В поршневых двигателях с цепным приводом газораспределительного механизма обязательно присутствуют такие детали, как натяжитель цепи и башмак натяжителя. О том, что такое башмак натяжителя, зачем он нужен, каких типов бывает и как устроен, а также о верном выборе и замене башмаков — читайте в статье.
- Что такое башмак натяжителя
- Типы, конструкция и особенности башмаков натяжителей
- Расположение и количество башмаков натяжителей в двигателях
- Вопросы подбора и замены башмаков натяжителей
- Что такое башмак натяжителя цепи? Как он заменяется? Где применяется?
- Что такое башмак натяжителя цепи и какую роль он выполняет в двигателе?
- На каких автомобилях используется башмак натяжителя?
- Как заменить башмак натяжителя цепи?
- Что такое башмак цепи ГРМ?
- Для чего нужен?
- Особенности конструкции
- Неисправность элемента
- Техническое обслуживание
- Башмак натяжителя ВАЗ
- Назначение башмака натяжителя цепи
- Типы и конструкция башмаков натяжителей
- Вопросы обслуживания и замены башмаков натяжителей автомобилей ВАЗ
- 📽️ Видео
Видео:Шестеренчатый башмак. Артефакт из СССР! Плюсы и минусы. А на однорядку?Скачать
Что такое башмак натяжителя
Башмак натяжителя — компонент натяжного устройства цепи газораспределительного механизма поршневых двигателей внутреннего сгорания; металлическая или пластиковая деталь, передающая и распределяющая нагрузку от натяжного устройства на цепь ГРМ с целью обеспечения необходимой степени ее натяжения.
В двигателях внутреннего сгорания привод газораспределительного механизма (ГРМ) реализуется с помощью ременной или цепной передачи от коленчатого вала. Для нормальной работы привода ГРМ необходимо, чтобы ремень или цепь имели определенную степень натяжения, в противном случае возможно самопроизвольное изменение фаз газораспределения. В цепных приводах ГРМ эта задача решается натяжным устройством (или просто натяжителем), усилие от которого на цепь передается через специальную деталь — башмак.
На башмак натяжителя возлагается три основных функции:
- Передача усилий от толкателя натяжного устройства на ветвь приводной цепи;
- Равномерное распределение усилия от толкателя натяжителя по ветви цепи (что обеспечивает снижение интенсивности ее износа);
- Предотвращение вибраций ветви цепи (башмак выступает в роли успокоителя).
Башмак натяжителя является критически важной деталью для работы всего привода ГРМ, поэтому при любых поломках и выработке ресурса он должен подвергаться замене. Но прежде чем покупать новую деталь, следует разобраться в существующих типах башмаков, их конструкциях и особенностях работы.
Видео:ГРМ на башмаках или подшипниках?Скачать
Типы, конструкция и особенности башмаков натяжителей
Используемые сегодня в цепных приводах ГРМ башмаки натяжных устройств делятся на две больших группы:
Скользящие башмаки наиболее просты по конструкции — это цельная или составная деталь в виде дуги с большим радиусом кривизны, на внешней (выпуклой) поверхности которого выполнена площадка для скольжения ветви цепи. На одном конце башмака располагается проушина или петля под крепежный болт, с помощью которого деталь шарнирно монтируется непосредственно на блок двигателя или специальный кронштейн. У противоположного края башмака, с внутренней стороны (вогнутой) предусмотрен подпятник для упора толкателя натяжного устройства.
Скользящие башмаки бывают нескольких конструктивных типов:
- Металлические с антифрикционной накладкой;
- Пластиковые цельнолитые;
- Пластиковые составные.
Металлический башмак натяжителя с резиновой накладкой
Пластиковый башмак натяжителя
Пластиковые башмаки натяжителя с металлическими подпятниками
Классическими являются металлические башмаки натяжителей, которые сегодня можно встретить на автомобилях ВАЗ «Классика» и многих других. Такой башмак состоит из стальной штампованной дуги, с одной стороны которой выполнена петля для шарнирного крепления, а в качестве подпятника используется приклепанный или приваренный уголок. Для повышения жесткости конструкции с вогнутой стороны башмака отогнуты два невысоких борта (ребра жесткости). На выпуклой стороне детали нанесено антифрикционное покрытие — слой резины или пластика толщиной несколько миллиметров.
Более современные металлические башмаки изготавливаются методом объемной штамповки или литья из различных стальных сплавов, а также из алюминиевых сплавов. Для повышения жесткости в детали предусмотрены ребра жесткости, в отверстии под крепежный болт устанавливается стальная втулка, а подпятник может выполняться в виде износостойкой полимерной накладки.
