Автомобильный кондиционер является довольно сложной и дорогостоящей системой. Он обеспечивает охлаждение воздуха в салоне, поэтому его поломка, особенно летом, вызывает у водителей массу неудобств. Ключевым компонентом в системе кондиционирования является компрессор кондиционера. Рассмотрим подробнее его устройство и принцип работы.
- Как работает кондиционер в автомобиле
- Виды, устройство и принцип работы компрессора
- Аксиально-поршневой нагнетатель
- Привод и электромагнитная муфта
- Возможные неисправности и режимы отключения компрессора
- Схема работы и устройства автокондиционера
- Устройство и схема компрессора кондиционера
- Принцип работы автомобильного кондиционера
- Основные характеристики компрессора
- Мощность
- Максимальное давление
- Возможные капризы устройства автокондиционера
- Виды компрессоров
- Как проверить работоспособность
- Управляющий блок
- Неисправности компрессора кондиционера
- Причины
- Способы устранения
- Откуда берется грязь и плесень?
- Как разобрать компрессор кондиционера
- Промывка и чистка компрессора кондиционера автомобиля
- Лучшие автомобильные компрессоры
- 3 позиция – Компрессор Sanden 5H14 A2 12V
- 2 позиция – SAILING Компрессор Кондиционера 2.5 Altima 07
- 📽️ Видео
Видео:Компрессор из автомобильного КондиционераСкачать
Как работает кондиционер в автомобиле
Компрессор сложно представить в отрыве от всей системы, поэтому вначале кратко рассмотрим принцип работы системы кондиционирования. Устройство автомобильного кондиционера не отличается от устройства холодильных установок или бытовых кондиционеров. Это замкнутая система с магистралями, в которых находится хладагент. Он циркулирует по системе, поглощая и отдавая тепло.
Схема работы автомобильного кондиционера
Компрессор выполняет основную работу: отвечает за циркуляцию хладагента по системе и делит ее на контуры высокого и низкого давления. Сильно разогретый хладагент в газообразном состоянии и под высоким давлением поступает от нагнетателя в конденсер. Затем он превращается в жидкость и проходит через ресивер-осушитель, где из него выходит вода и мелкие загрязнения. Далее, хладагент попадает в расширительный клапан и испаритель, который представляет собой небольшой радиатор. Там происходит дросселирование хладагента, сопровождающееся сбросом давления и понижением температуры. Жидкость вновь переходит в газообразное состояние, охлаждается и конденсируется. Вентилятор гонит охлажденный воздух в салон автомобиля. Далее, уже газообразное вещество с низкой температурой поступает обратно в компрессор. Цикл повторяется вновь. Часть системы с горячим хладагентом относится к зоне высокого давления, а с холодным – к зоне низкого давления.
Видео:Устройство и принцип работы компрессора кондиционераСкачать
Виды, устройство и принцип работы компрессора
Компрессор представляет собой нагнетатель вытеснительного типа. Он начинает свою работу после включения кнопки кондиционера в салоне автомобиля. Устройство имеет постоянное ременное соединение с двигателем (привод) через электромагнитную муфту, которая позволяет запускать установку, когда это необходимо.
Нагнетатель всасывает охлажденный хладагент в газообразном состоянии из зоны низкого давления. Далее, за счет сжатия повышается давление и температура хладагента. Это главные условия для его расширения и дальнейшего охлаждения в расширительном клапане и испарителе. Для повышения срока службы составных частей компрессора используется специальное масло. Часть его остается в нагнетателе, другая часть растекается по системе. На компрессоре размещен предохранительный клапан, который защищает установку от превышения давления сверх нормы.
Различают следующие виды компрессоров в климатических установках:
- аксиально-поршневые;
- аксиально-поршневые с вращающимся наклонным диском;
- лопастные (роторные);
- спиральные.
Наиболее широкое распространение получили аксиально-поршневые и аксиально-поршневые нагнетатели с наклонным вращающимся диском. Это наиболее простой и надежный вариант устройства.
