Что такое аквапланирование в шинах

Видео:АКВАПЛАНИРОВАНИЕ ШИНЫ ЭТО СКРЫВАЮТ ОТ НАС ПРОИЗВОДИТЕЛИСкачать

АКВАПЛАНИРОВАНИЕ ШИНЫ ЭТО СКРЫВАЮТ ОТ НАС ПРОИЗВОДИТЕЛИ

Что такое аквапланирование, чем оно опасно, и как с ним бороться

Что такое аквапланирование в шинах

Аквапланирование – эффект, о котором многие слышали, а некоторые даже ощущали, но который, тем не менее, зачастую остается без внимания. Его потенциальная опасность при этом обычно не только недооценивается, но еще и усугубляется – несоблюдением скоростного режима, несвоевременной заменой шин, неподходящими действиями в опасной ситуации… Выясняем, что такое аквапланирование, чем оно опасно, и как его избежать.

Аквапланирование – это потеря сцепления шины с поверхностью дорожного полотна из-за слоя воды на его поверхности. Как следует из самого слова, это буквально эффект «планирования по поверхности воды» – его еще называют «водяной клин». Как правило, он возникает, когда автомобиль на слишком большой для текущих условий скорости въезжает в лужу или другое скопление воды. Главная опасность при этом – полная потеря сцепления с дорогой: здесь оно даже ниже, чем на льду, поскольку никакого трения в пятне контакта нет вовсе.

Избыточная скорость при этом является одной из главных причин, но может быть разной в зависимости от конкретных условий, поэтому нельзя сказать, что какая-то минимальная (из дорожных) скорость является универсальным способом гарантированно избежать аквапланирования. Однако помимо скорости есть и ряд других факторов и причин, провоцирующих этот эффект.

Как уже было сказано выше, первым и главным фактором является избыточная скорость. Шина обычного автомобиля имеет водоотводящие канавки, рассчитанные на отведение определенного количества воды из пятна контакта. Когда же автомобиль на большой скорости въезжает в лужу или просто на очень мокрую дорогу, шина может просто физически не справиться с отведением такого количества воды. В результате в пятне контакта возникнет водяная пленка между шиной и дорогой, и сцепление с дорогой пропадет.

Толщина водяной пленки – это второй логичный фактор. Если глубина пресловутой лужи велика, то уже никакая шина не сможет отвести всю эту воду из пятна контакта. То есть, при определенной скорости и толщине водяной пленки возникновение аквапланирования попросту неизбежно, и единственный способ на это повлиять – заранее снизить скорость.

Остаточная глубина протектора шины – третий из главнейших факторов, влияющих на потенциальный риск возникновения аквапланирования. Чем меньше глубина ламелей и канавок, отводящих воду, тем меньше этой самой воды они могут отвести. Изношенная шина, соответственно, куда менее эффективна в борьбе за сцепление с мокрой дорогой, чем новая – это нужно учитывать, выбирая скорость. Кроме того, некоторые активные водители в погоне за максимальным сцеплением на сухой дороге устанавливают на свои автомобили специализированную спортивную резину – так называемые полуслики или даже слики, но не всегда учитывают, что меньшее число водоотводящих каналов означает меньшую пригодность к движению по мокрой поверхности. Поэтому нужно осознанно подходить как к выбору резины, так и к ее своевременной замене.

Еще несколько факторов, от которых зависит возможность проявления этого опасного эффекта – это давление в шине, техническое состояние подвески автомобиля, его масса и состояние дорожного полотна. С дорогой все просто: чем ровнее и лучше дорога, и чем меньше на ней бугорков, неровностей и выпуклостей, тем ровнее по ней распределяется вода – и тем выше риск аквапланирования. Кроме того, большую опасность представляют асфальтовые колеи, заполненные дождевой водой: если двигаться «по накатанной траектории», можно внезапно потерять управление.

Давление в шине тоже влияет на минимальную скорость возникновения аквапланирования вполне очевидно: если давление в шине недостаточное, то встретившись с водяной преградой, шина не будет эффективно «взрезать» ее, а просто «промнется», оставив воду в пятне контакта. Поэтому приспущенные шины повышают риск аквапланирования и снижают начальную скорость его возникновения. Аналогичная ситуация и с подвеской автомобиля: неисправные амортизаторы, не имеющие достаточной упругости и жесткости, дополнительно усугубляют неспособность автомобиля «прижиматься» к дорожному полотну – а значит, повышают потенциальную опасность. Ну а с массой автомобиля все еще проще: легкий автомобиль имеет больше шансов «всплыть» на меньшей скорости, чем тяжелый.

