Что называется отверстием или валом

Конструктивно любая деталь состоит из элементов (поверхнос­тей) различной геометрической формы, часть из которых взаимо­действует (образует посадки-сопряжения) с поверхностями дру­гих деталей, а остальная часть элементов является свободной (не-сопрягаемой). Размеры всех элементов деталей независимо от их формы условно делят на три группы: размеры валов, размеры отверстий и разме­ры, не относящиеся к валам и отверстиям (рис. 1.2, 1.3).

Что называется отверстием или валом
Что называется отверстием или валом

Рис. 1.2. Размеры валов и отверстий

Вал — термин, условно применяемый для обозначения наруж­ных (охватываемых) элементов деталей, включая и нецилиндри­ческие элементы, и соответственно сопрягаемых размеров.

Отверстие — термин, условно применяемый для обозначения внутренних (охватывающих) элементов деталей, включая неци­линдрические элементы, и соответственно сопрягаемых размеров.

Что называется отверстием или валом

Рис. 1.3. Размеры, не относящиеся к отверстиям и валам

Состав группы размеров и элементов деталей, не относящихся ни к валам, ни к отверстиям, сравнительно невелик (например, фаски, радиусы скруглений, галтели, выступы, впадины, рассто­яния между осями (см. рис. 1.3) и др.).

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ О РАЗМЕРАХ, ОТКЛОНЕНИЯХ И ДОПУСКЕ

Размер — числовое значение линейной величины (диаметра, длины и т.п.) в выбранных единицах измерения.

Различают действительный, номинальный и предельные размеры.

Действительный размер – размер, установленный измерением с помощью средства измерения с допускаемой погрешностью измерения.

Под погрешностью измерения понимается отклонение резуль­тата измерения от истинного значения измеряемой величины. Истинный размер – размер, полученный в результате изготов­ления и значение которого нам не известно.

Номинальный размер — размер, относительно которого опреде­ляются предельные размеры и который служит началом отсчета от­клонений.

Номинальный размер указывается на чертеже и является общий для отверстия и вала, об­разующих соединение и определяется на стадии разработки изделия исходя из функционального назначения деталей путем вы­полнения кинематических, динамических и прочностных расчетов с учетом конструктивных, технологических, эстетических и других условий.

Полученный таким образом номинальный размер должен быть округлен до значений, установленных ГОСТ 6636-69 «Нор­мальные линейные размеры». Стандартом в диапазоне от 0,001 до 20 000 мм предусмотрено четыре основных ряда размеров: Ra 5, Ra 10, Ra 20, Ra 40, а также один дополнительный ряд Ra 80. В каждом ряду размеры изменяются по геометрической профессии со следующи­ми значениями знаменателей соответственно рядам: (Геометрическая прогрессия — это ряд чисел, в котором каждое последующее число получается умножением предыдущего на одно и то же число — знаменатель прогрессии.)

В каждом десятичном интервале для каждого ряда содержится соответственно номеру ряда 5; 10; 20; 40 и 80 чисел. При установ­лении номинальных размеров предпочтение должно отдаваться рядам с более крупной градацией, например ряд Ra 5 следует пред­почесть ряду Ra 10, ряд Ra 10 — ряду Ra 20 и т.д. Ряды нормальных линейных размеров построены на базе рядов предпочтительных чисел (ГОСТ 8032-84) с некоторым округлением. Например, по R5 (знаменатель 1,6) берутся значения 10; 16; 25; 40; 63; 100; 250; 400; 630 и т.д.

Стандарт на нормальные линейные размеры имеет большое экономическое значение, состоящее в том, что при сокращении числа номинальных размеров сокращается потребная номенклату­ра мерных режущих и измерительных инструментов (сверла, зен­керы, развертки, протяжки, калибры), штампов, приспособле­ний и другой технологической оснастки. При этом создаются усло­вия для организации централизованного изготовления названных инструментов и оснастки на специализированных машинострои­тельных заводах.

Стандарт не распространяется на технологические межопера­ционные размеры и на размеры, связанные расчетными зависи­мостями с другими принятыми размерами или размерами стан­дартных комплектующих изделий.

Предельные размеры два предельно допустимых размера, меж­ду которыми должен находиться или которым может быть равен действительный размер.

Когда необходимо изготовить деталь, то размер должен задаваться двумя значениями, т.е. предельными допустимыми значениями. Больший из двух предельных размеров называется наибольшим предельным размером, а меньший — наи­меньшим предельным размером. Размер годного элемента детали должен находиться между наибольшим и наименьшим допускаемыми предельными размерами.

Читайте также: Технологический карта обработки вала

Нормировать точность размера — это значит указать два его возможных (допускаемых) предельных размера.

