- Что такое аквапланирование, чем оно опасно, и как с ним бороться
- Аквапланирование шин: что это и как с ним бороться?
- Факторы, влияющие на аквапланирование
- Как проявляется аквапланирование?
- Чем опасно аквапланирование?
- Как избежать аквапланирования?
- Что делать, если аквапланирование началось?
- Аквапланирование
- Что такое аквапланирование?
- Как избежать аквапланирования?
- Действия при возникновении аквапланирования
- Как не допустить аквапланирования автомобиля?
- Факторы, влияющие на аквапланирование автомобиля
- Рисунок шин
- Толщина водяной пленки
- Скорость движения
- Состояние подвески
- 🎥 Видео
Видео:Что такое аквапланирование, и насколько важен износ протектораСкачать
Что такое аквапланирование, чем оно опасно, и как с ним бороться
Аквапланирование – эффект, о котором многие слышали, а некоторые даже ощущали, но который, тем не менее, зачастую остается без внимания. Его потенциальная опасность при этом обычно не только недооценивается, но еще и усугубляется – несоблюдением скоростного режима, несвоевременной заменой шин, неподходящими действиями в опасной ситуации… Выясняем, что такое аквапланирование, чем оно опасно, и как его избежать.
Аквапланирование – это потеря сцепления шины с поверхностью дорожного полотна из-за слоя воды на его поверхности. Как следует из самого слова, это буквально эффект «планирования по поверхности воды» – его еще называют «водяной клин». Как правило, он возникает, когда автомобиль на слишком большой для текущих условий скорости въезжает в лужу или другое скопление воды. Главная опасность при этом – полная потеря сцепления с дорогой: здесь оно даже ниже, чем на льду, поскольку никакого трения в пятне контакта нет вовсе.
Избыточная скорость при этом является одной из главных причин, но может быть разной в зависимости от конкретных условий, поэтому нельзя сказать, что какая-то минимальная (из дорожных) скорость является универсальным способом гарантированно избежать аквапланирования. Однако помимо скорости есть и ряд других факторов и причин, провоцирующих этот эффект.
Как уже было сказано выше, первым и главным фактором является избыточная скорость. Шина обычного автомобиля имеет водоотводящие канавки, рассчитанные на отведение определенного количества воды из пятна контакта. Когда же автомобиль на большой скорости въезжает в лужу или просто на очень мокрую дорогу, шина может просто физически не справиться с отведением такого количества воды. В результате в пятне контакта возникнет водяная пленка между шиной и дорогой, и сцепление с дорогой пропадет.
Толщина водяной пленки – это второй логичный фактор. Если глубина пресловутой лужи велика, то уже никакая шина не сможет отвести всю эту воду из пятна контакта. То есть, при определенной скорости и толщине водяной пленки возникновение аквапланирования попросту неизбежно, и единственный способ на это повлиять – заранее снизить скорость.
Остаточная глубина протектора шины – третий из главнейших факторов, влияющих на потенциальный риск возникновения аквапланирования. Чем меньше глубина ламелей и канавок, отводящих воду, тем меньше этой самой воды они могут отвести. Изношенная шина, соответственно, куда менее эффективна в борьбе за сцепление с мокрой дорогой, чем новая – это нужно учитывать, выбирая скорость. Кроме того, некоторые активные водители в погоне за максимальным сцеплением на сухой дороге устанавливают на свои автомобили специализированную спортивную резину – так называемые полуслики или даже слики, но не всегда учитывают, что меньшее число водоотводящих каналов означает меньшую пригодность к движению по мокрой поверхности. Поэтому нужно осознанно подходить как к выбору резины, так и к ее своевременной замене.
Еще несколько факторов, от которых зависит возможность проявления этого опасного эффекта – это давление в шине, техническое состояние подвески автомобиля, его масса и состояние дорожного полотна. С дорогой все просто: чем ровнее и лучше дорога, и чем меньше на ней бугорков, неровностей и выпуклостей, тем ровнее по ней распределяется вода – и тем выше риск аквапланирования. Кроме того, большую опасность представляют асфальтовые колеи, заполненные дождевой водой: если двигаться «по накатанной траектории», можно внезапно потерять управление.
Давление в шине тоже влияет на минимальную скорость возникновения аквапланирования вполне очевидно: если давление в шине недостаточное, то встретившись с водяной преградой, шина не будет эффективно «взрезать» ее, а просто «промнется», оставив воду в пятне контакта. Поэтому приспущенные шины повышают риск аквапланирования и снижают начальную скорость его возникновения. Аналогичная ситуация и с подвеской автомобиля: неисправные амортизаторы, не имеющие достаточной упругости и жесткости, дополнительно усугубляют неспособность автомобиля «прижиматься» к дорожному полотну – а значит, повышают потенциальную опасность. Ну а с массой автомобиля все еще проще: легкий автомобиль имеет больше шансов «всплыть» на меньшей скорости, чем тяжелый.
