор холодильника - какое масло?Скачать
Можно ли добавить масло в компрессор кондиционера при заправке!?Скачать
Как часто менять масло в поршневом компрессоре?Скачать
Как правильно слить масло с мотор-компрессора бытового холодильникаСкачать
Как заменить масло в воздушном компрессоре?Скачать