Чтобы горный байк служил долго, владелец должен хорошо представлять терминологию и назначение частей. Например, что такое демпфер или закрытая масляная ванна, поскольку амортизационная вилка – это именно тот элемент конструкции, который принципиально отличает горный велосипед от прогулочного или шоссейного с жесткой вилкой. Ниже мы разберем назначение частей велосипедной вилки, их название и назначение. Эти знания помогут владельцу проводить обслуживание и ремонт байка и уверенно ориентироваться в каталогах запчастей.
Передние вилки велосипеда с амортизатором состоят из следующих основных частей:
- Амортизатор – это механизм, непосредственно реагирующий на неровности дороги и компенсирующий механические воздействия на корпус. История амортизатора: от рессоры до сложного механизма с замкнутым циклом;
- Демпфер – элемент, сдерживающий компенсацию обратного хода сработавшего амортизатора;
- Корпус вилки – конструкция из сложных взаимодействующих элементов, таких как шток, корона, ноги, горилла, штаны и дропауты;
- Фурнитура – набор элементов и крепежа вилки велосипеда, обеспечивающие взаимосогласованную работу частей передней вилки.
Разновидности велосипедной вилки имеют различие прежде всего по амортизационным устройствам и по маркам стали на их изготовление:
- Жесткая;
- Мягкая;
- Пружинная;
- Пружинно-эластомерная;
- Пружинно-масляная;
- Однокамерная воздушная (solo air);
- Двухкамерная воздушная (double air);
- Fatty (Фатти);
- Одноногая воздушная (lefti);
- Параллелограммная вилка;
- Воздушно-маслянные вилки.
Только вилки велосипеда жесткого типа не оборудованы амортизатором и предназначены для эксплуатации в условиях асфальта и относительно ровной местности. Эта разновидность велосипедной вилки не менялась со дня изобретения велосипеда. Все прочие из перечисленных виды предназначены для езды по сложному рельефу местности и в условиях горного ландшафта. Пружинные, а также пружинно-эластомерные, воздушные и воздушно-маслянные хорошо отрабатывают соскоки с невысоких откосов, но чувствительны к камням мелкой фракции, чего не скажешь о пружинно-масляных видах амортизационных устройств и воздушно-масляных. Два последних скрадывают наезды даже на мельчайшие препятствия и трещины в капитальном дорожном покрытии. Амортизационные устройства, имеющие в своей конструкции воздух под высоким давлением, зависят от насоса высокого давления, который придется брать с собой в поездки.
В общем виде эластомерная вилка велосипеда выглядит следующим образом. Внешнее устройство вилок с амортизатором выгляди следующим образом:
- Шток – основная ось, неподвижно соединённая с короной, служит для крепления вилки на каркас велосипеда;
- Корона – деталь конструкции, в которой крепится шток, а также ноги. Вилки, в свою очередь, делятся на одно- и двухкоронные;
- Нога – Элемент вилки, подвижно входящий в штаны; служит для удержания переднего колеса. Содержит в себе (внутри) демпферы, пружины, блокиратор, регулятор линейной жесткости;
- Штаны – полые цилиндры и неподвижная скоба (горилла), скрепляющая их в единую конструкцию. Имеется лишь у вилки с амортизатором. Материалом для данной детали как правило служит алюминиево-магниевый сплав, который позволяет совместить прочность конструкции с небольшим весом;
- Крепление тормоза (дискового) – две полые стойки из специальных марок стали с внутринарезанной резьбой под крепление каллипера (велосипедный суппорт);
- Брейк боссы – оси, на которые устанавливаются кантилеверные тормоза;
- Дропауты – крепления на концах штанов для быстрого снятия колеса (ослаблением гайки).
Устройство вилок с амортизатором внутреннее:
- Пыльники. На большинство моделей ставятся пыльники неопреновые в сборе с сальниками под масло;
- Сальники. Содержат масло, не позволяют попадать внутрь вилки влаге и посторонним веществам, что способствует долговечности механизма.