Пластиковые цельнолитые башмаки, как можно понять по названию, изготавливаются из пластмасс с высокой устойчивостью к износу методом литья под давлением. Конструктивно это та же дуга с большим радиусом кривизны и гладкой рабочей (выпуклой) поверхностью и проушиной для крепежного болта. В теле детали могут формироваться ребра жесткости. Чаще всего в качестве материала для изготовления таких башмаков используются полиамиды различных типов (PA6, PA66, они же нейлон и капрон). В некоторых пластиковых башмаках используются стальные подпятники и вставные втулки под крепежный болт.
Пластиковые составные (композитные) башмаки натяжителей в целом повторяют описанную выше конструкцию, однако их основание изготавливается из обычных видов пластика, а выпуклая поверхность покрывается слоем износостойкой пластмассы. Также в детали может устанавливаться втулка под крепежный болт и металлический подпятник для штока натяжного устройства.
Шестеренчатые башмаки имеют более сложную конструкцию. Основу узла составляет металлический кронштейн, с одной стороны которого выполнено отверстие под крепежный болт, а с другой располагается шестерня (звездочка) на своем шариковом или роликовом подшипнике. Шестерня может быть одно- и двухрядной в соответствии с используемой в приводе ГРМ цепью. Такие башмаки обладают значительным ресурсом и могут годами служить без износа, однако для них характерен повышенный уровень шума и более интенсивный износ цепи из-за концентрации нагрузки от натяжителя в одной точке (в месте контакта шестерни с цепью). Шестеренчатые башмаки сегодня можно встретить на отечественных моторах ЗМЗ-405, 406, 409, 512 и некоторых других.
Читайте также: Ремонт мотора печки бмв е39
Видео:Что звенит в моторе Ваз классика? Ставим башмак с шестерней. Carb_on GarageСкачать
Расположение и количество башмаков натяжителей в двигателях
Башмаки всех типов располагаются у одной ветви цепи привода ГРМ (обычно у левой, при взгляде на переднюю часть двигателя). Деталь шарнирно монтируется на переднюю стенку блока двигателя или специальный кронштейн. Выпуклая сторона башмака или шестерня упирается в ветвь цепи, а в подпятник упирается толкатель натяжного устройства — так обеспечивается передача и распределение усилия от натяжителя на цепь. На высоких оборотах коленчатого вала и на переходных режимах башмак, плотно прилегая к участку цепи, гасит ее вибрации, выступая в роли успокоителя.
В двигателях может использоваться различное количество башмаков натяжителей:
- Один башмак, работающий от одного натяжного устройства;
- Два башмака на одной ветви цепи, работающие от одного натяжного устройства;
- Два башмака на цепях привода ГРМ с промежуточным валом, работающие от отдельных натяжителей;
- Три и более башмака, работающих от двух и большего числа натяжных устройств.
Наиболее часто используется схема с одним натяжным устройством и одним башмаком, который обеспечивает натяжение единственной приводной цепи. В некоторых двигателях с цепью большой длины или двумя цепями используется два башмака — верхний и нижний, которые работают от одного натяжного устройства с двумя штоками. Также широкое распространение получили и двигатели, в которых привод ГРМ реализован с помощью двух цепей и промежуточного вала — в таких агрегатах у каждой цепи имеются собственные натяжители и, соответственно, башмаки (которые тоже называются верхним и нижним). В более сложных конструкциях могут использоваться три и более башмаков, однако к такому решению прибегают редко.
Видео:Теория ДВС: Шестерёнчатый башмак 2101-2107Скачать
Вопросы подбора и замены башмаков натяжителей
Башмаки натяжных устройств работают в сложных условиях, подвергаясь износу, воздействию высоких температур, вибраций, агрессивных сред и других негативных факторов. Со временем детали изнашиваются и не могут нормально выполнять свои функции — в этом случае требуется их замена. О необходимости замены башмака свидетельствует повышенный шум со стороны привода ГРМ: изношенный или поврежденный башмак имеет меньшую толщину, поэтому даже при полном выдвижении штока натяжного устройства цепь все равно ослаблена, отчего возникают вибрации и характерный шум.