Первый и самый очевидный способ избежать этого опасного эффекта – выбирать правильную скорость движения. Опасность аквапланирования в том, что его начало нельзя предсказать — если только вы не летите на скорости далеко за 100 в огромную лужу: тут уж все ясно. В остальном же выбор оптимальной скорости, учитывающей количество воды на дороге, однородность дорожного полотна, тип и состояние шин, массу автомобиля и все прочие факторы – главный залог безопасности.

Кроме скорости, нужно помнить и о траектории: шины максимально эффективно отводят воду при равномерном движении по прямой, и в повороте могут быть чуть менее эффективными. Поэтому повороты следует проходить медленнее, чем обычно – мало того, что мокрая дорога скользкая, так еще и внезапная лужа на дуге может резко изменить текущий расклад.

Читайте также: Акт осмотра шин автомобиля

Если же вы уже чувствуете, что автомобиль внезапно «поплыл», то главное – не крутить рулем и не бить по тормозам. Водяная пленка под колесом – это не обледенелая дорога и не укатанный снег, и привычные методы борьбы с заносом тут не сработают. Если вы повернете руль в момент «всплытия», то как только шина вновь коснется дороги, она спровоцирует резкий рывок в сторону – и последующий занос. Ровно то же самое касается и заблокированных педалью тормоза колес.

Исходя из вышеописанных условий, оптимальным сценарием действий при аквапланировании является торможение двигателем без изменения положения руля. Если автомобиль «поплыл», нужно отпустить газ и не совершать резких движений, ожидая, когда естественные силы вернут вам сцепление и контроль над машиной.

Еще один нюанс: зачастую аквапланирование возникает не на всех колесах сразу, а лишь на одном-двух: например, если автомобиль въезжает в лужу одной стороной. В этом случае вдвойне важно крепко держать руль и сохранять спокойствие: ведь резко увеличившееся сопротивление качению на стороне, оказавшейся в луже, может развернуть автомобиль и даже вырвать из рук руль, а резкое торможение в этом случае может развернуть его в другую сторону – ту, где не будет воды, но будет лучшее сцепление с дорогой. Поэтому общий сценарий действий тот же: не въезжайте на мокрые участки на слишком большой скорости и не пытайтесь резко рулить или тормозить, когда одна из сторон автомобиля находится «на воде».

Видео:Что такое аквапланирование, и насколько важен износ протектораСкачать

Что такое аквапланирование, и насколько важен износ протектора

Раз – и ты совершенно беспомощен. В чем коварство аквапланирования и как его избежать

Аквапланирование – явление нечастое, но крайне опасное, поскольку ведет к потере контроля над автомобилем. Последний трагический случай имел место несколько дней назад. Каковы причины и как можно снизить риск подобных происшествий? Будем разбираться!

Видео:Аквапланирование: необходимая теория и советы по противодействиюСкачать

Аквапланирование: необходимая теория и советы по противодействию

Что произошло

Поводом для возвращения к старой теме стало ДТП, которое произошло в начале этой недели на трассе Минск – Витебск с участием легкового автомобиля и маршрутного такси.

«Предварительно установлено, что в результате попадания колес автомобиля в образовавшийся на проезжей части поток воды произошел неуправляемый занос, в процессе которого автомобиль столкнулся с маршрутным такси», – сообщил Следственный комитет.

Это происшествие обратило на себя внимание, потому что в результате погиб человек. Но за пределами информационного поля остается много других аварий, которые имели куда менее печальные последствия. Причиной их возникновения также становилось аквапланирование. Давайте разберемся, из-за чего оно происходит и можно ли его избежать.

Видео:Аквапланирование автомобиля. Как не допустить занос на воде?Скачать

Аквапланирование автомобиля. Как не допустить занос на воде?

Как и почему происходит аквапланирование

Протектор шины имеет специальный рисунок, рассчитанный на то, чтобы выдавливать воду при проезде залитой водой дороги. Количество, форма, ширина и глубина канавок – все это работает на то, чтобы «прогонять» воду и сохранять сцепление с твердым покрытием. Если же по какой-то причине этого недостаточно, колесо поднимается над дорогой и начинает скользить по толще воды – это и есть аквапланирование.

На фото ниже на примере зимней покрышки Continental WinterContact TS870 225/45R17 наглядная демонстрация того, сколько литров воды за секунду «прогоняет» протектор шины в зависимости от ее износа на скорости 80 км/ч.