- Чем отличается закрытая масляная ванна от открытой?
- Что включает в себя ремонт и профилактический осмотр?
- Амортизатор эластомерный
- Велосипедные амортизаторы: разновидности и их настройка
- Для чего нужны амортизаторы
- Разновидности
- Методы настройки амортизационной системы
- Самостоятельная разборка и ремонт амортизаторов
- Подседельная амортизация
- 📸 Видео
Видео:Перебираю пружинно-эластомерную вилкуСкачать
Чем отличается закрытая масляная ванна от открытой?
Открытая масляная ванна имеет следующие плюсы при обслуживании: частям, находящимся внутри конструкции, не нужна смазка, более мягкая работа вилки, сила отдачи регулируется уровнем масла, наличие сальников и пыльников позволяют реже проводить техобслуживание.
По тем же параметрам закрытая масляная ванна вилок несколько уступает открытой системе. Также следует обратить внимание на то, какое масло использовать с конкретным амортизатором вилок, с периодической заменой масла.
Видео:Амортизационные вилки. ТИПЫ вилок в ПРОСТОЙ схеме! Воздух, Пружина, Масло, Эластомер / ЛАЙФХАКИСкачать
Что включает в себя ремонт и профилактический осмотр?
Во-первых, при обслуживании необходимо проверить внешний вид дропаутов. Далее – визуальный осмотр ног. Вмятины, царапины, глубокие потертости – все эти факторы необходимо учитывать в перспективе ремонта. Особое значение следует придать крепежам: «протянуть» гайки и болты креплений, провести обслуживание, заменить масло.
Кроме работы по профилактическому осмотру, необходимо провести и обслуживание амортизационной вилки с заменой масла. Пройдя более 100 км, следует с необходимостью поменять смазку сальников на ногах, а через 400-500 км пробега – провести работы с полной разборкой сальников и заменой масла. Работы с амортизатором вилокс заменой масла должны быть регулярны.
Читайте также: Амортизатор lord maa002 7
Как обслуживается пружинно эластомерная вилка? При помощи шприца под пыльник заливается масло, а после завершения работы по предварительному разбору механизма вилок нужно удалить остатки отработанного масла.
Видео:Как сделать вилку мягче? Что такое эластомер?Скачать
Амортизатор эластомерный
Владельцы патента RU 2350799:
Изобретение относится к области машиностроения, в частности может быть использовано в буферах на железнодорожном транспорте. Амортизатор содержит полый корпус, шток, подвижное и дополнительное уплотнение штока. Шток установлен с возможностью осевого перемещения. Дополнительное уплотнение штока отделено от подвижного уплотнения штока кольцевой канавкой. В корпусе выполнены дополнительные полости, сообщающиеся с кольцевой канавкой. Достигается повышение надежности и увеличение ресурса амортизатора. 2 з.п.ф-лы, 3 ил.
Изобретение относится к области машиностроения, в частности может быть использовано в буферах на железнодорожном транспорте.
Известен поглощающий аппарат (Патент РФ RU 2078706 С1, 6 F16F 5/00. Поглощающий аппарат / Долгов В.И., Горюнов Н.Н. — №95105306/11; Заявлено 1995.05.10), содержащий двухполостной цилиндр, шток с поршнем и уплотнения. При работе устройства импульсы давления рабочей среды, возникающие в полостях цилиндра, воздействуют непосредственно на подвижные уплотнения штока, что приводит к их ускоренному износу и снижению надежности и ресурса устройства.
Наиболее близким по технической сущности является эластомерный амортизатор (Патент РФ RU 2150620 С1, 7 F16F 5/00. Эластомерный амортизатор / Анджей Хмелевский и д.р. (PL) — №98103295/28; Заявлено 1998.02.26; Опубликовано 2000.06.10.), содержащий полый корпус, заполненный эластомером, шток с поршнем и подвижное уплотнение штока. При работе устройства импульсы давления эластомера, возникающие в полости корпуса при сжатии амортизатора, воздействуют непосредственно на подвижное уплотнение штока, что приводит к его ускоренному износу и снижению надежности и ресурса амортизатора.