На замену следует брать только те детали, которые рекомендованы производителем силового агрегата. В двигателях новых автомобилей необходимо использовать башмаки только определенных каталожных номеров, установка деталей других типов может привести к потере гарантии. На возрастных двигателях допускается применение башмаков различных типов и моделей, главное, чтобы они имели определенные размеры и геометрию. Например, на двигатели ВАЗ «Классика» можно устанавливать стальные башмаки старого образца или пластиковые башмаки нового образца. А на некоторых силовых агрегатах различных марок автомобилей применяется одна-две модели башмаков, которые являются полностью взаимозаменяемыми.
Замена башмака натяжного устройства цепи требует значительных затрат времени, так как для доступа к приводу ГРМ в большинстве двигателей приходится демонтировать детали привода агрегатов и вентилятор, а затем снимать переднюю крышку. Сама замена башмака требует только выкручивания одного болта, демонтажа старого башмака и установки новой детали. Обычно после замены башмака каких-либо регулировок выполнять не требуется. Данные операции следует выполнять в соответствии с инструкцией по ремонту транспортного средства, а при неуверенности в своих силах — доверять работу специалистам.
При верном выборе и правильной замене башмака натяжителя цепи привод ГРМ будет функционировать надежно и эффективно на всех режимах работы двигателя.
Видео:Башмаки грм змз 405 406 409Скачать
Что такое башмак натяжителя цепи? Как он заменяется? Где применяется?
Добро пожаловать!
Башмак натяжителя цепи, кто то об этой вещи слышит впервые а кто то уже и до этого имел с ним дело. Сегодня мы поговорим о том, что же такое башмак натяжителя цепи, какую роль он выполняет в двигателе, на каких автомобилях используется, а так же практически в самом конце стать вы узнаете о том, как заменить башмак на автомобиле.
Что такое башмак натяжителя цепи и какую роль он выполняет в двигателе?
Порой само название говорит за себя. В основном башмак обеспечивает натяжение цепи «ГРМ» при её работе, как на низких так и на высоких оборотах двигателя. Кстати за счет башмака цепь не болтается при езде, а сидит очень туго на звездочках, что позволяет автомобилю получить устойчивую работу двигателя. При износе башмака натяжителя цепи, первая проблема которая появляется у двигателя так это ослабевание цепи, что в свою очередь приводит к ускоренной поломке двигателя.
Читайте также: Мотор колесо для велосипеда комплект из китая
На каких автомобилях используется башмак натяжителя?
Он присутствует на всех автомобилях, на которых устанавливалась с завода вместо ремня «Газо-Распределительного Механизма» цепь «ГРМ». Чтобы подробнее узнать на каких автомобилях он установлен, заглянем для этого в историю «АВТО-ВАЗА» и узнаем какие же автомобили оснащались цепным приводом «ГРМ». А цепью по сути оснащались все автомобили классического семейства начиная с ВАЗ 2101 и заканчивая ВАЗ 2107. А так же цепью оснащалось большинство автомобилей семейства «Нива», ни считая модель «Шевроле-Нива FAM1» которая была с двигателем от «Опеля» и оснащалась ременным приводом «ГРМ». Все вышеперечисленные автомобили и оснащались башмаками натяжителя цепи, кроме конечно же «Шевроле-Нива FAM1».
Как заменить башмак натяжителя цепи?
Дополнительные видео материалы:
Если вы хотите узнать больше информации про башмак натяжителя цепи, то в таком случае полностью просмотрите интересный видео-ролик который приведён чуть ниже:
Примечание!
В видео ролике начиная с «0:14» сек. и заканчивая «3:40» мин. будет продемонстрирован самодельный башмак натяжителя, если вам это не нужно, то вы в любое время можете получить информацию про штатный башмак натяжителя цепи перемотав видео-ролик до «3:40» мин!
Видео:Замена:натяжитель,башмак,успокоитель и цепь ГРМ ВАЗ-2101Скачать
Что такое башмак цепи ГРМ?
Башмак предназначен для натяжения цепи ГРМ. Именно благодаря данному элементу цепь не болтается, а остается туго натянутой при любых оборота мотора. Это обеспечивает стабильную работу ДВС. Далее мы рассмотрим более подробно, что такое башмак цепи ГРМ, как он работает, а также обратим внимание на распространенные неисправности элемента.
Видео:Обзор башмака натяжителя ЗВезда и разбор мифовСкачать
Для чего нужен?
Данный элемент можно видеть на всех автомобилях, где вместо ремня ГРМ используется цепь. В конструкции авто башмак совместно с натяжителем выполняют сразу несколько функций:
- Поддерживают оптимальное натяжение цепи;
- Компенсируют недостаточно натяжение, если цепь растянута;
- Распределяют нагрузку от толкателя по участку цепи.