Аксиально-поршневой нагнетатель
Приводной вал компрессора приводит в движение наклонный диск, который, в свою очередь, образует возвратно-поступательное движение поршней в цилиндрах. Поршни двигаются параллельно валу. Количество поршней может отличаться в зависимости от модели и конструктивного решения. Их может быть от 3 до 10. Таким образом, формируется такт работы. Клапана открываются и закрываются. Происходит всасывание и нагнетания хладагента.
Аксиально-поршневой компрессор
Мощность климатической установки зависит от максимальной частоты вращения компрессора. Часто производительность зависит от скорости двигателя. Диапазон частоты вращения нагнетателя находится от 0 до 6 000 об/мин.
Чтобы убрать зависимость работы компрессора от скорости работы двигателя, используются компрессоры с изменяемым рабочим объемом. Это достигается путем применения вращающегося наклонного диска. Угол наклона диска меняется с помощью пружин, что корректирует производительность всей климатической установки. В компрессорах с постоянным аксиальным диском регулировка происходит в результате отключения и включения электромагнитной муфты.
Привод и электромагнитная муфта
Электромагнитная муфта обеспечивает связь работающего двигателя и компрессора во время включения кондиционера. Муфта состоит из следующих компонентов:
- ременной шкив на подшипнике;
- электромагнитная катушка;
- подпружиненный диск со ступицей.
Устройство электромагнитной муфты
Двигатель посредством ременного соединения приводит в движение шкив. Подпружиненный диск соединен с приводным валом, а электромагнитная катушка с корпусом нагнетателя. Между диском и шкивом имеется небольшой зазор. Когда включается кондиционер, электромагнитная катушка создает магнитное поле. Подпружиненный диск и вращающийся шкив соединяются. Компрессор начинает свою работу. Когда кондиционер выключается, пружины отводят диск от шкива.
Видео:Устройство, принцип работы и ремонт автокондиционера по технологии производителя.Скачать
Возможные неисправности и режимы отключения компрессора
Как уже было сказано, климатическая установка в автомобиле – это сложная и дорогая система. Ее “сердцем” является компрессор. Наиболее частые поломки кондиционера связаны именно с этим элементом. Проблемами могут стать:
- неисправность электромагнитной муфты;
- выход из строя подшипника шкива;
- утечка хладагента;
- перегорание предохранителя.
Подшипник шкива испытывает большие нагрузки и часто выходит из строя. Это обусловлено его постоянной работой. Поломку можно определить по непривычному звуку.
Читайте также: Компрессор 4ge 23y bitzer r 404
Именно компрессор кондиционера выполняет большую часть механической работы в климатической установке, поэтому он нередко выходит из строя. Этому также способствуют плохие дороги, неисправность других узлов, неправильная работа электрооборудования. Для ремонта потребуются специальные знания и умения. Лучше обратится в сервисный центр.
Также есть некоторые режимы, при которых происходит отключение компрессора, предусмотренное системой:
- очень высокое (выше 3 МПа) или низкое (ниже 0,1 МПа) давление внутри нагнетателя и магистралей (показывают датчики давления, пороговые значения могут отличаться в зависимости от производителя);
- низкая температура воздуха снаружи;
- чрезмерно высокая температура охлаждающей жидкости (выше 105˚C);
- температура испарителя ниже примерно 3˚C;
- открытие дроссельной заслонки более 85%.
Чтобы более точно определить причину неисправности, можно воспользоваться специальным сканером или обратиться за диагностикой в сервисный центр.
Видео:Электромагнитная муфта компрессора кондиционера - принцип работы и проверка катушкиСкачать
Схема работы и устройства автокондиционера
Видео:Можно ли добавить масло в компрессор кондиционера при заправке!?Скачать
Устройство и схема компрессора кондиционера
«Сердце» автокондиционера – сложная конструкция, в которой хладагент (фреон) сжимается, превращается в газ с высокой температурой. Компрессор нагнетает хладагент, гонит его по замкнутому кругу.
Автокомпрессор разделяет систему охлаждения на два контура: высокого и низкого давления. В первый входят все элементы до испарителя, во второй – магистраль, которая соединяет испаритель с компрессором.