Заявленное изобретение направлено на повышение надежности и увеличение ресурса амортизатора за счет уменьшения нагрузок, воздействующих на подвижное уплотнение штока и шток.
Решение поставленной задачи достигается тем, что в амортизатор, содержащий полый корпус, шток, установленный с возможностью осевого перемещения, и подвижное уплотнение штока, введено дополнительное уплотнение штока, отделенное от подвижного уплотнения штока кольцевой канавкой, а в корпусе выполнены дополнительные полости, сообщающиеся с кольцевой канавкой. В дополнительных полостях установлены высокосжимаемые, например, газонаполненные, упругие элементы. Одна или несколько дополнительных полостей сообщаются с полостью корпуса посредством обратного клапана.
Амортизатор показан на фиг.1, на фиг.2 показан разрез А-А с фиг.1, на фиг.3 показан выносной элемент Б с фиг.1, где 1 — корпус с крышками, 2 — шток, 3 — подвижное уплотнение штока, 4 — дополнительное уплотнение штока, 5 — дополнительные полости, 6 — упругие элементы, 7 — обратный клапан, 8 — полость корпуса.
Шток 2 установлен в корпусе 1 с возможностью осевого перемещения. В передней крышке корпуса 1 установлено подвижное уплотнение 3. Между подвижным уплотнением 3 и полостью корпуса 1 установлено дополнительное уплотнение 4, отделенное от подвижного уплотнения 3 канавкой. В передней крышке корпуса 1 выполнены дополнительные полости, сообщающиеся с канавкой, разделяющей уплотнения 3 и 4. Часть дополнительных полостей 5 сообщается с полостью корпуса посредством обратного клапана 7.
При работе амортизатора шток 2 перемещается, сжимая эластомер, и давление в полости 8 корпуса 1 растет. Давление эластомера воздействует на дополнительное уплотнение 4 и за счет упругой деформации дополнительного уплотнения 4, а также за счет возможных утечек эластомера через него, передается на подвижное уплотнение 3. Поскольку между дополнительным уплотнением 4 и уплотнением 3 расположена канавка (коллектор), сообщающаяся с дополнительными полостями 5, снабженными высокосжимаемыми упругими элементами 6, выполняющими функцию ресивера, за время двойного хода штока 2 давление из полости 8 корпуса 1 передается на подвижное уплотнение 3 лишь частично. Таким образом, высокое давление эластомера, возникающее в полости 8 корпуса 2 во время удара, распределяется между дополнительным уплотнением 4 и уплотнением 3. Уплотнение 3, от износа которого зависит утечка эластомера из амортизатора, работает в более легких условиях, и соответственно его ресурс и ресурс амортизатора в целом увеличивается. При возврате штока 2 в исходное состояние давление эластомера в полости 8 корпуса 1 падает примерно до уровня зарядного давления и избыток эластомера, образовавшийся в дополнительных полостях 5 за время удара, перетекает через обратный клапан 7 в полость корпуса 8 (при использовании в качестве дополнительного уплотнения одностороннего уплотнения, например, шевронного, дополнительное уплотнение само выполняет функции обратного клапана и клапан 7 не требуется). Давления эластомера в полости 8 корпуса 1 и дополнительных полостях 5 восстанавливаются до зарядного давления.
Читайте также: Цветовая маркировка пружин амортизаторов
В предлагаемом амортизаторе импульсы давления, возникающие в полости корпуса 1 при ударах, воспринимаются дополнительным уплотнением 4. Подвижное уплотнение 3 штока 2, определяющее утечки эластомера из амортизатора и, соответственно, его надежность и ресурс, защищено от воздействия импульсов высокого давления даже при появлении утечек в дополнительном уплотнении 4 и его работе в проточном режиме.