Натяжитель находится между шстернями коленвала и распредвала, а сам башмак – между натяжителем и цепью.
Видео:Башмаки БонТрейд через сорок тысяч километров. Отчёт.Скачать
Особенности конструкции
Детали делятся на несколько групп и подбираются в зависимости от модели машины. Различаются они по материалу изготовления:
- Металлические с антифрикционным покрытием;
- Цельнолитые пластиковые.
Изначально данная запчасть имела металлическую основу. Позже появились высокопрочные пластиковые аналоги с ребрами жесткости.
Видео:Капиталка двигателя ВАЗ #башмак #натяжитель #цепьСкачать
Неисправность элемента
При запуске двигателя вы слышите сильно дребезжание? Одно из возможных причин – неисправность башмака. При износе данного элемента в первую очередь ослабевает цепь, и как следствие – составляющие двигателя изнашиваются быстрее.
Как понять, что причина именно в рассматриваемой детали? Если вы хотите провести диагностику своими силами, в первую очередь придется снять крышки распредвала. На этом этапе вы сможете визуально оценить состояние запчасти и при необходимости произвести ее замену. Это решит проблему.
Техническое обслуживание
В техобслуживании автозапчасть не нуждается, но со временем неизбежно изнашивается. Как правило, ломаются пластиковые составляющие: рабочая поверхность или накладки. В некоторых случаях элемент деформируется.
Вы подбираете запчасти для ремонта машины? Интернет-магазин «Техничка-Экспресс» обеспечит вас всем необходимым! В нашем каталоге вы найдете огромный выбор автозапчастей от проверенных производителей.
Видео:ЗМЗ 406 ускоренный износ башмаков ГРМ??..одна из возможных причин.Скачать
Башмак натяжителя ВАЗ
Цепь привода ГРМ, используемая на некоторых двигателях ВАЗ, нуждается в постоянном натяжении с определенным усилием — эта задача решается с помощью натяжителя. Передача усилия от натяжителя на цепь осуществляется башмаком — о башмаке натяжителя, его назначении, устройстве и замене читайте в статье.
Видео:Теория ДВС: Башмак натяжителя цепи ВАЗ-2101Скачать
Назначение башмака натяжителя цепи
На ранних моделях двигателей ВАЗ (2101 и 2103, устанавливаемые на все модели ВАЗ «Классика», а также 21213 и 21214, устанавливаемые на автомобили «Нива») используется цепной привод газораспределительного механизма, который имеет ряд неоспоримых преимуществ перед приводом на основе ремня. В частности, цепь снижает вероятность проскальзывания и нарушения фаз двигателя, она надежнее и долговечнее, позволяя реже выполнять техническое обслуживание ГРМ. Однако нормально работает такой привод только в том случае, если цепь имеет постоянное натяжение с определенным усилием. Эта задача решается с помощью системы из двух основных деталей — натяжителя цепи и башмака натяжителя.
Читайте также: Обкатка лодочного мотора сианова 5
Натяжитель и башмак натяжителя решают несколько задач:
— Обеспечивают оптимальное натяжение цепи ГРМ во всем диапазоне часты вращения коленвала;
— Компенсируют ослабление натяжения цепи при ее растяжении (в автоматическом режиме или при ручной регулировке);
— Равномерное распределение нагрузки от толкателя по участку цепи, снижая степень ее износа.
Натяжитель устанавливается со стороны восходящей ветви цепи между шестерней коленвала и шестерни распредвала. Между натяжителем и цепью находится подвижный башмак (имеет одну точку опоры и может качаться), который воспринимает усилие от натяжителя и распределяет его по цепи. Башмак натяжителя цепи играет важную роль в работе ГРМ, поэтому рассмотрим эту деталь подробнее.
Видео:Башмак натяжителя цепи ВАЗ 2103-07 СЭВИСкачать
Типы и конструкция башмаков натяжителей
На двигателях ВАЗ-2101, 2103, 21213/21214 всех модификаций используются башмаки натяжителей скольжения — цепь скользит по их поверхности, имеющей антифрикционное покрытие. Сегодня можно встретить два типа башмаков, отличающихся материалами изготовления:
— Башмаки старого образца — металлические с антифрикционным покрытием;
— Башмаки нового образца — пластиковые цельнолитые.