Принято обозначать номинальный, действительный и предель­ные размеры соответственно: для отверстий — D, DД, Dmax, Dmin; для валов — d, dД, dmax, dmln.

Сравнивая действительный размер с предельными, можно судить о годности элемента детали. Условиями годности являются соотношения: для отверстий Dmin

Видео:Выбираем допуски и посадки ➤ Система вала и отверстияСкачать

Выбираем допуски и посадки ➤ Система вала и отверстия

Система отверстия и система вала

Совокупность разных точностей и различных отклонений для образования разнообразных посадок и их построение называется системой допусков. Система допусков подразделяется на систему отверстия и систему вала.

Что называется отверстием или валомЧто называется отверстием или валом

Рис. Посадки в системе отверстий (а) и в системе вала (б): 1 — ходовая; 2 — скольжения; 3 — прессовая

Система отверстия — это совокупность посадок, в которых при одном классе точности и одном номинальном размере предельные размеры отверстия остаются постоянными, а различные посадки достигаются путем изменения предельных отклонений валов (рис. 95, а). Во всех стандартных посадках системы отверстия нижнее отклонение отверстия равно нулю. Такое отверстие называется основным.

Система вала — это совокупность посадок, в которых предельные отклонения вала одинаковы (при одном номинальном размере и одном классе точности), а различные посадки достигаются путем изменения предельных отношений отверстия (рис. 95, б). Во всех стандартных посадках системы вала верхнее отклонение вала равно нулю. Такой вал называется основным.

Поля допусков основных отверстий обозначаются буквой А, а основных валов — буквой В с числовым индексом класса точности (для 2-го класса точности индекс 2 не указывается): А1, А, А2а,А3а, А4 и А5, В1 В2, В2а, В3, В3а, В4, В5. Общесоюзными стандартами установлены допуски и посадки гладких соединений.

Допускается пользоваться не только посадками, установленными стандартом, но и комбинациями стандартизованных полей допусков отверстий и валов одного или разных классов точности.

Для предпочтительного применения при номинальных размерах 1 + 500 мм установлены два ряда полей допусков отверстий и валов. В первую очередь должны применяться поля допусков 1-го ряда, затем поля допусков 2-го ряда. Только в особых случаях, при необходимости, могут применяться остальные поля допусков.

Что называется отверстием или валом

К первому ряду 2-го класса точности относятся поля допусков посадок Н, С, Х, а ко второму ряду — Пр, Г, П, Д и Л. Путем длительных наблюдений установлена зависимость изменения допуска от размеров обрабатываемых поверхностей. Эта зависимость выражается в виде кубической параболы . Сравнение допусков при разных размерах поверхности и одинаковой точности производят, используя единицу допуска. Число этих единиц, заключенных в величине допуска на обработку поверхности, характеризует степень точности обработки. Для каждого класса точности предусмотрено определенное число единиц допуска. Величина допуска равна ai, где а — число единиц допуска, i — величина единицы допуска.

По ГОСТу единица допуска i в мк выражается следующими зависимостями:

для отверстия диаметром 0,1-1 мм

Что называется отверстием или валом

для отверстий диаметром 1-500 мм

Что называется отверстием или валом

для отверстий диаметром 500-10 000 мм

Что называется отверстием или валом

где dc.a есть среднее арифметическое значение интервалов диаметров в мм. На чертежах отклонения указывают одним из двух способов:

) указывается размер и буквенное обозначение посадки, например, при скользящей посадке 2-го класса точности для отверстия системы вала диаметром 30 мм посадка обозначается 30С, для ходовой посадки 3-го класса — 30Х3; размер основного вала обозначается 30В для первого случая и 30В3 — для второго; при системе отверстия основное отверстие будет обозначено 30А и 30А3, а на размерах вала соответственно будут указаны посадки;

Читайте также: Датчик вторичного вала коробки

) указывается размер и численные значения допустимых отклонений в миллиметрах, например, для отверстия диаметром 30 мм в системе вала при скользящей посадке 2-го класса точности пишется Ø30+0,027; для ходовой посадки 3-го класса точности пишется 30+0,05; размер основного вала будет обозначен Ø 50-0,017.

При системе отверстия размер основного отверстия 2-го класса будет Ø 30+0,027, а для третьего класса Ø 30+0,05. Для скользящей посадки 2-го класса точности в системе отверстия размер вала будет Ø 30-0,017, а для ходовой посадки 3-го класса Ø 30 -0,05.

Во всех случаях численные значения верхних отклонений указывают выше стрелки размера, а нижнее отклонение — ниже нее. Отклонения, равные нулю, на чертеже не указывают.