Устройство компрессора кондиционера автомобиля упрощенно выглядит так: это блок с помпой и электромагнитной муфтой.
Главные узлы компрессора автомобильного кондиционера на схеме:
Видео:Регламентные работы при заклинивании компрессора кондиционераСкачать
Принцип работы автомобильного кондиционера
Принцип работы кондиционера в автомобиле базируется на особенностях обмена тепла между хладагентом и окружающей средой.
Рассмотрим цикл циркуляции хладагента подробнее:
- Из компрессора хладагент под давлением поступает в конденсатор. На выходе из компрессора вещество находится в состоянии газа. Свойства хладагента таковы, что он может находиться в газообразном состоянии только при наличии определенной температуры и давления.
- Конденсатор представляет собой сеть капилляров с множеством ребер охлаждения. Проходя через него, хладагент остывает и становится жидкостью. Высокое давление предохраняет его от преждевременного испарения.
- После конденсатора жидкость поступает в расширительную емкость, где из нее удаляется вода и другие, ненужные, примеси.
- Из ресивера-осушителя хладагент поступает в расширительный клапан. В участке магистрали за этим клапаном давление хладагента значительно ниже, чем во всех предыдущих. Степень открытия клапана регулируется температурой хладагента, покидающего испаритель.
- В испаритель хладагент попадает в состоянии жидкости низкого давления. Проходя через трубки испарителя, он становится газом. Процесс сопровождается потреблением тепла из окружающей среды.
- Из испарителя газообразный хладагент при низком давлении попадает обратно в компрессор, где во время сжатие разогревается. Цикл повторяется.
Таким образом, хладагент в системе циркулирует постоянно, обеспечивая салон прохладным воздухом и конденсацией лишней влаги на стенках испарителя.
Видео:Почему ломается компрессор кондиционера? Ремонтировать или купить новый?Скачать
Основные характеристики компрессора
Рабочие характеристики интересуют водителей, когда нужно поменять вышедший из строя компрессор на новую деталь. Рассмотрите устройство автомобильного компрессора кондиционера со своего авто, подберите аналог по внешним геометрическим параметрам, конструкции, используемому хладагенту.
Взвесьте старую деталь. Не доверяйте мнению «чем тяжелее, тем лучше». Автомобильный компрессор для кондиционера может иметь массу 5-7 кг и выше. Чет тяжелее агрегат, тем больше холода произведет кондиционер, но и лошадиных сил у двигателя тоже заберет больше: ваш автомобиль, возможно, на это не рассчитан. Подбирайте деталь на авторынке не по весу, а по VIN-коду или номеру кузова своего авто.
Мощность
Этот показатель указывают не все производители: к тому же, данные могут быть неточными. Произвольно выбирать мощность устройства не стоит, поскольку на автозаводе параметр рассчитан точно под силовой агрегат и класс вашего авто:
- машины класса В и С теряют при включении кондиционера 4 л. с., то есть компрессоры обладают мощностью 2,9 кВт;
- авто класса D и E тратят 5-6 л. с., что соответствует мощности узла 4-4,5 кВт.
Но есть понятие «производительность», на него больше и обращайте внимание. Коротко – это количество рабочей жидкости, которое прогоняет вал за один оборот.
Максимальное давление
Единица измерения этого параметра – кг/см2. Проверить давление компрессора кондиционера автомобиля можно самостоятельно с помощью манометров с подходящими разъемами, либо (что точнее) специальным манометрическим блоком.
Показатель зависит от маркировки хладагента и температуры окружающей среды. Так, для хладагента R134a при +18-22 °С на термометре в контуре низкого давления будет 1,8-2,8 кг/см2, высокого – 9,5-11 кг/см2.
Контрольную проверку компрессора кондиционера автомобиля на рабочее давление лучше сделать в сервисе.