Что такое аквапланирование в шинах

Просто мокрый или немного залитый водой асфальт причиной подобного явления не становится. Обычно речь идет о глубокой луже или же залитой колее. В любом случае объем воды должен быть достаточно большим, чтобы колесо «всплыло» над дорогой. А дальше…

Возможны различные сценарии развития ситуации. Если машина до этого ехала по прямой, есть шанс, что она просто заскользит в том же направлении. Но ее может развернуть (попадание колеса в «глубокую» воду означает его резкое торможение из-за возросшего сопротивления) или бросить вбок. А если это произошло в повороте, то сорвать с движения по дуге. В любом случае контроль над автомобилем теряется.

Видео:Lexus поймал аквапланированиеСкачать

Lexus поймал аквапланирование

Что можно сделать по факту (спойлер: почти ничего)

На самом деле большинство людей при возникновении аквапланирования практически бессильны. Даже подготовленный водитель очень ограничен в своих действиях и способен сделать не очень много или вообще ничего. Причем последнее в некоторых случаях будет даже лучшим решением!

Давайте по порядку. Прежде всего, «срыв» происходит очень быстро и резко, и какое-то время автомобиль выходит из-под контроля водителя. Но это лишь часть проблемы. Попытка «словить» машину рулем или притормозить нередко лишь провоцирует проблему: когда колеса снова «цепляются» за дорогу, важно, чтобы они катились с первоначальной скоростью и в том же направлении, как до срыва. Если же они вывернуты или замедлены тормозами, это может привести к резкому заносу.

Читайте также: Паджеро спорт 2015 размер шин

Именно поэтому решение ничего не делать (до возвращения сцепления с дорожным покрытием) может быть не таким уж плохим. Все действия (рулем или «газом») будут полезны, если будут выполнены точно и своевременно, в противном случае вреда будет больше, чем пользы. Попытки корректировать занос рулением можно предпринимать только когда вернется сцепление с дорогой. Вопрос в том, будет ли это еще возможно.

В любом случае для благополучного исхода помимо правильных в данной ситуации действий и хладнокровия нужна еще как минимум удача. На самом деле аквапланирование – одна из опаснейших ситуаций на дороге, в которой может быть бессилен даже хорошо подготовленный водитель. А посему…

Видео:Аквапланирование автомобиля. Что это такое ? Чем опасно?Скачать

Аквапланирование автомобиля. Что это такое ? Чем опасно?

Лучше до этого не доводить

Да, это как раз тот случай, когда шансы на успешное решение проблемы по факту ее возникновения невелики, поэтому крайне желательно если не исключить, то минимизировать вероятность ее возникновения. А вот такие возможности у водителя есть.

Что такое аквапланирование в шинах

На вероятность возникновения аквапланирования влияют различные факторы. Прежде всего это уровень воды, а также рисунок протектора и его глубина. Но также нагрузка на колесо и скорость движения. На многие из этих составляющих водитель может в той или иной степени влиять.

Глубина лужи от нас не зависит, но мы выбираем, как ее проезжать. Если дорога залита водой, есть вероятность, что ее слишком много (один из тревожных симптомов – впереди идущий автомобиль не оставляет следов, поднимает высокие брызги), что уже повод рассматривать ситуацию как потенциально опасную. Дополнительный риск несут лужи, а также залитая водой продольная колея. Здесь решением может быть пропускать такие места между колес.

Надо понимать, что риск возникновения аквапланирования в большей степени зависит от глубины протектора. Чем больше он изношен, тем меньше воды способна вытеснить шина, тем выше риск «всплытия». Поэтому на старых покрышках нужна еще большая перестраховка.

И, наконец, скорость. Чем больше воды и чем меньше остаток протектора, тем меньше надо, чтобы колеса «всплыли» над дорогой. Но даже если покрышки новые, а лужи с виду не страшные, это не повод ехать аки посуху. В любом случае сильный дождь, вероятность затопления дороги и те же лужи – это повод снизить скорость. Риск аквапланирования возрастает на скоростях свыше 60 км/ч, но в отдельных случаях (большой слой воды, изношенные шины) это явление возможно и на 40-50 км/ч.

Что такое аквапланирование в шинах

Что делать, если удалось оценить ситуацию лишь непосредственно перед въездом в воду? Если позволяют время и место, максимально гасим скорость до того момента, далее проезжаем водное препятствие уже без торможения, средним «газом» и по прямой. Если лужа в повороте, строим траекторию так, чтобы все равно проезжать ее по прямой.