Блоки полиспаста до ф1000, тормозные шкивы до ф700, валы до ф1500 до 6м

В машиностроении применяется в основном система отверстия, так как при этом необходимо меньше режущих инструментов с различными размерами, например, для всех посадок одного и того же класса точности при определенном номинальном размере потребуются развертки одного диаметра. При системе вала для обработки различных отверстий требуются развертки или протяжки разных диаметров в соответствии с разными размерами отверстий для различных посадок. Обработка валов обычно производится инструментами (резцами, шлифовальными кругами и т. д.), размеры которых не связаны с характером посадок.

Развертки, протяжки и другие калибрующие инструменты (размеры которых по диаметру определяют размеры обработанных ими поверхностей) относительно дороги. Таким образом, предпочитают систему отверстия из экономических соображений.

Однако в некоторых случаях оказывается более целесообразным применять систему вала. Это главным образом относится к тем случаям, когда на одном валу должно быть помещено несколько деталей с разными посадками. В этом случае при системе отверстия вал нужно было бы делать ступенчатым, а это не всегда позволит осуществить сборку.

Видео:Что такое система отверстия и система вала?Скачать

Что такое система отверстия и система вала?

Система отверстия и система вала. Особенности, отличия, преимущества

2. Система отверстия и система вала. Особенности, отличия, преимущества

При сборке соединяемые детали соприкасаются между собой отдельными поверхностями, которые называются сопрягаемыми. Размеры этих поверхностей называются сопрягаемыми размерами (например, диаметр отверстия втулки и диаметр вала, на который посажена втулка). Различают охватывающую и охватываемую поверхности и соответственно охватывающий и охватываемый размеры. Охватывающую поверхность принято называть отверстием, а охватываемую — валом.

Сопряжение имеет один номинальный размер для отверстия и вала, а предельные, как правило, различные.

Если действительные (измеренные) размеры изготовленного изделия не выходят за рамки наибольшего и наименьшего предельных размеров, то изделие удовлетворяет требованиям чертежа и выполнено правильно.

Конструкции технических устройств и других изделий требуют различных контактов сопрягаемых деталей. Одни детали должны быть подвижными относительно других, а другие — образовывать неподвижные соединения.

Характер соединения деталей, определяемый разностью между диаметрами отверстия и вала, создающий большую или меньшую свободу их относительного перемещения или степень сопротивления взаимному смещению, называется посадкой.

Различают три группы посадок: подвижные (с зазором), неподвижные (с натягом) и переходные (возможен зазор или натяг).

Зазор образуется в результате положительной разности между размерами диаметра отверстия и вала. Если эта разность отрицательна, то посадка будет с натягом.

Различают наибольшие и наименьшие зазоры и натяги. Наибольший зазор — это положительная разность между наибольшим предельным размером отверстия и наименьшим предельным размером вала

Наименьший зазор — положительная разность между наименьшим предельным размером отверстия и наибольшим предельным размером вала.

Наибольший натяг—положительная разность между наибольшим предельным размером вала и наименьшим предельным размером отверстия.

Наименьший натяг — положительная разность между наименьшим предельным размером вала и наибольшим предельным размером отверстия.

Сочетание двух полей допусков (отверстия и вала) и определяет характер посадки, т.е. наличие в ней зазора или натяга .

Читайте также: Подшипник рулевого вала газель 3302 размер

Системой допусков и посадок установлено, что в каждом сопряжении у одной из деталей (основной) какое-либо отклонение равно нулю. В зависимости от того, какая из сопрягаемых деталей принята за основную, различают посадки в системе отверстия и посадки в системе вала.

Посадки в системе отверстия — это посадки, в которых различные зазоры и, натяги получают соединением различных валов с основным отверстием.

Посадки в системе вала — посадки, в которых различные зазоры и натяги получают соединением различных отверстий с основным валом.

Применение системы отверстия предпочтительнее. Систему вала следует применять в тех случаях, когда это оправдано конструктивными или экономическими соображениями (например, установка нескольких втулок, маховиков или колес с различными посадками на одном гладком валу).

3. Допуски и посадки шпоночных соединений

Шпоночное соединение – один из видов соединений вала со втулкой с использованием дополнительного конструктивного элемента (шпонки), предназначенной для предотвращения их взаимного поворота. Чаще всего шпонка используется для передачи крутящего момента в соединениях вращающегося вала с зубчатым колесом или со шкивом, но возможны и другие решения, например – защита вала от проворота относительно неподвижного корпуса. В отличие от соединений с натягом, которые обеспечивают взаимную неподвижность деталей без дополнительных конструктивных элементов, шпоночные соединения – разъемные. Они позволяют осуществлять разборку и повторную сборку конструкции с обеспечением того же эффекта, что и при первичной сборке

Шпоночное соединение включает в себя минимум три посадки: вал-втулка (центрирующее сопряжение) шпонка-паз вала и шпонка-паз втулки. Точность центрирования деталей в шпоночном соединении обеспечивается посадкой втулки на вал. Это обычное гладкое цилиндрическое сопряжение, которое можно назначить с очень малыми зазорами или натягами, следовательно – предпочтительны переходные посадки. В сопряжении (размерной цепи) по высоте шпонки специально предусмотрен зазор по номиналу (суммарная глубина пазов втулки и вала больше высоты шпонки). Возможно еще одно сопряжение – по длине шпонки, если призматическую шпонку с закругленными торцами закладывают в глухой паз на валу.