Видео:как проверить любой компрессор кондиционера (на примере компрессора форд фокус 2)Скачать
Возможные капризы устройства автокондиционера
Устройство любой системы кондиционирования — герметичное. Уплотнительные кольца для автокондиционера обычно работают надежно, но при этом в системе в любом случае происходит диффузия газа. Соответственно, время от времени (минимум один раз в 4-5 лет) устройство нужно заправлять. Но этот показатель в целом определяется состоянием транспортного средства, а также различными специфическими особенностями. В частности, речь идет о комплектующих.
Читайте также: Масло redverg для компрессоров 1л rd comp 1l
Если у вас возникнет необходимость очистки системы, то перед тем, как заняться этим процессом, необходимо будет избавиться от влаги и воздуха, присутствующих в системе. Для этого проводится процедура вакуумирования. Она позволит избавиться от всех примесей, а также грязи. Вывод воздуха производится при помощи насоса (автор видео — Сергей Иванов).
Электрическая схема кондиционера также обычно работает без проблем. Но если вы столкнулись с проблемой неработающего климатизера, то в первую очередь желательно проверить работоспособность предохранителей и реле. При выходе из строя некоторых элементов возможны перебои в работе климатизера.
Во время заправки автокондиционера в систему также необходимо добавлять специальное масло
В том случае, если все элементы системы работают нормально, при этом уровень давления в норме, но кондиционер не холодит, нужно обратить внимание на осушитель. При выходе из строя этого компонента нормальная работа системы будет невозможна
Следует отметить, что это устройство является съемным, поэтому при необходимости его всегда можно демонтировать и без проблем заменить на новое.
Видео:Принцип работы системы кондиционирования DENSOСкачать
Виды компрессоров
Хотя устройство компрессора кондиционера автомобиля по принципу действия схоже в разных моделях, но конструктивные особенности есть. Различают следующие типы нагнетателей давления:
- Поршневой. Конструкция может содержать один или от 2 до 10 штук разнорасположенных поршней, приводимых в движение наклонным диском.
- Роторно-лопастной. Лопасти (2-3 шт.) ротора вращаются, изменяют объем контуров с поступающим рабочим веществом.
- Спиральный. В механизме одна в другую вставлены две спирали. Одна вращается внутри второй, неподвижной, спирали, сжимая фреон. Потом последний разряжается, поступает дальше в контур.
Внешний вид компрессора для кондиционера
Поршневая установка — самая простая и распространенная. Роторные виды устанавливаются в основном на японских машинах. Спиральные компрессоры получили распространение с 2012 года, идут с электрическим приводом.
Видео:Лайфхак/Как избежать замены Компрессора Кондиционера!Скачать
Как проверить работоспособность
Когда автомобиль куплен на вторичном рынке, нужно проверить компрессор кондиционера автомобиля на работоспособность.
- Запустите агрегат в штатном режиме: переключайте настройки, наблюдайте, как меняется температура в салоне.
- Осмотрите узел. Утечка масла, нарушение герметичности можно заметить визуально.
- Прислушайтесь к работе системы: она не должна греметь, гудеть, создавать посторонние шумы.
- Самостоятельно или в сервисе измерьте давление внутри системы.
Автокондиционер – одно из самых дорогих навесных оборудований, которое нужно периодически контролировать.
Видео:Как выбрать компрессор кондиционера БУ (б/у).Скачать
Управляющий блок
Единственное отличие между обычным кондиционером и более продвинутым климат-контролем кроется в управляющем блоке, поддерживающем подключение различных датчиков, а общий принцип одинаков – управление компрессором и вентиляторами. Управление кондиционером сводится к подаче напряжения на электромуфту компрессора и регулировке скорости вращения вентиляторов. Для этого и нужно коммутирующее устройство, ведь кнопки и потенциометры, установленные на передней панели автомобиля, не рассчитаны на подключение мощной нагрузки. Подключение к управляющему блоку контроллера и различных датчиков, а также возможность менять направление движения входящего воздуха, чтобы он шел через испаритель, превращает кондиционер в систему климат-контроля.