1. Амортизатор эластомерный, содержащий полый корпус, шток, установленный с возможностью осевого перемещения, и подвижное уплотнение штока, отличающийся тем, что в него введено дополнительное уплотнение штока, отделенное от подвижного уплотнения штока кольцевой канавкой, а в корпусе выполнены дополнительные полости, сообщающиеся с кольцевой канавкой.
2. Амортизатор эластомерный по п.1, отличающийся тем, что в дополнительные полости установлены высокосжимаемые, например газонаполненные, упругие элементы.
3. Амортизатор по п.1, отличающийся тем, что одна или несколько дополнительных полостей сообщаются с полостью корпуса посредством обратного клапана.
Видео:Основные настройки амортизационной велосипедной вилкиСкачать
Велосипедные амортизаторы: разновидности и их настройка
8 минут Автор: Михаил Скворцов 2501
Популярность двухколесного транспорта с каждым годом продолжает неуклонно расти. Появляются новые модели и совершенствуются уже существующие. Большим спросом стали пользоваться велосипеды для использования в специфических условиях: езда без дороги, пересеченная местность, прыжки через препятствия. В конструкцию включены специальные элементы – амортизаторы, которые позволяют многократно эксплуатировать байк и не испытывать дискомфорта при передвижении.
Видео:Зачем нужны амортизаторы на велосипеде | Есть ли от них польза?Скачать
Для чего нужны амортизаторы
Традиционно амортизаторы для велосипедов состоят из рессор (пружины) и демпфера. Пружины, как более мощный элемент, позволяют снижать ударные нагрузки на раму и велосипедиста при движении по неровностям на высокой скорости. К функциям демпферов относятся гашение колебаний и стабилизация положения. Нужно отметить, что демпфирующая система выступает в качестве дополнительной и устанавливается не на все типы амортизаторов.
Первоначальная установка проводится на горные велосипеды и байки со спортивным уклоном. К примеру, в соревнованиях по даунхиллу велосипедисту требуется быстро проехать трассу, усыпанную камнями, имеющую кочки и ямы. Нередко приходится подпрыгивать в воздух для перескока высокой преграды.
Наоборот, амортизаторы не монтируются на дорожные и шоссейные велосипеды, так как они предназначены для движения по асфальту, и не подходят для поездок по пересеченной местности. Хотя велосипедисты иногда могут самостоятельно их ставить для повышения комфорта при езде по неровным дорогам.
Видео:Амортизационные вилки. Как работает ВНУТРИ за 10 минут! ПРОСТО про демпфер, пружину и др / ЛАЙФХАКИСкачать
Разновидности
В большинстве случаев системы устанавливаются в передней части велосипеда и носят название амортизационной вилки. Название говорит само за себя: устройство гашения ударов и колебаний расположено в части рамы, к которой крепится переднее колесо. Существует несколько типов передних амортизаторов:
- Жесткие пружинные.
- Пружинные с эластомерным демпфером.
- Воздушные.
- Масляные.
К первому виду относятся самые простые и дешевые устройства. Состоят они из жестких металлических пружин, встроенных в ноги велосипедной вилки. Пружины таких амортизаторов не дополнены демпфером, из-за чего они неэффективны при движении по пересеченной местности. Зато активно используются на дорожных великах для комфортности.
Пружинно-эластомерные амортизаторы включают в себя жесткую металлическую рессору и резиновый демпфер, расположенный по центру вилочной трубы. Такой тип намного лучше гасит колебания, по сравнению с предыдущим, и может активно применяться при движении по мелким и средним неровностям. К существенному недостатку эластомерных амортизаторов относится низкая холодостойкость резинового демпфирующего штыря: при понижении температуры способность гасить колебания существенно снижается.