Шпоночные соединения могут быть подвижными или неподвижными в осевом направлении. В подвижных соединениях часто используют направляющие шпонки с креплением к валу винтами. Вдоль вала с направляющей шпонкой обычно перемещается зубчатое колесо (блок зубчатых колес), полумуфта или другая деталь. Шпонки, закрепленные на втулке, также могут служить для передачи крутящего момента или для предотвращения поворота втулки в процессе ее перемещения вдоль неподвижного вала, как это сделано у кронштейна тяжелой стойки для измерительных головок типа микрокаторов. В этом случае направляющей является вал со шпоночным пазом.

По форме шпонки разделяются на призматические, сегментные, клиновые и тангенциальные. В стандартах предусмотрены разные исполнения шпонок некоторых видов.

Призматические шпонки дают возможность получать как подвижные, так и неподвижные соединения. Сегментные шпонки и клиновые шпонки, как правило, служат для образования неподвижных соединений. Форма и размеры сечений шпонок и пазов стандартизованы и выбираются в зависимости от диаметра вала, а вид шпоночного соединения определяется условиями работы соединения.

Предельные отклонения глубин пазов на валу t1 и во втулке t2 приведены в таблице №1:

Высота шпонки hПредельные отклонения t1 и t2
От 2 до 6ЕI = 0; ES = + 0,1
Св. 6 до 18EI = 0; ЕS = + 0,2
Св.18 до 50ЕI = 0; ES = + 0,3

Стандарт устанавливает следующие поля допусков размеров шпонок:

— высоты h – h9, а при h свыше 6 мм – h11.

В зависимости от характера (вида) шпоночного соединения стандартом установлены следующие поля допусков ширины паза:


📽️ Видео

Допуски и посадки для чайников и начинающих специалистовСкачать

Допуски и посадки для чайников и начинающих специалистов

Разбираем чертеж детали ➤ Технические требования ➤ Допуски и посадки размеровСкачать

Разбираем чертеж детали ➤ Технические требования ➤ Допуски и посадки размеров

ПАЗ или ОТВЕРСТИЕСкачать

ПАЗ или ОТВЕРСТИЕ

Допуски и посадки. Посадка с зазором. Посадка с натягом. Переходная посадкаСкачать

Допуски и посадки. Посадка с зазором. Посадка с натягом. Переходная посадка

✅КАК РАССЧИТАТЬ ЗАЗОР, НАТЯГ // ДОПУСКИ И ПОСАДКИ // ОПРЕДЕЛЕНИЕ ДОПУСКОВ // min..maxСкачать

✅КАК РАССЧИТАТЬ ЗАЗОР, НАТЯГ // ДОПУСКИ И ПОСАДКИ // ОПРЕДЕЛЕНИЕ ДОПУСКОВ // min..max

Посадка подшипника на вал: самый полный обзор методов и стандартовСкачать

Посадка подшипника на вал: самый полный обзор методов и стандартов

Методы выбора допусков и посадок валов и отверстийСкачать

Методы выбора допусков и посадок валов и отверстий

Предельные отклонения размеров и допусков на чертежеСкачать

Предельные отклонения размеров и допусков на чертеже

Допуски, посадки ,система отверстия, система вал.Скачать

Допуски, посадки ,система отверстия, система вал.

Допуски в системе вал-отверстиеСкачать

Допуски в системе вал-отверстие

4.1 Расчет посадок с натягомСкачать

4.1 Расчет посадок с натягом

Читаем и создаем чертежи - Общие допускиСкачать

Читаем и создаем чертежи - Общие допуски

Читаем и создаем чертежи - Допуски. Посадки. КвалитетыСкачать

Читаем и создаем чертежи - Допуски. Посадки. Квалитеты

Выбираем общие допуски и посадки на примере детали вал. Предельные отклонения размеровСкачать

Выбираем общие допуски и посадки на примере детали вал. Предельные отклонения размеров

Квалитеты, допуски и посадкиСкачать

Квалитеты, допуски и посадки

Просто о системе допусков и посадокСкачать

Просто о системе допусков и посадок

Урок 28 Понятие о системе допусков и посадокСкачать

Урок 28   Понятие о системе допусков и посадок

Виды и назначение центровых отверстийСкачать

Виды и назначение центровых отверстий
Поделиться или сохранить к себе:
Технарь знаток