Видео:Lanos-кондиционер: вода на пассажирском ковре в салоне от кондиционера.Скачать
Неисправности компрессора кондиционера
Регулярный техосмотр, правильно подобранное масло предотвращают поломки климатической техники. Однако неисправности компрессора кондиционера автомобиля все же случаются часто.
- От узла постоянно слышен шум, даже если кондиционер не включен, а работает только двигатель авто. Проверьте подшипник шкива.
- Не включается электромагнитная муфта. Причин много, нужно искать.
- Агрегат плохо охлаждает воздух в салоне. Возможна утечка фреона.
- В компрессоре что-то трещит, урчит. Проверьте давление в горячем и холодном состоянии оборудования.
Появились один или несколько признаков – нужна профессиональная диагностика компрессора кондиционера автомобиля.
Причины
Автокомпрессоры – надежные узлы с большим рабочим ресурсом. Но сбои случаются, причин много:
- Износились подшипники. Опасность в том, что повышается нагрузка на катушку, приводной шкив перекашивает, фреон может выйти полностью.
- Перегрелась система, из-за чего вышла из строя муфта.
- Деформировался корпус или патрубки в следствии некоего механического воздействия, нарушилась герметизация.
- Вышли из строя клапаны, отвечающие за подачу рабочего вещества.
- Засорился радиатор.
Устройство компрессора для автомобильного кондиционера
Дефицит либо избыток фреона также плохо сказываются на работоспособности системы.
Способы устранения
Холодильное оборудование – сложная установка, которую в гаражных условиях трудно восстановить.
Своими руками сделать можно следующее:
- Заварите трещины на корпусе и патрубках автокомпрессора.
- Замените уплотнители, предварительно удалив хладагент и демонтировав агрегат.
- Поменяйте вышедший из строя подшипник приводного шкива, но только после снятия механизма, и, если вы знаете, как впрессовывать элементы.
- Отремонтируйте электромуфту, в которой часто нужно поменять запчасти: пластину, катушку, шкив.
Читайте также: Компрессор для ауди аллроад
Поршневую группу трогать рискованно, так как нужно полностью снимать узел, разбирать, промывать детали. Перед процедурой удаляют фреон, сливают масло, поэтому лучше доверить обслуживание сервисменам.
Видео:Почему нельзя ставить компрессор кондиционера БУ на автомобиль без проверки.Скачать
Откуда берется грязь и плесень?
При «высасывании» тепла из воздуха на поверхности испарителя, который по сути является алюминиевым радиатором, появляется конденсат. За часовую поездку может образоваться до 2–3 литров жидкости – все зависит от влажности воздуха. Чтобы эта жидкость не капала внутрь салона (испаритель располагается прямо под приборной панелью), он имеет дренаж – трубку, по которой вода выводится наружу. Вот эта трубка, а также сами ячейки испарителя – первые враги чистоты. Влажный испаритель притягивает пыль, как аквафильтр, а вместе с ней бактерии и споры грибков. После выключения автомобильного кондиционера, температура испарителя повышается, получается идеальная влажная и теплая среда для развития микроорганизмов. Вот почему чаще всего именно отсюда начинается распространение плесени внутри климатической системы.
Второй источник неприятностей скрывается внутри воздуховодов системы вентиляции, которая примыкает к испарителю. Она работает в паре с кондиционером, а также не является замкнутой – внутрь нее могут попадать бактерии, вирусы или пыль. Попадать и оседать на стенках, а при прохождении потока воздуха они летят прямо в салон. А как же салонный фильтр? При своевременной замене он задерживает только самые крупные загрязнения, но, если не менять фильтр вовремя, он сам может стать источником плесени или патогенных микроорганизмов. Таким образом, очистка только автомобильного кондиционера – это половина дела, сами воздуховоды тоже следует держать чистыми.
Видео:Причина заклинивания компрессора кондиционера. В 90 случаев именно эта причины убивает компрессор!Скачать
Как разобрать компрессор кондиционера
Демонтаж компрессора на разных марках машин проходит в ином порядке. Но когда деталь уже на верстаке, переборку делайте по такой схеме:
- Очистите узел от грязи.
- Отсоедините провода электромуфты.