Читайте также: Датчик давления в шинах хендай грета 2021
Первый и самый очевидный способ избежать этого опасного эффекта – выбирать правильную скорость движения. Опасность аквапланирования в том, что его начало нельзя предсказать — если только вы не летите на скорости далеко за 100 в огромную лужу: тут уж все ясно. В остальном же выбор оптимальной скорости, учитывающей количество воды на дороге, однородность дорожного полотна, тип и состояние шин, массу автомобиля и все прочие факторы – главный залог безопасности.
Кроме скорости, нужно помнить и о траектории: шины максимально эффективно отводят воду при равномерном движении по прямой, и в повороте могут быть чуть менее эффективными. Поэтому повороты следует проходить медленнее, чем обычно – мало того, что мокрая дорога скользкая, так еще и внезапная лужа на дуге может резко изменить текущий расклад.
Если же вы уже чувствуете, что автомобиль внезапно «поплыл», то главное – не крутить рулем и не бить по тормозам. Водяная пленка под колесом – это не обледенелая дорога и не укатанный снег, и привычные методы борьбы с заносом тут не сработают. Если вы повернете руль в момент «всплытия», то как только шина вновь коснется дороги, она спровоцирует резкий рывок в сторону – и последующий занос. Ровно то же самое касается и заблокированных педалью тормоза колес.
Исходя из вышеописанных условий, оптимальным сценарием действий при аквапланировании является торможение двигателем без изменения положения руля. Если автомобиль «поплыл», нужно отпустить газ и не совершать резких движений, ожидая, когда естественные силы вернут вам сцепление и контроль над машиной.
Еще один нюанс: зачастую аквапланирование возникает не на всех колесах сразу, а лишь на одном-двух: например, если автомобиль въезжает в лужу одной стороной. В этом случае вдвойне важно крепко держать руль и сохранять спокойствие: ведь резко увеличившееся сопротивление качению на стороне, оказавшейся в луже, может развернуть автомобиль и даже вырвать из рук руль, а резкое торможение в этом случае может развернуть его в другую сторону – ту, где не будет воды, но будет лучшее сцепление с дорогой. Поэтому общий сценарий действий тот же: не въезжайте на мокрые участки на слишком большой скорости и не пытайтесь резко рулить или тормозить, когда одна из сторон автомобиля находится «на воде».
Видео:АКВАПЛАНИРОВАНИЕ ШИНЫ ЭТО СКРЫВАЮТ ОТ НАС ПРОИЗВОДИТЕЛИСкачать
Аквапланирование шин: что это и как с ним бороться?
Аквапланирование — это возникновение гидродинамического клина в пятне контакта шины. То есть полная или частичная потеря сцепления, вызванная присутствием водяного слоя, отделяющего шины движущегося автомобиля от дороги. С точки зрения физики, объяснение следующее: когда колесо попадает на залитую водой поверхность, в зоне контакта увеличивается давление воды, когда же его величина становится больше, чем давление шины на опорную поверхность, шина всплывает.
Электронная энциклопедии «За рулем» наглядно иллюстрирует процесс. Взгляните на рисунок. На сухой дороге (а) пятно контакта шины с покрытием составляет величину 1. На мокрой дороге этот участок уменьшается из-за появления водяного клина (участок 2, рис. б). По мере увеличения скорости движения и количества воды шина все больше всплывает над дорогой подобно мчащемуся катеру, поскольку возрастает подъемная сила клина и ей приходится выдавливать больше воды из зоны контакта за меньший промежуток времени. Наконец, когда скорость достигнет определенной величины, называемой критической, и между шиной и покрытием останется слой воды (рис. в), автомобиль, потеряв контакт с дорогой, станет неуправляемым. Опасность очевидна, поэтому аквапланирования следует избегать.
Видео:Что такое аквапланирование? на 4 точки. Шины и диски 4точки - Wheels & TyresСкачать
Факторы, влияющие на аквапланирование
Большое влияние на аквапланирование оказывают рисунок и степень износа протектора. Чем прямее, шире, глубже и чаще расположены канавки на покрышке, тем быстрее и больше удаляется воды из зоны контакта шины с дорогой, а стало быть лучше их сцепление. У гладкой шины (типа слик), например, коэффициент подъемной силы на водяном клине в два раза выше, чем у шины с рисунком. Вот почему «Правилами эксплуатации шин» запрещается применять покрышки, глубина канавок которых меньше 1,6 мм.
Читайте также: Шина 325 для бензопилы штиль
Аналогичная зависимость проявляется и в отношении дорожного покрытия. Чем крупнее зернистость асфальта, тем быстрее и больше воды выдавливается из зоны контакта. Самым опасным с точки зрения склонности к аквапланированию оказываются гладкие дорожные покрытия. Особенно в поворотах.