Башмаки натяжителя старого образца имеют крайне простое устройство. Основу детали составляет гнутая стальная пластина, на одном торце которой выполнена петля для монтажа на двигатель. С внешней (выпуклой) стороны на пластину нанесен слой пластика, которым башмак и скользит по цепи. С внутренней стороны, ближе к законцовке башмака, с помощью двух клепок крепится кронштейн — упор для натяжителя.
Башмак нового образа — это цельнолитая пластиковая деталь, имеющая дугообразную форму с отформованным кронштейном под упор натяжителя и петлей для монтажа на двигатель. Для повышения прочности и надежности в теле башмака выполняются ребра жесткости.
По применимости башмаки натяжителей делятся на несколько групп:
— Башмак типа 2101-1006090 — используется на двигателях ВАЗ 1200 и 1300. Отличительной деталью данного башмака является полукруглая выемка в верхней части кронштейна (упора толкателя);
— Башмак типа 2103-1006090 — используется на двигателях ВАЗ 1500 и 1600. Отличительной деталью башмака данного типа является полукруглая выемка в нижней части кронштейна (со стороны петли);
— Башмак типа 21213-1006090 — используется на двигателе ВАЗ-21213 (1700). Не имеет меток, отличается увеличенным размером;
— Башмак типа 21214-1006090 — современный пластиковый башмак, используемый на двигателях ВАЗ-21214 и некоторых других 1700.
Также в 1970-х годах выпускался универсальный башмак натяжителя, однако сегодня его найти невозможно.
Башмак натяжителя устанавливается под крышкой привода ГРМ, он монтируется на двигатель с помощью одного болта сложной формы, который одновременно играет роль оси. Такой болт обеспечивает надежный монтаж башмака, но при этом препятствует чрезмерной затяжке и заклиниванию детали в процессе работы.
Видео:Башмаки вместо звёздочек.Скачать
Вопросы обслуживания и замены башмаков натяжителей автомобилей ВАЗ
Башмак натяжителя в процессе эксплуатации не требует технического обслуживания. Однако с течением времени накладка башмака (или рабочая поверхность пластикового башмака) изнашивается и теряет свои характеристики, такой башмак уже не может обеспечить натяжение цепи с необходимым усилием и требует замены. О необходимости выполнить замену башмака свидетельствует характерный шум цепи, в запущенных ситуациях цепь и вовсе может проскакивать. Также следует выполнять замену башмака и в случае его деформации или механического повреждения (это обнаруживается только при ремонте или обслуживании двигателя, когда демонтируется крышка привода ГРМ).
Замена башмака натяжителя — не самая простая операция, поэтому к ней следует подходить ответственно. В общем случае работа выполняется в следующем порядке:
- Демонтировать с силового агрегата грязезащитный щиток;
- Снять ремень привода генератора;
- Демонтировать вентилятор в сборе с кожухом и электромотором;
- Демонтировать гайку крепления шкива коленвала, снять шкив;
- Ослабить крепление поддона со стороны привода ГРМ;
- Выкрутить болты крепления крышки привода ГРМ, аккуратно снять крышку (при этом следует отверткой поддеть крышку, чтобы ее нижняя кромка вышла из-под поддона);
- Выкрутить болт крепления башмака натяжителя, снять башмак;
- Установить новый башмак;
- Установить все снятые детали в обратном порядке.
После установки нового башмака следует выполнить регулировку натяжения цепи, что выполняется с помощью натяжителя.
При своевременной замене башмака натяжителя привод ГРМ автомобилей «классического» семейства ВАЗ будет работать уверенно и надежно, обеспечивая качественное функционирование двигателя в любых условиях.
- Свежие записи
- Чем отличается двухтактный мотор от четырехтактного
- Сколько масла заливать в редуктор мотоблока
- Какие моторы бывают у стиральных машин
- Какие валы отсутствуют в двухвальной кпп
- Как снять стопорную шайбу с вала
📽️ Видео
Башмак натяжителя цепи, шестеренчатый ВАЗ 2101, 2102, 2103, 2104, 2105, 2106, 2107 ver 2.0Скачать
Шестерёнчатый БАШМАК натяжителя цепи, где купить?? Маленький ОбзорСкачать
Башмак натяжителя цепи 406 ЗМЗСкачать
по какой причине ломает успокоитель цепи на классике и стерает цепью башмак ?Скачать
Шестеренчатый башмак натяжителя, И его проблеммыСкачать
Замена башмака ВАЗ ДВС 2101-011-03-06Скачать
Установка башмаков ГРМ "Бон-трейд" из серии "вечные" взамен звезд натяжителя цепи ЗМЗ-405, 406, 409.Скачать