В определенном смысле аквапланирование сродни прыжку с трамплина: сделать что-то в полете вы уже не можете – скорее, ухудшите ситуацию, исправлять ее надо было до (снижать скорость, чтобы не прыгать, или правильно заходить на трамплин). Или пытаться сделать что-то при приземлении.

Видео:Что такое аквапланирование? - rezulteoСкачать

Что такое аквапланирование? - rezulteo

Наш вердикт

Аквапланирование опасно тем, что водитель полностью теряет контроль над автомобилем, при этом ситуация развивается очень быстро и непредсказуемо. По счастью, оценить и снизить риск этого явления достаточно просто. Для этого нужно оценивать дорожную обстановку (учитывать погодные условия, состояние дороги, степень износа шин), правильно выбирать скорость и траекторию при проезде потенциально опасных мест.

Видео:Что такое аквапланирование? на 4 точки. Шины и диски 4точки - Wheels & TyresСкачать

Что такое аквапланирование? на 4 точки. Шины и диски 4точки - Wheels & Tyres

Аквапланирование шин: что это и как с ним бороться?

Аквапланирование — это возникновение гидродинамического клина в пятне контакта шины. То есть полная или частичная потеря сцепления, вызванная присутствием водяного слоя, отделяющего шины движущегося автомобиля от дороги. С точки зрения физики, объяснение следующее: когда колесо попадает на залитую водой поверхность, в зоне контакта увеличивается давление воды, когда же его величина становится больше, чем давление шины на опорную поверхность, шина всплывает.

Электронная энциклопедии «За рулем» наглядно иллюстрирует процесс. Взгляните на рисунок. На сухой дороге (а) пятно контакта шины с покрытием составляет величину 1. На мокрой дороге этот участок уменьшается из-за появления водяного клина (участок 2, рис. б). По мере увеличения скорости движения и количества воды шина все больше всплывает над дорогой подобно мчащемуся катеру, поскольку возрастает подъемная сила клина и ей приходится выдавливать больше воды из зоны контакта за меньший промежуток времени. Наконец, когда скорость достигнет определенной величины, называемой критической, и между шиной и покрытием останется слой воды (рис. в), автомобиль, потеряв контакт с дорогой, станет неуправляемым. Опасность очевидна, поэтому аквапланирования следует избегать.

Читайте также: Датчик контроля давления в шинах creta

Видео:Проверка шин на аквапланирование ФинляндияСкачать

Проверка шин на аквапланирование Финляндия

Факторы, влияющие на аквапланирование

Большое влияние на аквапланирование оказывают рисунок и степень износа протектора. Чем прямее, шире, глубже и чаще расположены канавки на покрышке, тем быстрее и больше удаляется воды из зоны контакта шины с дорогой, а стало быть лучше их сцепление. У гладкой шины (типа слик), например, коэффициент подъемной силы на водяном клине в два раза выше, чем у шины с рисунком. Вот почему «Правилами эксплуатации шин» запрещается применять покрышки, глубина канавок которых меньше 1,6 мм.

Аналогичная зависимость проявляется и в отношении дорожного покрытия. Чем крупнее зернистость асфальта, тем быстрее и больше воды выдавливается из зоны контакта. Самым опасным с точки зрения склонности к аквапланированию оказываются гладкие дорожные покрытия. Особенно в поворотах.

Толщина водяной пленки — еще один фактор, влияющий на возникновение аквапланирования. Чем глубже лужа — тем больше в ней воды, тем труднее вывести ее всю из пятна контакта.

Фактор, на который в первую очередь может повлиять водитель, — скорость движения автомобиля. Чем выше скорость, тем больше вероятность того, что колеса вашей машины превратятся в водные лыжи.

Один известный производитель шин провел испытания, по результатам которого составил таблицу зависимости величины пятна контакта шины от износа протектора и скорости движения.

Техническое состояние подвески на склонность автомобиля к аквапланированию, вопреки заблуждениям, не влияет. Другое дело — при повышенных люфтах в рулевом управлении или шаровых опорах, при неотрегулированном развале/схождении и неработающих амортизаторах труднее контролировать автомобиль — он будет хуже реагировать на действия водителя. При этом вывести автомобиль из заноса, вызванного аквапланированием, будет сложнее. Однако сама физика потери контакта между колесом и дорогой от состояния подвески не зависит. Куда важнее вес автомобиля. Более тяжелому автомобилю проще вытеснить воду из пятна контакта. В том числе поэтому грузовикам позволено ездить на шинах с меньшей, чем у легковых автомобилей, глубиной протектора — 1 мм.