Высокой эффективностью, по сравнению с пружинными, обладают воздушные амортизаторы. В качестве смягчителя ударов и гасителя колебаний применяется воздух, закачиваемый внутрь вилки. Недостатки: ухудшение уплотнительных свойств манжет и пропускание воздуха, а также высокая цена на вилки.
Масляные амортизаторы делятся на две подгруппы: масляно-воздушные и масляно-пружинные. «Пружиной» на них служат накачанный в велосипедную вилку воздух и стальная рессора, соответственно. В качестве демпфера используется картридж, наполненный маслом.
Широко распространен и другой вид амортизаторов – задний, который устраняет остаточные силовые воздействия ведущего колеса. Большая часть ударных нагрузок все-таки приходится на переднее колесо, поэтому системы амортизации сзади применяются в качестве дополнительных. По конструкции они схожи с передними. Велосипед с двумя амортизаторами называется двухподвесным.
Видео:Велосипед как регулировать амортизатор.Велосипед как разобрать амортизатор.Амортизатор велик разборСкачать
Методы настройки амортизационной системы
Регулировка амортизаторов может проводиться несколькими способами:
- Настройка гибкости пружины.
- Изменение скорости сжатия и возврата пружины в исходное положение.
- Блокировка хода.
- Регулировка ходового расстояния пружины велосипедной вилки.
Настройка жесткости и подвижности амортизационной пружины предполагает изменение стойкости к внешним воздействиям и подбор оптимальной характеристики. Так, чем жестче пружина, тем хуже она сопротивляется ударам при движении. В ослабленном состоянии амортизатор будет постоянно «скакать», а на серьезных препятствиях может и вовсе пробиться.
Читайте также: Амортизаторы от явы размеры
Подбор скорости отскока и сжатия позволяет подстроить амортизационную систему под конкретные условия передвижения: горная тропа, лесная дорога, полное бездорожье с камнями и ямами. Вместе с настройкой скорости применяется и нивелирование длины хода велосипедного амортизатора: так добавляется или убирается запас расстояния, в пределах которого может двигаться пружина. Делается это с целью уменьшения износа рессоры при длительной эксплуатации.
Блокировка хода – это «отключение» смягчающей способности. Пружина делается жесткой и неспособной к деформации. Целесообразно применять на ровном асфальте, где нет необходимости гасить удары.
Видео:Почему НЕ РАБОТАЕТ ДЕШЕВАЯ амортизационная ВИЛКА для велосипеда. Зачем она нужна?Скачать
Самостоятельная разборка и ремонт амортизаторов
Амортизационная система требует периодического обслуживания, а в случае ухудшения работы – осмотра и ремонта. И в том, и в другом случае потребуется снятие вилки с велосипеда. Но, прежде чем приступить к описанию этого процесса (а он, кстати, несложный), отметим некоторые особенности обслуживания.
Особого внимания требуют масляные и воздушные вилки:
- Замена масла в картриджах через 4-5 тыс. км пробега.
- Чистка, смазка и проверка сальников на течь через 100-150 км.
- Еженедельная проверка манжет на пневматических вилках.
- Осмотр внешней поверхности на сколы и трещины.
Последний пункт применим и к обычным пружинным или эластомерным амортизационным вилкам. Также время от времени потребуется менять полимерный демпфер.
Чтобы снять и разобрать вилку, переворачиваем велосипед вверх колесами, демонтируем ободной тормоз и снимаем переднее колесо. Далее вытаскивается рулевой вынос и труба. После этого аккуратно снимается опорное кольцо и вынимается сама вилка. Для извлечения пружины потребуется открутить болты регулировки силы, а затем снять демпфер.
При помощи обычной отвертки извлекаем уплотнители (пыльники или сальники), затем вытаскиваем полностью весь амортизатор. Переборка деталей заключается в тщательном осмотре, чистке, смазке и замене некоторых элементов. В среднем, разборку вилки следует проводить раз в сезон. Установка переднего амортизатора и вилки на велосипед проделывается в обратном порядке.