Толщина водяной пленки — еще один фактор, влияющий на возникновение аквапланирования. Чем глубже лужа — тем больше в ней воды, тем труднее вывести ее всю из пятна контакта.
Фактор, на который в первую очередь может повлиять водитель, — скорость движения автомобиля. Чем выше скорость, тем больше вероятность того, что колеса вашей машины превратятся в водные лыжи.
Один известный производитель шин провел испытания, по результатам которого составил таблицу зависимости величины пятна контакта шины от износа протектора и скорости движения.
Техническое состояние подвески на склонность автомобиля к аквапланированию, вопреки заблуждениям, не влияет. Другое дело — при повышенных люфтах в рулевом управлении или шаровых опорах, при неотрегулированном развале/схождении и неработающих амортизаторах труднее контролировать автомобиль — он будет хуже реагировать на действия водителя. При этом вывести автомобиль из заноса, вызванного аквапланированием, будет сложнее. Однако сама физика потери контакта между колесом и дорогой от состояния подвески не зависит. Куда важнее вес автомобиля. Более тяжелому автомобилю проще вытеснить воду из пятна контакта. В том числе поэтому грузовикам позволено ездить на шинах с меньшей, чем у легковых автомобилей, глубиной протектора — 1 мм.
Пониженное давление в шинах — еще одна причина для возникновения аквапланирования. Исследования, проведенные одним из мировых лидеров в производстве шин, показали, что снижение давления в шине легкового автомобиля до 1,7 бара вместо положенных 2,4 бара приводит к тому, что на скорости 100 км/ч шина лишается пятна контакта и полностью всплывает.
Видео:Аквапланирование автомобиля. Что это такое ? Чем опасно?Скачать
Как проявляется аквапланирование?
Если руль во время движения вдруг стал легким, а на его отклонение автомобиль не реагирует, сохраняя прямолинейное движение, значит эффект аквапланирования уже наступил.
Видео:Аквапланирование: необходимая теория и советы по противодействиюСкачать
Чем опасно аквапланирование?
Водитель теряет контроль над автомобилем, а это может привести к аварии. Как правило, машину начинает заносить в сторону наклона профиля дороги или в ту сторону, где лужа под колесами оказалась глубже. Ну а дальше — сценарий малопрогнозируемый.
Видео:Шины, которые спасут от аквапланирования! Выбираем с умомСкачать
Как избежать аквапланирования?
Если во время поездки вас застал ливень, то избежать риска аквапланирования на дороге можно лишь одним способом — значительно снизив скорость. Учтите, что даже с новыми шинами от именитого производителя, при толщине слоя воды на асфальте в десять сантиметров машина может потерять контакт с дорогой даже на скорости до 80 км/ч.
Чтобы свести к минимуму риск аквапланирования, следует соблюдать определенные правила:
- Не допускать чрезмерный износ шин. ПДД предписывают минимальную высоту протектора в 1,6 мм для летних шин легковых автомобилей и 4 мм — для зимних. Но и до этих показателей лучше не доводить. На многих шинах предусмотрены индикаторы износа.
- Регулярно проверять давление в шинах и поддерживать его в норме. Рекомендации производителя можно найти в инструкции по эксплуатации.
- Ехать по мокрой дороге с умеренной скоростью.
- Избегать быстрой езды по глубоким лужам.
Видео:Что такое аквапланирование? - rezulteoСкачать
Что делать, если аквапланирование началось?
Не крутите руль в разные стороны на большие углы, это опасно! При внезапном восстановлении сцепления с дорогой вывернутые под большим углом колеса могут спровоцировать резкий увод автомобиля в сторону. Старайтесь сохранять прямолинейное движение до тех пор, пока не почувствуете, что колеса обрели сцепление с дорогой, и только после этого маневрируйте.
Читайте также: Выбираем летние шины для внедорожников
Не пытайтесь резко затормозить, чтобы не спровоцировать занос или разворот машины.
Видео:Lexus поймал аквапланированиеСкачать
Аквапланирование
Хорошее сцепление автомобильных шин с дорожным покрытием – это важное условие безопасного движения. Однако оно может ухудшиться под влиянием внутренних и внешних факторов. В последнем случае решающую роль играет состояние дороги. Если она мокрая или влажная, сцепление колёс с дорожным полотном будет хуже. Автомобильные шины имеют рисунок протектора, который выдавливает и удаляет воду из зоны контакта покрышки с дорогой при движении по влажному полотну. При увеличении скорости машины и толщины водяной плёнки возрастает объём воды, подлежащий отводу. Также сокращается количество времени, за которое протектор должен справиться с этой задачей. При этом эффективность отвода воды из пятна контакта покрышки с дорожным полотном зависит от изношенности шины. Чем менее выражен рисунок протектора, тем хуже сцепление колеса с покрытием. При движении на высокой скорости по влажной дороге возрастает риск аквапланирования – ситуации, когда автомобиль становится полностью неуправляемым.