- Открутив центральную гайку, снимите приводной шкив (нужен удерживающий спецключ).
- Снимите диск сцепления (примените универсальный съемник).
- Удалите стопорное кольцо, удерживающее подшипник шкива.
- Трехпалым съемником стяните шкив с подшипником с компрессора.
- Удалите стопорное кольцо, которым удерживается электромагнит муфты.
- Снимите электромагнит.
- Перед вами сам компрессор. Открутите болты передней крышки – она отойдет от корпуса.
- Извлеките крышку с валом, выньте опорный подшипник и его нижнюю обойму.
- Извлеките поршневую группу, опорный подшипник и седло.
- Снимите пружину и шпонку.
- Переверните деталь, открутите крепежи задней крышки компрессора.
- Обнаруженную прокладку выкиньте: ее нужно будет заменить.
- Снимите клапанный диск и уплотнитель под ним.
Как разобрать компрессор кондиционера
Теперь вам осталось разобрать крышку с валом. Вытаскивайте по порядку: пылезащитное и стопорное кольца, шпонку, вал с подшипником. Теперь важно не потерять детали.
Видео:Разборка - сборка компрессора кондиционера DENSO - подробное описание.Скачать
Промывка и чистка компрессора кондиционера автомобиля
В замкнутую систему не проникают пыль и влага. Но такое случается:
- кондиционер может разгерметизироваться, тогда внутрь попадает грязь;
- поршни изнашиваются, стружка начинает циркулировать по контуру;
- владелец дозаправил неправильное масло, оно вступило в реакцию с рабочей жидкостью, образовались хлопья.
В перечисленных случаях нужно промыть и почистить климатическую технику.
Простому автолюбителю делать это не стоит по нескольким причинам:
- нет необходимого оборудования;
- не каждый знает сложнейшую технологию чистки узла;
- можно отравиться токсичными веществами разложения фреона.
Оцените свои возможности, отгоните машину в автомастерскую.
Видео:Диагностика электромагнитной муфты компрессора кондиционера. Как самостоятельно проверить муфтуСкачать
Лучшие автомобильные компрессоры
Эксперты, оценив рабочие характеристики разных марок компрессоров автомобильных кондиционеров, составили рейтинг лучших агрегатов.
3 позиция – Компрессор Sanden 5H14 A2 12V
Пятипоршневой аппарат весит 7,2 кг, габариты – 285х210х205 мм. Производительность 138 см³/об. Кольца поршневой группы выполнены из высококачественной стали, что обеспечивает большой рабочий ресурс оборудования.
Компрессор Sanden 5H14 A2 12V
Мощный компрессор, предназначенный для рефрижераторов и кондиционеров, работает с жидкостями R134a, R404a, R50. Sanden 5H14 A2 12V поставляется с транспортировочным маслом, которое перед монтажом установки нужно заменить на PAG SP-20, либо аналог. Количество смазки – 180 г.
Цена Sanden 5H14 A2 12V – от 8800 руб.
2 позиция – SAILING Компрессор Кондиционера 2.5 Altima 07
Назначение компрессора – кондиционеры легковых автомобилей отечественных и зарубежных производителей. Поршневое устройство мощностью 2 кВт работает с хладагентом HFC-134a, тип применяемого масла – PAG46. На одну заправку требуется 135 г смазывающего вещества.
SAILING Компрессор Кондиционера 2.5 Altima 07
Тип приводного шкива – 6PK, диаметр – 125 мм.
- Свежие записи
- Чем отличается двухтактный мотор от четырехтактного
- Сколько масла заливать в редуктор мотоблока
- Какие моторы бывают у стиральных машин
- Какие валы отсутствуют в двухвальной кпп
- Как снять стопорную шайбу с вала
📽️ Видео
Как обнаружить (проверить) утечку фреона из кондиционера | Простой способСкачать
Как работает кондиционер схема автокондиционера. car air conditioning. aire acondicionado automotrizСкачать
подкачка колес от компрессора кондиционераСкачать
Компрессор из автомобильного кондиционераСкачать