Периодического осмотра требует и задний амортизатор. Стандартное обслуживание заключается в периодической смазке и очистке составных частей. Рекомендуется применять для подвески густые высокотемпературные смазки. Очищать поверхность пружин и демпфирующего элемента следует по необходимости.
Длительная эксплуатация сбивает ходовое расстояние амортизаторов, поэтому необходимо периодически подтягивать пружины, настраивать скорости компрессии и отскока. Во избежание снижения чувствительности пружины к ударам рекомендуется проводить настройки поэтапно: сначала подобрать скорость сжатия, проверить при движении, а затем отрегулировать скорость отскока.
Не стоит пренебрегать амортизирующей системой в неисправном состоянии. Это не только доставит неудобства при движении, но и будет способствовать ухудшению ходовых характеристик велосипеда – есть риск погнуть колеса или повредить раму. Самостоятельную разборку подвесок следует проводить в том случае, если есть уверенность в их последующей сборке. В противном случае лучше будет ничего не трогать, а за ремонтом обратиться к специалистам.
Видео:Как работают амортизаторыСкачать
Подседельная амортизация
Еще одним вариантом амортизации является демпфирующий штырь под седлом. Такие устройства могут устанавливаться как дополнения к уже имеющейся системе гашения ударов либо для повышения комфортности езды на велосипедах без амортизаторов. Подседельные штыри представлены двумя типами: телескопические и параллелограммные.
Телескопические штыри, собственно, сами и есть амортизаторы. В подседельной трубе расположена противоударно-демпфирующая система: внутренняя труба, в полости которой находятся упругая пружина с резиновым демпфером. При наскоке на дорожные неровности амортизатор «ходит» вертикально внутри трубы, благодаря чему гасятся вертикальные колебания.
К существенному недостатку телескопического амортизатора относятся:
- Повышенное трение при длительном движении по неровной дороге.
- Противодействие ударам и колебаниям только по оси штыря.
- Проседание пружин и седла.
Все это подтолкнуло к изобретению другого типа подседельного амортизатора – параллелограммного. Конструкция такого устройства представлена следующими элементами:
- Подседельная труба.
- Рычаги, закрепленные на шарнирах.
- Резиновый демпфер, который помещен между рычагами.
На амортизаторах такого типа седло смещается по плавной дуге благодаря сжатию эластомерного элемента. Ход параллелограммных штырей ниже, чем у телескопических, зато они отличаются большей долговечностью и стойкостью к мелким кочкам.
И тот, и другой тип амортизаторов требуют регулировки под вес велосипедиста, что дает возможность ему срабатывать там, где необходимо. В противном случае передвижение будет некомфортным, к тому же, возрастает риск повредить раму.
- Свежие записи
- Нужно ли менять пружины при замене амортизаторов
- Скрипят амортизаторы на машине что делать
- Из чего состоит стойка амортизатора передняя
- Чем стянуть пружину амортизатора без стяжек
- Для чего нужны амортизаторы в автомобиле
📸 Видео
КАК НАСТРОИТЬ ПОДВЕСКУ НА ВЕЛОСИПЕДЕСкачать
Работа нового и старого амортизатора который прошёл 210 000Скачать
Дубовая вилка. Как можно смазать вилку велосипеда не разбираяСкачать
Настраиваем preload вилки. Для чего он нужен?Скачать
Заправка Амортизаторов,Газ Азот,как вам такой ремонт? https://t.me/romanavtov мой телеграммСкачать
Амортизатор: устройство и неисправности. Курсы ИЦ СМАРТ ecSmartСкачать
Лайфхак. Регулировка амортизатора подручным инструментом.Скачать
Амортизатор прямо в выносе?😳Скачать
Как проверить амортизатор на работоспособность,или простейший способ определить неисправность.Скачать
Лада XRay амортизаторы TORRСкачать
Насадки для ремонта амортизаторов Подробно в комментариях !Скачать