Видео:Почему важно следить за состоянием покрышек и что такое аквапланирование / AquaplaningСкачать
Что такое аквапланирование?
Видео:Аквапланирование автомобиля. Как не допустить занос на воде?Скачать
Как избежать аквапланирования?
Видео:Аквапланирование автомобиля. Бойтесь колеи, заполненной водой.Скачать
Действия при возникновении аквапланирования
Видео:Безопасность движения. АквапланированиеСкачать
Как не допустить аквапланирования автомобиля?
Бороться с «водяным клином» достаточного тяжело. Многое зависит от опыта водителя и, конечно, удачи. Поэтому лучше предупредить аквапланирование. Это можно сделать, следуя ряду советов:
• используйте специализированные покрышки (для предупреждения аквапланирования эффективны шины с узором «ёлочка», особые водоотталкивающие шины с пометками aqua, water или rain);
• своевременно меняйте резину на зимние или летние покрышки в соответствии с сезоном;
• следите за соблюдением норм давления в шинах, предписанных производителем автомобиля, поскольку отклонение от заданных параметров также увеличивает риск «водяного клина»;
• следите за износом протектора, поскольку он отвечает за выдавливание и удаление воды;
• проезжая лужи и иные скопления воды, крепко сжимайте обе руки на руле, чтобы своевременно справиться с аквапланированием;
• переезжайте лужи и другие скопления воды по прямой траектории;
• избегайте движения на большой скорости (более 70 км/ч), резких движений и поворотов во влажную погоду;
• избегайте больших глубоких луж, поскольку чем больше толщина водяной плёнки, тем выше шанс возникновения аквапланирования;
• отдавайте предпочтение комплектации автомобиля одинаковыми покрышками (шины должны иметь одинаковую модель, параметры, степень износа протектора, производителя и возраст).
На сегодняшний день в продаже не представлено покрышек, которые гарантируют 100% защиту от аквапланирования. Поэтому для обеспечения безопасности движения необходимо соблюдать все вышеперечисленные рекомендации.
Видео:Проверка шин на аквапланирование ФинляндияСкачать
Факторы, влияющие на аквапланирование автомобиля
Рисунок шин
Толщина водяной пленки
Скорость движения
Состояние подвески
Также важно поддерживать хорошее техническое состояние подвески автомобиля. Некачественная система амортизации, которая не обеспечивает достаточную жёсткость и упругость, снижает способность машины «прижиматься» к покрытию дороги. Это увеличивает потенциальный риск возникновения «водяного клина» наряду с другими факторами.
Сцепление шины с дорожным покрытием исчезает в результате сочетания таких факторов, как состояние подвески, количество влаги на дороге, тип и изношенность протектора, скорость движения и внутреннее давление в шине. При этом они взаимосвязаны. Например, при недостаточном внутреннем давлении в шине уменьшается показатель скорости, при котором автомобиль начинает «планировать» на влажной дороге. Поэтому нельзя пренебрегать даже одним фактором. Следя за техническим состоянием автомобиля, своевременно меняя покрышки с изношенным протектором, избегая высокой скорости, резких манёвров и экстренных торможений на влажной дороге, вы сделаете движение максимально безопасным.
ШИНСЕРВИС — автомобильные шины (зимние и летние шины), колесные диски, шиномонтаж и хранение шин.
Вся информация на данном сайте несёт исключительно информационный характер и ни при каких условиях не является публичной офертой, определяемой положениями Статьи 437 (2) ГК РФ.
- Свежие записи
- Нужно ли менять пружины при замене амортизаторов
- Скрипят амортизаторы на машине что делать
- Из чего состоит стойка амортизатора передняя
- Чем стянуть пружину амортизатора без стяжек
- Для чего нужны амортизаторы в автомобиле
🎥 Видео
Водяной клин! Это Должен Знать Каждый Водитель [Автошкола RED]Скачать
что такое аквапланирования автомобиля.Скачать
АКВАПЛАНИРОВАНИЕ: экстрим-тест шинСкачать
Что такое Аквапланирование?Скачать
✅‼️ТЕСТ ИЗНОШЕННЫХ И НОВЫХ ЛЕТНИХ ШИН НА ТОРМОЖЕНИЕ И АКВАПЛАНИРОВАНИЕ!Скачать
АКВАПЛАНИРОВАНИЕ.Скачать
ТРЕНИНГ «АКВАПЛАНИРОВАНИЕ»Скачать