Пониженное давление в шинах — еще одна причина для возникновения аквапланирования. Исследования, проведенные одним из мировых лидеров в производстве шин, показали, что снижение давления в шине легкового автомобиля до 1,7 бара вместо положенных 2,4 бара приводит к тому, что на скорости 100 км/ч шина лишается пятна контакта и полностью всплывает.

Видео:что такое аквапланирования автомобиля.Скачать

что такое аквапланирования автомобиля.

Как проявляется аквапланирование?

Если руль во время движения вдруг стал легким, а на его отклонение автомобиль не реагирует, сохраняя прямолинейное движение, значит эффект аквапланирования уже наступил.

Видео:Шины, которые спасут от аквапланирования! Выбираем с умомСкачать

Шины, которые спасут от аквапланирования! Выбираем с умом

Чем опасно аквапланирование?

Водитель теряет контроль над автомобилем, а это может привести к аварии. Как правило, машину начинает заносить в сторону наклона профиля дороги или в ту сторону, где лужа под колесами оказалась глубже. Ну а дальше — сценарий малопрогнозируемый.

Видео:попал в дождь в колею на 110, почему нет аквапланирования?Скачать

попал в дождь в колею на 110, почему нет аквапланирования?

Как избежать аквапланирования?

Если во время поездки вас застал ливень, то избежать риска аквапланирования на дороге можно лишь одним способом — значительно снизив скорость. Учтите, что даже с новыми шинами от именитого производителя, при толщине слоя воды на асфальте в десять сантиметров машина может потерять контакт с дорогой даже на скорости до 80 км/ч.

Чтобы свести к минимуму риск аквапланирования, следует соблюдать определенные правила:

  • Не допускать чрезмерный износ шин. ПДД предписывают минимальную высоту протектора в 1,6 мм для летних шин легковых автомобилей и 4 мм — для зимних. Но и до этих показателей лучше не доводить. На многих шинах предусмотрены индикаторы износа.
  • Регулярно проверять давление в шинах и поддерживать его в норме. Рекомендации производителя можно найти в инструкции по эксплуатации.
  • Ехать по мокрой дороге с умеренной скоростью.
  • Избегать быстрой езды по глубоким лужам.

Видео:Аквапланирование автомобиля. Бойтесь колеи, заполненной водой.Скачать

Аквапланирование автомобиля. Бойтесь колеи, заполненной водой.

Что делать, если аквапланирование началось?

Не крутите руль в разные стороны на большие углы, это опасно! При внезапном восстановлении сцепления с дорогой вывернутые под большим углом колеса могут спровоцировать резкий увод автомобиля в сторону. Старайтесь сохранять прямолинейное движение до тех пор, пока не почувствуете, что колеса обрели сцепление с дорогой, и только после этого маневрируйте.

Не пытайтесь резко затормозить, чтобы не спровоцировать занос или разворот машины.

  • Свежие записи
    • Нужно ли менять пружины при замене амортизаторов
    • Скрипят амортизаторы на машине что делать
    • Из чего состоит стойка амортизатора передняя
    • Чем стянуть пружину амортизатора без стяжек
    • Для чего нужны амортизаторы в автомобиле

    📸 Видео

    ✅‼️ТЕСТ ИЗНОШЕННЫХ И НОВЫХ ЛЕТНИХ ШИН НА ТОРМОЖЕНИЕ И АКВАПЛАНИРОВАНИЕ!Скачать

    ✅‼️ТЕСТ ИЗНОШЕННЫХ И НОВЫХ ЛЕТНИХ ШИН НА ТОРМОЖЕНИЕ И АКВАПЛАНИРОВАНИЕ!

    Безопасность движения. АквапланированиеСкачать

    Безопасность движения. Аквапланирование

    Почему важно следить за состоянием покрышек и что такое аквапланирование / AquaplaningСкачать

    Почему важно следить за состоянием покрышек и что такое аквапланирование / Aquaplaning

    Что такое Аквапланирование?Скачать

    Что такое Аквапланирование?

    #Аквапланирование Рисунок на протектореСкачать

    #Аквапланирование  Рисунок на протекторе

    Водяной клин! Это Должен Знать Каждый Водитель [Автошкола RED]Скачать

    Водяной клин! Это Должен Знать Каждый Водитель [Автошкола RED]

    Как понять, когда протектор износился и шины пора менятьСкачать

    Как понять, когда протектор износился и шины пора менять
Поделиться или сохранить к себе:
Технарь знаток